14 К Моей Борьбе Гитлера

Агата Кристи Ак: литературный дневник

Гитлер, Моя Борьба:


Когда дело идет о внутренних делах нации или государства, немецкое бюргерство, в особенности в его высших слоях, настроено настолько пацифистски, что готово буквально отказаться от самого себя.


Конец цитаты.


Точно как я; я даже прямо ушла в христианство. Думаю, началом логической цепочки, которая окончилась христианством, было то, что буржуазия там мы или не знаю кто, но мы неспособны навести порядок и создать пригодные для жизни условия в любом пространстве, какое бы мы ни занимали, начиная с отдельно взятой квартиры или семьи и так далее где угодно. Примерно так, что в кромешную блокаду конечно хочется спасти хоть одного кого-нибудь из семьи, потому что если разделить поровну, са голоду помрут все. И тот, кто приходит к такому выводу, конечно, прежде всего должен отдать свою часть хлеба, иначе это будет не общеполитический вывод, а побег крыс с корабля, это я всё слушала Бутусова, "Титаник":


-Я видел секретные карты...
Я знаю, куда мы плывём...
Капитан! Я пришёл попрощаться с тобой
И твоим кораблём... /"Наутилус"/


*
Гитлер, Моя Борьба:


Пресса же или совершенно замалчивала их или так извращала их речи, что нельзя было уловить никакой связи, а порой эти речи преподносились в таком искаженном виде, что общественное мнение получало очень плохое представление о намерениях новой буржуазии. Все равно, что бы ни говорили отдельные депутаты, широкая публика узнавала только то, что можно было об их речах прочесть в газетах, а "изложение" их речей в прессе было такое, что речи казались только нелепыми, если не хуже. Ну, а их непосредственная аудитория состояла только из каких-нибудь 500 парламентариев. Этим сказано все.


Конец цитаты.


У меня такое впечатление было о молодых политиках, пришедших в Перестройку, впрочем я уже ничего не знаю, да и защищать мне некого, потому что некоторые из них, каковы бы ни были их первоначальные намерения, украли что могли и с политической арены исчезли, другие исчезли, ничего не украв, а я в итоге не знаю, за каких мне больше радоваться. Это были симпатичные мне люди, и я бы желала им стать обладателями денег, которые, не украв, они подарили неизвестно кому. С другой стороны, если б они украли всё, всем теперь было бы ясно, что они-то и есть страшный заговор, разворовавший страну - они, а не те, кто поставил их перед выбором уйти, если угодно с деньгами, или быть уничтоженными. А вот кто поставил их перед выбором, я понятия не имею, и, раз не знаю, то и говорить не буду. Даже если есть сионистская проблема, внутри фашистской организации я бы на эту тему говорить не стала, потому что и без моего вклада в эту тему проблема, какой бы она ни была, преувеличена чудовищно, так, что приобрела прямо фантастические размеры. Говорят, заговор США или какой-то другой заграницы - почему бы и нет, очень на то похоже. Говорят, заговор капитализма против социализма. От себя могу добавить силовые структуры внутри России, включая контрразведку, и/или часть старого партийного аппарата. В частности, Путин вылез править в такое время, когда было всё равно уже кто, только бы этот кто-то не сменялся каждую неделю. Кто устроил эти еженедельные смены, неизвестно. Ни в какой другой ситуации - верю в Россию - не мог бы прийти к власьти персонаж с предвыборной речью о том, что он будет кого-то там мочить в сортире. Придя к власти, Путин делал было движения в сторону разогнать гос. Думу, вроде того "как учил Гитлер", а после того, как не разогнал, он расстроился или не расстраивался не знаю, но с тех пор он ничего другого не делает, кроме как снимается по телевидению и готовит себе политическую платформу для того, чтобы попеременно бывать то премьером, то президентом. Надо так понимать, самого его никакие гос. преобразования и вообще никакие рабочие проблемы не интересуют; и именно он несдвигаемо поселился там в телеящике; что же другое может быть, кроме того, что он ставленник неких сил, которых вполне устраивает тот факт, что на политическую работу ему плевать с высокой колокольни. Вот щас он ещё шпионскую сеть наладит, как дапвно порывается, будет з-нать, что кто о нём говорит во всех частях страны. И портреты свои развесит по всем кабинетам, учреждениям и частным квартирам. Кроме того, он проведёт Олимпиаду в Сочи и построит какой-то сомнительный "наукоград", и будет нам счастье. И ни одна партия, включая КПСС, серьёзно против него не выступает, хотя именно сейчас такое... какое-то... невнятное время, когда страна ещё не наполнена сетью разведки, доносившей бы в центр, кто что сказал о правящей партии. Может быть, все оппозиционные партии в сговоре с правящей; м.б., растерялись; а вернее всего частично /для части той или иной партии/ первое, для остальной части - второе.


*
Гитлер, "Моя Борьба":


Самое плохое однако было следующее: всенемецкое национальное движение лишь тогда могло рассчитывать на успех, если бы оно с самого начала поняло, что дело должно идти не просто о создании новой партии, а о выработке нового миросозерцания. Только новое миросозерцание могло найти в себе достаточно сил, чтобы победить в этой исполинской борьбе. Чтобы руководить такой борьбой, нужны самые ясные, самые мужественные головы.


Конец цитаты.


Это похоже на то, что я читала о христианстве. И мы таки выработали это миросозерцание, правда по дороге ещё медицинские собрав бонусы, так что в результате этого нового созерцания нельзя теперь друг друга понять с социалистами напрочь. Надо сказать, такое же самое новое миросозерцание было выработано в России в Революцию 17 года; но, если тогда это, м.б., было преступно - и неизвестно, в какую меру это было тогда преступно - то теперь эта наша недавняя и долгая история, миросозерцание это самое, и вернуться к нему - значит восстановить ту самую непрерывную историческую связь, традицию, за которую переживала тоже и русская эмиграция. Эта эмиграция - сужу по СМИ - вроде воодушевилась в Перестройку; а теперь же она совершенно куда-то делась и рассеялась, поскольку, с одной стороны, восстанавливать бы исторические традиции; а с другой стороны, восстанавливать связь прямо с царской Россией минуя советскую - вообще какой-то маразм начинается. В частности, чтение эмигрантских текстов и эти самые разговоры эээ не знаю, с синтаксисом, с интонацией царской России... Производят в головах слушателей взрыв вроде ядерного, слушатели начинают что-то такое переоценивать, и выходят к тому, что каждый1 из них мечтал бы награбить себе очень много и свалить на собственный остров - к этому эффекту... ага, я проверила в ВУЗе... Может привести разговор о погоде, любой "без-идеологический" текст вроде тех, с которыми я поступала. Почему-то вдруг сделалось, что теперь если отказаться от классовой теории, можно в качестве альтернативы только грабить вообще без понятий а сколько унесёшь с собой, и хороша ли собственно теория, я пока не читала Маркса, хорошо ли была она применена, но выходит так, что она единственное спасение и, если вдруг можно ещё спасти то, что осталось от России, надо возвращаться обратно к этой классовой теории, а если она плоха или плохо применялась, дорабатывать по дороге. Мне честно говоря казалось, что России уже всё равно, она, если хочет, может/, например, исповедаться, а если не хочет, отойти в лучший мир без исповеди, но вот она не разваливается и не разваливается, я без понятия, что её удерживает, и ээээээээ меня, начитавшуюся эмигрантов, Россия не любит совсем, как это по Булгакову "Не любит Россия доктора Турбина", и, если к кому обращаться в смысле попыток реанимации или операции, при которой неизвестно, выживет больной или нет - то, очевидно, обращаться надо к социалистам. Эта эмиграция страдала всю дорогу по Церкви, но честное слово социалисты гораздо лучше церкви, я видела и слышала и церковь и социалистов. Кстати что до церкви, все эти мои неформальные молодёжно-музыкальные движения почему-то писали сатиру на церковное учение ещё при Брежневе, по этому поводу привет социалистам: говорят, они кого-то гоняли... ээээ ну может идиоты там у них работали, гоняли, ссылали, в сумасшедшие дома отправляли, молодцы, только неизвестно, кого они гоняли и ссылали, если у них в стране при этом велась церковная пропаганда, против которой вставала молодёжь, и вот эту молодёжь-то соответствующие органы в итоге и заметали. Ага, и вторая часть их антицерковной политики заключалась в том, что они утверждали, что в храмах ничего сверх научного материализма не происходит; и вот теперь пожалуйста хорошо хоть вне связи с храмами теперь уже: сверх научного материализма происходит телепатия, которая НУ НИКАК не могла вдруг взять и произойти на пустом месте, а раньше ничего нигде не было.


*
Гитлер, Моя Борьба:


Как только немецкое национальное движение связало свою судьбу с судьбой парламента, у него вместо вождей и бойцов тоже оказались "парламентарии". Этим немецко-национальная партия опустилась до уровня обычных повседневных политических партий и потеряла ту силу, которая необходима для того, чтобы в ореоле мученичества идти навстречу трагической судьбе.


Конец цитаты.


Это что же такое есть, христианство? Если партия в ореоле мученичяества приведёт народ и страну к определённому этапу, дальше вести или сохранять достигнутое будет некому. Эээээ Рыцарские соображения, это замечательно, но как примирить внутри одной партии ореол мученичества с текстом в устах мученика "а ну что это вы так материально плохо живёте пошли отбирать" я не могу. Он, может, и правильный текст, как посмотришь на это вокруг, волосы дыбом встают. Ореол мученичества, это... Это то, что может дать вдохновение и ощущение не напрасно прожитой жизни. Но как это примирить вместе, я не понимаю. Во всяком случае, я не читала, чтобы об этом примирении где-то было разумно написано. -


Нет, ну... Можно примирить, вот как у меня в голове со скрипом примиряется. Можно примирить в том случае, если во главу угла поставить не собственность, а психологическое давление, зомбирование, и, кстати, отвратительный психологический климат, наступивший в так называемой "новой России". Это такой контраст с тем, что было в советской России екщё совсем недавно, что, кто бы каких философских концепций раньше не придерживался, теперь уж по-моему никто спокойно смотреть вокруг себя не может, исключая моральных уродов, у каааторых теперь деньги - а значит, неограниченные возможности для хамства.


*
Гитлер, Моя Борьба:


Пока вожди сидели в парламенте, сторонники партии за стенами парламента ждали чудес, а чудеса эти не наступали и, конечно, наступить не могли. Скоро люди стали терять терпение.


Конец цитаты.


Точно, так и было.


*
Гитлер, Моя Борьба:


Это было вполне понятно, ибо враждебная пресса делала абсолютно все возможное, чтобы помешать народу составить себе правильное представление о выступлениях депутатов немецко-национальной партии в парламенте.


Конец цитаты.


Так было после царской России; то же самое теперь повторяется после советской России.


*
Гитлер, Моя Борьба:


Все это и приводило к тому, что немецкое национальное движение все больше переставало быть народным движением и упало до уровня более или менее обыкновенного клуба, где велись академические споры.


Конец цитаты.


*
Гитлер, Моя Борьба:


Широкие массы народа подчиняются прежде всего только силе устного слова. Все великие движения являются народными движениями. Это - вулканическое извержение человеческих страстей и душевных переживаний. Их всегда вызывает к жизни либо суровая богиня-нужда, либо пламенная сила слова. Никогда еще великие движения - не были продуктами лимонадных излияний литературных эстетов и салонных героев.


Конец цитаты.


Про лимонадные излияния сильно, и даже образ этот забивает весь смысл абзаца.


Я, собственно, хотела по смыслу абзаца прокомментировать, что в христианстве особенно останавливалось, или особенно останавливали, не знаю, моё внимание на отрывках, иллюстрирующих, что сначала нужно думать, а потом делать, а на одном душевном движении можно либо быстро взять власть /с обязательным следующим этапом возвращения здравого смысла на место разрушительного эмоционального взрыва; сколько я, м.б. плохо, учила историю, столько мне казалось, что этим следующим этапом пренебрегали всегда и все/, либо, скажем, на пути даже одного человека: разумно поставлена, рассчитана цель, и только после этого дают волю эмоциям, чтобы быстрее и сметая все препятствия этой цели достичь, примерно, Гумилёв


Та страна, что могла быть раем,
Стала логовищем огня,
Мы четвёртый день наступаем,
Мы не ели четыре дня.


Но не надо яства земного
В этот светлый и страшный час,
Потому, что господне слово
Лучше хлеба питает нас.


Я кричу, и мой голос дикий,
Это медь ударяет в медь,
Я, носитель мысли великой
Не могу, не могу умереть.


...
Золотое сердце России
Мерно бьётся в груди моей. /Н. Гумилёв/


В христианстве это, во-первых, комментарий о том, что Христос когда набирал себе учеников, он их не на первом эмоциональном подъёме набирал, а он проповедовал, потом шёл дальше, а брал учеников с собой только на обратном пути, дав им возможность во время своего отсутствия всё обдумать и взвесить. Во-вторых - или, сюжетно, во-первых - это противопоставление Евы и Марии, заключающееся вот именно в том, что Мария сначала думала, потом делала, а Ева наоборот. /Это палиндром, невозможно обдумывать каждый свой жест, или ещё зацикливаются на мелочном следовании самым сложным обрядам, см. фарисеи с их беспрерывным мытьём посуды, но моё внимание особенно останавливалось именно на том, что нужно сначалла думать./


Так вот, а что до "лимонадных излияний литературных эстетов", то эээ Это сильный образ и верный ораторский приём в том случае, когда нужно моментально взять власть... Ну, скажем, в том случае, если летят, враги, бомбить городскую площадь, а на площади ноль информации вообще о начавшейся войне, и там взрослые и дети играют в снежки. И нужна моментальная концентрация внимания всей площади на ораторе, и, более того, когда он крикнет валите в с площади в одну минуту, все бы с площади в одну минуту свалили; в этом случае необходимы, а не только допустимы, любые ораторские приёмы. Но если человек, читая текст, хочет иметь от текста не впечатление, которое в нём пытается спрограммировать своим текстом автор, а информацию о том, что в тексте написано, то наши "лимонадный излияния" классический случай того, что читать текст должна Маприя, а не Ева, и "лимонадные излияния" она должна пропустить, а смысл абзаца она должна воспринять. /К смыслу абзаца относится также и то, что читающий зафиксирует плюс к смыслу текста отвлечь его внимание от этого смысла, а сформировать в его, читающего, голове определённую маниакальную эмоцию и страшно характерный, узнаваемый образный ряд, который эмоцию будет поддерживать./


*
К тому же вопросу, Гитлер, Моя Борьба:


Повернуть судьбы народов может только сила горячей страсти. Пробудить же страсти других может только тот, кто сам не бесстрастен. Только страсть дарит избранным ею такие слова, которые как ударами молота раскрывают ворота к сердцам народа. Кто лишен страстности, у кого уста сомкнуты, того небеса не избрали вестником их воли.


Конец цитаты.


Лично я повидала время ли, ситуацию, когда преобладание этой страсти самой над рассудком не рекомендовалось ни в коем случае, потому что, "если потерять управление машиной, она начинает забирать в сторону, и всегда почему-то влево", т.е. в сторону безумия и никогда не в сторону интуитивных озарений.


Так что вообще-то страсть это замечательно, но в ситуации, когда все имеющиеся в наличие предводители, манипулируя страстью своих адептов, ведут их к самоуничтожению и к распаду личности всё более страшному, от страсти отказываются. Некоторые буйные отказываются; другие буйные сообщают, что предводители клевещут на страсть, которая является нормальным человеческим побуждением, без которого вообще жизни быть не может, и что им плевать на всю эту вражескую политику, а они от страсти отказываться не желают не потому что идиоты или безвольные, а потому что идейные. Вроде того я поклялся там сесть, и я там сяду, а что там нет аэропорта, это мелочи, римлянина недостойные. Особенно забавно работать диспетчером, всё равно уже всё надоело, можно хоть порадовать принимающую сообщения сторону дословным, вместе с матом, текстом поклявшегося пилота "Он говорит ему по@ ваш аэропорт".


Конец простой: пришёл тягач,
И там был трос, и там был врач,
И МАЗ попал, куда положено ему... /В. Высоцкий/


*
Гитлер, Моя Борьба:


Всякому движению, ставящему себе большие цели, нужно поэтому самым тщательным образом добиваться того, чтобы оно не теряло связи с широкими слоями народа.


Такое движение должно каждую проблему рассматривать в первую очередь именно под этим углом зрения. Все его решения должны определяться этим критерием.


Такое движение должно далее систематически избегать всего того, что может уменьшить или даже только ослабить его влияние на массу. И это не из каких-либо "демагогических" соображений. Нет. Этим надо руководствоваться по той простой причине, что без могучей силы народной массы ни одно движение, как бы превосходны и благородны ни были его намерения, не может достичь цели.


Конец цитаты.


*
Описание действия механизма, Гитлер, Моя Борьба /причём механизма безличностного, самого по себе без-идейного, без-идеологического, работающего на инерции и прочих безличных, механических законах/:


Но и третья ошибка партии в последнем счете заложена также в непонимании значения массы, в непонимании того, что сильные духом люди должны дать массе толчок в определенном направлении, а потом уже сама масса подобно маховому колесу усиливает движение и дает ему постоянство и упорство.


Конец цитаты.


Т.е. если, например, Гитлер, выбирающий наиболее эффективные пути для того, чтобы создать всенемецкое национальное движение, руководствуясь тем, чего хочет масса, какая основная идёт от "массы" эмоция действует не столько согласуясь со здравым смыслом, сколько с этой эмоцией, и наконец он и "масса" обоюдно определяют уже действия друг друга - если Гитлер, начав с выбора немецкого пути развития державы, действует дальше по жёсткой механической этой логике, то он и получает в итоге армию зомби вместо своего обожаемого или уж я не знаю что он к народу чувствовал немецкого народа. /Вообще, уж очень вот этот кошмарик заряжает позитивом и даёт моментальное КПД, лично я об этом думаю то, что, если убрать "всеобщую воинскую повинность" и перейти на контракт, то почему нет? Солдаты приходят к Гитлеру илии выбирают Гитлера из себя, соглашаются, что будут достигать таких-то целей и в связи с этими целями на время отказываются от ясной головы и трезвого мышления./


*
Гитлер, Моя Борьба:


Попробуйте только сравнить, как относится наше чиновничество к попыткам национального возрождения и как в аналогичном случае отнеслось бы чиновничество любого другого народа.


Конец цитаты.


-Что за фигня, теперь то же самое говорят о русских.


*
Гитлер, Моя Борьба:


"Государственный авторитет", "демократия", "пацифизм", "международная солидарность" и т. д. - вот понятия, которые господствуют у нас и которым придается такое прямолинейное и доктринерское истолкование, что теряется всякое здравое понимание действительно жизненных задач нации.


Конец цитаты.


Опять же, так до сих пор и не было проиллюстрировано, каким это образом вся беспринципность и ошибки правительства падают именно на немцев и исключительно на немцев.


*



*

*

*



Другие статьи в литературном дневнике: