Марина Ивановна в стихотворении,видимо, обращенном к малолетнему сыну,
Ошибается ли Михаил Черкасский, «Но странная клубилась картина: с годами Цветаева становилась все более зрелым, духовно значительным человеком, а в стихах - демонела, утрачивала ту зрелость, отточенность, которыми овладела еще совсем молодой. Не потому что не умела - не желала. Вернее, писала так, как писалось, как считала единственно нужным, возможным. Да просто - иначе уж не Вот его выводы, касающиеся стихотворения о неудавшемся отпуске : "Никуда не уехали - ты да я - Обернулись прорехами - все моря! Совладельцам пятерки рваной - Океаны не по карману! Нищеты вековечная сухомять! Снова лето, как корку, всухую мять! Обернулось нам море - мелью: Наше лето - другие съели!" Очень горько, сильно и просто. Не может не отозваться. Все сказано? Все. Куда там! Это только плацдарм для разгона, для штыковой атаки: "С жиру лопающиеся: жир - их "лоск", Что не только масло едят, а мозг Наш - в поэмах, в сонетах, в сводах: Людоеды в парижских модах! Нами - лакомящиеся: франк - за вход. О, урод, как водой туалетной - рот Сполоснувший бессмертной песней! Будьте прокляты вы - за весь мой Стыд: вам руку жать, когда зуд в горсти, - Пятью пальцами - да от всех пяти Чувств - на память о чувствах добрых - через всем вам лицо - автограф!" Там, в первых строфах. Ее боль вызревала и в нас, здесь - тот же обратный эффект: до того видишь этот пятипалый автограф через всю морду, что хочешь не хочешь, а рассмеешься. И все как-то по- базарному злобно, мелко, недостойно. Да, горько читать сытым за франк свою бессмертную песнь, но, когда она сама была барыней и ездила на юга, думала ли она о тех, что вынуждены всухую лето мять?" И далее о проклятиях, которым нет конца... "Издатели газет (если бы это напечатали) должны были бы притянуть поэта к суду - до того хлестко.
© Copyright: Нина Лёзер, 2012.
Другие статьи в литературном дневнике:
|