9. Сосновка, февраль 1962 год...

Виталий Самойлов 2: литературный дневник

Начинался 1962 год с Первенства города. 24-25 февраля.


Наверное, я прекращу описывать соревнования такого ранга. Противников новых и достойных внимания в городе не появлялось ни в моей весовой категории, ни в остальных. Скажу коротко о себе, я - победитель всех городских турниров с 1961 г. по 1971 год. Десятикратный чемпион нашего города и Томской области.


Иногда ради спортивного интереса позволял себе «шалости», выступая на чемпионатах, естественно, выигрывая их, «Буревестника», «Труда», «Урожая»… Я себе мог такое позволить: созрел, как боксёр, сформировался, как личность.


Иногда нас, команду «Труд-2 строитель», (я ещё продолжал работать в П/Я-2 на монтаже оборудования объектов) Акимов Иван Иванович в выходные дни приглашал выступить в соревнованиях Клуба железнодорожников. Мы никогда не отказывались. Выступали иногда с показательными боями, иногда принимали участие в матчевых встречах.


Это могли быть команды, скомплектованные из представителей разных близлежащих к Томску городов. Мы всегда побеждали. Для нас эти соревнования представляли чисто любопытствующий интерес - что же там, за окном?..


Эти бои я считаю неофициальными, учёт им не веду, хотя призы носили весомый, материальный характер. В меру сил и возможностей я, как судья Республиканской категории, и сейчас оказываю Акимову Ивану посильную помощь в проведении соревнований в его Клубе железнодорожников.


1962 год, 7 апреля, соревнования по баскетболу в зачёт Зимней спартакиады 1962 года, наша команда - П/Я.-2, членом которой был и я, занимает первое место.


Свои первые, в самом деле, значительные бои в масштабах России я провёл в Зональном первенстве РСФСР - зона Сибири в г. Томске 8 июля 1962 года. Соревнования проводились на ринге, установленном в цирке-шапито.


Это было событие и для Томска в целом. Команда Томской области была укомплектована в основном боксёрами нашего города: Виктор Ефанов, Виктор Балыков, Борис Антонов, Геннадий Галочкин, Дмитрий Шерко, Геннадий Порошин, Анатолий Цибульский. Всего, вместе со мной, семь человек. Томичей было трое. Боюсь ошибиться, поэтому не буду называть их фамилий.


Я занял третье место. Первый бой выиграл у омича, сильного перворазрядника, превосходящего меня телосложением, Бурина Олега. Бой в первом раунде складывался явно не в мою пользу.


Олег непрерывно атаковал. Правда, его мощные удары справа, не приносили мне вреда, ожидаемого Олегом. Я - левша! И, перемещаясь за его левую руку, видел подготовку этих ударов и во время их предупреждал своими защитными действиями, разрывая выгодную для него дистанцию и контратакуя правой через его бьющую левую руку. Приём я выполнял пока неосознанно, но он приносил положительные плоды. Олег стал уставать, и уже к концу первого раунда его удары носили чисто символический характер - элементарная имитация.


Второй раунд был переломным. Я бил, и мои удары достигали цели гораздо чаще, чем того хотелось бы Олегу. Его удары, сильные и внушающие уважение, все чаще и чаще поражали пространство, где только что находился я.


Третий раунд, начало, также складывался не в нашу с Путиным Н.Г. пользу. Потом, не задолго до окончания раунда Николай Григорьевич крикнул мне, - Уходи с ударами, двигайся и бей!.. Тактика, предложенная им, «сработала». Олег стал просто натыкаться на подставляемые мною руки, т.е. я, даже не прикладывая особенных усилий, находил цель и поражал её, может быть и не сильными, но точными ударами. Третий раунд я выиграл, а вместе с ним и бой!


Второй бой я проиграл Мастеру спорта СССР Николаю Фалько из Новосибирска. Вдохновлённый первой победой я, уверенный в своих силах, вышел на ринг, чтобы победить! Но, увы! Фалько - левша, как и я. А к встрече с таким противником я был не готов...


Бой мог бы закончиться для меня не столь плачевно, учти я этот фактор неожиданности. А учесть следовало бы - Фалько бил левой рукой по корпусу (в печень) сильным, «поставленным», заранее отработанным ударом! Да, кто же знал? На своих тренировках мы никогда не отрабатывали стратегию ведения боя с левшой. Тем более - левши с левшой!


В общем, в третьем раунде я раскрылся в момент своей атаки. Со стороны Фалько последовал удар, решивший исход боя, хотя его было нетрудно предугадать ещё в начале. Не скажу, что я сильно уступал Фалько физически, но его удары монотонно, систематически настигали меня в самых, казалось бы, невозможных для нанесения ударов ситуациях. Удар был настолько силён, что я от боли не мог даже вздохнуть, а не то, что встать.


Мне даже показалось, что удар был нанесён ниже пояса - болел пах. Но такой мастер, как Николай, даже, если бы представься ему возможность нанести запрещённый удар, то не смог бы себе этого позволить.


Это был удар зрелого мастера. За всю свою боксёрскую карьеру мне больше не представилась возможность увидеть что-либо подобное, но сам я на вооружение этот приём взял. И должен заметить, что с успехом применял его во многих поединках. Но это было потом!


Успешно на этих соревнования выступили наши ведущие боксёры: Дмитрий Шерко и Геннадий Галочкин. Они заняли вторые места, чем добились права на участие в финальных соревнованиях Первенства РСФСР, проводимых в городе Ульяновск.


Галочкин в этом Первенстве РСФСР вновь проиграл Борису Соловью из Омска, очень техничному и грамотному боксёру, который являлся на тот момент чуть ли не сильнейшим боксёром Российской федерации.


Я сказал, что вновь, т.к. для Галочкина этот проигрыш Борису был не первым. В финале Зонального первенства РСФСР в Томске они уже встречались - первый проигрыш.


Решением Жюри финальных соревнований РСФСР в Ульяновске Геннадию за этот бой с Борисом Соловьём было присвоено звание Мастера спорта СССР.


Дима Шерко выступил тоже хорошо, продемонстрировав при этом достойную технику и подготовку.


1962 год, 18 июля, Первенство Строительства по лёгкой атлетике я занимаю второе место с результатом 11,5 секунд!


17 декабря 1962 года. Первенство области. Наученный горьким опытом в бою с Фалько я стал отрабатывать в спаррингах приёмы ведения боя с левшой, а также «ставить» удар левой по корпусу. Тренировки даром не проходили.


Когда перед собой ставишь цель, то её необходимо достичь даже ценой неимоверных усилий! Я ещё продолжал тренироваться на Чекисте в спортзале Строительства. Мои товарищи, понимая меня, всячески содействовали моим устремлениям к освоению новой для меня тактики ведения боя.


Особо рьяное участие в моих изысканиях приняли Виктор Гонтаренко и Виктор Лихачёв. К общему огорчению всей нашей команды эти, два достойнейших человека скоро покинут наш город - Виктор Лихачёв будет осенью призван в армию и уедет в порт Шевченко, посёлок нашего Министерства, Каспийское море, Казахстан; Виктор Гонтаренко, женившись, уедет к себе на родину - Украина, город Днепродзержинск.


Я к этому времени уже буду работать на предприятии П/Я-153, объект-1(Завод разделения изотопов - ЗРИ) в качестве слесаря-монтажника внешнего оборудования и тренироваться в секции Путина Николая Григорьевича, уже научившись многому у выше названных товарищей.


Должен заметить, что я в фаворитах у Путина не числился, как и никто другой. Он почти всем уделял одинаково достаточное внимание. Важно было неукоснительно точно соблюдать и выполнять все приёмы, которые он навязывал любому из нас.


Именно навязывал! Он видел и точно знал, кто что может, и что необходимо знать и уметь каждому из нас. Мне было, у кого перенимать опыт, было, кому подражать. Дима Шерко, Генналий Галочкин, Виктор Балыков, Борис Антонов, Мингазов Фанис, Цибульский Анатолий и многие другие охотно и доброжелательно шли на контакт со мной.


Единственный, кто из всех, занимающихся в секции Путина, Галочкин Геннадий, был настроен ко мне если невраждебно, то и недружелюбно.
***



Другие статьи в литературном дневнике: