Д. Голдыш. За линию карандаша. Углеродный след https://www.stihi.ru/2019/09/26/3467 Восприятие текста, лишенного многочисленных художественных фич, вроде трехступенчатых метафор и уводящих за кулисы смыслов олицетворений, глубоких литот и мрачных психологических параллелизмов, отличается суженным каналом рацио и совсем тоненькой волной ментального поля автора. На первый план выступает характер лирического героя, часть из которого, наверное, есть образ и лик самого автора. Поэтому в таких работах начинать проводить глубокую трансформацию многоэтажных уровней смысла, было бы отступлением от написанного и голой фантазией рецензента на тему собственных восприятий. А хочется все таки слышать автора, а не себя. Сухой, почти хронологической последовательности событийный язык рисует картину военной жизни с помощью образа танка. И здесь начинается небольшая метафизика. Очень часто в русском языке задаются вопросами родовой принадлежности существительных. При всей агрессии и проявлении силы, существительное война имеет женский род, и в этом есть объяснение. Женская энергия — это та часть непроявленного мужского сознания, которую ему приходится отрабатывать и таким сложным образом. Женщине набор + и - дается от рождения, мужчина всю жизнь на него батрачит, чтобы ощутить это пресловутое качество цельности. Война это особая форма организации материи, где в короткое время и на достаточную амплитуду можно сместить потоки иньской и яньской энергии, другими словами это такие переделочные полигоны, которые очень высокой ценой умеют создавать гармоничный баланс на будущее. Именно поэтому все ратования пацифистов не имеют под собой основы, война, к сожалению, один из способов существования материи. Как отличается речь человека, погруженного в себя от того, кто описывает нелегкую, а порой и грубую бытовую реальность, так разнится стилистика, образы и лексические пласты, участвующие в создании стиха. Первая строка как маркер, задает настроение и формирует общее субординационное поле, позволяющее читателю подстроиться под следующее повествование. Передний бак у "Суки" пуст. По сноске становится ясно, что "Сука" это профессиональный сленг танкистов, так обозначающий бронемашины марки СУ-76. По аналогии возникают два противоречивых чувства, поскольку за лексикой тянутся два хвоста: ругательное просторечие с очень резким негативным оттенком, возникающее в моменты высокого эмоционального напряжения и переживания, обращенные к конкретному лицу или ситуации, либо выражающие абстрактное отношение к проблеме. Второе значение тоже профессиональный жаргон кинологов, обозначающий словом самку собаки. Акцент на том, что это сука, ведет подсознательно к таким ассоциациям как материнство, потомственность, щенки, привязанность, ответственность, сила инстинктов. Вот между двумя этими полюсами подсознательно и помещается образ боевой машины. Те две силы, о которых говорилось выше. Пустой бак, который предстоит заполнить водой, чтобы броня оказалась более устойчивой к возгоранию, так между делом сообщают, что идет подготовка к очередному военному маневру, бою, противостоянию. Вот эта приземленность передачи событий подкупает очень сильно, сильнее метафор и громких акцентов. Отсутствие пафоса, которым грешат стихи о войне у гражданских, делает текст проницающим мимо сознания читателя легко и точно,помогая ему попасть но волну созвучий. Все стихотворение со второй строки закадровым фоном слышится шум воды, заливаемой в бак. На этом фоне потока воды и металла, брони и огня, и "Сука" предстает в адаптированном виде не только как боевая машина, но как убежище и укрытие, прикрывающее собой и водой, огнем и движением сидящих в ней людей. Получается олицетворенная под войну внутренняя аллегория материнства воды, стихии, которая привела на сушу и создала здесь мир, который не может жить без войны. Не может не потому, что человек зол и агрессивен по природе, а потому что существуют неизбежные принципы полярности, делающие его заложником не им придуманных законов. Росчерк карандаша, которым оканчивается стихотворение, сравнивается с тонким волоском, эта линия на штабной карте. Рубеж огня, который и есть первопричина четырех дней атак и сопротивления. Сравнение с волосом, поднимает проблему на уровень обобщения, вспоминаются фразеологизмы и цитаты классиков, "жизнь на волоске", чудеса старика Хоттабыча, "если хоть один волос упадет" и другие. Считается, что эта часть человеческого тела — природные антенны и ретрансляторы, позволяющие воспринимать мир на индивидуальной волне, неповторимой и особой. Если вспомнить, что след грифеля на бумаге, это углеродный след, как и другие следы в этом стихотворении — залповый огонь и продукты горения, ГСМ ,— свидетельства углеродной жизни на Земле, то волос и линия карандаша, собранные в одном образе, приобретают символическое значение, где космическая родина ложится земным следом на карте войны. Вот, все таки рецензент не удержался от возвышенных тональностей, а у автора, все по будничному реально, основательно и больно. Потому что, даже оправдав необходимость конфликтов, к ним трудно привыкнуть. Может быть, сознание того, что каждый день может стать последним, развивает у людей какую-то особенную черту, позволяющую говорить простыми словами о том, что для обычных людей себе трудно представить повседневностью. Еще раз вернусь к интонации, которая подкупила. Когда в финале автор итожит свой рассказ, называя росчерк карандаша причиной боя, в этом нет ни назидательности, ни обиды, ни упрека...Ни одной лишней эмоции, которая бы сыграла на имидж или красное словцо. И почему-то хочется замолчать. И молчать долго. Пока настроение автора не вернется обратно к нему в его слова, потому что, не пережив чужой боли в своем опыте, ее нельзя трогать. В наших ПК машинах, которые иногда, как боевые, правда официально не приравненные ни к войне, ни к войскам, хотя есть и то и другое, тоже есть место для воды...Это мы сами..Ctrl Alt Delete...
© Copyright: Кшесинская Деметра, 2019.
Другие статьи в литературном дневнике:
|