Албаюн. осенняя дремота. Старый фотоаппаратhttps://www.stihi.ru/2019/10/14/7771 Осень..Первые ассоциации о слове по трафику банальных восприятий — время года после лета, излюбленная натурщица поэтов и художников, композиторов (!), но не скульпторов. Предзимье. Период смены красок и глобального угасания природы. Начало учебного года и суета у канцелярских отделов. Итоги лета — краткосрочные романы, туристические вояжи, ударные косметические ремонты, поездки дикарями, подготовка к году труда без отдыха. Стихотворение, начинающееся с первой строки, которая и стала его названием, делает акцент на состоянии сознания, а не на внешних факторах образа. Прием, когда название произведения построчно придает словам особое ключевое значение, сразу позволяет настроиться на волну автора. Лирическому герою в этом образе "осени" важно его внутреннее состояние и созвучие или диссонанс с ним. Из того, что сон стал главенствующей темой, можно понять, что внешние раздражители и явления событийного плана лирического героя не волнуют, он весь в туне собственных переживаний и ощущений. Его волнует не осень сама по себе, а то, как она отразится и что принесет в мир его грез. Спать можно и с открытыми глазами, более того, большинство пишущих поэтические исследования на тему жизни, именно в состояния полуяви и почти сна приносят в свет свои лучшие образцы отражений. Но не так с нашим лирическим персонажем. Отсутствие предыдущей динамики, бывает такое время, когда кажется, что в жизни и вокруг ничего не происходит, приводит в состояние заторможенности и сосредоточенности на своем внутреннем мире. Следующая строфа "печальней нет момента" выражает не только отношение к происходящему. Она синхронизирует звуковое оформление чувства с помощью звукописи. Обилие дифтонга е , где йот идет на смягчение согласных при наличии глухих "ч","т" делает звучание строки завораживающим и быстро погружающим в описываемое состояние, близкое к медитации и трансцендентному восприятию слов, мимо их обычной лексики, пропуском семы через глубины подсознания. Так, наверное, слепые читают по Брайлю, где каждое слово имеет канал не значений, а ощущений. И вот, только читатель настроился на это почти опиумное состояние нави, автор как факир вытаскивает на свет аллегорию, которая настолько неожиданна в отношение описанного образа, насколько точна. Именно она передает функционал и делает объяснение сонного состояния оправданным и обусловленным. "Природа ждет ремонта"...Будильник ассоциаций выбрасывает подсознательные сравнения, которые у каждого падают на его картину мира, кто-то видит обрывки старых обоев, напоминающих листопад, у кого-то возникают мысли о непредвиденных растратах, блики красочных пятен, пролитые на полу, смена внешнего антуража, купирование привычки сменой декораций. Спящая осень предстает как носитель глобальной динамики, как обновляющий драйвер, затрагивающий почти все процессы из лета, о которых говорилось вначале. И строчка "истратившись за лето", это хорошо подтверждает. Сама картина аллегорически напоминает окончание праздника, съемок кино, финал спектакля, когда для перехода в реальное состояние происходит разотождествление с миром вещей, окружающих прошлые события. Декорации прячутся в кладовки, происходит внутренняя ревизия интерьера, больше ментального, чем событийного, когда лирический герой решается на принятие внешних перемен. Потому что меняется не только природа вокруг, она как сдернутая скатерть со стола, приводит в движение невидимые связи и сочетания в отношениях людей, в их окружении и даже в восприятии того, что раньше было дорого. Листопад это будущий снег, и он, забирая под землю остатки летних дней, в прямом смысле является материалом ремонта, переделки и глубинных изменений. Как будто свет, упавший листьями, это обозначает в календарном отражении, где долгота дня с каждым днем уменьшается, сокращая и фазы человеческой активности. Так свет оказывается под ногами и пролежит там всю зиму, а некоторый вернется сквозь тепло осенних костров в свое первоначальное состояние плазмы и огня, больше никогда не вернувшись на землю светом. Так минуты опавших листьев роняют лето под ноги созерцателей природного ремонта. Фраза и олицетворение "природа...истратившись" ставит явления человеческие и внешние в один ряд. Лето растратно для многих из-за сезона отпусков, осенних закупок на зиму, заготовок, подготовки детей к школе, периода ремонтов, чаще всего планируемых на лето. Для природы эти растраты — тот урожай, который она принесла. Так психологический параллелизм через сему "денег" и "энергии" уравнивает два явления. Лирического героя и осень, человеческий пласт и время года, синхронизируя их по подобию действий. Это становится внутренним объяснением состояния дремы, и она воспринимается как некая глобальная усталость и обесточенность, после летнего максимума энергий. Восприятие автора проецирует меланхолически приземленное и даже немного бытовое, а не привычно восхитительное отношение к осени. И в этом есть свой смысл. Дары воспринимаются как повторы и накопление световых излишек, и где-то на втором плане ассоциаций и по восприятию интонаций ощущается эмоция разочарования. Она связана не с потерей красоты, а с пониманием, какой громадной силой она обладает. И этот громадный маховик опять приведет к депрессии затяжных дождей и банальной смене интерьера. Отсутствие любования делает финал стихотворения приближенным к бытовому уровню, где весна воспринимается как очередной приступ этой энергетической волны, создающей иллюзию нового спектакля. Так дворник не рассматривает каждый упавший лист, не ищет в нем оттенки и рисунки прошлых встреч и впечатлений, а просто собирает бывшие одежды в банальную пирамиду и сжигает их, если не запрещено. Ментальные дворники — поэты, по разному видят свою роль в рамках этого процесса. Но постигая глубинность природных перемен, наблюдая их со стороны, все меньше хочется жертвовать на алтарь старой банальной истины "красота требует жертв", а просто остаться хроникером событий, как старый черно-белый фотоаппарат, который берег глаза от буйства красок и лишних мыслей. И пусть они шумят, "цеха депо лесного". © Copyright: Кшесинская Деметра, 2019.
Другие статьи в литературном дневнике:
|