Led zeppelin. "iv" (1971)

Христофор Дельфин: литературный дневник

«It's been a long time since I rock and rolled !»


Говорю «Led Zeppelin» - подразумеваю Земфиру, говорю «Земфира» – имею ввиду «Led Zeppelin». Так уж исторически получилось, что в моём сознании эти два имени крепко связаны друг с другом единой неразрывной цепью, и по всей вероятности - цепью электрической. Связь довольно причудливая, но это только на первый взгляд. Началось с того, что в 1999 году в интервью питерскому журналу «FUZZ» Земфира назвала Роберта Планта со товарищи в числе своих безусловных музыкальных фаворитов, а розоватые обои с цветочками на обложке вышедшей в те же дни её дебютной пластинки и нечто похожее на четвёртом лонгплее «Led Zeppelin», о котором сегодня речь, смотрятся едва ли не обоями одной и той же комнаты, разве что у англичан они выглядят… ну, «поободраннее» как-то, что ли. К обложке ещё вернёмся, пока же нужно двигаться дальше. В 2000-м состоялся масштабный проект «КИНОпробы» - трибьют Виктору Цою, на двух дисках которого содержатся и два трека в исполнении Земфиры – «Каждую ночь» и «Кукушка». Так вот, аранжировка «Кукушки», на мой слух, выполнена абсолютно в ключе цеппелиновской «Вечной битвы» («The battle of Evermore»). Добавим ещё ко всему этому сингл «Трафик» - с прямым и весьма нарочитым заимствованием из «Kashmir» - и убедимся таким образом в исключительной монолитности названного мной музыкального союза, пусть даже метафизического. Но -


Let me get it back, let me get it back,
Let me get it back, baby, where I come from…


Да, «вернёмся к тому, с чего начали». К творчеству «Led Zeppelin» я пришёл довольно поздно, и путь этот был весьма извилист. Воспитанный на чётких блэкморовских риффах «Deep Purple», я долго не мог ПРАВИЛЬНО войти в усложнённые гармонии Джимми Пейджа, где классический ритм-энд-блюз – весьма, впрочем, переработанный - волшебным образом переплетается с рок-шаманством, этническими корнями и ещё чёрт знает с чем, положенным на причудливые ассоциативные поэтические образы Роберта Планта. И, кстати, именно с плантовского сольника 1990 года «Manic Nirvana» для меня и начался отсчёт интереса к «Led Zeppelin».


О четвёртой пластинке отцов мирового хард-рока могу вспомнить то, что иногда её называли почему-то «Четыре символа», хотя, вроде бы, это даже к обложке (возвращаемся к ней) не имеет особенного отношения. На кавере вообще нет никаких надписей, как известно, а изображена стенка с упомянутыми розоватыми полуободранными обоями, посередине которой висит картина с неким бородатым крестьянином, согнувшимся под большой связкой хвороста и обеими руками опирающимся на короткий посох. В самом начале 90-х легендарный Андрей Тропилло начал отчаянно «пиратить» всем на радость классические зарубежные LP под шапкой некоего «Продюсерского центра представительства рок-н-ролльных приходов Единой Евангелическо-Лютеранской Церкви России» (!) - так вот, в «приходской» версии четвёртого релиза «LZ» роль того самого «крестьянина» на обложке выполнял, кажется, не менее легендарный предводитель питерских “митьков” Дмитрий Шагин. Вообще, конечно, это была в целом своеобразная серия, чего уж там…


В завершение же, пожалуй, просто приведу здесь полный перевод наиболее цитируемой и известной песни всем(и/е)рно уважаемого хард-рок квартета – «Stairway To Heaven», увидевшей свет именно на этой пластинке. На мой взгляд, данная версия перевода наиболее удачная, а выполнил перевод небезызвестный автор «Наутилуса» Илья Кормильцев. Кстати, все заинтересованные могут ознакомиться с его переводами всего «цеппелиновского» репертуара (!) вот по этой ссылке (дело того стоит):
http://www.ledzeppelin.ru/trans_by_IK.htm


«Лестница в небо»


Женщина, уверенная в том, что все то золото, что блестит,
Покупает лестницу в небо.
Она знает, что если даже все магазины будут закрыты,
При помощи волшебного слова она получит то, за чем явилась.
О, она покупает лестницу в небо.


На стене висит вывеска, но ей хотелось бы знать наверняка,
Потому что иногда у слов бывает два значенья.
На дереве у ручья распевает певчая птица -
Порой все наши мысли - сплошное заблужденье.


О, как все это странно! О, как все это странно!


Я испытываю особенное чувство, когда я смотрю на запад
И дух мой стремится покинуть тело.
В моих видениях я вижу клубы дыма, поднимающиеся над кронами деревьев,
И слышу голоса взирающих на это.


О, как все это странно! О, как все это действительно странно!


И голос шепчет мне, что вскоре, как только мы пропоем заклинанье,
Мы пойдем к истине вслед за человеком с дудочкой.
И начнется новый день для тех, кому хватило терпенья,
И леса отзовутся нам смехом.


И если ты слышишь шорох в кустах, не пугайся -
Это весна пришла за Майской Королевой.
Да, нам дано в этой жизни на выбор всего лишь две дороги,
Но всегда есть возможность сменить их.


Но это так странно…


Гул в твоей голове, и ты ничего не сможешь с этим сделать, если не поймёшь,
Что это человек с дудочкой зовёт тебя в путь.
Дорогая, ты слышишь, как шумит ветер?
Неужели ты не понимаешь,
Что твоя лестница опирается на шёпот ветра?


И когда мы идём но дороге,
Наши маленькие души отбрасывают длинные тени,
А впереди идёт эта женщина, которую знает каждый из нас,
И сияет белизной, чтобы мы уразумели,
Как любую вещь можно всегда обратить в золото.
Но если ты будешь долго прислушиваться,
Рано или поздно тебе откроется заклинание:
"Все в одном, один во всех, да,
Стой скалой, не катись под откос".


Она покупает лестницу в небо.



«LED ZEPPELIN - IV» (1971) :
1.Black dog 2.Rock and Roll 3.The battle of Evermore 4.Stairway to Heaven 5.Misty mountain hop 6.Four sticks 7.Going to California 8.When the levee breaks.


Абсолютные хиты этой пластинки: Black dog, Rock and Roll, Stairway to Heaven, Going to California.




Другие статьи в литературном дневнике: