Клавдия Смирягина. Экспертный обзор. Август-2021

Впервые выступая в клубе в роли эксперта, с сожалением констатирую, что на мою долю выпал не самый сильный тур. Некоторые стихотворения я бы и близко к лонгу не допустила, будучи редактором отборочного тура. Но работать приходится с тем, что есть. Читала я анонимный список. Сначала не собиралась комментировать представленные стихотворения, но, начав делать заметки для себя на полях, где-то на 10-м тексте подумала, что эти заметки вполне можно показать авторам и читателям. Потом, конечно, заглянула, кто есть кто, но править ничего не стала.

(Примечание ГР БЛК: для публикации были восстановлены имена авторов и полные ссылки.)

1. ЗИНОВИЙ АНТОНОВ «Несу»
http://stihi.ru/2016/11/14/5984 номинатор альманах "Витражи"

пересекая жизни полосу
я вам несу
я что-то вам несу
такое
чтобы слушать невпопад
под звон дождя
и томный скрип цикад
под переклик разбуженных ворон
где редкий лес
и поле
и перрон

и я там был
и свой ребячий пыл
сжигал на солнце
только б не остыл
не понимая
что беда не там
что ты виной всему один и сам
что поезд твой давно уже ушёл
пока ты ел халву и пил крюшон
теперь сиди кудрявый гой еси
и чушь приличным людям не неси

Ну, положим, не чушь. Однако винегрет изрядный. Если халва ещё как-то наводит на определённые ассоциации с халявой и небезызвестной и набившей оскомину рекламой, то крюшон явно для рифмы. Впрочем, может, ЛГ и в самом деле крепче крюшона себе ничего не позволяет. Кудрявость у меня как-то не вяжется с давно ушедшим поездом, а гой еси при всей лихости, с которой оно врывается в текст, вообще непонятно зачем и почему здесь.
Что понравилось, так это
…переклик разбуженных ворон
где редкий лес
и поле
и перрон.
Погружение в картинку полное вплоть до запахов мокрого от росы утреннего леса.


2. ВАСИЛИЙ МУРЖА «Мандельстон»
http://stihi.ru/2018/06/05/9301 номинатор альманах "Витражи"

"Существует красивая история о том, как Иосиф Виссарионович Сталин позвонил
Борису Леонидовичу Пастернаку. Поэт снял трубку, Сталин его о чем-то спросил, и главной фразой этого всего разговора является вопрос товарища Сталина к Борису Леонидовичу: «Мастер ли Мандельштам?»"

Леонид Фридович Кацис,
заведующий Учебно-научной лабораторией мандельштамоведения Института филологии и истории РГГУ.

Мендель вейс. "Мендель, в штаб!". Мендель – штамп.
Ребе – раб. Пастор наг. Поп – пропойца.
"Шевеля кандалами", с каталами шёл Мандельштам.
Мёртв "арап", Пастернак. Вам расти бы и не беспокоиться.

Ты, Булгаков, люби маргарит до последних седин.
Вместо счастья прими-ка покой да возрадуйся воле.
На России-то царь – он и дьявол, и Бог  – триедин.
И сидит он один  на двуглавом российском престоле.

Бабьей горькой слезою разбавлен рязанский елей,
кровь не смоешь слюной говорил-коммунистов московских.
Не для Вас ведь, Есенин, страна возвела Мавзолей.
Рядом с Лениным всё-таки Вам не лежать, Маяковский.

Мендель – сон. Мендель – Крик... Медь лелеяв,
мёд медальный я, мня, променял на миндальные дали.
Мня меня, Он, ментальнее, чем Менделеев –
спросит: "Кто?" Я отвечу, конечно: "Вы – Мастер!
Вы, Сталин..."

«Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан…» Позволю себе не согласиться с Николаем Алексеевичем. Не люблю, когда к чему-то, пусть и хорошему, обязывают. Автор, конечно, и поэт, и гражданин. Но в этом конкретном тексте больше гражданин, чем поэт. Хотя игра слов впечатляет. Но это мне кажется единственным плюсом стихотворения. Ну, и меня лично коробит строка «На России-то царь – он и дьявол, и Бог  – триедин»  и логически связанное с ней написание слова «он» с прописной буквы применительно к Сталину.


3. РЕЧНАЯ НИМФА «Мэри»
http://stihi.ru/2018/08/14/152 отборочный тур для резидентов

«Титаник» скребёт ледяную стену,
но люди пока не чувствуют гибели –
оркестр ещё не ушёл со сцены.
Мэри окликает стюарда по имени.
Стюард несёт рогалики к чаю,
какая-то дама требует рейнского.
Мэри с удивлением замечает,
что скорость падает ниже рейсовой.

Час спустя – спускают последние шлюпки.
Везде суета, истерики, паника.
Дама с рейнским прячет хрусталь под юбку.
Мэри уже не уйти с «Титаника».
Она свой блокнот до конца листает,
пишет жениху, инженеру Бриджесу:
«Океан сильнее людей и стали,
стану русалкой из детской книжицы».

Довольно точное попадание в нерв дня нынешнего. Нам уже не уйти с «Титаника», да. Остаётся податься в русалки. То, что книжица детская, внушает некоторую надежду на то, что сказка всё же не будет страшной.


4. ИВА ЧЕ «Прописное»
 http://stihi.ru/2021/07/08/6240  отборочный тур для резидентов

он старался так, что не мог язык
удержать его мелкий щербатый рот,
если он выводил прописную Рцы.
и такая Рцы, как река, течёт.

находил он во всякой Мыслете мысль,
и во всякой Глаголе живой глагол,
и от каждой Земли поднимался ввысь,
оставляя на время перо и стол.

шестипалую Живте тянул он за
хохолок над седеющей головой,
и Добро его было сильнее зла,
был сильнее раздраев его Покой.

---

Иже  каждая строчка судейских фраз
содержала в себе те знаки,
по которым и шёл, и нашёл свой лаз,
по которому вышел в свой тихий Аз
бесшинельный писец Акакий.

***
названия и некоторые значения букв старого русского алфавита:
р – Рцы (в старославянском – "речь, изрекать")
м – Мыслете
г – Глаголь
з – Земля
ж – Живте ( "живёте, живите")
д – Добро
п – Покой
и – Иже ("и" – восьмая буква алфавита, в старославянском –
"который, которая, которые")
а – Аз ("а" – первая буква алфавита, в старославянском – "я")


Довольно интересная интерпретация проблемы маленького человека, иже всё-таки большой. Ну, или стремится стать повыше, вытягивая себя «за хохолок над седеющей головой».


5. САША НЕМЕСТНЫЙ «Канал»
http://stihi.ru/2021/06/07/5061 отборочный тур для резидентов

— Деда, надень панамку, а то припечёт, —
Произносит девочка. Солнце кусает спину.
Сидит в песочнице старичок.
Он слегка долбанут. Ну а кто в наши дни не сдвинут?

У него в руках формочки и совок.
Старичок выполняет план ГОЭЛРО, помогая себе руками.
У совка на ручке написано крупно — "SOVOK".
Им роют траншеи, грузят цемент и камень.

На детской площадке их двое. Других почему-то нет.
Правнучка Оля с планшетом (6 лет). Прадедушка Игорь.
Когда-то тут были дети, потом пришёл интернет,
Кабельное TV, видеоигры.

Дед планирует Днепрогэс, возводит Магнитку. Искусственный водоём
В центре песочницы топит погосты и храмы.
Кивает сосед соседу: – Что поделать, возраст берёт своё...
И они, естественно, правы.

Жену расстреляли. Сын сгинул. Дочь осталась жива.
Мысли о прошлом барахтаются и тонут.
Из-под майки деда выглядывает Адамова голова,
Что накололи блатные на Волго-Доне.

После обеда старик даёт пятилетний план.
Копает Туркменский канал, чтобы жили люди!
Но скоро планшет у Оли разрядится, и канал
достроен не будет.

Будьте «как дети» (Мф. 18: 3). Вот такой взгляд на старичка из этого стихотворения мне ближе, чем трактовка его, как безумца. Это о смысловой нагрузке текста.  Что касается поэтических приемов, то, как мне самой ни странно (недолюбливаю неточные рифмы) эти рифмы понравились. «Руками – камень», «храмы – правы», «тонут – на Волго-Доне». А «голова»-то всё-таки «жива»! Но «совок – SOVOK» – это уже плохо. Не говоря уж о том, что мне очень неприятен сам этот термин «совок» применительно к прошедшему временному промежутку в жизни нашей страны.


6. АС ПУПКИН «Я – Крепость»
http://stihi.ru/2020/05/20/10448 отборочный тур для резидентов

Иван Иванович Иванов – обычный советский солдат.
Просыпается утром он,
берёт из тумбочки полковой самиздат,
отрывает полоску,
слюнявит,
козью ножку закручивает,
и жить хорошо,
и жизнь хороша,
и заря занимается лучиками.

Намедни приснилось ему
далёкое,
забытое и растраченное:
как борьбу с сорняками и вредителями
разворачивает
рано утром соседская Нюрка
на кособокой грядке,
и жизнь хороша,
и жить хорошо,
и кажется всё в порядке.

Иван Иванович Иванов – обычный любящий сын.
Бывает, закроет глаза
и видит,
стоит у ставень косых
мама
за горами,
лесами,
за речными излучинами
и смотрит
прямо в душу ему
глазами соскученными.

Выйдет на вал,
закурит,
сонный Брест его завораживает,
тишина звенит небесная,
песней комариной окрашенная.
На канале с выводком солнце встречают чирки,
и весь берег осотом зарос,
а меж него –
васильки, васильки.

Иван Иванович Иванов обычно худого не ждал,
но засвистел артиллерийский снаряд,
раздался глухой удар,
встречается он с монументальным солдатом,
смертями заведующим,
и меняется
именами, событиями и датами
со следующим:

Александр Ефремович Потапов (1913 – 1941) – обычный советский солдат...
Магомед Яхъяевич Узуев (1917 – 22.06.1941) – обычный советский солдат...
Иван Петрович Беляев (1914 – 23.06.1941) – обычный советский солдат...
Ефим Моисеевич Фомин (15.011909 – 26.06.1941) – обычный советский солдат...
Андрей Митрофанович Кижеватов (31.08.1907 – 29.06.1941) – обычный советский солдат...
Ботабай Арынович Сулейменов (1921 – 1941) – обычный советский солдат...
...

Вот это стихотворение я помню. И при первом чтении, и сейчас оно мне кажется замечательным памятником защитникам Бреста. Да и не только Бреста. Иван Иванович Иванов – это ведь тот самый Неизвестный известный солдат. Независимо от воинского звания и наград.
И ведь никакой патетики. Маленькие бытовые детали вроде самокрутки из полкового самиздата, соседских кособоких грядок, осоки на берегу делают текст и его героя предельно живым, пережившим собственную смерть, близким читателям, в том числе и мне.


7. АЛЛА АРЦИС «Из жизни сов»
http://stihi.ru/2021/04/27/2008 отборочный тур для резидентов

  "Совы не то, чем они кажутся"
                Твин Пикс

Что-то странное происходит в мире у сов:
нет у них ни бород, ни усов,
ни орденов, ни медалей,
вообще никаких регалий…
обращаться к ним никто не отважится –
совы не то, чем кажутся.

Наглядно – пример без сомнения яркий,
выходной в зоопарке:
вот детишки радостные, наряженные,
мамы их упакованные, напомаженные,
а в огромной и тёмной клетке –
сова на ветке.
И это не ветка даже –   
пластифицированный бетон,
и сова мимикрирует, словно хамелеон,
сидит вроде носа не кажет,
но видно, как довольна сама собой –
совой!

Излучение взгляда её – инфракрасное,
а думы совы про разное.

В голове у совы неожиданные позиции.
Допустим, была бы птицей
не вещей,
а – певчей:
соловей, положим – у него и голос, и слух,
эх, она подпела бы, ууххх!
Или вообще –
водо-пла-ва-ю-щей:
лебедь – нет, банальный сценарий,
лучше в гнезде огари –
утка, но не из мелких крякв,
и тоже поёт, говорят…
А если зверь? Чур, не одомашненный:
кошки там мышки разные, «кыш-брысь»,
нет, с благороднейшими замашками –
скажем, рысь…

А сова всё сморит, высматривает, вникает в реалии дня…
Только не вздумай, пернатая, превращаться в меня!

Ах, какое славное! Читать интересно, а это немало, согласитесь. И помните недавний бум – моду на изображения сов, украшения в виде сов, принты на одежде… Ведь и впрямь есть в них, совах,  что-то загадочное. Исторически сова символизирует мудрость. И вот эта мудрость в сочетании с мечтой попеть – поплавать не только очеловечивает совушку, но  и проецирует её пребывание в клетке на пластифицированном бетоне на жизнь обычного среднестатистического обывателя, который обязательно считает себя, если уж не мудрым, то и никак не глупее других. А заперт, заперт в клетку условностей, ограничений, запретов. Но мечтать-то никто не запретит!


8. ЕЛЬКА 22 «Бездорожье»
http://stihi.ru/2019/06/05/3687 отборочный тур для резидентов

Дороги разбегаются ручьями,
Худеет к марту зяблая земля,
Зверею между прочими зверями
И ухожу в размытые поля.
Легчает боль, обширная как воля,
Рассудок мерно остужает шаг,
Неведомую истину глаголя,
Распутица выводит на большак.


Лес кормит волка, сипло ветер воет,
Чем дальше в жизнь – тем жёстче поводок.
Творенья божьи редко ходят строем;
Исход дороги часто однобок:
Ухаб – налево, рытвина – направо;
За пазухой – ни веры, ни любви;
На сотни вёрст вокруг – ничья держава...
А Спас прочнее, если на крови.

Вполне понятное и отвечающее духу времени депрессивное стихотворение. Можно поспорить с изложенными постулатами вроде того, что «Творенья божьи редко ходят строем» и «На сотни вёрст вокруг – ничья держава...», но не буду. У автора собственное видение, и это хорошо. Плохи противоречия в тексте. Если озверевший среди зверей ЛГ уходит в «размытые поля», то уж поводок-то явно оборван. А в тексте «Чем дальше в жизнь – тем жёстче поводок».  В строках «Неведомую истину глаголя, Распутица выводит на большак» истина, будучи произнесённой вслух («глаголя») уже не может оставаться неведомой. Однобокость дороги (или её исхода, если хотите) как-то мало сочетается с ухабом слева и рытвиной справа. Все эти небрежности обесценивают текст.


9. ЛЮБОВЬ ЛЕВИТИНА «60»
http://stihi.ru/2016/01/02/4901 отборочный тур для резидентов

Шестьдесят.  Да только она не верит, с рубежа  под номером сорок пять не впускает «после», сжигает «перед»…
И чужие сны ей мешают спать.  До утра  терзая  клавиатуру, оживляет памятью монитор. Ночь играет с правдой и тур за туром тонко цедит время сквозь тину штор.
Отстранённость памяти – верный признак, что уже не душит ничья вина.

Мнится ей, что пишет другие жизни – персонаж из прошлого – не она.

В чёрном кофе  грусти осадок тяжкий,  ветер звёзды тучами загасил.  … уронила чашку, разбилась чашка,  а собрать осколки не хватит сил.
Ах, как жизнь длинна – не удержишь память, от её напора дрожит рука, и не спросит, подлая, что оставить. Ах, как жизнь бессовестно коротка.

Красивости многовато. Местами смешной («сжигает «перед»), местами бессмысленной (Ночь … тур за туром тонко цедит время сквозь тину штор). А то и мелодраматичной – метафора с разбитой чашкой сразу порождает вопрос, сколько же ЛГ лет – 60 или за 90, если нет сил осколки подобрать.
Что касается формата – я кирпичи люблю. Но не такие.


10. ЛИНА МАГО «Возгрешение»
http://stihi.ru/2021/06/15/2645 отборочный тур для резидентов

Забей на давнее, забей,
был грешен вроде как,
но бородавка на губе,
а прежде — родинка,
уже в ребро стучит не бес —
ему без разницы,
а кто-то, ростом до небес,
занудно дразнится:
— Что толку попусту грешить? —
горазд на смайлики.

Вот только-только стал большим —
и сразу маленький,
шаманю, пачкаясь в грязи —
совочек, формочки…
А мама пальчиком грозит
сквозь вечность в форточку.

При внешнем сходстве со стихотворением «Канал» этот текст мне кажется более глубоким и общечеловеческим, что ли… Вот только название искусственное какое-то, с претензией на оригинальность. Но лишь претензией…


11. АЛЕКСАНДРА МАЛЫГИНА «Утром проснусь и расплачусь»
http://stihi.ru/2021/08/14/6506 номинатор Термитник поэзии

Утром проснусь и расплачусь – не успокоиться –
Выпью таблетку, но не утихнет боль.
Пусть прилетит лучше бледная моль бессонницы,
Чем расставаться каждый рассвет с тобой.
В страхе что так не смогу дотянуть до вечера,
В лучшей больнице приёма врача добьюсь,
Там на вопрос "на что жалуетесь", отвечу я:
"Непроходящая, необъяснимая грусть".
Мне постучат по коленкам и лоб птрогают,
Кончиком пальца попросят нащупать нос,
Знаю с такими симптомами ходят многие,
Только вот я-то больна, и больна всерьёз.
Врач убедится, что для лечения поздно, но
В мягкой улыбке растянет усталый рот:
"Это всего лишь жизнь – ничего серьёзного.
Перетерпите, скоро само пройдёт".

Любовная лирика. История действительно банальная, но и изложена банально. Не впечатлило.


12. СОФЬЯ ОРШАТНИК «Совру, сказав в деревне хорошо»
http://stihi.ru/2021/08/15/2658 номинатор Термитник поэзии

Совру, сказав: в деревне хорошо.
На деле – дрянь: бесцветно и дождливо.
Черёмуха, побитая паршой,
Поганый куст, ублюдочная слива.

Ко мне не едут, в гости не зовут,
Порой расскажет кто-то посторонний:
Собака носом тычется в траву,
Опять мышей, мышей осенних роет.

Живи, собака, ласково, легко.
Подольше моего – лет тридцать-сорок.
Выпрашивай у местных молоко —
Скажу за тайну, есть у них и творог.

Урман таков, что глаз не соберёшь.
Ну, разве что корзинку волчьих ягод.
И только жизнь запаслива, как ёж:
Её хватает неизменно на год.

Вода в копытце пахнет молоком —
Нет, обманула, — прелестью суглинка.
Когда умру, пусть блёклым тростником
Шуршит подольше рыжая скотинка.

Хвост колесом, а уши начеку.
Сопит и роет, шарится во мраке.
Вода всегда подобна молоку,
А человек… А человек — собаке.

А хорошее. Урман, правда, пришлось погуглить. В моём восприятии стихотворения (возможно, отличном от того, что закладывал автор) в строке «Порой расскажет кто-то посторонний» я бы слово «порой» заменила на «потом». Со скотинкой тоже у меня неувязочка. То ли про собаку (ну, не подходит собаке слово скотинка), то ли про ту скотинку, в чьём копытце вода пахнет молоком. Но и вода эта, и запасливая жизнь – ёж, и картинка в первом четверостишии – да просто замечательно. Да, ещё царапнуло «скажу за тайну». Но всё равно очень хорошо.


13. МОРИОН «Последняя попытка»
http://stihi.ru/2019/10/07/230 номинатор Вайлит

Порвали ночью ветры провода,
подсолнухи разбились и тарелки.

...под лёгкое скольженье водомерки
смотрю, как мимо плавает вода.
Попытка вспомнить правильную речь.
Продуть трубу в ведёрном самоваре,
и в солнечном ударе и угаре,
раскочегарить старенькую печь;


запасть на деревенский романтизм,
наговориться с тишиной при свечке;

родиться вновь,
болеть тоской и вечным  –
по-русски, –
с подозрением на жизнь;

сидеть в обнимку с небом у реки,
проветривая дух воспоминаний,
шурша привычно рифмами за баней,
дословно распаляться изнутри...

Вконец нормальной стать и лишь потом,
напившись молока(вдрызг) из бидона,
до потрясений чувствовать свободу.

Телёнка колокольчик: диги-дон...

Вернуться никуда – за тридевять.
Забыть дорогу и обратный адрес.
Назло влюбиться: гут, капут и аллес!
И жить,
и жить.
А дальше, как...
Привет!
.

Природа в северном пуху.
Ни ноль. Ни плюс.
Включу и слышу тишину.
Себе не снюсь.

Боюсь, что автор сочтёт меня занудой, но вода мимо плавать не может. Плыть – тоже навряд ли. Течь может. Разбившиеся подсолнухи – это как? Как человек, второй год живущий в бревенчатом доме с печью, не очень понимаю, зачем её затапливать, если «в солнечном ударе», да и само словосочетание «в солнечном ударе» как-то режет слух. Ну, и так далее. В конце долго искала и так и не нашла рифму. Водомерка хороша, но лишь потому, что для меня это аллюзия на водомерку Влада Сергеева. В целом мне кажется, что это не слишком удачная «попытка вспомнить правильную речь».


14. ЖИЛЬ ДЕ БРЮН «спасти нельзя оставить»
http://stihi.ru/2021/06/26/7370 номинатор Вайлит

Ангел бьётся в стеклопакет аки чайка-птица.
Оксана встаёт, ищет тапки и матерится.
Проверяет – трусы на месте, а лифчик где-то.
Сердито думает: и пофиг, что не одета.

– Чего тебе надо-то, чудо ты в перьях, вот ведь…
Открывает окно, ангел падает комом подле,
задыхается и трепещет, и шепчет: – слушай,
нам тут нужны для плана простые души.

– Стучался к соседям, но там заклеено глухо,
а тебе-то что, всё равно третий день под мухой.
И этот твой мент приходящий к жене уехал...
Пора, одевайся. Оксана: – Идиттапьеха!!!

– Мне завтра на смену, я крановщица так-то.
Ангел: давай обратимся к суровым фактам:
всё рушится, Третье транспортное уже в руинах,
к утру от Москвы останется половина,

к полудню – от мира дай Бог, если хоть осьмушка.
– Вот счастье-то, ты, летучая погремушка!
Ох, если б вчера с прорабами не пила я...
Дрянной ты гонец, и весть от тебя гнилая.

– Паспорт-то брать? Или как там у вас на небе?
– Не надо паспорт, здесь будут лишь прах и пепел.
Джинсы надень и свитер, иди за мною,
как всякая тварь когда-то пошла за Ноем.

Выходят во двор, там пусто, все спят до смерти.
Ангел колечко с ключами на пальце вертит.
Оксана моргает: что, правда, на тачке ехал?
Ангел ключом отпирает Оксане небо.

А там – какие-то стрёмные волонтёры –
все белые, чистые, будто спиртом протёрты.
Психологи, травматологи, санитары –
тянут руки: а мы вас ждали, и ведь недаром…

Оксана кричит нутряное русское слово,
бьёт ангела в глаз, разворачивается, и словно
кварталы вокруг неё сейчас не пылают,
итожит: идите вы с вашим бесплатным раем!
Я рулила краном семь лет и не знала горя,
хотела замуж и в отпуск, а тут такое...

И ангел шепчет: Боже, дай ей покоя.

Ох уж, эти игры с привлечением беспроигрышного персонажа – ангела. Да и крановщица смутно знакома, подруга что ли, той, с Балтии (stihi.lv)? Модная тема, лихое жонглирование словами на зыбкой почве непознанного.


15. СЕРГЕЙ ПАГЫН *** («Ну, что ж смотри, смотри же в пустоту...»)
http://stihi.ru/2021/04/25/5620 номинатор Ильдар Харисов

Ну, что ж – смотри, смотри же в пустоту.
Не отводи от тех прямого взгляда,
кто, плотную изведав темноту,
теперь стал частью воздуха и сада.

И все слова исчерпаны до дна.
Встаёт трава, молчит под нею глина.

О, как прозрачна эта тишина,
как эта тишина невыносима.

Рука мастера. И не буду лукавить, что не поняла, чья. Спрессованный в несколько строчек смысл. О вечном так просто и так зримо. Просто снимаю шляпу.


16. АЛАН «Обыкновенное чудо»
http://stihi.ru/2021/08/12/3642 номинатор Инесса Розенфельд

Обрабатывал пинги мосфильмовский хост.
За спиной у Янковского плавился холст.
И, казалось, не будет просвета
В этой мгле, где кончается "Свема".

Но загуглив по самым банальным словам,
Я внезапно узнал, что принцесса жива.
И глазами жива, и слезами,
Словно нити её довязали.

Наше прошлое хочет застыть, замереть –
Догорает волшебник, уходит медведь,
И на фоне пустых декораций,
Спотыкаясь, бредут папарацци.

Перед нами пожар, а за нами – потоп.
Я завидую тем, для кого я – никто,
Для кого я остался за кадром,
Для кого – что Люмьер, что Захаров.

А принцесса жива. Не на плёнке – жива.
В её роли давно устарели слова,
И партнёры её по площадке –
Стали титры, следы, отпечатки.

А принцесса жива. Независимо от.
В новом мире, где нет ни цезур, ни длиннот,
И сюжетам хватает динамик,
И никто никого не динамит.

В этом мире своё добывают руно,
На привале включают другое кино,
Золотыми поют голосами.
А принцесса… Вы знаете сами.

Вот и это стихотворение, как мне кажется, будет жить. Долго будет жить. «Независимо от». Потому что автор тоже волшебник, сумевший переплавить захаровское чудо в чудо своё.


17. РЕВЕККА ЛЕВИТАНТ «Мой двор»
http://stihi.ru/2021/06/06/118 номинатор Инесса Розенфельд

Двор мой старый был мрачным колодцем,
на балконах сушилось бельё.
Редким гостем бывало в нём солнце,
но сияло там детство моё.

Целый день во дворе мы играли
то в скакалку, то в прятки, то в мяч.
Жизнь, казалось, была сущим раем,
и носились мы по двору вскачь.

На дворе ни куста, ни травинки,
лишь булыжников скользкие лбы.
До крови обдирали коленки,
но росли мы, от счастья глупы.

Меж камней зарывали секретик
из стекляшек, конфетной фольги.
Что за тайна в секретиках этих
у дворовой была мелюзги?

Лишь поздней на стене всплыли буквы
алфавита ушедшей поры.
Кто из прошлого нас аукнул,
обозначив конец игры?

И какую открыла тайну
эта надпись? О чём гласит?
Глубина её чрезвычайна,
будто древности манускрипт.

Вдруг разверзлась времени пропасть,
разделившая всех по косой.
То ли адская двинулась лопасть
нас молоть, то ли бед колесо.

Рай, скорей всего, не был садом,
прекращаем бессмысленный спор.
Детству мне объяснять не надо –
раем был этот серый двор!

Даже и не знаю, что сказать. Кроме того, что мне непонятно, как это стихотворение попало в лонг. Ну, ведь откровенно слабое. Банальность на банальности, сбои размера… «Глубина её чрезвычайна,
будто древности манускрипт» – чрезвычайный манускрипт? Неужели общие для всех людей моего возраста сладкие воспоминания о «секретиках» перевешивают беспомощность текста?


18. БОРИС ПАНКИН «Умер Максим...»
http://stihi.ru/2020/03/06/9295 номинатор Регина Соболева

умер максим и в общем-то хрен бы с ним
если бы не смердел его труп в подвале
если бы не в глазах его мутный дым
не силуэт мерцающий меж развалин

ходит как будто жив ещё и здоров
рот разевает словно немая рыба
смерть с лица вытирает с затылка кровь
бровь выгибает словно не верит в гибель

вдруг это всё неправда он просто спит
после тяжёлой пьянки ночной попойки
умер максим точнее сказать убит
да и не он это вовсе а бомж со стройки

вот и гадай то ли жив ты а то ли нет
кровь запеклась на полу или просто сырость
тускло сквозь ставни сочится холодный свет
снится тебе это всё или всё приснилось

Эстетика смерти? Толчок к размышлению о том, насколько жив абстрактный современник? Совершенно не моё, хотя и закручено лихо.


19. МАРГАРИТА ЧИКАЛИНА «Итака»
http://stihi.ru/2009/07/23/6493 квота Дениса Барамзина за редактирование отборочного тура

На Итаке прохладнее ночи и тени короче
И теплее оливковый сумрак (О остров! О дом!
Но судьба беспощадна к идущим от берега…). Впрочем,   
Я совсем не о том, Одиссей, я совсем не о том.

Да и дело не в том, что слагают ненужную сагу,               
Что ослепший Гомер обрывает ладонью струну,
И по-птичьи поет, и глотает соленую влагу,
И твердит про весну, а выходит опять про войну.

Обернешься некстати и вспомнишь в каком-то бараке
До озноба любимый, но всеми оставленный дом.
Только я об Итаке, Улисс, я опять об Итаке,
Я сбиваюсь со строк, я уже не могу о другом.

Я не знаю, как будет: закружится ветер на станах,      
Или боги обманут, а сам не сумеешь доплыть.
И качнутся цепные замки в обезлюдевших храмах,
И безумное войско без лестниц пойдет на валы.

И жена твоя, гордая птица с тугими крылами,
Забывая о мертвом, начнет о живых голосить.
Как слепая вода, всколыхнется стоячая память,
И останется вечность, скитаясь, под сердцем носить

Нежилые дворцы, где ни ждать, ни тревожить не станут,
Золотые сады, где немеряны боли твои,
Зеркала океанской воды, заживляющей раны,
И щепотку родной, неизбывной, горячей земли.

Сперва завораживает выбранный автором размер, затем проступает целый строй аллюзий, появляется мостик в недавнее прошлое и пугающее будущее. Хороший текст. Думаю, крепко запомнится – «Что ослепший Гомер обрывает ладонью струну,
И по-птичьи поет, и глотает соленую влагу,
И твердит про весну, а выходит опять про войну».


20. РЬ ГОЛОД «Велосипед»
http://stihi.ru/2020/03/18/1300 номинатор Ильдар Харисов

Есть время для любви, для света, для стихов,
Есть время для забот, и время для печалей.
Макушкой достаёшь до самых облаков,
Хоть крутятся с трудом волшебные педали.

Под горочку и вверх. Скрипит, но держит цепь.
Куда-то сквозь тебя собаки пролетают.
И ты уже забыл, ты есть или не есть,
И вечность на звонке мгновением сияет.

Возьми, велосипед, возьми меня с собой,
Пусть буду весь я твой, на-колесе-восьмёрка.
Пыли, велосипед, лети же над землёй,
Звени, звени, звени... где ямка –– там и звонко!

А хорошо бы так – после того, как под горочку, снова вверх. Не всегда и не у всех получается. Этот текст всё больше под горочку. Хотя летящие собаки хороши.


21. ВЛАДИМИР ИГНАТЬЕВЫХ «Скрипка Уоллеса Хенри Хартли»
http://stihi.ru/2021/03/15/8342 отборочный тур

  Скрипка не спасжилет, не надувной круг...
                Ленка Воробей

Хенри! Хер ли не спрыгнул в шлюпку?
– Скрипка должна звучать, скрипка-свеча
в вальсе, в фокстроте, против айсберга-палача!
(Уоллес с палочкой у пюпитра.
Калоша – «Титаник» уже разбита.)
Боцман, по палубе в вальсе и рубка.
                Боцман и трубка.
Трубы звучат и гобои
в танго над шлюпками и над судьбою.
Команде матросов спасать пассажиров!
– «Будете живы, будете живы!»
Оркестру играть до погребения,
до приводнения, до утопления!
Мистер Хартли держите скрипку!
Мистер Хартли вяжите скрипку!
К телу, к телу, пока волна не задела!
Подарок Марии, она живая.
И утонувши, она оживает.
Оркестранты снова за дело!
Музыка бьется прибоем о шлюпки,
Музыка волны глотает как губка,
Музыка плещет уже по колено,
Музыка гибели – так современно.
 
Скрипка спасет тебя. Всенепременно…

15.03.2021
________________
Уоллес Генри Хартли  — британский скрипач и руководитель оркестра «Титаника» в его первом рейсе. Погиб 15 апреля 1912 года во время крушения корабля.
                Википедия             

 Для меня основное достоинство этого стихотворение – сам факт напоминания об этом человеке, чьим мужеством нельзя не восхититься. К сожалению, текст восхищения не вызвал. Хотя выбранный автором размер хорошо передаёт атмосферу на палубе.


22. ЮРИЙ ДАН «Неправильная любовь»
http://stihi.ru/2015/08/23/9459 отборочный тур

Был этот год моим последним сроком:
В шестнадцать лет я высчитал: уйду
Безумно старым, дряхлым, одиноким,
В немыслимо, как Млечный путь, далёком
Две тысячи назначенном году.

Но, видимо, решил ОН там, что рано…
И, как юнцы, в полупустом ряду
Под разную киношную бурду
Целуемся бесстыдно у экрана
В две тысячи безбашенном году.

С усмешкой ОН взирает с эмпиреи,
Как в городском заснеженном саду
У публики почтенной на виду
Нахально обнимаемся в аллее
В две тысячи немыслимом году.

Счастливых нас, под утро будят грозы,
И, задыхаясь, как форель на льду,
Сплетая в узел вены, стоны, позы,
Мы ловим нашей страсти передозы
В две тысячи психическом году.

Мне к вечности пора готовить душу
И к собственному Высшему Суду
За боль и страх, за общую беду,
За рай, который каждый миг краду!
За смутный век, за небо, воду, сушу,
А я люблю! Я все законы рушу
В две тысячи загаданном году.

Ну да, любовь побеждает всё. Но об этом можно и покороче.


23. АНДРЕЙ ПОДУШКИН «Хорошо, когда в лесу никого нет»
http://stihi.ru/2021/08/12/5335 номинатор Филипп Хаустов

Хорошо, когда в лесу никого нет,
Только ты да задумчивый жук-короед.
Короеду-трудяге хватает
Древесной, кисло-сладкой,солёной и пресной,
Для здоровья чертовски полезной коры.
И никто никого не хватает,
Не жрёт и не тащит за хвост из норы,
Не завоет никто,не захрюкает,не зарычит
Из кустов на тебя,
Только сосны, секвойи
Да дикие яблони, груши скрипят ...
И не лезет с вопросом к тебе короед:
– Чё пришёл?!
Да,когда в лесу никого нет – хорошо!

Скучно, уважаемый автор, когда в лесу никого нет.


24. АЛИСА ОРЛОВА «Лошадка»
http://stihi.ru/2020/06/01/3980 номинатор Регина Соболева

Ты говоришь, мне: «Эта лошадь сдохла, девочка, слезь!»
Но ты не знаешь, какая магия в дохлой лошади есть.
Далеко не каждому удается установить с ней контакт,
требуется умение, навыки, знания, такт.

И почему сразу дохлая, она просто немного устала,
Я очень скоро пойму, чего ей со мной не хватало.
Сколько на свете людей, у которых никакой лошади нет,
А у меня есть хотя бы такая.
Это ничего, что я сама свою тележку таскаю,
Это не навсегда, а только до лета,
Летом все наладится, будет много сена, тепла и света.
Моя лошадка, ты у меня есть, спасибо тебе за это.

Ей не каждый годится, она моментально поймет, кто ты таков
Дохлые лошади очень придирчивы в выборе седоков.
Так что, если ты завидуешь нашим отношениям, так и скажи.
Моя лошадка просто устала, пусть полежит.

Вполне разделяю оптимизм автора – летом всё наладится. Если, конечно, оно наступит, очередное лето.


25. КАНАЙКИНА ЕКАТЕРИНА «Я видела»
http://stihi.ru/2016/05/13/427 квота Дмитрия Пилипенко за редактирование отборочного тура

Я видела, как главное шоссе
толкает пробки, замедляя время.
Как домик из цветных карандашей
переживает смену поколений
и тот февраль, который виноват,
где окна выставляя как мишени,
горели лампы в сотни киловатт,
но не спасали. Вечер на колени
набрасывал то платье, то ладонь,
ещё не веря, что теперь напрасны
и эта затянувшаяся боль,
и детская иконка под матрасом.

И сколько бы
ни падал свежий снег,
пока февраль дожевывает зиму,
я тороплюсь преодолеть парсек
от безучастных звезд
до первых примул.

А в чём виноват февраль? В том, что именно в феврале происходит смена поколений? А почему только в феврале? Вопросы можно продолжить, но что-то не хочется…


26. ЮРИЙ ОКТЯБРЁВ «Не страшно»
http://stihi.ru/2021/07/06/7119 номинатор Владимир Цюпин

Когда-то было страшно, а сейчас
ни страха, ни сомнения, ни злобы.
Увидишь ли налитый кровью глаз,
склонишься ли в прощании над гробом,
услышишь ли во тьме щелчок курка,
сожмешь ли распечатку томограммы –
ну где же страх? Как будто сбой программы,
зависшей на строке «живи пока».

Уже не страшно с мыслью засыпать,
что утром можешь больше не проснуться,
не страшно, что во сне приходит мать
и каждый раз пытается коснуться,
что «Мазда», завершая разворот,
промчалась в сантиметре от ботинок,
что наледь на карнизе гильотиной
который месяц чью-то шею ждет.

Страшна не тьма – еще страшнее свет,
который брезжит в операционной,
где маленькая копия планет
уже сошла с орбиты по наклонной
и простыней накрыта на столе.
Сутулый бог в насквозь промокшей маске
уходит прочь из этой страшной сказки,
еще на сотню жизней повзрослев.

Страшно, автор, если не страшно…

27. ЕЛЕНА БОРОДИНА 13 «Сны»
http://stihi.ru/2016/05/14/3894 номинатор Юрий Семецкий

Ты знаешь, мама, уплывают сны –
холодные бесплотные плотвицы.
В прорехах прохудившейся весны
проглядывают пасмурные лица
плакучих дней.
Промокшие дома
рождают ранним утром постояльцев.
В прокуренных сетях своих же пальцев
я снова задыхаюсь.
Страшно, ма.
Вчера срубили тополь под окном:
на чёрном теле – сахарная мякоть,
копна ветвей истоптана, измята.
Ты знаешь, мама, только об одном…

Ты знаешь, мама, только об одном
прошу, вдыхая запах древесины:
не потеряться, став однажды сном –
тяжелым,
беспокойным,
тополиным.

Хорошее стихотворение. Замечательная образность.


28. ОЛЬГА ФЛЯРКОВСКАЯ «Ленинградка»
http://stihi.ru/2019/10/26/2665 номинатор Юрий Семецкий

Памяти Антонины Михайловны Флярковской

Завитками позднего ампира
Стёкла разукрасила зима.
Вымершие гулкие квартиры.
Лютый холод. Утро. Голод. Тьма.

Женщина в обмотках... баба Тоня!
Ты едва бредёшь, не чуя ног,
На твоих руках уже не стонет
Крохотный двухмесячный сынок.

Ты как тень среди других страдальцев –
Еле-еле бьётся жизни нить.
Надо на Смоленском в одеяльце
Младшего в сугробе схоронить!

Скрыты звёзды напрочь туч рогожей...
Времени река не льётся вспять!
Бабушка, ах, если б было можно
Вам тепла и хлеба передать!

...путь домой лежит в январской стыни,
Ни собак. Ни галок. Ни огней.
Да вовек твоё святится имя
В беспощадной памяти моей...

Не конкурсный текст. В смысле, надконкурсный. Но если бы было сделано плохо, никакой высокий смысл не заставил бы меня взять его в шорт. А я беру.

29. МАКСИМ ПОТАРИН «Спящая»
http://stihi.ru/2021/05/31/8577 квота ГР за редактирование отборочного тура

Черная королева Африки спит,
бриллианты блистают на лбу в золотой оправе.
Белое солнце лезет на трон в зенит,
ночью оранжевая луна в перигее правит.

Спит королева несколько сотен лет
(если годы считать по числу оборотов стрелок)
и не стареет –
время ее в петле,
так же она свежа, благолепна, половозрела.

К бедрам прижаты руки, в них два ножа
для ритуальных дел,
на груди костяные бусы,
сомкнуты губы, веки едва дрожат,
жилка на шее подергивается в ритме пульса.

Ложе устлано шкурами львов и зебр,
у изголовья стоят сменяемые рабыни,
чтобы она предстала во всей грозе,
если хоть кто-то ее разбудит и чары снимет.

Черная королева Африки спит,
снятся ей дождь, туман, водопады, долины, горы,
и не слышно, что; в ухо пищит москит.
"Королева, очнись! Твои земли дербанят воры!"

А ведь не только про Африку, правда, автор?


30. АННА КРЕСЛАВСКАЯ «Сказка жизни. Полуявь»
http://stihi.ru/2017/04/22/6612 квота Инги Сташевска за редактирование отборочного тура

я трясусь в поездах запоздалых раскачало броженье в крови
завернуло меня в полушалок полуснов-полуяви любви
и несет будто где-то с лукошком (в нём нездешнего сада цветы)
ожидают меня у сторожки потускневшего детства черты

леденца замерзающий лучик и окна петушок-леденец
и не самый ужасный попутчик тот венец что и сказке конец
сквозняками на стыках вагонных разрывает тоску на куски
заоконные темные склоны заслоняют сверканье реки

мимо жизни легонько кружится золотых поездов маета
запоздалой любви моей птица пролетая роняет лета
лепестки затонувшего лета кружат памяти илистый пруд
и у кромки иного рассвета птицы райские жарко поют

под печали вращенье и тряску засыпает в иное душа
стрекоза над недвижимой ряской сновиденьем рожденья шурша

С трудом дочитала до конца.


31. НАТАША ДЕНИСОВА «рай обетованный»
http://stihi.ru/2021/08/03/7745 номинатор Владимир Цюпин

рай обетованный
есть ли, марьиванна?
рай обетованный
что такое в нас?

салочки-качельки,
в уши больно серьги,
больно всех любить.

рай обетованный,
говорили вы нам,
это блок и гоголь,
это лев толстой.
только мир огромный,
мир такой огромный
выжег нас как соль.

дикие ньюйорки
спрятали по норкам
спрятали по норкам
нашу красоту.

нет, не ту, что руки,
нет, не ту, что губы,
ту, чтоб всех спасти.

рай обетованный
для чего нам нужен?
в первой подворотне
сон настиг, настиг.

этот сон вороной
выклевал все вишни,
выклевал все вишни,
вишни ваших слов.

под высокой кроной
в выглаженных блузках
мы стоим и смотрим,
как никто на свете,
как никто на свете
нам не даст любовь.

Марьиванна, а вы о чём это, матушка?

.....................................

                Итак, мой выбор:

6. АС ПУПКИН «Я – Крепость»
http://stihi.ru/2020/05/20/10448 отборочный тур для резидентов

7. АЛЛА АРЦИС «Из жизни сов»
http://stihi.ru/2021/04/27/2008 отборочный тур для резидентов

10. ЛИНА МАГО «Возгрешение»
http://stihi.ru/2021/06/15/2645 отборочный тур для резидентов

12. СОФЬЯ ОРШАТНИК «Совру, сказав в деревне хорошо»
http://stihi.ru/2021/08/15/2658 номинатор Термитник поэзии

15. СЕРГЕЙ ПАГЫН *** («Ну, что ж смотри, смотри же в пустоту...»)
http://stihi.ru/2021/04/25/5620 номинатор Ильдар Харисов

16. АЛАН «Обыкновенное чудо»
http://stihi.ru/2021/08/12/3642 номинатор Инесса Розенфельд

19. МАРГАРИТА ЧИКАЛИНА «Итака»
http://stihi.ru/2009/07/23/6493 квота Дениса Барамзина за редактирование отборочного тура

27. ЕЛЕНА БОРОДИНА 13 «Сны»
http://stihi.ru/2016/05/14/3894 номинатор Юрий Семецкий

28. ОЛЬГА ФЛЯРКОВСКАЯ «Ленинградка»
http://stihi.ru/2019/10/26/2665 номинатор Юрий Семецкий

29. МАКСИМ ПОТАРИН «Спящая»
http://stihi.ru/2021/05/31/8577 квота ГР за редактирование отборочного тура


Рецензии
Спасибо вам большое!

Алан   24.09.2021 22:02     Заявить о нарушении
На это произведение написано 8 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.