***

Катерина Крыжановская: литературный дневник

Память о Любви
Мге


Перед рассветом восходя на трон...
Взгляд над землёю звезд (становится погасшим...


... так. Они молча - созерцают!!


Вечность!
(блуждая по судьбе ...


...


Усталость (беспокойная...) Часов. Проходит...
(воспоминания о прошлом угасают...


... и. Праздничная. Видимость... былого!
(в видениях...) Является... потом.


...


Что (заставляет!!
Сердце биться...


Чтобы усилить (лунный свет...


Для сохранения его...
(поклялся...) Нежным поцелуем!


И мягкой лаской вод глубоких...
... как. Память... о любви.


...


(чтоб сохранить ...


==================
Чем же так привлекал к себе сердца людей преподобный Амвросий?


«Нужно жить не­лицемерно и вести себя примерно, тогда дело наше будет верно, а иначе будет скверно».


«Жить - не тужить, никого не осуждать, никому не досаждать, и всем мое почтение».


«Где просто, там ангелов со сто, а где мудрено, там ни одного».


Именно таким способом часто разговаривал старец со своими посетителями.


Преподобный Амвросий, наделенный от Бога дарами рассудительности, любви к ближнему, прозорливости и чудотворения, был смирен и никогда не учил прямо от себя, свои слова основывал на словах Священного Писания или говорил сокровенно, скрывая свое знание за словами: «люди говорят». Даже дар исцеления святой старец скрывал, посылая больных к известным чудотворным источникам или святыням.


Предлагаем вам некоторые из поучений старца Амвросия, а также его искрометные пословицы и поговорки.
Поучения


Мы должны жить на земле так, как колесо вертится: только чуть одной точкой касается земли, а остальным непрестанно вверх стремится; а мы заляжем на землю, и встать не можем.


***


Рассуждение выше всего, а благоразумное молчание лучше всего, а смирение прочнее всего.


***


Свобода существ разумных всегда испытывалась и доселе испытывается, пока утвердится в добре, потому что без испытания добро твердо не бывает.


***


Главное дело нашего исправления и спасения зависит от нас самих; а со стороны в этом бывает только вспомоществование, хотя и немалое, потому что в каждом деле и в каждом искусстве потребно показание. А без показания простолюдин лаптя не сплетет, девушка чулка не свяжет.


***


Наставления других действуют на ум, а наставления матери – на сердце.


***


Настойчивость нигде не числится среди добродетелей, а скорее составляет недостаток, даже и в людях великих.


***


Жить в простой хижине и не смирятся – к хорошему не приведет. Немощному душой и телом полезнее жить в удобной келье и смиряться, зазирая и укоряя себя за удобство и просторную келью.


***


Христианское рассуждение требует, чтобы мы не только поступки свои, но и самые мысли и мнения поверяли по правилам закона православного, и по правилам святоотеческим, и прежде всего по заповедям Божиим. И что в нас несогласное с заповедями Божиими и правилами святоотеческими, в том должно приносить покаяние и смиряться перед Богом и людьми, а не придумывать новые правила в свое оправдание.


***


Бог и великие грехи прощает человеку против Него Самого; но согрешения против ближнего не прощает, если с ним не умиротворится и не удовлетворит его как следует.


***


Если оставим свои хотения и разумения и потщимся исполнять хотения и разумения Божии, то во всяком месте и во всяком состоянии спасемся. А если будем держаться своих хотений и разумений, то никакое место, никакое состояние нам не поможет. Ева и в раю преступила заповедь Божию, а Иуде злосчастному жизнь при Самом Спасителе не принесла никакой пользы.


***


Поистине, отчаяние хуже всех зол. Положим, что человек иногда много и очень страдает, но мало таких людей, которые страдают по примеру праведного Иова. Большая часть страдающих из нас подвергается страданиям как следствиям или неправильных мыслей и мнений, или ошибочных действий. Но есть для страждущих утешительное слово апостола: «Егоже бо любит Господь, наказует: биет же всякого сына, егоже приемлет» (Евр. 12:6).


***


Как бы ни казались благовидны и достоверны приходящие помышления, но если они приводят в смущение, это явный признак, что они с противной стороны и, по Евангельскому слову, называются волками в овчих кожах. Правильные помышления и рассуждения успокаивают душу, а не возмущают.


***


Благодарность в христианине такая вещь великая, что вместе с любовью последует за ним и в жизнь будующую, где он с ним будет праздновать Пасху вечную.
Пословицы и поговорки


"Трудящемуся Бог посылает милость, а любящему - утешение",


О жиз­ни как подготовке к вечности: "Как поживешь, так и умрешь"


"Отчего человек бывает плох?" - "От того, что забывает, что над ним Бог"


"Дом души - терпение, пища души - смирение. Если пи­щи в доме нет, жилец лезет вон"


"Умудряйся и смиряйся. Других не осуждай"


"Кто уступает, тот больше приобретает"


"Смиряйся, и все дела твои пойдут"


"Кто мнит о себе, что имеет что, тот потеряет"


"Ес­ли очень зацепят тебя, скажи: не ситцевая, не полиняешь"


"Лучше предвидеть и молчать, чем говорить и потом раскаиваться"


"Ты молчи пред всеми, и тебя будут все любить"


"В скорбях помолишься Богу, и отойдут, а болезнь и палкой не отгонишь"


"Неиспол­ненное обещание все равно, что хорошее дерево без плода". "Не хвались, горох, что ты лучше бобов: раз­мокнешь - сам лопнешь"


«Если кого хочешь уколоть сло­вом, то возьми булавку в рот и бегай за мухой"


«"Гордых сам Бог исцеляет" - что зна­чит, что внутренние скорби (которыми врачуется гордость) посылают­ся от Бога, а от людей гордый не понесет. А смиренный от людей все несет и все будет говорить: "достоин сего"»


Многие пословицы соотносятся с текстами Священного Писания:


"Иди мытаревым путем и спасешься"


"Не судите, да не судимы будете"


"Надо вниз смотреть. Ты вспомни: земля еси, и в землю пойдеши"; "Благословля­ющие уста не имут досаждения"


"Томлю томящего мя. Истома хуже смер­ти"


"Царствие Божие не в словах, а в силе: нужно меньше толковать, больше молчать, никого не осуждать, и всем мое почтение"


"Иди, куда по­ведут; смотри, что покажут, и все говори: да будет воля Твоя!"


Одной начальнице монастыря на ее слова, что народ, поступающий в обитель, - разный, старец ответил: "Мрамор и металл - все пойдет". Потом, помолчав, продолжал: "Век медный, рог железный, кому рога не сотрет. В Священном Писании сказано: Рог грешных сломлю, и воз­несется рог праведного (Пс. 74. 11). У грешных два рога, а у праведного один - смирение". (Два рога грешных здесь обозначают, видимо, две страсти - гордость и тщеславие.)


Часть пословиц, имеющая параллели с русскими народными посло­вицами и поговорками, творчески переработана старцем, причем ак­центы сделаны на других значениях:


"Благое говорить - серебро рассы­пать, а благоразумное молчание - золото" (ср.: "Слово - серебро, а молчание - золото")


"Ум хорошо, два лучше, а три - хоть брось", т.е. советы многих людей не принесут пользы (ср.: "Ум хорошо, а два луч­ше")


"Всякий сам кузнец своей судьбы", т.е. каждый человек сам при­чина своих скорбей (ср.: "Каждый сам кузнец своего счастья")


Некоторые пословицы обращены преимущественно к монашеству­ющим: "Чтобы жить в монастыре, надо терпения не воз, а целый обоз"


"Чтобы быть монахиней, надо быть либо железной, либо золотой: же­лезной - значит иметь большое терпение, а золотой - большое смире­ние"


«Кто нас корит, тот нам дарит, а кто хвалит, тот у нас крадет»


Однако большинство пословиц содержало наставления, обращен­ные ко всем слушателям.


Например, о том, что поучать легче, чем са­мому что-либо делать:


"Теория — это придворная дама, а практика как медведь в лесу"


"Нужно себя понуждать гряды копать и на все"


"Грехи, как грецкие орехи, - скорлупу раско­лешь, а зерно выковырить трудно"


На исповеди старец учил: "Свои грехи говори и себя больше вини, а не людей"


"Чужие дела не передавай"


Любя простоту, т.е. искренность, отсутствие двуличия и лицемерия, он говорил:


"Смотри на всех просто"; "Будь проста, и все пройдет"; "Жить просто - значит не осуждать, не зазирать никого".


На слова одной дамы, что трудно заниматься с молодежью, ответил ей таким образом: "Не беда, что во ржи лебеда, а вот беды, когда в поле ни ржи, ни лебеды".


И прибавил: "Сеешь рожь - растет лебеда, сеешь лебеду - растет рожь. В терпении вашем стяжите души ваши . А ты терпи от всех, все терпи, и от детей терпи".


"N во время поста находится в церковном затворе, а я и в пост, и не в пост постоянно нахожусь на людском соборе и сборе и чужих дел на разборе"
"На слово не верь всякому вздору без разбору — что можно родиться из пыли и что люди прежде обезьянами были. А вот это правда, что многие люди стали обезьянам подражать и до степени обезьян себя унижать"


"Немощь, и слабость, и усталость, и изнеможение, а к ним еще и леность и нерадение — вот мои спутницы! И с ними мое всегдашнее пребывание"


"Мать! Давно было сказано, чтобы не унывать, а на милость и помощь Божию уповать! Что говорят — слушай, а что подают — кушай"


"Послушай, сестра! Не будь востра, не будь пестра! А будь постоянна и смирна — и будешь мирна!"


"Не люби слушать о недостатках других, тогда у тебя будет меньше своих"


"Знай, что горе — как море: чем более человек в него входит, тем более погружается"


"Воли человека и Сам Господь не понуждает, хотя многими способами и вразумляет".


***


А как не вспомнить молитву святых Оптинских старцев?


Господи, дай мне с душевным спокойствием встретить все, что принесет мне наступающий день.
Дай мне всецело предаться воле Твоей Святой.
Во всякий час сего дня во всем наставь и поддержи меня.
Какие бы я ни получал известия в течение дня, научи меня принять их со спокойной душою и твердым убеждением, что на все Твоя Святая воля.
Во всех моих словах и делах руководи моими мыслями и чувствами.
Во всех непредвиденных случаях не дай мне забыть, что все ниспослано Тобою.
Научи меня прямо и разумно действовать с каждым членом семьи моей, никого не смущая и не огорчая.
Господи, дай мне силу перенести утомление наступающего дня и все события в течение дня.
Руководи моею волею и научи меня молиться, верить, надеяться, терпеть, прощать и любить.
Аминь.


***


Использованы материалы:


Собрание писем оптинского старца Иеросхимонаха Амвросия к монашествующим и мирянам. Паломник. М., 1995.
Письма старца Амвросия к монашествующим. М.: Изд. Введенской Оптиной Пустыни, 1995.
Оптинский цветник. – М.: Благовест, 2011.
Душеполезные поучения преподобного Амвросия Оптинского. М.: Изд. Введенской Оптиной Пустыни, 2009.
"ЖИТЬ - НЕ ТУЖИТЬ". О ПОСЛОВИЦАХ И ПОГОВОРКАХ В РЕЧИ ОПТИНСКИХ СТАРЦЕВ. www.optina-msk.ru
"Жить - не тужить". - Изд. "Никея", 2011.




Другие статьи в литературном дневнике:

  • 30.10.2014. ***
  • 29.10.2014. ***
  • 27.10.2014. ***
  • 26.10.2014. ***
  • 24.10.2014. ***
  • 23.10.2014. ***
  • 22.10.2014. ***
  • 20.10.2014. ***
  • 19.10.2014. ***
  • 18.10.2014. ***
  • 17.10.2014. ***
  • 16.10.2014. ***
  • 15.10.2014. ***
  • 14.10.2014. ***
  • 12.10.2014. ***
  • 11.10.2014. ***
  • 10.10.2014. ***
  • 08.10.2014. ***
  • 07.10.2014. ***
  • 06.10.2014. ***
  • 05.10.2014. ***
  • 04.10.2014. ***
  • 03.10.2014. ***
  • 02.10.2014. ***
  • 01.10.2014. ***