Рецензии на произведение «Итоги ноября. Марк Шатуновский»
Показывать в виде списка | Развернуть сообщения
Респект критику. Позиция есть, и внятное обоснование. Жесткость, за которое уровень, - явление редкое и приятное.
Мариян Шейхова 12.12.2010 00:34 Заявить о нарушении
Друзья! Тут произошло досадное... Вот уже несколько человек ничего не могут понять (включая модераторов). Утром мой номинант Денис Михайлов обратился к Марку Шатуновскому с просьбой ответить на вопросы, касающиеся его (эксперта) минирецензии. При этом привел небольшие свои комментарии и аргументацию (100% корректные).
В 16:00 Марк Шатуновский дал развернутый (не на один экран) и деликатный ответ.
После этого Денис подробно и четко ответил по всем замечаниям. Но удивительным образом после этого вся ветка исчезла. Видимо налицо технический сбой (так как никаких следов ее не обнаружено... никем).
...
Я спешу снять естественно возникшие недоумения. А также предоставить уважаемым автору и его эксперту возможность хоть как-то завершить беседу (которая обещала быть замечательно интересной... право жаль)
...
Приносить извинения за сервис глупо, но...
...
Так что, друзья и коллеги, если есть желание - прошу...
Жан-Поль Прутков 07.12.2010 18:38 Заявить о нарушении
(прошу не испытывать неудобств - обещаю не вмешиваться)))
Жан-Поль Прутков 07.12.2010 18:41 Заявить о нарушении
Спасибо за ответ от "мэтра".
Со знаками препинания - очень просто. Я считаю, что строки - это как бы взлетные полосы или нечто подобное тому; и на концах строк не должно быть никаких помех, препинаний.
А в других местах строки - почему бы и нет?
>Автор «берет» собственное видение и делает его видением всех – в этом и состоит процесс написания стихотворения.
Совершенно с Вами согласен - и даже удивлен точностью определения. (Правда, у меня есть своя - а, может быть, и разработанная кем-то раньше, идея о поэте как о Посреднике; но об этом писать долго).
Теория - теорией, а практика - практикой. На портале Рифма.ру, на "РР" (портале "Русские Рифмы") половина или немного больше отзывов о моих стихах содержат слово "зримость", либо косвенно выявляется "видеоряд" стиха. Эта тема присутствует как в положительном, так и (редко) в отрицательном комментарии (в нем, в основном, задаются вопросы того уровня грубости, которого достиг Олег Калиненков; "Зачем здесь это", "Как это понять", "Не впечатляет" - и т.д.). Но на Рифме.ру грубость вопросов не является необходимостью, там поэт пытается всмотреться в состояние другого поэта. Если даже не говорить о "зримости", то критерий таков: не читай со стороны необходимой для прозы логики, но - лови состояние. И Вы знаете - ловится, в большинстве отзывов. Это можно проверить на Рифме.ру, там я Виноградов Денис. Вопросы типа: "А это что?", "А это откуда взялось и зачем?" там отсутствуют в силу большего количества поэтов-профессионалов, нежели на Стихире.
[Должен заметить, что я не просил и не требовал "развернутого разговора" - напротив, что-то требовали с меня, но это - не в тему].
>Вы претендуете на то, чтоб предложить мне как читателю видеть не так, как я привык видеть
Уважаемый Марк, я нигде не оставлял этой "претензии". Просто я удивился тому, как можно использовать этот странный "мэтровский" алгоритм, который нехитер: "Я, такой-то мэтр, не вижу здесь ничего нового и убеждающего".
Я готов признать любые неровности в моих стихах, но такой подход чисто эмоционально показался мне некорректным. Что я, собственно, и констатировал. Вовсе не претендуя и не высказывая желания получить развернутую рецензию.
>Я не представляю себе ни поля, ни места в этом поле, где автор видит окурок.
Простите, Марк, но мне не представляется возможности кого-то в чем-то убеждать. Если бы это был, например, рассказ, то я ОБЯЗАН был бы выписать всю предметность так, чтобы она сложилось в нечто целое.
В данном же случае этим "нечто целым" является состояние, переданное автору (а не созданное им, но это, опять же, тема для большой дискуссии). Упоминая о поэте как о Посреднике, я забыл упомянуть о теме "безавторности" стиха. Как Вы знаете, эта традиция наибольшее развитие получила в японской и китайской поэзии. Я не мог бы полностью применить эту методику по отношению к себе, ибо она требует большого совершенства. Но взять оттуда нечто полезное я все же дерзнул. Уверен, что в этой древней поэзии "авторы" не придумывали этих Состояний. Они просто передавалось им - и поэты принимали его. [При помощи медитаций, созерцания и молитв].
Трудно сказать, при помощи чего это происходит сейчас. Лишь в одном я уверен, потому что никогда не занимался придумыванием метафор: у каждой метафоры - огромное число потенциальных значений, и начинать с выдумывания этих значений, доводя количество придуманного до максимума, значило бы начинать дело с конца.
>Но предметность окурка, рваного запаха ржи, теплого ветра ржавых механизмов – то ли работающих в поле, то ли подъезжающего на остановку транспорта, – все это работает, делает свое дело.
А вот за это - искреннее спасибо. Если бы все читатели подходили к стиху так, то не возникало бы вопросов о "местонахождении предметов", поскольку состояние - беспредметно, хотя и может иметь свои метки как бы в материальной среде.
>Мне даже не требуется, чтоб все было понятно, полностью расшифроанно. Я только хочу понять, для чего я напрягаю свое восприятие.
Но Вы же сами сказали, Марк, то, что я уже цитировал выше. Разумеется, напрягать воображение - уже не значит свободно читать. Есть другой выход: "ловить состояние". И тогда все в стихах будет "делать свое дело" (как Вы написали) - само.
[Здесь я говорю не об "Автоматических стихах" Поплавского или о подобных вещах, но о координации и гармонизации восприятия, которые осуществляется только в аспекте веры: если не самому автору, то - тому состоянию, которое было ПЕРЕДАНО ему].
Поймите меня правильно. Я не доказываю здесь, в противовес Вам, что стих - "не плохой, а хороший" - это было бы довольно глупо. А просто пытаюсь расставить какие-то опознавательные метки, которые были бы понятны Вашему и моему "художественному зрению".
>Мне многое в Вашем стихотворении импонирует. Прежде всего обилие предметной лексики. Жар, превращающий камыш в сухие гребни шелестящих трубок. Мне нравятся все эти вещественные детали, которые Вы тащите в стихи.
Спасибо, Марк. Надеюсь, это - не утешение побежденного врага :)
А из "вещественных деталей", причем из самых неприметных - веточек, обрывков газет, фрагментов старых заброшенных путей, из тех же окурков, стеклышек - образуется Город (не совсем в кортасаровском понимании): человек узнает себя, "возвращает" себя, вспоминает, самоидентифицируется. Поскольку ЛГ как бы сам "развеян" в этих неприметных предметах. И по ним может лишь частично, воспоминательно "восстановить" себя: тема стиха довольно трагична.
Ну, о выдумывании (т.е. шифровании, как пишете Вы) мы уже говорили. Если уж углубляться в тему, получится как раз попытка автора "дешифровать" переданные ему коды восприятия в рамках переданного же состояния. В этом и проявляется авторство: попытка передать "схваченное" состояние как можно точнее. Если в этом я не преуспел - то даже не буду это оспаривать.
И, наконец, последнее. Действительно, качество ВЫДУМАННОГО восприятия может быть высоким или низким. А восприятие живое, подлинное вряд ли можно описать как "новое" и "старое", "привычное" и "особое". Увы, поэт не может выбирать и оценивать состояние, которое передается ему (для удобства условно скажем: "природой"), такие состояния редки - и выбора принимать их или не принимать у автора нет.
Выбор есть только в вышеупомянутой "дешифрации", в качестве трансляции - ведь даже на лучших моделях телевизоров бывают помехи. Вот в их преодолении, очищении и переложении и состоит авторское мастерство. В котором я, разумеется, в некоторых случаях могу быть далеко не совершенен. И это уже - моя вина. Я не могу оспаривать четкость "передачи" для читателя. А, следовательно, не оспариваю и недостатков в данном стихе.
С уважением -
Денис Виноградов.
Михайлов Денис 07.12.2010 18:54 Заявить о нарушении
и вообще под этой рецкой творится бог знает что
она у меня в кабинете не отражалась уже с момента её написания)))
под обзором - есть
а в кабинете её нет, точно её никто и не писал.
вот всё что было в ожидание ответа Шатуновского:
Рецензия на «Итоги ноября. Марк Шатуновский» (Большой Литературный Конкурс)
--------------------------------------------------
МИХАЙЛОВ (ВИНОГРАДОВ) ДЕНИС, "Окурок в поле, рваный запах ржи"
http://www.stihi.ru/2010/10/16/1271 номинатор Жан-Поль Прутков
Гудение телеграфного столба не мешает думать солнцу – довольно очевидный и архаичный прием олицетворения. Все стихотворение строится на подобного рода приемах. И это не способно поразить воображение или создать новую художественную реальность.
--------------------------------------------------
Художественная реальность существует всегда.
Независимо от нас, смертных.
Там всё уже самоидентифицированно - и не требует олицетворения.
Просто войти в нее можно с разных сторон.
Со стороны веры в эту художественную реальность - и со стороны деструктивной критики.
Михайлов Денис 07.12.2010 08:07 • Заявить о нарушении правил
Добавить замечания
если входить со стороны веры, то на стихире 11,5 миллионов произведений
Олег Калиненков 07.12.2010 08:18 Заявить о нарушении правил / Удалить
Художественная реальность онтологически самодостаточна. Вот есть, допустим, этот мир, есть мир загробный - почему бы не быть третьему - миру художественной реальности?
А произведения находятся/отсутствуют там независимо от нас.
Михайлов Денис 07.12.2010 09:09 Заявить о нарушении правил
этот мир есть, не "допустим") а просто есть.
то есть для кого-то и его, конечно, нет. но большинство придерживается этой аксиомы)
все остальные миры - доказываются.
загробный мир доказывается уже тысячи лет, и доказывается путём создания художественной реальности.
выражения загробный мир и мир художественной реальности вообще нельзя поставить рядом. загробный мир - это тема, а художественная реальность - цель и степень развития этой темы. то есть, можно уже давно сказать, что загробный мир стал художественной реальностью.
у вас в стихе не доказывается ничего, поэтому ничему и не приходится верить.
кованым обрывам не хватает литых холмов или хоть какой-нибудь кувалды в тексте.
какие механизмы в ржаном поле создают ветер? комбайны?
о чём думает солнце? пока я не узнаю, о чем - я ведь не поверю, что оно вообще думает.
а окурок в поле что делает? зримости добавляет, что ли?
акмеизма добавили чуток к "лесной реке, блуждающей в конверте лугов тревоги"?
Олег Калиненков 07.12.2010 11:26 Заявить о нарушении правил / Удалить
Ну, что касается реальности загробного мира - это мы только после смерти на ВСЕ 100% узнаем.:)
Если стих визуален, он не может быть понят аналитически, разложенным на отдельные образы с малой метафорикой (то есть, почти на аллегории, где уж точно все понятно - почему, зачем и как).
Да и вообще, имхо, поэзия отличается от прозы именно по этому принципу: первая - синтез, вторая - анализ. Хотя есть и символистские тексты, и разные потоки "сознания" и "подсознания" и т.д., но им аналитики все равно не избежать.
Ведь уместно спросить у автора-прозаика: "А этим образом Вы что хотели выразить?". И порлучить аналитическое (разделяющее текст на составляющие) объяснение.
А стихи - неразложимы таков уж мой критерий, да и не только мой. Думаю, невозможность рассматривания поэзии дискретно и аналитично - давно уже кем-то доказана.
А теперь - контрольный пункт. Если вас ДЕЙСТВИТЕЛЬНО интересует, что делает в стихе окурок, и это именно интерес, а не ёрничество - все вопросы к моему номинатору. Это - его личная инициатива, я на Стихире больше не печатаюсь. Возможно, он сможет стать посредником между нами (если уж мы друг друга действительно не понимаем).
А если это - попытка "лишнй раз посмеяться" над тем, чего Вы лично не поняли (а стих этот в Рунете вызывал хорошую реакцию - имено в аспекте понимания этой "картинки", "видеоряда" и т.п - Ваше замечание - первое) - то, полагаю, на Стихире (где не по моей инициативе опубликованы тысячи стихов) найдется какой-либо жанр, более отвечающий удовлетворению данной потребности. Вот, скажем, Гена Бутов, или раздел матерных стихов. Иронческие стихи. Там точно не будет лишних деталей.
И еще: не могу понять одну вещь. Отзыв-то я написал Марку Шатуновскому. А разговор почему-то чудесным образом перешел на тему Вашего стихопонимания. Уважаемый Марк не ответил мне ни разу. Неужели Вы хотите перед ним себя унизить? А это - уже не поэтическая кухня. Я не влезаю в диалоги, если меян не зовут.
А если диалога нет - соответственно, хотя вопрос об именно Вашем понимании моей поэзии остатся открытым, он открыт только для Вас.
С уважением -
Денис Виноградов
P. S. Я, со своей стороны, всегда готов дать Вам радость написать последний комментарий. А сейчас - откланиваюсь.
Михайлов Денис 07.12.2010 12:03 Заявить о нарушении правил
я думаю, ваш номинатор не заставит себя долго ждать))
хотя мне хотелось услышать это от вас.
если поэзия синтез, то её как раз и можно разложить на составляющие. и сказать, что вот это впечатление складывается из этих, этих, и этих слов.
Олег Калиненков 07.12.2010 12:27 Заявить о нарушении правил / Удалить
Олег! я с радостью отвечу. Окурок здесь (в поле) - это могучий символ дуализма, призванный сгенерировать подсознательный неуют у поэтов-аграрников, а равно всплеск вожделения у тех, кого убивает цена не только на любовь, но и на табачные изделия..... Попутно он выполняет роль метки для гектара, в котором с упомянутыми лицами не рекомендуется принимать сидячую позу...
Вот как-то так... (исключительно с художественной точки зрения)))
Жан-Поль Прутков 07.12.2010 12:58 Заявить о нарушении правил
я приблизительно так и думал)
спасибо, что не так длинно как обычно, а именно по самой сути
Олег Калиненков 07.12.2010 13:02 Заявить о нарушении правил / Удалить
проблема только в том, что мне действительно было интересно,что делает одинокий "окурок в поле" в стихе построенном из "конвертов лугов тревоги", а не ёрничество вашего номинатора, Денис.
Олег Калиненков 07.12.2010 13:19 Заявить о нарушении правил / Удалить
Олег! какие благодарности? для своих я предельно лапидарен... Ввиду тонкости сфер и моей пугающей (самого себя) глубины часто приходится детализировать свое повествование (это кстати, еще и дурная привычка из реала - работаю в сфере с инородной логикой, свой среди чужих, чужой среди своих... вот и приходится пояснять по нескольку раз....... хотя здесь то же))))
Жан-Поль Прутков 07.12.2010 13:22 Заявить о нарушении правил
не я это посеял - увы, пеняйте на себя
Жан-Поль Прутков 07.12.2010 13:25 Заявить о нарушении правил
что посеял? за что пенять?
я уже привык к вашему скоморошеству
уже и окурок потонул в вашем остроумии и прочих тут предъявленных особенностях вашей психики.
жаль, я не успел это выяснить у Дениса, теперь запускать во всё это руку, чтобы выловить сам вопрос, у меня уже желание отпало, думаю, что и у него тоже.
можете тут дальше отплясывать в одиночестве, если репертуар ещё позволяет.
Олег Калиненков 07.12.2010 14:15 Заявить о нарушении правил / Удалить
Олег Калиненков 07.12.2010 19:38 Заявить о нарушении
(надеюсь теперь понимаете, почему я так ответил... а потом не отреагировал?)))
Жан-Поль Прутков 07.12.2010 19:53 Заявить о нарушении
вы оба такие теруны, что у меня уже ум за разум заходит)))
Олег Калиненков 07.12.2010 19:59 Заявить о нарушении
Просто я удивился тому, как можно использовать этот странный "мэтровский" алгоритм, который нехитер: "Я, такой-то мэтр, не вижу здесь ничего нового и убеждающего".
Но когда я задал ему несколько конкретных вопросов, он отослал меня к номинатору, как к секретарю какому-то, а то сбацал мне канкан из всего своего арсенала, накопленного за жпп лет.
давай три...
боец за идею)))
Олег Калиненков 07.12.2010 20:04 Заявить о нарушении
Прежде всего какие-то знаки препинания у Вас есть, а какие-то отсутствуют. Если есть все – вопросов нет. Если нет ни одного, то это означает, что грамматика стихотворения столь очевидна, что пунктуацию можно опустить, как ненужную банальность, т.е. тоже нет вопросов.
Но у Вас промежуточная позиция. Совсем опустить пунктуацию Вы не можете по той вполне понятной причине, что грамматика Вашего стихотворения далеко не очевидна. Тем не менее в каких-то местах она отсутствует, вероятно в таких, в которых Вы считаете ее очевидной.
Ну что ж это окказионализм, который вполне может иметь место. Окказионализм, т.е. некоторое неузаконенное видение, – это необходимая составляющая стихотворного текста. Автор «берет» собственное видение и делает его видением всех – в этом и состоит процесс написания стихотворения.
Или автор поступает наоборот. Он предлагает читателю такое отсутствие самой возможности видения, которое разрушает привычную читательскому восприятию очевидность, делает наглядной банальность прямого видения. Но в Вашем стихотворении, как и в случае с пунктуацией, не происходит ни того, ни другого.
Вы претендуете на то, чтоб предложить мне как читателю видеть не так, как я привык видеть. Но то, как Вы сами видите, как это реализовано в Вашем стихотворении, не дает мне новых инструментов видения, позволяющих видеть по-новому. И, в то же время, не дезавуирует банальности моего видения.
В результате в Вашем стихотворении я нахожу нечто сомнтельное. Некую неспособность автора превратить свое окказиональное видение во что-то убедительное.
Стихотворение претендует на какой-то почти вещественный документализм. Настраивает мою оптику на достоверность восприятия. Я не представляю себе ни поля, ни места в этом поле, где автор видит окурок. Но предметность окурка, рваного запаха ржи, теплого ветра ржавых механизмов – то ли работающих в поле, то ли подъезжающего на остановку транспорта, – все это работает, делает свое дело. Можно, конечно, обсуждать, в какой мере работает и в какой нет.
Мне даже не требуется, чтоб все было понятно, полностью расшифроанно. Я только хочу уяснить, для чего я напрягаю свое восприятие. Неужели для того, чтобы узнать, что кто-то сошел на остановке в поле и не пошел «прыгать» через поле напрямки, а стал обходить его по канаве. Все только для того, чтоб получилось «художественно»?
Для меня как читателя совершенно очевидно, что только для этого у канавы появились шаги (это прием олицетворения), а зверю приписана былинная функция торить дорогу реке (тоже олицетворение безличных сил природы). Стопа из глины – это всего лишь земля налипшая на подошвы и нет никаких оснований формулировать это таким причудливым и неловким образом. А река, блуждаюшая в конверте «тревожных» лугов – это всешго лишь ее петляющая среди лугов траектория, не требующая такого искусственно сконструированного образа. И наконец, финальное олицетворение столба и солнца.
Я не зря написал об олицетворении. Олицетворение древний прием, порожденный неспособностью объяснить явления природы. Когда надо было заполнить зияние в необъяснимых явлениях, древние люди прибегали к олицетворению. А зачем оно понадобилось Вам? Чтоб заполнить зияние, создаваемое требованиями художественности?
Мне многое в Вашем стихотворении импонирует. Прежде всего обилие предметной лексики. Жар, превращающий камыш в сухие гребни шелестящих трубок. Мне нравятся все эти вещественные детали, которые Вы тащите в стихи.
Но мне как читателю совершенно очевидно, что Вы пока что сами не знаете, для чего Вы это делаете. Не для того же, чтоб зашифровать обыденные вещи. Что б читатель поламал голову и расшифровал это все как кроссворд, тоже не случайно упоминаемый в Вашем стихотворении.
Ваше стихотворение не создало нового качества описываемой Вами реальности. И не разрушило привычного воприятия. В итоге как читатель я не нашел для себя поприща в Вашем стихотворении.
Марк Шатуновский 07.12.2010 20:14 Заявить о нарушении
Олег Калиненков 07.12.2010 20:26 Заявить о нарушении
***********************************************************
БРАВО!
Марк! че-слово, от меня НИЖАЙШИЙ ПОКЛОН!
Теперь все восстановлено.
Дам шпаргалочку-схему, как развивалась и как следует читать беседу:
1. Сначала должен идти кусок сохраненный Олегом Калиненковым (он здесь в его реплике: "Олег Калиненков 07.12.2010 19:38"... или это третье по счету замечание в этой ветви)
2. Далее вышестоящий кусок Марка Шатуновского (вот этот "Марк Шатуновский 07.12.2010 20:14" - т.е. 7-е замечание в ветви)
3. И последним кусок Дениса Михайлова ("Михайлов Денис 07.12.2010 18:54" - или это вторая реплика в ветви)
*****************************************************************
!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!
Прошу!)))
Жан-Поль Прутков 07.12.2010 20:57 Заявить о нарушении
К стиху Дениса нельзя подходить с навыками из ТММ (теории механизмов и маши) или аграрной политики. Разобрать на винтики или отделить вершки и корешки. Он вам об этом и сказал. Его надо воспринимать. Как пример, что это возможно, он отослал ко мне (не за разъяснениями). Моя роль в этой мезансцене была только в том, чтобы сделать два шага вперед... или деревянно откликнуться после постукивания по себе (ну т.е. обозначить, что я материален).............. Ну, примерно это я и сделал (попутно намекнув правильный ход мыслей... эзоповски конечно, но не без Станиславского)))
Жан-Поль Прутков 07.12.2010 21:15 Заявить о нарушении
а еще ниже - мой пост с комментариями
Степ 07.12.2010 21:16 Заявить о нарушении
ЖПП, почитали бы Вы латинские пословицы, что ли.
Что в стихе вода, что в Ваших комментах.
Просто Санта 07.12.2010 21:21 Заявить о нарушении
Жан-Поль Прутков 07.12.2010 21:25 Заявить о нарушении
не сомневаюсь также и в том, что он получил приличное количество комплементарных отзывов на рифме.ру от людей расчитывавших на взаимность.
но аргументы в пользу стиха могут находиться ТОЛЬКО внутри стиха.
и не то что вы, сам Эзоп не поможет поверить в обратное.
Олег Калиненков 07.12.2010 21:29 Заявить о нарушении
Просто Санта! Мне лень разжевывать (и себя и здесь присутсвующих)............ Ну это не наша ветка, а Дениса и Марка.
...
Давайте оставим молодых наедине)))... В конце-концов я обещал.
(Правда Денис сообщил, что он вынужден свалился после суточной работы - скорее всего мы его увидим только завтра)
Жан-Поль Прутков 07.12.2010 21:29 Заявить о нарушении
Я сделал по другому - посему могу сослаться только на результат (номинация)))
Право, доброй ночи! Не хочу ничем засорять ветвь...
Жан-Поль Прутков 07.12.2010 21:32 Заявить о нарушении
Право первой ночи - это понятно...
а что такое Право доброй ночи?
Степ 07.12.2010 21:37 Заявить о нарушении
Жан-Поль Прутков 07.12.2010 21:43 Заявить о нарушении
любые способы оценить стишки и навесить бирки с номерками - банальная вкусовщина, а часто и пошлый протекционизм :) (здесь следует положить руку на сердце)
нет никакого смысла в попытках обогатить или обокрасть своим "вкусом" другого, даже прибегая к помощи принятых языковых норм. всем давно известно, что нормы эти не статичны.
известно так же, что один и тот же человек, прочитав одни и те же строки в разные периоды жизни, воспримет их по-разному (если речь не идёт о тупопрямолинейных графоманускриптах, где нет никакого пространства для фантазии читающего).
ну, например, при первом чтении фантазию блокировал приступ геморроя и восприятие показалось слишком болезненным :)) да, что угодно...
в общем, я к тому клоню, что не следует так уж расстраиваться и радоваться тоже не стоит, господа "плохие" и "хорошие" писатели :))
мир вам
Альванди Маэртис 07.12.2010 17:38 Заявить о нарушении
Степ 07.12.2010 18:04 Заявить о нарушении
Альванди Маэртис 07.12.2010 20:02 Заявить о нарушении
именно поэтому были предприняты беспрецедентные усилия по борьбе с протекционизмом))
Спасибо, что Вы ее кратко изложили с присущей Вам языковой свободой и элегантностью ))
Степ 07.12.2010 21:19 Заявить о нарушении
Олег Калиненков 07.12.2010 22:00 Заявить о нарушении
Альванди Маэртис 07.12.2010 22:15 Заявить о нарушении
Альванди Маэртис 07.12.2010 22:20 Заявить о нарушении
упоминание геморроя входит в понятие свободы языка))
Степ 07.12.2010 22:32 Заявить о нарушении
хотелось бы пожелать авторам и экспертам, чтобы свобода языка никак не была связана с геморроем :)) а читателям - читать то, что нравится
Альванди Маэртис 08.12.2010 00:06 Заявить о нарушении
Альванди Маэртис 08.12.2010 00:16 Заявить о нарушении
зайду без приглашений на разбор, когда опять смешно будет
Альванди Маэртис 09.12.2010 16:09 Заявить о нарушении
Простите, Марк, но я не нашел "поприща" с участием Олега и Жана-Поля Пруткова. Возможно, эта полемика стерта.
Но я узнал об этом только после написанного отзыва на Ваш большой разбор моего стиха "Окурок в поле, рваный запах ржи". Поэтому размещаю ответ здесь. Прошу понять меня правильно.
Спасибо за ответ от "мэтра".
Со знаками препинания - очень просто. Я считаю, что строки - это как бы взлетные полосы или нечто подобное тому; и на концах строк не должно быть никаких помех, препинаний.
А в других местах строки - почему бы и нет?
>Автор «берет» собственное видение и делает его видением всех – в этом и состоит процесс написания стихотворения.
Совершенно с Вами согласен - и даже удивлен точностью определения. (Правда, у меня есть своя - а, может быть, и разработанная кем-то раньше, идея о поэте как о Посреднике; но об этом писать долго).
Теория - теорией, а практика - практикой. На портале Рифма.ру, на "РР" (портале "Русские Рифмы") половина или немного больше отзывов о моих стихах содержат слово "зримость", либо косвенно выявляется "видеоряд" стиха. Эта тема присутствует как в положительном, так и (редко) в отрицательном комментарии (в нем, в основном, задаются вопросы того уровня грубости, которого достиг Олег Калиненков; "Зачем здесь это", "Как это понять", "Не впечатляет" - и т.д.). Но на Рифме.ру грубость вопросов не является необходимостью, там поэт пытается всмотреться в состояние другого поэта. Если даже не говорить о "зримости", то критерий таков: не читай со стороны необходимой для прозы логики, но - лови состояние. И Вы знаете - ловится, в большинстве отзывов. Это можно проверить на Рифме.ру, там я Виноградов Денис. Вопросы типа: "А это что?", "А это откуда взялось и зачем?" там отсутствуют в силу большего количества поэтов-профессионалов, нежели на Стихире.
[Должен заметить, что я не просил и не требовал "развернутого разговора" - напротив, что-то требовали с меня, но это - не в тему].
>Вы претендуете на то, чтоб предложить мне как читателю видеть не так, как я привык видеть
Уважаемый Марк, я нигде не оставлял этой "претензии". Просто я удивился тому, как можно использовать этот странный "мэтровский" алгоритм, который нехитер: "Я, такой-то мэтр, не вижу здесь ничего нового и убеждающего".
Я готов признать любые неровности в моих стихах, но такой подход чисто эмоционально показался мне некорректным. Что я, собственно, и констатировал. Вовсе не претендуя и не высказывая желания получить развернутую рецензию.
>Я не представляю себе ни поля, ни места в этом поле, где автор видит окурок.
Простите, Марк, но мне не представляется возможности кого-то в чем-то убеждать. Если бы это был, например, рассказ, то я ОБЯЗАН был бы выписать всю предметность так, чтобы она сложилось в нечто целое.
В данном же случае этим "нечто целым" является состояние, переданное автору (а не созданное им, но это, опять же, тема для большой дискуссии). Упоминая о поэте как о Посреднике, я забыл упомянуть о теме "безавторности" стиха. Как Вы знаете, эта традиция наибольшее развитие получила в японской и китайской поэзии. Я не мог бы полностью применить эту методику по отношению к себе, ибо она требует большого совершенства. Но взять оттуда нечто полезное я все же дерзнул. Уверен, что в этой древней поэзии "авторы" не придумывали этих Состояний. Они просто передавалось им - и поэты принимали его. [При помощи медитаций, созерцания и молитв].
Трудно сказать, при помощи чего это происходит сейчас. Лишь в одном я уверен, потому что никогда не занимался придумыванием метафор: у каждой метафоры - огромное число потенциальных значений, и начинать с выдумывания этих значений, доводя количество придуманного до максимума, значило бы начинать дело с конца.
>Но предметность окурка, рваного запаха ржи, теплого ветра ржавых механизмов – то ли работающих в поле, то ли подъезжающего на остановку транспорта, – все это работает, делает свое дело.
А вот за это - искреннее спасибо. Если бы все читатели подходили к стиху так, то не возникало бы вопросов о "местонахождении предметов", поскольку состояние - беспредметно, хотя и может иметь свои метки как бы в материальной среде.
>Мне даже не требуется, чтоб все было понятно, полностью расшифроанно. Я только хочу понять, для чего я напрягаю свое восприятие.
Но Вы же сами сказали, Марк, то, что я уже цитировал выше. Разумеется, напрягать воображение - уже не значит свободно читать. Есть другой выход: "ловить состояние". И тогда все в стихах будет "делать свое дело" (как Вы написали) - само.
[Здесь я говорю не об "Автоматических стихах" Поплавского или о подобных вещах, но о координации и гармонизации восприятия, которые осуществляется только в аспекте веры: если не самому автору, то - тому состоянию, которое было ПЕРЕДАНО ему].
Поймите меня правильно. Я не доказываю здесь, в противовес Вам, что стих - "не плохой, а хороший" - это было бы довольно глупо. А просто пытаюсь расставить какие-то опознавательные метки, которые были бы понятны Вашему и моему "художественному зрению".
>Мне многое в Вашем стихотворении импонирует. Прежде всего обилие предметной лексики. Жар, превращающий камыш в сухие гребни шелестящих трубок. Мне нравятся все эти вещественные детали, которые Вы тащите в стихи.
Спасибо, Марк. Надеюсь, это - не утешение побежденного врага :)
А из "вещественных деталей", причем из самых неприметных - веточек, обрывков газет, фрагментов старых заброшенных путей, из тех же окурков, стеклышек - образуется Город (не совсем в кортасаровском понимании): человек узнает себя, "возвращает" себя, вспоминает, самоидентифицируется. Поскольку ЛГ как бы сам "развеян" в этих неприметных предметах. И по ним может лишь частично, воспоминательно "восстановить" себя: тема стиха довольно трагична.
Ну, о выдумывании (т.е. шифровании, как пишете Вы) мы уже говорили. Если уж углубляться в тему, получится как раз попытка автора "дешифровать" переданные ему коды восприятия в рамках переданного же состояния. В этом и проявляется авторство: попытка передать "схваченное" состояние как можно точнее. Если в этом я не преуспел - то даже не буду это оспаривать.
И, наконец, последнее. Действительно, качество ВЫДУМАННОГО восприятия может быть высоким или низким. А восприятие живое, подлинное вряд ли можно описать как "новое" и "старое", "привычное" и "особое". Увы, поэт не может выбирать и оценивать состояние, которое передается ему (для удобства условно скажем: "природой"), такие состояния редки - и выбора принимать их или не принимать у автора нет.
Выбор есть только в вышеупомянутой "дешифрации", в качестве трансляции - ведь даже на лучших моделях телевизоров бывают помехи. Вот в их преодолении, очищении и переложении и состоит авторское мастерство. В котором я, разумеется, в некоторых случаях могу быть далеко не совершенен. И это уже - моя вина. Я не могу оспаривать четкость "передачи" для читателя. А, следовательно, не оспариваю и недостатков в данном стихе.
С уважением -
Денис Виноградов.
Михайлов Денис 07.12.2010 17:52 Заявить о нарушении
Олег Калиненков 07.12.2010 08:18 Заявить о нарушении
А произведения находятся/отсутствуют там независимо от нас.
Михайлов Денис 07.12.2010 09:09 Заявить о нарушении
то есть для кого-то и его, конечно, нет. но большинство придерживается этой аксиомы)
все остальные миры - доказываются.
загробный мир доказывается уже тысячи лет, и доказывается путём создания художественной реальности.
выражения загробный мир и мир художественной реальности вообще нельзя поставить рядом. загробный мир - это тема, а художественная реальность - цель и степень развития этой темы. то есть, можно уже давно сказать, что загробный мир стал художественной реальностью.
у вас в стихе не доказывается ничего, поэтому ничему и не приходится верить.
кованым обрывам не хватает литых холмов или хоть какой-нибудь кувалды в тексте.
какие механизмы в ржаном поле создают ветер? комбайны?
о чём думает солнце? пока я не узнаю, о чем - я ведь не поверю, что оно вообще думает.
а окурок в поле что делает? зримости добавляет, что ли?
акмеизма добавили чуток к "лесной реке, блуждающей в конверте лугов тревоги"?
Олег Калиненков 07.12.2010 11:26 Заявить о нарушении
Если стих визуален, он не может быть понят аналитически, разложенным на отдельные образы с малой метафорикой (то есть, почти на аллегории, где уж точно все понятно - почему, зачем и как).
Да и вообще, имхо, поэзия отличается от прозы именно по этому принципу: первая - синтез, вторая - анализ. Хотя есть и символистские тексты, и разные потоки "сознания" и "подсознания" и т.д., но им аналитики все равно не избежать.
Ведь уместно спросить у автора-прозаика: "А этим образом Вы что хотели выразить?". И порлучить аналитическое (разделяющее текст на составляющие) объяснение.
А стихи - неразложимы таков уж мой критерий, да и не только мой. Думаю, невозможность рассматривания поэзии дискретно и аналитично - давно уже кем-то доказана.
А теперь - контрольный пункт. Если вас ДЕЙСТВИТЕЛЬНО интересует, что делает в стихе окурок, и это именно интерес, а не ёрничество - все вопросы к моему номинатору. Это - его личная инициатива, я на Стихире больше не печатаюсь. Возможно, он сможет стать посредником между нами (если уж мы друг друга действительно не понимаем).
А если это - попытка "лишнй раз посмеяться" над тем, чего Вы лично не поняли (а стих этот в Рунете вызывал хорошую реакцию - имено в аспекте понимания этой "картинки", "видеоряда" и т.п - Ваше замечание - первое) - то, полагаю, на Стихире (где не по моей инициативе опубликованы тысячи стихов) найдется какой-либо жанр, более отвечающий удовлетворению данной потребности. Вот, скажем, Гена Бутов, или раздел матерных стихов. Иронческие стихи. Там точно не будет лишних деталей.
И еще: не могу понять одну вещь. Отзыв-то я написал Марку Шатуновскому. А разговор почему-то чудесным образом перешел на тему Вашего стихопонимания. Уважаемый Марк не ответил мне ни разу. Неужели Вы хотите перед ним себя унизить? А это - уже не поэтическая кухня. Я не влезаю в диалоги, если меян не зовут.
А если диалога нет - соответственно, хотя вопрос об именно Вашем понимании моей поэзии остатся открытым, он открыт только для Вас.
С уважением -
Денис Виноградов
P. S. Я, со своей стороны, всегда готов дать Вам радость написать последний комментарий. А сейчас - откланиваюсь.
Михайлов Денис 07.12.2010 12:03 Заявить о нарушении
хотя мне хотелось услышать это от вас.
если поэзия синтез, то её как раз и можно разложить на составляющие. и сказать, что вот это впечатление складывается из этих, этих, и этих слов.
Олег Калиненков 07.12.2010 12:27 Заявить о нарушении
Вот как-то так... (исключительно с художественной точки зрения)))
Жан-Поль Прутков 07.12.2010 12:58 Заявить о нарушении
спасибо, что не так длинно как обычно, а именно по самой сути
Олег Калиненков 07.12.2010 13:02 Заявить о нарушении
Олег Калиненков 07.12.2010 13:19 Заявить о нарушении
я уже привык к вашему скоморошеству
уже и окурок потонул в вашем остроумии и прочих тут предъявленных особенностях вашей психики.
жаль, я не успел это выяснить у Дениса, теперь запускать во всё это руку, чтобы выловить сам вопрос, у меня уже желание отпало, думаю, что и у него тоже.
можете тут дальше отплясывать в одиночестве, если репертуар ещё позволяет.
Олег Калиненков 07.12.2010 14:15 Заявить о нарушении
А мы - просто поэты. У нас нет репертуара.
А ежели чего-то не доходит - лучше за умного сойти.
Михайлов Денис 07.12.2010 16:03 Заявить о нарушении
Прежде всего какие-то знаки препинания у Вас есть, а какие-то отсутствуют. Если есть все – вопросов нет. Если нет ни одного, то это означает, что грамматика стихотворения столь очевидна, что пунктуацию можно опустить, как ненужную банальность, т.е. тоже нет вопросов.
Но у Вас промежуточная позиция. Совсем опустить пунктуацию Вы не можете по той вполне понятной причине, что грамматика Вашего стихотворения далеко не очевидна. Тем не менее в каких-то местах она отсутствует, вероятно в таких, в которых Вы считаете ее очевидной.
Ну что ж это окказионализм, который вполне может иметь место. Окказионализм, т.е. некоторое неузаконенное видение, – это необходимая часть стихотворного текста. Автор «берет» собственное видение и делает его видением всех – в этом и состоит процесс написания стихотворения.
Или автор поступает наоборот. Он предлагает читателю такое отсуствие видения, которое разрушает привычную читательскому восприятию очевидность, делает наглядной банальность прямого видения. Но в Вашем стихотворении, как и в случае с пунктуацией, не происходит ни того, ни другого.
Вы претендуете на то, чтоб предложить мне как читателю видеть не так, как я привык видеть. Но то, как Вы сами видите, как это реализовано в Вашем стихотворении, не дает мне новых инструментов видения, позволяющих видеть по-новому. И, в то же время, не дезавуирует банальности моего видения.
В результате в Вашем стихотворении я нахожу нечто сомнтельное. Некую неспособность автора превратить свое окказиональное видение во что-то убедительное.
Стихотворение претендует на какой-то почти вещественный документализм. Настраивает мою оптику на достоверность восприятия. Я не представляю себе ни поля, ни места в этом поле, где автор видит окурок. Но предметность окурка, рваного запаха ржи, теплого ветра ржавых механизмов – то ли работающих в поле, то ли подъезжающего на остановку транспорта, – все это работает, делает свое дело.
Мне даже не требуется, чтоб все было понятно, полностью расшифроанно. Я только хочу понять, для чего я напрягаю свое восприятие. Неужели для того, чтобы узнать, что кто-то сошел на остановке в поле и не пошел «прыгать» через поле напрямки, а стал обходить его по канаве. Все только для того, чтоб получилось «художественно»?
Для меня как читателя совершенно очевидно, что только для этого у канавы появились шаги (это прием олицетворения), а зверю приписана былинная функция торить дорогу реке (тоже олицетворение безличных сил природы). Стопа из глины – это всего лишь земля налипшая на подошвы. А река, блуждаюшая в конверте «тревожных» лугов – это всешго лишь ее петляющая среди лугов траектория. И наконец, финальное олицетворение столба и солнца.
Я не зря написал об олицетворении. Олицетворение древний прием, порожденный неспособностью объяснить явления природы. Когда надо было заполнить зияние в необъяснимых явлениях, древние люди прибегали к олицетворению. А зачем оно понадобилось Вам? Чтоб заполнить зияние, создаваемое требованиями художественности?
Мне многое в Вашем стихотворении импонирует. Прежде всего обилие предметной лексики. Жар, превращающий камыш в сухие гребни шелестящих трубок. Мне нравятся все эти вещественные детали, которые Вы тащите в стихи.
Но Вы пока что сами не знаете для чего Вы это делаете. Не для того же, чтоб зашифровать обыденные вещи. Что б читатель поламал голову и расшифровал это все как кроссворд, тоже не случайно упоминаемые в Вашем стихотворении.
Ваше стихотворение не создало нового качества описываемой Вами реальности. И не разрушило привычного воприятия. Как читатель я не нашел для себя поприща в Вашем стихотворении.
Марк Шатуновский 07.12.2010 16:05 Заявить о нарушении
перед "проблема только в том" была реца искросмётного ЖПП в стиле вот такой я молодец.
то есть, Денис, вы что-то лишнее приняли в свой адрес.
Извините.
Олег Калиненков 07.12.2010 17:25 Заявить о нарушении
Со знаками препинания - очень просто. Я считаю, что строки - это как бы взлетные полосы или нечто подобное тому; и на концах строк не должно быть никаких помех, препинаний.
А в других местах строки - почему бы и нет?
>Автор «берет» собственное видение и делает его видением всех – в этом и состоит процесс написания стихотворения.
Совершенно с Вами согласен - и даже удивлен точностью определения. (Правда, у меня есть своя - а, может быть, и разработанная кем-то раньше, идея о поэте как о Посреднике; но об этом писать долго).
Теория - теорией, а практика - практикой. На портале Рифма.ру, на "РР" (портале "Русские Рифмы") половина или немного больше отзывов о моих стихах содержат слово "зримость", либо косвенно выявляется "видеоряд" стиха. Эта тема присутствует как в положительном, так и (редко) в отрицательном комментарии (в нем, в основном, задаются вопросы того уровня грубости, которого достиг Олег Калиненков; "Зачем здесь это", "Как это понять", "Не впечатляет" - и т.д.). Но на Рифме.ру грубость вопросов не является необходимостью, там поэт пытается всмотреться в состояние другого поэта. Если даже не говорить о "зримости", то критерий таков: не читай со стороны необходимой для прозы логики, но - лови состояние. И Вы знаете - ловится, в большинстве отзывов. Это можно проверить на Рифме.ру, там я Виноградов Денис. Вопросы типа: "А это что?", "А это откуда взялось и зачем?" там отсутствуют в силу большего количества поэтов-профессионалов, нежели на Стихире.
[Должен заметить, что я не просил и не требовал "развернутого разговора" - напротив, что-то требовали с меня, но это - не в тему].
>Вы претендуете на то, чтоб предложить мне как читателю видеть не так, как я привык видеть
Уважаемый Марк, я нигде не оставлял этой "претензии". Просто я удивился тому, как можно использовать этот странный "мэтровский" алгоритм, который нехитер: "Я, такой-то мэтр, не вижу здесь ничего нового и убеждающего".
Я готов признать любые неровности в моих стихах, но такой подход чисто эмоционально показался мне некорректным. Что я, собственно, и констатировал. Вовсе не претендуя и не высказывая желания получить развернутую рецензию.
>Я не представляю себе ни поля, ни места в этом поле, где автор видит окурок.
Простите, Марк, но мне не представляется возможности кого-то в чем-то убеждать. Если бы это был, например, рассказ, то я ОБЯЗАН был бы выписать всю предметность так, чтобы она сложилось в нечто целое.
В данном же случае этим "нечто целым" является состояние, переданное автору (а не созданное им, но это, опять же, тема для большой дискуссии). Упоминая о поэте как о Посреднике, я забыл упомянуть о теме "безавторности" стиха. Как Вы знаете, эта традиция наибольшее развитие получила в японской и китайской поэзии. Я не мог бы полностью применить эту методику по отношению к себе, ибо она требует большого совершенства. Но взять оттуда нечто полезное я все же дерзнул. Уверен, что в этой древней поэзии "авторы" не придумывали этих Состояний. Они просто передавалось им - и поэты принимали его. [При помощи медитаций, созерцания и молитв].
Трудно сказать, при помощи чего это происходит сейчас. Лишь в одном я уверен, потому что никогда не занимался придумыванием метафор: у каждой метафоры - огромное число потенциальных значений, и начинать с выдумывания этих значений, доводя количество придуманного до максимума, значило бы начинать дело с конца.
>Но предметность окурка, рваного запаха ржи, теплого ветра ржавых механизмов – то ли работающих в поле, то ли подъезжающего на остановку транспорта, – все это работает, делает свое дело.
А вот за это - искреннее спасибо. Если бы все читатели подходили к стиху так, то не возникало бы вопросов о "местонахождении предметов", поскольку состояние - беспредметно, хотя и может иметь свои метки как бы в материальной среде.
>Мне даже не требуется, чтоб все было понятно, полностью расшифроанно. Я только хочу понять, для чего я напрягаю свое восприятие.
Но Вы же сами сказали, Марк, то, что я уже цитировал выше. Разумеется, напрягать воображение - уже не значит свободно читать. Есть другой выход: "ловить состояние". И тогда все в стихах будет "делать свое дело" (как Вы написали) - само.
[Здесь я говорю не об "Автоматических стихах" Поплавского или о подобных вещах, но о координации и гармонизации восприятия, которые осуществляется только в аспекте веры: если не самому автору, то - тому состоянию, которое было ПЕРЕДАНО ему].
Поймите меня правильно. Я не доказываю здесь, в противовес Вам, что стих - "не плохой, а хороший" - это было бы довольно глупо. А просто пытаюсь расставить какие-то опознавательные метки, которые были бы понятны Вашему и моему "художественному зрению".
>Мне многое в Вашем стихотворении импонирует. Прежде всего обилие предметной лексики. Жар, превращающий камыш в сухие гребни шелестящих трубок. Мне нравятся все эти вещественные детали, которые Вы тащите в стихи.
Спасибо, Марк. Надеюсь, это - не утешение побежденного врага :)
А из "вещественных деталей", причем из самых неприметных - веточек, обрывков газет, фрагментов старых заброшенных путей, из тех же окурков, стеклышек - образуется Город (не совсем в кортасаровском понимании): человек узнает себя, "возвращает" себя, вспоминает, самоидентифицируется. Поскольку ЛГ как бы сам "развеян" в этих неприметных предметах. И по ним может лишь частично, воспоминательно "восстановить" себя: тема стиха довольно трагична.
Ну, о выдумывании (т.е. шифровании, как пишете Вы) мы уже говорили. Если уж углубляться в тему, получится как раз попытка автора "дешифровать" переданные ему коды восприятия в рамках переданного же состояния. В этом и проявляется авторство: попытка передать "схваченное" состояние как можно точнее. Если в этом я не преуспел - то даже не буду это оспаривать.
И, наконец, последнее. Действительно, качество ВЫДУМАННОГО восприятия может быть высоким или низким. А восприятие живое, подлинное вряд ли можно описать как "новое" и "старое", "привычное" и "особое". Увы, поэт не может выбирать и оценивать состояние, которое передается ему (для удобства условно скажем: "природой"), такие состояния редки - и выбора принимать их или не принимать у автора нет.
Выбор есть только в вышеупомянутой "дешифрации", в качестве трансляции - ведь даже на лучших моделях телевизоров бывают помехи. Вот в их преодолении, очищении и переложении и состоит авторское мастерство. В котором я, разумеется, в некоторых случаях могу быть далеко не совершенен. И это уже - моя вина. Я не могу оспаривать четкость "передачи" для читателя. А, следовательно, не оспариваю и недостатков в данном стихе.
С уважением -
Денис Виноградов.
Михайлов Денис 07.12.2010 17:39 Заявить о нарушении
...
Собственно я только отвечу на подвисшее, чтобы не выглядело как-то...т.к. исчезал по работе...
Олег! Вы как раз проиллюстрировали то что "сеяли" многократно и ранее - ответили хамством на улыбку. По сути... ну вам Денис все сказал (что и отчасти и пытался намекнуть "ответом")) Он вам посоветовал не подходить к его тексту с инструментарием ТММ (теории механизмов и машин), не пытаться препарировать и разгадывать. Можно получить результат по-другому... и в качестве примера вот такой "реалии") - возможности получения результата привел меня (я не только прочел но и сделал шаг (номинировал)). Собственно моя роль в этой мезансцене заключалась токмо в том, чтобы сделать два шага вперед... или издать какой-то деревянный отзвук (подтвердив действительно свое существование... что я возможно и сделал))) А равно намекнул, что ваши просьбы и неуместны и выполнены.
Только прошу - давайте не мешать больше автору и эксперту...
(никто вас не провоцировал...)
(удаляюсь)
...
Жан-Поль Прутков 07.12.2010 17:45 Заявить о нарушении
Порой бывает, что прогресс
Не в пользу, а во вред.
Осенним днем в осенний лес
Пришел искусствовед.
Лес осмотрев со всех сторон
Пожав плечами, буркнул он:
-Нет, здесь не райский сад!
Весьма банален небосклон,
Банален листопад.
Банален листьев желтый цвет
И красный цвет рябин
Все это было сотни лет
Оригинальных мыслей нет,
Идейных нет глубин…
Он сквозь прозрачные кусты
Смотрел, как ястреб с высоты,
Как барс со склонов гор,
Но хищным взглядом красоты
Не узнавал в упор.
Поэт! В стихирной суете
Себя не видишь в шорт листе?
Запомни наперед:
Бывает,- и стихи не те,
Но, может, критик к красоте
Слеп, словно старый крот.
Пиня Копман 06.12.2010 17:14 Заявить о нарушении
Пиня Копман 06.12.2010 19:02 Заявить о нарушении
Будьте нам здоровы, Пиня Копман))) Вера
Вера Да Юра 06.12.2010 22:52 Заявить о нарушении
Пиня Копман 07.12.2010 17:28 Заявить о нарушении
Я:
а) не хвастаюсь;
б) ни о чьей гениальности ничего не говорю...
только КОНСТАТИРую то, что ощущаю.
Павел Самсонов 07.12.2010 19:04 Заявить о нарушении
Вера Да Юра 07.12.2010 19:15 Заявить о нарушении
Пиня Копман 07.12.2010 20:52 Заявить о нарушении
Перечитываю обзор Марка в ...тый раз... по-моему нам в последнее время везёт на жёсткие бескомпромиссные обзоры: Андрея Гришаева, Антона Прозорова, Глеба Шульпякова, Евгении Лавут... что они определяют и определяют ли? какими бы критическими ни были оценки, а они-таки больше критические, литература на Большом Литературном конкурсе присутствует, её не так много, как хотелось бы, но она есть... то, что её немного - это объективная реальность, Марк только закрепляет эту объективную картинку, нравится она нашим авторам или нет.
Мне нравится жёсткий подход Шатуновского, мне близок его критический метод, хотя, боюсь, сам уже в таком духе не напишу, т.к. за то время, что более не насилую клавиатуру, растерял былую форму.
Посмотрите, какие точные выверенные, нередко остроумные, оценки Марк даёт стихам Пучкова, Калиненкова, Артиса, Любошенко, Максимовой, Семецкого, Сафроновой, Лезёр и Муси (да-да, Вика, и Муси - более, чем точно сказано)... я так всех перечислю...
Дорогой Амирам Григоров, я готов понять ваши чувства, но на этот раз - ну, никак не разделить. И спорить-то вроде есть о чём, но лучше остановиться и посмотреть на всё трезвым взглядом. Ведь прав, очень часто прав, мэтр он по-вашему или киломэтр, уважаемый Марк Шатуновский.
А авторы наши ведь растут, от месяца к месяцу, от обзора к обзору. И в мастерстве, и в понимании того чем занимаются. Чаще стреляют в молоко? ну так ведь иногда и в яблочко... нет, меня этот обзор настроил на очень оптимистическую волну, о-очень!
Не могу не вспомнить с благодарностью Алексея Королёва, который познакомил нас с Марком, и с удовольствием приглашаю господина Шатуновского посетить нас вновь в любое удобное для него время.
Павел Самсонов 05.12.2010 21:58 Заявить о нарушении
Наверное, дело не в том, прав или нет Марк Шатуновский. Если человек пришел, что-то сказал, следовательно, совершил поступок и не нарушил при этом ни одну из десяти заповедей (с накопившимися за тысячелетия многочисленными поправками и дополнениями), то… вряд ли можно так ставить вопрос… всё нормально. На этом же основании вопрос о правоте участников дискуссии также вряд ли уместен. А что собственно произошло? Сообщество продемонстрировало острый критический ум, боевитость, не поспешило потечь и прогнуться под жестким воздействием (внешним). Это не только объяснимо, но потенциально симпатично – только так что-то и создается. Опасения, что урок прошел даром и что никто не обогатился опытом, думаю, неуместны – понятно, что это произошло… (ну вот в такой форме, что ж такого?).
С другой стороны, понятно, что это (то, что сказал Марк) – один из взглядов (возможных) (и ничего более). Осмелюсь даже предположить, что это один из взглядов или мнений, из некоторого множества тех, что мог сформулировать сам Марк. По каким-то его соображениям (или целям) он дал вот такой ракурс, и применил такие формулировки… Нормальный акт воздействия на окружающее, в частности для получения ответа, или даже предмета для аналитики в случае, если ответ окажется неожиданным…
Я клоню к тому, что ситуация (если спокойно подумать) безусловно, нормальная, никак ни для кого не обидная, а, скорее всего, даже способствующая обоюдному (подчеркиваю «обоюдному») приобретению опыта. В идеале все это позволит и той и другой стороне… да просто написать хорошие стихи!… ведь они (стихи) – это не только (и не столько) форма подачи, а во многом еще и Тема…….. которая не может возникнуть в частности и без таких пересечений, столкновений и взаимообогащений душ………
В этой связи я разделяю желание Павла увидеть Марка в нашей компании еще… не раз… (было бы интересно увидеть его пусть чуть-чуть но иным)))…….. и не вижу оснований считать, что здесь произошедшее исключает такую возможность…
...
...
(пока формулировал, заметил, что согласие уже получено... но не выбрасывать же написанное)))))
Жан-Поль Прутков 06.12.2010 00:12 Заявить о нарушении
Дмитрий Артис 06.12.2010 00:33 Заявить о нарушении
Дмитрий Артис 06.12.2010 00:36 Заявить о нарушении
Обзор Шатуновского понравился мне. Я всегда говорил, что на хитрую жопу найдётся член с винтом. А на всякий член с винтом - жопа с лабиринтом.
Дмитрий Артис 06.12.2010 00:57 Заявить о нарушении
;о))
Виктория Ленос 06.12.2010 15:33 Заявить о нарушении
Геннадий Акимов 06.12.2010 16:12 Заявить о нарушении
П.С.
Большой Литературный Конкурс 06.12.2010 16:53 Заявить о нарушении
Наличие множества мнений (взглядов, ракурсов) – это скорее реальность и совершенно необходимое условие для любого творчества. Допущение и понимание этого отнюдь не снобизм, а надежный способ развития (в том числе и само-). Конечно, это возможно только при наличии «дружественных» личных снобизмов, восприимчивых ко внешним… а проще говоря, при уважении других мнений)))
Жан-Поль Прутков 06.12.2010 21:15 Заявить о нарушении
(но мне кажется и ему это должно было быть интересно - погрузиться и воспринять вот такое пространство взглядов, ракурсов, векторов... и при следующей встрече взаимной пользы будет больше)
Спасибо!
Жан-Поль Прутков 06.12.2010 23:27 Заявить о нарушении
Господа, да у вас потеряны ориентиры «объективной реальности».
С каких пор виртуальный стеб стал восприниматься, как «трезвость взгляда»? Простите, но такой взгляд не может претендовать на интеллектуальную литературную критику, ибо балансирует на грани фола, не опираясь ни на эстетику, ни на принципы литературных направлений.
Я не так давно являюсь номинатором БЛК и вполне могу ошибаться в правильности выбора поэтических течений данного конкурса, но правильность выбора общечеловеческих ценностей и умений применения поэтического слова номинированных мной авторов ни в коей мере не ставлю под сомнение. Это кардинально относится и к автору «Муся», как говорится «иногда и в яблочко», не смотря на классический «сентиментализм вселенских масштабов». Да, в защиту, да ещё раз, просто мы в ответе за тех, кого… ну, сами понимаете, ничего личного.
С уважением ко всем участникам дискуссии,
Виктория Ленос 06.12.2010 23:30 Заявить о нарушении
Жан-Поль Прутков 07.12.2010 00:31 Заявить о нарушении
(с улыбкой)))
Жан-Поль Прутков 07.12.2010 12:13 Заявить о нарушении
Конечно, в футболе ведь работают с судьями, а чем аффтары хуже?)))
Кстати, а вот этот таинственный "мир экспертов" - он где находится? и если туда попал, то можно ли потом вернуться в родной мир? а кроме экспертов, там ещё кто-нибудь обитает? жутко любопытно!
Геннадий Акимов 07.12.2010 12:59 Заявить о нарушении
(глубокая эзотерика - не загружайтесь)))
Жан-Поль Прутков 07.12.2010 13:10 Заявить о нарушении
после прочтения минирец на представителя №2, который по мнению эксперта "Обильно обмочился", дальше читать не стал. понял что эксперту предстоит за компанию с красующимися и "подопытными" не обильно, но по капле выдавить из себя "мочу" на этой красной площади у спасских ворот имени политической поэзии. причем подтвердилось и второе предположение что неспроста не случайно такой "анализ" применен нашим забугорным товарищем именно к этому автору, отдавшемуся нести себя на носилках под опохалом. следит наш товарищ эксперт за политикой, следит, не может наш пробившийся в люди эмигрант не следовать линии зарубежной партии "литераторов" - обкультуривать передоваю часть лапотной России - поэтоф. что касается чисто технических качеств эксперта, то он подтверждает древнюю как сама профессия истину - без мотивов ничего не бывает, у него самого надуманные архетипы и образы, поэтому и меряет так же то что сюда так же попадает. в итоге и превращается все вокруг нас в надуманный подогнанный под себя литературный мир "деревянных буратино".
мои формулирофки и собственно мнение образные и могут не совпадать с мнением этой красующейся собой редакцией и ее активистами (С)почти ради Свобода
Виктор Авин Рецензии3 05.12.2010 11:38 Заявить о нарушении
Виктор Авин Рецензии3 05.12.2010 12:16 Заявить о нарушении
Марк Шатуновский 05.12.2010 13:11 Заявить о нарушении
Дмитрий Артис 05.12.2010 13:40 Заявить о нарушении
.
http://www.stihi.ru/2010/10/22/4919
по крайней мере на данный момент. Что может быть потихому подтерто-подправлено, поэтому сфотографировал тамс фрагмент о вас.
.
Насчет минирец №2. Единственно в чем обмочился тот лиргерой так это в том что поддался искушению принести его сюда на носилках под опохалом. В остальном не буду вам раскрывать глаза на этот мини-мир. Мы с Вами не мальчики уже. Вы все прекрасно знаете сами, что очевидно из ваших мини-рец и предпочтений того что сюда попадает в кашеобразной честнейшей конкуренции впермешку с фараонами-стизхами с заднего хода кремлевского распределителя,жрецами, смердами, конкурцом-неконкурцом и прочим надковерным подковерным самой лучшей пушистости, олицетворящим сегоднешнюю Россию, впрочем, как и прежнюю кандово-совковую в самых белых фраках с ну очень чистыми руками, надеюсь не будущего. Насчет «меня попросили». Не думаю что если вас попросят то вы повеситесь. Не скромничайте уж. Здесь, в этой психологической лаборатории социального проекта все свои.
На этом обмен менниями по поводу и вокруг думаю законченным. Спасибо что откликнулись. А у себя на стихирной странице здесь не побрезгуйтке хоть и не Журнальный Зал, тисните чего чтоб можно было в будущем донести до вас свое мнение не через избирательно работающую кнопку «написать письмо автору», а внутри отклика на произведенье ваше какое-никакое.
Тоже ничего личного. Токмо поэзь
Виктор Авин Рецензии3 05.12.2010 13:41 Заявить о нарушении
.
здесь можно редактировать и внутри отклика удалив его на время, отключив интернет, включив интернет и редакткнув сюда заново поставив. но временное на пять минут удаление замечания, а потом подключение к капризному инету здесь может быть понято как подтирание и за это забанено совсем в борьбе дядями за чистоту самых честных местных Правил. поэтому отдельно щаз отредактировал.
Виктор Авин Рецензии3 05.12.2010 13:56 Заявить о нарушении
Виктор Авин Рецензии3 05.12.2010 14:12 Заявить о нарушении
уж что-что, но Варвару не прощу. это неподдельный абсурдизм, и в этом стихе, как и в стихе Рак, есть пространство, воздух, музыкальность. и свистеть звонко еще как можно. стих Пучкова, конечно, победит - его невозможно не включить в шорт, но он просто придавливает своей безупречностью и строгостью, несет в себе классицистический внутренний посыл. а хочется вверх
Артемона Иллахо 04.12.2010 21:10 Заявить о нарушении
Вопросы этики никогда не были приоритетны на БЛК. Но чтобы эксперт опустился до вульгарной непристойности, как в случае с рецензией на стих Майкла Ефимова ? Это впечатляет. Более чёрный PR для БЛК нужно ещё постараться изобрести. Создаётся впечатление, что перед тем, как писать обзор, М. Шатуновский задался вопросом: «Тварь ли я дрожащая или право имею?» Остаётся только вспомнить знаменитую завершающую фразу из «Рабы любви»: «Господа, вы звери, господа…»
Светлана Холодова 04.12.2010 20:57 Заявить о нарушении
Вы снова лжёте, Светлана, видимо, это становится для вас привычной процедурой.
Павел Самсонов 04.12.2010 21:06 Заявить о нарушении
Светлана Холодова 04.12.2010 21:11 Заявить о нарушении
Павел Самсонов 04.12.2010 21:26 Заявить о нарушении
Так что про "зверей" это все таки никак не про эксперта. Да, Марк резок, но зато сказал обо всех авторах и думаю несмотря на эту резкость (которая есть производная от краткости), сказанное будет полезно, если отрешиться от вполне понятной обиды.
С уважением и наилучшими пожеланиями
Игорь М. 04.12.2010 21:32 Заявить о нарушении
что значит, что я перегнул палку? А что есть какая-то эталонная палка? Почему Вы меня тогда не предупредили?
Марк Шатуновский 04.12.2010 21:33 Заявить о нарушении
Светлана Холодова 04.12.2010 21:35 Заявить о нарушении
На мой же вкус, вы кое-где были даже сдержанны.
Кстати, если уж говорить о точности в языке, то эталонным, видимо, должен быть коофициент гибкости, а не палка ))
Павел Самсонов 04.12.2010 21:59 Заявить о нарушении
Точка зрения Марка-не окончательный вердикт, нужно просто оспаривать его мнение, если не согласен, или признать его правоту и начинать "расти над собой") Все мы подчас высказываем резко своё мнение, и нужно быть готовым к тому, что так же поступят с нами, это часть литературного процесса
Беленко Сергей 04.12.2010 23:02 Заявить о нарушении
Юрий Катин 05.12.2010 23:47 Заявить о нарушении
Да, конечно, местами мастерски точные попадания.
Но никак не оставляет мысль (догадка?) о том, что критик поставил себе такую самозначимую цель: выражаться предельно кратко, вплоть до экстравагантности. Де, вот как я могу, и вот так могу.
Но должен быть предел и в таком подходе, та крайняя точка, которую нельзя переходить. Это, в частности умышленно упрощенный, опошленный, извращенный даже
взгляд на стихотворение Майка Ефимова "Когда из года в год мельчает дней петит..."
---
Высокопарность и умозрительность образного ряда в сочетании с проблемами вкуса -
где же такой архетип тут заметил уважаемый критик? Аргументы - на стол.
Так писать, это действительно ходульный архетип, но только - архетип критики.
Сказать много и ни о чем. Это такой метод, видимо, инициировать в читателе вспышку чувства собственной неполноценности, дабы подчинить его своей воле, своему мнению.
Хотя, скажем, в отношении коня критик, вероятно и прав, уж очень высокий уровень поэтической абстракции. Но остальные образы, на мой взгляд, очень хороши и уместны. Я бы сказал -истинно поэтичны. И ничего непоправимого с водой-временем-памятью тоже не происходит, она и гармонична и образует некий центральный связующий нерв стихотворения..
Видимо, критик не смог отойти от своего представления о воде, как о жидкости весело пузырящейся из кухонного крана. А ведь науке (а от нее и всем любопытным) уже известно, что вода - действительно уникальнейший носитель памяти.
Поэтому, еще раз, вода - как фундаментальная основа всего сущего, связующая времена и людей субстанция, автором прочувствована и выбрана, на мой азгляд очень точно.
"не остается ничего другого, как предположить, что лирическому герою предстоит обмочиться, причем невероятно обильно." (с).
А вот это просто заурядное хамство, Марк. Ну как же можно было позволить себе опуститься до такого?
Сергей Кудаев 04.12.2010 20:05 Заявить о нарушении
Марк Шатуновский 04.12.2010 20:55 Заявить о нарушении
Галит 04.12.2010 23:22 Заявить о нарушении
В свете вышесказанного можно смело утверждать, что у любого автора, сколь угодно признанного и титулованного можно найти погрешности, и не только такой тонкой материи, как сформулированная Вами "потеря бдительности", но и прямые фонетические, а то и смысловые ляпы. Вот сейчас внимательно перечитываю стихи Юрия Кузнецова, и, при всем моем почтении к нему вижу в его стихах такие погрешности.
Я был впечатлен точностью многих ваших комментарияв в обзоре. С тем только позволительным сомнением - а может ли всерьез претендовать на достаточную объективность в оценке стмхотворения рецензия, состоящая из одного двух предложений, выхватывающая, в лучшем случае, один срез этого стихотворения.
Но продолжаю настаивать на том, что критик, уважающий себя и автора, не должен опускаться до кухонного уровня в своих выражениях, несмотря даже на сколь угодно очевидную слабость критикуемой работы.
Вы ведь не только автору пишете, но и многомиллионной аудитории, поэтому мера Вашей личной ответственности за выбранные выражения чрезвычайно высока.
Ведь, как гениально в свое время сказал Тютчев:
Нам не дано предугадать,
Как слово наше отзовется, —
И нам сочувствие дается,
Как нам дается благодать...
------
Вот этого самого сочувствия (не в утилитарном значении этого слова) в рассматривамом стихотворении М. Ефимова я В Вашем обзоре и не обнаружил. А обнаружил нечто прямо противоположное, и на мой взгляд, недопустимое.
О чем и написал Вам.
Спасибо Вам за диалог, Марк.
Сергей Кудаев 05.12.2010 10:14 Заявить о нарушении
Марк Шатуновский 05.12.2010 15:45 Заявить о нарушении
В клубе, в кружке, наедине высказаться можно и куда как похлеще. И это будет правильно.
Но при такой необъятной аудитории выражения надо выбирать... Это ВВП мог себе позволить, когда озвучивал намерение "мочить" террористов "в сортире".
Разве Вам (нам) мало камеди-клаба и прочих подобных помоек?
Сергей Кудаев 05.12.2010 16:42 Заявить о нарушении
Марк Шатуновский 06.12.2010 18:02 Заявить о нарушении