Всегда? А вот статья Михаила Черкасского о М. Цветаевой анализирует её творчество довольно жёстко.
«Но странная клубилась картина: с годами Цветаева становилась все более зрелым, духовно значительным человеком, а в стихах - демонела, утрачивала ту зрелость, отточенность, которыми овладела еще совсем молодой. Не потому что не умела - не желала. Вернее, писала так, как писалось, как считала единственно нужным, возможным. Да просто - иначе уж не м о г л а.»
……….
«До эмиграции Цветаева была "юношественна" (ее слово), и палитра была разнообразной. После отъезда все окрашивается в два цвета - пурпурный и черный, в две страсти - любовь и ненависть. И теперь Марина Ивановна либо люто любит, либо люто ненавидит.
Страсть выжигает оттенки. В любви и в ненависти один накал, и нота тоже одна. Конечно, нельзя понимать это буквально: есть много тихих, усталых стихов, но я говорю об общем тоне. "Я не верю стихам, которые льются, рвутся - да!" - восклицала Цветаева. Выходит, не верила всей русской поэзии?»
…….
"Весь - О-лимп" да еще кое-что книжное. "Несите мне!" - было сказано неспроста и "Все должно сгореть на моем огне" - так же: "Вы ж восстанете - пепла чище! Птица! Феникс! Только в огне пою! Поддержите высокую жизнь мою!" Чем - своими жизнями, подбрасывая их в эту "высокую жизнь"? "Высоко горю - и горю дотла! И да будет вам ночь - светла!" Ах, вот оно что: не птица, а Птица-Данко.
Ледяной костер, огневой фонтан!
Высоко несу свой высокий стан,
Высоко несу свой высокий сан -
Собеседницы и Наследницы!
Это хорошо сказано: ледяной костер. Раскаленная добела в таких вот крикливых, эгоистических и пустопорожних стихах, она холодна, как лед. Да нет, лед хоть холодом жжет, а это вообще никак - сотрясение воздуха. Что ей до людей? Главное это нести "свой высокий стан, свой высокий сан". Собеседницы - с кем? С богами. Наследницы - кого? Всё, что несли ей современники, сгорело в ней и не восстало. Хотя, конечно, и высокий порыв, и сострадание к бедным, ненависть к сытым - все было в ней, но не теплилось в ее душе той какой-то (назовем ее б а б ь е й) доброты, которой не надо стыдиться, а которой надо гордиться. Которая и есть самая настоящая.»
.........
в "Поэме Горы"
„Цветаева же проклинает не то что нынешних, но даже будущих "лавочников", которые когда-нибудь еще построят дачи на ее горе, и проклинает на веки вечные, до седьмого колена: "Дочь, ребенка расти внебрачного! Сын, цыганкам себя страви! Да не будет вам места злачного, Телеса, на моей крови! ТвЕрже камня краеугольного, Клятвой смертника на одре: Да не будет вам счастья дольнего, Муравьи, на моей горе! В час неведомый, в срок негаданный Опознаете всей семьей непомерную и громадную Гору заповеди седьмой!"
"По библии, - прочтем в примечаниях, - седьмая заповедь, данная богом Моисею, гласит: "Не прелюбодействуй!" Строго говоря, именно ей и как раз эти лавочники могли бы сказать такое. Но она ведь поэтесса, а они - муравьи.“
----
Мой вывод : не только проклятья и ненависть к сытым, но и месть.
И в «Крысолове» …
«А флейта все слаще, а сердце все глуше..." Это концовка. Это трогает. Если не считать двух резких, безвкусно жестоких, просто кощунственных строк." - Муттер, ужинать не зови! Пу-зы-ри...".
Мы используем файлы cookie для улучшения работы сайта. Оставаясь на сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cookies. Чтобы ознакомиться с Политикой обработки персональных данных и файлов cookie, нажмите здесь.