И вот еще один день

Потапова Елена Александровна: литературный дневник

Вечером зашла к родителям. Опять устроили не понятно что. Иногда удивляют просто. Диву даюсь. По дороге стало плохо. Скрутило живот. Тошнило. Три раза приходилось куда-то присаживаться. Думала, что помру, не дойдя до дому. Еле доплелась. Когда легла в кровать, вдруг выяснилось, что это весеннее обострение проснулось. Сто лет спало. Здрасти вам. Пошла желчь и я конечно её почувствовала. Ни то от плохого питания, ни то от того что ем все подряд, что попадает ближе ко рту, что бы не окачурится. Но проснулась застарелая болезнь. Которая спала много лет. Из-за этого я в детстве лет в 11 в больницу попадала. Да и не раз. Бабушка Валя и бабушка Зоя возили мне печеньки, и карамельки. Кроме них мне ничего толком было нельзя. Я спускала ниточку из окна, и бабушка привязывала мне пакетик с лакомствами. А на стол приема носили то, что там можно было передавать. Передавали они мне и куриный бульон в баночках с белым мясом курицы. Бананы и яблоки. Я любила раскраски и читать. И в больницах много читала и раскрашивала. И всегда ждала, что бы кто-то обязательно приехал ко мне. Что бы привез что-то вкусное. В больнице давали слабый чай, картофельное пюре на воде, котлеты на пару, геркулес на воде с маленьким кусочком масла и сухари, а иногда постный кусок мяса. Родители тоже приезжали, но бабушка всегда возила бульоны. Вот опять очередной выброс желчи. Мутит до сих пор. Вот откуда это состояние желтизны и легкости, словно душа отделяется от тела. Ну, питание питанием, а желчь желчью. И как я про неё забыла? Конечно, головные боли и живот и тошнота. Ну, хорошо, что вышла. Сегодня утром зашла к родителям, тишина и покой. Слава богу! В кои-то веки! Попила чаю, утащила у Натальи две сосиски. Перебьется. Не помрет от двух сосисок, не маленькая. По телевизору шел фильм "Цель вижу" 2013 год. Хотела посмотреть, но папа так и не дал. Детей надо было спать класть. Он опять бегал и суетился, и я махнула рукой, да ерунда, потом посмотрю еще сто раз. И сестру увидела и родителей и племяшков. Савушка сам уже ест малюсенькой ложечкой, мой папа кладет ему в ложку немного каши, а Савушка отправляет её в рот. И такой довольный. А у меня - Чашка чая, две сосиски, кусок колбасы и пару ложек геркулесовой каши, одна вафелька. Маловато для нормально функционирования организма.


Первое утро без желания удавится. Хотя ничего хорошего. Вместо чая водичка, сосед Женька дал мне сигарету. Покормила Тяпу и погуляла с ней. Есть нечего, поэтому пошла к родителям, хоть чаю попить нормально. Состояние дикое, общая слабость и головная боль, тошнота и муть перед глазами.


Сегодня вспомнились два факта из моего детства. Как однажды Иван Васюнин разбил дома чашку, это еще в первых классах было. А мы были дома одни. И он так испугался, что его будут ругать, что я решила ему помочь и сказала - Ну скажи, что я разбила. Я же гость и маленькая девочка и мне ничего не будет. Мы так и сделали. И мне ничего не было. Пожурили и забыли. А мне что... я ребенок. Через час про чашку забылось все и всех делов. Я еще хуже натворила потом. Я макала кисточку свой косы в красную краску и в комнате Ивана за шторами нарисовала красного коня. Главное ведь никто не спросил, почему конь то красный. Вот что интересно. Хотя не помню точно... Может дядя Миша и спросил. Ну и лица у них были! Меня простили. Это же красный конь. Ничего что за шторами... Но дома мне попало, выговор еще тот был. Что бы я на обоях в гостях не рисовала никаких коней. А я между прочим Ивану очень хотела подарок на память о себе оставить. Что бы всегда рядом с ним был красный конь, который бы напоминал ему обо мне и радовал его глаз. Правда, Иван что-то не очень был рад. По-разному мы с ним о радости мыслим.
И потом вдруг вспомнился Ромка Романюк. Мой одноклассник. Курчавый был как Пушкин. Он пристал к нам, когда мы с Иваном гуляли у школы. Уж точно не помню, что он там от нас хотел. Ни то снова с глупостями - "Жених и невеста", ни то чем-то ему Иван не приглянулся. Но я кинулась Ивана защищать и прогонять Ромку. А я тогда и матом то не ругалась и не знала его толком. Откуда взялось. Послала бедного Рому по всем известному адресу. Он аж удивился - Ничего себе, какие мы слова знаем. Хотя он и до того меня не трогал, и потом не особенно. В смысле Ромка. Но бывало иногда. Еще и Овчарова вспомнила до кучи. Я с ним за одной партой сидела. Он мне списывать давал сложные контрольные и домашние задания. А я била его учебниками по голове, если он не хотел давать списывать и говорил - Когда сама будешь учить? Сама уже учи это! Не буду давать списывать.
Но он меня не обижал. Усмехался и все равно давал списать. Кстати я и учила, просто, не, всегда, из-за гимнастики успевала сделать все уроки дома. Были большие нагрузки, иногда я просто засыпала, прям за письменным столом. Такие вот одноклассники. Это наверно всё от того, что я недавно Катю, одноклассницу несколько раз подряд встретила. Вот и вспомнились мне наши ребята. Уже не всех и вспоминаю то. Кого-то помню, кого-то уже не помню. Как-то смотрела


Хоть я и попила чаю, а все равно тошнит и пузо крутит. Дурацкая желчь. Во рту непонятно что от нее. Как обычно. Голодная как черт. От голода и желчи кружится голова. Все время хочется есть.


Вчера вечером легла и размышляла о странностях любви. Всё же я правильный курс выбрала в отношениях с людьми и Потапову всегда говорила - Семья остается вместе не потому, что у неё нет проблем. Проблемы есть у всех. Семья остается вместе потому, что хотят оба быть рядом в любом случае. Пройти вместе и боль и радость.
Мне вспоминался папа, когда мама обижалась и говорила - "Вот, посмотри какие нежные отношения у тех-то и тех-то, а у нас что такое, никакой тебе нежности". Папа ей отвечал примерно так - "Сюсюкаются полгода, милуются, а потом меняют на других и снова сюсюкаются. Вот увидишь, эти точно разойдутся, а мы будем вместе до старости." Что-то подобное я отвечала на Мишкины жалобы, что, вот мол у других жены как жены, а у него непонятно что. Делая упор на то, что главное не то что бы быть как другие, главное то что бы быть самими собой и ценить то что имеем и развивать это и жить друг для друга помогая, поддерживая, прощая, достигая. То есть если ты понимаешь, что хочешь быть рядом, то будешь. Это зависит от двоих людей. Один тут не управится. Хотеть и делать должны оба человека. Только от желания двоих зависит семья. А если другой не хочет, то ничем его не удержишь и держать нет смысла. Может не так уж что бы - скатертью дорожка.
Но во всяком случае какой смысл надрывать душу, цепляться за отношения, скандалить до умопомрачения. Я и раньше и теперь так же думаю. Ушел Рукавишников (точнее я его ушла) и Потапов и кто бы то ни было еще. Ну и пусть себе. Вчера разговаривала в "ВК" с женщиной. У нее муж ушел, осталась семья, взрослые дети, внуки. Она переживает, клянет разлучниц и т.д. В какой-то мере все через это проходят. И гнев на разлучниц, и глубокую обиду на родного и такого казалось близкого мужа. Но на самом деле дело не в разлучницах. В какой раз уже говорю, что мужчина не теленок, не собачка, что бы взять и свести со двора как телка на веревочке. Ушел? Значит это было его решением. Он живой человек. Он принимает свои решения и несет за них ответственность. Сам. И никто ему в этом не помошник. Да, это больно. Да, это некрасиво в какой-то мере, да это не просто. Особенно когда люди прожили долгие годы. Так как порой по двадцать, а то и более лет. Особенно неприятно из браков, освященных в церкви. Но надо понимать, что повлиять на принятие решения другим человеком почти не возможно. Да, можно попробовать. Но не факт, что получится. В любом случае хотя бы на минуту можно поставить себя в положение этого человека. А что бы было, если бы ты сам полюбил бы, или полюбила кого-то другого? Вот со всей страстью, с желанием никогда не отпускать от себя своего возлюбленного или возлюбленную. Ведь тоже бы ушли из семьи. В большинстве случаев бы ушли. Редко кто остается. Остаются те кто действительно любит мужа или жену, но увлекся, влюбился. А любовь и влюбленность различаются. Тогда конечно остаются или возвращаются. Потапов несколько раз уходил и возвращался. Я привыкла и даже посмеивалась - Возлюбленных много, любимая жена то одна.
Не могла себе даже представить, что мы все же разведемся. В голове не укладывалось. Но, так или иначе, все, же развелись. И 18 лет жизни не спасли ситуацию. И что...Что ему, что Рукавишникову, что Гоше, что еще кому-то я просто пожелала счастья. Пусть устраивают свою жизнь, как умеют. Насильно мил не будешь. Другое дело когда, уже после, продолжая общение уже впоследствии человек, который после ухода из пары остается другом, и общается с семьей с тобой, вдруг делает какие-то выпады и нарочно нарушает атмосферу гармонии, покоя и приятельства. Вот это хуже всего. А то и пытается как-то навредить твоим новым отношениям. Как собака на сене, сам не ам и другим не дам. Причем еще и за спиной. Как это вышло у меня с дочерью и Рукавишниковым, когда он увез дочь без моего согласия на юг. Точнее я дала согласие, но уже в тот момент, когда изменить ничего не могла, так как он уже пообещал ей эту поездку и они уже сговорились за моей спиной про всё. Я просто не стала разочаровывать ребенка. Пусть едет. Но со стороны Игоря это было очень некрасиво. Он должен был обсудить этот вопрос со мной. Я растила дочь и ей занималась. И я должна принимать решение ехать ей или нет. И с кем и куда. Такие казалось бы маленькие общие неурядицы не просто помехи полноценному общению. Они нарушают общую гармонию семьи. Когда происходит грубое вмешательство со стороны. И конечно разрушают и дружеское общение. Я старалась поддерживать цивилизованное общение с близкими, друзьями и тем более своими бывшими мужьями. И сама приняла решение, что Игорь имеет права приходить и видеть что с ребенком все хорошо, что она растет и развивается нормально. А так же помогать по его же желанию. Никто с него ничего не просил и не требовал, так как он официально не считался отцом моей дочери. Но ему было позволено сохранять дружеские и приятельские отношения с нашей семьей и видеться с дочкой и делать подарки если на, то будет его личная воля. Папа предупреждал меня, что Игорь может принести вред нашей семье. И когда Игорь в очередной раз сделал мне предложение еще в коммунальной квартире, то я поняла, что при переезде не хочу оставлять ему и Евстигнееву новый адрес. Так как Евстигнеев при всей дружественности и расположенности к нашей семье тоже имел свои виды. Но в более цивилизованной, что ли манере. Мне не хотелось нарушать с таким трудом достигнутый хрупкий баланс семьи. Но когда мама дала им мой новый адрес я решила, что пусть будет. В конце концов, уж слишком много времени, лет и общения нас всех объединяют. Какой смысл устраивать раздоры на пустом месте? Хотелось цивилизованного общения между близкими людьми. Я и подумать не могла, что вот так вот бестолково можно нарушать баланс семьи, долголетние отношения, быть настолько нецивилизованными и агрессивными, так беспардонно нарушать негласные правила. Тем более, когда до этого эти правила обговаривались. И не единожды. Когда я разговаривала в "ВК" с этой женщиной, то поняла, что совершенно не горю желанием и дальше пытаться устраивать свою жизнь. Она кстати тоже сказала, что в сорок семь лет имея детей, и внуков ей есть о чем думать, и слишком беспокоясь об отсутствии мужа. Мне же в сорок три тоже как-то надоели глупые попытки устраивать свою жизнь, тем более что я постоянно в кого-то влюбляюсь и не собираюсь останавливаться. Зачем? Мимолетные влюбленности фактически двигатель творчества. А за три-четыре года после развода я не желаю уже никого обслуживать, ни под кого подстраиваться, никого искать. Тем более, что здоровье мое оставляет желать лучшего в последнее время. Дочь выросла и живет своей отдельной от меня жизнью. Я же живу, как меня устраивает. И мне не нужно через силу и скрипя зубами что-то делать. Могу спать хоть весь день. А как представлю, что надо будет убираться, готовить на всю семью, мыть посуду тоннами по три раза на день, стоя у раковины, слушать нытье и жалобы, выслушивать придирки и кто-то будет мешать мне, шастая по моему дому, мне становится дурно. Я пишу и читаю целыми днями. Раковина завалена посудой, а книги и тетради везде, на столе, на полу, на подоконнике, на кресле, на диване. Вооружившись карандашом, я штудирую учебники и читаю художественную литературу. Дважды в день варя нехитрую пищу (если есть чего) того что бы поскорее вроде риса, гречки или макарон, без наворотов. Пельмени мне давно не по карману. И гуляю с собакой. Время от времени поливая цветы. Три-четыре года как нет активной, склонной к идеализму и перфекционизму домохозяйки, жены и матери. Я погружена в книги, обучение, в стремление к своей цели к которой шла много лет. Я слишком долго откладывала. И теперь иной раз, задавая себе вопрос что важнее посуда или еще пару часов на учебник я отвечаю себе - учебник. Иногда я очень сожалею, что нет людей рядом "говорящих со мной на одном языке". Такими были три моих самых близких друга Иван, Наталья и Денис. Теперь их нет и мне порой очень не хватает такого общения, в котором можно разговаривать, спорить, доказывать, высказывать, делиться своими догадками, теориями, мыслями, легко и свободно о чем-то рассказывать, обсуждать новинки взахлеб как это было когда-то. Сложно вообще сказать, найдется ли такой человек. В какой-то мере и Потапов был для меня человеком приносящим "веяние свежего ветра". Но теперь я одна. И я трачу массу усилий и времени на то, что бы пополнить пробелы в образовании и идти к своей цели. Хотя это и кажется абсурдным. Но я слишком долго этого ждала. И теперь мне совершенно всё равно на все побочные явления. И я понимаю, что с ужасом думаю о том, что мне надо будет кого-то обслуживать. Любовь это прекрасно. Но в данной реальности на семью у меня видимо не хватит, ни сил, ни возможности ни времени.


Сейчас взялась за психологический практикум. Параллельно с "Психологией сценаризма" "Сделай себя сам" - Большаков А.С. Понадергала оттуда разных цитат. "Слабый ищет для себя смысла, целей, задач; сильный их создает." - Ф. Ницше.


Например я никогда не задавалась вопросом как перевести Йога оказывается санкр. букв. - Соединение, УЧАСТИЕ (не правда ли по-русски двойной смысл), порядок.


Или еще так давно еще при Потапове приглянувшаяся мне идея серединного пути. "Идея серединного, или естественного пути - дао" - идея непротивления и гармонии с природой, человек должен делать не больше и не меньше того, что может сделать по максимуму своего психофизиологического потенциала в соответствии со своим предназначением-миссией в жизни. Именно поэтому ему необходимо ощущать и постоянно контролировать свой психофизический потенциал." - в принципе это действительно мне настолько близко, что однажды я шутя сказала Гоше - Я делаю всё что могу и умею, а поскольку я ничего не умею и не могу, то я ничего не делаю.
Как я любила говорить в детстве - в каждой шутке, есть доля шутки. Так что я спасла много людей не пойдя учится в медицинский. Кстати "Дао" - переводится как Бог, путь, судьба, рок, слово, логос, смысл вещей, всеединое...
Ну правда прям как Бог. До этого читая вместе с Потаповым разные книги по теории и практике "Дао" и "Даосизму" я понятия не имела, как это переводится. Как это ни странно. Хотя имела представление о самом учении. Как кстати и то, что перевести на русский слово "Дао" можно только весьма приблизительно, при условии адекватного чувственного и эстетического восприятия мира и того времени.
Или вот тоже интересная и по своему интересная мне тема "Дзен". "Идея "Дзен" (интуитивное постижение действительности, наслаждение от настоящих, а не будущих мгновений жизни и через это постижение истины - "Сатори".) Суть "Дзен": любое "понятие", сформированное сознанием, вредит истинному восприятию жизни, человек становится закрепощенным и не способным адекватно воспринимать бытие и наслаждаться им." Я понимаю в результате о чем это, когда едешь например на дачу в неизвестность и не знаешь будет ли там газ и еда, не знаешь что тебе скажут родители, найдешь ли ключ от дома, но все равно едешь не думая ни о том что будет потом, ни о том, что было до...Главное само действие...И от него то больше всего радости и впечатления. Я смеясь говорила Андрею Воронкову, что даже не всегда знаю где может начаться мое следующее утро и на какую "подушку" я преклоню голову к ночи, но такой цыганско-кочевой (по малому кругу) образ жизни меня устраивал. Новые люди, новые лица, новые эмоции, новое общение. Постижение жизни, обучение и опыт. Без особенно резкого осуждения, предвзятости и изначально узкого взгляда. Хотелось видеть больше и глубже. И я старалась. Как могла. Хиповский был период. Больше же всего это проявляется в любви, когда хочется любить, здесь и сейчас не думая чем это может кончиться, даже если кончится трагически, то все равно сила любви такова, что только здесь и сейчас имеет значение. В романах это выглядит потрясающе романтично, когда под страхом смерти возлюбленные соединяются где-то там и для них существует полчаса равные вечности. Они, возможно, знают или нет, что будет дальше, но их это мало касается, потому что они любят и даже три минуты, минута взгляда в любимые глаза становится для них всей жизнью, вечностью, после которой можно спокойно умереть. Потому что потом не существует, есть только здесь и сейчас и вся вечность к их услугам. Уж кому бы ни знать такое как не мне. Я то это ни раз прошла с Евстигнеевым и вспомнила рядом с Гошей. Уже поэтому считаю, что мне фантастически повезло в жизни понять её суть. Так сказать на собственном опыте. Так что я не хуже заправских дзензистов в курсе что такое "Сатори".
"Идея "таинств". Суть её в том, что никакие писания и откровения в языковой форме не способны в полной мере реконструировать опыт богообщения и богопознания." "В богословии имеется понятие "спасение". Спастись - означает почувствовать Откровение Бога и осознать, что такая модель восприятия мира "работает" и помогает человеку в жизни". Что касается, работает, то это точно. Молитвы по вечерам за близких и Мишу Потапова помогали мне, а в храмах я всегда чувствовала, что мне легче дышать. Не знаю, сильно мне ли помогало это по жизни или не особенно, так как жилось всегда тяжело. Но я взяла для себя как аксиому, что то что приходит от меня приходит видимо от бога ко мне через молитвы, если мне пришлось сделать что-то хорошее, спасти кого-то или помочь кому-то, то я была уверена, что это послано свыше, что бы моими руками с божьей помощью что-то осуществить такое, чего я сама (а я это понимала) не смогла бы наверное, осуществить. Я даже пошутила, что я видимо "Кочерга божья", которой он ворошит угли бытия. (На самом деле я просто была уверена, да и сейчас так думаю, что каждого человека пронзают некие лучи Бога, что-то такое свыше, иногда мне бывает странно выражение - "Найти Бога, искать Бога". Я пожимаю плечами и говорю - чего его искать то, тут он, внутри.
У меня до сих пор такая совершенная в этом уверенность, что люди если уж не ведомы богом, то во всяком случае носитель его искры. Причем все от рождения. Даже те кто не крещен в принципе. Таково мое мнение. Я знаю что оно разительно отличается от мнения церковных служителей. Но пока придерживаюсь его. Во всяком случае, я так развивалась, находясь в пределах семьи, и не думаю, что я не была этим довольна.
Так я прочла, что женщина может и не молится, если в заботах о семье у нее нет на это времени, то она может не свершать молитв ежедневно, но молитвой её будет её забота о ближнем, о семье, о доме. Это и будет считаться молитвой и этого будет достаточно. А церковь она может посещать в свободное от повседневных обязанностей время. В воскресенье или на праздники. К тому же я знаю, что в Буддизме есть такая практика молитвы и постижения мира через непрерывное действие, часто довольно однообразное. Уже запамятовала где и когда нашла, видели или вычитала, как один человек Буддист непрерывно только и делал, что как Золушка на кухне шелушил, просеивал, перебирал и паковал рис. И через много лет вдруг обрел просветление. Это в какой-то мере очень схоже с тем, что женщина молится делами своими в заботе о ближних тем самым обретая покой души и ну не знаю...духовность что ли, благочестие некоторое. Очень сходное по своему наполнению монотонная однообразие переборки риса и монотонное однообразие исполнения ежедневных ритуалов ухаживания за ближними своими в родном доме. Без зла и раздражения, но с любовью, нежностью и прощением. Полагаю что при благоприятных и прочих и результат сходен. Особенно при хорошем муже. Ну, в любом случае не при таком как Потапов в последние годы. "Идея "обращения" человека. Суть в том, что человеку "дается", а точнее "предлагается" (свобода воли человека "взять" или "не взять" это) дополнительный потенциал или силы, с помощью которых он может измениться духовно-психологически и даже физически. И действительно, человек часто изменяется, ему становится не нужным доказательство существования Бога, он начинает его ощущать." Почему в принципе я всегда говорила, что глупо носится как "свидетели Иеговы" с прокламациями и предвещать конец света. И глупо навязывать свое видение и религию насильно. Тогда это уже не вера, а насилие. А одно противоречит другому совершенно точно. Поэтому я всегда верила себе тихо в тряпочку и злилась когда кто-то доставал меня разговорами о Боге. Мне казалось, что это неприлично, еще неприличнее, чем в открытую обсуждать секс. Потому что секс естественная животная потребность организма совершаемая всеми и регулярно. А ощущение Бога индивидуально, сокровенно и очень интимно. Такое захочешь не с каждым сможешь обсудить, дай Бог бы самой осознавать в полной мере.
Гераклит - акцентировал внимание на всеобщем законе-логосе, по которому "Свершается, все явления и который правит всем через всё". Ну не ...опять о Боге...Даже забавно. " "Хотя Логос всеобщ, большинство людей живет так, как хочет", - Говорил Гераклит. Этой фразой он подчеркивал желательную необходимость следования закону, ощущения его, формирования в человеке зрелости и мудрости."
Все это в принципе вполне укладывается в Сократовское - "Познай самого себя."
В принципе "приоритет разума человека отстаивал и Платон, считая, что на разум влияют эйдосы-"идеи", "витающие" в невидимом мире. Некоторые под этим понимают какую-то абстракцию - мысль, невидимый образ и т.д. Платон под "идеей" понимал материальную сущность. То, что можно когда-то будет увидеть, измерить, оценить." Автор считает, что пока человечеству это не доступно. Но во первых в Платоне в данном случае видна моя идея всемирной планетарной, а возможно и вселенской сети. А во вторых идея коллективно-бессознательного. А во вторых всё изначально в себе несет именно идея. Почему это не доступно человечеству мне не ясно. Картина существует изначально в идее. Новый "летучий" экспресс в изначальном виде идея. Почему Большаков считает что материализация идеи во что-то вещественное мне не понятно. Или он видит это как моментальную реализацию. Вот только подумал и на тебе. Как в сказке, создал мысле-образ мороженного и оно возникло перед тобой на столе. Такое действительно пока не доступно в полной мере. А вот воссоздание чего-то вещественного из изначальной идеи то сплошь и рядом как говорится. Тоже творчество, те же стихи...изначально просто идея. Образ. Потом уже слово и стих.
Вот и у Аристотеля трактат "О душе", а выходит как бы что ли о личности. Воспитание и систематические тренировки. Это как мне кажется что-то больше от воли и разума, чем от духа. Я же лично не соотношу личность и душу. Личность, личина. Суть есть маска. То, что мы в состоянии создать из себя. То что мы делаем что бы получить некий видимый глазу и слуху результат. Но он не отображает в результате души. Я пока еще ищу ответ на этот вопрос для себя, что же я вижу и понимаю под душой, но точно не набор знаний и тренировки даже если они направлены на развитие духа в человеке, то скорее характера. Изменяем ли дух как стержень и изменяема ли душа, по идее изменяема, в процессе жизни или развивается, или деградирует. Хотя второе мне кажется спорным, нельзя утерять приобретенные навыки. Как говорят "мастерство не пропьешь". Поэтому я честно говоря сильно сомневаюсь, что наработанные за жизнь навыки и опыт (а может и за жизни, душа бессмертна) душа может утерять. Вопрос только в в том сколь много нового она в состоянии наработать за эту жизнь. А трактат Аристотеля, похоже, что все-таки больше о развитии личности. Впрочем, мне тут еще не все ясно, но чертовски интересно. "Внутренняя сущность человека по Зенону должна не противоречить, а быть созвучна естественной гармонии, существующей в мире. Мудрец стремится вести жизнь, согласованною с природой. Разум и добродетель поддержат в борьбе человека с собственными страстями. "Сила духа" у стоиков рождается из постижения мудрости природы." Что ж разумно весьма. Тоже достаточно интересно. В конце концов корни всего живого происходят из природной составляющей. Даже когда разговор идет о том, что человек не произошел на земле. То все равно он часть природы, какой бы эта природа не была. "Последний крупный философ стоического направления - Римский император Марк Аврелий в своем произведении "Наедине с собой" акцентирует внимание на идеях покорности судьбе ("Не надо плыть против течения жизни, а ощущать и следовать ему"). Что интересно не он один из копилки мудрости древних пропагандирует идеи смирения пред неизбежностями жизни. Но я не могу согласиться с этим полностью. Поскольку если бы мы не делали никаких усилий то и достижений у нас бы, по сути, не было. Хотя двигаться по течению жизни в принципе достаточно приятно. С другой стороны мне лично ближе выражение - "Не надо плыть против течения, не надо плыть против течения, плыть надо туда куда ТЕБЕ надо" - вот это мне больше по душе. "Активность психики, согласно учению стоиков, является достоянием отдельных людей - Мудрецов. В этом отношении стоицизм значительно отличается от учения йогов, буддизма и других школ, которые пытались дать любому человеку психологическую опору в жизни." "Противоположность стоицизму на протяжении столетий являлось учение Эпикура - одного из выдающихся философов Древней Греции." "Его позиция заключалась в развитии активных начал психики человека (его воли) вне зависимости от воли "мирового духа" (фортуны и судьбы). Допуская существование богов, Эпикур считал, что они не влияют на человека и его свободу." Да все на все влияет. Я так думаю. А с богами он мудро, это правильно. "О богах говори, что они есть" — Биант. Не достаточно ли этого для уважения?


Отвлекусь немного от книги Большакова и вставлю сюда интересную статейку о том как общаться с Богом.


Он может говорить голосом, который мы слышим нашими физическими ушами, но это происходит редко. Чаще всего Бог говорит внутри нас. В писании все ключевые места, показывающие, как говорит Бог, подтверждают это. Чаще всего Бог говорит внутри нас, в наше сердце, через естественный инструмент передачи информации - "мысли".


(2Цар.23:2) Дух Господень говорит во мне, и слово Его на языке у меня.
(Авв.2:1) стоя на башне, наблюдал, чтобы узнать, что скажет Он во мне
(Деян.20:3) … он хотел отправиться в Сирию, то пришло ему на мысль возвратиться через Македонию.
(Евр.8:10) Вот завет, который завещаю дому Израилеву после тех дней, говорит Господь: вложу законы Мои в мысли их, и напишу их на сердцах их; и буду их Богом, а они будут Моим народом.


Часто христиане, говоря; «я не слышу голос Бога», подразумевают именно ясный голос Бога. Но многие даже не догадываются, что Бог говорит им постоянно в течение всего дня, через их мысли.


Нельзя сказать точно, что все мысли от Бога, но можно точно сказать, что Бог говорит через мысли и нам необходимо научиться понимать и различать их.


Можно сказать - уши, это физический микрофон, который воспринимает физические звуковые волны, а наш дух (сердце) это духовный микрофон, который воспринимает духовные сигналы - мысли. Именно в этот микрофон Бог и старается говорить чаще всего.


…говорит во мне…
…скажет Он во мне…
…то пришло ему на мысль…
…вложу законы Мои в мысли их…


Нам кажется, что лучше слышать явный голос, чем мысль. Не правда ли? Например, вы встали утром, и в комнате прозвучал голос, « сын мой вставай и иди на переулок такой-то и там увидишь человека и будешь ему проповедовать… »


Но почему Бог чаще говорит через мысли?
Есть как минимум две причины для этого.


1. Конфиденциальность


Намного безопаснее слышать мысль в духе, чем явный голос. Почему? Эту мысль слышим только мы. В этом случае дьявол не знает намерений и планов Бога, и он не может помешать им исполниться. Вспомните, когда ангел во сне сказал Иосифу, куда нужно бежать от Ирода.


(Матф.2:13) Когда же они отошли, - се, Ангел Господень является во сне Иосифу и говорит: встань, возьми Младенца и Матерь Его и беги в Египет, и будь там, доколе не скажу тебе, ибо Ирод хочет искать Младенца, чтобы погубить Его.


Сатана не мог знать этой информации, в противном случае он уничтожил бы младенца Иисуса. Ангел не говорил физическим голосом в физическом мире, он говорил Иосифу в дух, через сновидение. Именно поэтому Ангелы в писании часто являлись человекам или в духе или в видении или во сне. Многие думают, что сатана и бесы знают все о нас. Нет - только Бог знает все.


У Бога есть секретная телефонная линия, по которой Он хочет иметь с нами связь - это линия между Ним и нашим сердцем. У Бога есть тайный язык, на котором Он хочет с нами общаться. Бог не заинтересован, чтобы мы лишний раз подвергались атакам со стороны врага.


Вот почему нам полезно больше молиться в Духе - мы говорим Богу тайны из нашего сердца, о которых не может знать сатана. Вот поэтому Бог говорит к нам через наши мысли. Этих планов не может услышать.


2. Свобода выбора


Второе, почему Бог редко говорит явно, - это наша воля. Что такое свобода выбора? Ты, имеешь право выбирать. Если бы мы были движимы только слышимым голосом, который отдает нам команды, мы потеряли бы Его подобие и превратились в роботов.


Вы легли спать, а в комнате голос, «рано спать, ты еще не молился». Вы встаете молитесь. Потом снова в постель, и вот опять голос; «Срочно нужна твоя молитва за Гондурас, вставай»… и т.д.


Между небом и землей существует невидимая телефонная линия. На одном конце линии резиденция Бога, на другом конце твое сердце. И удивительно то, что всегда одна из телефонных трубок поднята, это трубка в офисе Бога. Любой из нас может в любое время дня и ночи поднять трубку на своем конце провода и поговорить с Ним или послушать то, что Он хочет сказать нам. У Бога всегда есть время для нас, и Он не устает общаться с нами.


Итак. Если ты думаешь, что Бог не говорит тебе, это не так. Ты сотни раз в течение дня слышишь Его голос через мысли.


Как узнать, какая мысль от Бога?
Все мысли нужно научиться фильтровать.


1 Фильтр – Писание


К вам пришла мысль и ее нужно проверить. Первая проверка - это библия. Писание - это самый первый тест на подлинность и принадлежность мыслей. На этом этапе мы должны останавливать и отсекать мысли приходящие из нашего интеллекта или от врага.


Пример 1 - Постоянно идет мысль, что вы лучше проповедуете, нежели ваш лидер. Проверка.


(Лук.9:46-48) Пришла же им (ученикам) мысль: кто бы из них был больше? Иисус же, видя помышление сердца их, взяв дитя, поставил его пред Собою и сказал им: кто примет сие дитя во имя Мое, тот Меня принимает; а кто примет Меня, тот принимает Пославшего Меня; ибо кто из вас меньше всех, тот будет велик.


Если ваш фильтр сработает, эта мысль не проникнет в ваше сердце и не нанесет вред.


Пример 2 - Стоишь на собрании, и твой взор постоянно останавливается на одном человеке и приходит мысль, отдай ему 20 рублей, ты же знаешь у него сейчас нужда. Проверка через писание.


(1Иоан.3:17-18) А кто имеет достаток в мире, но, видя брата своего в нужде, затворяет от него сердце свое, - как пребывает в том любовь Божия? Дети мои! станем любить не словом или языком, но делом и истиною.


Мысль, приходящую в первом случае можно смело выбрасывать из своей головы и даже не пытаться размышлять о ней. Вторая мысль может быть от Бога, и мы можем практически отреагировать на нее или проверить ее через следующий фильтр.


2 Фильтр - Дух


Под духом я подразумеваю наши внутренние чувства, - что говорит наше сердце. Часто Святой Дух или подтверждает услышанное нами или отвергает. Все мы знаем то чувство внутри, когда ты слышишь что-то, и оно принимается или отвергается.


Разумеется, когда приходят мысли и нужно принять решение, нельзя полагаться только на наши чувства, но можно точно сказать, что нельзя игнорировать чувства. Бог создал чувства.


(Дан.5:9) Царь Валтасар чрезвычайно встревожился, и вид лица его изменился на нем, и вельможи его смутились.


(Плач.1:20) Воззри, Господи, ибо мне тесно, волнуется во мне внутренность, сердце мое перевернулось во мне за то, что я упорно противился Тебе.


Валтасар очень встревожился оттого, что увидел и услышал. Вот поэтому, когда настоящий христианин слышит матерные слова в автобусе у него внутри все сжимается и он чувствует протест. Он не хочет этого слышать, его дух свидетельствует; мерзость, грязь, нечистота, я не принимаю это, это не мое.


Но не обязательно проверять все мысли через все фильтры, особенно если вы уверены, что это говорит Бог. Но бывают мысли, которые приходится пропускать несколько раз, через все фильтры и проверки, чтобы точно принять правильное решение.



3 Фильтр - Источник


Если вы еще не уверены, что мысль от Бога, переходите к следующей проверке. Что же такое источник? Это начало, это место, откуда начинается поток мыслей. Мысль может приходить из вашего разума, от Господа и от нечистого духа.


Вы имеете определенные качества, Бог имеет определенные качества и сатана имеет определенные качества. Мы должны изучать писания, чтобы знать эти характеристики.


Характеристика дьявола (кратко)


(Иоан.10:10) Вор приходит только для того, чтобы украсть, убить и погубить.


(Иоан.8:44) Он был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нем истины. Когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи.


(1Пет.5:8) противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить.
Характеристики Бога (кратко)


(Иер.29:11) Ибо Я знаю намерения, какие имею о вас, говорит Господь, намерения во благо, а не на зло, чтобы дать вам будущность и надежду.


(Рим.12:2) …воля Божия, благая, угодная и совершенная.


(Пс.102:8) Щедр и милостив Господь, долготерпелив и многомилостив:
То есть, по характеру мысли, можно определить адресата.


Например , если приходит мысль, « …не иди в церковь … ты некому не нужен, тебе уже нет прощения … все лицемеры …. тебя никто не любит… » Слыша такое даже не сомневайтесь кто это.


Или такие мысли « …попроси прощение … смирись … не сплетничай …. не говори плохо о твоих лидерах … у тебя все получится…. не бойся, только веруй… .» Как вы думаете, Кто это?


Обязательно изучайте писания и запоминайте черты характера Бога и дьявола, и вам будет легче определить источник мыслей. Получая такие мысли, даже не раздумывайте.


Чем чаще ты общаешься с Богом, тем точнее ты сможешь знать Его голос и характер. Овцы имеют плохое зрение, но они легко приучаются к голосовым командам и идут за своим пастырем. За голосом незнакомого человека они не идут, хотя и слышат его.


(Иоан.10:27) Овцы Мои слушаются голоса Моего, и Я знаю их; и они идут за Мною.
Я знаю голос моей жены, потому что я слышу его уже много лет. Но я не знаю голоса человека живущего на окраине нашего города, потому что я не слышу его голос. Никто не подделает голос моей жены - я знаю его всем моим естеством.


Пример . Когда мы спрашиваем стоя за дверью, " кто там? " и слышим " я ", мы узнаем человека или не узнаем даже только по одной сказанной букве. Это дает нам пример, что значит знать голос.


Итог


Вот в этом и есть основная проблема христианства. Отсутствие опыта слышания. Мы читаем много книг о слышании Бога, мы проходим семинары, но когда мы начинаем слушать Бога, мы слышим кучу голосов. В итоге, одни люди продолжают, есть из этого котла все, что там есть и попадают в обольщения. Через это пришло много лжепророчеств и лжеоткровений. Другая категория людей просто оставила эту идею слушать Бога до лучших времен.


Таким образом, если вы хотите научиться отличать Божий голос от мусора, вам необходимо чаще слушать Его голос. Бог общается с каждым человеком индивидуально, и Он использует в общении с нами особенные слова. Со временем мы начинаем запоминать Его манеру обращения к нам, как Он начинает, как Он нам говорит, как обличает, как прощается.


Знания не помогут различению, потому что сатана принимает подобие ангела света, и он может говорить точно такими же словами, как говорили ангелы или Бог в писании. Дьявол не будет говорить вам; «Слушай, так говорит дьявол», он скажет, «так говорит господь». Но не возможно подделать тот язык, на котором говорит Бог лично тебе и который никто не знает, кроме тебя.


Начните с сегодняшнего дня нарабатывать этот опыт. Отведите в своем расписании время, чтобы слушать Бога. Но главное начните это делать. Возможно, чаще всего вы ничего особенного не будете слышать, но не останавливайтесь. Господь имеет право проверять вас, на сколько вас хватит. Но будьте, уверены в том, что если вы начнете практиковать слушание Бога, и не бросите это через два дня, то вы даже сами того не заметите, как вы начнете жить по тем мыслям, которые приходят именно от Него.


http://www.imbf.org

Возвращаясь к Большакову А.С. и его психологическому практикуму.


"Подлинное счастье Эпикура - это освобождение от страданий и обретение состояния атараксии - спокойствия души." Что же Пушкин нам тоже говорил, что "На свете счастья нет, но есть покой и воля." "В IV-VII в Византии египетскими и синайскими аскетами (Макарий Египетский, Евгарий, Иоанн Лествичник) было создано мистическое учение под названием исихазм. Оно имело два аспекта: во-первых, объясняло путь единения человека с Богом, во-вторых, показывало методику этого обращения (под обращением понималось скачкообразное изменение восприятия человеком Бога и мира)." "В дальнейшем это учение было развито византийским проповедником и богословом Григорием Синаиотм, Григорием Паламой, а так же русским мыслителем Нилом Сорским. " Исихазм исследовал человека через его помыслы, страсти, практику молитвы. Было замечено, что внутреннее самосовершенствование возможно через благочестивые упражнения (молитвы, обеты, жизнь в скитах и т.д.) Чем сильнее воля к достижению цели (общения с Богом), тем сильнее меняется сам человек и его психофизическая организация. Воспитание воли через ежедневную внутреннюю работу и борьбу, самоконтроль и самоограничения ведут к цели - человек становится другим, с другими потребностями (физическими и психологическими) и видением мира. Происходит качественный скачок в сознании и восприятии действительности." "В православном богословии, например, утверждается, что Таинства (крещение, евхаристия и др.) совершает не священник, а Сам Бог. Священнослужитель лишь служит Таинству, является как бы посредником между Богом и человеком. Если Священное Писание содержит необходимые знания для нашего спасения, то в Таинствах дается постижение Бога и его Слова." "Некоторые мистико-аскетические учения ислама (например суфизм) также акцентировали внимание на прозрении человека. Видение и личное общение с Богом достигается путем особых танцев, бесконечного построения молитвы, самоограничений и т.д." "В XII-в на Руси появилось сочинение, предназначенное для широких масс, - "Пчела"." "Многие авторы сборника под разумом понимали светлое начало в человеке, а под чувствами - темное." Ну не напоминает ли это нам опять Фрейдовское Ид и Супер-Эго? "В дальнейшем в России проблемой поведения человека и исследованием его души занимались М.В. Ломоносов, А.И. Герцен, В.Г. Белинский, Н.Г. Чернышевский, Н.А. Добролюбов, А.С. Пушкин, Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой, А.П. Чехов и другие. Русские историки и религиозные философы (Н.А. Бердяев, И.А. Ильин, В.С. Соловьев, В.О. Ключевский и др.) так же излагали своеобразные мысли о мотивированности русского человека, его предназначении и судьбе. В большинстве русских произведений человек рассматривался как объект влияния исторических, мистических, социальных сил и государства. Собственное усилие, воля и разум человека принижались. Не культивировался "сильный человек". История в основном рассматривалась экзистенциально". В отличии от Американских героев в кино создающих подспудно личности в нарцисический период развития человечества. Что в свою очередь тоже не очень хорошо и является другой крайностью. Если на одном полюсе человек полностью зависимый от всех сочетаний обстоятельств жизни и подчиняемый без ярко выраженной воли, то на другой стороне совершенно иной человек, пытающийся игнорировать общественные правила, государственные структуры, да чуть ли не самого господа Бога и всех чертей преисподней, и слушающий только себя и делающий только то что ему необходимо, проявляя силу воли и силу своего разума. Крайности вообще всегда плохи, как правило истина всегда где-то посередине. "Одним из первых немецкий философ-идеалист Г.В. Лейбниц занялся изучением бессознательного. "...Убеждение в том, что в душе имеются лишь такие восприятия, которые она осознает, является величайшим источником заблуждений". - писал Лейбниц." "Роль разума, и воли Лейбниц занижал, считая, что бессознательные силы влияют на человека в большей степени и обуславливаются Богом". Фрейд в некотором роде был последователей Лейбница. И брал от него основные идеи на разработку." "Крупной фигурой в ряду заподноевропейских философов является И.Кант. - родоначальник немецкого классического идеализма. Кант придавал огромное значение воспитанию, как основному методу совершенствования человеческой природы". Не могу, не согласится с Кантом. Сама много думала на эту тему. Исходя из "Маугли". Есть дети, воспитанные в лесах животными. Их поздняя коррекция почти не удается. На данный момент это пока факт. Их приучают сидеть за столом, есть ложкой, что-то говорить и спать на кроватях. Но это дается с большим трудом. И последующая их жизнь все равно проходит под наблюдением в специальных учреждениях. Однако они обладают набором своих качеств. Причем для каждого уникальных. Возможно врожденных черт характера (так как среду их воспитания животными, мы можем представлять только относительно. Как рос, где, с кем, какие были "братья и сестры", что преподавала "мать", какие были условия обитания, какова была среда, враждебная, нормальная, положительная. Все это можно лишь домысливать о жизни "Маугли" и примерно исходя из повадок догадаться, что за животное его вскормило и вырастило. И даже точно зная кто это был, все равно не узнаем точно как это было. Лишь только общие черты повадки и особенности вида который растил малыша. И так, из этого можно смело делать несколько выводов влет. Не напрягаясь. Первый вывод - Основы общения, воспитания и мировосприятия закладываются в раннем детстве. (Иначе их можно было бы перевоспитать гораздо легче. А их до самой их смерти не удается перевоспитать). Второй вывод - человек продукт среды и воспитания. (Иначе бы он начал говорить, выдумал письменность, разжег огонь, стал ходить прямо. Однако почти все "Маугли" передвигались на четвереньках или как обезьяны и их приходилось переучивать). Да и вопрос о душе встает сложноватый. Как человек он вроде бы по словам богословов должен обладать врожденно душой, но в таком случае она то и должна была подсказать ему более развитый путь развития. Хотя с душой не все так просто. Этот вопрос меня очень занимает. Так как я разделяю понятия души и личности в отличии от некоторых мудрых философов древности и исходя из тех исследований в которых ученым удалось по смерти зафиксировать и даже взвесить душу. Есть показания о фактическом весе, цвете и размере души человека отделяющейся от тела в процессе смерти, как некий вполне фиксируемый энергетический объект. Таким образом вопрос о существовании души сам собой отпадает. Она есть. И предполагается у всех живых существ. Другой вопрос о её истинном содержании. Не то, что она представляет собой, как энергитический и физиологический объект, а то что она в себе в результате заключает. Вот это меня очень занимает. И ответа у меня пока что нет. Другое дело, что видимо на внешнее развитие она практически не влияет, а только на внутренние процессы. Таким образом личности "Маугли" сформированная в лесу среди зверей и является продуктом окружения, среды и воспитания. А душу так просто как внешнее проявление характера , что является генетической предрасположенностью или личности, что является продуктом среды и воспитания, не прочитать. То, что характер есть не результат воспитания, а сути врожденная генетическая особенность видно на собаках. Я знаю как выбирают маленьких щенков собак. Им едва переходит за месяц, как их характеры уже различаются в одних и тех же условиях воспитания. Покупатель приходит выбирать себе собаку, ждет пока щенки привыкнут и угомонятся, обретут состояние покоя привычного их каждому дню, а потом роняет перед ними что-то "страшное". Например громко звенящие ключи. Один щенок прячется, другой рычит, третий идет проверит что это было, пятый весело подскакивает словно ему предложили игру. Из того, как малыши реагируют сразу видно различие их врожденных характеров. Тот что рычит будет более прочих агрессивен. Тот, что спрятался, будет трус. Тот, что пошел проверять не даст вам скучать своим настырным интеллектом и врожденным любопытством. Тот что радуется, будет веселым, добродушным, простоватым и игривым псом. Итак ...характер суть вещь генетически врожденная. А вот воспитание личности другой вопрос. Вот именно этим и заняты, по сути все древние мудрецы. Но душа тут вовсе не причем. Итак - характер это генетика. Личность - продукт воспитания и среды. Душа - энергетический объект загадочного назначения, возможно, что-то влияющее на интуицию, невербальное, не тактильное восприятие мира, на уровне не ментальном даже, а напрямую энергетическом. И на общее видимое глазу положение она мало влияет. Возможно фиксируя, как носитель не вмешиваясь, а возможно что-то еще. Так что вопрос воспитания можно считать одним из ведущих и приоретенных вопросов в развитии человеческой личности. Хотя я не могу скидывать со счетов и все остальное. Но возвращаясь к опыту с "Маугли" совершенно точно считаю, ведущими две вещи - Генетику (врожденные особенности, как физиологические, так и строение психики, характера, скорее всего передающиеся по наследству). И воспитание - как основное формирование личности. Вопросы же темного, подсознательного, бессознательного являются трудно постигаемыми. Даже опираясь на учения тех, кто ими занимался. На это может уйти вся жизнь в целом. Если захочется понять не вопросы личности, но докопаться до истоков души. Я не могу отрицать, что сегодня очень много спорной информации как печатного свойства, так и в интернете, по телевизору и дисках. И что иногда происходят такие процессы, которые очень сложно бывает объяснить и понять. Например, свидетельства о воспоминаниях прошлой жизни. Вот тут видимо работает память "души". Если души бессмертны, если они подвержены перерождениям. То ничего удивительного тогда нет, если человек может под гипнозом вспомнить прошлую жизнь или вдруг после стрессовой ситуации заговорить на незнакомом языке. Это тогда тот самый "носитель" что сохраняет в себе накопленную информацию и зовется душой. (Если опять же принять эту информацию за достоверную). Но как это влияет на нашу повседневную жизнь понять очень сложно. Как это помогло, например детям "Маугли"? Я могу понять, как на них влияла среда и воспитание. И могу понять, как на них влияла генетика в плане характера и болезней. Но не могу понять, как обладая душой они не могли изменить тот или иной виток свой жизни? Например, не бегать на четвереньках, а "вспомнить", что люди ходят прямо, или не выть и лаять, а "вспомнить" что у людей есть своя голосовая система и система знаков. Или душа влияет как-то иначе на процесс развития человека в целом? Сегодня много разных трудов по психологии и педагогике. Объясняют каждый "чих" с любой позиции, по Фрейду, по Юнгу, по Фрому, по Эриксону и еще по пяти десяткам разнообразных теорий. Но всё это никак не может объяснить состояния души, содержания души и её практического применения если так можно выразится, конечно в жизни человека. Из изучения йоги и прочих интересностей я нашла информацию о пяти телах человека. (Хотя говорят семи или восьми. А кое где и двенадцати.). Выглядит убедительно и здраво. Но опять, же никак не объясняет наличия зафиксированной учеными души. Как объект, который можно увидеть (пусть и специальными приборами) и даже взвесить. Я охотно принимаю и понимаю что аристократическое, спартанское и прочее воспитание личности вполне может привести человека на гармоничный уровень общих тел. Но как это влияет на душу? И что она в результате из себя представляет. Не являясь, личность и характером? Возвращаясь к "Маугли" еще хочу отметить две интересные вещи. Ясно, что чем раньше ребенка извлекают из среды, не предназначенной ему от рождения обитания. Тем легче ему будет адаптироваться к цивилизации. Это понятно. Не понятно другое. Неужели первые годы воспитания и окружения так важны для ребенка, что впоследствии изменить что-то кардинально почти не возможно. Вот что интересно. Этих детей удается научить общаться. И речь, и знаки, и некой цивилизованной культуре. То как сидеть за столом, пользоваться приборами, спать в кровати и носить одежду. Даже писть и читать. Почти достигая общего уровня развития. Почти. Но как только их предоставляют самим себе они снова предпочитают возвращаться к первобытным изначально привычным им условиям. Есть руками, спать на полу и прочее в том же духе. Это для нас очевидны блага цивилизации. Лесным детям, воспитанным зверями это кажется непомерно тяжким, скорее всего. Причем деградировать гораздо легче, чем снова приучить их к вопросам культуры. Это-то понятно. Не понятно другое. От чего? Ведь быть человеком для них, по сути, естественно. Они же родились человеком, и имеют генетическую память, и как ни крути человеческое мышление. Но ... Вот эти два вопроса ставят меня в тупик. Как я ни кручу, ни верчу в голове, но прихожу к выводу что Фрейд говорят что наши основы жизни лежат корнями глубоко в детстве был непоправимо прав. И Кант, считая воспитание приоритетным прав вдвойне. Иначе дела с детьми "Маугли" обстояли бы несколько иначе. Так что тут вопросов больше чем ответов иной раз.



Другие статьи в литературном дневнике: