Итак новый день
Доделала "Я влюбилась ну что тут скажешь". Написала раньше, сегодня лишь доработала. Вообще каждый день, каждое утро, первое что я делаю, еще до чая, сажусь за стол и пишу, изучаю психологию сценаристов. Несколько часов утром, прежде чем уйти в библиотеку, я провожу за чтением, за изучением стихов, прозы, психологии. Потом уже иду в библиотеку и смотрю, что мне прислали на мои рассылки резюме. И что есть по работе. Пишу дневники, блоги, стихи и прозу. Но каждое утро я сначала сажусь за стол. А каждый вечер беру книгу. Даже когда не хочу, даже когда уже тошнит, даже когда хочется спать. Все равно достаю тетради и книги и сажусь за работу. А все от чего? Я много лет писала наитиями. От случая к случаю. Всё выжидала, когда же наконец у меня появится возможность, возможность заниматься этим полностью, у меня будет свой уголок, свой компьютер, свое личное время, которое я смогу посещать только тому, что бы не мыть посуду,ни готовить, не собирать детей в школу, не полоть грядки, не заниматься мужем и домом, а только мое время, мой личный кусочек, который я смогу посвящать только литературной деятельности. Только для себя. Я не жду, что смогу на этом заработать. Я вообще не жду что-то особенного. Хотя конечно бы хотелось. Просто я мечтала об этом, мечтала уметь писать пьесы, сценарии, прозу, а не только случайные стихи. Это давняя детская моя мечта. Когда в 2003 году мы переехали в новую квартиру с Потаповым, то я вдруг поняла. Дочь почти выросла, оба мы работаем, мне уже за тридцать, а мечты как были мечтами так и остались. И для этого не предвидеться никакого удобного случая. Тогда я поняла, что момент этот настал, что я буду делать его сама, потому что другого момента у меня уже никогда не будет. И я начала писать, тяжело, со скрипом, так как постоянно были какие-то бытовые помехи. На коленке в автобусах, на работе, потом дома появился мой личный компьютер, можно стало писать спокойнее и легче. Вечерами я садилась и писала. Но случилось то что случилось. Развод с Потаповым, скандал с Рукавишниковым из-за дочери, кое как дочь закончила 11 классов. Потом свалились финансовые проблемы. Расстались с Гошей Серегиным. Разорвала отношения с Иваном. Потом умирала бабушка Валя, я лежала с нервным срывом. Потеря работы. Потапов увез все компьютеры. Все это плотным слоем посыпалось на меня где-то через два три года после переезда. Одно за одним, одно за одним. Ни о какой спокойной семейной жизни, ни о каких литературных мемуарах и стихах, ни какой работы над прозой фактически стало не возможно опять проводить. Слезы и беда, беда и слезы. Одно за одним, каждый год новый сюрприз. До тех пор пока меня просто не вышибло окончательно в бедность, долги, одиночество и постоянное чувство голода. И ни о каком спокойном и достойном старении и речи быть не может. Тогда я махнула на все рукой и стала просто заниматься тем, чем хочу, о чем мечтала почти всю жизнь. Я пишу почти каждый день, каждый день что-то изучаю, каждый день что-то пытаюсь узнавать новое в области того, что меня интересует. Я не скажу что мой уровень сильно вырос. К сожалению я до сих пор не довольна тем что делаю. Очень редко бываю довольна. Но по сути, я в какой-то момент осознала. Другой возможности и другой жизни у меня все равно на это не будет. Я шла к тому что бы спокойно писать много лет. Но у меня никогда по сути не было на это возможности. Дела, суета, жизнь. А теперь я просто делаю это, каждый день, даже когда не хочу. Потому что нет другого пути и нет другой возможно и не будет другого никакого времени. Есть только это время и есть только то что я могу делать каждый день. Я не знаю куда это меня приведет. И понятия не имею что из этого получится. Я просто это делаю, делаю потому, что ждала много лет, откладывала много лет, потому что всегда хотела и всегда мечтала, потому что всегда думала, что будет удобный момент, будет какое-то мифическое "потом". Но оно так и не наступало никогда. Нет никакого потом! Нет и не будет. Есть только сейчас! Что бы они мне не несло. И по сути это то что было у меня и что осталось. После смерти бабушки Вали я поняла это еще сильнее. Поэтому я это делаю и все. Иногда сидя за столом в своей комнате я буквально чувствую как вокруг меня движется и кипит жизнь, ездят машины, случаются чудеса, люди рожают, умирают, женятся, разводятся, ходят по лестницам, готовят вкусняшки, живут, танцуют, целуют, любят....