Москаленко Сергей. Сжигать мосты. Пятое агрегатное

Кшесинская Деметра: литературный дневник

https://www.stihi.ru/2001/10/08-400



Инерция восприятия делает слова привычными игрушками значений, закрепленных за ними веками и жизнями, судьбами и историями. Но есть одна необычная категория людей, которые умеют снять со слова налет времени и книжной пыли, придавая им в своем ассоциативном мире новые значения или необычную роль в сочетании новых лексических смыслов.


Если бы можно было ввести условную единицу измерения плотности поэтической креативности на объем текста, то стихотворение "Сжигать мосты.." было бы в подобной ротации явным лидером. И это при том неожиданном факте, что в двух катренах, в 8 строфах — три из них заняты устойчивыми фразеологизмами, один из которых становится и приемом рефрена.
Устойчивые сочетания или клише в литературном языке негласно считаются моветоном или признаком бледного лексического запаса. Но в данном случае все наоборот. Фишка стихотворения, а она как это диктует классическая традиция, спрятана в финальной строке, настолько выбивает устойчивость из ряда вон, что они, эти сочетания, читаются как только что созданными, хотя и имеющими солидный художественный опыт.


Сюжет стихотворения сыграл новую партию старых актеров благодаря введению дополнительного оттеночного, а может и главного значения в привычную до икоты фразу "Сжигать мосты". Если учесть то, что она еще и в заглавие вынесена, то троекратие повтора напоминает характер народного, так любимого в сказках и русском эпосе.
Повествование начинается с резкого заявления, которое воспринимается как часть внутренних хроник лирического героя. Эти слова можно читать характеристикой состояния, проявленным желанием, призывом к действию, отказом от прошлого. Привычная глубина сочетания отражает разрыв ранее дорогих и значимых связей человека в межличностных отношениях, будь то дружба или любовь. Разочарование в чем-то важном, приводящее к демонстрации отторжения. Несмотря на то, что главным действующим лицом здесь является стихия огня, как первооснова жизни и стигмат разрушения, рядом неосознанно и глубинно присутствует еще одна не менее важная природная субстанция. Это — вода. Она еще раз, тоже незримо, но важно, появится в финальной части.


Мост — это искусственное строение, созданное для преодоления препятствий. Это часть усилий, затраченных на создание объекта, которые потом окупаются легкостью преодолений. Такой алгоритм очень близок к отражению сюжета отношений, которые зачастую похожи именно на стройку переправы. И чем выше берега у встреч, тем дольше и проблематичнее построение перемычки между личностями. Взаимные несовпадения, острые углы противоречий, разные взгляды и точки зрения,— все это в обычной жизни не помогает стать ни друзьями, ни близкими людьми. И только имея в контенте ощущений чувство, более сильное, чем приятельские отношения, которое и можно по сути назвать тем мостом, возможно создать зону лирической терпимости ради общего "мы". Не ломая и не подчиняя себя, не меняя другого, а просто, создавая элемент дополненной реальности.


Но художественная натура более, чем какая-то другая нуждается в динамике и новых впечатлениях, и это связано не только с внутренними потребностями царапаться об реал, чтобы сквозить словами по размерам. Так устроен окружающий поэтов мир, он требует однажды выданный аванс отрабатывать почти ежедневно, чтобы тот придуманный мир мог жить, впитывая в себя слова новых образов, и только имея этот источник, он получает свою прописку в ментальном архипелаге. Поэтому ситуация "горящих мостов" даже на примере двух трех знаковых поэтов, хорошо демонстрирует тот тезис, что под лежачий камень вода течь и не должна. Пусть обтекает, а камень останется камнем в той проекции, в которой и появился на этом месте.


Вода отношений, которая незримо подразумевается под "сожженными мостами", символизирует собой тот моральный опыт внутренней привязанности к человеку или явлению, объекту искусства или другому значимому артефакту, которая после деструкции получает болезненную свободу. И воспоминания о пережитом внутреннем конфликте, при всей надломленности и переживаниях, несут не только негатив, а становятся глубинным источником трансформации, а значит движения, способного привести автора к новым проекциям и взглядам с уже позиций опыта разрыва.



В боли есть подарки памяти, они сегодня значимы для каждого, кто столкнулся с шлифующим эффектом компьютерного реализма. Вода, как проявление структуры времени, теряя свою глубину, может вернуть ее только после трагических или негативных событий. Потому что являясь раздражителем, именно опыт переживаний может помочь изменить инерции связей не только в личных отношениях, но и в способности увидеть привычные вещи с другой позиции. Увидеть их глубину и постоянство, им это дозволено. Потому что состояние вещей — это молчаливое согласие с восприятием человеческих сознаний.


Вторая строка, как вторая серия фразеологизма, отсылает внимание читателя к ситуации, когда происходит нарушение каких-либо значимых обязательств, касающихся вопросов собственности, проще говоря воровства. Присвоение себе чужого имущества. В литературе такое явление имеет название "плагиата". Присваивать можно и власть, тогда это "самозванцы". О какой стороне нарушения общепринятых норм может идти речь после сожженных мостов, помогает ответить третья строка. Она неожиданна, и в том, что только в ней впервые появляется исключительно авторский голос, до этого цитировавший вековую мудрость. Лирический герой свидетельствует, что итогом разрыва и присвоения стало пятнистое небо морозной синевы.


Переосмыслив понятие "пятен", как проявление нечистоплотности или грязи, небрежности или безразличия к внешней стороне событий, единственными пятнами в сфере над головой видятся, бывают такие, свинцовые облака, похожие на пятна. Именно деталь пятен снижает то высокое значение, которое читатель обычно привык вытаскивать из подсознания с появлением образа неба. И так же воспринимается синева, это не аквамарин чистого простора, улетающего в космос, а какое-то отстраненное холодное и не очень приятное ощущение, связанное с низкой температурой. Холод, мороз, понижение динамики, скованность движений, замирание, засыпание...Все это может быть первичной реакций сгоревших отношений.
Пустота и ощущение потери, которые говорят о глубине кризиса и объемах высвобождаемого внутреннего пространства. Это переживание можно сравнить с обширным ранением, когда внешняя поверхность восприятия мира ежится и болит от любого напоминания о внутренней катастрофе. Ведь горят не только мосты, в этом уничтожении происходит глобальная зачистка времени и всех связей, которые сформировали устойчивый положительный рефлекс.


В разрыве отношений всегда есть какая-то безжалостная безоговорочность. При наличии желания и возможности римейка, его отсутствие и осознание невозможности вернуться, является едва ли не болезненней, чем первые минуты катастрофы. Появляющаяся тема молчания, оттеняет внутренние психические реакции на произошедшее. Молчание — это отсутствие резонанса, как объективная реакция, или искусственное сдерживание эмоций и движений со стороны лирического героя. И здесь, в финале появляется та самая строка, которая меняет все: отношение к конфликту, резкость и безбашенность фразы про сожженные мосты". Эти слова не продолжение темы синевы, как замерзания. Это не желание пройти конфликт по легкой.
Это отношение к происходящему как участника и зрителя одновременно, способностью увидеть изнутри в разрушении не хаос деструктива, а растаможенную слабость, позволяющую остаться тем самым камнем, который обтекает вода.


Сжигать мосты
И греться у опор..


Какие бы зароки не давались, сколь глубока бы ни была трансформация отказа от прошлого, сгоревшие мосты остаются опорами там, куда не может добраться огонь. Именно там, на грани воды и пламени, в том пересечении двух стихий, каждая из которых живет в агрегатном состоянии плазмы, остается то, что называется личным опытом, частной историей, нематериальной ценностью. Именно там рождаются слова и многоточия, которые как тавро выжигают в памяти волну высокого напряжения, способную прожигать читателя мимо континуума времени и пространства, по сродству плазменных традиций современной коммуникации. И в отшлифованном неоном мозге, от чтения таких сигналов, что-то оживает, может быть планы новых мостов....или тепло чужих опор...
Говорят, четвертое агрегатное состояние воды, это плазма...После нее, только пятое, сгоревшие стихи...




Другие статьи в литературном дневнике: