Тур 2. Итоги. Комментарии

Часть 1. Итоги.

01 Полонина Ирина   Сенокос vs Надежда Моисеевская   Февраль.  7:0
http://stihi.ru/2013/06/28/7763
http://stihi.ru/2019/02/20/265

02 Хелена Фисои  Янтарная песенка vs Лора Круг В дом наш входят без спроса.  5:2
http://stihi.ru/2016/09/08/1200
http://stihi.ru/2015/10/19/10943
(С.Скловский, Т.Бондаренко, В.Ильин,Челябинск,С.Карцев   vs Т.Игнатова,А.Комиссаров)
      
03 Эдмар  Чудо vs Михаил Белоногов   Артек  6:1
http://stihi.ru/2021/05/24/8118
http://stihi.ru/2019/03/15/3732
(С.Скловский,  В.Ильин,Челябинск,С.Карцев, Т.Игнатова,А.Комиссаров vs Т.Бондаренко)

04 Ирина-Сова   А времечко спешит vs  Петр Петрушенко 2  В аппаратной кинотеатра  5:2
http://stihi.ru/2018/06/24/2609
http://stihi.ru/2010/03/31/672
(Т.Игнатова, В.Ильин,Челябинск, С.Карцев,А.Комиссаров vs С.Скловский,Т.Бондаренко)
               
05 Лето Лёля   Предощущение..vs Елена Анатольевна  Антонова  Долгое ожидание   4:3
http://stihi.ru/2020/12/07/6301
http://stihi.ru/2021/04/12/4773
(С.Скловский, Т.Игнатова, В.Ильин,Челябинск vs Т.Бондаренко, С.Карцев,А.Комиссаров)

06 Ольга Грубская  Горемыка vs Марта Солёная  Долгие проводы  2:5
http://stihi.ru/2019/10/17/1851
http://stihi.ru/2020/07/05/7031
(Челябинск,А.Комиссаров  vs С.Скловский, Т.Игнатова, В.Ильин, С.Карцев,  Т.Бондаренко)

07 Валентина Калёва  Узкоколейка vs Яна Яблоко   Начало  5:2
http://stihi.ru/2015/11/10/1012
http://stihi.ru/2021/06/25/261
 А.Комиссаров, С.Скловский, Т.Игнатова, В.Ильин,  Т.Бондаренко  vs    Челябинск,С.Карцев)               

08 Ольга Хворост  Обычный день vs Галиаскарова Елена Сказочное  6:1
http://stihi.ru/2015/11/07/11804
http://stihi.ru/2021/05/06/4782
(А.Комиссаров, С.Скловский, Т.Игнатова, В.Ильин,  Т.Бондаренко, Челябинск vs
С.Карцев)

09 Василий Толстоус  Вот и вышел век на стрежень.vs  Волков Владимир Велосипед желаний 3:4
http://stihi.ru/2021/01/05/717
http://stihi.ru/2020/03/17/7458
(,  Т.Бондаренко, Челябинск, Т.Игнатова vs А.Комиссаров, С.Скловский, В.Ильин,  С.Карцев)

10 Евгений Аксельрод   Рождение vs  Алёна Безпавлая  Деревянная роль 3:4
http://stihi.ru/2012/04/20/7075
http://stihi.ru/2019/12/02/4873
(Т.Бондаренко,С.Карцев,А.Комиссаров vs  Челябинск, Т.Игнатова, С.Скловский, В.Ильин)

11 Шабалина Людмила Ну-ка, отними! vs Алина Махолёт  Поздняя осень.3:4
http://stihi.ru/2020/02/15/6473
http://stihi.ru/2020/10/21/5659
(С.Скловский, Т.Игнатова,В.Ильин  vs  Т.Бондаренко,С.Карцев,А.Комиссаров Челябинск)

12.Сергей Хард   Дорожная история vs  Рикардо Эфт  Куда мне деться в этом январе?  4:3
http://stihi.ru/2013/10/17/885
http://stihi.ru/2021/02/01/7456
(С.Скловский, Т.Бондаренко,С.Карцев, Челябинск vs Т.Игнатова,В.Ильин,А.Комиссаров)

13 Александр Костерев  Ходики vs  Фидель Сагитов  Весна 1989  4:3
http://stihi.ru/2020/09/23/4181
http://stihi.ru/2021/03/23/9001
(С.Скловский, В.Ильин, С.Карцев, Челябинск vs Т.Бондаренко, А.КомиссаровТ.Игнатова)

14 Ольга Королева Ты снова мой. Вчера, идя с работы.. vs  Дмитрий Мальянц  Нильс   1:6
http://stihi.ru/2009/06/13/5916
http://stihi.ru/2021/06/05/5154
(В.Ильин vs  С.Скловский,  С.Карцев, Челябинск,Т.Бондаренко, А.Комиссаров,Т.Игнатова)

15 Николай Бошинцев  Лучше, чем я vs  Серафима 17 Как лучше…2:5
http://stihi.ru/2021/06/12/716
http://stihi.ru/2021/02/23/3911
(Т.Бондаренко,Т.Игнатова  vs  В.Ильин, С.Скловский,  С.Карцев, Челябинск, А.Комиссаров)

16 Александр Савостьянов  Ленинградская симфония vs Лана Юрина  Алыча  1:6
http://stihi.ru/2015/02/09/7121
http://stihi.ru/2020/11/18/8426
(С.Карцев  vs  Т.Бондаренко,Т.Игнатова,В.Ильин, С.Скловский,  А.Комиссаров,Челябинск)

                ================================


Часть 2.Комментарии


01 Полонина Ирина   Сенокос vs Надежда Моисеевская  Февраль 7:0
http://stihi.ru/2013/06/28/7763
http://stihi.ru/2019/02/20/265

Сергей Скловский:
Стихотворение "Февраль" я достаточно подробно комментировал в 1 туре, и его выход во 2 тур – это результат технического проигрыша соперника.

Увы, но и в этой паре оно однозначно уступает визави. Замечания остались те же, а автор так и не ответил ни на одно из них...
.

02 Хелена Фисои  Янтарная песенка vs Лора Круг В дом наш входят без спроса.  5:2
http://stihi.ru/2016/09/08/1200
http://stihi.ru/2015/10/19/10943
(С.Скловский, Т.Бондаренко, В.Ильин,Челябинск,С.Карцев   vs Т.Игнатова,А.Комиссаров)
 
Тимофей Бондаренко
   
Здесь я выбрал первый стих.
Чисто технически – второй стих с длиннющими строками звучит тяжеловесно.
Что не облегчено ни внутренней рифмой ни хотя бы выдержанной цезурой.
Правых-право – однокоренная рифма.
Очень неудачно построено начало. Вторая строка прочитанная после первой кажется выбивающейся из ритма строка
По содержанию – начало и конец автор позаимствовал у другого автора. Далеко не классика. Что уже само по себе не прибавляет плюсов стиху.
Начиная со второй строки – трудно разобраться в грамматике.
Паузой – сохраняют?
«Довольно-румяных» - при прочтении вслух неизбежно будет звучать «довлно румяных»
Беспардонность -  в затягивании пауз? ;
Правда – тут же о разговоре, который все «завязал в узел» - что бы это значило.
И вообще непонятно о ком речь «наше» - а почему смущение, если обычное дело для деревни.
И смелость – вроде тоже все как обычно.
Зачем вообще это поминается – что этим хочет сказать автор.
И зачем эти смущение и смелость «завязывать в узел разговора»?
«Согреваемся чашкою чая. А нас всё конфузит.»
Вроде согреваться гостям положено а не «нам»
Конфузит – уже 6 строчек – а о чем речь – так и неясно.
«Пролилось между нами так много вечерних дождей.»
Между кем? И что должна значить эта фраза?
Пока так и неясно даже место действия – это гости из деревни в городскую квартиру вломились?
Или сельские жители в избу к приехавшим на отдых городским жителям?
Если в городскую квартиру – то как туда в наше время без спроса войдешь?
А строгание на кухне московского салата – все же намек на город.
«Потакая гостям, и погоде, и памяти - сразу,» - малопонятная сентенция.
Ладно, салат гостям – вкусен будет, память – ну ладно – когда то строгали, а погоде он на финг?
«И почти забываем из прошлого старый разлад.»
- загадочная фраза. Что там и между кем произошло?
«Шашлыка неизменно любимый, густой аромат.»
Странно – бросились стругать салат, а нарисовался шашлык.
А  на улице вроде как дождь – не очень для шашлыка погода.
Обнаглевшие гости из деревни сами разливают коньяк и курят одну сигару скопом.
Так и остается загадкой, о чем и зачем все это написано.
---------------------------------
 

03 Эдмар  Чудо vs Михаил Белоногов   Артек  6:1
http://stihi.ru/2021/05/24/8118
http://stihi.ru/2019/03/15/3732
(С.Скловский,  В.Ильин,Челябинск,С.Карцев, Т.Игнатова,А.Комиссаров vs Т.Бондаренко)

Вячеслав Ильин:

В «Артеке» просто прекрасная концовка, блестящая.
Там под камушек Венера
прячет жёлтый башмачок…
Класс!
Но остальной текст – слишком уж стенгазетный и политкорректный набор штампов.


04 Ирина-Сова   А времечко спешит vs  Петр Петрушенко 2  В аппаратной кинотеатра  5:2
http://stihi.ru/2018/06/24/2609
http://stihi.ru/2010/03/31/672
(Т.Игнатова, В.Ильин,Челябинск, С.Карцев,А.Комиссаров vs С.Скловский,Т.Бондаренко)

   Челябинск:

Стихотворение «В аппаратной кинотеатра» начинается с неблагозвучного жужжаще-звенящего «Разложена здесь жизнь», при этом сразу понятно, что слово «здесь» в этой фразе играет роль ритмической подпорки, как и прочие местоимения в произведении. Ни одно из этих местоимений не является необходимым по смыслу – от удаления любого из них смысл не пострадает.
Несмотря на достаточно неплохие рифмы в первой половине, заканчивается стихотворение двумя совершенно банальными – «власть/часть» и «конца/отца».
Даже такой незатасканный сюжет не способен вытянуть технически не доведённые до должного уровня стихи.

               
05 Лето Лёля   Предощущение..vs Елена Анатольевна  Антонова  Долгое ожидание   4:3
http://stihi.ru/2020/12/07/6301
http://stihi.ru/2021/04/12/4773
(С.Скловский, Т.Игнатова, В.Ильин,Челябинск vs Т.Бондаренко, С.Карцев,А.Комиссаров)

Татьяна Игнатова:
Оба стихотворения написаны в  одинаковом размере: 5-ти стопный  ямб с опоясывающей схемой рифмовки. Удивительное совпадение, что облегчает задачу для арбитра. И сравнение не в пользу второго произведения, где перечислю следующие замечания по технике исполнения:
1) пиррихии «невЫносимым», «от бЕспокойства», «бЕсконечный». Интонационное ударение падает на слабую частицу НЕ.
2) фонетическое слипание и возникновение нежелательного разночтения из-за стыка Л-Л:  отвориЛ Ли  (отворили?)
3) рифма на –нье: созданье-наказанье.
4) неоднократно применено многоточие. Посередине строки одно приводит к нежелательному разночтению: «от беспокойства... лужи у крыльца». А разве такое бывает?
В стихотворении «Предощущение» много богатых образов, настолько интересных, что хочется перечитывать их снова и снова. Можно сказать - смаковать… И это главная причина, почему я именно ему отдала предпочтение в паре.
--------------------------------

Дарья Михайловна Майская

«Предощущение»...
Лёля Лето
 
Стихотворение написано строфой - катрен.
Пятистопный ямб. 10-11-10-11 - рифма опоясывающая, м-ж-ж-м.
Рифмы оригинальные, редко встречающиеся, красивые.
Технически стихотворение выдержано, соответствует Правилам
стихосложения. Поэтично, с применением тропа на высшем уровне.
Заявлено, как любовная лирика - соответствует любви в высшем её проявлении.
Технически выдержано.
Эмоциональное воздействие стихотворение большое, оставляет желание
читать и перечитывать, чтобы проникнуться, напитаться истинной поэзией.
…………………………………………………………………………………………..
 
«Долгое ожидание»
Елена Анатольевна Антонова 2
Стихотворение написано без разбивки на строфы, но это не лишает его
целостности восприятия, хотя  утяжеляет этот процесс и текст.
Пятистопный ямб, рифма опоясывающая, не всегда строгая: окна-воротА,
шлейф-змей.
Смещение ударений в словах ради сохранения метрики:
мокроЕ, ОборОтов, нЕизвестно, от бЕспокойства, так глУбоки, пО колено,
воротА - выделено для обозначения ударного звука - метрикой и так
выделяется правильно, нЕпременно, бЕсконечный, нА минуту.
Стихотворение исполнено смысла, глубоких переживаний, увлекает читателя.
Однако, техническое несовершенство даёт основание для предпочтения
оставить место первому номеру в паре. 

 

06 Ольга Грубская  Горемыка vs Марта Солёная  Долгие проводы  2:5
http://stihi.ru/2019/10/17/1851
http://stihi.ru/2020/07/05/7031
(Челябинск,А.Комиссаров  vs С.Скловский, Т.Игнатова, В.Ильин, С.Карцев,  Т.Бондаренко)

Соэль Карцев:
Долгим и ласковым быть обещало
Лето, да только закончилось скоро.
Осень унылая бродит печально
Вдоль неприступных казённых заборов.
Солнце, минуя черту горизонта,
Трётся щекой о худые коленки.
В мир, что зовётся запретною зоной —
Смотрит с надеждой чумазая Ленка.
Как неожиданно: Вдребезги счастье,
Жили б себе, ни о чём не тужили.
Больше не хочется в дом возвращаться:
Стали и взгляды, и стены чужими.
Тянет к родному незримою ниткой,
Призрачный мостик ничем не разрушить.
Не разглядеть  ни окна, ни калитки —
Наглухо заперты чёрствые души.
Здесь, у высоких заборов
безлюдно —
Плачь, сколько хочешь,
Срываясь до крика.
Вздрогнув, не сводит гнедая Малютка
Взгляд повлажневший:
«Поплачь, горемыка...»
 
**
Аэропорт. Погода портится.
И вместо сердца лоскуток.
Стою у мраморного бортика.
Ты улетаешь на Восток.
 
Глаза тяжёлые и влажные
Не подниму, не хватит сил.
Хочу сказать до боли важное —
Мне нужно, чтобы ты простил...
 
Упала пуговка-жемчужина
С рубашки цвета ячменя;
В один момент обезоружила,
Сковав неловкостью меня.
 
И, закрывая брешь ненужную,
Ты мне накинул палантин.
Мы завтра будем странно ужинать:
И я одна, и ты один.
 
Полгода станут сиротливыми;
Приходит ночь на смену дню.
Моими будешь жив молитвами.
За дом не бойся — сохраню.
 
Весной мы встретимся по-доброму,
На перекрёстке двух миров.
Слова, мне кажется, подобраны.
А, может быть, не надо слов.
 
Стихотворение, написанное по классической картине 19 века, больше напоминает классический фильм 20го века «Сталкер». У меня это вызвало некий диссонанс. Конечно, незримая связь животного и ребёнка чувствуется и в тексте, но для меня это мало, чтобы стихотворение состоялось. В первом туре отдал ему предпочтение за некоторую нотку загадочности но в противостоянии со стихотворением соперницы оно проигрывает. Там удачно раскрыта вечная тема разлуки и встречи и на заднем фоне ненавязчиво звучит музыка из фильма 21 века «Золушка с райского острова». Пускай мелодрама, но читать это было интересней, текст самодостаточный, а финал окончательно расставил все точки над i. Разве что палантин кажется ненужной деталью, явно для рифмы. Пуговка-жемчужина, если уж углубляться в детали, тоже небесспорна... Немного растянутое, но композиция более выдержана.


07 Валентина Калёва  Узкоколейка vs Яна Яблоко   Начало  5:2
http://stihi.ru/2015/11/10/1012
http://stihi.ru/2021/06/25/261
 А.Комиссаров, С.Скловский, Т.Игнатова, В.Ильин,  Т.Бондаренко  vs    Челябинск,С.Карцев)               

Татьяна Игнатова:

В этой паре мне нравятся оба произведения. Очень жаль, что одно не пройдёт дальше. Объясню свой выбор… Основная причина, немного испортившая впечатление (которое безусловно яркое от этого стихотворения)  выражение: «не поили дождь, а любви испили» - это как поить дождь? Может быть, наоборот: не поил их дождь, а любви испили? Мне показалась мысль не совсем продуманной. Логаэд – чёткий метр, а здесь много пиррихиев, есть слова, где ударения падают на окончания или приставку:
пахнущимИ, маревымИ, нечаянныЕ, Укачало.
Достаточно прямых грамматических рифм (включая банальные): дети-рассвете, забыли-испили, губами-словами, стаканы-романы, кадки-порядки.
Ещё смутила фраза: Я помню… Если учесть, что память младенца очень коротка, то память зародыша ещё короче… Хотя и имеются всякие теории, но это касается восприятия некоторых звуков, интонации и пр.
По этим причинам первое стихотворение мне показалось более убедительным в плане донесения мысли и замысла, включая технику исполнения.
 

08 Ольга Хворост  Обычный день vs Галиаскарова Елена Сказочное  6:1
http://stihi.ru/2015/11/07/11804
http://stihi.ru/2021/05/06/4782
(А.Комиссаров, С.Скловский, Т.Игнатова, В.Ильин,  Т.Бондаренко, Челябинск vs
С.Карцев)

Сергей Скловский:
И снова – пара с очень хорошими стихами. Читаю, перечитываю и радуюсь образам, рифмам, той лёгкости, с которой это всё написано....

Выбор одного из них оказался для меня непростой задачей. В конце концов решил выбрать первое стихотворение из-за последней строчки в «Сказочном». Мне всегда казалось, что для человека сон существует в двух состояниях: 1. собственно сон и 2. пробуждение. А здесь автор предложил доселе неведомое: «сон ... внезапно замер». Это представляется примерно, как зависание фильма в телевизоре. И поскольку со мной такого никогда не бывало, то вместе со Станиславским вынужден произнести: «Не верю...».

 

09 Василий Толстоус  Вот и вышел век на стрежень.vs  Волков Владимир Велосипед желаний 3:4
http://stihi.ru/2021/01/05/717
http://stihi.ru/2020/03/17/7458
(,  Т.Бондаренко, Челябинск, Т.Игнатова vs А.Комиссаров, С.Скловский, В.Ильин,  С.Карцев)

Вячеслав Ильин:
«Вот и вышел век на стрежень» можно было бы назвать: «Вот залез мужик на крышу». Первая половина текста не интересна, просто наполнитель, подготовка к серьёзному. Но она такая стандартная, что её бы сократить до пары строк – было бы классно. Ну, или уж обогатить чем-то уникальным и интересным. Вторая половина текста, особенно концовка очень даже неплохая, но всё-таки мою мысль заклинивает поведение героя. «Ты ведь жив ещё, не робот, ЗНАЕШЬ ТОЧНО, ЧТО ВАЖНЕЙ. ВСТАНЬ, ПОПРОБУЙ ВЛЕЗТЬ НА КРЫШУ…»  Нафига!? Это самое важное в жизни? Что это за поведение человека – не робота??? В чём тут человечность? Или это было из разряда «Притворись героем сказки»? Короче, половина стихотворения готовила-готовила читателя к кульминации, да так и не подготовила. Совет «побейся об стену головой» кажется не менее конкурентноспособным.
В сравнении с этой странной механикой, устройство «велосипеда желаний» в тексте соперника в разы интересней, оригинальней. смешнее и глубже как метафора.

Дарья Михайловна Майская
"Вот и вышел век на стрежень"

Стихотворение с глубокой философской жизненной
драмой. Побольше бы оптимизма. Нам его так не хватает...
Стихотворение не разбито на строфы, но они явно прослеживаются
четверостишиями с перекрёстной рифмой, чередованием
женской-мужской-женской-мужской рифм.
Четырёхстопный хорей даёт произведению ощущение движения.
Но есть и смещения ударений, что, конечно, нежелательно:
пОзабыть, тЕплоте...
И всё-таки, это призыв к действию. Настойчивый, указующий,
отрицающий бездействие...
...........................................
"Велосипед желаний"
 Жизненная философия, построенная на желаниииндивидуума катить на велОсипеде. Жаль велОсипед
достался не надёжный. Герой наивен: считал, что достаточно
не лгать, не убивать, не красть и будет счастье.
А ведь эти заповеди для всех, не для избранных, за их исполнение
не бывает награды. Надо что-то делать посерьёзней, важней.
Задачу автор не обозначил, к выводу не подвёл...
"Докрутить", а какой в этом смысл? Только дожить.
Стихотворение написано пятистопным ямбом.
Рифма опоясывающая, первый четвёртый стих (строчка) - мужская,
второй третий стих - женская.
Смещение ударений: велОсипед, зАкрутил, впЕреди, пОдворотни,
тАбаком, тЯжело, Остановишься, Отлегло, зАмедляет, прЕвращаются,
дОкрутить.


10 Евгений Аксельрод   Рождение vs  Алёна Безпавлая  Деревянная роль 3:4
http://stihi.ru/2012/04/20/7075
http://stihi.ru/2019/12/02/4873
(Т.Бондаренко,С.Карцев,А.Комиссаров vs  Челябинск, Т.Игнатова, С.Скловский, В.Ильин)

Челябинск

Стихотворение «Рождение» вызвало слишком много разнородных чувств.
Во-первых, для меня как врача, тем более акушера, рождение новой жизни всегда было чудом. Именно поэтому описание чего-то «ревуще-кричащего» несколько диссонирует с той нежностью, которая сопровождает рождение.
Во-вторых, не понятно как вписываются в описываемый  процесс некоторые аллегории.
Например, что означает эта строка, начинающаяся, вопреки правилам, с противительного союза: «Но тянет земля всё сильнее, сильнее», и что это за миг такой, после которого наступает «момент – и паденье в объятья планеты»?
Скомканным и неопределённым кажется окончание стихотворения. Кто такой этот «ты», к которому вдруг обращается автор, и какова причинно-следственная связь написанного с той уверенностью, про которую упомянуто в последней строке?
У меня сложилось впечатление, что автору не удалось иносказательно, но в то же время образно и метко, описать процесс, поэтому в последнем катрене он скомкал описание и закончил всё это кое-как.
 ================================
Дарья Михайловна Майская:

"Рождение"
Евгений Аксельрод
.....
Стихотворение написано строфой - катрен, рифма перекрёстная,
ж-м-ж-м.
Амфибрахий четырёхстопный. Без сбоев.
Нет смещений ударений в словах.
Стихотворение имеет название: Рождение.
Читаешь: полёт новорожденного, всё прекрасно!
"Но тянет земля всё сильнее, сильнее,"...
"Момент  – и паденье в объятья планеты!"
Планета принимает в свои объятия мёртвых.
Следовательно: рождение и смерть...
Если у читателя появилось сомнение, если присутствует неоднозначность,
тем более такая значительная по смыслу, её необходимо устранить.
"Рождение  –  словно прыжок с парашютом" - здесь тире не должно быть.
"словно" применяется в предложении в значении "как", а не подлежащее и сказуемое,
выраженные одной частью речи. Следовательно, надо ставить запятую.
И так во всех случаях применение тире, как знака препинания, не оправдано.
Кроме: "Момент  – и паденье в объятья планеты!" - здесь быстрая смена событий.
..........................................
"Деревянная роль"
Алёна Безпавлая
.........................................
Стихотворение(?) анализировать невозможно:
Каждый стих (строчка)- надуманное, изощрённо извращённое,
не имеющее ни смысла, ни исконного, ни современного понятийного значения.
Это просто стилистические измышления. Так,
"Ища свой ключ на связке общей мессы" - месса - центральная по значимости
служба у католиков. Автор, хотя бы, заковычил "мессу", указав читателю
на привнесённый им смысл и значение этого понятия.
"Да лапти прошнурованных мытарств"(?) - лапти не шнуруются,
мытарства тоже...
"Меняем глас на малый портатив," - портатив - малое переносное
устройство. Малый... малый - тавтология.
"Базилио - и тот, почти ослепший, -
Алисий друг, не знающий, что пеший
Он при дворе под лапой хитреца." - абсолютный набор слов, засоряющий
русский язык и профанация классического произведения для детей.



11 Шабалина Людмила Ну-ка, отними! vs Алина Махолёт  Поздняя осень.3:4
http://stihi.ru/2020/02/15/6473
http://stihi.ru/2020/10/21/5659
(С.Скловский, Т.Игнатова,В.Ильин  vs  Т.Бондаренко,С.Карцев,А.Комиссаров Челябинск)

Вячеслав Ильин:
Для меня оба стихотворения равны по качеству техники, но не равны по форме передаче смысла и глубины переживания. В стихотворении «Ну-ка, отними» гениально обыгран переход от названия конфет, к переживаниям детства – появляется объёмность, нотка юмора, не считая той трогательности, которая уже была.
А «Поздняя осень» сначала поражает прямотой создания ситуации. «С тех пор как умерла жена». Для меня это либо слишком топорно, либо гениально в своей рубленой правде. Переживания героя показаны сильно, очень даже неплохо. Но концовка, имхо, слишком карикатурная. Умерла жена – сумасшедший дом. Картина статичная, драма героя показана в застывшем виде, но почему он такой – неизвестно. Слишком инфантильный? Слишком сильная любовь? История вызывает чувства не столько мастерством автора, сколько использованием слишком сильных худсредств. Картина сильная «для глаз», но слабая для ума. Когда голливуд не хочет заморачиваться, они такие шаблоны тоннами лепят, чтобы получать надёжный среднестатистический отклик по публике.
 


Тимофей Бондаренко:

Первый стих проигрывает второму прежде всего по оригинальности.
Сюжет – вполне банальный. Счастливое детство.
Но  с какой-то ненужной политизированностью.
И странной концовкой – неужто кто-то собирается  отнимать вопоминания?!
Изложение далеко не безупречное.
Если через сито – то не луч, а лучи.
«Тонкий луч рисует арабески
на стекле, по памяти, в словах»
Не грузится картинка. О каком стекле речь? Если об оконном, то сито занавески находится после стекла, и проникнув сквозь сито, где рисуют лучи? (луч) Рисует по памяти – а это о чем? Луч что-то помнит?
Луч рисует в словах -??
И вообще-то в советское время будили не песней «с добрым утром», а гимном.
И чего тут торжественного… Ну воскресенье, ни у что?
«нирванный» - ну совсем неуместно для советских времен.
  «Втянешь воздух вкусный и нирванный,
будто втянешь мамино тепло,
И бежишь за хлебом и сметаной
на крестьянский рынок за углом.»
Первые две строки – какое-то странное сравнение. Что за втягивание маминого тепла?
И рынки тогда официально именовались «колхозный рынок», откуда крестьянский?
И странная привычка – хлеб на колхозном рынке покупать. Да и не припомню, чтобы он там продавался.
«сыть» - откуда это былинное слово на рынке?
Да еще в сочетании с «урвать»
Горсть конфет на сдачу – на рынке?!
«маячком означен» - невнятное выражение.
А в чем «кутерьма»-то? Ну поход за продуктами.
Особенно невнятна концовка.
Хотя сыплется песок- танцует – на носочках – за углом – девочка. Да еще пшеничный колосок.
Понавешано на бедную девочку черти чего. А что это должно значить – не очень понятно.
«В междустрочьях позывных советских
падают слова на лист зимы»
Что-то загадочное. Какие междустрочья у позывных?
( и не только советских, передача «с добрым утром» шла до середины 90-ых, да и зачем сюда политические нотки приплетать?)
И в этих междустрочьях что-то падает «на лист зимы».
Пояснение, что в междустрочьях не слова а ощущенья детства падают – не делают картинку яснее.
И неясно, кто там пытается отнять что-то падающее в междустрочьях.
.
Мне кажется, что вообще -  подобный стих - воспоминание о детстве не стоит снабжать  вычурными и не очень ясными конструкциями.
 
-------------------------------

12.Сергей Хард   Дорожная история vs  Рикардо Эфт  Куда мне деться в этом январе?  4:3
http://stihi.ru/2013/10/17/885
http://stihi.ru/2021/02/01/7456
(С.Скловский, Т.Бондаренко,С.Карцев, Челябинск vs Т.Игнатова,В.Ильин,А.Комиссаров)

Вячеслав Ильин:

В этой паре та же история, что и в предыдущей моей рецензии. Котёнок под колёсами автомобиля – очень уж архитепически беспроигрышный способ вызвать чувства читателя. Я считаю такие темы киношной манипуляцией, нечестностью, как в спорте применение допинга (хотя, конечно, такая ситуация могла реально произойти и автор мог писать по реальной своей истории, но уж слишком она картонная среди миллионов историй). Технически очень неплохо написано. Но опять, же, концовка, она же мораль – «всё в этой жизни зависит от нас» меня возмущает. Такой наивный позитивизм с претензией на грандиозность – мне такая философия кажется очень пошлой. Конечно, многое зависит от нас. А ещё должно очень повезти.
В тексте же, который я выбрал победителем, нет претензии на грандиозность. Есть потрясающе честное замешательство. Литературный герой обнаруживает себя действующим и чувствующим против своего же знания о себе! «Захочется мне в Питер. В Питер? Мне?!» Вот этой драме я верю. Это глубоко.



Соэль Карцев:

Стылый асфальт под колёсами стелется,
Осень уверенно давит на газ,
Судьбы людские - печальные мельницы,
Тенью бескрылой витают вдоль трасс.
 
Вёрсты российские - муза философам
Или поэтам, рифмующим "жисть"…
Вдруг… на дороге... малюсеньким островом,
Рыжий комочек – котёнок, кажись?!
 
Доли секунд… Нет... Пожалуй, их не было,
Стоп… аварийка… ремень на отлёт…
Кажутся вечностью полосы белые...
Мир начинает секундный отсчёт…
 
Что угораздило мелкого выскочить?
Кто наверху указал мне маршрут?
Мимо рычащих стосильных "опричников"
Двое… навстречу друг другу бегут…
 
Мы умудрились! Мы сделали главное!
На разделительной той полосе
Соединились большое и малое...
В этой истории выжили все!
 
Тёплый асфальт под колёсами стелется,
Осень беспомощно давит на газ,
Машут мне вслед окрылённые мельницы -
Всё в этой жизни зависит от нас...
 
**
 
Куда мне деться в этом январе,
Где даже Рождество не загостилось,
Где в слове «радость» полукруглый «рэ»
На угловатый «гэ» исправил стилос.
Где выдавил из комнаты квадрат
И арку входа, и проёмы света,
И биссектрисы каждого угла
Пересеклись во мне, и я – их центр.
 
Куда мне деться в этом январе,
Где вечное «поздняк» на циферблате,
Где снег напоминает крем-брюле,
Испачканное в угольной помаде.
Где маскарад – уже не карнавал,
Где снимок отложился негативом,
И в чёрной вьюге правят мрачный бал
Вороны белые и каркают ворчливо.
 
И вдруг так остро в этом январе -
Откуда взялся мой душевный голод? -
Захочется мне в Питер. В Питер? Мне?!
В сырой и прежде нелюбимый город?
 
Гляжу в окно и ясно понимаю:
Мне нужно в Питер. Без него – всё не
И прям сейчас, а не когда-то в мае:
Читать судьбу с листа – a livre ouvert.
 
Тяжёлый для меня выбор в этой паре. Витающие мельницы в «Дорожной истории» лёгкими не показались. Образ тут не работает. Далее поэты, которые почему- то рифмуют «жисть». Очень надуманно, очень для рифмы...
Котёнок-остров пусть и маленький... Интересно какой? Атолл Мамба-Ямба где-нибудь в Тихом океане? „Опричники“ какие-то... Почему это машины, с какого перепугу? Рифма рулит, а поэзия на обочине. Пафос тоже, так себе...
Но тут хотя бы понятно, о чём речь. О стихотворении-конкуренте этого не скажешь. Понятны только первые 4 строчки. Почему квадрат с его центром такие мрачныея, почему квадрат вообще априори мрачный?Чего там биссектрисы пересекаются? Какой такой поздняк-медляк? Снег мало затемнить крем-брюле ещё и угольную помаду для оттенка. Попробуй разберись... Потом вдоволь поигравшись с формами и цветами автор начинает играть с географией. В результате, настроенческое, само по себе, сиюминутное стихотворение разваливается в мозгу реципиента на какие-то кубики Лего. А поэзия это не конструктор. Это искусство изящной словесности. Короче, оба никакие, но «Дорожная история» хотя бы не путает силлогизмы с логикой.


13 Александр Костерев  Ходики vs  Фидель Сагитов  Весна 1989  4:3
http://stihi.ru/2020/09/23/4181
http://stihi.ru/2021/03/23/9001
(С.Скловский, В.Ильин, С.Карцев, Челябинск vs Т.Бондаренко, А.КомиссаровТ.Игнатова)

Вячеслав Ильин:
 «Весна» типичное стихотворение о чувстве собственной важности лирических героев. С важным видом ни о чём конкретно. «Решали нерешённые вопросы…» Звучит круто, но хоть бы один из ответов услышать. «Научил нас многому Афган» так хотя бы один вывод бы узнать, кроме бахвальства собой и обвинением других. Типа: «мы всё прошли, мы всё видали, мы потеряли друзей, каких вам не встретить, а пока мы сражались вы испортили тут страну». Хорошая мина при плохой игре это называется. Если человек признаёт, что был обманут и совершил ужасное – он не переживает себя мудрецом и героем (хотя может им являться). Если человек скорбит об утрате – он не меряется крутостью утраты или крутостью утраченного человека. Судя по концовке, главная мудрость, не высказанная вслух, правда, это – «мы не знаем этого мира, и не знали раньше, и теперь не знаем как жить». Вот это было бы пронзительно, честно и без растопыривания пальцев. Это было бы начало поэзии в этом тексте.


14 Ольга Королева Ты снова мой. Вчера, идя с работы.. vs  Дмитрий Мальянц  Нильс   1:6
http://stihi.ru/2009/06/13/5916
http://stihi.ru/2021/06/05/5154
(В.Ильин vs  С.Скловский,  С.Карцев, Челябинск,Т.Бондаренко, А.Комиссаров,Т.Игнатова)

Вячеслав Ильин:
В этой паре мой критерий тот же, что и в 12-й – чувство собственной важности лирического героя портит моё к нему отношение. Лирическая героиня Ольги Королёвой переживает одновременно собственную нелепость и надежду. Она не крутая. Она живая и честная. И её драма глубока и остра этой неопределённостью. И это я вижу как красоту.
А стихотворение про Нильса красиво написано, богато декорировано нерусскими именами, и даже вроде попытка разбавить пафос сказочного полёта драмой скучающего взрослого и сложностью веры в сказки. Но всё-таки основное ощущение у меня – что автор всё-таки пытается сохранить переживание своей волшебной крутости и причастности к Нильсу. А в красивую позитивную сказку, и в сильного сказочного себя верить гораздо приятнее, чем жить таким как есть на самом деле. И это для меня менее красиво.


Татьяна Игнатова:

Очень удачны оба произведения. С чем поздравляю авторов. Но тем не менее конкурс есть конкурс, и если сравнивать, то две последние удачные строки в первом всё-таки не могут сравниться с смысловым образным планом всего второго стихотворения. Ему и отдаю свой голос. Тем более, так совпало, что известная сказка про Нильса и гусей была мной в детстве зачитана «до дыр». А до того, как научилась читать, моя бабушка замучилась перечитывать её мне ночь. Спасибо автору за эту близкую тему. За этот полёт… Заключение не менее убедительно, чем в первом случае. В техническом плане отмечу, что рифмы в стихотворении «Нильс» несколько богаче, что тоже играет свою роль при выборе.

15 Николай Бошинцев  Лучше, чем я vs  Серафима 17 Как лучше…2:5
http://stihi.ru/2021/06/12/716
http://stihi.ru/2021/02/23/3911
(Т.Бондаренко,Т.Игнатова  vs  В.Ильин, С.Скловский,  С.Карцев, Челябинск, А.Комиссаров)

Соэль Карцев:

 
*
   Воробей ютится
            В кровле за стрехой.
            Я совсем не птица,
            Я сам-семь плохой.
 
            Утром хлеба крошку
            Брошу воробью
            И, быть может, кошку
            Я в душе убью.
 
            На друзей атаку
            Мирно завершу –
            Без затей собаку
            В сердце задушу.
 
            Не полезу спьяну
            В окна стилем "ню" –
            В мыслях обезьяну
            Ловко прогоню.
 
            Зло – такая малость,
            Выключу его...
            Глядь – и не осталось
            "Я" ни одного.
 
**
Что он сделал не так, кто знает?
Он хотел одного- как лучше:
Не прибились бы дети к стае,
Не впитали б характер сучий.
Были оба в него упрямы:
Кнут помог с юным буйством сладить.
А на полке пылился пряник,
Уходила из детства сладость.
Не любви он хотел в награду,
Не стремился отцом быть нежным.
Пусть жестоко, но знал – так надо,
Кто детей от беды удержит?
 
...Нынче редко зайдут, хоть рядом.
И сидят отчужденно, молча:
Сын в смартфоне гуляет взглядом,
В телевизор уткнулась доча.
Что-то сломано безвозвратно.
Кто на чувства решится первым?
И с бездумным, пустым азартом
Он себе оголяет нервы.
Разгоняет словесной пылью
Их застывший семейный ужин:
«Вот вы где у меня все были,
А теперь никому не нужен?
Эта - смотрит, а этот - строчит...
Старый стал я? Другим - помеха?
Пообщаться вам трудно очень?
Так могли бы совсем не ехать!»
 
Дверью хлопнет и знает точно:
Напряжение выйдет вздохом,
Разговоры начнутся громче,
И чуть позже раздастся хохот.
А ему что осталось? Годы
Одиноко горят закатом.
Темнота накрывает город,
Исчезает огнём за МКАДом
Солнце, красное бросив знамя.
Только тлеет последний лучик..
 
... Что он сделал не так, кто знает?
Он ведь просто хотел как лучше...

Интересное, постмодернисткое первое стихотворение, в принципе, о вечной борьбе добра и зла было для меня фаворитом в первом туре. Но во втором приоритеты неожиданно поменялись.... Второе, да нарратив, но как исполнено! В первом туре я как-то не распробовал это стихотворение, но тут настолько всё естественно, каждая мелочь на месте и сильный финал... Произведение Николая безусловно более самобытно,оригинально, но у Серафимы простая правда жизни, как ни странно, перевешивает...

16 Александр Савостьянов  Ленинградская симфония vs Лана Юрина  Алыча  1:6
http://stihi.ru/2015/02/09/7121
http://stihi.ru/2020/11/18/8426
(С.Карцев  vs  Т.Бондаренко,Т.Игнатова,В.Ильин, С.Скловский,  А.Комиссаров,Челябинск)

Тимофей Бондаренко:

Сразу скажу – я не считаю, что святость темы оправдывает неумелость автора. На такие темы следует либо писать хорошо, либо вообще не писать.
В стихе куча невразумительных строк, начиная с первой же.
«Снова в свинцовом августе бьёт метроном.»
С чего август – свинцовый? О каком «метрономе» речь и что означает «снова».
Если у автора четкая гражданская позиция – зачем навал мути в строках?
Если автор к чему-то призывает – то зачем скрывать, к чему?
Если что-то превозносит – то должен ЯСНО высказывать, что.
Вторая строка
«Выстрел крупнокалиберным в сорок втором.»
Опять армянская загадка – это о том что немцы подогнали в 1942 крупнокалиьерную артиллерию?
И почему только один выстрел за год?
«Голод и смерть на улицах. Смерть – в блиндажах.»
В августе 1942 смертность от голода уде резко упала.
А при чем тут блиндажи?
Армию снабжали куда лучше.
Или намек на то что крупный калибр пробивал блиндажи?
«Стынут во тьме нашествия слёзы в глазах.»
- невразумительный образ. Да и не о нашествии об осаде и блокаде вроде речь.
.
«От небывалой стойкости голос осип...»
- а это что за белиберда. Как может голос осипнуть от стойкости, даже «небывалой»?
И при чем тут вообще голос – вроде как музыка инструментальная.
«Шквалом живая музыка – главный калибр.»
Шквал – это не выстрел. Да и в кого стреляла музыка – в своих граждан в зале?
Или это про спецоперацию «Шквал» - но каким боком она сюда?
«Палочка дирижёрская, соло трубы.
Дробь барабанная целится в медные лбы.»
О чем речь? Медные лбы слушателей?
Немцам- то до лампочки, они не сидят в зале и не слушают.
.
«Дрогнули осаждавшие, словно от ран:
Огненная симфония – как ураган.
Музыка Шостаковича. «Враг у ворот»...
По ленинградским улицам враг не пройдёт.»
.
Ну зачем писать откровенную ахинею. Исполнение симфонии как знак культурной жизни было важно для осажденных. И именно для них и предназначалось, для подъема духа. А вовсе не для устрашения немецких солдат.
Вторая строка – напыщенная бессмыслица. При чем тут огонь и ураган. Если кто-то не любитель классической музыки – то ему вообще ничего не дойдет.
Повторю очевидное – исполнение симфонии как знаковое явления, важно было для осажденных – любитель ты музыки или нет, но то, что культурная жизнь продолжается – обнадеживает и вдохновляет.
А врага симфониями не испугаешь. Даже если немецкий солдат и в силах услышать и отличить от симфоний других композиторов.
.
Ну а в примечаниях не мешало бы указать, что исполнение этой симфонии в Ленинграде было специально организовано именно 9 августа, в пику заявлениям Гитлера.
(сама симфония начала сочиняться в блокаде, была закончена уже в эвакуации и впервые исполнена в Куйбышеве в марте 1942)
Несомненно, что это мероприятие способствовало поднятию духа осажденных.
Но  вместо этого – откровенная чепуха про воздействие на врага.

.
Обзор завершен. Всем СПАСИБО. Оценки есть,комментарии есть, надеемся на обратную связь, как сказал комментатор первой пары "Замечания остались те же, а автор так и не ответил ни на одно из них...", что, увы, стало уже традицией на Кубке.
Л.К.28 июля 2021г


Рецензии
Вот мне интересно: кто же это, вопреки условиям конкурса, удалил вторую рецензию и всю полемику? Вроде, хорошее было обсуждение, зачем же его коцать..? Это - трусость, не иначе...
Нужно попросить администраторов восстановить утраченное: правила конкурса для того и пишутся, чтобы их исполнять.

Сергей Скловский   29.07.2021 23:44     Заявить о нарушении
Сергей, каюсь. Я сама случайно удалила свою рецку

Шабалина Людмила   30.07.2021 00:02   Заявить о нарушении
Вюдмила, в Вашем "Кабинете автора" в меню есть раздел "Восстановить". Попробуйте, может, получится... ))

Сергей Скловский   30.07.2021 00:10   Заявить о нарушении
Эта кнопка для восстановления произведения. На рецы не работает, к сожалению(

Шабалина Людмила   30.07.2021 00:12   Заявить о нарушении
А если посмотреть в разделе "Рецензии" в верхнем меню?

Сергей Скловский   30.07.2021 00:15   Заявить о нарушении
Там нет кнопки "восстановить"
Удалила, так чоуж. Невелика потеря)

Шабалина Людмила   30.07.2021 00:32   Заявить о нарушении
A нe покaзывaютcя ли тaм удaлённыe замечaния в Ваш aдрec?

Сергей Скловский   30.07.2021 01:08   Заявить о нарушении
Называются "Рецензии, которые написали другие авторы на ваши произведения"

Сергей Скловский   30.07.2021 01:10   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.