Обзор Максима Кушанова по отбору Зимнего тура

Литературный Фестиваль Рунета
С днем поэзии!
Дорогие друзья - у нас редакторский обзор!
Обычны экспертные обзоры, редко бывают читательские, а Максим сделал нам вот такой подарок, и мы можем сегодня представить вам вид на лонг с точки зрения редактора отбора.

Редактор на ленте приема это свой среди чужих и чужой среди своих.
Сегодня это такой же поэт, как и все мы, а завтра он наделен правом выбора и говорит кому-то да, кому-то нет, оставаясь при этом таким же человеком и поэтом, как и все мы. Каково ему?

Мы хотели бы сегодня поблагодарить всех редакторов приема, которые были с нами все наши 10 с плюсом лет, спасибо вам.
Благодаря вам поэтам есть где показать свои стихи, а экспертам есть что оценить. Есть разговор о стихах. Важно ли нам это, нужно ли нам?

Итак:

Максим Кушанов о тех стихах, что прошли отбор в Зимнем туре 2023-24 г.

Для чего нужны поэтические конкурсы, турниры иже подобное им? Для меня этот вопрос до сих пор остается открытым. Некогда существовала идея литературных клубов, где авторы могут увидеть свое творчество с разных сторон, познакомиться с другими авторами, доселе неизвестными. Но главным, наверное, было обсуждение стихов в конкурсной атмосфере. Печально, что все это часто вырождается в закрытые междусобойчики и/или в межличностные и политические разборки, что в итоге приводит к пустым курилкам и гостиным, односложным редакторским оценкам и однострочным экспертным обзорам; голосов становится меньше, чем лонг-листеров; многие авторы уходят, а новые не торопятся приходить. Еще и время такое, «время сплошной пустоты...».

Иногда кажется, что «понравилось» — это все, что хочется знать о своих стихах. Иногда молчание хуже критики, потому что без обратной связи сложно двигаться дальше. А иногда хочется узнать не столько оценку, сколько то, каким образом это воспринято, более детально что ли, ведь «нам не дано предугадать». Но читателю объяснить свое восприятие порой сложнее, чем для автора объяснять, зачем и о чем его творчество. И, возможно, конкурсный формат — это уникальная возможность для этого.

А читателю, внезапно оказавшемуся в роли принимающего редактора, даже для себя, а не в силу сложившихся обстоятельств, тоже может быть недостаточно автоматического внутреннего отклика, хочется разобраться в себе. Начинается какое-то лютое самокопание: почему я сейчас именно так думаю/ чувствую/ воспринимаю?
Можно, например, попытаться расширить границы своей субъективности примерно такими внутренними установками:

1. Плохих стихов не бывает, за исключением тех случаев, когда автор злонамеренно делает их плохими, имеет какую-то тяжелую патологию изложения или ошибается аудиторией. Бабушка, которая пишет что-то не очень складное, простыми словами, про любимую внучку, котика и блинчики, искренне творит в своей вселенной из доступного ей материала и доступными ей методами версификации, и она может быть несоизмеримо ближе и роднее своему читателю, чем иные мастера поэзии — своему.
2. В авторском творческом пространстве заведомо нет нарушений каких-то правил, кроме тех случаев, когда читатель воспринимает нечто в произведении как ошибку или слабое место, а не как осознанный творческий акт. То есть, с одной стороны творчество – это свобода, и вроде бы конкретных правил нет, но с другой стороны поэзия – это уже определенное ограничение, иначе это был бы какой-то знаково-фонетический хаос. И тогда читатель может испытывать ощущение, что автор противоречит сам себе в своей же системе координат. Или же читатель считает, что сами эти ограничения слишком примитивны для него лично, он ищет более сложной, многоуровневой гармонизации языкового пространства. Или просто не находит того самого «вещества поэзии» в кристаллической решетке текста.
3. Оценка любого художественного произведения не только субъективна, но и обусловлена ситуацией. В другое время и при других обстоятельствах реакция того же читателя на то же произведение может быть иной. Иногда для этого достаточно прочитать хотя бы еще раз, а иногда – просто «встать с другой ноги». Бывает не лишним выяснить, в каком контексте был написан текст: время, место, возможно оно писалось специально на какой-то конкурс или ответный экспромт на что-то другое. Вопрос в том, захочется ли читателю это сделать, не оттолкнет ли его поверхностное натяжение текста при беглом рассмотрении. Поэтому, если, например, автор пишет по мотивам каких-то событий или других произведений, хочется, чтобы текст воспринимался и без знакомства с ними, пусть не настолько глубоко и эмоционально, но хотя бы не отталкивал.
4. Прямое понимание, логика и здравый смысл — враги восприятия художественного текста. Иногда нужно всего лишь сменить угол зрения, отойти на несколько шагов назад или приподнять холст, обнаружив за ним заветную дверцу. Или еще есть такая неправильная тенденция разделять форму и содержание – это как пережиток системы образования с пересказами, краткими изложениями и выводами. Опять же, не всегда так просто увидеть, когда автор «рисует» на другом уровне, где слова просто как подсказки, полунамеки и сам текст говорит: не читай меня со словарем, я – другое.

Можно принять, разумеется, весьма упрощенно, что за положительное впечатление от текста отвечает некая триада восприятия, ее можно условно обозначить латинскими ad hoc, ad libitum, ad astra. Это значит, что в произведении: 1) общеупотребительные, незначительные в обычной речи языковые элементы обретают яркую индивидуальность в контексте; 2) предполагается некоторая вариативность восприятия (это как бы дать читателю свободное пространство, чтобы произведение не было каким-то закрытым контуром, смысловым кирпичом); 3) произведение приводит читателя к некоему состоянию, что-то вроде японского «сатори» (раньше я называл это внутренней улыбкой, но это не совсем точно, можно неправильно понять… иногда это буквально сквозь слезы светится радугой, когда стихи «болючие»... Ну и технические моменты обойти никак не получается — хочется, конечно, чтобы вообще без спотыкашек все было, но нужно понимать, что ничего идеального не бывает. Ну вот, хотя бы так, возможно примитивно и далеко не идеально, но уже не столь хаотично все.

Теперь, собственно, к самим стихам. В целом тексты лонга хорошие, просто иногда ну очень глубоко копался в них на этапе отбора, и поэтому обзор будет таким, редакторским что ли. Некоторые не очень понравились — это субъективное, и это не повод, ибо всего лишь восприятие одним из читателей конкретного текста, не творчества автора в целом и уж тем более — не личности самого автора.
По номинациям ничего писать не буду, только по прошедшим отбор. В обзоре по возможности поставлю эпиграфами ассоциативные отрывки из произведений классиков и современников, чтобы обозначить какой-то внешний литературный контекст, и потом просто в свободной форме поделюсь мыслями, которые возникали во время чтения при отборе и остались в виде редакторских «пометок на полях».
На экспертное мнение ни в коей мере не претендую. Но возможно (есть бесконечно малая вероятность), что это вообще кому-нибудь нужно.
Всем добра, вдохновения, позитива и всего самого наилучшего!

*******************************

«Обзор, вымученный полетом
отбора отвергающего реНЕТктора
вокруг зимнего тура ЛФР
за неделю до завершения»

*******************************

_____Среди песков пустыни вековой,
_____Безмолвный Сфинкс царит на фоне ночи…
_____Как сон, слепой, немой, и безобразный (Бальмонт)

_____А Сфинкс — он просто спит. Устал, устал,
_____ведь сколько раз менялась ось наклона
_____и полюсов скакала чехарда,
_____потопы, ледники — все так знакомо!
_____Суть человечья та же, что всегда… (С. Скорик)


01 Дмитрий Мальянц А сфинксу снится снег http://stihi.ru/2023/07/31/2110


А сфинксу снится снег. Холодный и колючий,
Как будто он в полях под Таганрогом,
Сутулость белых плеч, усталость серой тучи,
Что создана слепым, печальным Богом.

Анабиоз реки, ей далеко до Нила,
Метровый лед, бездонность с окуньками,
В свинцовых небесах все кружится винилом
Февральский снег, тяжелый словно камень.

Из труб печных всю ночь уходит вверх деревня,
Безбрежный сон, необходимый морфий,
Не птица, не змея, незыблемый и древний,
Уснувший сфинкс с улыбкой зооморфа.

Не человек, не зверь.
Мой зритель молчаливый,
Заголосит, завоет скоро вьюга,
Он выйдет из скалы, он станет вновь счастливым
И валенки поставит в теплый угол.

Вздыхает сфинкс во сне. То лапой чешет уши,
То бьет хвостом в египетское небо,
А мимо пирамид идет по рыбьи души
Простой рыбак с лицом Аменхотепа.

-//-//-//-

Я тут вижу внутреннюю тоску по простоте. Достигая внешней «сфинксовой» респектабельности, люди часто мечтают вернуть эту самую простоту, непосредственность, осуществить этакий downshifting, «Return to Innosence». На это указывают последние строки, в которых одна счастливая душа уже осуществила такую мечту в одном из своих воплощений.
«А сфинксу снится снег» — фраза, на фундаменте которой построен весь текст. Автор добавляет к этой мысли какие-то новые детали, погружает читателя в картинку этого сна. И она предполагает пространство «до», такое зазеркалье авторской идеи, где, возможно, гипотетический обитатель зимних краев, наоборот, мечтает о теплых странах — и это очень здорово, мне нравится! Вообще, когда даже в плоскости самого текста ненавязчиво подразумеваются пространства до и после — это очень радует. Но фонетически начало для меня слишком созвучно с «асфиксией», и это радует меньше.
Читая дальше, упираюсь в две «технические» неоднозначности: первая связана с местоимением «он», а вторая с  вопросом, что было создано — усталость или туча. Вот, не то, чтобы я лютый поборник этой самой гладко-писи, но даже при первом беглом прочтении данное место показалось шероховатостью.
И вот честно, не знаю, эти все абстрактные «сутулость», «усталость», «бездонность» — насколько они могут сниться?  Понятно, что это художественный текст, а не научная работа, здесь же не претензия к автору, а больше даже вопрос к самому себе — насколько оправдано использование подобных абстракций в поэтическом тексте именно применительно ко сну? Дать читателю нарисовать картинку на базе них, или дать визуальные образы, предоставив читателю формировать абстрактные рассуждения?
И я почему-то так надеюсь, что «слепой печальный бог» у автора — это скандинавский Хед, а не просто так (хоть подлая интуиция и говорит обратное). Хотя, тогда бы автор подальше на север этого сфинкса закинул, где и прохладнее, и снега побольше. Тем более, там родственник его, гиперборейский сфинкс обитает, которому, возможно, снятся пески и палящее солнце Гизы.
Далее, возможно еще два противоречия может быть у читателя, а именно: «анабиоза» с «окуньками» (хотя, понятно, что здесь просто сама река застыла, как неживая) и «снега» с «винилом» в плане цвета (но и тут темнота выручает, и эти снежинки, как дорожки), хорошо в целом.
«Уходит вверх деревня» очень нравится, а то, что она «из труб печных» это делает — почему-то не очень, и не знаю, почему так. Просто «дымком» мне больше бы зашло.
Дальше вообще очень сложно, честно. После «деревни» текст для меня просто «провалился», три строки третьей строфы я не воспринял вообще. И четвертую тоже, сколько ни пытался. Признаюсь, я — хреновый читатель.  А вот последняя строфа прямо очень понравилась, даже Шклярский где-то внутри запел «Будто я-а-а…».

--/--/--/--

_____— Сердце, измена!
_____— Но не разлука!
_____И воровскую смуглую руку
_____К белым губам. (Цветаева)

_____Как тень решетки страшно разбивает
_____На части твое милое лицо,
_____Целованное русским подлецом» (А. Воронкова)


02 Ида Лабен Мнишек http://stihi.ru/2021/04/04/5261

Птичьими пальцами маленькая иноземка
Перебирает жемчуг
Плещется над пирамидой подарков
Взгляда тяжелый бархат
Все здесь не к месту или не впору
Пение бора
Дали озерной прозрачные ноты
Свист соколиной охоты
Шляхетский пыл горделивые спины
Самбор, Марина
Призраки власти пряничный вкус одинаков
Ночь перекручена страхом
Рваной попоной укроют черные снежные степи
Холод как в склепе
Звездная россыпь прозрачного свода
Вой это к родам
Ветер скитаний завеет, завоет, завертит
Вой это к смерти
К кольям и кельям и козням и казням
Узел завязан
И не развяжешься больше попала в силок ты
Стянуты локти
Птицам не впору мышьячная маска царицы
Ночью-то снова приснится
Маленький, нежная тяжесть
Сколько ни плачь, не развяжешь
Птичьими пальцами узел на шейке натертой -
Мертвый на мертвом…

-//-//-//-

Сразу отмечу, что несмотря на то, что я вообще не любитель рифмованных пересказов исторических фактов или других произведений — здесь все очень художественно, волшебный ритм, драматично! Не буду рассуждать об историчности, достоверности и т.д. — останусь в пространстве самого произведения. Картина будто написана короткими, но уверенными штрихами.
«Птичьими пальцами маленькая иноземка
Перебирает жемчуг
Плещется над пирамидой подарков
Взгляда тяжелый бархат…»
Читая эти первые строки, автоматически для себя помечаю, что, если даже для меня ничего не произойдет в этом тексте такого, что сердце дрогнет, это должно быть в лонге, потому что эти строки на уровне ощущений — гладкость переходит в бархатистость, маленькое и легкое рождает тяжелое. То есть, автор с первых строк втянул меня в это пятое измерение — и теперь главное удержать меня в нем.
Вот, посмотрите, как автор «движется» по органам чувств:
жемчуг, бархат — осязание
пение, ноты, свист — слух
пряничный — вкус… и дальше: холод, вой, запах мышьяка, а зрительные образы красной нитью оплетают все эти ощущения.  Отлично, я считаю.
«Самбор, Марина…»  — появился некий голос, который теперь до самого финала разговаривает с ЛГ.  То есть, далее повествование идет больше в форме пророчества, этот голос обрывками фраз, типичными для прорицателей, рассказывает судьбу героини.
«Холод ка[КВСКЛ]епе» перегружено согласными. «К кольям и кельям и козням и казням» — вот тут, с одной стороны, радуюсь за автора, это очень удачная находка, но внутренний перфекционист глядит на начальные «Кк», «икозни» и просит хоть что-то с этим сделать. Среднюю «и» я точно бы убрал, не портит мне прочтение ритмическая пауза, но автору виднее.
«Маленький, нежная тяжесть» — внимательный читатель заметит – здесь опять встречается «маленькое» и «тяжелое», о чем я говорил вначале. И «птичьими пальцами» в конце тоже хорошо закольцовано. Потрясающие рифма «силок ты — локти».
Ну еще подумалось, что два «прозрачного» в одной позиции для меня многовато. И первый «вой» появляется как-то слишком внезапно, но, возможно, так и задумано.
А в итоге и эмоционально, и технически автору удалось удержать меня в пространстве стихотворения и довести до финала — замечательного финала, кстати. 

--/--/--/--

_____Весь каток в огоньках,
_____Весь каток,
_____Сколько ног на коньках,
_____Сколько ног!
_____Все твердят: — Чудный лед!
_____Чудный лед! —
_____А тебе не везет!
_____Не везет! (Барто)

_____ Каток горел, как сто зеркал,
_____Переливался и сверкал,
_____Сто солнц в нем отражалось!
_____Я танцевал,
_____Я ликовал… (А. Тараман)


03 Рь Голод Каток http://stihi.ru/2016/11/19/12330

Вот это год!
Душа поет,
Разлит небесный мед,
Ликует солнечный народ,
Ломает луч о лед.

Летят коньки,
Стучат коньки,
Мальчишек -- пруд пруди,
Порхают клюшек мотыльки,
Вот это финт из-под руки,
Гляди, гляди, гляди!

Не счесть красот,
Какой полет,
Девчонок полный бал,
Хрустален неба разворот,
Искрится лед, танцует лед,
Пропал, пропал, пропал!

Мильен потех,
И что за смех,
И что за кутерьма:
Берез невиданный разбег,
Повсюду снег, скрипучий снег,
Зима, зима, зима!

-//-//-//-

«Фейерверк искренней детской радости» — вот первое впечатление. «Клюшек мотыльки», «неба разворот», «берез разбег» — все на инверсиях, но они не напрягают, без них даже не было бы этой упругости момента. А главное, автору удалось передать и свет, и динамику.  Повторы слов хорошо передают ритмичные движения хоккуиста-конькобежца.
Здесь меня только «луч о лед» и «мильен» как-то не устроили по звуку. «Вот это год!» – сомнительное восклицание, не верю я ему. «Полному балу» тоже, кстати. Рефрен «и что за» — как-то я тоже не уверен в нем, возможно из-за этого союза "и".
А так все здорово, приятная маленькая вещица. Яркая капелька на фоне общего зимнего сплина в лонге.

--/--/--/--

_____И даже вихри не смогли бы,
_____В зерне замерзшем и холодном,
_____Жизнь пробудить своим бичом!» (Брюсов)

_____И падает зерно с Небес.
_____Все возвращается к началу
_____И снова начинает бег» (С. Михайлова-Костыгова)


04 Вероника Трунова Так падает зерно http://stihi.ru/2023/02/02/1615

Так падает по осени зерно.
Подобно пуле золотой, туман рассветный разрывает.
Сверкают микрокапельки воды,
но впереди остывшая земля покрыта паутиной влаги.
Еще замедли съемку.
Отодвинь
мгновение их неизбежной встречи.
После ляжет снег. Озимые уйдут под зиму.
Мерзнуть. Набухать. Искать, где тонко.
Разрывать
пропитанные влагой черноземы.
А там
какой-то миг, и зелен'я поля покроют.

И я была зерном когда-то.
Решительным, нацеленным зерном.
Ни чернота земли, ни холодность тумана,
ни лязг неотвратимой бороны
не в силах были напугать меня.
Готова ждать и ждать, и ждать,
когда сойдут снега, и всходы
озеленят поля.

Безмолвно и бело.

Съемка
замедлена до бесконечно малых.

-//-//-//-

Потрясающий образ, я считаю. Много раз наблюдал такое, когда время не просто течет медленней или останавливается в сознании, а создается эффект бесконечного приближения к определенной точке, событию. Но воплощенное таким образом в художественном тексте я не встречал до сих пор. В общем, проникся, и автору спасибо за это.
«Так падает по осени зерно.
Подобно пуле золотой, туман рассветный разрывает.»
Так сложилось, что первые строки задают некую инерцию, читательское ожидание и тут может быть и «любовь с первого взгляда», и неоднозначность, и интрига какая-то. Кстати, здесь вот такая штука, имхо: либо просто «подобно пуле», либо «пулей золотой», а все это вместе перегружает и обесценивает метафору.
Итак, я плавно двигаюсь в данном ритме до «После ляжет снег» с ожиданием, что эта ритмическая структура будет как-то поддерживаться, но ритм поломался, и я ищу этому оправдание.  Допустим, можно отделить ритмически «предсказательную часть» от «созерцательной», или выделить комментарии про режим съемки. Или совсем «убить» этот ямб первоначальный в чистый верлибр, и тогда я буду искать ритм фонетический, смысловой, какой-то еще... решу наконец, что это таки проза в стихах. Но тут меня сбили и тут же вернули к прежнему ритму вплоть до последней строфы, и причина этому пока осталась загадкой для меня. А еще эти «зелен'я», честно, немножко «подбешивают», потому что я не знаю, как это читать, для меня лучше вообще без этого апострофа. Тут, наверное, есть какая-то идея в паре «зелен'я поля» — «озеленят поля», чисто фонетическая, может?
Затем автор переводит фокус с просто-зерна на ЛГ-зерно, и дальше мне нравится все (если не «включать» внутреннего въедливого суслика-агронома).
В целом, хорошее впечатление от текста, приятно было читать.

--/--/--/--

_____Ты слышишь гром? Склонись, не смейся
_____Над неожиданной грозой,
_____И легковерно не надейся,
_____Что буря мчится стороной. (Сологуб)

05 Игорь Турунтай Видишь месяц на небе? http://stihi.ru/2023/07/28/4684

Видишь месяц на небе? Это месяц — июль.
Еле слышный молебен над оркестром кастрюль,
голос спасопесковский сквозь фонарный елей
льет медлительный космос по арбатской земле.

Слышишь — гром отдаленный камнем катится к нам,
шум листвы запыленной в белой раме окна?
Зла и непостижима — нам к лицу эта жизнь.
Собирайте дружину, приходите дружить.

Слышишь шорох мышиный — это наших шагов
отголосок. Спешим мы, знать бы — как далеко.
В перелеске роскошный наливается груздь…
Я набрал бы лукошко, да рассыпать боюсь.

--/--/--/--

_____Итак, она звалась Татьяной… (Пушкин)

09 Александр Крупинин Московские стансы http://stihi.ru/2022/01/07/4731

1.
Москва полна царей, церквей и адмиралов.
Там ходит адмирал  с волшебным сундуком.
А я всегда любил московские подвалы,
где каждый человек неспящ и насеком,
где каждый человек совсем не  очевиден,
мечтателен, незряч, не сведущ, остронос.
В таинственный подвал спускается Овидий,
не трудно там найти сюжет  "Метаморфоз".

2.
Московский муравей, жилец консерваторий,
подвальный меломан, знаток минорных гамм
поет по вечерам, басам великим вторя,
забытый старый склад преображая в храм.
На арфу заползет, и струны тихо взвоют,
негромкую струну хоть усиком задень,
а вертолет Ми-6 летает над Москвою,
и нежное тыр-тыр струится целый день.

3.
Назон воспел любовь, и ей с тех пор не спится,
лютует над кольцом с косой наперевес.
В ее кострах горит безумная столица,
ее огонь в глазах московских поэтесс.
Милее всех в Москве - хрустальная Татьяна.
Невзрачный Ли Сяньтянь повержен красотой.
Бормочет он стихи,  шатается как пьяный,
и песенку поет про город золотой.

4.
Москва полна любви, крадущейся чуть слышно.
Бедняга Ли Сяньтянь ее не услыхал
и умер от любви раздавленною  вишней,
пока закат хмельной  над ЦУМом полыхал.
А небо над Москвой бездонно и прекрасно,
как озеро Тайху светло и голубо,
огромней, чем звезда на форме  адмиральской,
прозрачней, чем слеза над строчками Ли Бо.

--/--/--/--

_____Все что ты адом клеймишь, я раскрашу в любовь
_____Ложкой мешая чай, расплескав пустоту (Б. Перевощикова)

31 Алекс Трудлер расплескав пустоту http://stihi.ru/2018/06/11/2870

Было смутное время сплошной пустоты
А. Кабанов   

расплескав пустоту между домом и сном,
он взойдет на ступень невозврата,
вслед - бумажный кораблик вспорхнет, невесом,
из пустого рисунка квадрата.

что ему манускрипты великих гостей?!
он как посуху выйдет из нила,
распростертый над пламенем мрачных вестей,
вопреки благородным светилам.

и, царапая воздух, коснется стекла
раздраженной до старости кожей.
парадокс парацельса и клекот орла
на себя даже сном непохожи.

а в стаканах налито воды до краев,
и на сердце навешано кружев,
чтобы снова казаться достойным даров
из казенной лефортовской лужи.

то ли камень за пазухой прячет апрель,
то ли небо - невнятное глазу.
он скитается там - в промежутках недель -
расплескав пустоту как заразу. 
 
-//-//-//-

Объединил эти три произведения в маленькую подборку и вообще никак не буду их комментировать, из политических соображений. Это нужно просто внимательно прочитать, в контексте духа нынешнего времени. И я просто в тихом таком восторге, и даже не столь от того, о чем там написано, сколько от того, как это сделано!  И как вообще это все одновременно сюда попало. Для меня гражданская лирика — вот это оно самое, на фоне того, что попадается периодически. Технически тоже очень сильные стихи. От стансов получил особое эстетическое удовольствие, приятный такой слог у автора. Разместил с оригинальной оцифровкой строф, ибо так правильно.
Интересно было наблюдать обсуждение редакторов. И мне очень интересно, что же скажут эксперты по такому случаю. Именно по этим трем вещам.

--/--/--/--

_____Неужели девочкой бабушка была,
_____яблоки неспелые с яблони рвала,
_____ссорилась с подружками из-за пустяков
_____и по теплым лужицам мчалась босиком…?  (Е. Александрова)


06 Евгения Белто Письмо внукам http://stihi.ru/2023/09/24/5001

Ваша няня когда-то была любопытной девочкой,
Обожала гулять возле моря с любимой бабушкой
И, на счастье, искать, ковыряясь в хрупчайшей мелочи,
Антрацита огарки среди разноцветных камушков.

Узнавала лягушек в пруду - их звала принцессами,
Ведь под каждой зеленою шкуркой живет красавица.
Убегала с уроков, забитых бемоль-диезами,
На качели неслась, чтобы небо потрогать пальцами.

Ей казалось, что время замедлилось - вечна молодость,
Ватой сахарной тянется, долго слои разматывать,
И какой-то старик в эту вату вплетает бороду
Между звезд, где медведи друг с другом играют в шахматы.

Столько спичек дотла сожжено, а дорог - проторено,
Но немыслимый этот старик к ней, наверно, милостив,
И - бежит, как девчонка, раскинувши руки в стороны,
В старый парк, где в пруду из лягушек принцессы выросли.

-//-//-//-

Очаровательная вещица. Не могу устоять перед дактилическими хвостиками, когда они «в тему» и после ритмической паузы.
«Ваша няня когда-то была любопытной девочкой» — автор этой самой «няней» ушла от «конфликта бабушек» в путешествии на машине времени. «Хрупчайшей» очень понравилось, необычная прилагашечка, а вот «антрацита огарки» как-то не очень прозвучали на стыке, «их звала» — тоже самое.  А, еще там дальше «в эту вату» тоже как-то зажевалось.
Насчет «зеленою шкуркой»…  Я для себя, как начинающий рифмователь, так и не определился, насколько допустимо сейчас это «ою-ой»: вроде смотрю, другие так часто пишут (вспомнил «раздавленною вишней» у Крупинина), и ничего. Здесь, кстати, более чем оправдано, бабушкино же письмо, и мне тут нравится, как оно в текст ложится.
«Бемоль-диезы» приятно улыбнули, даже про бекары и дубли вдруг вспомнилось, фадосольрелямиси» и все такое ))) Понравилась здесь «сахарная вата» и звездные мишки  очень милые. Девочка со спичками, Элли с Тотошкой — такие образы рисуются…
«Но немыслимый этот старик к ней, наверно, милостив,
И - бежит, как девчонка…»
Вот тут, прямо перед замечательным финалом про лягушек и принцесс, я «конкретно застрял», пытаясь представить этого немыслимого старика, бегущего как девчонка, но на то он и немыслимый. Возможно, предполагается, что бежит молодая душой лг-няня-бабушка, а технически получилось, как получилось.
В целом очень приятно было читать, люблю такую «мягкую» лирику.

--/--/--/--


_____Душа скорбит и молится у бездны на краю,
_____И ждет, когда бессонница начнет игру свою (Л. Дербенев)

07 Светлана Тимашева Соприкасаясь http://stihi.ru/2023/10/28/6684

Порва'лась света тоненькая нить.
Закат, как лирик, в творческом экстазе -
приходится все буйство уместить
в короткой и небезупречной фразе.

Пока во рту ворочаю слова,
всплывает месяц, видевший Вакулу.
Твержу "лимон" - и воздух кисловат,
и, словно при зевоте, сводит скулы.

Дышу амбре разнообразных смол,
теряю угол зрения и ракурс
(здесь эго растворяется само);
впитавшей черноту, пантерой мрака

зализан контур леса - смят начес.
Звезда, сорвавшись, падает под ноги -
банальное желание: еще
пожить немного, не прогневав Бога.

Беззубый серпик светит, но с трудом.
Ступеньки вверх, темно - не видно оных,
и жадным ртом меня глотает дом,
как кит ветхозаветного Иону.

Непрошеная гостья тут как тут -
я принимаю (не впервой морочит)
всю эту маету и суету
безжалостной ко мне бессонной ночи,

где время поворачивает вспять,
и образы навязчиво маячат...
Смартфон завис на цифрах 5:05,
но память держит цепко - ярче, ярче

горят берестяные свитки лет.
Соприкасаясь с бездной, жду у края,
а тьма опять выплескивает свет
и умирает.

-//-//-//-

Мне уже само название стихотворения понравилось, потому что «нежно-тактильное» оно. Вот бы мне научиться касаться слов, чтобы звучали они тихо-тихо, а не во-все-воронье-горло.  А тут еще топчусь, топчусь по текстам других авторов, а ведь они мне как родные уже, десятки раз перечитанные…
«Порва'лась света тоненькая нить».  Я ничего не буду говорить про эту строчку. Сделаю вид, что я вообще не видел эту короткую небезупречную фразу.
А дальше хорошо знакомое мне уже последовательное виртуальное движение по всем органам чувств человеческих: вижу, вкушаю, обоняю, теряю угол — отлично, здесь все нравится. Вплоть до этих самых скобочек, где я теряю эго. Два раза перечитал, попытка реконструкции — «я дышу пантерой мрака, впитавшей черноту»…  Или нет? Пантерой мрака зализан контур леса? (Эго безвозвратно потеряно).
Далее мне нравится «беззубый серпик», «и жадным ртом меня глотает дом, как кит ветхозаветного Иону» — прямо здоровски, даже эго ко мне вернулось после непродолжительной деперсонализации. И «непрошеная гостья» сразу считывается! Вообще, так хочется писать только то, что понравилось, потому что это приятно и всегда взаимно (но не всегда честно).
Персонаж «Вакула» упомянут не случайно, видимо бессонница мучает ЛГ именно в ночь перед Рождеством.
«Смартфон завис на цифрах 5:05».  Для меня цифры и коды в текстах по умолчанию неслучайны, да и Google всегда под рукой, читаем:
«Если Вы часто замечаете это время, ангелы просят Вас прислушаться к тому, что говорит вам Ваше сердце, потому что оно может сказать прекрасные вещи. Высшие духи свидетельствуют о Вашем плодотворном воображении и способности создавать красивые вещи, но Вы редко ими пользуетесь.»  Круто!!! Интересно, автор уже знает об этом?
«…горят берестяные свитки лет.
Соприкасаясь с бездной, жду у края,
а тьма опять выплескивает свет
и умирает.» 
Даже если не знает, эта магия работает — смотрите, какая красивая строфа в конце получилась, отличный финал!

--/--/--/--

_____Уходит память, тонкими ступнями
_____волнуя на ходу сухие листья (Х.Р. Хименес)

08 Эса Милл Бес памяти http://stihi.ru/2023/11/23/6673

Постаревший мой дом
словно цирк Дю Солей или камеди.
Не жалею о том,
но и радости нету следа.
По весне на чердак
заселился незваный бес памяти.
Залетел как сорняк,
и не выгнать его никуда.

Он забавник большой,
хоть острит и смеется застенчиво:
то слипаясь лапшой,
то включая по комнатам свет.
Вместо сахара чай
он кидает в компот или печево.
А потом невзначай
он не тушит моих сигарет.

Я его не кляну,
но противно болото бессилия.
Объявляю войну,
но теряю свои рубежи.
И, хотя в остальном
окружен красотой и идиллией,
как с таким шалуном
не забыть о тебе? Подскажи.

Говори, не молчи,
чтобы видеть тебя в белой замети.
Потерявшись в ночи
не дремать на ступенях крыльца.
А не то горизонт
заслонит необъятный бес памяти.
Потому что и он
взаперти до конца. До конца.

-//-//-//-

Хотелось написать «Бес комментариев». Мне понравилось, как оно написано. Красиво, ровненько, тихо, великолепная схема рифмовки. Финал такой хороший. За мое недолгое стихирское существование текстов «на тему» попадалось множество. К счастью, феномена «аднаногой сабачки» не произошло, здесь пространство светлое такое, с улыбкой. И очень много любви между строк. Перекликается с фильмом Linoleum (Астронавт)
Ну и по техническим мелочам. «Хоть» выражает противопоставление, но «застенчивость» здесь второстепенна. «А потом» предполагает последовательность действий, хотя здесь простое перечисление. Стык «красотой и идиллией» не очень. Пожалуй, на этом все.

--/--/--/--

_____Дети — это мира нежные загадки,
_____И в самих загадках кроется ответ (Цветаева)


10 Елена Бородина 13 О детях http://stihi.ru/2023/12/08/5997

Дети словно мины замедленного действия,
никогда не знаешь конечного результата.
Может, однажды «Правда» или «Известия»
напишут, что один чувак бородатый
средство от рака придумал — весьма надежное:
на чистую воду выводит без лишних усилий
всех свистунов. И на фото, между Сережами
или Алешами — твой ненаглядный Василий
крепко сжимает в руках какую-то премию.
Ликуют и громко кричат пострадавшие греки —
дескать, по их непредвзятому общему мнению
усатый товарищ - и сильный, и крепкий -
спрятался в норку, как будто его укусили.
В общем, респект и ура тебе,
русский Василий!

Дети — как будто стихийные бедствия,
возникают неожиданно, на пустом месте.
Может, однажды в день какого-то равноденствия
проснешься в холодном поту вместе
с истеричным «самсунгом» - последние новости:
запустевают океаны, рушатся горы,
вместо сил тяготения - законы невесомости,
все потому, что кто-то нашел точку опоры,
вставил рычаг, дернул — и мир вверх тормашками,
с небес вылетают звезды как винные пробки.
Глянь — а на экране, между научными Сашками,
сынок Николай твой, тихий и робкий,
вечно в земле ковыряющий сломанной веточкой,
лопаткой,
детским совочком — ну, как придется.
Что ж ты наделал, Коленька, деточка,
де-точ-ка…
А деточка спрятал в ладонях лицо и плачет.
Смеется?

Рвется на части жизнь, как старая кинопленка,
а ты
сжимаешься в жаркий комок.
И хочешь ребенка.

-//-//-//-

Есть вещи, которые читаешь и не находишь каких-то слов, чтобы точно выразить свои переживания после прочтения, это тихая радость какая-то внутри. Вот недавние научные открытия предполагают наличие в нашей реальности некой неопределенности, «чистой случайности», что противоречит идее тотального детерминизма (и за это вроде даже Нобелевку дали).  Это все можно представить как математическую модель, в которой даже при знании всех факторов результат непредсказуем. И это знание есть в нас на каком-то глубинном уровне, и выражается вот в таких стихах. Здесь такая улыбка в тексте чувствуется, и она очень к себе располагает.
Я все-таки прогуляюсь по тексту помедленнее, да чуть-чуть поразмышляю (читать: «по-при-ди-ра-юсь»).
«Дети словно мины замедленного действия,
никогда не знаешь конечного результата.»
Вот почему мне во вторую строчку хочется добавить «но»? Может, потому что у мины, которая задействована, результат для более-менее предсказуем — шындарахнет, мало не покажется!
А вот за греков и свистунов, и за все что там между ними — отдельное огромнейшее такое спасибо! Но мне тут видится какая-то двусмысленность определения «пострадавшие», нет?
«Дети — как будто стихийные бедствия,
возникают неожиданно, на пустом месте.»
Долго думал… но, как в той самой сказке: «дед бил, бил — не разбил». Тут такое дело: когда читаю, плавно скользя по поверхности текста — для меня все на своем месте, я «вижу» автора целиком и полностью, как будто сам все это написал (хотя понимаю, что такое не потяну). Но как спущусь на текстовый уровень, какие-то сомнения терзают. И гоню их тряпками, между прочим.
«Плачет. Смеется?» — вот это отлично, и причем, хорошо, что это не финал. Потому что этот самый финал, соединяющий две части в единое, мне очень-очень понравился.  Хоть оно и все, как бы сказать, очень женское что ли такое.

--/--/--/--


_____как будто там, за самым краем
_____земли — другие города,
_____где все другое, все иначе,
_____где мы другие, мы не те…(А. Макушинский)


11 Александр Быстров 4 Луна http://stihi.ru/2023/07/12/6207

На другой стороне луны
по-другому пекут блины
и, другой рецепт полистав,
подбирают другой состав.
Словно теплый живой кефир,
наливают в кастрюлю мир.
Хоть не крепок мир и не нов,
он - основа других блинов.
 
Насыпают взамен муки
по родной стороне тоски
и любви добавляют с ней,
так другие блины вкусней.
Перемешивают потом
с милосердием и добром,
обязательно нужен труд,
вместо соли его кладут.
 
На другой стороне луны,
видя ночью другие сны,
на исходе другой зимы
существуем другие мы.
И с другой стороны луны,
забираясь на валуны,
мы другие нам, что есть сил,
машем, топаем, голосим:
 
«Нам вернуться бы к нам, ребят!
Вспомнить бы про других себя
и других посмотреть бы снов,
и поесть бы других блинов…»
Только, вот беда,  у луны
не найти другой стороны.
Никогда она не видна.
Никому она не нужна.

-//-//-//-

А есть вещи такие «грустные-вкусные» внутри, подобно «Августу» у Лорки, и это одна из них.
Ровный убаюкивающий ритм, чистый звук, смысловая наполненность. Очень нравится такое. Напомнило давние собственные размышления на тему значения фразы «любой другой» (от любый = любимый, другий = дружественный). Немножко пробегусь по техническим моментам некоторым.
«Насыпают взамен муки
по родной стороне тоски…»
Эта инверсия мне кажется неудачной. Даже если делать акцент на «сторонЕ», как-то не то.
«Нам вернуться бы к нам, ребят!
Вспомнить бы про других себя»
Когда третий раз внимательно прочитал, запутался, где какая сторона, кто мы и откуда, и где кто другие.   И это именно техническое, потому что, как уже замечал ранее, первоначально все считывается замечательно, и никаких вопросов не возникает. В целом, очень понравилось.

--/--/--/--


_____Взметнутся птицы шумною артелью,
_____Будя туманы, спящие внутри (В. Макуров)

12 Лина Маго Найти в траве растерянные мысли http://stihi.ru/2023/07/06/2516

в оконный лаз
вползал жасминный запах
по теплой золотистой аппарели

и падали прожорливые птицы
в бесчувственную старую иргу
безмолвно деловито шебуршали
в приученных к нашествиям ветвях

покорный строй зеленого кипрея
старательно пытался зацвести
в тени бесслезной сгорбившейся ивы
но цвет не шел — всему своя пора

вот по карнизу прыгает синица
лишь руку протяни — она в ладони
но для чего тянуть к синице руки
когда вот-вот слетятся журавли

а впрочем журавлей здесь не видали
зато подобно склочнице сороке
стрекочет винтокрылый геликоптер
и отбивает такты электричка
груженому товарному составу
бренчащему на шпалах мимо нот

привычный гул — подельник тишеедешь
коварно усмиряющий попытки
найти в траве растерянные мысли
чтоб перестать равнять себя с травою
с иргой, кипреем, шпалами, синицей
и осознать зачем я — человек.

-//-//-//-

Сильный, проработанный текст. Падаю в него мысленно вместе с этими птицами, с ключиком «птицы = мысли» наблюдаю мысли о мыслях…  и тут появляется предположение, что здесь есть рекурсивный такой прием, в котором это стихотворение на одном из планов рассказывает мне красивую историю о себе самом. И у меня такое довольно продолжительное сатори теперь.  Говоря о чувственном восприятии, здесь оно больше про звуки, которые от тихого шелеста плавно переходят в ритмичные стуки и, наконец, в непрерывный монотонный гул. И все это на фоне теплых цветов с полутенями и запаха жасмина. Замечательные стихи!

--/--/--/--

_____Какая, к черту, разница, почему небо
_____в очередной раз рухнуло мне на голову?
_____Оно рухнуло, следовательно, надо выстоять. (М. Фрай)

13 Наталья Малинина На мою голову http://stihi.ru/2022/03/30/3826


На мою голову
Водрузили небо
вместо любимой шапочки
из полярной лисы.
— Неси!

За остановкой роща:
трава-дерева.
Так — ближе.
Небо все ниже
падает на глаза.
Зацепилось.
За.
Сучья.
В клочья!

...Кому на руках качать
малых его облачат?

Как быть,
если не разделить больше
голову-небо-рощу?
Кто из них ропщет,
а кто полощет
ветви и волосы
на ветру
поутру.

-//-//-//-

Милая, изящная вещица. Приятно видеть, как автор работал со словом. Вообще, когда встречаются такие сильные тексты, сложно написать что-то вразумительное о них, будто боишься спугнуть словом то сокровенное, что возникает в пространстве за текстом. А тут два подряд сразу, и даже похожих чем-то, вижу какую-то связь между ними (вспоминаю у Лины ее льдицы со льдятами).
Какая-то несправедливость: про другие тексты целые простыни мыслей касаемо отдельных фрагментов — вот это нравится, это не очень. А здесь лежит нечто цельное, смотрит на меня и нравится непреодолимо. «Как быть, если не разделить больше…?»  Очень хорошо.

--/--/--/--

_____А помните снежинки из бумаги?
_____И Дед Мороза из папье-маше?
_____И разноцветно-праздничные флаги…
_____И чувство бесконечности в душе? (А. Чернышев)

14 Ольга Бесснежная Письмо http://stihi.ru/2023/01/06/3762

Нерасторопная, узкая улица
городу стала пятой ахиллесовой,
автомобили клаксонят, волнуются,
снег превращается в грязное месиво.
Кот, перепутавший оттепель с мартовской,
на чердаке исполняет адажио.
Праздник, устав километры наматывать,
раньше чем должно, настать не отважился.
Ни новогоднего, ни интересного
нет в мандаринах и в елке сверкающей
в старой квартире в квартале от Невского,
Деду Морозу пора бы покаяться:
писем, написанных бисерным почерком,
с просьбами непроходными, наивными,
он не читал: недосуг и не хочется
всякую мелочь мешать с мандаринами.
Девочка с бантами, девушка с жемчугом —
на фотографиях зелено-молодо…
Пишет письмо престарелая женщина,
просит покоя уставшему городу.

-//-//-//-

Прочитал произведение автора, которое было в прошлогоднем зимнем туре и не прошло в лонг, и (странное дело) мне оно понравилось гораздо больше. Зато это больше понравилось нынешним редакторам, да и читатели хорошо отзываются в рецензиях, но сколько его ни читаю — проходит мимо меня и все. Отчасти это из-за личного восприятия «чистой» силлабо-тоники, где из строки в строку с ритмом ничего не происходит, как будто начерчена мысленная сеточка и в нее вписаны слоги. Ну хоть бы четные и нечетные строки различались, или ритмическая пауза где-то. Кстати, если при этом случается еще и параллельная рифмовка, становится еще тоскливее. Тут ведь еще по тексту суета предновогодняя, город волнуется, коты орут, погода — козел.
Но здесь не столь техническая сторона влияет. Праздник, который «раньше, чем должно, настать не отважился»; девочка-девушка-старушка, годами письменно излагающая просьбу, чтобы город отдохнул… к сожалению, эти образы при прочтении во мне не живут и не светятся. Возможно, уважаемые эксперты разглядят здесь то, что мне, как читателю, пока временно недоступно. А технически очень хорошо написано, мне нравится по звуку и рифмы здесь интересные, есть контраст внешней динамики и внутреннего сплина.

--/--/--/--

_____Не торопи весну, не торопи —
_____Мне так уютно в холоде звенящем… (О. Стрижова)


15 Хан Юрий новоорлеанское http://stihi.ru/2013/03/01/2112

Дождь по снегу - глухая мелодия сна,
серый шум...
Не весна - набухающая десна.
Я прошу,
Подержи меня в теплом приюте зимы,
за стеклом.
Сладость тьмы понимаем бездомные мы.
Утекло
за ручьями размытых, разбитых дорог
время знать.
Те, кто дорог, играют пусть джаз, а не рок.
Умирать
не спешу, но готов, и в груди барабан
ловит бой.
Кто поет и уводит на небо раба
за собой?

-//-//-//-

Я в этом стихотворении очень долго пытался найти хоть что-то новоорлеанское, кроме слова «джаз». Но или это что-то слишком личное (о чем мне подсказывает название сборника), или ума и кругозора не хватило у горе-читателя — возможно и то, и другое. А если не привязываться к названию, у меня это считалось как грустное задумчивое размышление на грани, «knocking on heaven’s door».  Но все кажется таким «общим» что ли, и авторские «утекло за ручьями» и «барабан ловит бой» («love it, boy») не очень помогают восприятию образа. Открытые вопросы люблю, они всегда создают какое-то пространство после.

--/--/--/--

_____Рыбак над умирающим костром
_____Склонился, утомленный долгим утром…
_____Вокруг него черника синим морем
_____И золотые россыпи морошки» (В. Куняев)


16 Владимир Хотин1 ДОЖДЬ ЗА НАМИ ШеЛ... http://stihi.ru/2023/12/24/7784

Дремотный плес и шумный перекат,
и неба зыбь, и сыпь морошки рыжей,
и сопок сон, и серых скал тоска...
И воздух сам печален и недвижен.

Дров полон лес, а костерок -- никак...
Чайку б испить... Да что же не горишь ты!
И клева нет; в садке -- ни окунька;
ни карася, ни, даже, пескаришки!

Ну, мы еще посмотрим кто кого;
сидеть -- так до последнего аккорда!
Увы-увы! скучает поплавок,
скучает пес, уткнувши в лапы морду...

Ах, чтоб тебя! Айда отсель, Дружок,
покамест не отверсты хлябей люки.
Не шли -- плелись; то дождь за нами шел
и гром мальчишкой вслед нам улюлюкал

-//-//-//-

Сразу обратил внимание на странности оформления (табуляция перед строками, «кричащий» заголовок) и размещения (автор многократно клонирует свои произведения на своей странице). Есть грех, иногда ум так цепляется за эти мелочи.
Здесь мне не хватило чего-то за текстом. А вот сам текст по форме понравился, красивая пейзажная лирика, переходящая в историю про неудачную рыбалку, и рифмы очень хороши. Звук здесь мне нравится: «морошки», пескаришки», «мальчишкой». Вообще, до последних двух строчек читалось хорошо. В них меня немного сбили в полете три вещи: «не шли», «то дождь» и «гром мальчишкой». Ну и смена ракурса на ретроспективный как-то резко вытащила меня из момента «здесь-и-сейчас». Зато картинка какая красивая получилась, спасибо автору за нее!

--/--/--/--

_____Ветер колышет деревья, а город спит.
_____Я не умела плакать — ты смог меня научить… (Е. Сычева)

17 Саша Сикирина баю-бай http://stihi.ru/2023/10/27/1755

ветер колышет сосны едва-едва
желтый листок к лобовому стеклу прилип
иногда мне кажется будто моя голова
аквариум полный бессмысленных мертвых рыб
в тучах проглянет блеклая бирюза
вспыхнут дождем унизанные кусты
помню зияние бездны в твоих глазах
в призрачном небе сполохи пустоты
быстро стемнело солнышко баю-бай
пусть тебя заменяют тусклые фонари
через черный лес громыхает пустой трамвай
как прозрачный гроб светящийся изнутри

-//-//-//-

«Ветер колышет сосны едва-едва» — вот такое простенькое вроде, ничего особенного, но это любовь с первой строчки в моем случае, какая-то многоуровневая гармония в одной строке.  Очень хотелось бы еще и какой-то глобальной ритмической организации по тексту, не хватает мне ее здесь почему-то, мне эта вещь кажется такой ритмозависимой.
Потом, рыбы в голове — это вообще мне близко, только у меня они странные, потому что не говорят по-китайски и не любят кантри, а тут вообще дохлые. Хотя, возможно, однажды рыб официально табуизируют в правилах конкурса, как политику и стансы.
О чем еще можно сказать? Это стихотворение практически полностью визуальное, только трамвай в предпоследней строке разрывает своим громыханием эту тишину. Тут мне кажется, что слишком сильный акцент на этот трамвай получился: он и светится, и гремит, да еще и на гроб похож.
Обратил внимание на последовательно движение цвета в тексте от теплого к холодному и мрачному: желтый; — бирюзовый — черный.  И как автор меняет интенсивность света в кадре: блеклый — яркий(вспышка) — призрачный — темный — тусклый — яркий(светящийся).
От ощущения наполненности текст движется к ощущению пустоты: аквариум полный, дождем унизанные — зияние бездны, сполохи пустоты, пустой трамвай.
Желтый листок считался как навязчивая мысль, которая маячит на переднем плане, на фоне всех рыб этих. «Стемнело солнышко баю бай» — очень сильно. В целом мрачновато, конечно, но очень хорошо написано. Отсутствие препинаков не мешало, как ни странно.

--/--/--/--

_____Тучи по небу плывут —
_____Были там, а стали тут.
_____Тучи ниже опустились,
_____Над домами появились.
__________(Игра «Тучи» для детей 2-3 лет в детском саду)


18 Михаил Эндин Межсезонье http://stihi.ru/2021/07/09/1606

…о весне да о весне... мне увиделось во сне
или же спросонья
показалось, что весна для меня уже тесна
в это межсезонье.
 
Тучи по небу плывут, были там, а нынче тут,
чернотой пугая.
Покатился гром, грозя, и уже никак нельзя
убежать от края...
 
...края города, окна. За окном лежит страна,
вообще — планета.
У планеты нынче день... по земле крадется тень
в ожиданьи лета.
 
Лето прячется еще, укрывается плащом
тучным и дождливым.
Я заглядываю в даль, мне доступную едва ль,
взглядом торопливым —
 
вдруг увидятся в дали солнце, море, корабли,
пляжная истома?
...о весне да о весне... мне покажется во сне
и спросонья снова,
 
что весна уже тесна, что весною жизнь красна,
но краснее — летом.
Тучи по небу плывут, были там, а нынче тут —
не хочу об этом.

-//-//-//-

Приятно читается, глубоких эмоций не вызвало, правда. По техническим мелочам возникали вопросы: запросились «в этоМ межсезонье» (но не уверен) и «я окидываю даль» (или подобное). Рефрены, однако, в тему.  «У планеты нынче день…» — можно включить зануду-астронома, но не хочу об этом. Спасибо автору.

--/--/--/--

_____Вознесся борщ. И был разлит по мискам.
_____Поверхность благородного борща
_____Переливалась тяжко, как парча (Д. Самойлов)

19 Исхаков Алексей экзистенция номер 748 http://stihi.ru/2023/02/03/6140

Наморщив борщ до степени волны,
орудуя веслом столовой ложки,
не расплескать бы найденный фарватер.
Типичный день, не гуще остальных,
кипит и убегает понемножку.
Из будки беспокоит трансформатор.

Внимательно молчать со словарем.
Разжаться жестом - " Да пошли мы все
дорогой утрамбованного снега."
Давай математически соврем,
чему же равен средний алексей
идущего куда-то человека.

-//-//-//-

Интересный текст. Здесь при первом прочтении я вижу два афоризма и что-то между ними. И вот сами афоризмы вполне даже интересные (а последний еще и тем, что хорошо пародируется). А вот серединка, она их даже не соединяет между собой, а дополняет каждый по отдельности с одной из сторон. Ну ладно, пусть будут стансы. Но меня, как и ЛГ, больше трансформатор здесь беспокоит, и даже не столько его избудочность, сколько избыточность. Я уверен, что для среднего, идущего куда-то или неподвижного читателя, он скорее всего покажется чужим в этом тексте, рифмой к «фарватеру» и не более того. Квартирного жителя обычно перфоратор беспокоит застеночный, или тепловентилятор китайский (правда он уже занят в этом туре).
Тем не менее, для любителей молчать со словарем в названии есть «пасхалочка»: на китайском 748 читается как q;-s;-b;, что несколько созвучно с q;-s;-ba (буквально «иди умри»), что в сетевом обиходе используется просто как «да пошел ты» (аналог древнеолбанского «идивыпеййаду/убейсибяапстену»). Но пока не пойду, ибо двухмесячная миссия на общественных началах еще не завершена (-:

--/--/--/--

_____Вот снежная баба и снежный мужик.
_____А здесь снегопес, а вон там — снегобык.
_____Бегут снегозаяц и снеголиса... (С. Никифоров)

20 Бразервилль Снеговики лепят мужчину http://stihi.ru/2014/12/25/7472

В окошке день великолепен,
слегка подтаяла земля,
из грязи, палок и хламья
снеговики мужчину лепят.

Мужик выходит молодецкий:
коленки, волосы, кадык.
А у меня такой мужик
не получался в мокром детстве;

лепились чаще инвалиды,
и в жутких позах алкаши.
А здесь же — искорка души,
и сердце шире Антарктиды.

Потею, радуюсь, как чуду,
шаблон Создателя готов,
Он не глядел на нас лет сто.
Да и успел ли за минуту? —

его разрушил монтировкой
внезапный желтый снеговик!
И убежал!
Я плюнул. Cник.
И слезы капают с морковки.

-//-//-//-

Вот захотелось, чтобы была такая внезапная зимняя улыбка среди этого, традиционно доминирующего, зимнего сплина, поэтому в лонге, хоть и старенькое оно уже.  Let it be.

--/--/--/--

_____Он верит: формула любви — случайные слова,
_____В которых звуки сплетены без смысла, наугад.(Б. Юдин)

21 Иван Пеший Вольный пересказ http://stihi.ru/2024/01/21/4348

Слова, конечно же, случайны,
И все несуетное в нас, -
Любовь, мечты и сердца тайны
Имеет вольный пересказ.

Когда же умственной линейкой
Любовь измерить, и не врать,
Она расценится в копейку,
И с ней всея влюбленных рать.

Не от ума, сердечным эхом
Пророчит слово иногда.
Уже не пошлая потеха,
Но откровений череда.

-//-//-//-

«И все несуетное в нас» — эта строчка нравится. А «расценится в копейку», «пошлая потеха» и особенно «всея влюбленных рать» — не нравятся. В целом мне видится слишком уж архаично-афористичным, этакий высокий слог 19 века. Так как в процессе приема работа над стихотворением еще кипела, возможно, лучше дать автору время на доработку.

--/--/--/--

_____Голова болид
_____Скачет конница
_____Прошлое болит
_____Память колется (М.Ляпунов)


22 Андрей Мефро Перевалов Грани при http://stihi.ru/2023/04/02/1752

Сложно ли, просто,
сложена простынь.

Разложившийся
на трассе
на матрасе
в режиме автопилота
лежишь.

Гул потолочных плит.

F5?
Голова болид.
Плотные мысли:
вдре
 без
      ги.

Луна
на пятом месяце
беременности.
(не полна)

Пит[ь]-стоп?
Новые крылья,
спойлер:
ты,
как упертый бройлер, —
несешься повдоль забора,
носом клюешь,
и скоро...

Транспорт меняет вид.

Нарезаешь круги
под глазами
для подорожного салата.
Вхожий в подкожное
в прахом ладное помещение.

Всюду стекляшки.
Зажигательное свечение.
Во тьму тара канет.

Под нейронные огни,
палясь указательно, —
тю-тю — тю-тю —
крутится у виска:
с/писком
вылетает рыжий поезд.
(прочти состав)

И начинают
поиск:
чего бы в этом мире
достать
сожрать
такого...

Луне — уже рожать.

Разжал кулак.
Осколок колбы.

Ночное таракантри в кипятке.
Очерчивая кафель и паркет,
несется сломя голову
серебряная маша.

Машет задовидно зеркалами
в лыбу скомканный интеллигент.

Досконально ж темен
мой залобный лес!
На что им борные ловушки?!

Грустные,
вернутся дружно
к пресным мюслям.

Тапочек —
уже не по погоде.

Луна — приливами отходит.

Тух лампочки,
и я — без плоти —
призрак
замирающего
сгустка
спазма...

Тепловентилятора наркотик,
дай проспаться.

-//-//-//-

Игра слов — это хорошо, пока она не становится самоцелью, не увлекает и не затмевает собой все остальное. Не знаю, что тут можно прокомментировать. Технично, да.

--/--/--/--

_____Метет. По небу белый корабль
_____Летит на всех парусах
_____в необозримое далеко.
_____Небесные человечки
_____пьют топленое молоко… (Н. Капошко)

23 Яна Краско геометрия http://stihi.ru/2024/01/24/7587

а на ладонях  облако
а в небе  человечки
кого-то тащат волоком
за речкой и до речки

а на земле поветрие
а под землей дорога
такая геометрия
от дьявола до Бога

-//-//-//-

Такая малютка, а какая сильная и запоминающаяся. Хотя в свой личный шорт навряд ли возьму.
«За речкой» отсылает к пространству за Стиксом, а для имеющих отношение к «ограниченному контингенту» приобретает не менее важный дополнительный смысл. Геометрия: ге(о) — земля, метро — дорога под землей. Интересный текст, семантически плотный. Если покрутить, много чего можно найти.

--/--/--/--

_____На мне убогая сермяга,
_____Худая обувь на ногах,
_____Но сколько радости и блага
_____Сквозит в поруганных чертах. (Клюев)

24 Елька22 Оратай http://stihi.ru/2022/08/18/5112

На божий свет появишься невольно
из мягких лап невозмутимых вод
и далее, ярмо неся покорно,
век пашешь,
не за страх, так за живот

Привычна шкура к тумакам и брани
от первой до итоговой звезды,
нивелировка на ушедших ране
определит не портить борозды

Степная ширь сужается до бровки,
пугают глубиною небеса,
и хочется подобием морковки
наполнить пирров дух и телеса

Не трет хомут, не тяготит обуза
металла перекованных орал.
Спасаясь от бесчисленного гнуса
и расширяя слепо ареал,
царя царей
изорник бессловесный,
неотличим от зверя и теней,
бредет вперед…

не замечая бездны
в чужой душе,
тем более — в своей.

-//-//-//-

Еще один из моих фаворитов этого тура. Без развернутых обобщающих комментариев. По мелочам только пробегусь.
«Мягких лап невозмутимых вод» это круто, конечно, но кому-то может показаться перебором. «Век пашешь» и «обуза металла» — по мне как-то не очень там слова соединились.
«Нивелировка» с «ареалом» должны портить борозду стилизации, но почему-то не выпирают из текста для меня.
А вот «Не тяготит обуза» — это нормально, никаких противоречий. Если понимать, что здесь «тяготит» относится к индивидуальному восприятию, а обуза — к общепринятому, формальному отношению.  Мне это напомнило знаменитое «иго мое благо, и бремя мое легко есть». И подмена «совести» «животом» – отличная находка, таким образом совесть как бы выпадает из контекста жизнедеятельности персонажа.

--/--/--/--

_____Несите прочь медикамент:
_____Болезнь любви неизлечима! (Пушкин)

25 Людмила Гончарова Заключение от врача http://stihi.ru/2024/01/27/2197

Заключение от врача.
Подпись есть. И стоит печать.
— Вы здоровы. А мелкий почерк
Можно просто не замечать.

Мелко: вот вам иная весть —
Будет больно вот здесь и здесь.
Но любовь и не лечат, впрочем,
Даже если она и есть.

— Не болейте. На травах чай
Пейте с медом. И по врачам
Не ходите. Здесь нет спасенья.
Вам пора. Уже в дверь стучат.

Светлый холл. На стене часы.
Чей-то плачет трусливый сын.
— Как комарик укусит, Сеня!
Мама врет. Там укус осы.

Хлещет дождь. Переждать? Идти?
Путь неблизкий. Но я в пути.
С неба струи. Их сотни тысяч.
Точно нити от паутин.

Не болею. А что лечить?
Чилить, маяться? Трепачи!
Понабрали! Кот носом тычет,
Мол, пошли эти неврачи!
___
Через пару кромешных зим
Вновь любовь выдает УЗИ.
— Аппарат барахлит. Минуту.
Ну-ка, Тань, перезагрузи.

Да, любовь. Тут ошибки нет.
Обостряется по весне
(беспощадна и пресловута)
В наказанье за что-то мне.

-//-//-//-

Нравится, потому что прозрачное, легкое и про любовь. Потому что чувствую внутреннюю гармонию, вижу красивую рифмовку. Потому что верю автору с первых строчек. Потому что «Переждать? Идти?» — вот такое очень люблю.
Диалоговые фрагменты работают на реалистичность момента. «Ну-ка, Тань, перезагрузи» напомнило «Настоящего полковника» Пугачевой («Кать, глянь, посетителей там нету?»)
Технически напрягают пара инверсий («чей-то плачет трусливый сын», «любовь выдает УЗИ») и стыки («укус осы», «кот носом», «вновь любовь», «уже в дверь»)

--/--/--/--

_____Я смотрю в темноту, я вижу огни,
_____Это значит, где-то здесь скрывается зверь (В. Бутусов)

26 Марина Русова осенний сплин http://stihi.ru/2023/08/11/1743

легионеру почести дороже цветущей вишни летнего дождя
сидит центурион со снятой кожей в игрушечную дудочку дудя
а сад гремит плодами зверь поджарый грызет их и желтеющий ковыль
сквозь тело прорастает над пожаром осенней багровеющей листвы
у зверя голод. слух легионера подводит и мелодия звучит
как плохо сотворенная фанера фальшивой какофонией в ночи
так дует ветер что мешает свисту натужно воет падает плашмя
на залитую кровью кларнетиста больную плоть  и облако семян
вздымает вверх как сорванные перья течет с небес тяжелая вода
и выползает зверь из подреберья  голодный и поджарый как всегда

-//-//-//-

Это первая часть авторского триптиха «Течет река», но вполне может рассматриваться как самостоятельное. Хорошее стихотворение в своем жанре.
Когда речь идет о психоделике, сюре, потоках сознания и тому подобном, комментировать, дешифровывать и оценивать может разве что личный психолог. Тут можно разве что поделится некоторыми личными ассоциативными рядами и порассуждать о точности образов.
Начало у меня перекликается с «Платон мне друг...», центурион с подреберьем отсылают к сотнику Лонгину, игрушечная дудочка — к какой-то инфантильной радости, плоды и почести тождественны. Эйфория от победы непродолжительна, сменяется какими-то мыслями, тоской и наконец, жаждой новых побед. Ветер тут — герой второго плана, но он даже более активен — дует, воет, падает, взымает... Тут как бы внешние факторы оказывают гораздо более сильное влияние, чем внутреннее волеизъявление. В целом динамичная картинка получилась.
Теперь по отдельным фрагментам. «Со снятой кожей» мне представляется как обнаженный, где кожа это поддоспешник. Но иному читателю может и более ужасная картина нарисоваться в первом приближении.
«Желтеющий» и «багровеющий»... В таких случаях у меня всегда неуверенность, поскольку есть неоднозначность между «становится» и «выглядит». Хорошо бы иметь статистику, как это обычно видят другие читатели.
Как плохо сотворенная фанера» для меня выглядит плохо сотворенной метафорой из-за стыка «ка[кп]лохо», совмещения архаичного и слэнгового, да и соседство двух метафор, несущих один смысл, перегружает текст. «Грызет их» также не зашло при чтении. Ну, вроде все на этом.

--/--/--/--

_____За стенами рая новый сад,
_____Лучший сад с тобою мы отыщем. (Гумилев)

28 Надежда Новицкая "Другой Адам" http://stihi.ru/2023/12/02/83

«Семя должно умереть, чтобы вызвать жизнь,
Как же бессмертье?!» — кричит Адам в небеса,
все еще помня, как прятался по кустам…
семечко искрой в ладони его дрожит,
Ева мотыжит участок под новый сад.

Молча пеняет, что в царстве земель и вод,
где всякой твари от щедрой руки не счесть,
сгнили силки, и на суше рассохся челн.
Что еще нужно, кого он все ждет и ждет,
если нет жизни, то вечная жизнь зачем?

Может, когда заколышет листвою высь,
вспыхнут цветы, чтобы завязи дать плодам,
снова проснется в Адаме другой Адам…
может, без Бога получится обойтись…
Божье ли дело ходить по земным садам?

Тяжко склоняясь, на саженцы воду льет,
чувствуя снова в тайном своем торжестве,
как заполняет внутренность теплый свет.
Ей ли не ведать, под сердцем лелея плоть,
лучше, чем сердце, для семени почвы нет.

Ищет глазами Адама… жарой объят,
муж задремал, обессилев в пустой борьбе.
Снится ему: деревья стоят до небес,
в зелени веток скрещенных видит себя…
искра сгорает, и день от сиянья бел.

-//-//-//-

Женская история о мужчине, размышляющем на диване о философских, теологических и геополитических вопросах, и женщине, несущей на себе весь груз бытовых, репродуктивных и прочих экзистенциальных проблем. «Снова проснется в Адаме другой Адам…» — ну да, не за такого замуж выходила. Написано красиво, но как-то прямолинейно что ли.  Хотя, эротический аспект присутствует на заднем плане.
Технические моменты в достаточной мере обсудили при отборе. Вот только на «завязи дать плодам» еще обратил внимание, и образ скрещенных веток остался для меня нераскрытым.
«Если нет жизни, то вечная жизнь зачем» — сложный вопрос.
--/--/--/--


_____А там, в далеком далеке,
_____В красивом тихом городке,
_____Где пахнет мятой полевой...(М.Погорелова)


33 Наталья Возжаева В центре Москвы http://stihi.ru/2024/01/25/6209

Сидеть и созерцать — а что еще?—
Когда к тебе наивно обращен
Арфический изгиб литых скамей,
Блеск голубей взлетающих с коней
Тяжелой аполлоновой квадриги.
Ловить секунды, наслаждаться мигом —
Крылатый треск, гранитная статичность —
Восторг провинциалов, спесь столичных.

А там, в далеком далеке замкадном,
Заросший мятой, лопушистый садик,
Гневливых воробьев бодрящий ор,
И редкозубый, низенький забор
В неукротимом любопытстве хмеля,
По-воровски пролезшего сквозь щели.
И все смешалось — то, что было до
И то, что будет после под звездой.
Звезда в затылок смотрит горячо.
Вдыхать, вбирать, утягивать в зрачок
Воздушный сквер и гладкие колонны
Строения, бесстыдство Аполлона.
Без панибратства, но и не на «Вы»
Молчать, молчать на языке травы
О том, как по блаженным куполам
Сползает тихо времени смола,
О «до и после», о мгновенном «ныне»
И ждать, не шевелясь.
Смола застынет.

-//-//-//-

Очень медитативное, тихое стихотворение с интересными ракурсами: «крылатый треск», «любопытство хмеля». Нравится безусловно.
Легкими штрихами под авторским пером оживают и Театральная площадь, и безымянный провинциальный садик. Удивительным образом удалось одновременно показать и статику движения, и динамику покоя в моменте. Это когда «речка движется и не движется» не оксюморон, а особое восприятие такое.
В начале второй строфы подумалось, что это нечто подобное пушкинскому «Когда за городом, задумчив, я брожу…», но я ошибся. Здесь не прямое противопоставление локаций, а их соединение в этом созерцательном состоянии, вне времени и пространства. «На языке травы о том, как по блаженным куполам…» — да, красиво и просто о вечном, сложном и невыразимом.

--/--/--/--

_____И на холсте, распятом в облаках,
_____Рисует Некто с дудочкой в руках
_____Последнюю мечту о человеке. (А. Коровин)

34 Созерцающая Много Раз Страдания по Брейгелю http://stihi.ru/2018/12/29/7753

Страдания по Брейгелю, январь.
Глухое время выверено лаем,
где киноварь небесная — алтарь,
по краю — оторочка горностаем.

Трескучий лед под лезвием коньков
безумных причащает ярь-медянкой.

Мольберту хватит лишних позвонков
продлиться в вечность кистью нидерландской
и зимы шкурить, отделяя снег
от рыбьей требухи домашних чанов...

Вышагивает мертвый человек,
но шаг слепой не кажется мне странным.

Я вижу, как восходит синий пар
из уст его на голос гильотины,
где елочный блестящий лунный шар
качается в периметре картины.

-//-//-//-

Воспринял как попытку передать картину текущего момента в духе Брейгеля, как бы его техникой и красками, но в стихотворной форме. Работа с цветом и образами в целом получилась отличная. Не везде сработали ассоциации, тут возможно, надо альбомчик с репродукциями полистать.
«Страдания по...» (что есть более конкретизированное «страсти по...») может употребляться в традиционном религиозном понимании (на что может указывать алтарь и причастие в тексте), либо в современном (как чьи-то страдания, описанные каким-то автором), но не обнаружил ни того, ни другого. Горностая, как традиционныый символ чистоты, невинности или царской власти, тоже не смог к Брейгелю привязать. В итоге, решил, что это свежевыпавший январский снег там.
Предполагаю, что автор — художник, поскольку «позвоночный мольберт» и «нидерландская кисть» у меня больше ассоциируются с современной атрибутикой, чем с Брейгелевской, поэтому кажется, что здесь автор о себе рассказывает. И вот, рассматриваю детали, как локальные сюжеты, которыми наполнены Брейгелевские картины — и они мне нравятся. И в целом произведение для меня остается неким калейдоскопом красок и образов: пространство за текстом, к сожалению, не открылось, и блестящий елочный шар, втиснутый в рамки картины, не покачнулся. Но тут уж или читатель не тот, или время такое… глухое. Технически не воспринял «восходит на голос» и «не кажется мне странным», но эти мелочи общего впечатления не портят.

--/--/--/--

_____к другим таким же точно сукам
_____от сук уходят кобели (Wedenikt & Неусита)


35 Жиль Де Брюн Погасший маяк http://stihi.ru/2023/11/30/4185

Все шептал: моя, она моя.
Посвящал стихи и клялся рифмами.
Как во тьме мерцающий маяк
ждал корабль, погибший в битве с рифами.

Сотнями стихов себя разъев,
был любим вождями и эсерками.
Не терпел искусства нараспев,
обезьяньи рожи чуял в зеркале.

Пил, грубил, чурался сладкой лжи,
но служил иконой красной мельнице.
День и ночь доказывал, что жив,
что беда на счастье переменится.

Суки приманили кобеля.
Слава есть, но нет того веселия.
Маяковский, хрен ли ты стрелял
сквозь себя в созвездие Есенина?

Женщина — она не из ребра,
из свинца, навылет с края левого.
Лиличка вздохнула: «Бог прибрал»,
И пошла пиарить и наследовать.

-//-//-//-

Второе «биографическое» произведение в лонге. Как уже говорил, по умолчанию мне такое не нравится, но исключение бывает. Здесь оно не произошло. Во-первых, из-за ракурса, мне он показался больше из разряда сплетен каких-то. Во-вторых, метафоры: «как маяк ждал корабль, погибший...» (он утонувший корабль ждет?), «обезьяньи рожи чуял в зеркале» (чует подражание кому-то в своем же творчестве?), «суки приманили кобеля»(это семья Брик или все его женщины?).... Обратиться к ушедшему от нас поэту с эвфемистической фразой «Маяковский, хрен ли ты...» — это смело, конечно, но воистину, в творческом пространстве нет правил, почему бы и нет. И это, кстати, тоже находит своего читателя. В общем, на фоне авторских «Птиц» прошлого тура, у меня какое-то разочарование. А вот другим принимающим редакторам текст понравился, да и рецензии читателей сугубо положительные. Конечно, есть и замечательные находки в тексте, и техника версификации традиционно на высоте. В общем, интересно мнение экспертов в данном случае.

--/--/--/--

_____Не зря Мохито злится,
_____прошла его пора —
_____Глинтвейн в окно стучится
_____и гонит со двора

36 Ульяна Валерьевна С брюта на глинтвейн http://stihi.ru/2023/10/27/7747

Так желтый лист ждет снежного ковра
В своей нелепой мазохистской радости
Так мальчик маме пробует соврать
Щеками пунцоветь наевшись сладостей
Смотри у нас есть рыбы на стене 
Отчаянно малиновые рыбы
И рыбы знают каждый новый выбор
Их делает покорней и скромней
Но вопреки рождаются слова
За суетой и рябью супермаркетов
И можно вновь сердечки рисовать
Водя по небу пальцем или маркером
Мечтается стать чище и новей
И шапочку с орнаментом исландским
Так в предвкушенье самой первой ласки
Мир переходит с брюта на глинтвейн

-//-//-//-

Приятное такое стихотворение, кристально-чистое, звеняще-искреннее. Так получилось, что уже дописывал обзор и свой отзыв просто поставил под заявкой.
Что понравилось: атмосфера такая «домашняя», «переносы» с «глобализацией», даже рыбы эти (аж три раза подряд, уже давно mauvais ton вроде, но даже на ТП белорыбица свой фарватер нашла), в общем, эмпатирую я тут. Звук в целом нравится (МАльчик-МАме-щекАМИ). Правда, личное оно такое.
Что немного «смазало» впечатление: ну, это больше технические всякие вещи, субъективно не очень воспринятые, а именно три «така», «листждет» «насъестьрыбы», «статьчище», еще вот «ждет...ковра» и «мечтается...шапочку» прямо так улыбнуло. Похоже, что так задумано было :-)

--/--/--/--

_____Вот эта улица, вот этот дом,
_____Вот эта барышня, что я влюблен


37 Игорь Гонохов Голытьба http://stihi.ru/2023/10/18/6096

Вот здесь был дом, вон там была казарма,
их окружала пара пустырей.
И нас манило сладостное завтра,
как насекомых розовый кипрей.

Ах, это завтра, чем оно манило
детей не комиссаров, не дворян?
Казалось кто-то медленно, но с силой
поочередно двери затворял.

И все же, нам, творцам или вандалам,
совсем простым и сделанным хитро,
чего жалеть, когда всего хватало:
любви взахлеб и «пики» под ребро.

Я местный, боль от боли, кость от кости,
поджигу прятал в свой ребячий схрон,
ходил к сидельцу, дяде Паше в гости,
ловил уклейку и жевал гудрон.

Мне по сердцу советские «нетленки»:
сгущенка, шпроты, черная икра.
Но главный вкус — от поцелуя Ленки,
весной, у той казармы, в семь утра.

-//-//-//-

Вот и сам Игорь говорит о том, что советско-ностальгическую тему только ленивый не эксплуатировал. Хотя мне лично все же больше как-то его одуванчики нравятся (которых пять). И колокольчики Энцелада. И даже из его постсоветского что-то типа «в стужу орудует лом». Там везде как бы в самом этом моменте находишься, где-то в самом нутре его, и очень много пространства вокруг самого текста и за ним. А обычный ретроспективный ракурс... он как-то приелся что ли. Но, если уровень версификации достаточно высок, тема «ностальгируем вместе» всегда выигрышна, и автор много таких замечательных стихов напишет, которые будут в топе поэтического конкурса. Поэтому я и от этой темы, и от этого автора ожидаю нечто в ином ракурсе, чтобы вместо диалога [«вот раньше было так» - «да, так оно и было»] что-то такое открылось в нашем совместном советском «вчера», которое я возможно не так видел, или вообще не разглядел.

А по самому тексту — замечательно тут все. Мне «нетленки» не очень понравились, слишком жестко ассоциируется это слово у меня с «шедеврами» литературными. Ну, пожалуй «и все же» для меня здесь выглядит какой-то натянутой связкой. И вообще, эти перескоки от общего к частностям...
Понравился открытый вопрос:
«Ах, это завтра, чем оно манило
детей не комиссаров, не дворян?»
Тут вспомнилась песня «Прекрасное далеко». В детстве казалось, что прекрасное будущее — оно совсем рядом. Мы покорим космос, роботы заменят тяжелый труд, в магазинах будет много вкусненького, папа не будет пить, а мама не будет плакать...
«Но главный вкус...» Да! :-) Спасибо за хорошие стихи.

--/--/--/--

Еще раз спасибо всем участникам, организаторам и читателям!

Иллюстрация - картина Ю. Лаптева