Г. Соболев-Трубецкий Что будет? Зимний обжиг
Ответ начинается с холода. Обещание холода и обороны в собственной берлоге многоэтажки. Тема холода в первом катрене усиливается такими образами как "снега", "мороз", "заиндевелые окна", "берлога". И все это ассоциируется с внешним миром, тем, которые расположен за пределами жилища. Не зная следующих строк, можно подумать, что речь идет о грядущей зиме и только. Но, раскрытие темы показывает, что это глубинная очень болезненная метафора оберег, которая позволяет за мотивами внешних перемен спрятать то ранимое и близкое, что не всегда доверяешь даже слову. Внутренняя тюрьма похолодания, где окна, тонированные инеем, как последний порог, разрывающий дом с внешним миром, говорит не только о строении, но и о других окнах. Благодаря цивилизации, почти в каждом доме появились внутренние окна во внешний мир. И теперь погоду можно смотреть через них, они не индевеют, если вовремя заплатил за услуги. В стихотворении, почти в любом, есть образ, который как раствор соединяет все ингредиенты текста. На основе настроения, системы образов, значимых деталей, конфликта и идеи. Ассоциативность, или аналоговость мышления, которая, чтобы выразить словом то, что иногда даже почувствовать не успеваешь, прячет в линейках строф те затаенные струны человеческого эго и душ, которые в обычном общении могут проявляться невербально, быть не главными, почти не заметными, но это только при свете. Когда его нет, характер человека немного меняется, так растет и угасает тень от света, переливается капля бензина в осенней луже. Там нет главного и второстепенного, так же как его нет его и в стихах. Так вот, таким скрепляющим образом и несущей конструкцией стиха становится образ гирлянды. Само по себе это метафорическое сравнение очень красиво и точно отражает суть современных коммуникаций. Это необычная цепная связь, которая делает людей, связанных по какому-либо принципу взаимозависимыми и уязвимыми из-за этой принадлежности к гирлянде. Когда смотришь на дома ночного города, они со своими смещениями потухших и зажженных окон и вправду очень напоминают елочную гирлянду. А здесь отсыл идет к празднику, а из праздника к детству. Но, почему гирлянда. В ней особенный вид связи, если перегорит одна лампочка, перестанет работать вся цепь. Такой электрический принцип мушкетеров, немного адаптированный под социум. Чем-то напоминает повадки гринд. Где коллективизм развит до уровня патологии, а может, наоборот, выхода. Когда одна гринда выбрасывается на берег, за ней следует вся стая. Вот такая обусловленность общественного явления как человек, может, и не проявляется так же ярко как у дельфинов, но трагедий и боли от явления "без вины виноватых" не становится меньше. Тема гирлянд и окон во втором катрене так переплетены, что это застекленное пространство, реально или виртуально, становится главным мотивом невидимой но прочной преграды между человеком и человеком, человеком и миром, человеком и самим собой. В четырех строфах образ "окон" появился трижды. Эта настойчивость не тавтология, а, скорее усиление болезненного принципа. В тексте, лирический герой ведет заочную беседу с героиней. Развитие сюжета, темы холода, ограниченности окон и разрыв времени произойдет потом, в последнем катрене. А пока автор готовит нас к тому, что при всей медлительности и даже какой-то замороженности событий, они происходят. Их ход неотвратим, как тиканье невидимых часов.
Игрушки гжели делаются с помощью создания особой пластичной массы и двукратного печного обжига, расписываются художниками а потом покрываются глазурью. В технологии изготовления есть один промежуточный процесс, когда между первым и вторым обжигом фигурку или объект помещают в особую жидкость, она становится розовой. После второго обжига цвет выгорает, как зимний закат на морозе. Остается синий цвет, холодный и зимний, очень напоминающий красоту совершенства и неприкосновенности, такой образ непрозрачного хрусталя. Предметами промысла могут бывают столовые сервизы, чаши и чайники, фигурки зверей, свистки и прочие сувениры. Да, это сувениры, память о России для туристов, и украшение интерьера. Сравнение гирлянд окон в домах с художником зимы, которая из жителей многоэтажек делает свои поделки, вымораживая за зиму все в городе, что раньше цвело и благоухало, можно тоже назвать зимним обжигом. Так при сильных морозах, влага становится тем огнем, который может изменить личностную структуру человека, изменив даже его характер. С сегодняшними мобильными рассыпаниями по сотам квартир это уже не фантазии, а факты. Попасть в чужую соту, стать частью чужого мира, не найти себя, потеряться в холоде...Все это происходит и маскируется под состояния, которые принято называть психическими расстройствами. Но если вспомнить, как пришла метафора гжели, сравнение с гирляндой, к себе настоящему можно вернуться по веренице образов, даже если в прошлом больше нет света. Поэты записывают стихи, чтобы не забыть себя...Это программный код их личностного пространства. И если получится за зиму вывалиться из гнезда города, назад можно вернуться по стихам...По самым болезненным образам. Поэтому так ценятся не здравицы, а декаданс. Боль помнится дольше. В третьем катрене, речь идет о воспоминаниях и появляется антипод зимы и мороза, лето и костер, хотя антиподами их можно назвать относительными. Снег такой же пепел, только обратимый водой. Разговор и сожаления идут о том, что при заиндевелых окнах сама мысль о лете становится невозможной. Так бывает трудно воскресить некоторые воспоминания, они выглядят как будто вытертыми из памяти, как мел предложения со школьной доски. Помнится ощущение, некоторые образы, но цельность картинки пропала. А с утратой внутренней гирлянды рушатся и внешние связи. Потому что все симпатии и антипатии, привязанности и отторженности проистекают из внутреннего мира людей. А если там "гжель", то близкие становятся чужими, дорогое остывает в восприятии. Так получается зима не просто время разлуки, а период какой-то глобальной перезагрузки, после которой можно в восстановленной системе ценностей утратить ниши и предпочтения. И это очень болезненная утрата. Фантомная боль бывает не только после ампутаций, она приходит и через каналы психических ворот. Попытка восстановиться через ранее любимые книги и фильмы иногда терпит фиаско, все сильнее разрывая нить с собой прошлым, все дальше отодвигая лирического героя и автора. Стихотворение неоднократно прочитанное, заброшенное, возвращенное, оставшееся, осевшее, создавшее свое настроение, пустившее корни и уже обжившееся. Вот путь, который проходят строки, запоминающиеся мгновенно по невидимой волне созвучия и резонанса. Так произошло и с этой работой. Последний катрен, как будто подводит черту безжалостного времени образом часов перед всеми переживаниями и сюжетами, которые стали содержанием зимнего трафика. Чувство отчужденности, появившееся между близкими когда-то людьми, делают человека беззащитным и бессильным перед искусством зимней гжели. Иная ты. И я уже иной. Такое чувство бывает после окончания праздника или просмотра очень захватившего фильма. Пустота и отрешенность, как будто часть тебя осталась там, на празднике или в сюжете понравившейся картины. И осталась там навсегда, безвозвратно. Но любая пустота всегда чем-либо наполняется. И поэты снова пишут стихи...
© Copyright: Кшесинская Деметра, 2019.
Другие статьи в литературном дневнике:
|