Голос

Аннабет Ройсс: литературный дневник

Несколько слов в продолжение разговора о музыке как живой субстанции, имеющей то же божественное происхождение, что и поэзия.
Тема эта не даёт покоя и мне. Музыка и поэзия не просто сёстры, они неотделимы друг от друга, а иногда и неотличимы, как поэзия и любовь.
Триединая нить, струна, волос Божий, Голос.



Кроме математического, т.н. “темперированного” звукового строя существует звук, который наше ухо не способно воспринять: инфразвук (низкие частоты) и ультразвук (высокие). Воздействие нетемперированного звука на человека мало изучено. Известно, например, что инфразвук вызывает у нас состояние крайнего ужаса и панику, а ультразвук навевает усталость, — очень скудные данные.
После выдвинутой Эйнштейном теории относительности физическое понятие “эфира” было не то чтобы осмеяно, но стеснительно задвинуто в закоулки науки. И это после удивительных экспериментов гениального Н. Тесла с тем самым эфиром…
Некоторые (по правде говоря — многие) учёные считают, что благодаря т. о. Эйнштейна современная физика зашла в тупик.
“Как это ни парадоксально, но в самой креативной работе Эйнштейна (общей теории относительности) существует необходимость в пространстве как среде, тогда как в его исходной предпосылке (специальной теории относительности) необходимости в такой среде нет… Слово «эфир» имеет чрезвычайно негативный оттенок в теоретической физике из-за его прошлой ассоциации с оппозицией теории относительности. Это печально, потому что оно довольно точно отражает, как большинство физиков на самом деле думают о вакууме… Теория относительности на самом деле ничего не говорит о существовании или несуществовании материи, пронизывающей вселенную… Но мы не говорим об этом, потому что это табу.” (Laughlin, Robert B. A Different Universe: Reinventing Physics from the Bottom Down (англ.). — NY, NY: Basic Books, 2005. — P. 120—121. — ISBN 978-0-465-03828-2)
Об эфире я вспомнила, потому что он — проводник для любой энергии (свет, звук). Электричество “поёт” (“гул сети”), голоса магнитных полей — просто космический орган. Поёт на самом деле всё. ВСЁ. Тишина, по сути, является иллюзией. И здесь, как и в случае со зрением, не способным различить другие измерения, кроме т.н. “реальности”, мы снова сталкиваемся с нашей непробиваемой ограниченностью, ведь мы почти ничего не слышим из того, чем звучит мироздание. Не слышим, не видим, не можем осмыслить.
Природа и весь т.н. “вакуум” пронизаны эфиром, который (я бы не удивилась), возможно (и скорее всего) сам является праэнергией, безупречно и мгновенно, и что особенно важно — адресно проводящей другие энергии. Когда Бог сказал: “Да будет свет”, по всей вероятности, “светом” был эфир (концепция светоносного эфира была выдвинута ещё в XVII веке Рене Декартом).
И с эфиром, с этой первой материей, несомненно появилась первая музыка материи.



Нетемперированный звук окружает нас, мы постоянно находимся под его воздействием.
Музыкальное образование позволяет одарённому учащемуся развить слух до абсолютного. На практике это означает, что абсолютист может назвать/записать любую услышанную им музыку нотами и от даже самой невинной фальши у него начинаются ломки, как у наркомана со стажем. Но что такое фальшь в музыке, когда мы не слышим и тысячной доли звукоряда, существующего вне нашего восприятия?..
Клавир в этом смысле — предельно топорный инструмент в отличие от тех же струнных, способных издавать междузвучия.
Звуковая энергия, а проще говоря, вибрация — была одним из объектов, изучаемых Тесла. Достаточно вспомнить его эксперимент с вибрационным излучателем, который по признанию самого физика мог разрушить Бруклинский мост за пару часов.
Речевая вибрация (музыка) в поэзии — часть образа. Не то что одно слово — одна буква, запятая (пауза, "тишина") может изменить мелодию стихотворения.
Или взять переводы богослужебных текстов на русский язык: я не могу читать эти тексты на русском — меня от них сразу начинает плющить, как от дрянных стихов. Смысл — тот же. Образы вроде те же. А музыка чужая! И не просто чужая — чу-же-род-на-я.
Любопытно, что на скрипке играл не только Холмс, но и Эйнштейн. Но если Эйнштейн пользовался известным звукорядом, то Шерлок извлекал из инструмента звуки, находящиеся за гранью темперации — Ватсон характеризовал их как “с кем-то плохо стало” или “кошка застряла в трубе”.
Если интересно, вот рассказ Романа Подольного “Скрипка для Эйнштейна” https://zverolovlev.narod.ru/misc_sf_642000.htm
Пожалуй, лучший из когда-либо написанного о восприятии музыки.



Впору добавить физику в список моих увлечений.)



Другие статьи в литературном дневнике: