Два минирассказа

Владимир Петрович Трофимов: литературный дневник


Дневники ведут для себя или и для потомков – с расчётом на публикацию, если автор уверен в ценности для человечества дневниковых записей. Иногда оговаривают сроки обнародования. Ведение литдневника открыто всем, здесь и сейчас. В него не рискнёшь включить страшную тайну, поскольку ты – не Асанж. Меж тем, выбор тематики ничем не ограничивается – твори, сочиняй, отрывайся.


Хочу разместить два, в общем-то, актуальных рассказика об относительно не старом времени, когда использовался мною компьютер исключительно в качестве пишушей машинки.



В ОЖИДАНИЕ ПРИЁМА


Длинный, как прямая кишка (прямая в смысле – длинная), коридор имел несколько развёрнутых к юго-западу аппендицитов. Один из аппендиксов был приспособлен под накопитель ожидающих приёма к наркологу. Не говоря ничего о дизайне, к убранству помещения руки не приложил даже психилог. Высокий потолок с голой лампочкой; низкий столик с потрёпанными брошюрами прошлой эпохи; несколько стульев возле столика и ряд стульев у стен. Напротив вырисовывался контур двери с бронзовеющей на ней информацией о времени работы врача. Уют обеспечивал филадендрон, загораживающий окно.Соседство батарей парового отопления создавало благоприятные субтропические условия , и мощная резная листва почти наглухо закрывала попытки солнечных лучей пробиться в слепой аппендицит.


Клиенту с клиентами нарколога вести задушевные разговоры, очевидно, так же бесперспективно, как задавать вопрос осуждённому: «За что сидишь?» Уголовничек ответит искренне: «Ни за что». Только ответ получится в грубой форме и по фене.


Я предполагал, что клиент нарколога любой мой бестактный вопрос не может расценить адекватно, особенно в состоянии абстинентного синдрома, когда нарушается деятельность сердечно-сосудистой системы. Когда резко повышается артериальное давление и учащается седцебиение до 140 ударов в минуту. Затем давление внезапно падает, возникает боль в сердце, одышка и аритмия. Когда впору вызывать скорую помощь. Я им не задавал вопросов.


Кое с какими брошюрами я уже успел ознакомиться и уяснил, что у 25-летнего наркомана степень изношенности организма может сравниться с немощностью организма 75-летнего старика. Наркоманы страдают миокардиодистрофией, недостаточностью почек и печени, атрофией мышц.


Рядом со мной сидел измождённый нелёгкой жизнью пожилой человек и нервно худыми пальцами разминал сигарету. В омуте глаз его читалась тоска побитой собаки. Видимо, большие переживания за внука или внучку довели старика до безисходности. И я спросил:
– Вы, уважаемый, кого-то к доктору привели?
– Нет, я сам к доктору на приём пришёл. Наркоман я. Всю жизнь курю и колюсь. Хочу ещё раз попробовать вернуться к жизни.
- А сколько вам лет?
– Мне-то? Двадцать шесть.


Мои очки лежали рядом с брошюрой, и потому на лоб они не полезли.



БЕРЕГИ ГЛАЗА, ГОРОЖАНИН


Чтобы фиксировать неподвижные точки, чтобы зафиксировать образ увиденного – глаза человека находятся в постоянной работе. Глаза безостановочно совершают колебательные движения – саккады – и днём, и ночью, и во сне. Сбой происходит, когда не за что зацепиться взгляду. Долго ли сможешь смотреть на небо, когда на нём нет ни единой тучки, ни облачка, ни жаворонка, ни самолёта?


Глаза как бы сканируют видимое поле. В природе и в поле зрения постояннно появляются всё новые пересечения, например, веток дерева, острые углы расходящихся ветвей, игра листвы, узоры трав и цветов под деревом, растущим у реки. Жгучие спирали дикого хмеля и нежные розовые венчики повилики...


Природа дарит человеку постоянную новизну.


Утомляют так называемые гомогенные плоскости однообразия – вплоть до нарушения психического равновесия. Объясняют, лечат и дают рекомендации профилактического характера видеоэкологи.


Чтобы исключить или хотя бы притушить негативы от однообразия кафельного покрытия стен и полов , отделки коридоров и помещений под «дерево» или даже по стандарту евроремонта, существующих застроек городских кварталов серыми коробками – для этого нужно употребить понимание, желание и усилия.


Например, без напряжения и с пользой рабочее место можно «облагородить» яркими настенными календарями, эстампами, цветами в вазах и в горшках. В производственном цеху серые пейзажи можно оживить разноцветием и формой головных уборов, спецодежды и другими аксесуарами. Стоит включить фантазию – решения придут. Доверьтесь профессионализму дизайнера или вкусу авторитетных коллег. Не давайте воли товарищу Огурцову (из к/ф «Карнавальная ночь»), который всё перекрасит только в синий цвет.


Везде превосходно воспринимаются диагональные пешеходные дорожки, треугольники травы, цветы, кустарники, деревья, не оболваненные обрезкой, разумеется. Вссё должно радовать глаз и разнообразить впечатления. Практицизм, стандартизация, прогресс, с точки зрения видеоэколога ,– агрессивны для человека по сути своей.


Большие безжизненные однородные поверхности должны заставить нас задуматься , как их расчленить и оживить. Море? Нет, моря опасаться не следует: оно грандиозно своим разнообразием.


Мы порою ехидничаем над домовладельцами загородных навороченных застроек. Архитектура новостройки последнего десятилетия – коттежди, дворцы, палаццо – это и витиевато, и вычурно, и аляповато, и вульгарно, изобилует излишествами. В какой-то мере сказанное справедливо. Но верно и то, что каждое домостроение хочется рассматривать по отдельности, без верхоглядства. Привлекают внимание башенки, шпили, ассиметрия стёкол; ниши, цоколи, пилястры, баллюстрады, их уклоны и подъёмы; ограды землевладения... Хочется любоваться деталями, отделкой и претензиями на полёт фантазии...И приходишь к самому простому выводу: индивидуальное строительство согревает изнутри, в то время как кретинизм внешнего вида и внутреннего содержания «хрущёвок» долго ещё будет давить людей морально и физически.


Если не поленимся, мы, конечно, запомним, что лучшие для глаза человека элементы природы – это острые углы, зигзаги, ажурность, орнаменты... Острый угол наиболее мил для взгляда. Всё это где-то на интуиции учитывают архитекторы, дизайнеры, маляры, художники и люди с чувством прекрасного.


Вредно переоценивать свои возможности, ещё хуже недооценивать последствия , которые можно бы постараться предупредить. Короче, берегите глаза, горожане.


Об этом и до меня и говорили, и писали. Посему воспримем рассказец как ремейк.



Другие статьи в литературном дневнике: