Ты прозреваешь... Хотела бы я увидеть твоё лицо в тот момент, когда тебя осенило.) Чудесно, правда?..
Поэзия принесла добрую весть о том, что "речной мальчик" воскрес.
У меня всё нормально. Вчера немного прижало, и я очутилась в контексте твоего стихотворения, вот этого:
Говори, говори о простом:
после слова — и слова не скажешь,
в белом поле на чистое ляжешь
перезябшим крестом —
ликом к небу чужими очами
молодое увидишь молчанье —
золотое под Млечным Мостом…
В книге у тебя во второй строке второе "слова" написано с большой буквы, а в ЖЗ этого нет уже. Но там действительно одно из них просится с прописной литеры, так случилось у меня - первое "Слова". Из молитвы было трудно войти в поэзию, немножко обессилила я. И "чужие очи" - теперь ты понимаешь, чьи это очи?.. Ну, они не совсем нам чужие.) Прекрасная поэзия у тебя, что тут скажешь...
А может быть, "Слово" - это "безвестная и тайная премудрость" Божия, которая открывается тебе по молитвам Пресвятой Богородицы. После такого сначала язык не поворачивается, чтобы сказать что-то... Страшно и радостно, как всегда у Господа.
Поэзия не бывает "одноразовой", уже упоминала об этом. У образа есть "эхо", т.е. последующие образы, связанные с исходным, являющимся началом (и концом) образной цепочки. Вот ты подметил образ яблока, а я нет.) Любопытно, что исходный образ на практике выглядит так: представь себе точку на круге. Вправо и влево от неё отходят закругляющиеся линии. Одна линия - это эхо послеобразов, другая, как бы в обратную сторону, - это инверсионное эхо образа, что в точке, его предтечи. Ну, грубо и схематично, конечно.
И обе линии, исходяшие из точки, соединяются, замыкая кольцо. Кольцо вечности и Бога. Понятно, что к нашим линейным примитивным представлениям данная "конструкция" имеет опосредованное отношение, но так легче представить себе механизм образа - любого, не только поэтического. В общем и целом так построен весь материальный мир во времени.
Яблоко появилось в самом начале "Элегий" и не покидает их:
* * *
Ветер по мелководью,
в тёмном зрачке — листва,
свет обрастает плотью
Господнего Рождества,
небо поёт, Адаме,
в дерево, облака,
высится меж холмами
прозрачное яблоко.
* * *
Свет примеряет плоть и голос,
ещё не яблоко, не колос,
а уневещенная ветвь
в саду чудесного смущенья
и Богородичное зренье:
вот обернулась… — смерти нет.
* * *
Ласточек во сне столпотворение.
Сон засыпает в муку говоренья,
её разлуку, зеркало, и пух,
рука ветвится,
на плече — не птица,
а яблоко —
не яблоко, а Дух,
и сон, в котором сон тебе не снится,
приснится вслух.
Я всегда радуюсь, когда удаётся найти образную нить, это так здорово.)
В том, что ты вчера перечитывал, есть и эхо "луны" из "орехового изгнанника".
Тоже не первое и не последнее в "Элегиях".
Поэзия разговаривает сама с собой сквозь время. Не только моя, и твоя тоже. И вообще вся...
И сейчас она подсказывает мне, что я нежно тебя обнимаю.)
P.S. Только потянула за ниточку, и образ раскрылся. Смотри:
Радость поделим на дольки:
правая долька - твоя,
ты не надкусывай только
яблочный шар бытия.
Левая долька - медведю,
чтобы за тысячей дел
он не игрался со смертью
и от любви не худел.
(Из "Простых вещей", где-то в конце, по-моему)
Да, именно - "яблочный шар бытия". А я только что сказала: "кольцо". Такая вот словесная Божественная ткань.
И "долька" появилась вчера (я ещё не до конца уверена в тексте, поэтому пока что черновик):
* * *
Дождик шаркает с утра.
Дети Божьи спать ложатся,
бед сожжённых кожура —
наподобие матраца.
Боль с кошёлкой ледяной…
Выглянешь: от боли — долька.
Бог восходит над страной,
не померкнувший нисколько.
И скажи, разве этот удивительный мир не заслуживает нашей благодарности его Создателю?.. Радуюсь, улыбаюсь тебе.)
Мы используем файлы cookie для улучшения работы сайта. Оставаясь на сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cookies. Чтобы ознакомиться с Политикой обработки персональных данных и файлов cookie, нажмите здесь.