34 К Моей Борьбе Гитлера

Агата Кристи Ак: литературный дневник

Гитлер, Моя Борьба:


Все, что только хоть немного зависело от парламента, какую бы область мы ни взяли, — все это насквозь было проникнуто половинчатостью.


Слаба и половинчата была наша внешняя политика. Желая мира, мы на деле держали курс на войну.


Слаба и половинчата была наша польская политика. Поляков дразнили, а серьезного удара не нанесли ни разу. В результате мы не получили победы немцев и не достигли замирения поляков. За то усиливались враждебные отношения с Россией. /Конец цитаты/


В этом анализе много здравого смысла.


*
Гитлер, Моя Борьба:


Все это еще было более или менее терпимо, если бы жертвой этой половинчатости не стала та главная сила, от которой зависело все существование нашего государства — я говорю об армии. /Конец цитаты/ -


Я всё же должна сказать, что, если военный человек прочитает вот эту последнюю цитату, ему легче будет представить, как себя чувствует наука и творчество под жёсткой и полной властью армии. Вот именно так, как чувствует себя армия под командованием Парламента.


*
Гитлер, Моя Борьба:


Если бы сейчас могли раскрыться бесчисленные немецкие могилы фландрских равнин, оттуда восстали бы окровавленные тени сотен тысяч лучших сынов Германии, павших жертвой бессовестности этих парламентских преступников, погнавших нашу молодежь на смерть без того, чтобы дать ей возможность вовремя получить надлежащую военную подготовку. /Конец цитаты/


*
/продолжение предыдущей цитаты/


Жизнью этой прекрасной молодежи, миллионами калек и убитых заплатило отечество только за то, чтобы несколько сот обманщиков народа могли невозбранно заниматься своими политическими мошенничествами, шантажом или в лучшем случае тупоумным экспериментированием на живом теле народа. /Конец цитаты/


*у нас армия сдалась, но я и мои собеседники встали вместо армии и потому, кажется, могли не сдавать обезумевшую прежнюю армию общественности, это были, так сказать, "внутренние разборки" Можно сказать, "Не выносить из дома сору ему советует горком"/с/*


*А у заборчиков дощатых,
При фонарях и автоматах,
Всю ночь вздыхая о девчатах,
Стоит молоденький наряд...
И никого нет виноватых,
Поскольку каждый виноват. /с/*


*
Гитлер, Моя Борьба:


В то время как через свою марксистскую и демократическую прессу евреи на весь мир распространяли пресловутую ложь о германском "милитаризме" и тем отягощали положение Германии, марксистские и демократические партии в рейхстаге всеми силами мешали надлежащей реорганизации наших военных сил. /Конец цитаты/


Не знаю, действовал ли на тер-рии Германии аналог "Чёрной сотни" у русских, только в специально сионистских организациях; или на тер-ри Германии действовало что-то другое; но на то, что действительно распространяли зачем-то именно о Германии бредятину, что Германия исключительно, более всей остальной Европы, милитаристски настроена, очень похоже. Если принять эту предпосылку, из неё идеально вытекает вся последующая логика: Гитлера и Германию спровоцировали на совершенно безумную войну под совершенно безумными лозунгами "всем евреям смерть", а после войны и до сих пор стали распространять такое количество информации об ужасах гитлеровских войн, что я вообще не помню в истории, чтобы ещё с какими-то войнами было то же. Допустим, Япония, что ли, дралась на стороне Гитлера и тоже что-то сносила кучу мирных жителей, что ли, об этом никто не говорит, все говорят о Гитлере. Америка в отместку устроила Хиросиму, об этом говорят иногда. но не каждый же день, а почему спрашивается? Почему не доказывать в ту же степень и на примере Хиросимы, что от войны никогда никто не выигрывает?


*
Гитлер, Моя Борьба:


Всем было ясно, что в случае войны драться придется всей нации. Казалось бы, что тем большим преступлением было тормозить реорганизацию армии. И все-таки этим преступникам удалось добиться того, чтобы миллионы немцев вынуждены были пойти на фронт, не получив достаточной военной подготовки. /Конец цитаты/


*
Гитлер, Моя Борьба:


Во флоте тоже господствовала половинчатость. Преступники старались лишить и это важнейшее оружие национальной защиты его главной ценности. /Конец цитаты/


Причём лишали по обе стороны границы, а значит, не работали ни на одну из этих сторон, исключая разовые поручения, которые выгодно было выполнить преступникам в рамках своих долгосрочных целей.


*
Гитлер, Моя Борьба:


Во флоте упрочилась тенденция все наши военные суда строить так, чтобы размеры их всегда несколько уступали размерам аналогичных судов англичан.


На деле меньшие размеры немецких кораблей означали то, что и быстроходность и вооружение этих кораблей были соответственно меньше. Фразы, при посредстве которых пытались прикрыть этот факт, обнаруживали очень печальный недостаток логики в тех сферах, которые отвечали за это дело до войны. А именно: нас стали утешать тем, что материал, из которого мы, немцы, строим свои пушки, настолько превосходит английский материал, что по силе наша 28-сантиметровая пушка нисколько не уступает английской пушке в 30,5 см.


Казалось бы, из этого следовал совершенно другой практический вывод. Раз так, то и мы должны были строить пушки в 30,5 см, ибо ведь нашей целью было стать сильнее противника, а не только уравнять свои силы с ним. Иначе зачем же нам было приобретать для сухопутных войск 42-сантиметровую мортиру? Ведь наша немецкая 21 -сантиметровая мортира сама по себе была уже сильнее всех тогда существовавших французских дальнобойных орудий. А что касается крепостей, то они вероятно поддались бы и орудиям в 30,5 см. К счастью однако, руководители нашей сухопутной армии не делали той ошибки, какую сделали руководители флота.


Отказ от борьбы за превосходство в быстроходности флота и в силе артиллерийского огня теснейшим образом связан был с так называемой "идеей риска". Отказавшись от этих-преимуществ, руководители флота тем самым отказались от наступательной тактики и с самого начала ограничили себя тактикой обороны. /Конец цитаты/


Вообще это правда, если в какой-то стране активная пропаганда "против поглотившего страну милитаризма", это может быть в двух случаях. 1.Если действительно милитаризма больше всяких разумных пределов, и налогоплательщикам нечего жрать, потому что они всё отдают на вооружение /хуже, на бесконечное рытьё платоновского "Котлована", но это уже не милимтаризм, а в чистом виде безумие/ Голод и отсутствие предметов самой первой необходимости часть населения превращают в абсолютно бессловесных индивидов, а вторая часть населения звереет и им уже наплевать на всё на свете, они начинают высказываться громко и повсеместно. 2.Если милитаризм в стране полностью отсутствует, до такой степени, чтобы во-первых страна не гордилась собственной армией, а во-вторых, чтобы сама армия не возмущалась по поводу "антимилитаристической" пропаганды.


Если же проповедовать мир во всём мире, то его никак нельзя проповедовать в отдельно взятой Германии - что, бывает, и делают - но только счёт таких проповедников крайне ограничен; а чтобы ещё быть готовым самостоятельно пойти на крайние лишения в пользу этой мировой идеи, это вообще мания тоже из серии "озверели"; а облечь на те же лишения всю собственную страну просто нет права ни у кого.


*
Гитлер, Моя Борьба:


Более быстроходное и лучше вооруженное судно всегда сумеет использовать свое превосходство для того, чтобы пустить ко дну противника с более далекого расстояния. Целый ряд наших крейсеров с горечью должны были в этом убедиться во время войны. /Конец цитаты/


У меня сложилось такое впечатление от прошедшего времени, что армия Сатаны сегодняшняя противостояла героически и, видимо, многое сделала, но сути противостояния я бы не в пропаганду, ни в лозунг не вынесла. Насколько я понимаю, наши партизаны эти или там партийные "уходили в лес", по которому шла дальнобойная стрельба, и там ложились грудью, лишая противника патронов и зарядов, поскольку собирали весь этот обстрел, встав собственной грудью.


Конкретно, это выглядело так, что человек начинал громко митинговать или отказывался от явственного призыва в храм, и у него начинались состояния разнообразные, депрессии, болезни и сумасшествие. Очевидно, действовали проклятия не знаю как сделанные, допустим, у кого-то в Церкви в руках была действенная символика, на которой сконцентрировано столько информации, что можно с помощью этой символики влиять на общую карму восставших, или города, или страны, или, не знаю, человечества. ; Собрать такую же символику дома было практически невозможно, потому что эта самая карма была общей для слишком больших территорий, чтобы собственной волей или кол-вом информации в собственной голове можно было бы сдвинуть общий кармический механизм /причинно-следственный механизм, замкнутый так, что особенно сильно влияют друг на друга события внутри, скажем, населённого пункта, а влияние этих же событий на события внешнего мира и обратно гораздо слабее вплоть до того что незначительно на протяжении, скажем, 100 лет./


Когда уходящие в лес товарищи утверждали, что они дерутся там в лесу с Богом, они были не правы, если не имели в виду, что лишают Церковь снарядов, которыми Церковь по ним стреляет. Потому что Богу в лесу делать нечего, а Бог, натурально, находится в Церкви, где часть паствы с ним и дерётся - вернее, благополучно и с песнями медленно сдаёт территории и отступает.


*
Гитлер, Моя Борьба:


Более быстроходное и лучше вооруженное судно всегда сумеет использовать свое превосходство для того, чтобы пустить ко дну противника с более далекого расстояния. Целый ряд наших крейсеров с горечью должны были в этом убедиться во время войны. Насколько неправильна была политика руководителей нашего морского ведомства, видно хотя бы уже из того, что уже во время войны нам пришлось наскоро перевооружать старые суда и лучше вооружать новые суда. /Конец цитаты/


В фильме было, "Вы знаете, что значит учиться летать в военное время? Сына вырастишь, тогда приходи"./с/


*
Гитлер, Моя Борьба:


Если рассудить справедливо, то придется признать, что большинство наших недостатков были свойственны также и другим народам, между тем как наших преимуществ у них зачастую не было. /Конец цитаты/


*
Гитлер, Моя Борьба:


Главнейшим нашим преимуществом было то, что наш народ в большей степени, чем любой другой европейский народ, стремился сохранить национальный характер своего хозяйства и, несмотря на некоторые худые предзнаменования будущего, в настоящем подчинялся интернациональному финансовому контролю в меньшей мере, нежели другие страны. Правда, это преимущество таило в себе и известные опасности; оно-то и стало одним из важнейших факторов, приведших впоследствии к мировой войне. //Конец цитаты/


Я АБСОЛЮТНО не представляю себе германского хозяйства в то время,


Но было бы разумно, если бы именно по этой причине конгломерат Заговоров ополчился адресно и преимущественно в данный исторический момент против Германии.


*
Гитлер, Моя Борьба:


Ведь будущим поколениям никак нельзя будет заткнуть рот специальным законодательством "о защите республики", и будущие поколения выскажут вслух то, что все мы уже теперь думаем о наших, с позволения сказать, вождях и об их более чем сомнительных добродетелях. /Конец цитаты/


*
Я что-то после разговора об армии совсем не возьму в толк этих самых преимуществ и просчётов в гос-венном устройстве Германии, мне, видимо, придётся перечитать.


Гитлер, Моя Борьба:


К этому надо прибавить еще и то преимущество, что образ единоличного монарха все еще будил и укреплял чувство личной ответственности — во всяком случае в гораздо большей степени, нежели в тех странах, где носители власти сменялись с кинематографической быстротой. /Конец цитаты/


С чисто военной точки зрения такое положение означает, что достаточно вывести на трон харизматичного монарха и продержать его там некоторое время, пока он "соберёт страну себе под руку" /в христианстве, Христос, собирает Божий народ Себе под руку, чтобы потом передать Отцу/ После этого Режисёру-Заговору останется только сместить несчастливо оказавшегося у власти монарха и заменипть его своим ставленником. Тогда подконтрольная, используемая страна, во-первых, ничего не потеряет в экономике, и вся её нетронутая экономика окажется годна к использованию "Господом Богом", а во-вторых, это будет не то, что открытая война и всенародное противостояние против до последнего человека и ухода в партизаны.


Конечно, так можно объявить опасной любую национальную ценность, из рассуждения "если её изъять или изуродовать, что же будет с настроениями, сплочённостью нации и самою нацией". Если как одна из основных национальных ценностей - это привязанность к своему монарху, монарха нужно защищать, возможно, до последнего человека, я не знаю и не уверена. Но если теперь института монархии как столь опасной национальной ценности нет, нужно ли об этом жалеть и желать, чтобы эта самая белогвардейская монархия, напротив, была. -


В частности, в Евангелиях Христос отказывается встать во главе восстания против Рима, а почему, в Евангелиях не поясняется.


*
Гитлер, Моя Борьба:


К этому надо прибавить еще и то преимущество, что образ единоличного монарха все еще будил и укреплял чувство личной ответственности — во всяком случае в гораздо большей степени, нежели в тех странах, где носители власти сменялись с кинематографической быстротой. Все это вместе взятое и придавало немецкой администрации порядочность и чистоту, признававшуюся всеми. Наконец и культурное значение монархии для немецкого народа было очень велико. Оно вполне перевешивало все ее недостатки. Немецкие резиденции все еще являлись крупными художественными центрами, чего совершенно нельзя сказать о нашей нынешней погрязшей в материализме, эпохе. То, что немецкие князья сделали для искусства и науки в течение XIX в., было образцово. /Конец цитаты/


Ну, вроде вот всего этого.


*
Гитлер, Моя Борьба:


Но самым важным из положительных факторов этого времени, когда распад народного организма прогрессировал еще только медленно, являлась конечно армия. Недаром ненависть всех врагов Германии направлялась прежде всего против нашей армии, главной защитницы нашей свободы и национального самоутверждения. Армия наша была в те времена самой могучей школой для всей немецкой нации. Лучшим памятником для нашей старой армии является констатирование той истины, что германскую армию ненавидели, преследовали оскорблениями, забрасывали грязью все враги, но вместе с тем и боялись ее. /Конец цитаты/


*
Гитлер, Моя Борьба:


Если захотеть с полной точностью сказать, чем же именно обязан немецкий народ своей армии, то это можно будет выразить одним словом: всем! В нашей армии воспитывалось еще чувство ответственности в такую пору, когда это свойство стало уже совсем редким, когда все старались уйти от ответственности, вдохновляясь прежде всего примером парламента, который являлся образцом полного отсутствия какой бы то ни было ответственности. В нашей армии воспитывалось чувство личного мужества в такой период, когда трусость свирепствовала повсюду и когда готовность пожертвовать собою в интересах общего блага рассматривалась уже почти как глупость, а умным считался лишь тот, кто больше всего думал о своем собственном "я". /Конец цитаты/


так вот когда нечто бывшее прекрасное разрушалось, нужно было противостоять этому разрушению. А когда оно уже разрушено, как может один человек взять и воссоздать то, что создавалось исподволь ЕСТЕСТВЕННЫМ ОБРАЗОМ десятилетиями и столетиями? Это примерно как не научились до сих создавать рукотворно точно такого же человека, как тот, которого создаёт природа.


Можно, наверное, из оставшихся осколков, обрывков и частей бывшего целого примерно, логически, сложить мозаику, имеющую некоторое сходство с исходным вариантом, и если эта мозаика, скажем, несколько десятков, ближе к сотне, лет не будет потревожена, она постепенно начнёт срастаться и снова превращаться в живой общественный организм.


Но мозаику можно сложить из осколков и обрывков, а допустимо ли складывать её из людей, я сильно сомневаюсь. Если человек живёт ради собственного "Я"
и так тебе честно об этом и говорит, какое ты имеешь право АДМИНИСТРАТИВНЫМ И СИЛОВЫМ способом ЗАСТАВЛЯТЬ его - разумеется, не думать иначе, а иначе действовать?


- Правда /с другой стороны/ и то, что, когда идёт вышеописанная война всех против всех, этот увлечённый только собственным Я человек не усомнится, когда соберётся шайка и начнёт складывать свою мозаику ИЗ ЛЮДЕЙ, включая в неё тебя, возможно более уродливую, чем та, которую сложил бы ты /а возможно, и менее уродливую/.


-Ещё: если вся твоя деятельность совершенно не будет направлена на пропаганду, а только на административные и силовые способы ЗАСТАВИТЬ людей ДЕЛАТЬ не то, чего им бы хотелось, то ни черта не получится этот безумный вариант "сначала людей надо заставлять, потом они привыкнут" *и хорошо, что не получится, потому, что если поголовно все в обществе обладают ТОЛЬКО военными талантами, а других характеров нет, это ненормально*. Напротив получится то, что ненависть к установленному тобой режиму будет всё ужесточаться и мутировать просто в болезненные состояния психики, и когда однажды всё это вырвется на свободу, это, вероятно, будет Апокалипсис.


А "Моя Борьба" Гитлера, с интересными и ценными аналитическими подробностями относительно состояния армии, состояния политики, с малым количеством бытовых наблюдений /в первых главах/, которые даны для того, чтобы пояснить, что для автора любовь к Германии и к немецкому, - разумеется, этот лично для меня крайне увлекательный текст нельзя назвать проповедью ДЛЯ ВСЕХ СЛОЁВ НАСЕЛЕНИЯ. Это проповедь только людей, имеющих сходные с Гитлера стороны характера и сходные устремления. И даже я, когда читаю у Гитлера о любви к Германии и немецкому, вспоминаю Россию Набокова и как жаль было потерять такую Россию. Если бы исключительно из текста Гитлера можно было понять и проникнуться, что такое любовь к Германии - зачем бы я стала вспоминать Набокова?



-Далее, это обвинение Гитлером большей части Германии в трусости спорно. Если человек не может быть подведён под г8ибкий, но всё же шаблон "черты характера военного человека", это ещё не значит, что этот человек трус.


"Черты характера военного человека" - преимущественно проявляющаяся, в некоторый ущерб остальным чертам характера, обязательность и организованность; приверженность более к идеальным ценностям, чем к поиску выгоды /принимающим тактические и стратегические решения приходится думать и о выгоде, хоть и не о своей собственной, а о выгоде конкретного боя или фронта в общем/; храбрость как формата "вперёд в крайнем воодушевлении, победа уже близко, либо враг подступает к Берлину, положим свои жизни, этот бой последний и решительный" так и формата "мы идём пешком маршевым шагом уже несколько месяцев, периодически у нас случаются кровавые стычки с врагом, мы их не боимся и вообще не боимся ничего, потому что всё наше состояние подчинено ритму маршевого ежедневного шага, и на всю остальную реальность мы перестали обращать внимание".


-Далее, спор выгоды с идеальными ценностями. С одной стороны, я восхищаюсь феодальной, рыцарской системой ценностей.


С другой стороны, эта рыцарская система ценностей отражена в тексте Цветаевой, посвящённом детям. В этом тексте Цветаева даёт правила, которым она хотела бы, чтобы следовали её почитатели, дети в частности. Правила эти, казалось бы, разной степени важности, но даны чуть ли не как ВСЕ РАВНО ВАЖНЫЕ ДРУГ ДРУГУ. Среди этих равно важных правил, например, такое: "Всегда переворачивайте страницу книги правой рукой с верхнего угла. /если я правильно конечно запомнила/ Ведь читают с лева направо, к тому же, это у меня В РУКЕ". /МЦ/ Теперь допустим, что для того, чтобы перевернуть страницу указанным образом, надо, скажем, убить человека. Значит, надо его убить. И это не доведение рыцарского кодекса до маразма, а это действительно так и происходило.


*
Гитлер, Моя Борьба:


Армия наша воспитывала в людях дух решимости в такую пору, когда знамением времени являлись отсутствие решимости и вечные колебания. Армия учила тому, что определенный приказ всегда лучше, чем полное отсутствие твердых указаний. /Конец цитаты/


Если армия научит только исполнять приказы и не научит, как действовать при отсутствии чётких указаний, я молчу про жизнь остального населения, но кто будет отдавать приказы даже в самой армии?


*
Гитлер, Моя Борьба:


Единственной ошибкой, быть может было введение института вольноопределяющихся с годовым сроком службы. Это было ошибкой потому, что здесь нарушался принцип безусловного равенства и люди с лучшим образованием опять попадали в несколько обособленное положение /Конец цитаты/


Этого совсем не поняла, кто куда определялся и кто куда попадал. Продолжение цитаты:


Это было ошибкой потому, что здесь нарушался принцип безусловного равенства и люди с лучшим образованием опять попадали в несколько обособленное положение, между тем как интерес дела требовал обратного. Наши верхние слои и без того ужа достаточно оторвались от народа. На армию оказало бы особенно благотворное влияние, если бы в ее рядах не было этого разделения. Что мы не провели этого принципа, было ошибкой. /Конец цитаты/


По-моему, естественно, что люди, которые хотят получать образование, имели обособленное положение для того, чтобы у них были время и возможность это образование получать.


Другой вопрос, какое это образование. Например, если люди становятся, как выше описывал Гитлер, ходячими справочниками, абсолютно неспособными как-то применить в жизни свои знания. Или если люди получили КРАЙНЕЕ идеалистическое образование, и готовы убить за проблему, с какой стороны переворачивать страницу книги. Этих людей необходимо смешать с людьми нормальными и, во всяком случае, БОЛЕЕ здоровыми, чем крайние идеалисты или люди-справочники, чтобы их перекос в образовании как-то выровнялся до человеческого состояния.


*
Гитлер, Моя Борьба:


Но самой большой эаслугой нашей старой армии было то, что она не допускала торжества принципа "большинства" над значением отдельной личности, что ясная голова в ее рядах ценилась больше, нежели мнение "большинства". /Конец цитаты/


Я, может быть, уродую текст, игнорируя дух текста и здравый смысл и цепляясь к букве,


но, цепляясь к букве, всё же не полностью ясно, интересует Гитлера ясная голова или его интересует безусловное исполнение приказов.


*
Насчёт, далее, вредной идеи "поклонения количеству", эта идея действительно вредна в тех условиях /бывших и в советское время, отчего культурно, психологически чуткие люди дохли не хуже, чем при Гитлере/ в тех условиях, когда государство поделено на закрытые социумы, и для каждого такого социума ведётся линия вещания, имеющая целью совершенно нивелировать личность каждого человека в социуме, превратив его в "стандартный образец данного социума" /а над этими обезличенные социумы, реагирующие только на несколько определённых раздражителей извне, тот или иной лозунг, тут или другую речь с трибуны - над этими социумами легко потом взять власть/ - в этих условиях идея "поклонения количеству" вредна.


А вообще, мне нравится пример Великого Новгорода.


Не думаю, что когда социалисты или другие люди самых разных национальностей говорят о демократии, как о власти большинства, имеют при этом в виду модель, применяемую давно уже Заговорами, т.е. разделение, с помощью вещания, людей на социумы, а с помощью демократии - уничтожение послдних оставшихся в частичном рассудке уже одурманенным "большинством".


*
Подтверждение того, что я придиралась к букве текста:


Гитлер, Моя Борьба:


Наши солдаты, привыкшие в течение двух лет слушаться приказа, по окончание службы умели также и приказывать. /Конец цитаты/


*
Гитлер, Моя Борьба:


О нашем государственном чиновнике говорили, что он старомоден и немножко бюрократ. /Конец цитаты/


"О нашем государственном чиновнике" говорили и другое, и страшно похоже на реальность /на советских чиновников во всяком случае один в один/, читай "Замок" еврея Кафки. - Из в "Замке" так страшно чётко дан портрет советского чиновника, приходится отсюда вывести, что и в Германии эээээ основная часть чиновничества была такая же. Или, скажем, чиновниками бывали разные люди, но дан портрет общего чиновничьего аппарата, организации. Лично у меня, например, на базе подпольно полученного идеалистического образования /Серебряный век/ в старших классах бывала истерика при виде любого казённого дома и полная неспособность оформить себе льготный проездной: мне казалось, что, подписывая бумаги, я продаю душу Дьяволу. /С этой, конечно, неадекватной своей чертой я впоследствии старалась бороться./


*



Другие статьи в литературном дневнике: