Эпилог. Литературные практики. Январь 2021

Японский Сонет
.




Киммерийский (Крымский) сонет.

В одной из своих работ Светлана Еремина (Пискунова) заметила: «поэт, жаждущий быть, жить в настоящем, вынужден пребывать распятым между воспоминаниями о прошлом и иллюзорными надеждами на будущее». Это распятие не что иное как способ усложненного метафорического преображения внутреннего мира автора и противопоставление его миру окружающему.  Это распятие формирует содержание творчества, которое готово преодолевать любые ограничения, заполнять и преобразовывать любые замкнутые пространства. Творчество и результат творчества – это запечатленное в слове мгновение преодоления ограничения.

Киммерийский (крымский) сонет имеет все признаки (формальные ограничения) твердой формы, которые соответствуют всем канонам классического сонета. Как твердая строфическая форма, содержательное назначение которой – ритмико-строфическая организация повествования, она заставляет использовать по-новому все элементы поэтической техники: лексику, синтаксис, тропы, метафоры. Эта форма активно провоцирует диалоги строф, строк, синтагматических единиц в их симметричных и асимметричных соотношениях, в их антиномично развивающихся инвариантах, которые обогащены корреспондирующими отношениями жанрового прошлого, настоящего и (даже) будущего сонета.

Сонет и автор, это самостоятельные сущностные субъекты. Каждому дана своя жизнь, огонь, вода и медные трубы. У каждого есть свое предназначение и свой возраст в ограниченном временном контексте. Любой новый элемент, расширяющий сущностную природу творения, одновременно расширяет как границы восприятия, так и временные границы.  Любая разумная новация – это целый мир, субкультурная среда, нередко ориентированная на сравнительно небольшой круг «избранных», она элитарна по самой своей сути. Возможно поэтому в современном сонете преобладает болезненная напряженность чувств, перенасыщенность образной системы, тенденция к формалистическим изыскам. С одной стороны, это трудноуловимая и воспринимаемая лишь интуитивно мысленная связь между различными явлениями, тонко прописываемая автором, а с другой желание создать поэзию не доступную для непосредственного восприятия, требующую для ее понимания тематических знаний и своеобразной «гимнастики ума», рассчитанную лишь на немногих образованных ценителей.

Киммерийский (крымский) сонет находится на пересечениях трех квази-текстов: древней Киммерии, упоминаемой в Одиссее Гомера, исторических трудах Геродота (т.е. античной культуры), современного Крыма и литературного наследия Максимилиана Волошина. В истории древнего Крыма тавров и киммерийцев сменили скифы, потом пришли греки, сарматы, аланы. В 800-т летней истории Сонета на фоне итальянского, французского, английского исполинов появились безголовые, хвостатые, хромые «бесы», белые затворники и коломенские ходоки. И ничего страшного если на жемчужном перекрёстке на своей веретенной пятке примостится где-то рядом киммерийский толмач. Ведь это новая возможность использования трансляционного потенциала сонета через эволюцию жанра, в которой сонет в очередной раз проявляет способность к развитию через еще не изученные циклические образования, системно организованные в соответствии с реализацией содержательного потенциала и характером авторского замысла.


МАКСИМИЛИАН ВОЛОШИН


*** (фрагмент)

Как в раковине малой – Океана 
Великое дыхание гудит,
Как плоть ее мерцает и горит
Отливами и серебром тумана,

А выгибы ее повторены   
В движении и завитке волны, – 
Так вся душа моя в твоих заливах,

О, Киммерии темная страна,
Заключена и преображена
С тех пор как отроком у молчаливых

Торжественно-пустынных берегов
Очнулся я – душа моя разъялась,
И мысль росла, лепилась и ваялась
По складкам гор, по выгибам холмов…

…………………………………………………….. 6 июня 1918


ИЛЬЯ СЕЛЬВИНСКИЙ

***
И он погиб, огромный и косматый.
Пронзенный тьмой пернатого ножа,
Но в судорогах смертного охвата
Ладонью грудь подруги обнажал.

А к вечеру квадрига в римском флаге
Люцилию умчала в шумный лагерь
К палатке, где под шелком купола,

И претор Юлий в тоге над кольчугой
Среди солдат приветствовал супругу
За идеально выполненный план.

Матрона вышла ко всему глуха...
Любовник снился, мускус аромата
И красный мех его груди лохматой –
И был он тяжк и мощью выбухал.

………………………………………1920
_______________________________
Из деформированного венка сонетов «Бар Кохба»


ГИЙОМ ДЮ ВЕНТРЕ / ЮРИЙ ВЕЙНЕРТ

***  Живой ручей
…………………………………………Маркизе Л.

В сухих песках, в безжизненной пустыне
Из недр земли чудесный бьёт родник.
Как счастлив тот, кто жадным ртом приник
К его струе, к его прохладе синей!

И смерти нет, и старости не знают,
Где трав ковёр волшебный ключ ласкает…
Песком тоски, пустынею без края,

Извечной Агасферовой тропой
Бреду, гоним ветрами и судьбой.
К твоим губам прильну — и воскресаю.

Но горе мне! Испив нектар бессмертных,
Я, как Тантал, не знаю забытья:
Живой ручей, Любви источник светлый!
Чем больше пью, тем больше жажду я!

…………………………………………………1943-1947

_____________________________________
*Цикл сонетов был написан в лагере-заводе «Свободное» (ГУЛАГ), среди которых был и такой «неканонический» сонет.


И не стоит забывать о мнении Гаспарова М.Л.: Давно известно, что «по образцу традиционных твердых форм могут создаваться и новые, нетрадиционные. Однако для того, чтобы они ощущались в качестве таковых, нужно, чтобы такие стихи или производились сразу в большом однообразном количестве, или имели достаточно четкое и сложное строение, легко воспринимаемое как формальное задание. Лучше всего для этого годятся рефренные формы.», однако «чтобы утвердить любое открытие в природе стиха, русскому стиховеду нужно найти его у Пушкина».
Как же я люблю это высказывание Михаила Леоновича,
:)

И читайте подборки сонетов, составленные по результатам работы литературных практик (25 декабря 2020 – 25 января 2021):


http://stihi.ru/2020/12/27/3407 - Подборка № 1 – Рузский сонет (1)
http://stihi.ru/2020/12/27/3466 - Подборка № 2 – Рузский сонет (2)
http://stihi.ru/2020/12/28/2459 - Подборка № 3 – Рузский сонет (3)
http://stihi.ru/2020/12/28/7483 - Подборка № 4 – Киммерийский (Крымский) сонет (1)
http://stihi.ru/2020/12/28/7614 - Подборка № 5 – Приморский (Северный) сонет (1)
http://stihi.ru/2020/12/29/4014 - Подборка № 6 – Рузский сонет (4)
http://stihi.ru/2020/12/30/2852 - Подборка № 7 – Коломенский сонет (1)
http://stihi.ru/2020/12/30/2943 - Подборка № 8 – Киммерийский (Крымский) сонет (2)
http://stihi.ru/2021/01/02/7599 - Подборка № 9 – Киммерийский (Крымский) сонет (3)
http://stihi.ru/2021/01/02/7796 - Подборка № 10 – Киммерийский (Крымский) сонет (4)
http://stihi.ru/2021/01/02/7915 - Подборка № 11 – Киммерийский (Крымский) сонет (5)
http://stihi.ru/2021/01/07/5377 - Подборка № 12 – Киммерийский (Крымский) сонет (6)
http://stihi.ru/2021/01/07/5430 - Подборка № 13 – Киммерийский (Крымский) сонет (7)
http://stihi.ru/2021/01/08/3053 - Подборка № 14 – Рузский сонет (5)
http://stihi.ru/2021/01/08/3117 - Подборка № 15 – Приморский (Северный) сонет (2)
http://stihi.ru/2021/01/08/3294 - Подборка № 16 – Коломенский сонет (2)
http://stihi.ru/2021/01/12/6024 - Подборка № 17 – Киммерийский (Крымский) сонет (8)
http://stihi.ru/2021/01/12/6131 - Подборка № 18 – Киммерийский (Крымский) сонет (9)
http://stihi.ru/2021/01/12/6241 - Подборка № 19 – Коломенский сонет (3)
http://stihi.ru/2021/01/12/6422 - Подборка № 20 – Рузский сонет (6)
http://stihi.ru/2021/01/15/6929 - Подборка № 21 – Киммерийский (Крымский) сонет (10)
http://stihi.ru/2021/01/15/7042 - Подборка № 22 – Киммерийский (Крымский) сонет (11)
http://stihi.ru/2021/01/15/7176 - Подборка № 23 – Приморский (Северный) сонет (3)
http://stihi.ru/2021/01/21/3818 - Подборка № 24 – Коломенский сонет (4)
http://stihi.ru/2021/01/21/4358 - Подборка № 25 – Киммерийский (Крымский) сонет (12)
http://stihi.ru/2021/01/26/7889 - Подборка № 26 – Киммерийский (Крымский) сонет (13)
http://stihi.ru/2021/01/26/7975 - Подборка № 27 – Киммерийский (Крымский) сонет (14)
http://stihi.ru/2021/01/26/8083 - Подборка № 28 – Рузский сонет (7)
http://stihi.ru/2021/01/26/8248 - Подборка № 29 – Рузский сонет (8)
http://stihi.ru/2021/01/26/8312 - Подборка № 30 – Рузский сонет (9)
http://stihi.ru/2021/01/26/8476 - Подборка № 31 – Киммерийский (Крымский) сонет (15)
http://stihi.ru/2021/01/26/8582 - Подборка № 32 – Рузский сонет (10)
http://stihi.ru/2021/01/26/8669 - Подборка № 33 – Разное