***

Алла Тангейзер: литературный дневник

/17.31./ Ну и время пошлО! - компьютеров мало, все заняты... Сегодня, кстати, на компьютере без интеренета (специально для просмотра дисков) посмотрела тот политический диск, который до сих пор болтается у меня. Оказывается, это - от партии "Свободная Россия" (раньше даже не слышала) и организации (в инете пишут, что прокремлёвской) "Профсоюз граждан России". Почти всё, что было на диске, известно, хотя кое-чего нового "зачерпнула". Но ни комментировать, ни торопиться (с чем бы то ни было) не хочу. Во-первых, во-вторых и в-третьих, это притащила тогда "Света" (я писала), причём, с таким видом... (это даже описать трудно, - это надо было именно ВИДЕТЬ), как будто начинает грандиозную провокацию (которую, разумеется, инициировала не она, - это по логике)... Ну а "в-четвёртых и в-пятых" - явления столь отдалённого порядка обычно уже и не упоминаются.
Если сейчас не прогонят, то продолжу "Адвоката..." хоть немного.
Кстати, на "Прозе" начала 15-ю часть, перенеся тему "Адвоката..." На "Стихах" пока повторяю там же, где раньше (объём ещё не зашкалил).



В общем, коротко - по содержанию фильма (1997 г.). Дьявола (в мирском нынешнем воплощении - Джона Милтона), как известно, играет Аль Пачино. Он же - на коллаже вверху в центре. (Не только потому, что здесь это - стержневой персонаж, но ещё и потому, что мне просто нравится Аль Пачино. Грешна.) Как говорил Александр Мень о булгаковском Воланде из "Мастера и Маргариты" (привожу по памяти), "никакой это не дьявол, конечно, - просто земной, психологический персонаж". Вот и здесь можно сказать что-то подобное. Хотя и там, и там мистических, "дьявольских" сцен хватает. Но тем они (Воланд и Милтон) привлекательнее для читателей и зрителей (что с христианской точки зрения не есть хорошо, хотя... дьявол ведь и есть обольститель, откуда - православное понятие о прелести (пре-льстить), - лишь бы воспринимающие это понимали, но в реальности они об этом даже не задумываются... - ну да речь сейчас - о другом).
Фильм начинается с того, что молодой, подающий надежды адвокат Кевин Ломакс не проигрывает дел в суде. У него есть молодая прехорошенькая жена Мэри-Энн, мать-баптистка, что, впрочем, ничуть не мешает нормальной жизни. (На коллаже - фото слева, третья, четвёртая и пятая сверху.) И вот, новое дело кажется безнадёжным: Ломакс должен защищать очевидного маньяка-учителя, обвиняемого в "нехорошем" отношении к девочке-ученице. (Слева - первая и вторая фото сверху.) Перед началом процесса журналист Барни поддразнивает Ломакса, что теперь-то бесконечной череде выигрышей и придёт конец, чем раззадоривает адвоката выиграть дело несмотря ни на что (в финальных сценах фильма этот эпизод обретёт особый смысл). Молодой адвокат выбирает тактику: "лучшая защита - нападение" (на девочку), - и выигрывает процесс, где со стороны адвоката всё было построено на тонкой, очень психологичной, "квалифицированной" лжи ("как метод" мне это знакомо до оскомины). Учитель оправдан. (В конце фильма станет известно, что в багажнике его машины был найден труп ученика. Но здесь этого ещё никто не знает.) Беспроигрышный, "сухой" адвокат ликует.
Если проводить параллели с собственной жизнью, то и здесь они очевидны, хотя без каких-либо ужасов и последствий, - но всё же. Был у нас в школе, среди сразу нескольких, что сейчас уже является редкостью, один немолодой, весьма хороший мужчина-учитель (не буду конкретизировать, но это - НЕ математик и НЕ физкультурник, о которых речь шла в повести и "Репортажах"). Вся школа знала, что он давным-давно жил с привлекательной учительницей значительно моложе себя, и вообще, испытывал склонность к молодым девочкам. Ужасов никаких не рассказывали, но ходили слухи, например, о его связи с пышной, развитой ученицей чуть старше нас. В нашем классе была одна новенькая, более свободных нравов, чем это было тогда принято в целом, а ученица - не из самых способных (хотя одно другому иногда может и не мешать) - он приглашал её к себе домой "позаниматься". Все перешёптывались. Совсем нехороших слухов не было, но и что там происходило в действительности - никто может не знать. Новенькая, однако, претензий не предъявляла. В экзамены в десятом классе пригласил он "позаниматься" и меня. Я понеслась к "Лидии Гавриловне" спрашивать, что делать. Та ответила: "Если очень мучает любопытство - сходи. Страшного там ничего не будет. Но если не очень мучает - лучше не надо", - я совершенно не хотела нахвататься неприятных впечатлений (как понимаю теперь, ещё и изрядной порции компромата, который когда-либо мог быть пущен в ход отнюдь не учителем) и решила, что любопытство меня не мучает совсем. Я не пошла, а потом на какой-то из экзаменов пробиралась в школу "огородами", чтобы на него не нарваться, а он увидел мои крадущиеся маневры. Ничего однако не сказал, не преследовал (тем более, что его экзамен вполне удачно сам по себе прошёл ДО того), слухов не пускал. В общем, болтали о нём много, но ни трупов в багажнике, ни судебных процессов, ни даже каких-либо обиженных девочек я не помню. Это - так, совсем лёгкая, даже несущественная параллель, но она есть.
Сразу после процесса Кевин Ломакс получает приглашение работать в юридической фирме симпатяги Джона Милтона в Нью-Йорке и принимает приглашение. Это - уже совсем другой, высший материальный уровень. Молодая семья Ломаксов переезжает в Нью-Йорк (правая верхняя фотография), селится в роскошных апартаментах. /18.53./


(Продолжение следует на днях, -
буду ли завтра, не знаю, но в четверг - точно.)


.



Другие статьи в литературном дневнике: