10 К Моей Борьбе Гитлера

Агата Кристи Ак: литературный дневник

В последних двух записях какая-то путаница с номерами и датами, мне влом исправлять, всё равно записи идут по порядку одна за другой.


Я вот опять просматриваю "общеполитические размышления" у Гитлера, и хочу изложить общеизвестную мысль, но я её сию минуту сформулировала:


Вот все эти "общеполитические размышления" и иные "горизонты"... Почему нужно ими интересоваться, выводится очень просто с помощью нескольких логических ходов. Именно, Германия и Австрия, как бы там ни было, во время Гитлера являлись территориями, объединёнными общими ценностями: язык, культура, история. Почему нужно было так рвать и метать за сохранение Германии и объединение Германии с Австрией? Потому, что такое объединение, буде оно бы произошло, сохранило бы эти ценности в наиболее полном и неповреждённом объёме. Далее почему следовало стремиться к возможно более полному сохранению и приумножению этих культурных ценностей? Потому, что эти общие культурные ценности - м.б. самое лучшее и выское, что есть у германского и австрийского немца. Соответственно, сравнив, как рабочий, пропивший уже все эти свои бывшие ценности, шатается целый день без дела по Вене - с человеком, ведОмым нацональными культурными ценностями; да ещё не дай бог предположив, что есть некий Заговор/Заговоры, мешающие достойному существованию не только "нации", но и каждого отдельного человека внутри нации, нужно стать сторонником жёстких мер по устранению, буде таковые найдутся, действующих на территории страны "Заговоров" и по объединению этой страны, вернее двух стран, в одно централизованное государство.


Между прочим, необходимость социалистических "горизонтов" доказывается с помощью очень сходной логики. Именно, предлагается вниманию читателя/слушателя описание кошмарного быта рабочих и крестьян и предлагается рассудить, какими там возвышенными ценностями может этот рабочий либо крестьянин интересоваться, когда все мысли в его голове вытеснены монотонной работой, усталостью, желанием есть и осознанием, что такая жизнь у него навсегда. /А далее стремление к идеалу: /во всяком случае если партия действительно интересуется состоянием рабочего, а не желанием её руководителей прийти к власти с помощью искусственно разожжённой Революции./ Стремление к идеалу: не выбить, скажем, с помощью профсоюза рабочему хзарплату и досуг рабочему на сегодняшний день, на неделю, месяц, год, а создать такой этот какой-то исключительно новый "строй", какого до сих пор в мире не было, и с помощью этого "строя" рабочий окажется обеспечен в смысле своих прав и возможности личностного развития до конца существования Вселенной. Идея не то чтобы совсем бредовая, но она становится бредовой начиная с какого-то определённого срока, на который собираются обеспечить рабочего. На один день - это всё равно как бы шлялись просили подаяния; неделя то же самое, месяц - это когда профсоюз вошёл в сиюминутную ситуацию рабочего: больная мать, обворованный дом, отсутствие одежды, чтобы ходить на работу; месяц - примерно как неделя, год - профсоюз освобождён на год от того, чтобы ежедневно лаяться с нанимателем и может, например, обсудить стратегию дальнейших своих действий либо и среди себя тоже устроить досуг и личностное творческое развитие; ну а на обеспеченном десятилетии, по-моему, стоит остановиться. И уж во всяком случае не стоит рабочим страны нищенствовать немногим лучше, чем при диком монопольном капитализме ради идеи обеспечить рабочего до конца существования Вселенной, см. "Котлован" Платонова./


Так вот то же самое и вообще с любыми "политическими горизонтами"
. Я изложила в первом абзаце, почему, вроде бы, необходимо "горизонтами" этими интересоваться и заниматься, по всем этим соображениям лично я, например, сейчас читаю "Мою Борьбу" Гитлера. Но на деле весь смысл этих занятий политикой куда-то девается постепенно, и вот уже не Германию объединяют для того, чтобы люди могли в ней прилично жить, а уже можно половину немецкого населения уничтожить, только бы Германия оказалась объединена. Это мы видим не только в исторической практике, повторившейся дсять, двадцать, сто раз, а вот уже например в самом теоретическом тексте Гитлера. Зачем, например, над населением должен быть занесён "мощный кулак" - так это кажется у Гитлера? Чтобы Германия оказалась объединена и централизована, но чтобы человек всё равно духовно в ней рос не больше, чем пока Германия была разделена. Потому, что человек, постоянно чего-то боящийся даже когда как будто ему бояться и нечего - но всё равно этот страх, сам по себе, вне поводов и причин, висит над страной и над каждым человеком - такого человека ни в коем случае нельзя было бы назвать нравственно здоровым. Или ещё, если, значит, этот "кулак" не окажется занесён, части Германии, с ума сойти, вдруг ещё займутся не общегерманской культурой, а культурой своей местности. - Ну и что же, если займутся? В моё доказательство причин, по которым надо желать объединения Германии, не входит необходимость покончить со всяким нравственным развитием человека, если это нравственное развитие не способствует делу объединения Германии. Гитлер же в своём тексте не приводит СВОИХ причин, по которым необходима в Германии жёсткая власть и централизация - надо понимать, Гитлер считает эти причины общеизвестными.


*
Гитлер, "Моя Борьба":


Общий кругозор австрийских немцев всегда был относительно велик. Их экономические отношения часто обнимали почти всю многонациональную империю. Почти все действительно крупные предприятия находились в руках немцев. Весь руководящий персонал техников, чиновников большею частью составляли немцы. В их же руках находилась и внешняя торговля, поскольку на нее не успели наложить руку евреи, для которых торговля - родная стихия. В политическом отношении только немцы и объединяли всю империю. Уже в годы военной службы немецкая молодежь рассылалась по всем частям страны. Австро-немецкие рекруты попадали правда в немецкий полк, но самый этот полк отлично мог попасть и в Герцеговину, и в Галицию, не только в Вену. Офицерский корпус все еще состоял почти исключительно из немцев, а высшее чиновничество - в преобладающей части из них. Искусство и наука также представлены были главным образом немцами. Если не считать халтуры в области новейшего "искусства", на которую способен был даже такой народ как негры, то можно смело сказать, что носителями действительного искусства в это время в Австрии были только немцы. Вена представляла собою живой и неиссякаемый источник для всей Австро-Венгрии как в области музыки, так и в области скульптуры, как в области художества, так и в области строительного искусства.


Наконец немцы были также носителями всей внешней политики монархии, если не говорить об очень небольшой группе венгров.


И тем не менее всякая попытка сохранить это государство была тщетной. Не хватало самой существенной предпосылки. Австрийское национальное государство располагало только одной возможностью преодоления центробежных сил отдельных наций. Государство должно было образоваться и управляться либо самым централизованным образом, либо оно не могло существовать вовсе.


В отдельные светлые минуты понимание этого обстоятельства становилось достоянием также "самых высоких" сфер. Но уже через короткое время забывали это или откладывали практическое проведение в жизнь ввиду сопряженных с ним трудностей.


Конец цитаты.


Трудно спорить - сравниваю с теперешним постсоветским пространством - с тем, что страна должна быть единым целым. /Хотя бывшие советские республики, КОТОРЫМ удалось, в отличие от самой России, наладить внутри себя нормальную экономическую, политическую, социальную жизнь, я бы больше не трогала. Говорят, таков Казахстан, сама я о Казахстане не читала, чтобы иметь своё мнение./


И тем не менее существует опасность, её, видимо, надо как-то преодолевать. Ведь слова Гитлера


Австрийское национальное государство располагало только одной возможностью преодоления центробежных сил отдельных наций. Государство должно было образоваться и управляться либо самым централизованным образом, либо оно не могло существовать вовсе.


В отдельные светлые минуты понимание этого обстоятельства становилось достоянием также "самых высоких" сфер. Но уже через короткое время забывали это или откладывали практическое проведение в жизнь ввиду сопряженных с ним трудностей.


Конец цитаты


применимы и в обратном направлении. Допустим, руководство решится продать страну внешним силам, но через малое время об этом своём намерении забудет. Не то было бы в случае сильного руководства страной.



Другие статьи в литературном дневнике: