13 К Моей Борьбе Гитлера

Агата Кристи Ак: литературный дневник

Гитлер, "Моя Борьба":


В последние годы слабость габсбургского государства все более и более увеличивалась, и в этом была одна из главных заслуг парламентского режима. Чем больше благодаря этому режиму ослаблялись позиции немцев, тем больше в Австрии открывалась дорога для системы использования одних национальностей против других. В самом рейхсрате эта игра всегда происходила за счет немцев, а тем самым в конце концов за счет государства. Ибо в конце XIX столетия было ясно даже слепым, что притягательная сила монархии настолько мала, что не может больше справляться с центробежными тенденциями отдельных национальных областей.


Конец цитаты.


-Я не могу этого понять, потому что Гитлером пока не перечислены - если Гитлеру угодно делить население именно по национальному признаку - не перечислены дерущиеся за место под солнцем в стране национальности. Не могу же я себе такое представить, чтобы в Парламенте в малом количестве были представлены немцы, а все остальные были евреи.


У меня по поводу этой мысли разные полуоформленные мысли в голове, и наконец, попытавшись думать, я пришла к тому, что каждая моя мысль наталкивается на отсутствие вот этой общей национальной картины, которая Гитлером пока не приведена. Ну, например, такой вопрос, насколько чиста должна быть национальность и как вообще может быть чистая национальность. С другой стороны... я разумеется образно говорю... если бы в Парламенте были представлены, кроме немцев и евреев, я не знаю... Негры, турки, японцы, все в своих национальных одеждах и со своими обычаями, вопрос о чистоте национальности разумеется оказался бы демагогией.


Потом я ещё прицепилась было к тому, что "В самом рейхсрате эта игра всегда происходила за счет немцев, а тем самым в конце концов за счет государства". Хотела сказать, что какая-то наизнанку вывернутая логика, а должно быть "за счёт государства, а тем самым в конце концов за счёт немцев". Но я подумала и из какого-то неясного побуждения не стала цепляться. Побуждение, кажется, в том, что, исходно согласившись, что "за счёт централизованного гос-ва - следовательно, за счёт немцев", теперь, говоря о парламенте, выходим уже на следующий уровень, и странно было бы, говоря о Парламенте, иметь в виду интересы какого-нибудь одного конкретного немца или группы конкретных= немцев: говоря о Парламенте, мы говорим о плохом или хорошем устройстве Парламента и о возможности для Парламента решать встающие перед ним вопросы, включая сюда сохранность границ гос-ва и немецкой культуры в этом гос-ве.


Потом я ещё хотела прицепиться к тому, что если на территории Германии и Австрии проживает в процентном соотношении со всем населением слишком мало немцев для того, чтобы территория, культурно и административно, оставалась немецкой, что за дикая мысль всё же пытаться сделать эту территорию немецкой, причём какими-то невероятными совершенно способами /например, ради этой великой цели нужно впереть во власть Вождя, который своими ораторскими приёмами за несколько речей вынет мозг из всей территории, из немцев в том числе/.


*
Гитлер, "Моя Борьба":


В парламенте еще удавалось избегнуть полного краха только ценой недостойных уступок любому шантажу, издержки которого падали в конце концов на немцев.


Конец цитаты.


Я, м.б., тупая, но я из прочитанного текста не могу себе представить, даже предположить не могу, какого такого шантажа и что именно падало на немцев. Я не против того, что ущемлялись интересы немцев, просто я незнакома с вопросом. Но, я извиняюсь, формулировка "Никому нельзя верить, себе нельзя верить, мне - можно" не пройдёт, и чтобы согласиться, что добытые ценой шантажа уступки приводили в конце концов к ущемлению прав немцев /о которых немцах тоже чётко не сказано, кого относить к немцам, а кого нет/, я должна знать... Ну, допустим, какой бывает в политике шантаж, ещё можно себе представить без разъяснений... Но каким образом уступки в этом Парламенте вредили в итоге всегда именно немцам, я честно стараюсь представить себе, но представить себе не могу.


*
У меня была идея, когда я пыталась читать Ильина. Я там нашла такую логику, что "Хоть и говорят о Добровольчестве, что оно основано на православии /или что ли на воинствующем христианстве неважно какой конфессии/, но меня /Ильина то есть/ моё христианство неспособно сподвигнуть сложить руки и отдать свою страну, свою возможность действовать в этой стране как её гражданин, кому-то, кто заорал нечленораздельно, что что-то на кого-то падает... все уступки во власти падают на пролетариат... в итоге пролетариат, на деле в России ещё даже не до конца сформировавшийся, разъярился, ворвался и всё снёс, а я теперь в эмиграции в итоге. А поскольку жизнь у меня одна и я хотел бы в эту короткую жизнь успеть взять назад с войною то, что у меня было отобрано столь же внешней по отношению ко мне силой, как иностранная интервенция, то я буду вести войну, применяя в ней все те методы, которые применяет противник, в частности, вот сейччас соберу себе аудиторию и объясню убедительно и захватывающе, что, когда на кого упало и сколько раз и как эту череду падений остановить". - Так вот я и думаю... Но в этом случае действия Гитлера вообще без царя в голове... Я и думаю, Гитлер послушал-послушал, что такое падает на пролетариат, понял, что война теперь другая, информационная, а потом подумал: мне этот пролетариат вообще до лампочки. Если я хочу диктатуру, то не пролетариата, а немецкую /что такое для Гитлера "немцы", я пока не прочла - но, вероятно, что-то замечательное./ А евреев Гитлер взял в оппозицию примерно так же, как социализм взял в оппозицию "буржуазию". Буржуазия, правда, действительно была, и жить массе рабочих было невозможно. Ну так вот я и не знаю, и мне неоткуда узнать, действовала в Германии времён Гитлера некая сионистская организация или не действовала.


Что до этого самого сионизма в то время, я наткнулась на одно стихотворение Мандельштама - Мандельштам не сионист это точно, его практически можно доавить, идеологически, к сражавшимся в Добровольчестве - так вот и о чём данный текст, я не знаю, но почему-то именно в связи с Революцией и политикой дан ветхозаветный /а других иудейских /вероучительных/ книг я не читала/ - ветхозаветный образный ряд:


Вернись в смесительное лоно,
Откуда, Лия, ты пришла,
За то, что солнцу Илиона
Ты желтый сумрак предпочла.


Иди, никто тебя не тронет,
На грудь отца в глухую ночь
Пускай главу свою уронит
Кровосмесительница-дочь.


Но роковая перемена
В тебе исполниться должна:
Ты будешь Лия - не Елена!
Не потому наречена,


Что царской крови тяжелее
Струиться в жилах, чем другой, -
Нет, ты полюбишь иудея,
Исчезнешь в нем - и Бог с тобой. /О.М./


Ещё, тоже Мандельштама:


* * *


Эта ночь непоправима,
А у нас еще светло.
У ворот Иерусалима
Солнце черное взошло.


Солнце желтое страшнее -
Баю-баюшки-баю -
В светлом храме иудеи
хоронили мать мою.


Благодати не имея
И священства лишены,
В светлом храме иудеи
Отпевали прах жены.


И над матерью звенели
Голоса израильтян.
Я проснулся в колыбели -
Черным солнцем осиян. /О.М./

*
Гитлер, "Моя Борьба":


В парламенте еще удавалось избегнуть полного краха только ценой недостойных уступок любому шантажу, издержки которого падали в конце концов на немцев. В общегосударственной же жизни краха избегали только при помощи более или менее искусного разыгрывания одной национальности против другой. Однако, сталкивая лбами отдельные национальности, правительство направляло общую линию политики против немцев. Политика сознательной чехизации страны сверху проводилась особенно организованно с того момента, когда наследником престола стал эрцгерцог Франц-Фердинанд, получивший значительное влияние на государственные дела. Этот будущий властитель государства всеми доступными ему средствами оказывал содействие разнемечиванию австро-венгерской монархии. Эту политику он проводил открыто или по крайней мере поддерживал негласно. Всеми правдами и неправдами чисто немецкие территории включались благодаря махинациям государственной администрации в опасную зону смешанных языков. Даже в Нижней Австрии этот процесс стал развиваться все быстрей. Многие чехи стали уже смотреть на Вену, как на самый крупный чешский город.


Конец цитаты.


Вроде бы объяснено, каким образом ущемлялись... Ущемлялась - немецкая культура? Я относительно этого отрывка из Гитлера мнения не имею никакого.


Скажем, тогда уж я жду, что у него будет о Заговоре или Заговорах. Потому что до кучи к описанному социальному состоянию страны иметь ещё в виду, что над этой страной правитель, который, видимо в качестве хобби, проводит сознательную чехизацию территории, я от этого предположения просто заболеваю. Тогда я должна знать, как Гитлер на это смотрит, зачем правителю это надо.


*
Гитлер, "Моя Борьба":


Супруга эрцгерцога была чешской графиней. Она происходила из семьи, в которой враждебное отношение к немцам стало прочной традицией. С Францем-Фердинандом она была в морганатическом браке. Руководящая идея этого нового Габсбурга, в чьей семье разговаривали только по-чешски, состояла в том, что в центре Европы нужно постепенно создать славянское государство, построенное на строго католической базе, с тем чтобы оно стало опорой против православной России. У Габсбургов давно уже стало обычаем употреблять религию на службе чисто политических идей. Но в данном случае дело шло об идее достаточно несчастливой - по крайней мере с немецкой точки зрения.


Конец цитаты.


Без комментариев. Хотя исторически познавательно.


А что, если немцы смешались бы с чехами, немцам стало бы значительно хуже? Меня здесь может возмущать только та идея, что кто-то занимается "селекцией", выводит из нас, как бы из животных, новые породы, причём без нашего согласия, а кроме этого, я ничего не имею ни против чехов, ни против немцев, ни против евреев, ни против смешанных браков между ними всеми.


*
Далее, тоже интересная информация, я мало образована в истории, Гитлер, "Моя Борьба":


Результат получился во многих отношениях более чем печальный.


Ни дом Габсбургов, ни каталитическая церковь не получили ожидаемого вознаграждения.


Габсбурги потеряли трон, Рим потерял крупное государство.


Конец цитаты.


*
Вот вроде это как раз уже о той проблеме, национальной, которая отталкивает от фашизма как правило:


Гитлер, Моя Борьба:


Попытки всеми средствами искоренить немецкое начало в старой монархии вызвали в качестве ответа всенемецкое национальное движение в Австрии.


К 80-м годам XIX столетия манчестерский либерализм еврейской ориентировки перешел уже через свой кульминационный пункт и пошел вниз также и в австро-венгерской монархии. Но в Австрии реакция против него, как и все вообще в австро-венгерской монархии, возникла не из моментов социальных, а национальных. Чувство самосохранения побудило немцев оказать сопротивление в самой острой форме. Постепенно начали оказывать решающее влияние также и экономические мотивы - но только во вторую очередь. На этих путях из политического хаоса, и создались две новых политических партии, из которых одна базировалась больше на национальном моменте, а другая больше на социальном. Оба новых партийных образования представляли громадный интерес и были поучительны для будущего.


Конец цитаты.


*
Гитлер, "Моя Борьба":


Ибо не надо заблуждаться: действительно национально настроенные австрийские немцы уже сразу после Кенигреца увидели, что в эти тяжелые и трагические минуты создается необходимая предпосылка к возрождению нового государства, которое было бы свободно от гнилостного маразма старого союза.


Конец цитаты.


-Узнаваемая интонация, применявшаяся в России к противнику во время не одних только отечественных, но и во время захватнических войн.


*
-Из добровольческих стихов Марины Цветаевой, характерных тягой к России именно, а не к братству народов на развалинах этой России:


Идёт по луговинам лития.
Таинственная книга бытия
Российского - где судьбы мира слиты -
Дописана и наглухо закрыта.
И рыщет ветер, рыщет по степи:
-Россия! Мученица! С миром спи! /МЦ/


*
Гитлер, Моя Борьба:


Впервые дело сложилось так, что люди, настроенные национально и патриотически, вынуждены были стать мятежниками.


Конец цитаты.


*
Гитлер, Моя Борьба:


Впервые дело сложилось так, что люди, настроенные национально и патриотически, вынуждены были стать мятежниками.


Мятежниками не против нации, не против государства как такового, но против такого управления страной, которое по глубокому убеждению восставших неизбежно привело бы к гибели немецкую народность.


Конец цитаты.


Вот либо Гитлер изложит наконец-то сущность этой их национальной точки зрения, либо придётся искать другие тексты. Очень бы не хотелось искать другие тексты, потому что идеологи, которым действительно м.б. есть что сказать, не смущаются говорить это в общем русле литературы, состоящей из бесконечного и беспредметного мата.


*
Гитлер, Моя Борьба:


Впервые в новейшей истории немецкого народа дело сложилось так, что любовь к отечеству и любовь к народу оказались во вражде с династическим патриотизмом в его старом понимании.


Конец цитаты.


Ну это уж просто лозунг очередной Революции. Какую такую "аристократию" защищал, в таком случае, Гитлер выше? Аристократия, вроде, это люди древнего и знатного рода. И как тогда защищать "немецкое дело вообще", в чём бы это дело ни заключалось? Разве для того, чтобы не вредить некоему осмысленному "немецкому" делу достаточно быть немцем по рождению? - Я, может быть, поняла бы что-нибудь, если бы объяснена мне была сущность этого "немецкого дела", а пока я только вспоминаю, из собственного патриотизма, только добровольческие стихи Цветаевой.


*
Гитлер, Моля Борьба:


Одной из крупнейших заслуг всенемецкого национального движения в Австрии в 90-х годах было то, что оно доказало:


лишь та государственная власть имеет право на уважение и на поддержку, которая выражает стремления и чувства народа или по крайней мере не приносит ему вреда.


Конец цитаты.


*
Гитлер, Моя Борьба:


Не может быть государственной власти как самоцели. В этом последнем случае любая тирания оказалась бы в нашем грешном мире навеки неприкосновенной и освященной.


Конец цитаты.


-Это то самое, что я говорила: никому не нужны границы, купленные ценой жизни или вменяемости всего населения, некогда жившего в этих границах. - Даже ещё ценой жизни туда-сюда: м.б. гражданин хочет так вот и помереть гражданином своего государства, и не увидеть момента, в который момент границ больше не останется. Но ценой вменяемости ни в коем случае.


*
Гитлер, Моя Борьба:


Когда правительственная власть все те средства, какими она располагает, употребляет на то, чтобы вести целый народ к гибели, тогда не только правом, но и обязанностью каждого сына народа является бунт.


Конец цитаты.


-Из этих соображений немцы противодействовали фашизму.


*
Гитлер, Моя Борьба:


Инстинкт самосохранения в этом случае подскажет народному движению, что в борьбе за свободу и независимость следует применить и те средства, при помощи которых сам противник пытается удержать свое господство. Из этого вытекает, что борьба будет вестись "легальными" средствами лишь до тех пор, пока правительство держится легальных рамок, но движение не испугается и нелегальных средств борьбы, раз угнетатели народа также прибегают к ним.


Конец цитаты.


-Мне кажется, это неправильно. В азарте и в чаянии сиюминутного немедленного успеха, как правило, переступают те рамки, в которых сами для себя намечали действовать. Для того, чтобы действовать только теми же средствами, какими действует правите6льство, надо провозглашать, что наша цель - действовать значительно более чисто и возвышенно, чем это делает правительство. Лозунг же "теми же целями что правительство" в короткое время приведёт просто к чему-нибудь вроде людоедства.


*
Гитлер, Моя Борьба:


Если же окажется, что тот или другой народ в своей борьбе за права человека потерпел поражение, то это значит, что он был слишком легковесен и недостоин сохраниться как целое на земле. Вечно справедливое провидение уже заранее обрекло на гибель тех, кто не обнаружил достаточной готовности или способности бороться за продолжение своего существования.


Для трусливых народов нет места на земле.


Конец цитаты.


Всё дело в том, что гибель, например, конкретного человека, это не только, когда ему, скажем, стреляют в голову. Когда, например, человек сходит с ума - как вариант, становится маньяком-убийцей, к которому не может подойти ни свой, ни чужой, включая родных, потому что из всех желаний у него осталось только желание убивать всех подряд, это более ужасная гибель, чем физическая гибель.


Как совершенно правильно сказал о. Кураев, если бы самое главное для человека было здоровье, как пишут теперь в брошюрах о духовности, величайшим достижением человечества оказалось бы рождение Шварцнеггера, или как пишут его фамилию.


*
-И вот это, мне кажется, несчастливое озарение находка, как можно внезапно увеличить КПД: взять и отказаться от бывших запретов. Потом снова захочется такого же внезапного "взрывного" успеха в КПД, а запретов у нас не так уж и много, очень быстро их не останется, и одно из двух либо однажды "подстёгивать" прогресс станет нечем, либо не останется ни одного из деятелей, потому что все они перережут друг друга.


-Я не знаю, опять же, смотря где Гитлер проповедует. Одно дело, если общественность молится на правительство и этой общественности вообще в голову не приходит правительству противостать - тогда, точно, дело в лозунгах. Но сколько я наблюдала вокруг себя, по-моему... м.б. я ошибаюсь. В общем, скажем, в половине или в трети случаев, какие я наблюдала вокруг себя, для людей не является открытием, что самооборона это нормальное явление; а разогревание этой темы приведёт к превышению самообороны эээ у нас тут не клуб боевых искусств а война; в войне цель не отнять только половину, а отнять всё; но я не из юридических соображений говорю сейчас о превышении самообороны, а из медицинских. Мне вообще блин не жаль разнесчастных врагов, как предполагает это за мной один мой знакомый; мне жаль психики моих товарищей, которую эти товарищи твёрдо намереваются угробить.


*
Гитлер, Моя Борьба:


Наши современные политики, которые умеют только молиться на "легальность", сделали бы из этого конечно тот вывод, что раз нельзя сопротивляться легально, то надо попросту оставить всякое сопротивление. В тогдашней австрийской обстановке это означало бы с неизбежной необходимостью гибель немецкого народа и притом в кратчайший срок. И в самом деле: ведь судьба немецкого народа в Австрии была спасена только благодаря тому, что австро-венгерское государство крахнуло.


Конец цитаты.


Потрясающее нововведение в русском языке "крахнуло" оставляю на совести переводчика.


Политик, который умеет не только молиться на "легальность" должен был бы, кроме того, что он сумел бы захватить для своего дела нелегальными методами, ещё потом метаться по всей стране как собачий хвост и как-то гасить и сглаживать очаги разбоя, возникшие среди немецкого же народа. Лично я в гробу видала такую ответственность - видимо, я недостойна Пантеона и куда-то там идти по ступеням.


-И, совершенно по поводу моего случая, Гитлер, Моя Борьба:


Ограниченный теоретик в шорах скорей умрет за свою доктрину, чем за свой народ.


Конец цитаты.


*
Гитлер, Моя Борьба


Люди создают для себя законы, из чего этот теоретик заключает, что не законы для людей, а люди для закона.


Конец цитаты.


-Скажем так, люди создают для себя законы, имея в виду после жить в рамках этих законов.


-Другое дело, когда Некто/Нечто создало уже некие "законы", с людьми не посоветовавшись.


*
Гитлер, Моя Борьба:


Одной из крупнейших заслуг тогдашнего всенемецкого национального движения в Австрии было то, что к ужасу всех фетишистов государственности и идолопоклонников теории оно раз и навсегда покончило с этой нелепостью.


Конец цитаты.


Вот именно и я о том же.


*
Гитлер, Моя Борьба:


Шенерер конечно понимал, что в конце концов тут дело шло о вопросах миросозерцания. Но он так и не понял, что носителями таких почти религиозных убеждений в первую очередь должны стать широкие массы народа.


Конец цитаты.


Вот в этом "Боге", который периодически появляется среди радиовещания, хорошего есть, скажем, процентов 10-20 /Если б совсем ничего не было хорошего, его бы просто никто никогда не слушал./ Какая зараза, сравнимая с чумой, взяла себе непосредственно в моё время псевдоним "Бог", я не знаю, и соглашения с ним быть почти никакого не может. /Вот эти соглашения и жевания манной каши могут быть постольку, поскольку ВДРУГ вываливает одномоментно на улицы народ и начинает орать про этого "Бога", что ж их, из пулемётов, что ли, расстреливать?/ Но если отвлечься от конкретного кромешного "Бога" и подумать теоретически, то религиозное чувство, складывавшееся веками... тоже не имеет права на существование; и всё же это меньшее зло, чем религиозное чувство, рассчитанное, спроектированное Лидером, пусть гением, в течение 30-ти лет. Такая вновь созданная религия неизбежно будет слишком упрощена, и просто волосы на голове шевелятся от ужаса, когда представляешь себе, что вот можно посмотреть, что хорошего есть в Церкви, так на это самое если б ещё могла быть создана карикатура. Да и вообще религиозное это чувство не везде сильно и даже не везде присутствует, так Гитлер решил поправить упущение, собственноручно распространив религию - новую ли, старую - по всей Германии?


*
Гитлер, Моя Борьба:


Трезвая оценка обстановки побуждала его напротив стараться использовать и старые общественные учреждения в борьбе за свои цели. /Это о практикующей стандартной христианской церкви - прим. меня./


Конец цитаты.


Вот это, напротив, следствие абсолютного атеизма, заключающегося в абсолютном отказе от того, чтобы согласиться, что практика в храме имеет какую бы то ни было силу. Если б не этот абсолютный атеизм, было бы понятно, что, если, скажем, был Чернобыль и взорвался реактор... А там в конструкции реактора ну так хорошо были сделаны детали, ещё когда там такие сделаешь... Всё равно нужно наступить на горло собственной песне и отказаться использовать эти детали взорвавшегося реактора во вновь создаваемых конструкциях.


*
Мне сейчас пришло в голову, почему я, стало быть, упорно интересуюсь фашизмом и испытываю к фашизму определённую симпатию. Как будто мне кажется, что Гитлер действительно смог выйти за рамки мировоззрения, общего мировоззрения, которое в конце концов навязывается религией. я это не из его логики вывожу, или я не могу пока сказать, как я это вывожу из его логики, а исключительно это моё ощущение - приходит оно ко мне, ну хоть когда я читаю его тексты, или когда я о нём думаю. Дело причём не в том, что предложенное Гитлером во многом фантастическое мировоззрение лучше бывшего, их, честно говоря, никто не сравнивал, просто потому, что, находясь в рамках этого традиционного религиозного мировоззрения, мы неспособны это мировоззрение оценить, неспособны в этом мировоззрении выявить основное. Ну, не знаю... Ну, хоть бы, Гитлер не погряз на всю жизнь в этих политических спорах, которые спорами не являются, а переливают из пустого в порожнее уже конкретные отрывки текстов, не в своей голове сложившиеся представления, этим спорщики могут начать обмениваться сию минуту и не остановиться уже никогда. Гитлер же, посчитав срежессированность этого мировоззрения религиозного, сам выбрал, что ему поставить во главу угла, почему бы не нацию. А если он что вот сотворил со своими войнами и спокойствием в мире, то, надо думать, "Бог", вернее религии, против этого не возражали, потому что ........ религий много и распространены они повсеместно, а Гитлер один, и если б хотели в самом деле пресечь его деятельность, пресекли. М.б. это нам наказание и наставление? Это, наверное, нормально, исходит же от "Бога", а не от какого-то там ещё Гитлера, который рядом с "Богом" вааааще там никто. А то ещё м.б. "Бог" подогревал ситуацию, чтобы наглядно продемонстрировать, к чему вот приходят упёртые атеисты. - А лично я бы за то, чтобы "Бог" исчез из радиовещания, отдала бы свою жизнь вообще не задумываясь. - Так что фактически без Революций, без Гитлера, без всего этого ужаса было бы невозможно просто долинское


Здесь мама-физик, папа-инженер -
Колец не носят, на работу ездят. /В.Долина/


*
Гитлер, Моя Борьба:


Он /доктор Люэгер, прим. меня/ отдавал себе полный отчет в том, что в современную эпоху одних сил верхних слоев буржуазии совершенно недостаточно, чтобы дать победу новому движению, поэтому он перенес центр тяжести своей политической деятельности на завоевание тех слоев, которые условиями существования толкаются на борьбу и у которых воля не парализована.


Конец цитаты.


Я пока мало знакома с фашистскими текстами, а из того, что я знаю, буржуазные революции были средством передела собственности и прав, собственность и права отнимались буржуазией у феодалов, с национальными какими бы то ни было движениями это было никак не связано?


И буржуазия боролась за собственные права, а за права "масс" она не боролась, как же можно говорить об этих двух движениях, как об имеющих общую цель?


*
- "Иду на несколько минут..."


В работе (хаосом зовут


Бездельники) оставив стол,


Отставив стул - куда ушел?



Опрашиваю весь Париж.


Ведь в сказках лишь да в красках лишь


Возносятся на небеса!


Твоя душа - куда ушла?



В шкафу - двустворчатом, как храм,


Гляди: все книги по местам.


В строке - все буквы налицо.


Твое лицо - куда ушло?



Твое лицо,


Твое тепло,


Твое плечо -


Куда ушло? /МЦ/


*
Всё повторяю первый стих,
И всё переправляю слово:
"Я стол накрыл на шестерых"...
Ты одного забыл - седьмого.


Невесело вам вшестером.
На лицах - дождевые струи.
Как мог ты за таким столом
Седьмого позабыть - седьмую...


Невесело и несветло.
Ах, не едите и не пьёте.
Как мог ты позабыть число?
Как мог ты ошибиться в счёте?


Как мог, как смел ты не понять,
Что шестеро - два брата, третий
Ты сам с женой, отец и мать,
Есть семеро - раз я на свете!


...
Никто: не брат, не сын, не муж -
Не друг? И всё же укоряю:
Ты, стол накрывший на шесть - д у ш,
Меня не посадивший - с краю. /МЦ/


Ах, у других мужья -
Перстеньки из рыжья,
Серьги из перламутра...
А у меня слеза,
Блёклая бирюза,
Просыхает под утро... /И. Бродский/



Другие статьи в литературном дневнике: