Машина времени. "Отрываясь" (1997)

Христофор Дельфин: литературный дневник


Иногда они отрываются - не догонишь. В один из осенних вечеров 1997 года в передаче «МузОбоз» я увидел и услышал «Машину времени», впервые исполнявшую песни из новой программы, получившей название «Отрываясь». Андрей Макаревич был ещё со своей знаменитой седоватой «анджеладэвисовской» шевелюрой, дни которой, впрочем, были уже сочтены, а все музыканты группы, включая самого лидера, стояли на студийной сцене, облачённые по моде семидесятых в цветные хипповские одежды – рубашки невообразимых расцветок с широкими воротниками и клешёные брюки в каких-то пёстрых заплатках-сердечках. Смотрелось это мало того, что органично, так ещё и очень атмосферно, в особенности при исполнении «Старой дороги». Тогда же была мной впервые услышана и одна из центральных песен грядущей пластинки «Отрываясь» – «Однажды мир прогнётся под нас». Передача не оставила сомнений в том, что «Машина времени» вышла на очередной звёздный виток. Дальнейший же ход событий показал, что это было ещё мягко сказано.


В ноябре «машинисты» отыграли свои новые песни в культовой телевизионной передаче Дмитрия Диброва «Антропология» и в ДК Горбунова – уже, собственно, на концерте-презентации диска, забавной особенностью коего мероприятия стали большие сольные «блоки» с пением Петра Подгородецкого и Евгения Маргулиса. По-настоящему всё покатило в середине декабря, сразу после дня рождения Макаревича – когда на РТР состоялся прямой эфир «Музыкального ринга», тот самый, где автор «Солнечного острова» и «Марионеток» впервые появился на такой большой аудитории с короткой стрижкой. Вспоминая время выхода данного релиза, буквально физически ощущаю довольно жуткий мороз, с которого я, гуляя, зашёл как-то погреться в музыкальный магазинчик «Пурпурный легион» – где в числе новинок был выставлен в те дни, как раз, новый диск «Машины времени». Стоил он приличные деньги, и моё первое знакомство с пластинкой ограничилось рассматриванием обложки (разорванный канат, который от полного разрыва/отрыва отделяет лишь тоненькая волокнистая нить – всё это на чёрном фоне) и чтением перечня песен с обратной стороны. Купил позже, на обычной кассете.


Что касается «раскрутки» альбома, чем «Машина» никогда особенно не пренебрегала, то хорошо помнится порядок обнародования песен: сначала в телеэфир был запущен клип «Он был старше её» – причём, даже не под маркой группы, а с титрами – «Андрей Макаревич». Так песня и воспринималась тогда мной, как номер из очередного авторского сольника. По радио в это же время, наряду с вышеозначенным треком (который Дибров назвал в своей передаче «безусловным продолжением «Она идёт по жизни, смеясь»», или как-то в этом роде) крутили «Проводницу» и «Старую песню о главном». В «Проводнице» сразу же запомнилась интонационная глумливая фишка Маргулиса - «спрыгиванье» со строчки в куплете на странное такое «э»:


официант как юла стирает пыль со стола
когда она идёт в вагон-ресторан
её дед по мамаше был Дерсу Узала
её прадед был Сусанин ИванЭ


В «Старой песне о главном» - хите, исполняемом Подгородецким, очень понравилась игра со словами на бэк-вокале, вот в этих местах :


Здесь одни друзья
здесь грустить нельзя
сколько с ними песен ни (ПОЙ ПЕСНЮ ПОЙ)
если уж один скажет тебе «да»
значит скажет «да» другой (И ТРЕТИЙ ЛИШ)ь отдай приказ
встанут в тот же час
отгремев закончат бои
в зной и в пургу бьют по врагу
но иногда по своим


Уже в 1998 году появились клипы «Однажды мир прогнётся под нас» и «Он играет на похоронах и танцах», закрепив несомненный творческий подъём «Машины». Можно ещё немало сказать и про «Старую дорогу», и про «По дороге в Непал», не обойдя вниманием «На заднем дворе» и «Я рядом с тобой»… Факт остаётся фактом – за прошедшие 8 лет с момента выпуска «Отрываясь», подобного по силе взлёта у «Машины времени», всё-таки, не случилось. Шедевр – он на то и шедевр.


«ОТРЫВАЯСЬ» (1997) :
1.На заднем дворе 2.Старая дорога 3.Он был старше её 4.Он играет на похоронах и танцах 5.Однажды мир прогнётся под нас 6.По дороге в Непал 7.Проводница 8.Фрейлекс 9.Такие дела, ангел мой 10.Старая песня о главном 11.Я рядом с тобой.


Лучший текст на альбоме – «Он был старше её» (Андрей Макаревич).



Другие статьи в литературном дневнике: