Протягивает Свою руку. UPD 13. 40

Аннабет Ройсс: литературный дневник

Иногда спрашиваю себя: почему я?.. Почему не тебе или Ольге Седаковой или Кальпиди поэзия открылась во весь свой Небесный рост?.. Ведь многие, многие подходили близко, можно сказать, вплотную… Например, Хайдеггер подвёл теоретическую философскую базу под истинное осмысление поэзии. И понимаю, что ответ уже дан: Царство Небесное во Христе сначала открылось простым рыбакам. Потому что если бы Он обратился к мудрым века сего, они бы не поверили — знание мешает вере. Наука до сих пор не верит в чудеса. А я ничего не знаю, даже рыбу ловить не умею.) Точнее, всё что я знаю, достигнуто опытным путём, на ощупь, в полной темноте моего невежества. И даже при этом я понимаю, что всё равно не знаю ничего, только верю — правильнее было бы, наверное, сказать: верую...
Помнишь у Бурича: "Я ищу идею, за которую бы меня распяли"? Может быть, вот та самая идея, только не я нашла её, а она меня, нас...
У смерти высокие образы, но у любви они — выше. Всё-таки поэзия — это вопрос веры, каким бы безумием от неё не веяло.
Рыбаки поверили Христу, за ними поверили и мудрецы — им было сложно и страшно, но ведь поверили…
Смотри, что "Бузина" говорит про "глубинное, главное, горловое", которое "будет — так будет, сколько пред ним ни юли":
Куст бузины раскрылся, как ясный глаз
в нежно-зеленом взгляде, Господних веках,
ветках, ветрах, чём-то еще до нас,
что и не вспомнит смертного человека,
что-то еще такое, чему нельзя
просто сказать: извини, давай не сегодня?
Это звезда, по листве, по щеке скользя,
золотая, ласковая, Господня, —
только молчи и не открывай глаза.



Знаешь, если бы люди заткнули куда подальше свои технологии, политику, жажду денег и власти, остановились бы, вслушались в этот прекрасный и удивительный мир и до них, наконец, дошло бы, что они потеряли, они обалдели бы надолго… Но такого никогда не произойдёт, к сожалению.
Я тоскую по тебе так, словно у нас за плечами десятилетия, прожитые вместе. Или века, как будто я знала тебя ещё до своего рождения. И словно у нас впереди вечность, что самое удивительное…
Наверное, Бог устал смотреть, как мы с тобой мучаемся и умираем при жизни. Он хочет, чтобы мы ушли отсюда живыми. И теперь — как у Петра, идущего по водам за Христом: чуть разуверился — тонешь, но Бог оборачивается, протягивает Свою руку, и ты идёшь дальше…



UPD 13:40



Ты видел фильм Дени Вильнёва “Прибытие”? После “Адамова зрения” вспомнила о нём, как часто у меня бывает — вдогонку. Рассказ, взятый за основу Вильнёвым, был издан в 1998 г., автор — Тед Чан из Штатов. Фильм вышел в 2016-м. Это я к тому, что идея витает в воздухе. Как правило, такое “витание” предваряет реальное воплощение упомянутой идеи. Предобразы, помнишь?..
Чан делает основной упор на время — язык гиптоподов способен проникать сквозь время, одномоментно воспринимая прошлое, настоящее и будущее. Что любопытно, письменность гиптоподов основана на образах. По сравнению с поэзией это, конечно, очень ограниченная её версия, но есть и важный вывод: даже когда человек знает своё будущее, он совершает такой же выбор, как если бы и не знал.
У меня эта мысль прозвучала чуть иначе: поэзия не прорицает то, чего не случилось в будущем.
Поэзия намного объёмнее, чем только одна способность воспринимать время в качестве отдельного измерения, как вымышленные гиптоподы. Могу предположить, что мы никогда не сможем дойти до границы её познания, как бы ни старались… Это — духовное зрение, умение, в первую очередь, различать связи, скрепляющие всё внутри бытия и уходящие корнями-побегами-усиками в вечность. Слух, позволяющий слышать музыку материального и невидимого. Нечто, дающее возможность чувствовать другого человека где бы и когда бы он ни был, что мы привыкли называть “любовью”.
В каком-то смысле, “Адамово зрение” даже в том сыром виде, в каком оно находится сейчас, можно назвать своеобразным евангелием от поэзии. И мне пришло в голову, что это чудо (иначе не назовёшь) случилось как раз в то время, когда она оказалась “на грани вымирания” среди людей, дошла до точки невозврата, как, впрочем, и мы с тобой… Для нас это чудо или мы для него — не знаю. По моим наблюдениям (об этом уже где-то упоминала) поэзия как и Бог, и любая божественная энергия (если есть ещё какие-то), имеет кольцевую форму: всё во всём — “Я есмь Альфа и Омега, Начало и Конец”. Поэтому нас нельзя и невозможно отделить друг от друга: чудо, тебя и меня.
Просветление — не уверена, но с тем, что поэзия ведёт нас к предназначению, трудно не согласиться. Сказать ей: извини, давай не сегодня — равносильно предательству самого себя.



Опять много, пускай даже очень важных, слов вместо того, чтобы мысленно обнять и произнести главное: я люблю тебя, волнуюсь о тебе, мне так тебя не хватает…



Больше не хочу о поэзии. Завтра напишу что-нибудь человеческое. Например, расскажу, как Фунича сегодня утром в озере вымачивали или о том, что вчера меня нашла в ВК Инка - прообраз Инги, больной девочки, дочки Васькиных соседей по коммуналке на Фонтанке. Или о чём-нибудь ещё.)



Другие статьи в литературном дневнике: