Обзор зимнего лонга от Татьяны Комиссаровой

Добрый день, друзья! У обзориста всегда есть выбор – написать обо всех и кого-то обидеть, вызвав негатив на себя, или похвалить шортлистеров и остаться в шоколаде. В шоколаде оно, конечно, лучше, но я за первый путь. Не скажу, что так полезнее, но однозначно интереснее. Выбирать в шорт буду, исходя из своего опыта и отчасти (чего уж там) поэтических пристрастий. Отчасти, потому что попадись мне отличный верлибр, который я определяю как «не моё», я его непременно возьму в шорт.
Итак, работы много, приступим.

01 Дмитрий Мальянц
А сфинксу снится снег http://stihi.ru/2023/07/31/2110

А сфинксу снится снег. Холодный и колючий,
Как будто он в полях под Таганрогом,
Сутулость белых плеч, усталость серой тучи,
Что создана слепым, печальным Богом.

Анабиоз реки, ей далеко до Нила,
Метровый лёд, бездонность с окуньками,
В свинцовых небесах всё кружится винилом
Февральский снег, тяжёлый словно камень.

Из труб печных всю ночь уходит вверх деревня,
Безбрежный сон, необходимый морфий,
Не птица, не змея, незыблемый и древний,
Уснувший сфинкс с улыбкой зооморфа.

Не человек, не зверь.
Мой зритель молчаливый,
Заголосит, завоет скоро вьюга,
Он выйдет из скалы, он станет вновь счастливым
И валенки поставит в тёплый угол.

Вздыхает сфинкс во сне. То лапой чешет уши,
То бьёт хвостом в египетское небо,
А мимо пирамид идёт по рыбьи души
Простой рыбак с лицом Аменхотепа.

ТК: Вот это удача. Автор попал мне в прямо в сердце.  Чеканный слог, выверенность в деталях, ни одного лишнего слова. Обожаемые с детства нильские древности вваливаются в избу, и грозный сфинкс ставит валенки (где он их только взял?) в теплый угол. Сон во сне, вечность в вечности. Всеобъемлющий и всё объединяющий стих. Удача для конкурса.
Сказать ли, что смутило? Винил и кажущаяся излишняя длина строки про печные трубы. Но это придирки и мелочь рядом с впечатлением от текста. А может, мне и показалось. Тут многое покажется.

Так, начали хорошо, что-то будет дальше? 


02 Ида Лабен
Мнишек http://stihi.ru/2021/04/04/5261

Птичьими пальцами маленькая иноземка
Перебирает жемчуг
Плещется над пирамидой подарков
Взгляда тяжелый бархат
Всё здесь не к месту или не впору
Пение бора
Дали озерной прозрачные ноты
Свист соколиной охоты
Шляхетский пыл горделивые спины
Самбор, Марина
Призраки власти пряничный вкус одинаков
Ночь перекручена страхом
Рваной попоной укроют черные снежные степи
Холод как в склепе
Звездная россыпь прозрачного свода
Вой это к родам
Ветер скитаний завеет, завоет, завертит
Вой это к смерти
К кольям и кельям и козням и казням
Узел завязан
И не развяжешься больше попала в силок ты
Стянуты локти
Птицам не впору мышьячная маска царицы
Ночью-то снова приснится
Маленький, нежная тяжесть
Сколько ни плачь, не развяжешь
Птичьими пальцами узел на шейке натертой -
Мертвый на мертвом…

ТК: Пирамида как-будто по инерции залетела из предыдущего стиха). Но совсем другой цвет времени. Красиво, трагично, стильно. Цельное, создающее атмосферу стихотворение.  Хороши рифмы. Отсутствие препинаков мне не помешало, а вот некоторый беспорядок в изложении и излишнюю театральность я бы отметила. И да, птичьи пальцы не понравились – что-то отталкивающее, хищное.


03 Рь Голод
Каток http://stihi.ru/2016/11/19/12330

Вот это год!
Душа поёт,
Разлит небесный мёд,
Ликует солнечный народ,
Ломает луч о лёд.

Летят коньки,
Стучат коньки,
Мальчишек -- пруд пруди,
Порхают клюшек мотыльки,
Вот это финт из-под руки,
Гляди, гляди, гляди!

Не счесть красот,
Какой полёт,
Девчонок полный бал,
Хрустален неба разворот,
Искрится лёд, танцует лёд,
Пропал, пропал, пропал!

Мильён потех,
И что за смех,
И что за кутерьма:
Берёз невиданный разбег,
Повсюду снег, скрипучий снег,
Зима, зима, зима!

ТК: Незамысловатое стихотворение. Но за бодрую интонацию многое простишь. Задумалась, как народ, пусть и солнечный, ломает луч о лед.

Заставляю себя читать понемногу, делая паузы. А любопытство торопит – что же там дальше? Восхищение? Разочарование?


04 Вероника Трунова
Так падает зерно http://stihi.ru/2023/02/02/1615

Так падает по осени зерно.
Подобно пуле золотой, туман рассветный  разрывает.
Сверкают микрокапельки воды,
но впереди остывшая земля покрыта паутиной влаги.
Ещё замедли съёмку.
Отодвинь
мгновение их неизбежной встречи.
После ляжет снег. Озимые уйдут под зиму.
Мёрзнуть. Набухать. Искать, где тонко.
Разрывать
пропитанные влагой чернозёмы.
А там
какой-то миг, и зелен'я поля покроют.

И я была зерном когда-то.
Решительным, нацеленным зерном.
Ни чернота земли, ни холодность тумана,
ни лязг неотвратимой бороны
не в силах были напугать меня.
Готова ждать и ждать, и ждать,
когда сойдут снега, и всходы
озеленят поля.

Безмолвно и бело.

Съёмка
замедлена до бесконечно малых.

ТК: Задумалась, боронят ли по посеянному зерну. Ну да мы тут не специалисты. Но вот что зерно по осени «подобно пуле золотой, туман рассветный разрывает», всё же смутило. Вообще картинка как-то у меня не сложилась.
но впереди остывшая земля покрыта паутиной влаги.
Ещё замедли съёмку.
Отодвинь
мгновение их неизбежной встречи.
Впереди – по отношению к чему? К падающему зерну? «Еще замедли съемку» - почему еще, ведь была пуля – совсем не медленная.
Вот это, а еще показавшееся мне несколько нарочитым глубокомыслие и прямолинейность параллели не позволили мне взять стихотворение в шорт.


05 Игорь Турунтай
Видишь месяц на небе? http://stihi.ru/2023/07/28/4684

Видишь месяц на небе? Это месяц – июль.
Еле слышный молебен над оркестром кастрюль,
голос спасопесковский сквозь фонарный елей
льет медлительный космос по арбатской земле.

Слышишь – гром отдаленный камнем катится к нам,
шум листвы запыленной в белой раме окна?
Зла и непостижима – нам к лицу эта жизнь.
Собирайте дружину, приходите дружить.

Слышишь шорох мышиный – это наших шагов
отголосок. Спешим мы, знать бы – как далеко.
В перелеске роскошный наливается груздь…
Я набрал бы лукошко, да рассыпать боюсь.

ТК: А вот тут всё по мне: слова, мысли, интонация. От начального «Видишь месяц на небе? Это месяц – июль» до финального «Я набрал бы лукошко, да рассыпать боюсь.» Мощно, легко, на одном дыхании. Без спотыков, без слабых мест. Оптимистичное, несмотря на сквозящую горечь:
Зла и непостижима – нам к лицу эта жизнь.
Собирайте дружину, приходите дружить.
Эталонное, я бы сказала, стихотворение, которое невозможно повторить, только порадоваться.


06 Евгения Белто
Письмо внукам http://stihi.ru/2023/09/24/5001

Ваша няня когда-то была любопытной девочкой,
Обожала гулять возле моря с любимой бабушкой
И, на счастье, искать, ковыряясь в хрупчайшей мелочи,
Антрацита огарки среди разноцветных камушков.

Узнавала лягушек в пруду - их звала принцессами,
Ведь под каждой зеленою шкуркой живет красавица.
Убегала с уроков, забитых бемоль-диезами,
На качели неслась, чтобы небо потрогать пальцами.

Ей казалось, что время замедлилось - вечна молодость,
Ватой сахарной тянется, долго слои разматывать,
И какой-то старик в эту вату вплетает бороду
Между звезд, где медведи друг с другом играют в шахматы.

Столько спичек дотла сожжено, а дорог - проторено,
Но немыслимый этот старик к ней, наверно, милостив,
И - бежит, как девчонка, раскинувши руки в стороны,
В старый парк, где в пруду из лягушек принцессы выросли.

ТК: Шестнадцатисложник – я не ошиблась? И отсутствие альтернанса с дактилической рифмой. На мой вкус, тяжеловато. Тема не нова, да и оформление местами оставляет желать.
Письмо внукам, и... «Ваша няня»?
Но немыслимый этот старик к ней, наверно, милостив,
И - бежит, как девчонка, раскинувши руки в стороны...
- кто бежит? Выходит, старик.
Ей казалось, что время замедлилось - вечна молодость…
- второй раз в лонге про замедление). Только едва ли в молодости человек ощущает замедление времени – не с чем сравнивать. Только с еще более медленным детством.


07 Светлана Тимашева
Соприкасаясь http://stihi.ru/2023/10/28/6684

Порва'лась света тоненькая нить.
Закат, как лирик, в творческом экстазе -
приходится всё буйство уместить
в короткой и небезупречной фразе.

Пока во рту ворочаю слова,
всплывает месяц, видевший Вакулу.
Твержу "лимон" - и воздух кисловат,
и, словно при зевоте, сводит скулы.

Дышу амбре разнообразных смол,
теряю угол зрения и ракурс
(здесь эго растворяется само);
впитавшей черноту, пантерой мрака

зализан контур леса - смят начёс.
Звезда, сорвавшись, падает под ноги -
банальное желание: ещё
пожить немного, не прогневав Бога.

Беззубый серпик светит, но с трудом.
Ступеньки вверх, темно - не видно оных,
и жадным ртом меня глотает дом,
как кит ветхозаветного Иону.

Непрошеная гостья тут как тут -
я принимаю (не впервой морочит)
всю эту маету и суету
безжалостной ко мне бессонной ночи,

где время поворачивает вспять,
и образы навязчиво маячат...
Смартфон завис на цифрах 5:05,
но память держит цепко - ярче, ярче

горят берестяные свитки лет.
Соприкасаясь с бездной, жду у края,
а тьма опять выплёскивает свет
и умирает.

ТК: «Порвалась дней связующая нить...» Хм, к чему бы это?
Порва'лась света тоненькая нить.
Закат, как лирик, в творческом экстазе -
приходится всё буйство уместить
в короткой и небезупречной фразе.
Всё же лучше, если фраза безупречна.  Местами очень хорошо. Понравилась затягивающая мелодика стиха, энергичная интонация, которой хочется верить. Не понравилось навороченное «впитавшей черноту пантерой мрака зализан контур леса - смят начёс». Отсыл к Гоголю (Вакула) мне показался лишним.  В целом же очень достойный текст.


08 Эса Милл
Бес памяти http://stihi.ru/2023/11/23/6673

Постаревший мой дом
словно цирк Дю Солей или камеди.
Не жалею о том,
но и радости нету следа.
По весне на чердак
заселился незваный бес памяти.
Залетел как сорняк,
и не выгнать его никуда.

Он забавник большой,
хоть острит и смеётся застенчиво:
то слипаясь лапшой,
то включая по комнатам свет.
Вместо сахара чай
он кидает в компот или печево,
а потом невзначай
он не тушит моих сигарет.

Я его не кляну,
но противно болото бессилия.
Объявляю войну,
но теряю свои рубежи.
И, хотя в остальном
окружён красотой и идиллией,
как с таким шалуном
не забыть о тебе? Подскажи.

Говори, не молчи,
чтобы видеть тебя в белой замети,
потерявшись в ночи,
не сидеть на ступенях крыльца.
А не то горизонт
заслонит необъятный бес памяти,
потому что и он
взаперти до конца. До конца.

ТК: Тут у меня много вопросов. С самого начала:
Постаревший мой дом
словно цирк Дю Солей или камеди.
Не жалею о том,
но и радости нету следа.
По весне на чердак
заселился незваный бес памяти.
Залетел как сорняк,
и не выгнать его никуда.
Почему постаревший дом - словно цирк Дю Солей?  Дом – какой? Смешной? яркий? похожий на балаган? Лиргерой не жалеет о том, что дом похож на цирк? Я как-то не увидела повода ни для сожаления, ни для радости. И что за летающие сорняки? Одуванчики? Бес памяти на слух – без памяти, да еще и спондей.
Побольше бы точности. Одной искренности чувств (а она таки есть) в нашем деле недостаточно.


09 Александр Крупинин
Московские стансы http://stihi.ru/2022/01/07/4731

Москва полна царей, церквей и адмиралов.
Там ходит адмирал  с волшебным сундуком.
А я всегда любил московские подвалы,
где каждый человек неспящ и насеком,
где каждый человек совсем не  очевиден,
мечтателен, незряч, не сведущ, остронос.
В таинственный подвал спускается Овидий,
не трудно там найти сюжет  "Метаморфоз".


Московский муравей, жилец консерваторий,
подвальный меломан, знаток минорных гамм
поёт по вечерам, басам великим вторя,
забытый старый склад преображая в храм.
На арфу заползёт, и струны тихо взвоют,
негромкую струну хоть усиком задень,
а вертолёт Ми-6 летает над Москвою,
и нежное тыр-тыр струится целый день.


Назон воспел любовь, и ей с тех пор не спится,
лютует над кольцом с косой наперевес.
В её кострах горит безумная столица,
её огонь в глазах московских поэтесс.
Милее всех в Москве - хрустальная Татьяна.
Невзрачный Ли Сяньтянь повержен красотой.
Бормочет он стихи,  шатается как пьяный,
и песенку поёт про город золотой.


Москва полна любви, крадущейся чуть слышно.
Бедняга Ли Сяньтянь её не услыхал
и умер от любви раздавленною  вишней,
пока закат хмельной  над ЦУМом полыхал.
А небо над Москвой бездонно и прекрасно,
как озеро Тайху светло и голубо,
огромней, чем звезда на форме  адмиральской,
прозрачней, чем слеза над строчками Ли Бо.

ТК: А-ха-ха! Моя слеза не так прозрачна, как озеро Тайху, но катИтся, катИтся от чистейшего восторга, который и словами не выразить! Ура ЛФР-у за таких авторов!   
Почему без объяснений? Поэзия такое вещество... невзвешиваемое. Для меня стихотворение – шик. Вот и весь сказ.


10 Елена Бородина 13
О детях http://stihi.ru/2023/12/08/5997

Дети словно мины замедленного действия,
никогда не знаешь конечного результата.
Может, однажды «Правда» или «Известия»
напишут, что один чувак бородатый
средство от рака придумал – весьма надёжное:
на чистую воду выводит без лишних усилий
всех свистунов. И на фото, между Серёжами
или Алёшами – твой ненаглядный Василий
крепко сжимает в руках какую-то премию.
Ликуют и громко кричат пострадавшие греки –
дескать, по их непредвзятому общему мнению
усатый товарищ - и сильный, и крепкий -
спрятался в норку, как будто его укусили.
В общем, респект и ура тебе,
русский Василий!

Дети – как будто стихийные бедствия,
возникают неожиданно, на пустом месте.
Может, однажды в день какого-то равноденствия
проснешься в холодном поту вместе
с истеричным «самсунгом» - последние новости:
запустевают океаны, рушатся горы,
вместо сил тяготения - законы невесомости,
всё потому, что кто-то нашёл точку опоры,
вставил рычаг, дёрнул – и мир вверх тормашками,
с небес вылетают звёзды как винные пробки.
Глянь – а на экране, между научными Сашками,
сынок Николай твой, тихий и робкий,
вечно в земле ковыряющий сломанной веточкой,
лопаткой,
детским совочком – ну, как придётся.
Что ж ты наделал, Коленька, деточка,
де-точ-ка…
А деточка спрятал в ладонях лицо и плачет.
Смеётся?

Рвётся на части жизнь, как старая киноплёнка,
а ты
сжимаешься в жаркий комок.
И хочешь ребёнка.

ТК: Дети-мины, дети-стихийные бедствия... Как-то не по мне это. Хотя автор и жизнеутвердающ в финале.
один чувак бородатый
средство от рака придумал – весьма надёжное:
на чистую воду выводит без лишних усилий
всех свистунов.
Похоже на средство от вранья, а не от рака. В силу своей недогадливости не поняла связь между лекарством от рака и ликованьем пострадавших греков. И да, препинаки, если ставим, то ставим везде.
Cтихотворение, как я ни старалась, не легло мне.


11 Александр Быстров 4
Луна http://stihi.ru/2023/07/12/6207

На другой стороне луны
по-другому пекут блины
и, другой рецепт полистав,
подбирают другой состав.
Словно тёплый живой кефир,
наливают в кастрюлю мир.
Хоть не крепок мир и не нов,
он - основа других блинов.
 
Насыпают взамен муки
по родной стороне тоски
и любви добавляют с ней,
так другие блины вкусней.
Перемешивают потом
с милосердием и добром,
обязательно нужен труд,
вместо соли его кладут.
 
На другой стороне луны,
видя ночью другие сны,
на исходе другой зимы
существуем другие мы.
И с другой стороны луны,
забираясь на валуны,
мы другие нам, что есть сил,
машем, топаем, голосим:
 
«Нам вернуться бы к нам, ребят!
Вспомнить бы про других себя
и других посмотреть бы снов,
и поесть бы других блинов…»
Только, вот беда,  у луны
не найти другой стороны.
Никогда она не видна.
Никому она не нужна.

ТК: Хороший автор, непростые и непустые стихи, вызывающие раздумья и порой несогласие. Говорят, в поэзии важно не что, а как. Поговорим про «что». Такой вопрос: о чем это стихотворение? Самый простой вариант, пришедший в голову, – об эмиграции. Второй – о внутренней эмиграции. Актуальная особенно сегодня мысль. На «другой стороне луны» мир, любовь, милосердие, добро и труд, на этой - сами понимаете что.  При этом тамошние жители изо всех сил хотят вернуться и поесть других блинов. И поскольку там и там – мы, непонятно, какая сторона лучше. Хм.


12 Лина Маго
Найти в траве растерянные мысли http://stihi.ru/2023/07/06/2516

в оконный лаз
вползал жасминный запах
по тёплой золотистой аппарели

и падали прожорливые птицы
в бесчувственную старую иргу
безмолвно деловито шебуршали
в приученных к нашествиям ветвях

покорный строй зелёного кипрея
старательно пытался зацвести
в тени бесслёзной сгорбившейся ивы
но цвет не шёл — всему своя пора

вот по карнизу прыгает синица
лишь руку протяни — она в ладони
но для чего тянуть к синице руки
когда вот-вот слетятся журавли

а впрочем журавлей здесь не видали
зато подобно склочнице сороке
стрекочет винтокрылый геликоптер
и отбивает такты электричка
гружёному товарному составу
бренчащему на шпалах мимо нот

привычный гул — подельник тишеедешь
коварно усмиряющий попытки
найти в траве растерянные мысли
чтоб перестать равнять себя с травою
с иргой, кипреем, шпалами, синицей
и осознать зачем я — человек.

ТК: Ох мудрено пишет автор! «В оконный лаз вползал жасминный запах по тёплой золотистой аппарели». Не вижу повода для такого усложнения.
покорный строй зелёного кипрея
старательно пытался зацвести
в тени бесслёзной сгорбившейся ивы
Стиль на любителя. Зачем про журавлей, если «журавлей здесь не видали»? К тому же зрительный образ журавлей противопоставляется звуковому ряду: стрекочущему вертолету и бренчащему товорняку, мешающим осознать жизненное предназначение ЛГ.  Геликоптер винтокрыл по определению. Как-то не впечатлило.


13 Наталья Малинина
На мою голову http://stihi.ru/2022/03/30/3826

На мою голову Водрузили небо
вместо любимой шапочки
из полярной лисы.
— Неси!

За остановкой роща:
трава-дерева.
Так – ближе.
Небо всё ниже
падает на глаза.
Зацепилось.
За.
Сучья.
В клочья!

...Кому на руках качать
малых его облачат?

Как быть,
если не разделить больше
голову-небо-рощу?
Кто из них ропщет,
а кто полощет
ветви и волосы
на ветру
поутру.

ТК: Хорошее, зрелое, не сразу открывающееся стихотворение. Автору всё впору: и меховая шапочка, и небо.


14 Ольга Бесснежная
Письмо http://stihi.ru/2023/01/06/3762

Нерасторопная, узкая улица
городу стала пятой ахиллесовой,
автомобили клаксонят, волнуются,
снег превращается в грязное месиво.
Кот, перепутавший оттепель с мартовской,
на чердаке исполняет адажио.
Праздник, устав километры наматывать,
раньше чем должно, настать не отважился.
Ни новогоднего, ни интересного
нет в мандаринах и в ёлке сверкающей
в старой квартире в квартале от Невского,
Деду Морозу пора бы покаяться:
писем, написанных бисерным почерком,
с просьбами непроходными, наивными,
он не читал: недосуг и не хочется
всякую мелочь мешать с мандаринами.
Девочка с бантами, девушка с жемчугом –
на фотографиях зелено-молодо…
Пишет письмо престарелая женщина,
просит покоя уставшему городу.

ТК: Стихотворение из тех, которые неловко критиковать.
Деду Морозу пора бы покаяться:
писем, написанных бисерным почерком,
с просьбами непроходными, наивными,
он не читал...
Я правильно понимаю -- это письма героини стихотворения, написанные в разные годы? И ЛГ до сих пор пишет Деду Морозу? 
Вот странная для меня фраза:
Праздник, устав километры наматывать,
раньше чем должно, настать не отважился.
Про уставший город сказано дважды. От чего он устал, от предпраздничных пробок, от кошачьих воплей?
Кот, перепутавший оттепель с мартовской – не хочу придираться, но фраза нехороша.
Ни новогоднего, ни интересного
нет в мандаринах и в ёлке сверкающей
в старой квартире...
Ну вот. Зачем тогда ёлку наряжать?
Стихотворение показалось несколько небрежным, уж простите.


15 Хан Юрий новоорлеанское
http://stihi.ru/2013/03/01/2112

Дождь по снегу - глухая мелодия сна,
серый шум...
Не весна - набухающая десна.
Я прошу,
Подержи меня в теплом приюте зимы,
за стеклом.
Сладость тьмы понимаем бездомные мы.
Утекло
за ручьями размытых, разбитых дорог
время знать.
Те, кто дорог, играют пусть джаз, а не рок.
Умирать
не спешу, но готов, и в груди барабан
ловит бой.
Кто поет и уводит на небо раба
за собой?

ТК: Музыкально. В отличие от меня автор безусловно разбирается в тайнах джаза и рока. 


16 Владимир Хотин1
ДОЖДЬ ЗА НАМИ ШЁЛ... http://stihi.ru/2023/12/24/7784

Дремотный плёс и шумный перекат,
и неба зыбь, и сыпь морошки рыжей,
и сопок сон, и серых скал тоска...
И воздух сам печален и недвижен.

Дров полон лес, а костерок -- никак...
Чайку б испить... Да что же не горишь ты!
И клёва нет; в садке -- ни окунька;
ни карася, ни, даже, пескаришки!

Ну, мы ещё посмотрим кто кого;
сидеть -- так до последнего аккорда!
Увы-увы! скучает поплавок,
скучает пёс, уткнувши в лапы морду...

Ах, чтоб тебя! Айда отсель, Дружок,
покамест не отверсты хлябей люки.
Не шли -- плелись; то дождь за нами шёл
и гром мальчишкой вслед нам улюлюкал

ТК: Дождь популярен в лонге. А стих неплох, но ничего нового мне не сказал. Понравилась сыпь морошки. До последнего аккорда – если лиргерой не ловит рыбу, бряцая на гитаре, это как-то не к месту. Как и «отсель» и «покамест». «Покамест не отверсты» вообще по звуку не очень. Гром похож на улюлюканье?
 

17 Саша Сикирина
баю-бай http://stihi.ru/2023/10/27/1755

ветер колышет сосны едва-едва
жёлтый листок к лобовому стеклу прилип
иногда мне кажется будто моя голова
аквариум полный бессмысленных мёртвых рыб
в тучах проглянет блёклая бирюза
вспыхнут дождём унизанные кусты
помню зияние бездны в твоих глазах
в призрачном небе сполохи пустоты
быстро стемнело солнышко баю-бай
пусть тебя заменяют тусклые фонари
через чёрный лес громыхает пустой трамвай
как прозрачный гроб светящийся изнутри

ТК: Снова дождь? Боюсь заглядывать дальше в лонг. Но простите, это заморочки обзориста, читающего лонг подряд.
Я водитель и, пока не прочла про трамвай, соображала, может ли водитель (листок на лобовом стекле) заметить на ходу едва заметное колыхание сосен. Ложный след. Трамвай. Зияние бездны в глазах. Бездна – без дна. И это, как я смекаю, плохо. Или нет? Тут же в пандан сполохи пустоты. Сполохи – вспышки. Вспышки пустоты. Вот уж век живи – век учись. 
Неудачей считаю двойное «ты» - первый раз как обращение к лиргерою, второй – к солнышку.  Ну, и до кучи: вспыхнут дождём унизанные кусты. Вспыхнут дождем или унизанные дождем. Это лексическая ошибка, хоть и негрубая.

Побольше точности – и будет порядок.


 18 Михаил Эндин
 Межсезонье http://stihi.ru/2021/07/09/1606

…о весне да о весне... мне увиделось во сне
или же спросонья
показалось, что весна для меня уже тесна
в это межсезонье.
 
Тучи по небу плывут, были там, а нынче тут,
чернотой пугая.
Покатился гром, грозя, и уже никак нельзя
убежать от края...
 
...края города, окна. За окном лежит страна,
вообще — планета.
У планеты нынче день... по земле крадётся тень
в ожиданьи лета.
 
Лето прячется ещё, укрывается плащом
тучным и дождливым.
Я заглядываю в даль, мне доступную едва ль,
взглядом торопливым —
 
вдруг увидятся в дали солнце, море, корабли,
пляжная истома?
...о весне да о весне... мне покажется во сне
и спросонья снова,
 
что весна уже тесна, что весною жизнь красна,
но краснее — летом.
Тучи по небу плывут, были там, а нынче тут —
не хочу об этом.

ТК: Эээ... Дождь? Это карма. Жаль, что автор не исправил ошибку, на которую указывали на приеме. Задорно, да. Хороший ритм. Повторы можно считать приемом, но в случае «убежать от края» с переносом в следующую строфу, по-моему, перебор.


19 Исхаков Алексей
экзистенция номер 748 http://stihi.ru/2023/02/03/6140

Наморщив борщ до степени волны,
орудуя веслом столовой ложки,
не расплескать бы найденный фарватер.
Типичный день, не гуще остальных,
кипит и убегает понемножку.
Из будки беспокоит трансформатор.

Внимательно молчать со словарём.
Разжаться жестом - " Да пошли мы все
дорогой утрамбованного снега."
Давай математически соврём,
чему же равен средний алексей
идущего куда-то человека.

ТК: Взято по квоте, на отборе зарезали. А я бы взяла, потому что это стихи, и ничего мне не мешает, даже будка. За отсутствие дождя отдельное спасибо.


20 Бразервилль
Снеговики лепят мужчину http://stihi.ru/2014/12/25/7472

В окошке день великолепен,
слегка подтаяла земля,
из грязи, палок и хламья
снеговики мужчину лепят.

Мужик выходит молодецкий:
коленки, волосы, кадык.
А у меня такой мужик
не получался в мокром детстве;

лепились чаще инвалиды,
и в жутких позах алкаши.
А здесь же – искорка души,
и сердце шире Антарктиды.

Потею, радуюсь, как чуду,
шаблон Создателя готов,
Он не глядел на нас лет сто.
Да и успел ли за минуту? –

его разрушил монтировкой
внезапный жёлтый снеговик!
И убежал!
Я плюнул. Cник.
И слёзы капают с морковки.

ТК: Признаться, не поняла, в чем смысл перевертыша: снеговики лепят человека. Не понравилось про Создателя. Словом, не моё, извините.   


21 Иван Пеший
Вольный пересказ http://stihi.ru/2024/01/21/4348

Слова, конечно же, случайны,
И все несуетное в нас, -
Любовь, мечты и сердца тайны
Имеет вольный пересказ.

Когда же умственной линейкой
Любовь измерить, и не врать,
Она расценится в копейку,
И с ней всея влюбленных рать.

Не от ума, сердечным эхом
Пророчит слово иногда.
Уже не пошлая потеха,
Но откровений череда.

ТК: Сказать честно? Я бы не взяла этот текст в лонг. Больше добавить нечего.


22 Андрей Мефро Перевалов
Грани при http://stihi.ru/2023/04/02/1752

Сложно ли, просто,
сложена простынь.

Разложившийся
на трассе
на матрасе
в режиме автопилота
лежишь.

Гул потолочных плит.

F5?
Голова болид.
Плотные мысли:
вдре
 без
      ги.

Луна
на пятом месяце
беременности.
(не полна)

Пит[ь]-стоп?
Новые крылья,
спойлер:
ты,
как упертый бройлер, –
несёшься повдоль забора,
носом клюёшь,
и скоро...

Транспорт меняет вид.

Нарезаешь круги
под глазами
для подорожного салата.
Вхожий в подкожное
в прахом ладное помещение.

Всюду стекляшки.
Зажигательное свечение.
Во тьму тара канет.

Под нейронные огни,
палясь указательно, –
тю-тю – тю-тю –
крутится у виска:
с/писком
вылетает рыжий поезд.
(прочти состав)

И начинают
поиск:
чего бы в этом мире
достать
сожрать
такого...

Луне – уже рожать.

Разжал кулак.
Осколок колбы.

Ночное таракантри в кипятке.
Очерчивая кафель и паркет,
несётся сломя голову
серебряная маша.

Машет задовидно зеркалами
в лыбу скомканный интеллигент.

Досконально ж тёмен
мой залобный лес!
На что им борные ловушки?!

Грустные,
вернутся дружно
к пресным мюслям.

Тапочек –
уже не по погоде.

Луна – приливами отходит.

Тух лампочки,
и я – без плоти –
призрак
замирающего
сгустка
спазма...

Тепловентилятора наркотик,
дай проспаться.

ТК: Не буду делать вид, что я умнее, чем есть: подобная поэзия мне недоступна. Извините.


23 Яна Краско
геометрия http://stihi.ru/2024/01/24/7587

а на ладонях  облако
а в небе  человечки
кого-то тащат волоком
за речкой и до речки

а на земле поветрие
а под землёй дорога
такая геометрия
от дьявола до Бога

ТК: Хм. Я в некоторой растерянности. Написано легко, коротко – это я особенно ценю. Но... «кого-то тащат волоком за речкой и до речки». Впрочем, по зрелом размышлении я всё же решила, что это хорошо. А что подумать пришлось – так и это неплохо. Но в шорт не возьму, простите.


24 Елька22
Оратай http://stihi.ru/2022/08/18/5112

На божий свет появишься невольно
из мягких лап невозмутимых вод
и далее, ярмо неся покорно,
век пашешь,
не за страх, так за живот

Привычна шкура к тумакам и брани
от первой до итоговой звезды,
нивелировка на ушедших ране
определит не портить борозды

Степная ширь сужается до бровки,
пугают глубиною небеса,
и хочется подобием морковки
наполнить пирров дух и телеса

Не трёт хомут, не тяготит обуза
металла перекованных орал.
Спасаясь от бесчисленного гнуса
и расширяя слепо ареал,
царя царей
изорник бессловесный,
неотличим от зверя и теней,
бредёт вперёд…

не замечая бездны
в чужой душе,
тем более – в своей.

ТК:
нивелировка на ушедших ране
определит не портить борозды
Ну можно ли было выразиться витиеватей? Зачем это кружевоплетение? Автор, на мой взгляд,  немного заигрался: пирров дух, перекованные орала. Я потерялась в словесной мишуре, и концовка показалась мне хоть и хлесткой, но не подготовленной предшествовавшим текстом.


25 Людмила Гончарова
Заключение от врача http://stihi.ru/2024/01/27/2197

Заключение от врача.
Подпись есть. И стоит печать.
– Вы здоровы. А мелкий почерк
Можно просто не замечать.

Мелко: вот вам иная весть –
Будет больно вот здесь и здесь.
Но любовь и не лечат, впрочем,
Даже если она и есть.

– Не болейте. На травах чай
Пейте с медом. И по врачам
Не ходите. Здесь нет спасенья.
Вам пора. Уже в дверь стучат.

Светлый холл. На стене часы.
Чей-то плачет трусливый сын.
– Как комарик укусит, Сеня!
Мама врет. Там укус осы.

Хлещет дождь. Переждать? Идти?
Путь неблизкий. Но я в пути.
С неба струи. Их сотни тысяч.
Точно нити от паутин.

Не болею. А что лечить?
Чилить, маяться? Трепачи!
Понабрали! Кот носом тычет,
Мол, пошли эти неврачи!
___
Через пару кромешных зим
Вновь любовь выдает УЗИ.
– Аппарат барахлит. Минуту.
Ну-ка, Тань, перезагрузи.

Да, любовь. Тут ошибки нет.
Обостряется по весне
(беспощадна и пресловута)
В наказанье за что-то мне.

ТК: Неплохое, но в лонге ЛФР я бы хотела видеть более совершенные стихи.


26 Марина Русова
осенний сплин http://stihi.ru/2023/08/11/1743

легионеру почести дороже цветущей вишни летнего дождя
сидит центурион со снятой кожей в игрушечную дудочку дудя
а сад гремит плодами зверь поджарый грызёт их и желтеющий ковыль
сквозь тело прорастает над пожаром осенней багровеющей листвы
у зверя голод. слух легионера подводит и мелодия звучит
как плохо сотворённая фанера фальшивой какофонией в ночи
так дует ветер что мешает свисту натужно воет падает плашмя
на залитую кровью кларнетиста больную плоть  и облако семян
вздымает вверх как сорванные перья течёт с небес тяжёлая вода
и выползает зверь из подреберья  голодный и поджарый как всегда

ТК: Перепроверила: это стихотворение принимающие не взяли, и прошло оно только по квоте. Я бы приняла. Стильно,  фантасмагорично, сочно – несмотря на замеченные на приеме шероховатости. Это тот случай, когда хочется их простить. Включая «поджарый как всегда».


27 Елена Евгеньевна Лещинская
Да, я в порядке. Сделана из железа... http://stihi.ru/2023/12/11/7210

Да, я в порядке. Сделана из железа.
Надо прощаться, ты ведь уже готов.
А у меня за дверцей — всё там же, слева, —
глупое сердце, сшитое из лоскутов.

Ты исколол все пальцы, но вышло клёво —
там на косой скамейке в пустом дворе.
Два слишком разных мира, три главных слова.
Только сейчас я, кажется, не в игре.

Якорь, навечно вросший в твою Планету.
Белый шиповник, стержень моей Земли.
Помнишь, мы привязали верёвку летом —
а отвязать пытались, но не смогли.

Рушились скалы, шли на юг динозавры,
в жадную бездну падали башни пряничных городов.
Мы каждый день пытались дожить до завтра
и не считали ссадин и синяков.

Ты научился петь, заклиная вьюги,
выстроил город зелёный, с лесной травой...
Ты улетаешь, бедный мой Джейме Гудвин.
Зря ты, наверно, сделал меня живой.

Я из железа. Чувствую, как под рёбра
боль проросла, и кровь моя горяча.
Тихо дрожит натянутая верёвка
долгой дороги из жёлтого кирпича.

ТК: Не вина автора, что я не люблю подпорок в виде отсылок к известным культурным персонажам. Элли далеко не новый мем, а репликация не самый удачный прием в поэзии, как бы ни старался автор.   


28 Надежда Новицкая
Другой Адам http://stihi.ru/2023/12/02/83

«Семя должно умереть, чтобы вызвать жизнь,
Как же бессмертье?!» — кричит Адам в небеса,
всё ещё помня, как прятался по кустам…
семечко искрой в ладони его дрожит,
Ева мотыжит участок под новый сад.

Молча пеняет, что в царстве земель и вод,
где всякой твари от щедрой руки не счесть,
сгнили силки, и на суше рассохся челн.
Что ещё нужно, кого он всё ждёт и ждёт,
если нет жизни, то вечная жизнь зачем?

Может, когда заколышет листвою высь,
вспыхнут цветы, чтобы завязи дать плодам,
снова проснётся в Адаме другой Адам…
может, без Бога получится обойтись…
Божье ли дело ходить по земным садам?

Тяжко склоняясь, на саженцы воду льёт,
чувствуя снова в тайном своём торжестве,
как заполняет внутренность тёплый свет.
Ей ли не ведать, под сердцем лелея плоть,
лучше, чем сердце, для семени почвы нет.

Ищет глазами Адама… жарой объят,
муж задремал, обессилев в пустой борьбе.
Снится ему: деревья стоят до небес,
в зелени веток скрещённых видит себя…
искра сгорает, и день от сиянья бел.

ТК: Под сердцем плоть, чЕлн... На приеме отнеткали. Предчувствие Христа?  Ну да, семя, умирая, дает жизнь – в этом бессмертие.  Мне стихотворение не показалось... живым, что ли. Может, дело в Адаме, который занят «пустой» борьбой в то время, как жена убивается по хозяйству? Известное дело. Опять же тяжелый ритм не прибавляет живости. 


29 Шердж Шер
Пьета http://stihi.ru/2019/02/18/9977

Стекает мрамор водопадом тщетным
В прозрачном сумраке пещерном.
На мёртвых мышцах воздух загустел.
Вот жизнь и смерть двух одиноких тел.
Вот камень посреди глухой вселенной,
Нетленный, превращённый в тленный.
Отчаянье уставшего резца.
Концовка окончания конца.
Так застывает на лету лавина.
Так в целом умирает половина,
И покидает, обрывая связь,
Прощальной складкой мрамора струясь.

ТК: Пьета в искусстве изображена многократно. Если иметь в виду самую знаменитую, то назвать атмосферу вокруг нее пещерным сумраком едва ли можно. Два одиноких тела? Мне наоборот видится необыкновенное единение, рожденное материнской любовью. 
Вот камень посреди глухой вселенной,
Нетленный, превращённый в тленный.
Отчаянье уставшего резца.
Концовка окончания конца.
Тут  несогласие у меня вызывает каждая строчка вплоть до уставшего резца. Микеланджело создал свою Пьету в 24 года, а прожил почти 90.


30 Маргарита Ладога
И я меняю http://stihi.ru/2023/04/21/1043

                Перемешать столбцы в таблице
                Итоги - я меняю мир...
                (Искусственный интеллект Яндекса)

Итог - ничто не поменялось
От перемены дат и мест.
Стакан вина, закат, усталость,
Июль, скамеечка, подъезд.

На клумбе чахлые левкои.
Мой город чей-то побратим.
И рубль перевожу в Bitcoin,
Чтоб был процесс необратим.

Мы разговариваем сленгом.
Рекламный полуфабрикат.
Господь, засыпь нас белым снегом!
А лучше - заплати откат.

Мы все - великого частицы -
Молчим в режиме bon plaisir.
Перемешай столбцы в таблице,
В итоге - поменяешь мир.

И я меняю: непотребство
На тёплый хлеб, рассвет в окне,
На незатейливое детство,
На свет в зелёной купине...

ТК: Портрет поколения, говорящего сленгом? Путь спасения ясен - обращение к вечным ценностям. А можно заняться чем-то конкретно полезным, как Ева – хозяйством двумя текстами выше. Но мы мешаем столбцы. Не поняла, что такое режим bon plaisir и что за от бога можно получить откаты.


31 Алекс Трудлер
 расплескав пустоту http://stihi.ru/2018/06/11/2870

         Было смутное время сплошной пустоты
                А. Кабанов   

расплескав пустоту между домом и сном,
он взойдёт на ступень невозврата,
вслед - бумажный кораблик вспорхнёт, невесом,
из пустого рисунка квадрата.

что ему манускрипты великих гостей?!
он как посуху выйдет из нила,
распростёртый над пламенем мрачных вестей,
вопреки благородным светилам.

и, царапая воздух, коснётся стекла
раздражённой до старости кожей.
парадокс парацельса и клёкот орла
на себя даже сном непохожи.

а в стаканах налито воды до краёв,
и на сердце навешано кружев,
чтобы снова казаться достойным даров
из казённой лефортовской лужи.

то ли камень за пазухой прячет апрель,
то ли небо - невнятное глазу.
он скитается там - в промежутках недель -
расплескав пустоту как заразу.   

ТК: Ах как мне хотелось бы полюбить этот текст! Каждая строчка хороша по-своему, но увы – все эти дивные звуки не сложились для меня в песню. В итоге осталось то ли недоумение, то ли разочарование.


32 Елена Биронт –
Зимнее солнце http://stihi.ru/2024/01/17/4722

Бледное солнце  - пленник январских туч.
Утро вплетает сны в мемуары зимние.
Воздух на ощупь колок, на вид тягуч,
город рубцует  раны хрустальным инеем.

Чья-то душа, сорвавшись в последний ямб,
как мотылёк - прозрачная,  малахольная -
бьётся в стекло в свете настольных ламп.
Странное чувство  – снежная меланхолия.
 
Медленный снег ложится в основу строк.
Ветер листает мысли, шурша страницами.
Зимнее солнце мир для меня сберёг,
хочется верить в то, что оно не снится мне.

ТК: Ну, ямб тут точно ни при чем. Слово «малахольный» имеет негативную коннотацию. Этого хотел автор?  Утро вплетает сны в мемуары зимние – на мой взгляд, громоздко. Финальная строка кому-то, думаю, понравится.


33 Наталья Возжаева
В центре Москвы http://stihi.ru/2024/01/25/6209

Сидеть и созерцать – а что ещё?–
Когда к тебе наивно обращён
Арфический изгиб литых скамей,
Блеск голубей взлетающих с коней
Тяжёлой аполлоновой квадриги.
Ловить секунды, наслаждаться мигом –
Крылатый треск, гранитная статичность –
Восторг провинциалов, спесь столичных.

А там, в далёком далеке замкадном,
Заросший мятой, лопушистый садик,
Гневливых воробьёв бодрящий ор,
И редкозубый, низенький забор
В неукротимом любопытстве хмеля,
По-воровски пролезшего сквозь щели.
И всё смешалось – то, что было до
И то, что будет после под звездой.
Звезда в затылок смотрит горячо.
Вдыхать, вбирать, утягивать в зрачок
Воздушный сквер и гладкие колонны
Строения, бесстыдство Аполлона.
Без панибратства, но и не на «Вы»
Молчать, молчать на языке травы
О том, как по блаженным куполам
Сползает тихо времени смола,
О «до и после», о мгновенном «ныне»
И ждать, не шевелясь.
Смола застынет.
 
ТК: Хороший слог. Яркий образ смолы времени. Очень хочется выделить этот текст, но...
...Когда к тебе наивно обращён
Арфический изгиб литых скамей,
Блеск голубей взлетающих с коней...
Изгиб скамей обращен к лиргероине – ОК, а блеск взлетающих голубей - тоже обращен?  Бесстыдство Аполлона, насколько мне известно, было прикрыто во время недавней реконструкции фиговым листком. Впрочем, детали снизу трудно рассмотреть.
Но это так, мелочи. Мне не ясно до конца отношение замкадного садика к скверу на знаменитой площади. Противопоставление? Параллель? Всё смешалось, до и после, - а я не увидела в стихе временных дефиниций – скорее географические. Ну, или, если хотите, бытийные. Купола после театра и садика появились в конце как-то неожиданно.
Ох, трудно дался мне этот отзыв. В шорт не могу взять. А жаль!   


34 Созерцающая Много Раз
Страдания по Брейгелю http://stihi.ru/2018/12/29/7753

Страдания по Брейгелю, январь.
Глухое время выверено лаем,
где киноварь небесная – алтарь,
по краю – оторочка горностаем.

Трескучий лёд под лезвием коньков
безумных причащает ярь-медянкой.

Мольберту хватит лишних позвонков
продлиться в вечность кистью нидерландской
и зимы шкурить, отделяя снег
от рыбьей требухи домашних чанов...

Вышагивает мёртвый человек,
но шаг слепой не кажется мне странным.

Я вижу, как восходит синий пар
из уст его на голос гильотины,
где ёлочный блестящий лунный шар
качается в периметре картины.

ТК: В этом обзоре я не в обиду автору написала про «подпорки» - отсылки, которыми автор соединяет свой текст с известным персонажем или произведением искусства.  Здорово, когда это сделано хорошо. Одно из любимых - http://stihi.ru/2007/12/12/2912/. Это не для сравнения, грех было не вспомнить. В конкурсном стихе тоже вдохновенное и выверенное поэтическое высказывание. Словесная живопись, волнующая читателя. Можно любоваться каждой строчкой, настолько же неожиданной, насколько и до удивления точной. Даже выпрыгнувшая из куда как более позднего времени гильотина мне не помешала. Спасибо автору (и Брейгелю). В шорт.


35 Жиль Де Брюн
Погасший маяк http://stihi.ru/2023/11/30/4185

Всё шептал: моя, она моя.
Посвящал стихи и клялся рифмами.
Как во тьме мерцающий маяк
ждал корабль, погибший в битве с рифами.

Сотнями стихов себя разъев,
был любим вождями и эсерками.
Не терпел искусства нараспев,
обезьяньи рожи чуял в зеркале.

Пил, грубил, чурался сладкой лжи,
но служил иконой красной мельнице.
День и ночь доказывал, что жив,
что беда на счастье переменится.

Суки приманили кобеля.
Слава есть, но нет того веселия.
Маяковский, хрен ли ты стрелял
сквозь себя в созвездие Есенина?

Женщина – она не из ребра,
из свинца, навылет с края левого.
Лиличка вздохнула: «Бог прибрал»,
И пошла пиарить и наследовать.

ТК: А вот тут опора на великое имя, на мой взгляд, не дала большого эффекта. О великих либо блестяще, либо никак. Здесь трактовка личности и творчества Маяковского мне не показалась убедительной. Броская фраза про созвездие Есенина – о чем это? К Лиле Брик можно относиться по-разному, но кто мы, чтобы судить?


36 Ульяна Валерьевна
С брюта на глинтвейн http://stihi.ru/2023/10/27/7747

Так жёлтый лист ждёт снежного ковра
В своей нелепой мазохистской радости
Так мальчик маме пробует соврать
Щеками пунцоветь наевшись сладостей
Смотри у нас есть рыбы на стене
Отчаянно малиновые рыбы
И рыбы знают каждый новый выбор
Их делает покорней и скромней
Но вопреки рождаются слова
За суетой и рябью супермаркетов
И можно вновь сердечки рисовать
Водя по небу пальцем или маркером
Мечтается стать чище и новей
И шапочку с орнаментом исландским
Так в предвкушенье самой первой ласки
Мир переходит с брюта на глинтвейн

ТК: Трижды так - как что? Эти сравнения, наверное, должны привести к одному, иметь общий стебель. Я, видимо, не уловила волну, поэтому не могу понять и эту фразу:
Так мальчик маме пробует соврать
Щеками пунцоветь наевшись сладостей
Может, знаки препинания помогли бы? Так-так переходит в смотри – тоже для меня неожиданно. Трижды рыбы в соседних строчках – опять не знаю зачем.
Строчки
И рыбы знают каждый новый выбор
Их делает покорней и скромней...
без препинаков читаются двояко.
Для меня текст, написанный лихо, так и остался закрытым – вплоть до последней строчки.


37 Игорь Гонохов
Голытьба http://stihi.ru/2023/10/18/6096

Вот здесь был дом, вон там была казарма,
их окружала пара пустырей.
И нас манило сладостное завтра,
как насекомых розовый кипрей.

Ах, это завтра, чем оно манило
детей не комиссаров, не дворян?
Казалось кто-то медленно, но с силой
поочерёдно двери затворял.

И всё же, нам, творцам или вандалам,
совсем простым и сделанным хитро,
чего жалеть, когда всего хватало:
любви взахлёб и «пики» под ребро.

Я местный, боль от боли, кость от кости,
поджигу прятал в свой ребячий схрон,
ходил к сидельцу, дяде Паше в гости,
ловил уклейку и жевал гудрон.

Мне по сердцу советские «нетленки»:
сгущёнка, шпроты, чёрная икра.
Но главный вкус – от поцелуя Ленки,
весной, у той казармы, в семь утра.

ТК: Я беру стихотворение в шорт несмотря на некоторые мелочи – за крепкий мужской голос и поэтическую силу. У Игоря всегда от души и очень по-русски.


38 Ирина Чуднова
окно на восток http://stihi.ru/2024/01/22/300

гербарий
близости —
так тонко         разглажены ворсинки на бумаге
заломы простыни так неизбежны
в заломах                небесной заоконной тени

тени
раскачивают ветки —
ближе ближе
покуда преломившись о стекло
не распадётся лёгкий луч
на семь
тяжёлых полноцветных лент —
на        каждый охотник желает знать
о том в каком укромном месте глаза
сидит фазан —

лови его лови
покуда вновь не соберётся белый
под действием земного притяженья

я закрываю                веки —
на сетчатке
сгущается вращение земли

и тяжелеет ветер
в каждом
ударе
четырёхкамерной клепсидры
многократно

алеет солнце складки простыни
локальный увеличивая хаос

подушка съехала к окраине вселенной
вот-вот сорвётся за пределы мирозданья —
а там слоны киты и черепаха
и василькам на наволочке тонкой не пережить паденья
разлетятся
на мириады лепестков резных

никто не знает
отчего на белый свет родятся         галактики

но губы ищут стона
а тени — ветра —

открывай глаза..

алеет солнце складки простыни
локальный увеличивая хаос

ТК: Красивый, я бы сказала - породистый текст. Перечитала многократно, и каждый раз находила что-то новое и притягательное. Тонкое и не сразу уловимое. Я по натуре придира, но в этом случае мне не кажется уместным говорить о том, что не по мне. За безусловную поэтичность беру в шорт.


39 Семён Кац
Ужин в четыре руки http://stihi.ru/2023/10/26/4376

Бах не успешен в жизни, беден, тих,
и даже устриц кушать не умеет.
Оплатит Гендель ужин на двоих,
где Бах исполнит "Страсти по Матфею".

Саксония для Баха не щедра,
Британия для Генделя - чужбина,
но там его "Мессия" - на ура,
а музыка и тут, и там едина.

Двум гениям судьбой не  суждено
наговориться вместе без умолку,
завидовал Бах Генделю, равно,
и Гендель - Баху, только что в том толку?

Шампанское и вкусная еда
двух музыкантов бросили в объятья ,
но гений и удача никогда
друг с другом не вели себя, как братья.

ТК: Бах не успешен в жизни, беден, тих,
и даже устриц кушать не умеет.
Спондей и пиррихий. Кушать – зачем так манерно? Устриц? Правильное ударение - без Умолку.
Пусть автор простит - меня не увлекли ни тема, ни исполнение. 


Шорт невелик – восемь стихов. То ли я строга не по годам, то ли лонг таков, каков. Еще варианты отсутствия присутствия (подчеркни нужное): некомпетентность обзориста, кумовство, сговор.
Ну, как бы то ни было, от своего не отступлюсь:

01 Дмитрий Мальянц А сфинксу снится снег http://stihi.ru/2023/07/31/2110
05 Игорь Турунтай Видишь месяц на небе? http://stihi.ru/2023/07/28/4684
09 Александр Крупинин Московские стансы http://stihi.ru/2022/01/07/4731
13 Наталья Малинина На мою голову http://stihi.ru/2022/03/30/3826
19 Исхаков Алексей экзистенция номер 748 http://stihi.ru/2023/02/03/6140
34 Созерцающая Много Раз Страдания по Брейгелю http://stihi.ru/2018/12/29/7753
37 Игорь Гонохов Голытьба http://stihi.ru/2023/10/18/6096
38 Ирина Чуднова окно на восток http://stihi.ru/2024/01/22/300

Вдогонку:
Сравнила свой выбор с результатами читательского голосования. Не совпали по погасшему маяку и стихотворению Натальи Малининой. Что ж, это повод мне перечитать первое, а участникам голосования – второе.

С любовью ко всем пишущим,
Татьяна

Об эксперте
Москвичка, филолог, член СЖ, редактор Литературного Фестиваля Рунета.
Лауреат национальной литературной премии "Поэт года 2014» в номинации "Лирика". Лауреат 7-го открытого чемпионата Балтии. Лауреат Международного конкурса памяти Игоря Царева "Пятая стихия".
Подборка в вышедшей в Берлине книге "Поэзия – женского рода" (2013).
Стихи на трех языках в альманахе международного литературного фестиваля "Виленица" (2011, Словения).
Публикации в журналах "Новая реальность", "Сетевая словесность", "Зарубежные задворки", "Подлинник", "День литературы", "Твоя глава", "Топос", газете "Поэтоград", литературном проекте Александра Петрушкина "Вещество".
В марте 2016 вышла "лауреатская" книга "Московский полдень".


Рецензии
Спасибо, Татьяна, за полный и подробный обзор. Всегда с большим удовольствием такие разборы читаю, сверяя свои впечатления и отмечая упущенные детали. Очень интересно и полезно.

Надежда Новицкая 2   16.03.2024 03:20     Заявить о нарушении
На это произведение написано 13 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.