Никогда не разговаривайте...В эпиграфе к знаменитому роману, предостерегающему от разговора с неизвестными, социальный флер опущен в дне сегодняшнем, и уже мало кто воспринимает это предупреждение, как часть истории по работе с "врагами народа и иностранными шпионами". Эпиграф воспринимается буквально: не стоит не только доверяться, но и даже пытаться создать контакт, словесный мост, визуальную перемычку с тем, кто тебе неизвестен. Слово "неизвестен" отличается от "незнаком". Если второе — часть маленькой жизненной истории, частной судьбы, то второе "неизвестен" — рассмотрение личности в перспективе его места на карьерной лестнице и общественного табеля о рангах. Исходя из логики этого постулата, безопасно общение только с теми, кто является знаменитостью, персоной известной и узнаваемой...Здесь совет идет в разрез с известным соломоновским о многих печалях, ведь известность оседает на земных звездах в блеске и отраженном свете их почитателей и приобщение к ним, это добровольное согласие быть в очереди фанатов или эмоционально несвободных людей. Одно из стихотворений на эту тему с обычным сюжетом, очень глубоко и психологически прослеженным Шекспиром в сонете 40, частная история про разговоры с неизвестными, незнакомыми, но оставшимися в памяти как след, похожий на избавление от болезненных воспоминаний. Ситуация, когда одновременно теряешь и друга, и любимого человека, которые в какой-то миг решили, что ты не просто третий лишний, а третий мешающий, знакома многим. За годы ситуация накопила болезненность расставания, связанного еще и с темой двойного предательства — сильнее этого, наверное, только двойное убийство, но не двух человек, а одного — двумя сразу, как в групповом расстреле. Только такой способ казни предусматривает множественность карателей. После своего обряда они превращаются в негласную группу, связанную с чужой смертью, как один из способов обрыва связей ментальных и телесных. Итак, наш герой пережил именно такой поворот, по авторскому сюжету он, не мудрствуя лукаво, ищет выход в ситуации, где на время стал жертвой брутов. Есть только два проверенных способа быстрой реанимации в таком состоянии: уход на дно стакана и клин клином. Наш персонаж решил совместить оба, но соблюдая очередность. Сначала наркоз, затем операция "преемница". В наркозе чувства забиваются, но ненадолго. Отрезвление всегда бьет по сердцу еще более абразивной волной мятущейся памяти и осознания себя не просто брошенным, но и уязвленным — обманом, предательством, одиночеством и неумением все это принять. Синдром "незнакомых" чем-то напоминает книгу с чистыми неисписанными страницами, которую услужливый бог или его оппонент подбрасывают в таких ситуациях. Из-за отсутствия информации человек, которого ты только увидел и никогда не знал как ластик, может стереть и твою историю, потому что он тебя тоже не знает. Не знает твоей боли, не знает, что о тебя вытерли ноги, не знает твоих страхов, но и не знает, что ты выше этой серой толпы. Это как начало новой игры при счете 0:0. В преставлении нашего героя "Она" - не может быть уродливой, никчемной, неопрятной, грузной, развязной, отталкивающей. Нет, такой образ клином не сработает, потому что времени на "притирку" и усилий на преображение вроде пигмалионовского подвига "вобрез", поэтому в поле зрения могут попасть именно те, кто способен привлекать к себе внимание одной только походкой, видом, взглядом. Красивая женщина — она уже почти картинная галерея или модель "Моны Лизы", которая влечет за собой шлейф нереализованных желаний и пылких взглядов. Это то, чего сейчас лишен наш брошенный герой. И внимание красивой женщины, или просто представление себя в ее кругу даже бесконтактно, это на порядок больше энергетики, чем трудоустройство в своей судьбе "замухрышки". Молчащая красивая женщина — красива вдвойне, особенно если ее нельзя заподозрить в глупости и наделить ее глубоким интригующим умом. Голос, которой ты может быть вообще никогда не услышишь — еще один камешек в копилку уставшего от одиночества героя. Такую модель можно наделить любым голосом, и нанизывая свои проекции на имеющуюся натуру, в период простого созерцания, превратить ее в непробиваемую крепость и защиту собственной натуры. Сделать это просто тем, что увидеть в женщине образ и увековечить его. Образ не предаст, не ляжет с другом, не устроит скандал и не потребует сатисфакций за "вечно убитую молодость"... Вот краткий анамнез блоковской незнакомки..Если убрать весь литературоведческий драйв о "несбыточном" и "реальном", а вспомнить 40 сонет Шекспира, то ситуация выглядит обычным болезненным адюльтером, нашедшим решение в системе ментальных проекций. Сегодня такая терапия в НЛП зовется интермодальная терапия искусствами — арт-терапия. Сейчас насчитывается около 17 ее разновидностей. И если раньше это называлось просто хобби, то теперь это приобрело статус научного эксперимента по приручению искусства на физиологические потребности больных. В Москве уже несколько лет проводится осенний форум, посвященный этой массовой перезагрузке. Все изменилось, стало описанным, разобранным, и может быть это не так уж и плохо, снять с себя мишуру школьных лекций "о прекрасном" и опуститься на землю через прошлое. Ситуация Блока мне по жизни знакома. Терять больнее все-таки друзей...Но и в этом можно находить свой смысл. В одиночестве за все платишь сам... © Copyright: Кшесинская Деметра, 2021.
Другие статьи в литературном дневнике:
|