А я сижу и пишу. Сижу пишу. Пишу, пытаюсь понять, разобраться, вникнуть, изучаю, читаю, пробую. И я постоянно недовольна. Мне не нравится, на это уходя дни, недели, и уже не один год. Но я упрямо делаю. Просто делаю. Потому что нет другого пути к счастью или к сожалению. Иначе ...иначе не будет для меня ничего. Однажды я умру, уйду как уходят все люди. И что останется то останется, то что успела. Что смогла сделать в не зависимости от того что происходит вокруг. Я вижу что меня не слышат родные и не понимают. Мне очень не просто. Но я знаю только одно. Если я все брошу и не буду это делать, то уже никогда, никогда не буду это делать. И мои мечты умрут вместе со мной. И тогда точно ничего не останется...совсем! И вот тогда точно уже будет полное НИКОГДА. Так что у меня просто нет другого выхода и другого пути.
Муза и лира.
Из книги "Я помню чудное мгновенье".
(адаптированное мной для себя)
Одни полагали что вдохновение - это озарение, ниспосланное свыше. Другие считали его чем-то вроде восторга, наитием, когда солнце воображения вспыхивает как некая "неожиданность души" Пушкин верно сказал, что искать вдохновение - нелепая причуда: "оно само должно найти поэта". Между тем тайна Иппокрены продолжала оставаться неразгаданной. Признавали, что иступленное творчество - "Это абсолютно бессознательный процесс". И возможно были правы англичане, когда говорят "He knows not how he is a poet" - Он сам не знает, как он творит. Возлюбленные являются поэту как Эрато-Муза. Муза любовной поэзии становится путеводной звездой в океане чувств. Когда перебираешь в памяти имена всемирно известных поэтов, корифеев литературы, кажется среди них нет ни одного, в жизни которого не было бы реально существовавшей Музы, подвигнувшей их на создание величайших творений.
И разве в конце концов не сказал Шекспир, что
Поэт не смеет взяться за перо
Не разведя чернил тоской сердечной.
Потребность высказаться о своем чувстве - радостном или гибельном, поведать историю своего сердца издревле водила пером стихотворца. И если скажем переписка художника ведет к его биографии и к творчеству, ко всем проявлениям духовной жизни, то очень часто и любовная лирика поэта прочитывается как летопись сердечных драм и увлечений, как вехи жизни эмоциональной, всесторонне раскрывая перед нами личность человека. Эмоциональная жизнь поэта, его любовные драмы и увлечения, интересны и важны прежде всего тем, что это неотъемлемая часть духовного существа поэта, проецированная на его творчество. Установление адресата, имени вдохновляющего, раскрытие перипетий любовного романа помогают постижению биографии автора не только как свода фактов, но и как историю движения его души. А это в свою очередь, обосновывает жизненную достоверность и психологическую правду того, о чем сообщают стихи. В этом случае так же правомерно говорить: жизнь и поэзия - одно. Но не в буквальном, общем смысле что поэзия питается действительностью, а в том, что содержанием творчества становится личная жизнь поэта, его духовных опыт, что переживания из которого раздались порой целые поэтические любовные циклы, было жизненно конкретным. Считалось, что поэт не обязательно должен быть влюбленным. Поэт писал о "Госпоже любви". Тогда стих рассматривали как литературное упражнение, создаваемое по условным канонам. Любовь скованная рамками литературного этикета - всего лишь игра, подчас далекая от истинного чувства. А в то время до того что бы появилась психология и изучение человеческой души будут рассматривать как точную науку, которую предвидел Стендаль, оставалось еще целых восемь столетий. Можно ли говорить, что поэты тех далеких веков певшие о любви не испытывали сердечного трепета? Отнюдь! Тем не менее поэтический вымысел обусловленный куртуазным кодексом, часто торжествовал над повседневной правдой. Поэт выражал не столько свою собственную душу, сколько вообще переживания страдающего человека. Мотивы этой любви условны, она мечта, воспоминание, надежда. Поэт мог влюбится в идеальный образ и воспевать эту далекую никогда им не виданную платоническую любовь. В качестве аргумента приводили слова Д. Флетчера, драматурга и поэта, современника Шекспира, о том, что можно "писать о любви, не будучи влюбленным, как можно писать о сельском труде и самому не ходить за плугом". Несогласные со столь примитивной аналогией настаивали, что в поэзии самой верной магической палочкой для отгадывания скрытого является личный опыт поэта. Следуя рецепту В. Одоевского, историю жизни поэта надо искать в его произведениях - только в них удается найти сокровенные признания, а в любовной лирике обнаружить то, что родилось из реального случая, в основе чего лежит подлинное переживание. В самом деле, возможно ли воспевать любовь, которая никогда не существовала? Может ли поэт, если он не анахорет, говорить о любви, не испытав этого чувства - любить без предмета? В поэтическом трактате Буало сказано: "Что бы высказать любовь, необходимо её пережить". Другими словами, тот кто не испытал любви, кто не горел в её огне, не сумеет описать пламя. Как волны разбиваются в пену, говорил Байрон - мятежный певец Альбиона, так страсти превращаются в поэзию. Иные шли дальше, категорически утверждая, что художник вообще не принимает мира вне любви, что его жизнь и творчество всегда, без единого исключения, связаны с любовным опытом. Для творца, настаивали они primum movens мироздания, то есть первый движущий принцип, есть любовь. Они видели аналогию с любовными переживаниями в самом процессе творчества и безапелляционно провозглашали, что "художник-скопец nonsens". Лев Толстой сказал однажды А. Фету, которого очень ценил как лирического поэта, что "без силы любви нет поэзии". Стоит добавить - без реально существующего идеала трудно быть искренним в любовной лирике. Если поэт не испытав радости или горя любви, возьмется сочинять на эту тему, его непременно выдаст фальшивый голос. Но если Муза вдохновительница действительно существовала, если описанная любовь была конкретной, то такую книгу, считал Ж-Ж Руссо, можно перечитывать всю жизнь. Потому что любить - значит создавать прекрасное. А потребность любить, вечная, возвышающая человека, заложенная в нем от природы. В прошлом веке поэты-романтики на своем знамени написали гордые слова - "компас нашего времени - сердце". Они живописали жизнь и собственные переживания, следуя совету современника: "Давите ваше сердце и как губку выжимайте его в вашу чернильницу." "Чем гениальнее то или иное поэтическое произведение, - пишет академик Б. Рыбаков - тем больше хочется узнать о его авторе, ощутить человеческие черты." Если говорить о лаборатории творчества, да и в биографическом, то уместно напомнить, что само произведение еще недостаточно говорит об авторе. Что бы лучше понять произведение и его самого и его творение надо установить из чего возник замысел и как воплощался. Иначе говоря следует знать историю рождения шедевра. Прав был А. Блок , когда писал, что любовную лирику следует рассматривать как дневник написанный стихами. (Где-то совсем недавно услышала "Все это и есть правда, то что я написал в стихах я мог бы повторить и в прозе, ни разу не погрешив против истины") Наивно полагать, будто поэт буквально переносит на бумагу историю своего сердца, что его чувство художнечески не преображается в его искусстве. И как бы он ни был правдив, нельзя сводить искренность к простой передачи жизненного материала. Поэт часто за, казалось бы , обыденным фактом личных отношений видит и чувствует больше чем это было в реальном романе. Дело в том, что в отличии от остальных он анализирует свое чувство глубже и всесторонне. И тогда единичный случай возводится в общее начало, превалирует над частным , конкретно пережитом. Тогда в мгновении выражается вечность. Приводя слова Петрарки: "Очень трудно долго претворятся, а трудится даром, что бы казаться безумным, - это ведь хуже всякого безумия!" И далее: "Здоровый легко может изобразить жестами болезнь, но притворяться бледным нельзя!". О значении любви в судьбе и творчестве художников можно написать ни один том, а из признаний поэтов и писателей увидели бы , какой огонь горел в них, и что для них значила любовь, удовлетворенная или нет, счастливая или несчастная, сладострастная или невинная, но всегда - ЛЮБОВЬ! Вопреки женоненавистнику Боккаччо, настаивавшему на том, что супружество вредит поэтам, мешая заниматься творчеством, большинство из поэтов прошлого и нынешнего столетий мечтали о тихом семейном очаге, о верных и заботливых женах, мужьях и друзьях. И образ верного понимающего спутника волновал воображение многих. С другой стороны, сколько из этих подруг и возлюбленных не переживших трагедии разбитого сердца, погубила любовь? Если бы вслед за Энеем спустится в мрачное царство мертвых и оказаться в миртовом лесу где , говоря словами же Вергилия, обитают души "всех, кого извела любви жестокая язва", мы бы встретили там всех этих несчастных. Но не постижимо сердце человеческое. Великие писатели-сердцеведы, исходя прежде всего из своего личного опыта, пытались проникнуть в эту тайну, подобрать ключи к движениям души захваченной любовью. Но вот вам загадка психологии творчества. Почему поэт изливает свой любовный пыл в стихах, почему хочет поделится глубоко личным, интимным, тем, то обычно таят, во что не посвящают посторонних. Ответ есть - не однозначный, но все же помогающий частично проникнуть в святая святых творчества. Поэзия служит поэту освобождением от самого себя. Поэзия как лекарство от любви. Как попытка залечить нанесенные ею раны. Или как ангел утешитель в долгих страданиях. Спасая от наваждения, воскрешая душу, успокаивая сердце. Любовь порождает творчество, и творчеством поэт спасается от неё. Как писал Пушкин - Прошла любовь, явилась муза...
Когда художник расстается с любимой, говорит А. Моруа, любовь начинает новую жизнь в его воображении. Подобно бальзаму любовная лирика излечивает израненную душу. Но и тогда, когда поэт бывает не в силах творчеством освободится от чар, хотя и пытается воспользоваться стародавним рецептом, он оставляет поразительную по искренности "историю болезни" в стихах о пережитых им муках сердца. Из стихов о любви, пронизывающих века, можно составить своеобразную энциклопедию человеческого сердца. Ни один поэт не говорит больше того что пережил. И эта правда о земной любви несет в себе высокую нравственность, пронизанную самоотвержением и духовностью.
Такова была по словам Белинского и любовная лирика Пушкина, умевшего с артистическим изяществом передавать человеческое чувство. Отвечая моралистам и резонерам, обвинявшим поэта в вольной трактовке любовной темы, особенно в его юношеских стихах, критик писал, что придет время когда нравственность будут изучать по Пушкину.
Приобщаясь к высокой культуре чувств через творчество наших великих поэтов, познавая примеры их сердечных переживаний, мы учимся душевной тонкости и чуткости, способности сопереживать И тем естественнее наше желание глубже постичь "биографию сердца". Как говорил академик Лихачев "мы удеситеряем силу поэзии когда узнаем жизнь поэта".
Автор : Роман Белоусов. (В моей адаптации)
Другие статьи в литературном дневнике: