Итоги ноября. Марк Шатуновский

Разумеется, высказываемое мной мнение ни в коей мере не является истиной ни то что в последней, а в какой-либо вообще инстанции. Это сугубо мое частное мнение. Если исходить из того, что случилась катастрофа, вся русская поэзия исчезла и остались только эти 42 стихотворения, то я бы выделил из них следующие:

1. ОЛЕГ КАЛИНЕНКОВ "нас делят надвое..."
http://stihi.ru/2010/11/01/4155 отборочный тур БЛК

2. ВЛАДИМИР ПУЧКОВ, "Равнина воздуха. Широкий, влажный пласт..."
http://www.stihi.ru/2005/04/22-773 номинатор Ноев Ковчег

3. СЕРГЕЙ ИВКИН, "На тростниках оплётки монгольфьера"
http://stihi.ru/2009/06/19/4001 номинатор Олег Калиненков

4. СТАНИСЛАВ МИНАКОВ, "Ванечкина тучка"
http://stihi.ru/2010/06/09/2496 номинатор Олег Калиненков

5. УЖЕ ДРУГАЯ "Вербеновый запах её волос"
http://www.stihi.ru/2010/11/12/5664 номинатор Юрий Катин

6. НАТАН ХЛЕБНИК, "зачем зачем о жизни три вОрона летят..."
http://www.stihi.ru/2010/10/15/2587 номинатор Выход из-под контроля

7. ЧИГИРЬ РОМАН, "У Варвары ноги были из бумаги..."
http://www.stihi.ru/2010/10/28/3322 номинатор Выход из-под контроля

8. …

9. …

10. ДМИТРИЙ АРТИС "Немного банальностей про жизнь и смерть..."
http://stihi.ru/2010/10/30/8522 отборочный тур БЛК


МИНИ-РЕЦЕНЗИИ


1.

ВЛАДИМИР ПУЧКОВ, "Равнина воздуха. Широкий, влажный пласт..."

http://www.stihi.ru/2005/04/22-773 номинатор Ноев Ковчег

Наиболее безупречное стихотворение из списка. Хотя все время не покидает ощущение, что в каждой его строке сидит и подмигивает малюсенький Мандельштам. Все-таки безупречность – это не самоцель. Задача не в том, чтобы усовершенствовать уже имеющиеся образцы версификации, а создать свою собственную отличную от всех прочих поэтику. Этого мне здесь не хватает.


2.

МАЙКЛ ЕФИМОВ, "Когда из года в год мельчает дней петит..."

http://www.stihi.ru/2010/02/03/8600 номинатор Ноев Ковчег

Высокопарность и умозрительность образного ряда в сочетании с проблемами вкуса дают обратный ожидаемому автором результат. Тут есть много ходульных архетипических образов – и конь, которого надо напоить «заботливой рукой», хотя логичнее было бы водой, и умершие родители, запечатленные смертью молодыми и молчащими, и саночный след, ведущий из детства, и т.д. и т.п. – со всем этим еще можно было бы мириться. Но самое непоправимое здесь происходит все-таки с водой. По замыслу автора она приобретает какой-то эсхатологический характер. Ладно еще, ее уровень в стихотворении катастрофически подымается, когда лирический герой льет слезы. Но в конце, когда заявляется, что его ожидает переспектива стать «исчезнувшим творцом воды, в которой плыл», не остается ничего другого, как предположить, что лирическому герою предстоит обмочиться, причем невероятно обильно.


3.

ОЛЕГ КАЛИНЕНКОВ "нас делят надвое..."

http://stihi.ru/2010/11/01/4155 отборочный тур БЛК

На мой взгляд, это наиболее самостоятельное из всех стихотворений списка. Здесь актуальная лексика, находящаяся в повседневном обороте, и обытовленная образность. Лично мне это стихотворение близко от того, что его реальность мне знакома и при этом не тривиальна. Правда, не покидает ощущение некой ригидности авторского голоса. И будто бы автор это знает и сознательно трансформирует в интонационный рисунок. Но иногда срывается. Тогда зажатость, сдавленность речи выплескивается в брань. «Страна-лахудра». Обругал, но не объяснил за что. Вроде того, что все и так знают. Вот поэтому мне представлется, что превращение ригидности в прием не совсем верная, хоть и зрячая стратегия. Все-таки хорошо бы размять некоторую сдавленность голоса, чтоб он приобрел лишенную следов писхического травматизма пластичность.


4.

ГЕННАДИЙ АКИМОВ "Спящий город"

 http://www.stihi.ru/2010/09/23/4371 отборочный тур БЛК

Все-таки кроме экзотических красивостей, надо сказать, довольно ожидаемых, какие можно встретить и в каком-нибудь цветасто написанном путеводителе по какой-нибудь мусульманской стране, в стихотворении должно быть еще что-то, что делало бы его уникальным.


5.

ОЛЕГ ЛЮБОШЕНКО "Застройщику привидится во сне.."

http://www.stihi.ru/2010/10/14/3276 отборочный тур БЛК

Оставляет в замешательстве поставленная автором задача – отразить манию величия застройщика, осмелюсь предположить, того самого, который написал донос на Мастера и вселился в его квартиру. Причем автор стремится добиться этого через углубленное погружение в сложно сконструированный метафизический сон своего лирического антигероя. Из-за столько хитроумно поставленной задачи создается такое ощущение, что в поисках тематики и образности автор упражняется в чем-то вроде чесания правой рукой левого уха. Возникающая от этого неуклюжесть естественным образом сказывается на вербальной реализации его причудливого замысла.


6.

ГЕННАДИЙ РУДНЕВ "На сороковник"

http://www.stihi.ru/2009/10/17/7307 отборочный тур БЛК

Я вижу здесь только попытку придать многозначительности тривиальным вещам. Сказать не прямо, а с каким-нибудь вывертцом, не особо задаваясь вопросом, а для чего? Вот именно этого ответа на вопрос я так и не нашел.


7.

НИНА МАКСИМОВА "В начале..."

http://stihi.ru/2010/10/12/7597 отборочный тур БЛК

«Забубённое» стихотворение, бряцание в бубен при отсутствии какого-либо намека на музыкальность или изяшество, только «цам-цам-цам». Никаких запоминающихся находок в плане языка или образности.


8.

ДМИТРИЙ АРТИС "Немного банальностей про жизнь и смерть..."

http://stihi.ru/2010/10/30/8522 отборочный тур БЛК

Присутствующее в названии стихотворения извинение за содержащиеся в нем банальности нисколько не извиняет автора. Если уж писать стихи, не обремененные никакими условностями ритма и рифмы, то только для того, чтоб пользоваться предоставляемой всем этим дополнительной свободой. Но похоже свобода выбранной им формы письма пока что является для него скорее обузой, чем приобретением новых возможностей. «Странные фразы» лезут в головому лирическому герою «при виде чужой смерти». Но кто умер? Лирический герой наблюдает чужую смерть или размышляет отвлеченно? Возникает ненужная здесь вариативность прочтения, которая наглядно демонстрирует, что свобода от необходимости втискивать свои стихи в размер и снабжать рифмой пока что не конвертирована автором в точность письма. Словно он надел костюмчик, который великоват и сидит мешковато, но модный. Тем не менее нельзя не признать, что у автора все-таки есть некоторое представление о том, что сейчас актуально, хоть и не безупречно реализованное.


9.

ЮРИЙ СЕМЕЦКИЙ "И чёрт с нами"

http://www.stihi.ru/2010/10/08/2050 отборочный тур БЛК (квота Александра Спарбера)

Набор мемов, заимствованных у Булгакова. Праведное негодование, заимствованное из ценностных установок гуманизма. А что же от автора? Ничего.


10.

АНАСТАСИЯ САФРОНОВА "рак"

http://www.stihi.ru/2010/10/21/6849 отборочный тур БЛК (квота Светы Чернышовой)

При выстраивании образности из устойчивых выражений типа «воздушные замки», «когда рак на горе свистнет», автор обнаруживает отсутствие тонкости языкового чутья. Нельзя свистеть звонко, можно пронзительно. Это семантически близкие, но тем не менее не тождественные слова. И такой приблизительностью, неточностью, отсутствием поэтического слуха страдает все стихотворение.


11.

НИНА ЛЕЗЁР "Татарский столик"

http://www.stihi.ru/2010/09/11/2697 отборочный тур БЛК (квота Алёны Мироновой)

Гастрономический романс обреченно грешит плохим вкусом. Действительно, лучше молча есть плов и не слогать вирши в честь этого не отмеченного ничем примечательным чревоугодия.


12.

ВИКТОР ЛЮСИН "Гегемон"

http://www.stihi.ru/2009/12/14/5779 отборочный тур БЛК

Стихотворение не отличается ни сколько-нибудь оригинальной интерпретацией русской истории, ни сколько-нибудь оригинальным образным рядом.


13.

СЕРГЕЙ ИВКИН, "На тростниках оплётки монгольфьера"

http://stihi.ru/2009/06/19/4001 номинатор Олег Калиненков

В самой себя регистрирующей рефлективности автором разыгрывается не лишенный кокетства театрик в эстетике далеко не всегда оправданной маньеристской изощренности. Не уверен, что оплетка монгольфьера необходимое, а не избыточное средство для передачи состояния, возникающего при довольно обыкновенном переходе от сна к бодрствованию. В этом есть что-то от тщетного стремления спектакуляризировать каждый момент бытия. Но в самой спектакулярности присутствует подкупающая артистичность.


14.

СТАНИСЛАВ МИНАКОВ, "Ванечкина тучка"

http://stihi.ru/2010/06/09/2496 номинатор Олег Калиненков

Первые две строфы – отличные по чистоте реализации образцы переосмысления обыденной метафизики с помощью приемов наива. Ошеломляющий посыл: «Посадил Ванюша маму в землю как цветочек». Но дальше появляется запинание речи, которое не оправдывается просторечием лубка. Такое чувство, что автор просто не дотянул, не доработал как следует. И отсюда некоторая дефектность образного ряда, сумбур, не позволяющий  автору акцентировано разработать метафору «над ним не каплет». Словно после смерти Ванюшина мама превратилась всего-лишь в зонтик, закрывающий своего сыночка от дождя. А это не совсем то, как мне кажется, чего добивался автор.


15.

ИГОРЬ ПРИКЛОНСКИЙ, "Больно..."

http://www.stihi.ru/2010/06/30/1392 номинатор Виктория Ленос

Это стихотворение могло бы меня заинтересовать как читателя, если б не было на грани банальности. И единственное, что зацепило, – это нарратив, которые редко встречается в совремнных стихах. Интонация в нем близко подходят к тому, чтобы стать приемом такой чуть-чуть косолапой небрежной речи, но не становится. А если б стала, оно могло бы состояться. Вот такая коллизия сослагательности.


16.

МУСЯ, "Куст"

http://www.stihi.ru/2003/11/19-1282 номинатор Виктория Ленос

Стихотворение в традициях сентиментализма. Незначительное бытовое происшествие (лирический герой, вцепившись в куст, выбирается из пропасти,) гиперболизировано до вселенских масштабов. Если б оно было написано в 18 веке Томасом Греем, к нему не было бы вопросов. Но сегодня уже 21 век. И если вынимать из пронафталиненного шкафа эту традицию, то только для того, чтоб переосмыслить и трансформировать в какое-то новое качество, а не надеть и торжественно носить, как побитый молью и расползающийся по швам вышедший из употребления сюртук.


17.

MAYRA (Лариса Подистова), "Будет время бессонниц..."

http://stihi.ru/2004/01/30-1336 номинатор Светлана Езерская

На протяжении целого стихотворения автор пытается выразить одну в общем-то незамысловатую мысль, что после зимы наступит весна. Нужно ли вкладывать в это столько практически ничего не добавляющей к этому общеизвестному факту многозначительности? Ведь в том, как эта мысль выражена автором, на мой взгляд, нет ничего, что оправдывало бы эту многозначительность.


18.

БОРИС ПАНКИН, "ночь улица фонарь аптека..."

http://www.stihi.ru/2010/07/05/2925 номинатор Алексей Котельников

В этом довольно умело написанном стихотворении тема апокалиптики раскрыта довольно банально. И эта банальность содержания, на мой взгляд, нисколько не искупается чистотой исполнения.


19.

АНДРЕЙ ПШЕНКО, "Питерское предновогоднее"

http://www.stihi.ru/2009/10/05/1058 номинатор Алексей Котельников

Совмещение прошлого и современности решается слишком прямолинейно и само собой исчерпывается. «Подростки из другого фильма» запоминаются, но в этом заключен весь смысл стихотворения, которого хватило бы на одну строку, а для целого стихотворения, на мой взгляд, слишком мало.


20.

АРЬЕ РОТМАН, "стихотворение на конкурс"

http://www.stihi.ru/2010/11/08/2536 Мариян Шейхова

Стихотворение написано в заимствованной традиции поэтики Мандельштама и ни в чем не выходит за пределы этой традиции. А ведь на дворе уже 21 век, а не первая треть 20-го.


21.

АЮНА АЮНА, "Ленское Лето"

http://www.stihi.ru/2010/07/01/4273 Мариян Шейхова

Имитация эпического этнографизма – ни эпика, ни этнография не получают авторского переосмысления.


22.

ИГОРЬ ШУВАЕВ, "Кинобудка"

http://stihi.ru/2009/06/13/5647 номинатор Игорь Волков

Поэтика назывых предложений по своей сути должна переносить и погружать читателя в некую реконструируемую ею реальность. Но не переносит, потому что задокументированные ею фрагменты реальности слишком ходульны. Нет ни одной в полной мере присвоенной автором и не принадлежащей никому иному, даже Бродскому.


23.

ГАЛИНА ЩЕКИНА, "хлещут ветры"

http://stihi.ru/2010/07/18/2925 номинатор Игорь Волков

Слишком громоздко и нарочито описываются простые в общем-то вещи –  горячий южный ветер, южное изобилие плодов, слепящее южное солнце, минеральная вода в каком-нибудь южном санатории. Для чего из всего этого воздвигаются словесные египетские пирамиды мне, как читателю, непонятно и не нужно. Это все равно, что изобретать атомный реактор только для того, чтоб пожарить на нем яичницу.


24.

ТАТЬЯНА ЖУКОВА, "Хочу в тебя"

http://www.stihi.ru/2006/04/28-1416 номинатор Доктор Гумис

Любить кого-то до такой степени, чтобы до изнеможения жаждать влезть в него со всеми потрохами и контролировать его изнутри – этого явно недостаточно для возникновения художественного произведения, хотя чисто по-человечески автору можно посочувствовать.


25.

ДАНИИЛ АЛЬТЕРМАН, "Пейзаж"

http://www.stihi.ru/2010/10/03/4681 номинатор Доктор Гумис

Образный ряд стихотворения сквозит беспомощностью. Ничего запоминающегося, разве что кроме курьезных «размоклых скрипок», и то потому, что это, вероятно, и есть тот самый инструмент, в метафорическом разумеется смысле, на котором автор пытается нам что-то сыграть.


26.

ИННА ЗАСЛАВСКАЯ, "Сицилия"

http://www.stihi.ru/2010/10/13/95 номинатор Марта Синельникова

Довольно громоздкая вариация на тему «Когда б вы знали, из какого сора растут стихи, не ведая стыда», но гораздо более банальная, сообщающая нам, что стихи рождаются «от слова» и получаются то «сочными», то «засушенными». В данном случае получились засушенные, хоть и многословные.


27.

ВЕРА ДА ЮРА, "Мелодия в ночи"

http://www.stihi.ru/2010/09/20/277 номинатор Марта Синельникова

Выброшенный на свалку рояль в качестве символа упадка культуры – слишком очевидный образ, чтобы быть правдой. И потому предсказуемо не повлек за собой возникновение сколько-нибудь интересного вербального воплощения.


28.

АЛЁНА ГРЕКОВА, "Августовские иды"

http://stihi.ru/2010/08/13/5709 номинатор Ирина Зиновьевна

Попытка написать нечто небанальное по поводу того банального факта, что в августе солнце заливает своим светом крыши, не удалась. Это же относится и ко всему остальному, что есть в этом стихотворении.


29.

АЛЕКС НЕЖЕБУД, "Коровка"

http://stihi.ru/2004/06/15-694 номинатор Ирина Зиновьевна

«Штамповка вьюг и льдин» – довольно точно отражает художественный метод этого стихотворние. Будем надеяться, что в будущих стихах эта штамповка тоже «остановится» и автор перейдет к штучной выделке.


30.

МИХАЙЛОВ (ВИНОГРАДОВ) ДЕНИС, "Окурок в поле, рваный запах ржи"

http://www.stihi.ru/2010/10/16/1271 номинатор Жан-Поль Прутков

Гудение телеграфного столба не мешает думать солнцу – довольно очевидный и архаичный прием олицетворения. Все стихотворение строится на подобного рода приемах. И это не способно поразить воображение или создать новую художественную реальность.


31.

АЛЕКСАНДР ЛАНИН (АЛАН), "Марш с барабанчиком"

http://stihi.ru/2003/08/14-104 номинатор Жан-Поль Прутков

Сплошной набор бана-бана-банальностей.


32.

ЕВГЕНИЙ ФИЛИН-СОКОЛОВ , "Куб"

http://stihi.ru/2007/06/06-2525 номинатор Андрей Сафронов

Набор реалий, который у меня как читателя должен создать ощущение погруженности в поток бытия. Но не создает. Набор достаточно тривиальный. Ему явно не хватает парадоксализма.


33.

МАША ЭН, "Ботаника"

http://stihi.ru/2009/10/22/8956 номинатор Андрей Сафронов

Стихи для студенческого капустника.


34.

АРТЕМОНА ИЛЛАХО, "Ковры-самолёты тоже падают"

http://www.stihi.ru/2009/02/26/6851 номинатор Оскар Боэций

Похоже, здесь все ограничивается многозначительностью. Означающее без означаемого. Но даже для легитимности в поле постмодернизма означающее должно выступать в роли собственного означаемого, чего в этом стихотворении не достигнуто.


35.

БАТЛЕР, "Вывод?.."

http://www.stihi.ru/2010/07/22/6921 номинатор Оскар Боэций

Не знаю, что мне как читателю делать с этими солнцем и луной, одно из которым может быть наследством, а другое нет. Принимать на веру или требовать объяснений. Но автор играет в такую игру, где все должно приниматься по умолчанию. Но оно же может по умолчанию и не приниматься. И я по умолчанию остаюсь в недоумении, потому что стихотворение не вовлекает в свою игру, но правила игры им соблюдены.


36.

ЭЛИНА ЛЕОНОВА, "Дворник"

http://stihi.ru/2010/10/23/5054 номинатор Евгений Петропавловский

Незамысловатые взаимоотношения дворника с метлой и кофейником не удалось наполнить дополнительным измерением даже с помощью некоторого арсенала гротесковых приемов наивного искусства.


37.

АЛЕКСАНДРА АКСОЛОТЛЬ ПЕТРОВА, "Дактилоскопическое"

http://stihi.ru/2010/08/31/1494 номинатор Евгений Петропавловский

Ученические упражнения в иносказании. Не говорить прямо, но чтоб было понятно о чем. Подняться на одну ступень сложности по сравнению с прямым высказыванием. Но “дактилоскопия” и “зебра следов от тугой резинки” свидетельствуют о возможном в дальнейшем переосмыслении автором соотношения метафоричности и прямого высказывания.


38.

ДМИТРИЙ МАШАРЫГИН-ОЗЕРСКИЙ, "вот снег идёт простой"

http://www.stihi.ru/2009/05/21/5399 номинатор Натан Хлебник

Опыты в области наивного искусства. Задача ясна, но не решена. Нового ракурса на наивное искусство стихотворение мне не дало. Я не увидел его переосмысления или в каком-нибудь новом свете.


39.

ЧИГИРЬ РОМАН, "У Варвары ноги были из бумаги..."

http://www.stihi.ru/2010/10/28/3322 номинатор Выход из-под контроля

Номинирует Выход из-под контроля. И стихотворение претендует на выход из-под контроля обыденного сознания на материале фольклора. Но выхода из-под контроля как раз-таки не получилось. Получился лубок, разбавленый абсурдом, но не создающий нового качества лубка или иного качества абсурда. Художественная задача слишком очевидна, но все же имеет место быть.


40.

НАТАН ХЛЕБНИК, "зачем зачем о жизни три вОрона летят..."

http://www.stihi.ru/2010/10/15/2587 номинатор Выход из-под контроля

Недостаточно абсурдный абсурд, не поражающий воображения, остающийся в пределах традиции абсурдизма. Поэтому не поймешь, то ли это стихотворение действительно обладает некоторыми литературными достоинствами, то ли это традиция абсурда его сама вытягивает, почти что без помощи автора.


41.

БЕЛЕНКО "Песня"

http://www.stihi.ru/2010/11/07/1107 номинатор Юрий Катин

Это стихотворение можно было не писать и не читать, как, впрочем, и не номинировать.


42.

УЖЕ ДРУГАЯ "Вербеновый запах её волос"

http://www.stihi.ru/2010/11/12/5664 номинатор Юрий Катин

Манерность на грани пошлости, но в то же время какая-то несомненная общая литературная одаренность.


Рецензии
Респект критику. Позиция есть, и внятное обоснование. Жесткость, за которое уровень, - явление редкое и приятное.

Мариян Шейхова   12.12.2010 00:34     Заявить о нарушении
На это произведение написано 30 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.