Чернильное. Александр Фред. Разборки с памятью

Кшесинская Деметра: литературный дневник

О том, что стихотворение написано не о ненастье и не о потопе, становится понятно по проставленной внизу дате, которая больше говорит о событии, подтолкнувшем к написанию, о его временных порогах, о продолжительности акцента на том, что задело. Дата выписана необычно, это не конкретное число, а коридор времени с декабря до 7 марта. Это очень напряженный в эмоциональном смысле период, особенно для русского менталитета. Конец года, длительные каникулы, серия православных праздников, дальше бывших советских...Это очень сложный психологический период: длинная ночь, короткий день, холод на улице и тоска в душе.



Стихи пишут, когда что-то тревожа достает, трогает, волнует, беспокоит. Строки боли пронзительнее и глубже падают на внутренний реестр читателя. Но вряд ли они пишутся для того, чтобы вызвать резонанс. Скорее всего, такие стихи — подручная психологическая практика, позволяющая вытаскивать занозы психики на поверхность. Когда переживание овеществлено словами, его можно туда отправлять разделив и уменьшим градус боли,хотя бы на время расставаясь с настроение декаданса. Или наоборот, вновь в него погружаться, вспоминая, как писались эти строки.



Задел стихотворения обращает к библейскому событию, в частности к Всемирному потопу. Как известно, он был послан непослушному человечеству за нарушение верховной субординации. Исходя из этой метафоры, можно сказать, что катализатором строк является некоторое событие, связанное с большим внутренним конфликтом лирического героя. Учитывая то, что прямого указания на это нет, автор не называет причину, а только оттеняет чувство, возникшее от из-за существования, можно предположить, что речь идет о глубоко личном и драматическом событии, обозначить которое можно только штрихами и аналогиями. На ум приходят шаблоны про скелетов в шкафу, тайну исповеди и личное пространство.


По первой строфе, которая содержит очень сбивчивую синтаксическую конструкцию, условности и сослагательности одновременно, что выразилось в двукратном употреблении частицы "бы", можно догадаться, что это резонансный отклик лирического героя. Событие, которое произошло либо параллельно его сюжету, став дорогим и болезненным. Второе ощущение, которое появляется от вопроса, скорее риторического — чувство вины, которое автор не знает как купировать, как от него избавиться или выстроить проекцию событий так, чтобы его ощущение растворилось или сменило градус восприятия.


Образ потопа и его проводника Ноя, бог смерти и князь мира Саваоф, свидетельствуют о том, что здесь идет повествование о пограничном явлении, может быть даже и о каком-то Рубиконе, связанном с вопросом чьей-то жизни и смерти. Появившееся деталью четвертой строфы число сорок подводит параллель с использованием этого числа в обрядовых традициях, 40 дней нельзя показывать новорожденных, 40 день помин и расставание души с земными истоками, за сорок дней у человека формируется условный рефлекс, 40 дней поста, выражение сорок сороков, как метафора глобальности явления. В любом случае речь о явлении, считающемся в иерархии человеческих ценностей значимым и поворотным.


Желание спроецировать свою личную боль на полотно глобальных явлений говорит о том, что герой не может самостоятельно ни решить, ни даже пребывать в проекции отраженной проблемы.
Во втором катрене идет детализация поисков выхода. Появляется следующее желание — затеряться в инициации, утратить или изменить имя. Это намерение говорит о глубине кризиса. Если сейчас с сервисом интернета, смена имени, замена его на ники стала делом обычным, то раньше...Это было связано с бегством от привычного круга людей, где человека идентифицируют и знают по его инициалам. Нежелание жить под своим именем может быть связано с компроматом, оговором, из-за попадания в ситуацию "без вины виноватого", что в проекции всего стихотворения и кажется наиболее близкой причиной. Глубины этого желания отражает деталь, в словах о том, что лирический герой хочет так изменить свою связь с миром, чтобы его не помнили даже лебеда и полынь в запущенных мирах деревень.



Горе разделить нельзя. Горе оно обволакивает человека, делая своим пленником. Так появляется травматическое одиночество. В продолжении этой темы появляется образ одинокой разрушенной церкви, от которой остались только стены. Она воспринимается автором строк как причина заключения и плена, безмолвная и сиротливая. С переводом сюжета в сторону руин нервное напряжение в стихе падает, как будто часть боли и переживания перешла на этот разрушенный образ, в чем-то ставший своеобразным громоотводом эмоции.


Обычно разрушенные погосты вызывают другие чувства, далекие от упреков, здесь же речь идет о том, что являясь символикой религии, разрушенная церковь метафорически становится источником тех бед и проблем, которые произошли с создателем лирического героя. И это вряд ли вопрос веры или ее утраты. Это психологический и социальный конфликт, иначе, появление образа не разгрузило бы так настроение с тревожно панического до флегматично созерцательного в последнем катрене.


Обескураженно тревожный и растерянный мотив первого четверостишия, после желания потери имени и обличения в церковной несвободе, к концу стихотворения немного смягчается и оканчивает его примирительно уставшим призывом - погоди...И в этом слове "погоди", вся глубина боли автора, который собрал проблему в этой точке, и набравшись терпения, просто продолжает быть...Пока идет время.


В последней строке, которая соединяется с первым катреном образом неба, то, ради чего писалось все стихотворение. Какое-то внутреннее смирение и прощение, то ли себя, то ли обстоятельств. Но после нее чувствуешь две величины: глубину пропасти, в которой оказался герой и едва пробившееся желание продолжать дорогу...
В названии стихотворения "Чернильное" нет прямой отсылки к образам и событиям. Его вообще можно воспринимать двояко, как прилагательное от слова "чернила", или как отглагольное существительное от слова "очернить, чернить". В данном произведении укладываются и переплетаются оба синтаксиса. И если отойди от пастернаковского, "достать чернил и плакать", то что бы не было написано чернилами с болью, это или причина очернения или следствие .



Другие статьи в литературном дневнике: