Ясный день на склоне октября

Уменяимянету Этоправопоэта: литературный дневник

Рассмотрим очередное произведение Виктора Гаврилина.


http://www.stihi.ru/author.html?vpgavrilin



Виктор Гаврилин


Ясный день на склоне октября



Ясный день на склоне октября.
По бокам сквозящая аллея.
Солнце, полыхающее зря -
от него нисколько не теплее.


И космических горенье сил -
жарких волн заверченную гонку -
дольний ветер взял и погасил,
налегая с севера легонько.


Мне ж умерить этот холодок
и разреженность заполнить эту -
крепкого чего-нибудь глоток,
думу веселей и сигарету.


Что же, в мироздании одном,
где аллеи, тропы и орбиты,
пусть хотя бы в чём-нибудь земном
все мы будем ненадолго квиты.




Я позволил себе разбить этот стих на строфы.
Автор этого не делал.
В первых четырех строках описана статичная ситуация. Картинка.
Во второй строфе – динамика. Налетел ветер.
В третьей строфе – состояние автора.
Четвертая строфа – сложная по сути и форме философия.


О четвёртой строфе поговорим.
Мир един, говорит Поэт. В нем есть элементы земного и небесного.
«Так сочтитесь, расквитайтесь же вы друг с другом хотя бы в земном!!!
Хотя бы ненадолго»!
Призывает, в том числе и к мести? Ведь расквитаться значит и отомстить?
Нет!!!
Потому что он ВСЕХ призывает быть квитыми. ВСЕХ ОДНОВРЕМЕННО.
Он говорит «ВСЕ МЫ».
Для того, чтобы мы все были, пусть ненадолго квиты, есть только один способ.
Простить всем всё и любить, пусть недолго, всех.
Иного варианта нет. Не собрать же всех врагов в одно место и - гранатой!!!
Где ж стадион такой найти!?
Вот Вам Гаврилин в абсолюте.
А все, что я написал это попытка повторить прозой одну фразу Гаврилина.


Но это не всё.
Ведь Поэт призывает нас быть квитыми хотя бы в чём-нибудь одном, а не во всем.
Что это значит?
Не надо нам всем одновременно прощать всех своих врагов. Это вряд ли возможно. Гаврилин призывает нас одновременно полюбить что-нибудь одно.
Но одновременно и всех сразу.
Это тоже невозможно для всех, но возможно для тех, кто читает данный стих. И мою рецензию к нему (!!!).
Если мы все полюбим что-нибудь одно, например то же, что показывает нам Гаврилин. Осень, октябрь и т.д.
Мы в этот момент никак не сможем чинить друг другу никакое зло.
Какое ж зло можно ожидать от влюбленного в осень человека, рассматривающего аллеи и тропы?
Не буду дальше ёрничать.


Скажу только одно.
Православная этика призывает нас к любви.
Любовь в христианстве довольно масштабное чувство.
Необходимо любить Бога, человека, ближнего, врага своего.
Не помню что там ещё. Всех, короче, надо любить и надеяться на спасение в ином мире.
Этика Гаврилина не противоречит такому подходу.
Но, Гаврилин реалист. Невозможно так сразу и так уж искренне всё это полюбить.
Да любите же вы что-нибудь одно земное хотя бы, говорит Гаврилин.
И хотя бы ненадолго.
И этого уже достаточно, чтобы в мире зла стало меньше, на это «ненадолго».
Гаврилин дополнил своим комментарием христианский принцип всеобщей любви.
Оговорку сделал для нас.


Финал.


Считаю, что любая глобальная всеобъемлющая этическая система ценностей в своей высшее форме смыкается с естественной природной этикой одного человека при следующих условиях.
Первое условие.
Этическая система конструктивна (не забудем, что бывают деструктивные культы).
Второе условие.
Личность конструктивна. Это значит, что она избегает необратимых поступков (чистые братья Стругацкие без всяких оговорок – цитата практически).
И всё.


Поэтому так легко и приятно бывает беседовать на вокзале (Ивантеру на почте и в пивной) с пожилым, даже старым скромно одетым человеком с добрыми глазами, который едет к дочери (король Лир) на день рождения внучки.
В беседе выясняется, что наш дедушка пенсионер.
Закончил местное ПТУ. Всю жизнь работал токарем на заводе.
Пробовал ли кто читать Канта?
Не в комментариях, а самого. В переводе, конечно.
Говорю, и не надо.
С этим стариком (на вокзале) за пол часа будет вам и категорический императив и все остальное.
Императив – это единственное что я помню из Канта.
Спасибо.




Другие статьи в литературном дневнике: