И так снова день...

Потапова Елена Александровна: литературный дневник

Утром прогулка с Тяпой, гречка и немного курицы. Дежурная сигарета, чай без сахара, конспект по психологии сценаризма и Паустовский. Наташа притихла. Вчера убрала ванну, привела все немножко в порядок. Сегодня сидит дома, наверно у нее выходной. Лежит на кровати и ковыряется в своем телефоне. Что-то там делает. Ну и хорошо, зато тихо. Ни крика ни ора. Благодать как она есть! Тем не менее я пошла в библиотеку. Сегодня кроме наблюдений за прочтенным и выводов о прочтенном ничего не сделала, ни одной строчки в полезности. Только размышления о жизни, реальности и книгах. Ну что ж пусть так.


Почему-то вдруг вспомнилось именно сегодня, глядя на солнце за окном, на распускающиеся почки, на весенние парочки, как я однажды купила морскую свинку. Я всегда любила гулять по старому Арбату. И часто заходила в "Зоомагазин" посмотреть на животных. Там же я когда-то купила маме в подарок белую попугаиху Рику. И вот однажды захожу и вижу морскую свинку. Она сидела в клетке одна. И постоянно кричала. Я спросила продавца, почему она кричит, но мне сказали что-то не очень понятное и расплывчатое. Я подумала, что возможно она кричит от того, что ей скучно и плохо в маленькой тесной клетке в магазине. И пожалела её. В результате я почти всю зарплату потратила на приобретение морской свинки. Когда я принесла её домой мама с папой глазам не поверили, они никак не могли понять, зачем я её купила. И так полный дом животных, а тут еще и свинка. А мне было очень сложно объяснить свой поступок. Свинка оказалась ни то больная ни то старая, а может я не умело за ней ухаживала, но вскоре она у нас умерла. Я тогда кажется куда-то уезжала, а когда вернулась, то её уже не было. Почему я вдруг вспомнила о ней и сама не знаю. Может быть от того, что тогда тоже был ясный, солнечный день и мне хотелось сделать хоть что-то хорошее и доброе. Позже моя тетя Лариса, ветеринарный врач, решила развести питомник морских свинок, но не простых, а ангорских и розеточных. Наверно я могла бы у нее попросить малышонка. Но во первых с питомником ничего не вышло. А во вторых я больше не хотела заводить животных которые так мало живут. Их тяжело терять. К ним прирастаешь душой, а не успела привыкнуть, как пора прощаться. Это больно честно говоря.


Господи! У меня так сложно почему то с работой и с трудоустройством, что мне все чаще и чаще хочется придти на киностудию и сказать - "Возьмите меня пожалуйста в актрисы, мне больше нигде нет места, я никому не нужна!"


Сегодня в "ВК" у меня Би-2


Большие города
Пустые поезда
Ни берега ни дна
Все начинать сначала


Холодная война
И время как вода
Он не сошел с ума
Ты ничего не знала


Полковнику никто не пишет
Полковника никто не ждет


На линии огня
Пустые города
В которых никогда


Ты раньше не бывала


И рвутся поезда
На тонкие слова
Он не сошел с ума
Ты ничего не знала


Полковнику никто не пишет
Полковника никто не ждет


Полковнику никто не пишет
Полковника никто не ждет


Полковнику никто не пишет
Полковника никто не ждет


Читая Паустовского "Рождение рассказа" я погружаюсь в мир свежих чувств и ощущений. Что-то из детства, из юности. По силе своего воздействия и простоте снова возвращает меня к юным годам светлого восприятия, что-то такое свежее, настоящее, простое, пронизанное живым ветром, запахами цветов, чувством настоящей , не придуманной жизни. На самом деле приносит какое-то эстетическое наслаждение. Словно рядом со строками Паустовского я снова вспоминаю себя. Настоящую, живую себя, такой какой я всегда была, такой какой я видела, ощущала свою жизнь. И мне так хочется удержать это чувство, что я намеренно растягиваю удовольствие от прочтения, читая не торопясь, перечитывая что-то, пролистывая заново. Словно возвращая себе себя саму.


Перечитывая об Островском, я не могу не плакать. Слезы сами наворачиваются на глаза. Мне по человечески жаль молодого парня который в двадцать шесть лет стал прикованным к постели тяжелым недугом. Это тот самый возраст, когда надо петь, плясать, любить и рожать детей, строить дом, сажать дерево в конце концов! Но он лишен всяческой возможности нормально функционировать. Но еще более страшно, что все эти страдания возможно были бессмысленные. Хорошо, что он об этом так и не узнал. И не только у Островского, у всех. Через семьдесят лет, а может даже чуть ранее страна стала задыхаться и разделилась на бедных и богатых. Да что говорить, эта фикция равенства хоть и не бросалась в глаза как теперь, но была и ранее весьма очевидна. Загородные коттеджи крупных партийных работников, Безбедная жизнь профессоров, генералов и прочих крупных деятелей ни коем образом ни шла в сравнение с тихой, аккуратной, но бедной жизнью городской интеллигенции и рабоче-крестьянского класса. Возможно, что страдания народа и крайняя нищета большинства (большевиков) подстегнутые разорительной войной тогда действительно выплеснулись через край "котла" далеко не без причины. Все тогда понимали, что так жить нельзя, но как жить дальше мнения людей конечно разделились. Победили тогда в результате "красные". Но ведь это не было по сути предсказано свыше. Ведь мог победить наверно, чисто теоретически кто угодно. Было много партий и фракций. Люди могли пойти за любой из них, но если пошли за "красными", значит в этом была более чем убедительная причина. Но страшно даже не осознание самой борьбы, а то, что по сути враждующие стороны были по своему правы. Это такой вот парадокс, но это действительно так. Вот в этом и кроется самый страх и ужас. Пусть революция и гражданская война на тот момент были неизбежными по объективным и насущным по сути причинам. Но отстраняясь сегодня и смотря со стороны на историю тех лет я лично ужасаюсь понимая, что к сожалению мало что изменилось. И сегодня существует пропасть между теми, кто смог и успел сделать себе состояние в смутные годы перестройки и теми, кто ничего не имеет. Или не имел или все потерял. Многие поднимались и падали на волнах исторических событий. И далеко не каждое состояние сегодня нажито путём праведным. В народе говорят - "Кто смел тот и съел." Может быть и так. Мне не хочется сейчас вдаваться в рассуждения о морально-этической стороне подобных вещей. Я хочу лишь отметить, что сегодня разделение на богатых и бедных по прежнему достаточно далеко от объективной справедливости. Я знала людей талантливых, умных, образованных и начитанных, умеющих делать многие вещи, возможно даже в чем-то гениальных, но проживающих неимоверно тяжелую жизнь, полную не легкого труда и сопровождающуюся чередой неудач. Остаётся только развести руками и вздохнув сказать - "На всё воля божья.". Потому, что я не знаю как реагировать на подобное. Мне часто говорили, что человек сильный духом, опирающийся на веру в свое дело, обязательно, непременно побеждает препоны и может заявить миру о себе. Добиться желаемого результата. Совершить прорыв. Одним из таких примеров является Островский. Другим таким примером является Асадов, который сохранил светлый, чистый взгляд юноши с горячим сердцем дол конца своих дней. Будучи лишенным зрения он прозревал эту жизнь сердцем. Возможно сегодня его стихи кажутся немного наивными. Иногда даже излишне строгими к жизненной действительности, как-то по подростковому сентиментально-максималистичными, но как бы там ни было в них отражается жизнь. И её свет и тень, и желание чего-то более высокого. В каком-то смысле оба этих человека подвижники от литературы. И оба горели сердцем, как Данко или Прометей несли огонь своей веры в свое дело и в свои идеалы. А мне сегодня бывает страшно задавать себе этот вопрос - Всем ли дано уметь преодолевать препятствия? Ведь все люди как и ситуации и жизни разнятся в своих рамках. Говорят же что если судить рыбу по её умению лазить на дерево, то все и сама рыба в том числе всю жизнь будут думать, что она бесполезна и бесталанна к жизни и делу. Сколько высоких, талантливых, светлых жизней сгорело на кострах истории или попав в "машину" государственной мясорубки? Не оставив за собой даже следа. И горячая вера Островского в свое дело, в светлое будущее за которое и умирать не жалко, вера которая вела его, вела к мечте, к мечте о том, что если не сегодня, может даже не завтра и не через год, но будет настоящая, красивая, светлая, обеспеченная, полная радости жизнь сегодня кажется чем-то вроде детской игры в солдатики. Ну конечно, свершаются дела великие, а как говорят - "Лес рубят щепки летят." Вот только беда в том, что эти солдатики то жили, страдали, умирали совсем не по игрушечному, по живому, по настоящему! Для того, что бы сегодня снова у кого-то стояли загородные коттеджи, были дорогие машины, еды вдоволь, поездки на курорты, а другие стояли с протянутой рукой на кусок хлеба, вкалывали на тяжелых работах за нищенские зарплаты, влезали в долги, ломались годами на тяжком труде теряя здоровье, что бы по выходу на пенсию ничего не иметь! Мне особенно оптимистичные возражали, что мол всё в руках человека. Если он не ленив, умен, талантлив, силен духом, то и нет ему преград. И мол никто не виноват, что один может, а другой не может. Я считаю это в корне не верно! Далеко не все в руках человека. Многое. Это да. Но многое это не всё! Цепь и череда удачных и не удачных обстоятельств и совпадений вполне способны привести человека в ту или иную точку пути. И отрицать это бессмысленно. Даже объективные причины старта этапе пути когда сам человек ещё является ребенком уже многое закладывает в его будущее. Конечно от выбора зависит что-то, даже пожалуй многое, но далеко не всё. Не будь Островский окружен друзьями, соратниками, людьми сочувствующими и помогающими ему, родными которые любили и заботились о нем, добровольными секретарями, то что бы он написал тогда? Увидели бы тогда свет его произведения? Существовали бы "Рожденные бурей" и "Как закалялась сталь?". Смог бы он тогда так мужественно преодолеть все преграды которые ему поставила жизнь, ранение и болезни? Нет, я в этом не уверена! Как бы ни был мужественен человек и силен духом, но от складывающихся вокруг него обстоятельств зависит очень многое. И безусловно важно даже не то кто и какие люди окружают его, но их мышление, которое должно в некоторой степени быть сходным. Иметь под собой некую общность. И конечно очень важно и само отношение, и то как и какое отношение складывается с этими людьми. Это безусловно очень важно. Я верю жизни Островского, как примеру торжества духа над телом, как примеру высокого человеческого и литературного мужества. Конечно в этом случае можно сказать только одно, если не делать, то совершенно точно ничего не получится. Я говорила это в свое время и Потапову, и Евстигнееву и конечно же своей дочери. Если боишься провала, ошибок и насмешек, если при этом ничего не делать и не пробовать сделать опустив руки, то безусловно избежишь и краха, и насмешек, и поражения. Но уже никогда не узнаешь и не увидишь, что бы было, если бы ты попробовал. Мне и родители это говорили. Часто приводили в пример притчу о лягушках, которые попали в молоко. Одна сложила лапы и пошла на дно, другая лупила лапами изо всех своих лягушачьих сил, снова и снова, пока не взбила масло и не вылезла на поверхность. Наверно в этом и состоит сама жизнь. Однако далеко не всем так везет. Потому, что молоко могло бы просто скиснуть или превратиться в кефир, или сметану. И утянуть лягушку на дно сметанного болота. Очень много зависит от того каким местом к нам поворачивается удача. Но в любом случае лучше попробовать, провалиться и еще раз попробовать. Чем изначально отказаться от своих планов и своей мечты. Даже если на первый взгляд это кажется чистой воды безумием. Я смесь говорила Евстигнееву и Максимычевой чью-то полюбившуюся мне фразу - Лучше сделать что-то и пожалеть об этом один раз,чем не сделать и жалеть об этом всю жизнь.
В конце концов ты потом хотя бы можешь сказать - Да, я пробовал, я делал всё, что мог бы делать, но у меня не вышло.
Сегодня я часто напоминаю об этом себе, потому, что именно сейчас мне это более чем необходимо, что бы не опускать рук и не отказаться от уже давно выбранного пути. Даже если в конце жизни я оглянусь и увижу, что все сложилось на так, как я хотела и мечтала, то я со спокойным сердцем скажу себе, что я хотя бы пробовала и делала всё то, что могла. Бывало, что я даже злилась и могла накричать или высказать резко, что бы не смели отступать, складывать рук, не отступались от задуманного, от мечты. Мы не так богаты, знамениты и могущественны, что бы после поражения, всю оставшуюся жизнь предаваться горькому унынию. Поэтому я часто говорила и друзьям и себе - Не ной, делай! Это касалось всего, в том числе и нашей с Потаповым семьи. Когда сталкиваясь с трудностями, изменами, грубостью или равнодушием к друг другу я говорила ему - Мы не для того с тобой венчались и принимали на себя обязательства, что бы из-за каких-то недоразумений отложить нашу любовь в сторону и сдаться уже пройдя такой путь, сложить "лапки" и отступить, нет, мы попробуем еще раз. В данном случае, все, что касается наших с ним отношений, как мужа и жены, как мужчины и женщины я точно от себя могу смело сказать, что все что от меня зависит я сделала. Да, я дела и пробовала, но у меня не вышло, всё же что зависело от меня я сделала. Возможно мне где-то не хватало терпения или мудрости, что ж значит я ими и не обладаю, значит их у меня и не было и спрашивать с меня нечего. А использовала я все, что у меня было и так как умела. Отношения дело двоих. А вырвать любовь силой еще никому ни у кого не удавалось. Я не могу сказать о себе, что сдалась борясь за свою семью, за свою любовь. Но я только могу сказать, что и в этот раз мне пришлось признать поражение. Так иногда бывает в жизни. Путь человека не усеян только победами. Бывают и поражения. Поражение было горьким и тяжелым. Но зато я с чистым сердцем говорю себе, что сделала для нас, для семьи и для тех чувств, что когда-то нас объединяли всё, что было в моих силах. До последней минуты. Даже загибаясь под тяжестью болезни и грузом непонимания и работы.
Я и понимаю, и восхищаюсь, и горько жалею Островского. Гениального юношу кинутого в жерло войны и болезни. Я и сама помню как шутила со стонами сползая с кровати, что те звуки которые я раньше издавала при сексе теперь издаю просто вставая с постели. Помню и сведенные ноги, которые время от времени напоминают о себе, и свои руки, которые тоже время от времени подводят меня причем с детства, от усталости мне иногда, слава богу редко сводит кисти и приходится одной рукой разгибать другую. И то как подпростудившись и подняв тяжесть я получила и невралгию, и защемление позвонка. Как отнимались ноги. И как я в результате попала с букетом болезней в больницу. И то как зрение подсаживалось на нервной почве тоже прекрасно помню. Слава богу сейчас все это ушло. И конечно это не сопоставимо с теми страданиями которые испытал Островский. Но мне хватило и этого. Пусть, и слава Богу, что сейчас болезни отошли в сторону. И если меня, что время от времени и донимает, то внезапно наваливающаяся слабость, с которой я не могу порою справится. Но пока меня ничего так не изводит, я использую свое здоровье что бы пробовать, делать и двигаться дальше. И делать все, что по сути я могу делать на этом этапе жизни. То, что мне в руки снова попала в этот период книга о жизни Островского, лишь напоминание мне о том, что как бы жизнь ни складывалась, никогда нельзя опускать рук и отказываться от своей мечты, как бы ни было тяжело и сложно. Я иногда задаюсь вопросом о том, стал бы вообще Островский примером литературного и человеческого мужества, если бы не получил это ранение, если бы болезнь не приковала бы его к постели? Как бы он тогда прожил свою жизнь? Может быть он прожил бы её на коне с шашкой в руках и дошел бы до конца войны, занял бы какой-то важный партийный пост, женившись завел бы детей, построил дом и посадил дерево. И вообще не помышлял бы о литературе тогда? А может быть он вообще бы сложил свою голову где-то на полях сражений в славном горячем бою за правое дело в которое он и его товарищи так верили? И тогда мир бы никогда не увидел его произведений. И писателем ему бы стать не довелось бы тогда, и возможно на его счастье. Вот такая вот петрушка выходит с судьбой и мотивацией. Забавно же однако. Как говорят - Неисповедимы пути Господни!
Но мне все равно, как женщине, как матери, да и просто как человеку знающему, что такое боль, ожидание, беспомощность и вынужденное бездействие при горячем сердце и жажде деятельности, и горько, и жаль, и больно за человека сильного, молодого, мужественного и талантливого который в свои двадцать шесть лет уже был недвижим и вышел из жизни лишь немногим пережив тридцатилетие пусть даже и оставив вполне внушительный литературный след. Это же почти юноша. Мальчишка по сути! Но что более обидно, что та вера, коротая его вела, вера в людей, в партию (хотя мне не понятно как можно верить в партию, это что Бог? Или там теорема Пифагора? Какая-то чушь просто!), вера в дело которое он делает вместе с другими, даже это через не такое уж продолжительное время оказалось как бы пустячным, бессмысленным, так как сегодня в реальности даже это через по сути не такое уж продолжительное время оказалось как-бы и пустячным и бессмысленным, так как все снова вернулось на круги своя. И сегодня разрыв между богатыми и бедными весьма велик. Я не собираюсь судить историю, и судить о том, что было бы, не случись тогда революции и гражданской войны. Я не знаю, как жила бы страна которая смогла бы тогда избежать этих ужасов и по какому пути она бы пошла. Но я говорю лишь о том, что мечты о всеобщем коммунистическом счастье, о рае на земле и благоденствии сегодня так и остались мечтой. Всё, что было сто лет назад, так и осталось по сути среди людей. Провалившаяся в прах аристократия, витийствующая интеллигенция, рабоче-крестьянская прослойка, мелко-лавочная буржуазия, уверенно-мещанско-обывательская буржуазия, средней паршивости гимназисты и гимназистки, не доступная в ценовом качестве хорошая образовательная база, наличие и отсутствие репетиторов, как своих так и зарубежных, няни и гувернантки у тех, кто может себе это позволить, откровенная нищета и беднота, даже беспризорность, неграмотность, сегодня всё еще существует. И не где-то там, а у нас в России. Более того в крупных городах! Как и школы интернаты всех мастей, от высокого класса, с балами, театрами, конным спортом и музицированием, двумя-тремя языками и прочими прелестями жизни, так и само низкого класса, где на жизнь детям еще и собирают добровольные пожертвования с населения, так как не хватает бюджета! Сегодня страна вернулась к богу, а если быть точной то к богам, так как она межнациональна! Как и сотню лет назад в принципе. И как и сотню лет назад сегодня продолжаются издевательства над бесправными, малоимущими наемными работниками которые боятся потерять рабочее место потому, что попадут в беду и лишаться куска хлеба со стороны частных владельцев предприятий и магазинов! И злобное торжество и чувство превосходства вымещающееся на мелких служащих со стороны наемного управленческого аппарата, директоров, управляющих всех мастей. Конечно это не повсеместное явление, но оно есть! Есть и живо сегодня! И все это есть сейчас! Даже Достоевские "Сонечки", а еще того хуже Куприновские "мистеры Горизонты" всё еще по прежнему живы, здоровы и полноценно действуют в рамках своих жизней. И это страшно! На днях прочла статью в газете о разных людях делающих свое дело, такие вот обычные герои страны. И там один человек работающий в полиции рассказал, как семья, вся семья, мама, папа, бабушка привезли ребенка, маленькую девочку на продажу на органы, благо ребенка успели спасти и их задержать! Вот скажите мне, что в голове у этих людей! Что за страшная жизнь! Что вся семья привезла маленького человека на продажу на органы, как свинью или корову! Вот оно жуткое лицо безнравственности и нищеты! И это не только это семья виновна по сути в таком ужасном преступлении, но все те кто сопутствовал рождению подобных монстров! Люди, социум, государство! Как это не неприятно осознавать, но спустя время коммунистическая революция в результате потерпела полное поражение! Были ли эти все жертвы на алтарь светлого будущего бессмысленными или нет я не знаю! Остается только верить, что нет ничего бессмысленного в этом мире! Но к сожалению все, что мы, дети социалистического СССР считали ужасами прошлого, бессмысленной литературой о годах ушедших и веках минувших, сегодня не менее актуально, сегодня является правдой жизни! Которую к сожалению многие из нас предпочитают не замечать! Словно она от этого перестанет существовать. Вот от этого то беря в руки книги этого мужественного юноши я начинаю горько плакать. Может лишь от того только, что я пока не глуха и не слепа к жизни. Хотя порой очень хочется оказаться в роли беспечной "блондинки" на празднике жизни и крутить задом на шпильках на дискотеке озабоченная лишь только одной мыслью как и где бы найти мне знатного кавалера на вечер и на жизнь тоже! Какая печаль! Ах, какая печаль! Это только я наивная думала, что двадцать первый век, движение, развитие, мы прогрессивная страна. На сама то деле все быстро встало на место как только я столкнулась с проблемами. До прогрессивной страны нам еще очень далеко всем. Как и до культуры в приципе, не зависимо от того в какой соц.прослойке мы находимся. Миру вообще немного того, люди ищут воду на Марсе, в то время как есть места где у людей нет воды. Строятся корабли с жилыми местами и для колонизаций других планет, уже сегодня есть раскупленные места для полета обычными туристами и первыми колонизаторами нового мира, конечно и стоит это не дешево. Мне сразу вспомнился фильм об эвакуации с планеты, где улететь смогли только те у кого есть деньги. Люди носятся с созданием роботов заменяющих продавцов и ставят кругом торговые автоматы, в то время, как уже сегодня не хватает рабочих мест. Прыгают вокруг создания нано технологий и цифровых новшеств, а многим даже в Москве нечего есть и негде работать! Платят за места в Шатле, платят за заморозки с надеждой оттаять в далеком будущем. Скачут вокруг новинок, а кто-то тихо страдает от голода или и вовсе умирает в городе полном огней и людей. Я не думаю, что у людей много интелекта, сложно назвать человечество разумным до тех пор пока все это существует!


Я как-то из любопытства сунула свой вездесущий нос в труды Владимира Ильича. То, что попало мне тогда в руки, поразило меня. Если бы его планы и мечты действительно нашли воплощение в жизни, то сегодня мы имели бы натуральный рай на земле. Это был гениальный человек, не дюжего ума, с настоящими высокими устремлениями, но даже тогда, подростком я поняла, что он фантаст-утопист. Понадобилось сто лет примерно, что бы это понять целой стране. Как-то в начале 90-х годов я читала разгромную статью, что Ленин был немецкий агент, что цель его была развал Российской Империи. А вовсе ни какой ни рай на земле, для всех живущих. Что мол неугомонная Германия всегда имела зуб на Русские земли и вообще мол всем странам Россия, а тем более СССР по жизни была как кость в горле. Тогда я вообще-то возмутилась и не совсем поняла рассуждения автора. И почему вдруг Владимир Ильич стал немецким агентом. Сегодня я понимаю, почему так говорили, но все равно, я лично категорически не согласна, что Ленин был агентом Германии. Уж скорее масон. Хотя для меня он всегда был и есть мыслитель, деятель, философ, практик, но...увы...фантаст-утопист. Который думал что за одно-три поколения сможет воссоздать чуть ли ни райские кущи на земле. Хотя бы в пределах России. Чуть позже он столкнется с тем, что мелкой, кропотливой и разносторонней работы слишком много, что человеческий фактор вещь упрямая, его юношеские мечты стали обретать реальные, практические очертания, однако как это всегда и со всеми случается жизнь и реальность неутомимо вносили свои коррективы. В действительности надо было не спать, не есть, не отвлекаться ни на что, а работать, работать, работать. Обучаться, обучаться и обучаться. Как заведенная машина, сутками напролет. Что бы хоть на миллиметр, на долю миллиметра приблизить тот рай который он видел своим идеализированным взглядом. Я даже примерно не пытаюсь понять весь объем практических, морально-этических, философских, теоретических, духовных проблем которые этот человек взвалил на себя в результате. Конечно у него была Надежда Константиновна и не только. Хотя я лично не могу понять как вообще хватало времени на брак. Не дай бог как говорят. Но всё же он не демон, не чудовище, не агент, как кое-кто пытается его выставить. Он гениальный мыслитель. Мечтатель. Попытавшийся воплотить красоту мечты о рае на земле в жизнь, но всё равно в результате потерпевший крах. Я считаю, что он просто опередил свое время. Попытавшись решить не только насущные проблемы реальности и текущие историко-политические вопросы, но и втиснуть будущее в рамки его сегодняшнего настоящего. Будущее втискивалось с трудом, хотя бы потому что у реальности, у дня текущего есть определенные границы. Именно по этому история пошла таким вот путем, а воз по сути и ныне там. Несколько поколений люди как одержимые верили и работали на достижение этого утопического рая. Пока окончательно не разуверились в мечте, пока окончательно не утеряли из виду цель и смысл. Хотя лично я не могла бы сказать, что всё было совсем уж бесцельно и зряшно. Во первых эти люди умирали свято веря, что передают знамя борьбы за светлое будущее, которое ждет их детей и внуков в молодые, крепкие руки, которые обязательно построят это будущее. А значит умирали счастливые, в надежной уверенности, что они сделали все, что от них зависит для приближение светлого будущего своих детей и общего счастья, для того что бы жизнь была лучше, хотя бы в отдельно взятой стране. А умереть веря в свое дело, умереть с сознанием, что жизнь прожита не зря, не это ли одно из составляющих общего счастья человека. Смысл его жизни в какой-то мере. Во вторых в результате СССР есть чем гордится, до того как страна развалилась сделано было весьма не мало. Один только полет Гагарина чего стоит по сути. А есть еще Мичурин, победа над фашизмом, Макаренко и многие другие невероятные достижения, открытия и победы. Победы того, старого, коммунистического поколения. Не наши. Увы. К сожалению все сделанное ими никак не отменяет того, что сегодня всё совсем не так, как виделось Владимиру Ильичу изначально. Как и не отменяет и того, что через все эти годы протянулась череда бессмысленных жертв, которые возможно можно и даже нужно было избежать. Но к тому времени самого Ленина уже давно не было в живых. Хотя конечно и при нем были жертвы, но там все же военное положение страны. А при Сталине уже другое было. А Иосиф Виссарионович честно говоря кажется под конец жизни Ленина считал своего вождя и учителя старым маразматиком, которого мечтал поскорее подвинуть вместе со всеми другими претендентами на власть. Что бы встав у руля видимо окончательно избавится от "Аристократической сентиментальности." И дать так сказать власть народу. Уж правда это или нет, но тогда подростком я читала, что в юности Сталин просто напросто был разбойником, который грабил на горных дорогах людей. Прежде чем смог стать человеком и вождем. Я почему-то запомнила это, видимо уж очень ярко, по Лермонтовски представился мне Иосиф - грозный разбойник с длинным и острым кинжалом блестящим в лунном свете, как и его грозные глаза, когда он в сапогах и накидке стоит на горной, ночной дороге. Вот и запомнила это. А правда ли уж или нет, не могу сказать. Тогда много разного писали. Была просто лавина противоречивой информации. Ну да не важно. Это не секрет, что Ленин имел дворянские корни, так что по сути пока он находился у руля власть в общем-то по прежнему принадлежала условно говоря дворянству, то есть по прежнему принадлежала не народу, а высшему сословию. Это раз, два корни мечты о рае на земле, все равно лежат в дворянском детстве, в воспитании как человека самого Владимира Ильича как ни крути. Ибо как говорится у всего, что с нами происходит, ноги растут из детства. Ну и в третьих, хоть Ленин и считал интеллигенцию хлюпиками которые ни на что толком не способны, однако от своего аристократического воспитания сам он не излечился. Ведь именно ему принадлежат слова "Учится, учится и еще раз учится". Да и нужно ли ему это было?
Впрочем я о другом. В начале 90-х в СМИ и на книжных полках магазинов появилось много противоречивой информации. То во что свято верили коммунисты единым махом опровергалось журналистами, историками и "очевидцами" всех мастей. Писатели кинулись с наслаждением зарабатывать деньги на раскрытии тайн "обратной стороны луны". Громили всех. Вообще всех, кто попадал под бойкое писательское перо. Громили Ленина, Сталина, Держинского, Троцкого, Берию и всех прочих, кто хоть как-то и каким-то боком засветился у руля. Раскрывали тайны подковерной игры, личную жизнь, должностные и личностные преступления, преступления против народа и многое другое. Много и со вкусом. До сих пор помню как я подростком прочитала статью о кровожадности Берии после которой мне Малюта Скуратов показался неопытным юнцом, эдаким агнцем. Ужасы закулисья политических "небожителей" и страсти реальности страдающих людей. Этим полнились прилавки. Я знаю, что лучше горькая правда, чем сладкая ложь. Возможно это было необходимо, нужно было дать народу всю правду, ту которую часть просто не знала, не видела, не понимала. Но тут два вопроса. Сколько там было правды, в чем она была конкретно? И так ли уж было необходимо выплескивать это единым махом на головы своего народа? Ведь это была увесистая пощечина тем, кто по настоящему верил в то, что делает. Подкосившая часть людей, чья вера в коммунизм была чиста. Громили и разрушали веру народа в героическое прошлое, вызывали ужас и страх к настоящему, ломали окончательно веру в наступление какого-то счастливого будущего для нас всех. Лавина совершенно "чернушной" информации, напрочь подкашивала даже очень крепких закаленных бойцов. Тогда много и быстро умирали ветераны. Те чье сердце просто не могло выдержать еще и это. На их век и так досталось с лихвой. Люди массово кинулись к богу. Или к богам. Кто куда. А во что им верить, если верить в наступление светлого будущего уже не получается? Ух, сколько тогда разных гуру, пророков и миссий разом образовалось! Даже те кто не верил ни во что, ни в черта ни в бога, стройными рядами потянулись в храмы! Господи спаси! И то верно, у кого еще защиты то простить? Многие в ужасе и страхе, а кто-то от любопытства и по моде так сказать, потянулись к вере, да потому, что больше у нас и тянуться тогда, а возможно для многих и теперь просто некуда было, не к чему! Рушили всё, совершенно все, и героев и чудовищ в одну кашу. У центрального "детского мира" сносили памятник Держинскому (22 августа 1991 года, на волне подъёма демократических настроений народных масс после поражения августовского путча, статуя Дзержинского была демонтирована), я тогда смотрела телевизор и расплакалась - Ну как же так, то, площадь же, история, памятник! Варвары.
Жаль мне было, история же, наша же. Потом кинулись возводить Храм Христа Спасителя. Я вроде бы и радовалась, вера сейчас нужна людям, храм снесли зря раньше, да бассейн "Москва" было жаль. Я все мечтала его посетить. Но так ни разу и не сходила. Мне только мама рассказывала, как там было чудесно и здорово, она то успела там побывать в юности. А я нет. В общем был интересный, трагичный, тяжелый, голодный, страшный, веселый период, как всегда не без жертв, не без жертв. А то как же...Страна менялась, а мы подростки пели тогда под гитару "Гражданскую оборону", Егора Летова и Янку Дягелеву. И распевали во всё горло сидя на ночных скамейках - "А наш дедушка Ленин хороший был вождь..." А шквал разгромной литературы с невероятной силой ударил по тем людям, чья вера в страну, родину, партию и коммунизм была чистой, светлой и настоящей. Честно говоря с тех пор я лично ни разу не чувствовала себя в своей же стране в безопасности, и не чувствую до сих пор. Ни о себе, ни о дочери, ни о маленьких племянников не могу сказать, что мы в безопасности так же, как чувствовала я это в восьмидесятые годы в своем детстве. До сих пор! В своей же стране и в своем же городе! В общем от литературы той эффект был как если бы истинно верующим христианам стали говорить, что Дева Мария, это просто такая обычная тетка потаскушка, которая втихаря от мужа нагуляла где-то на стороне, ни то от правителя мимо проезжавшего, ни то от соседа. Да не просто говорить, а весьма убедительно на примерах и фактах доказывать это. Мир, сознание, история в очередной раз с грохотом обрушивались вокруг нас, в наших головах, в головах целого народа, а то и народов. Нам молодым вообще трудно было понять где правда и где ложь. Каждый дует в свою ду-ду. И уж если нам молодым было трудно терять рассохшуюся, ставшую фальшивой идеологию целой страны, то как было трудно им, тем кто действительно жил в годы настоящей веры в партийную правоту и в борьбу за светлое завтра в избавлении от буржуев, я даже не хочу думать. Конечно, они старые и закаленные бойцы, для них подвиг не слово, а чуть ли не ежедневное действие их жизней, они может Маресьева живого видели, Гагарина в космос провожали, Талалихин для них живой, а не портрет на стене, не полу мифический герой седой древности, а совершенно реальные и живые люди. Для них БАМ и Целина не просто исторический факт, а жизнь в которой они жили, их жизнь, а не дело дня вчерашнего! И вот этим людям читать подобное и переживать всё это было наверное невероятно мучительнее, чем нам, молодым. Хотя сегодня и это уже дела седой старины. Даже я еще вчера пела с подругой "Ходит дурачок по небу". А сегодня у нас двоих седые головы! В общем жаль, что из мечты Владимира Ильича ничего не вышло. Но на бумаге выглядело очень красиво. Жаль что в жизни только не все складывается как мы мечтаем, даже когда люди сто лет к ряду пашут на эту мечту. Почему-то вспомнилось в связи с этим Блоковские заключительные строки из поэмы "Двенадцать", хоть я её и не очень люблю.


...Так идут державным шагом —
Позади — голодный пёс.
Впереди — с кровавым флагом,
И за вьюгой неведим,
И от пули невредим,
Нежной поступью надвьюжной,
Снежной россыпью жемчужной,
В белом венчике из роз —
Впереди — Исус Христос.


И представила вдруг, стоят такие Ленин и Христос, смотрят в низ на планету, на людей пожимают плечами и вздыхают - Люди, это ж просто люди. Ну что с них взять то?
Как бы там ни было, но на мой взгляд Ленин всё же руководствовался лучшими из мотивов. И я бы быстрее усмотрела в нем масона (эдакий космополитизм), и масонский заговор, чем пресловутый высосанный из пальца Германский шпион. Хотя я и понимаю почему это родилось. Но никогда не соглашусь с этой точкой зрения. Ведь по сути цель коммунизма была направленна не только на Россию, весь мир был охвачен идеей мира, равенства, процветания и братства. (Что на мой взгляд не так уж и плохо). И в Европе не менее чем на Руси. Я пожалуй пошла бы и дальше, сказав, что коммунистические и социалистические идеи подозрительно схожи с религией и христианским мировоззрением, да не только с ним, во всех религиях есть что-то общее, какая-то точка опоры, общность сути. И все тоже в целом - Не убий, не укради, не прелюбодействуй (кстати я где-то прочла очень интересную вещь, что блуд, от слова blood, по сути от слова кровь, не живи с кровными родственниками, что тогда было не редкость), не пожелай жены ближнего, не бухай без меры и прочее и прочее. Действительно в таком случае и сам Христос призывающий к равенству и братству и любви к ближнему видится мне немного масоном. Впрочем Храмовники они же Тамплиеры масонское братство, целью которых было установление "Тысячелетного царства" тоже как бы немного Ленин...Что кстати в результате все равно провалились. Ибо...вездесущий человеческий фактор однако. Вообще-то для человечества идея стремления к космополитизму, а точнее миру без границ вполне естественно. И корни видимо уходят в мифологию (а может и правда?) о Вавилонской башне.
Вавило;нская ба;шня (Мигда;ль Баве;ль) — башня, которой посвящено библейское предание, изложенное в 11 главе книги Бытие (Быт. 11:1—9). Согласно этому преданию, после Всемирного потопа человечество было представлено одним народом, говорившем на одном языке. С востока люди пришли на землю Сеннаар (в нижнем течении Тигра и Евфрата), где решили построить город, названный Вавилоном, и башню до небес, чтобы «сделать себе имя». Строительство башни было прервано Богом, который создал новые языки для разных людей, из-за чего они перестали понимать друг друга, не могли продолжать строительство города и башни и рассеялись по всей земле. Таким образом, история о Вавилонской башне объясняет появление различных языков после Всемирного потопа. - Википедия.
Бог сильно осерчал, что злые и глупые люди хотят построить башню выше неба и победить Бога в его величии. И вот он им подложил свинью. Видимо с тех пор идея вернуться к истокам не оставляет человечество. Кстати я думаю тогда это было не так сложно сделать, стоило только забрать у всех народов всех маленьких детей и отдать кому-то одному на воспитание. Так как дети усваивают тот язык который учат от рождения. И вскоре через пару поколений все народы снова говорили бы на одном языке, так, что какая-то неувязочка, нелогичность. Ну да ладно. Не такая по сути уж и глупая мечта о жизни без границ, о жизни людей объединенных одной верой, общей землей, общими ценностями. Это нормально изначально, тогда отпадает большинство лишних, никому не нужных проблем. А все люди кем бы они ни были в большинстве своем хотят не так уж много. Есть нормально, пить нормально, одеваться удобно, любить, дружить, иметь свой кров, растить детей, мечтать, улыбаться, радоваться жизни, работать. Я думаю, что многие люди на земле с радостью бы исполнили свою некую "американскую мечту" и тихо бы спокойно жили, никого не трогая. Обзавелись бы домом, или квартирой, родили троих детишек, купили кошечку и собачку, ездили бы на пикники с друзьями, сажали бы цветы во дворе и на подоконниках, ходили бы в кино и театры. В общем тихая, сытая, достойная жизнь. Хорошие соседи, радостные дети, надежный доход, интересная работа. Я недавно слышала по радио - "Ну так ведь живут же так люди в других странах, менеджеры, клерки, прочие. Ходят на работу, приходят в свой уютный дом, жарят там индейку на рождество. И всё хорошо, их все устраивает, им больше ничего и не надо!" А я верю, вполне верю, и думаю, что многие так и хотели бы жить, размерным и тихим, положительно-достойным образом жизни. И жили бы и почитали бы такую жизнь за счастье. И самое большое потрясение было бы, что кто-то из детей разбил коленку, а муж изменил. Причем я думаю, что жили бы радостно по всей земле. Потому, что это базовые потребности. Питание, любовь, семья, кров, продолжение рода. Это все базовая потребность человека и человечества. Почему же идеи равенства и братства всегда терпят крах? Под каким бы соусом его не подавали. Может быть потому, что стремление к первенству, соперничеству и власти тоже вложено в человека базовой потребностью? Вот казалось бы, коммунисты устранили такое разделяющие препятствие как вера. Объявив, что никаких, вообще никаких богов нет. Казалось бы, о чем спорить, все мы сестры и братья живем на земле одной. Долой неравенство и сумрак мозга в виде религии и пожалуйста, вот вам рай на земле. Ни тут то было! Как не было этого так и нет! Кроме стремления к власти и желания первенства, я вижу в этом только одну причину! Национальная идея! Вот от чего никогда, ни один народ не сможет безболезненно отказаться! Именно национальная идея противостоит любым попыткам объединения, любым попыткам стереть границы между людьми. Ни один народ, будь он русский или какой-то иной не откажется добровольно от своих корней, культуры, самосознания, предков, самобытности. Не смотря на то, что это всегда остается мечтой народов повсеместно. И часто у фантастов разных стран можно встретить произведения проникнутые духом космополитизма. Объединенное человечество - эта идея не дает людям покоя с давних времен, словно заложенная в генетический код, однако каждый раз подобные попытки терпят поражение. Как только дело касается веры, культурных, народных слоев, национально-патриотических воззрений, так сразу находит коса на камень. Даже у Американцев, которых изначально и единым народом то назвать было нельзя, и язык у них заимствованный и только сравнительно недавно стал основываться свой англо-американский, отличный от английского, американский, но уже не английский в полной мере этого понимания. А спроси ка любого русского, на каком языке должно бы говорить объединенное человечество, так он тебе не задумываясь скажет, что есно на русском, и только на русском, ибо русский язык велик и могуч, и такой язык мог быть дан только великому народу. Вот вам и космополитизм. Мечты есть мечты, а реальность совершенно иная штуковина. Так что, для выполнения этой идеи, человечество должно отказаться от много, причем даже не в пользу кого либо, а в принципе. А оно к этому вообще не готово я думаю. И думаю будет не скоро еще готово. Масоны там или кто, а воз на месте. Единственное в чем я точно уверена, так это в том, что как говорят - насильно мил не будешь. Мир принесенный "на острие меча", в нашем случае уж пули видимо никогда не будет долговечен. Будут недовольные и ненавистники и жаждущие крови и мести и исторической и прочей справедливости. Если человечество когда и придет к согласию и объединению, то безусловно этот путь будет лежать только через взаимное уважение и любовь, и конечно добровольное согласие на объединение. Но я боюсь, что подобное случится не скоро. Хотя и сегодня люди многие, кто может себе это позволить, живут, общаются, отдыхают и работают без границ, но к сожалению, это лишь немногие и не большая часть, но даже они большинство остаются носителями национальной гордости и сознания. И эту границу переступить почти не реально. Русский горд что он русский, американец горд, что он американец, француз рад тому что француз и так далее...Ну и ура...оно и не плохо, но это и есть одна из мозолей которая пока еще не дает и долго еще не даст стирать мировые границы.



Иногда я думаю себе словами Батюшкова и ...


О память сердца, ты сильней
Рассудка памяти
печальной....



Другие статьи в литературном дневнике: