Киммерийские тропы III

……….«Киммерия... Кермен... Кремль... Крым. Ряд однозначных имен, возникших из древнееврейского корня KMR, имеющего значение неожиданного мрака, затмения, замкнутого места, крепости, угрозы — незапамятного, баснословного.
……….“Темная область Киммерии” — обычная гомеровская тавтология — перевод еврейского (т. е. финикийского) имени греческим эпитетом. Киммерийцы и тавры — древнейшие племена, населявшие Крым, оставили свои имена восточной и западной его части: Киммерия и Таврида.
……….О киммерийцах говорит Геродот, а современные археологи относят на их счет все то, что не умещается в комплексах последующих культур. Первый луч истории падает на эти страны в V веке до Р. X. вместе с греческой колонизацией.
……….Имена Феодосии и Пантикапеи звучат в речах Демосфена. Но скоро поток варварских народов заливает эти города. Какие-то смутные силуэты здесь еще можно разглядеть во времена Митридата Понтийского, но день истории наступает для них лишь в XIII, XIV веках, когда после взятия Константинополя латинянами сюда проникают венецианцы и генуэзцы.
……….Тогда генуэзская Каффа вырастает до значения крайнего форпоста, выдвинутого Европой на востоке, и турецкая Кеффе еще не теряет своего торгового и культурного значения, и только русский разгром Екатерининских времен снова превращает Киммерию и ее города в глухое провинциальное захолустье.
……….Таков послужной список Киммерии. Но за этими официальными датами раскрываются перспективы еще более глубокой, незапамятной истории. Она бродит здесь тенями аргонавтов и Одиссея, она в этих стертых камнях, служивших кладкой в фундаментах многих сменявшихся культур, она в этих размытых дождями холмах, она в разрытых могильниках безымянных племен и народов, она в растоптанных складках утомленной земли, она в этих заливах, где никогда не переводилась торговая суетня и неистребимо из века в век уже третье тысячелетие цветет жгучая человеческая плесень.»
……….Максимилиан Волошин. Из статьи «К. Ф. Богаевский —  художник Киммерии»


Содержание:
3.1. ЧАСТОКОЛ
- скрипит калитка кто-то входит в сад (Сидор Исидоров)
- Как дивный сон. Сегодня я в Москве (Павлова Лена)
- За красными портьерами – закат (АТ)
3.2. МАЯТНИК
- вот маятник из чайного пакетика (Павел Бетач)
- Сезон оливок. Девственный отжим (Рая Школьник)
- сложи себя из солнечных затмений (Анатоль Страхов)
3.3. СКВОЗЬ ТИШИНУ
- сквозь тишину на северо-восток (Анатоль Страхов)
- нас утро разорвет на ты и я (Анатоль Страхов)
- вкус спелых слив прихватывает губы (Анатоль Страхов)
3.4. РАЗНОЦВЕТНЫЕ КОТЫ
- Кимме'рия – какою древней тайной (Мария Абазинка)
- Пока не найден крымский минотавр (Аддис Абеба)
- Всё меньше в доме старого вина (Валдис Дубулт)
3.5. ОТШЕЛЬНИК
- шуршит отшельник тащит алычу (Сидор Исидоров)
- курганами прошитый окоём (Сидор Исидоров)
- кумыс табак в дорогу свежий хлеб (Сидор Исидоров)
3.6. ЧЕРНИЧНЫЙ СВОД
- Крым опустел - театр без актеров (Рая Школьник)
- Где горы, где вода, Иерихон (Рая Школьник)
- Из происков сирен плыви в себя (Рая Школьник)
3.7. БРИЗ
- Ах, этот ароматный, тонкий бриз (Мария Абазинка)
- Следы янтарной комнаты повсюду (Аддис Абеба)
- у спинтриев всеябрьские иды (Студия криптопатетики Виктора Образцова)

Любое место имеет право на своего художника, музыканта, поэта. Чем больше на карте России звучащих мест, тем дольше Россия будет жить, тем ярче станут ее люди. Волошинская Киммерия, Крым, это может быть только начало, а далее другие уголки Великой страны, запоют своими голосами, засияют своими красками. Поэт – художник, рисующий свои полотна, Словом,
Пора…


3.1. ЧАСТОКОЛ

*** (Сидор Исидоров)

скрипит калитка кто-то входит в сад
упрятанный за новочастоколом
спит убаюканный прохладой город
над карадагом скалится гроза

до зимних встреч дорога в два витка
расправит крылья вечная река
которой слаще нет житьё толмачит

утонет море в омуте песка
окаменеет ветер облака
повиснут на гнилой небесной мачте

гроза смолкает аромат плывёт
над красно-рыжим урожайным садом
бежит девчонка красится помадой
спешит успеть на белый теплоход


*** (Павлова Лена)

Как дивный сон. Сегодня я в Москве,
А завтра солнце на седых вершинах.
У моря крепость, а точней руины,
Эпоха на обветренной скале.

Под шагом осыпается песок.
Смотрю на пламенеющий восток
И взглядом ощущаю параллели.

На коже след от высохшей травы.
Я двигаюсь в прозрачные миры,
Раскачивая времени качели.

Вздыхает форт о пережитых битвах
И как защита от былых невзгод,
Читая вслух забытую молитву,
Эоловою Арфой стонет грот…


*** (АТ)

За красными портьерами - закат,
По линии окна - нить горизонта.
Так почему, ты, женщина одна,
При этом говоришь, что не свободна.

Ты осень? Значит стану я дождем
Холодным, неотвязным, бесконечным,
Я все равно войду в твой тихий дом
В нем завершив смущенно путь свой млечный
Трагический пейзаж, в котором нечем
дышать… Пусть дождь становится огнём.

С другой же стороны пусть будет мгла
Внутри которой люди, звери, птицы,
Малыш и черепаха, и крупицы
На панцире холодного песка.


3.2. МАЯТНИК

*** маятник (Павел Бетач)

………………………………памяти Валерия Исаянца
………………………………к двадцатилетию знакомства
………………………………с оригиналом

вот маятник из чайного пакетика
им лечат время заклинают дождь
титруют каузальную эстетику
марают брюки прививают зож

основам боевой криптопатетики
меня учил небесноватый бомж
на осипа эмилича похож
он запивал счастливые билетики
с гармонией сверяя арифметику
томатным соком и лимонным тож

в гробу лежал как перочинный нож
ты тоже человек куда идёшь
у нас тут киммерийская аскетика
в ногах нет правды и усталость ложь


*** (Рая Школьник 2)

Сезон оливок. Девственный отжим
Октябрь без революций и пророков
Я знаю, скучен, из соседних окон
К поджогу чувств опять взывает Джим

И дверь не удержать, да и зачем?
Вчерашний хит запилен до предела
И войны не меняются в ключе
Читай Экклезиаст не веря телу
И переводам старым неумелым
А я поплачу на твоем плече

Все хорошо. Стекает с языка
Бессильная тягучая горчинка
Согласной гласной с нежностью снежинки
Земли не знавшей и дрожит рука


*** (Анатоль Страхов)

сложи себя из солнечных затмений
сожги в себе бездвижных желтых рыб
дымок несет молчанье тёмных глыб
над морем, над осенней влажной тенью

перепиши начало всех начал
еще раз, чтобы слышать землю, небо
пока еще отчаянием слепы
пока еще не выстроен причал
пока оркестр мажорной медной скрепой
к позорному столбу не приковал

солги себе о том, что будем целы
в неведомой стране шестого дня
и трением добытого огня
расширим медоносные пределы


3.3. СКВОЗЬ ТИШИНУ

*** (Анатоль Страхов)

сквозь тишину на северо-восток,
не объясняя долгое молчанье
брайль спит, а азбукой играют чайки
над рыбаком, проспавшим поплавок

и мы уйдем за черной рыбой вглубь
теней, дождей и преломлений света
черники вкус не свяжет больше губ
не тронет кожу солнце… через лето
сожженного моста, летит раздето
звучание иерихонских труб

крым опустел, руины октября
разграбленные степи, долы, горы
скала висит над морем без опоры
ползущих туч царапая края

*** (Анатоль Страхов)

нас утро разорвет на ты и я
скороговоркой птиц лилово-синей
глаголами полуденными линий
текущими в безумные края

дистанции, вот ты, вот я, вот дверь,
от комнаты пустой до пыльных улиц
последних два листка висят целуясь
на ветви дня осеннего, не верь
что ветер спит в пуховой мгле потерь
в квартирнике, где пьет коньяк маргулис

да мы столкнулись словно поезда,
машинами, лоб в лоб и в хлам по встречной,
но мы не разминулись, в нас прочерчен
насквозь пейзаж, где горы и вода


*** (Анатоль Страхов)

вкус спелых слив прихватывает губы
на языке бессильный гласный звук
нам не хватает в будущем разлук
нам не хватало в прошлом ласки грубой

прохохотало облако чернил
на красный цвет заката бросив кляксы
пусть yesterday царапает винил
таксист со счетчиком сверяет таксу
и утешает мама дочку-плаксу
все хорошо, я стал тебе не мил.

нам в настоящем не хватает веры
ты против всех, я против всех вдвойне
сирены вой, мы снова на войне
друг перед другом закрываем двери

3.4. РАЗНОЦВЕТНЫЕ КОТЫ

*** (Мария Абазинка)

Кимме'рия – какою древней тайной
пленяет эта вечная страна?
Уснувшие былые времена
в ладонях пробуждаются нежданно,

когда летит песок и ветер чист,
и лето раздевается прелестно –
великая история звучит
русалочьей загадочною песней;
и море возрождает афродит
в надежде, что предания воскреснут.

На пирсе разноцветные коты
встречают рыбаков, как херувимы…
Лениво переходит осень в зиму –
в другие ипостаси красоты.


*** (Аддис Абеба)

Пока не найден крымский минотавр,
сухие травы слушают рассказы.
Будь родом киммериец или тавр
все дети русы и голубоглазы.

Но почему из ласточкиных гнезд
ночами выползают только змеи?..
А там, где зрела винограда гроздь
объяты синим пламенем шалфея
пророщенные зерна тусклых звезд
и ржавые оковы Прометея…

Но почему мы жертвуем собой
во имя Слова в мире бессловесных…
Закончился сезон, у скал отвесных
все глуше корабельных волн прибой.

***  (Валдис Дубулт)

Всё меньше в доме старого вина,
И чачи нет на казантипских травах.
Что дед Асман, когда ж октябрь отравят,
Недели три как, скисшие слова?..

Тяжелый кашель с хрипом, что за хворь?..
На ржавый гвоздь торчащий из забора
Накручены вчерашние узоры:
Вдоль берега плывущих синих гор;
Холодных волн густые переборы;
Сердца людей сжигающий глагол.

Клок паутины, вот и все что есть
на этом свете. Дед Асман, ты, слышишь?
То, дождь идет по черепичной крыше,
Несет к Татарской бухте русский крест.


3.5. ОТШЕЛЬНИК

*** (Сидор Исидоров)

шуршит отшельник тащит алычу
намытую в очищенную флешку
и проклиная логово медвежье
берётся за безделье по плечу

но прежде отрешения глоток
лечебный воздух мелкого загула
предание о проданном святом

история падения де-юре
томление над умницей-плитой
раздача утешительных посулов

ша время гнать из липовых пород
закатами побитый старый город
что изловчился взять житьё измором
переиначив омут в лучший брод


*** (Сидор Исидоров)

курганами прошитый окоём
забытая сражениями крепость
висит над горизонтом лунный слепок
подкрашенным богами угольком

сиятельный приметно редкий гость
пожалует скукоженную гроздь
туманом принаряженного света

и день помчится вкривь и вкось во тьму
приговорённый к прошлому ему
хранить в себе сокровища наветов

дороги за дорогами зовут
бредущих киммерийскою долиной
сюда весна является с повинной
и держится как может на плаву



*** (Сидор Исидоров)

кумыс табак в дорогу свежий хлеб
оставь ханум ненужные вопросы
плохие вести вольный ветер носит
замешано прощание на зле

прохладный дождь торопится шумит
о сабантуе и чужих победах
не вспоминай забудь последний миг

медвяного, горчащего рассвета
душа войны её всеядный мир
не поспешат за нашим домом следом

салям алейкум незнакомый край
закрой глаза и будет всё как прежде
аджи-ахмат цветущая черешня
и долгая распевка сентября

3.6. ЧЕРНИЧНЫЙ СВОД

*** (Рая Школьник)

Крым опустел - театр без актеров
Но не погашен киммерийский дух
Творцом он ангажирован в суфлеры
Все тайны выговаривая вслух

Менялись лица в бесконечной пьесе
И кто их помнит? Все статисты в ней
Собачка, дама, мученик, злодей,
Живые трупы, ангел, поэтесса
Стахановцы пик аппа адской мессы
В руинах недопитых октябрей

Не унывай, на скалах свиты гнезда
Черничный свод небесный не поник
Ты доживешь до свежих эвредик
Орфею их не сосчитать, как звезды

*** (Рая Школьник 2)

Где горы, где вода, Иерихон
Приговоренных утром замаячил
Дорожным знаком, сбитым жалкой клячей
По встречной жестко пущенных в расход

Кровоподтек рассвета посинел
Разлившись по сетчатке небосклона
В квартирнике творца мы только клоны
Шестого дня без нужных антител
Разбиты в хлам, а телефоны целы
Шлет палец сэлфи к лайку на прицел

И в Книги Лиц, где я и ты – листки
На ветке мнимой жизни мнимой дружбы
Зависли, где потери безоружны
Машина Времени, - в тисках тоски


*** (Рая Школьник 2)

Из происков сирен плыви в себя
Включи частоты что доступны детям
Прирученные за себя в ответе
И ложь не освящают не любя
Я слышу землю, небо, вижу звук
Крадущийся на цыпочках из сердца
Не искушусь, его рифмуя с дверцей
И ты беги от искушений, друг
В стране шестого дня для иноверцев
Начало, присмотрись, причал разлук

Я задушила голыми стихами
Рожденных суррогатом синих птиц
С Эрато в поддавки прощальный блиц
Я завершаю чистыми руками










ИСТОРИЯ ЖАНРА:
Киммреийский (Крымский) сонет I - http://stihi.ru/2020/09/21/7559
Киммерийский (Крымский) сонет 1.1. Осколки - http://stihi.ru/2020/09/22/3307
Киммерийский (Крымский) сонет 1.2. Ночные окна - http://stihi.ru/2020/09/22/6129
Киммерийский (Крымский) сонет 1.3. Осенние окна - http://stihi.ru/2020/09/22/6350
Киммерийский (Крымский) сонет 1.4. Дым - http://stihi.ru/2020/09/22/7288
Киммерийский (Крымский) сонет 1.5. Богородичная осень - http://stihi.ru/2020/09/24/7497
Киммерийский (Крымский) сонет 1.6. Только шёпот - http://stihi.ru/2020/09/25/2624
Киммерийский (Крымский) сонет 1.7. Бабочки и камни - http://stihi.ru/2020/09/26/4005
Киммреийский, Крымский сонет II - http://stihi.ru/2020/09/27/6645
Киммерийский сонет 2. 1. Сумерки и тени - http://stihi.ru/2020/09/27/6813
Киммерийский сонет 2. 2. Мерийский знак - http://stihi.ru/2020/09/28/3180
Киммерийский сонет 2. 3. Всеябрь - http://stihi.ru/2020/10/02/4728
Киммерийский сонет 2. 4. Карта снов - http://stihi.ru/2020/10/05/2105
Киммерийский сонет 2. 5. Собория - http://stihi.ru/2020/10/05/2244
Киммерийский сонет 2. 6. Вирус - http://stihi.ru/2020/10/05/2432
Киммерийский сонет 2. 7. Приют кентавров - http://stihi.ru/2020/10/05/6937


Рецензии
Не сделать шаг за осень и за край,
но можно видеть сны о перекрёстках
дорог, где замыкаются ветра,
а звёзды ˗ кем-то брошенные блёсны.

Не помня о чернильной темноте,
о многоликом божестве тумана,
напишешь: время кажется водой
и серебром на дне рыбачьей лодки…
Вот дым вбирает запах чабреца,
и в брызгах алых замер можжевельник.

Но яма неба сумерек полна,
в груди октябрь нахохлился по-птичьи:
путь в ирий будет долог. Безразлична
над пустошью багровая луна.

(ответное на "...лицом к лицу. куда теперь? что нам..." Анатоль Страхов)

)

Рейвен   12.10.2020 14:35     Заявить о нарушении
здесь на границе крови и дурмана
за слоем слой снимает ветер пыль
колышется в горах седой ковыль
спят в сон-траве детеныши тумана

здесь осенью овечью стригли шерсть
к зиме сушили пойманную рыбу
точили стрелы, плакали и пели
смерть называли смертью, жизнью – жизнь
с песком смешав золу из очага
лечили раны и кормили землю

но памяти воронка безголоса
взмах весел, парусов хлопки, треск мачт
все - тишина, что хочешь знать толмач
в ладони взяв росы вечерней россыпь?..

Анатоль Страхов   12.10.2020 17:03   Заявить о нарушении
Здесь жар иссушит дерево-скелет,
орёл могильник не добудет пищи.
Пророс насквозь руины городища
горячий свет.
Молчание и свет.

Но ты вернулся - значит смерти нет.
Цветами многоглазо смотрит степь,
чьи дети в ковылях играли в прятки,
шептали заклинания дождей.
Коснёшься подорожника - коснёшься
к тебе из тьмы протянутой руки.

Они давно туман, зола и глина,
но речь внутри тебя звучит, жива.
Слова - как будто тайнопись на спинах
камней и шелестящая трава.
)

Рейвен   23.10.2020 14:17   Заявить о нарушении
Пирс тянется рукой к посконной ряби холодных волн.
Пророщенные дни осенней скорби облепили крабы опавших листьев.
Желтые огни еще дрожат.
Раскопки не помогут понять исхода призрачных племен в девятый сон
по кругу той дороги,
которой нет в языческих закладках сокрытых капищ,
в складках тех времен,
которые на все века загадка для принявших как дар
не смерть, а жизнь убогую, короткую.
Темнеет.
Пирс тянется рукой.
Скорей держись
за тонкую соломинку.
Смелее.

Анатоль Страхов   24.10.2020 11:44   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.