Рифмы Леонида Филатова целовала - провинциала...

Владимир Петрович Трофимов: литературный дневник

Из большого набора литературных средств рифма у стихотворца занимает особо почётное место. Она может быть точной или приблизительной, открытой или закрытой (женская и мужская), глагольной или шаблонной, визуальной или «блистать отсутствием»... У приверженцев классического русского стихосложения рифма и ритмика стиха являются категориями само собой разумеющимися. Нерифмованные стихи , если требуется, чтобы они стали подлинно стихотворениями, писать не легче – предстоит усиленная работа над словом и строкой. Придётся добиться эффекта, чтобы читатель даже не заметил, что текст не зарифмован.


Новые веяния, экспериментирования, модернизм, экзистенциализм и другие новшества раскрепостили поэтов до степеней беспредельных, и множество считающих себя поэтами отвергли рифму, ритм и необходимость нагружать стих мыслью, недостающее подменив пусканием пыли в глаза, имитацией глубокомыслия, выхолостив симбиоз чувства и мысли, не помышляя об ассоциациях и подтекстах.


Изрядно лет тому назад довелось прочесть книгу стихов и прозаических сценариев «Сукины дети» автора Леонида Филатова. Да, да, пока он жил и творил, миллионы россиян считали его любимым артистом кино и театра. Москвичи, полагаю, точно знали о его писательских пристрастиях, а иногородние, периферийные узнали об этом после выхода книги в большое плавание.


Привлекла моё внимание прежде всего его поэзия. Интересны драматургические вещи, заточенные под постановки на сцене. Великолепны сказание про Федота-удальца и версификации пародийного характера, адресованные известным поэтам.


Стихотворчество артиста-поэта достойное. Всё сделано мастерски, с накалом фантазии и выдумки, с применением полного арсенала литературных приёмов и средств..


Нет, разумеется, не рецензию пытаюсь писать – хочу попытаться показать одну блистательную грань автора одной книги. Речь пойдёт о филатовской рифме, способной удивить и покорить взыскательного читателя. Ими, фирменными рифмами Л.Филатова, не грешно упиваться. Я тогда, читая, примечательные, на мой взгляд, почти все рифмы скорописью заносил в попавшуюся под руку школьную тетрадь: исписал шесть страниц. Теперь 6 страниц можно умножить на 23 строки...


Для начала, для цитирования, даю четырёхстишие и двустишие.


«Кто служил перу и кисти
В мире пёстрой мишуры,
Не знавал иной корысти,
Кроме радости игры».


(В) «сошедшей с ума вселенной...
Мы глохнем от дикселендов».


Одной из главных забот поэта являются стихи. Слово «стихи», по накатанной, рифмуется со словами «вехи», «грехи». У Филатова – и с «петухи», и с «силки».


У него великое множество рифм идеальных: «щепоть – Господь», «кофеен – овеян», «цвета сажи – в пейзаже», «тошно – точно», «купе – толпе», «в поединке – ботинки», «на меня – имена», «питон – потом», «не убиты – обиды», «зрачком – знаком», «на столе – навеселе», «нет – монет», «свет – буфет», «Иосиф – философ», «пировал – наповал», «куда ты – секунданты», «конкретна – карета», «между – одежду», «финала – мало», «вдохновение – гения», «дуэль – неужель», «целовала – провинциала»...


Не хуже звучат и рифмы с маленькой шероховатинкой: «с удачей – судачил», «чело – после чего», «лифчик – личность», «пешек – певчих», «реваншем – не важно», «искусом – искусство», «щекотка – водка», «роже – неосторожна», «нищих – в глазищах», «гранита – хранила», «мозга – монстра», «лошадь – облапошить», «миль – пыль», «в глубину – не утону», «усердие – бессмертие», «просто – прохвоста», «дилетанта – детально», «в белом гимне – быть другими», «лёгкости – лёг костьми», «розини – в России», «Нефертити – в обиде», «измочален – молчаньем», «на колонку некролога – много», «без компАса - жизнь опасна»...


Ничуть не хуже и с заметными шероховатинками: «подорванным – орденом», «предприятие – приятнее», «под ноги – чисто подвиги», «утро – куртка», «шансы – шахты», «победы – побиты», «на поруки – по-русски», «Шопена – шипела», «гравий – гарантий», «пешек – певчих», «пауз – просыпаясь», «воровато – вероятно»...


Даже по одним только рифмовкам чувствуется солиднейший словарный запас, свойственный хорошему писателю!


А напоследок несколько развёрнутых строк от поэта Леонида Филатова и мыслей без рифмовки от артиста-сценариста, того же Л. Филатова.


«... Джинсовое рубище... Стихи отважные до грубости».


«Есть печали и опричь...»


«Таким голосом создают панику, желая её погасить».


«В Лёвушкиных глазах холодно и пустынно, как в зимних небесах».


«Если ты подвижная на секс, ты ценная».


«С хорошо отработанным выражением утомлённой иронии в злазах».


«Глаза тайны, как две чернильницы».


«Разукрашен звёздным градом
Дальний космос на века».



Другие статьи в литературном дневнике: