***Память о Любви Перед рассветом восходя на трон... ... так. Они молча - созерцают!! Вечность! ... Усталость (беспокойная...) Часов. Проходит... ... и. Праздничная. Видимость... былого! ... Что (заставляет!! Чтобы усилить (лунный свет... Для сохранения его... И мягкой лаской вод глубоких... ... (чтоб сохранить ... ================== «Нужно жить нелицемерно и вести себя примерно, тогда дело наше будет верно, а иначе будет скверно». «Жить - не тужить, никого не осуждать, никому не досаждать, и всем мое почтение». «Где просто, там ангелов со сто, а где мудрено, там ни одного». Именно таким способом часто разговаривал старец со своими посетителями. Преподобный Амвросий, наделенный от Бога дарами рассудительности, любви к ближнему, прозорливости и чудотворения, был смирен и никогда не учил прямо от себя, свои слова основывал на словах Священного Писания или говорил сокровенно, скрывая свое знание за словами: «люди говорят». Даже дар исцеления святой старец скрывал, посылая больных к известным чудотворным источникам или святыням. Предлагаем вам некоторые из поучений старца Амвросия, а также его искрометные пословицы и поговорки. Мы должны жить на земле так, как колесо вертится: только чуть одной точкой касается земли, а остальным непрестанно вверх стремится; а мы заляжем на землю, и встать не можем. *** Рассуждение выше всего, а благоразумное молчание лучше всего, а смирение прочнее всего. *** Свобода существ разумных всегда испытывалась и доселе испытывается, пока утвердится в добре, потому что без испытания добро твердо не бывает. *** Главное дело нашего исправления и спасения зависит от нас самих; а со стороны в этом бывает только вспомоществование, хотя и немалое, потому что в каждом деле и в каждом искусстве потребно показание. А без показания простолюдин лаптя не сплетет, девушка чулка не свяжет. *** Наставления других действуют на ум, а наставления матери – на сердце. *** Настойчивость нигде не числится среди добродетелей, а скорее составляет недостаток, даже и в людях великих. *** Жить в простой хижине и не смирятся – к хорошему не приведет. Немощному душой и телом полезнее жить в удобной келье и смиряться, зазирая и укоряя себя за удобство и просторную келью. *** Христианское рассуждение требует, чтобы мы не только поступки свои, но и самые мысли и мнения поверяли по правилам закона православного, и по правилам святоотеческим, и прежде всего по заповедям Божиим. И что в нас несогласное с заповедями Божиими и правилами святоотеческими, в том должно приносить покаяние и смиряться перед Богом и людьми, а не придумывать новые правила в свое оправдание. *** Бог и великие грехи прощает человеку против Него Самого; но согрешения против ближнего не прощает, если с ним не умиротворится и не удовлетворит его как следует. *** Если оставим свои хотения и разумения и потщимся исполнять хотения и разумения Божии, то во всяком месте и во всяком состоянии спасемся. А если будем держаться своих хотений и разумений, то никакое место, никакое состояние нам не поможет. Ева и в раю преступила заповедь Божию, а Иуде злосчастному жизнь при Самом Спасителе не принесла никакой пользы. *** Поистине, отчаяние хуже всех зол. Положим, что человек иногда много и очень страдает, но мало таких людей, которые страдают по примеру праведного Иова. Большая часть страдающих из нас подвергается страданиям как следствиям или неправильных мыслей и мнений, или ошибочных действий. Но есть для страждущих утешительное слово апостола: «Егоже бо любит Господь, наказует: биет же всякого сына, егоже приемлет» (Евр. 12:6). *** Как бы ни казались благовидны и достоверны приходящие помышления, но если они приводят в смущение, это явный признак, что они с противной стороны и, по Евангельскому слову, называются волками в овчих кожах. Правильные помышления и рассуждения успокаивают душу, а не возмущают. *** Благодарность в христианине такая вещь великая, что вместе с любовью последует за ним и в жизнь будующую, где он с ним будет праздновать Пасху вечную. "Трудящемуся Бог посылает милость, а любящему - утешение", О жизни как подготовке к вечности: "Как поживешь, так и умрешь" "Отчего человек бывает плох?" - "От того, что забывает, что над ним Бог" "Дом души - терпение, пища души - смирение. Если пищи в доме нет, жилец лезет вон" "Умудряйся и смиряйся. Других не осуждай" "Кто уступает, тот больше приобретает" "Смиряйся, и все дела твои пойдут" "Кто мнит о себе, что имеет что, тот потеряет" "Если очень зацепят тебя, скажи: не ситцевая, не полиняешь" "Лучше предвидеть и молчать, чем говорить и потом раскаиваться" "Ты молчи пред всеми, и тебя будут все любить" "В скорбях помолишься Богу, и отойдут, а болезнь и палкой не отгонишь" "Неисполненное обещание все равно, что хорошее дерево без плода". "Не хвались, горох, что ты лучше бобов: размокнешь - сам лопнешь" «Если кого хочешь уколоть словом, то возьми булавку в рот и бегай за мухой" «"Гордых сам Бог исцеляет" - что значит, что внутренние скорби (которыми врачуется гордость) посылаются от Бога, а от людей гордый не понесет. А смиренный от людей все несет и все будет говорить: "достоин сего"» Многие пословицы соотносятся с текстами Священного Писания: "Иди мытаревым путем и спасешься" "Не судите, да не судимы будете" "Надо вниз смотреть. Ты вспомни: земля еси, и в землю пойдеши"; "Благословляющие уста не имут досаждения" "Томлю томящего мя. Истома хуже смерти" "Царствие Божие не в словах, а в силе: нужно меньше толковать, больше молчать, никого не осуждать, и всем мое почтение" "Иди, куда поведут; смотри, что покажут, и все говори: да будет воля Твоя!" Одной начальнице монастыря на ее слова, что народ, поступающий в обитель, - разный, старец ответил: "Мрамор и металл - все пойдет". Потом, помолчав, продолжал: "Век медный, рог железный, кому рога не сотрет. В Священном Писании сказано: Рог грешных сломлю, и вознесется рог праведного (Пс. 74. 11). У грешных два рога, а у праведного один - смирение". (Два рога грешных здесь обозначают, видимо, две страсти - гордость и тщеславие.) Часть пословиц, имеющая параллели с русскими народными пословицами и поговорками, творчески переработана старцем, причем акценты сделаны на других значениях: "Благое говорить - серебро рассыпать, а благоразумное молчание - золото" (ср.: "Слово - серебро, а молчание - золото") "Ум хорошо, два лучше, а три - хоть брось", т.е. советы многих людей не принесут пользы (ср.: "Ум хорошо, а два лучше") "Всякий сам кузнец своей судьбы", т.е. каждый человек сам причина своих скорбей (ср.: "Каждый сам кузнец своего счастья") Некоторые пословицы обращены преимущественно к монашествующим: "Чтобы жить в монастыре, надо терпения не воз, а целый обоз" "Чтобы быть монахиней, надо быть либо железной, либо золотой: железной - значит иметь большое терпение, а золотой - большое смирение" «Кто нас корит, тот нам дарит, а кто хвалит, тот у нас крадет» Однако большинство пословиц содержало наставления, обращенные ко всем слушателям. Например, о том, что поучать легче, чем самому что-либо делать: "Теория — это придворная дама, а практика как медведь в лесу" "Нужно себя понуждать гряды копать и на все" "Грехи, как грецкие орехи, - скорлупу расколешь, а зерно выковырить трудно" На исповеди старец учил: "Свои грехи говори и себя больше вини, а не людей" "Чужие дела не передавай" Любя простоту, т.е. искренность, отсутствие двуличия и лицемерия, он говорил: "Смотри на всех просто"; "Будь проста, и все пройдет"; "Жить просто - значит не осуждать, не зазирать никого". На слова одной дамы, что трудно заниматься с молодежью, ответил ей таким образом: "Не беда, что во ржи лебеда, а вот беды, когда в поле ни ржи, ни лебеды". И прибавил: "Сеешь рожь - растет лебеда, сеешь лебеду - растет рожь. В терпении вашем стяжите души ваши . А ты терпи от всех, все терпи, и от детей терпи". "N во время поста находится в церковном затворе, а я и в пост, и не в пост постоянно нахожусь на людском соборе и сборе и чужих дел на разборе" "Немощь, и слабость, и усталость, и изнеможение, а к ним еще и леность и нерадение — вот мои спутницы! И с ними мое всегдашнее пребывание" "Мать! Давно было сказано, чтобы не унывать, а на милость и помощь Божию уповать! Что говорят — слушай, а что подают — кушай" "Послушай, сестра! Не будь востра, не будь пестра! А будь постоянна и смирна — и будешь мирна!" "Не люби слушать о недостатках других, тогда у тебя будет меньше своих" "Знай, что горе — как море: чем более человек в него входит, тем более погружается" "Воли человека и Сам Господь не понуждает, хотя многими способами и вразумляет". *** А как не вспомнить молитву святых Оптинских старцев? Господи, дай мне с душевным спокойствием встретить все, что принесет мне наступающий день. *** Использованы материалы: Собрание писем оптинского старца Иеросхимонаха Амвросия к монашествующим и мирянам. Паломник. М., 1995.
© Copyright: Катерина Крыжановская, 2014.
Другие статьи в литературном дневнике:
|