***
прости
Аркадий А Эйдман
прости, когда есть тысячи причин
для непрощенья,
когда погасло пламя у свечи,
и жаждет мщенья
рассудок твой, попавший горю в плен,
безумно горе.
прости, ведь зла хватает на земле,
прости, не споря...
06.07.2014
Behold! The Seventh seal was broken,
The mighty host from slumber woken
In star-wrought hauberks all arrayed,
Angelic knights of the Holy Gate!
Each shield is ‘blazoned with G-d’s seal,
Each helm’s contrived of triple-steel,
Before long sword and spear’s gleam
The light of Moon and Sun would dim…
Yet mightier in midst doth loom,
Steel-sewed Herald of the Doom,
The Captain of the Host Holy,
Who once didst smite the winged folly
And cast red worm into abyss,
Whither to plot, and skim, and hiss…
Lo! Final battle is at hand
Upon the Haven’s lofty strand…
Let spirit worthy join the fight,
For Heaven’s will is in the right…
Let darkness tremble, run and quail,
For Light of Heaven will prevail!
Мге 06.07.2014
... вот.
Сломана... была!! (печать...) Седьмая!
Хозяин. Сего Мира!! Вспрял! (от спячки...
...
В кольчугах (кованных...!!) Из звёзд.
Построились... ряды (и сонмы...!!
... то. Ангельские рыцари!
Врата!! Святые. И каждый щит...
(украшен...!!
Имя! Б-га.
...
... и. Каждый Пади выдуманной стали!
Пред длинным... тем мечом! Блестящим!! (и копьём...
Луны! И Солнца!! Свет (покажется вам...) Тусклым...
... разгар Ткацкого станка...
Сталь-шита. Вестниками Рока!
Военачальника Святого...
... однажды. Кто! (сразит крылато!!
Глупость! И бросит (в бездну!!) Красного червя.
... в. Финальной битве (под рукой!
Пусть (дух достойный!!) Вступится в борьбу.
... и. Волею Небес (вступает!) В право.
Пусть тьма дрожит!! (которую!) Управит.
... перепела. В Свете Небес - преобладают!
В составлении данного произведения использованы материалы, которые любезно предоставили Людмила Скребнева http://www.stihi.ru/avtor/lusiskrebneva и Анна Верба http://www.stihi.ru/avtor/annaverba, Дебора Мэй http://www.stihi.ru/avtor/debora3.
ХОККУ - твёрдая форма. Несмотря на то, что многие маститые авторы считают, что хокку может быть из 10, 21 или 23 слогов, мы на своей площадке будем придерживаться строгого правила и стараться соблюдать размер: количество слогов построчно 5-7-5.
РИТМ ХОККУ.
Ритм должен быть плавным.
Допустим,
1 строчка - ударные - 2 и 4 слоги или 1 и 4,
2 строчка - 2, 4, 6 или 1, 4, 6, или 2, 4, 7
То есть, не должно быть явных провалов в ритме, что происходит, если ударными являются 1 и 5 слоги. Или, если ударные слоги 3 и 4 - это тоже сбой в ритме, нарушение плавности звучания.
Также не будет ритмической ошибкой применение такого ритма во второй строке:
1-4-7
ранняя зорька 1-4
розовой гостьей в окно 1-4-7
тянется мальва 1-4
(автор хокку Кэт Шмидт)
СМЫСЛ ХОККУ. Трёхстишье заключает в себе: тезу, связку и антитезу.
Это означает, что в первой строке заявляется образ, который посредством второй строки связывается со вторым образом, который имеет некие аналогичные признаки, похожие на первый образ.
Например:
рогатый месяц (теза)
забыт кем-то в поле (связка)
блестящий серпень (аналогия или антитеза)
В данном случае, образ рогатого месяца имеет свою аналогию в блестящем серпе. Оба находятся на широком пространстве неба-поля.
Перед нами возникает некое "зеркальное" отображение двух противоположных, но очень похожих друг на друга предметов.
Таким образом, становится понятно, что хокку - это лаконичная картинка, заключающая в себе два сопоставимых образа. Образы могут быть либо взаимосвязаны, либо противоположны по виду и смыслу.
Они создают некую задачу для ума или напротив: заключают в себе откровение, или просто создают настроение и приносят эстетическое удовлетворение.
В ХОККУ РАЗРЕШЕНЫ:
- все виды визуальных, реальных образов (как существительных, так и прилагательных, и глаголов). Предметы, животные, растения, географические особенности местности, виды цветовой гаммы...
- все виды звуков: например, журчание, скрип, пение, чириканье и прочее.
- все виды запахов и вкусов: например, горький, сладкий, кислый, пряный и прочее.
- все виды телесных ощущений: шершавый, гладкий, скользкий, тёплый, холодный и прочее.
Допустимы прямые (зримые) выражения чувств: плач, смех. В форме глаголов: плачет, смеётся. То, что сопровождается внешними сопутствующими выражениями (слезами, например, или звуками - смешками или вздохами).
В ХОККУ допускаются личные местоимения: я, ты, он, мы, они, но их использование нежелательно, так как хокку не может быть антропоморфным и персонифицированным.
В ХОККУ ЗАПРЕЩЕНЫ:
- указание времени: завтра, вчера, сегодня. В хокку все события происходят непосредственно, в данную минуту.
- определения, типа: душа, тоска, уныние, веселье, мечта, вечность и т.д.
- слова, типа: вот, как бы, чтобы... выражающие сравнения или неопределённости.
В ХОККУ НЕЖЕЛАТЕЛЬНО использование двух и более глаголов. Желательно обходиться вообще без них, однако использование одного глагола настоящего времени вполне допустимо и даже оправдано в зависимости от смысла.
Несколько слов о ЗНАКАХ ПРЕПИНАНИЯ.
Желательно их избегать, то есть, при сочинении хокку стараться, чтобы в них не было необходимости.
Конечно, смысловые паузы приходится в некоторых случаях выделять запятыми, дефисами, двоеточием, но восклицательный знак и вопросительный - табу.
Точка в конце не нужна, как и многоточие.
несколько полезных советов
Хокку - это простота. Если у вас нет перед глазами картины, которая отражает внутренний мир героя хокку, то хокку не удастся. Внешний мир это отражение внутреннего мира, одновременно противопоставление двух миров и единение их.
Через простые слова, отсутствие метафор, через жизнь вещей мы показываем жизнь человека. Человек всегда в центре мира, но он проявляет себя через этот мир.
Поэтому:
1) избегаем метафор и сравнений.
2) избегаем "красивости" и украшений стиха. Слов мало - мыслей много. Разбитая чашка скажет вам больше о горе в доме, чем слова "Как мне больно".
3) пишем в настоящем времени. Буддисты знают только "сейчас", не забываем о том, что хокку/хайку родилось не в христианском или мусульманском мире, это система мировоззрения, в котором огромное значение придается настоящему.
4)пишем об обычных, ежедневных событиях в природе и в человеческой жизни - но не объясняем их, выбираем события, которые принесли вам момент понимания или осознания истинной сути вещей вокруг
5) чувства в стихотворении не называются, они возникают при прочтении стиха.
6) предлагаем взять два образа и поставить их рядом в стихе, чтобы создать гармонию или контраст, используя конкретные, обычные, естественные слова.
7)двухчастность хокку/хайку - один из прекрасных его свойств. Один образ в хайку может быть представлен в первой из трёх строк; второй образ может быть описан в двух строках (первых двух, или последних двух. Многообразность мешает хайку.
8)в хайку/хокку нет рифм.
9)не стоит искусственно разбивать хайку на строки, разделение должно выглядеть естественно.
10) избегайте глаголов, они слишком прямолинейны и характерны для европейского способа мышления
11) применяйте сезонные слова, не говорите "летний", "осенний", ведь язык так богат.
всем удачи. myschalyot@yandex.ru
================
печальный город
потерялся в пространстве
но тёплая кошка
...
не пришло время
весну не поторопишь
подождём ещё
если много звёзд
вытекают сквозь пальцы
песком без счёта
...
«Moody Blues - Melancholy Man»
"ПЕЧАЛЬНЫЙ ЧЕЛОВЕК"
перевод песни англ. группы MOODY BLUES "MELANCHOLY MAN"
I'm a melancholy man, that's what i am,
All the world surrounds me, and my feet are on the ground.
I'm a very lonely man, doing what i can,
All the world astounds me and i think i understand
That we're going to keep growing, wait and see.
When all the stars are falling down
Into the sea and on the ground,
And angry voices carry on the wind,
A beam of light will fill your head
And you'll remember what's been said
By all the good men this world's ever known.
Another man is what you'll see,
Who looks like you and looks like me,
And yet somehow he will not feel the same,
His life caught up in misery,
He doesn't think like you and me,
'cause he can't see what you and i can see.
...
Я... очень грустный человек...
(это я...!
Весь мир окружает меня.
И мои ноги. Ходят... по этой земле.
Я... очень одинокий человек...
(и делаю я...) Что могу...
Весь мир (изумляет меня!
(и я думаю...
Что... я понимаю. То!
Что мы. Собираемся...
Продолжать. Расти!!
Подожду. Посмотрю...!
(когда...) Звезды все! Упадут!!
На землю. И ещё... в море.
... и сердитые голоса. Понесутся по ветру...
... луч. Света (ворвётся...!) В голову вашу...
И вы вспомните! (что!) Было сказано. Раньше...
... всеми. Теми. Людьми...
(хорошими...) Этого мира!
Когда-либо. Жившими...!!!
Другой человек! (которого...) Вы увидите...
... и. Кто похож на вас (и смотрит...!) Так как я...
И все же (так или иначе...) Он!
... не будет чувствовать. То же... самое.
... его. Жизнь! (оказавшихся!!) В нищете.
... и. Он не думает (как вы или я...
Потому что. Потому что...
(он не может видеть того!
...
... что. Вы... или я.
...
... могут. Себе позволить.
Другие статьи в литературном дневнике:
- 31.07.2014. ***
- 30.07.2014. ***
- 29.07.2014. ***
- 28.07.2014. ***
- 27.07.2014. ***
- 26.07.2014. ***
- 25.07.2014. ***
- 24.07.2014. ***
- 22.07.2014. ***
- 21.07.2014. ***
- 20.07.2014. ***
- 19.07.2014. ***
- 16.07.2014. ***
- 15.07.2014. ***
- 14.07.2014. ***
- 13.07.2014. ***
- 12.07.2014. ***
- 11.07.2014. ***
- 10.07.2014. ***
- 09.07.2014. ***
- 08.07.2014. ***
- 07.07.2014. ***
- 06.07.2014. ***
- 05.07.2014. ***
- 04.07.2014. ***
- 03.07.2014. ***
- 02.07.2014. ***
- 01.07.2014. ***