Итоги марта. Дмитрий Артис

Большой Литературный Конкурс
ПРЕДИСЛОВИЕ

Если бы я не знал, кто автор этого обзора, то подумал, что это я сам /нескольколетней давности/ набросал жестковатые путевые заметки. Никогда не жалел я нервы пишущего собрата. И Дима не жалеет. И правильно делает. Взялся писать - изволь ответить за каждую букву. Дима, кстати, тоже ответит, на этот счёт можно не беспокоиться.

Ваш Павел Самсонов

 

ВМЕСТО ПРЕДИСЛОВИЯ

– Дмитрий Артис пишет хорошие стихи!
– А разве кто-то ещё пишет стихи?
(Из разговора в троллейбусе)

ОБЕДЕННЫЙ ПЕРЕРЫВ. ЧАСТЬ ПЕРВАЯ И ПОСТСКРИПТУМ

Сегодня у меня на обед русский классический борщ и пятьдесят восемь стихотворных текстов Большого литературного конкурса. Господа, пожелайте мне приятного аппетита. Поехали:

АЛЕКСАНДР СПАРБЕР, «Подробности жизни»
http://stihi.ru/2010/03/01/9372 отборочный тур БЛК

Подробности жизни Александра Спарбера оставляют желать лучшего. Сразу видно, что автор «тщательнейшим» образом работает над своими текстами. Особенно его одолевают размышления о том, на какой слог ставится ударение в слове «мельком». На первый или на второй? Как правильно: «залезть в морозилку» или «залезть в морозильник»? Сколько органов чувств у человека? Но сам Александр, подобно Чернышевскому (что делать?) и Герцену (кто виноват?), не спешит отвечать на поставленные вопросы, поскольку занят поглощением пяточка яичек. Явно, что автору для полноценной работы мозга не хватает моего наваристого борща.

АЛЕКСАНДРА ШНЕУР, «О Зимних Пляжах. Пораженческое»
http://www.stihi.ru/2010/01/21/6114 отборочный тур БЛК

Стихотворение Александра Шнеура «О зимних пляжах» заставило мило улыбнуться. Я представил себе, как Вера Холодная удовлетворённо перевернулась в своём гробу, когда автор невольно помянул её в начале последнего четверостишия.

АННА КОРСАКОВА, «В магазине ненужных вещей»
http://stihi.ru/2009/06/26/4942 отборочный тур БЛК

Эстетика стихотворения Анны Корсаковой «В магазине ненужных вещей» напомнила мне песенки под гитару старшей пионервожатой из детского оздоровительного лагеря «Ленинец», в котором я имел честь проводить свои летние периоды с 1980 по 1988 год. Никакого отношения к высокой / низкой поэзии, на мой жуткий взгляд, оно не имеет. Это, скорее, текст к какой-нибудь не лучшей, но по-своему милой бардовской песне. Вся атрибутика: витрины, маски, осколки, ультрамарин и т.д. – именно оттуда.

ВЛАД ЮЖАКОВ, «Женский еженедельник»
http://www.stihi.ru/2010/01/28/4628 отборочный тур БЛК (квота Артура Гайдука)

Здесь очевидная ошибка в названии. Я бы плюнул на общественное мнение, переименовал стихотворение в «Голубой еженедельник» и посоветовал лирическому герою Влада Южакова не скрывать свои сексуальные предпочтения. Картинка очень внятная: сидит помятый мужик на холодной постели и вспоминает о том, как провёл все выходные с другим (не менее, помятым) мужиком, анализируя объективные (!) причины отсутствия желания жениться.
Если я подумал о другом, не о том, что закладывал в стихотворение автор, то приношу свои извинения, но… это ведь очевидно!

ГЕНА АНТОШКИН, «на распродаже»
http://stihi.ru/2009/01/11/3398 отборочный тур БЛК

Очередной графоманский бред Антошкина, где непонятно что из чего вытекает и, главное, куда и зачем, мать его, втекает. Какие-то невнятные хвосты, идолы, овечки… И финал: кого / что прикрыть? от чего / от кого прикрыть?  когда? зачем? почему? Но надо заметить, что детский лепет Ген(н)адия Антошкина и Товарища Мяузера меня пугает меньше, чем кондовая истерия Елены Крюковой и гражданская позиция Нихт Ферштейна.

ГОМЕР ХИОССКИЙ, «дорога в рай»
http://stihi.ru/2010/02/28/8116 отборочный тур БЛК

– Здесь можно остановиться (какой вкусный борщ!) и банально поразмышлять о смысле бытия, ибо стихи с подобным названием располагают, - сказал я себе и тут же наткнулся на подушку набитую перами, потом увидел злопамятную котомку, семь безначальных кругов с одним концом в виде туннеля и стрелки отмеряющие немереное. Увидел и понял, что поразмышлять о смысле бытия в процессе чтения этого стихотворения, даже при всём моём огромном желании, не получится.

ДМИТРИЙ РАСТАЕВ, «ПЦ»
http://www.stihi.ru/2009/09/17/2925 отборочный тур БЛК

Сразу наткнулся на незнакомое мне РПЦ. Полез в яндекс-точка-ру за ответом. Оказалось, это всего лишь Русская Православная церковь, а смахивает на аббревиатуру огнестрельного оружия или  какой ракеты массового поражения. Стихотворение забавное, единственное: несколько утомили эти вечно горящие избы и бесноватые кони. В какое стихотворение о русской бабе ни плюнь, обязательно в Некрасова попадёшь.

ЕКАТЕРИНА ЩЕТИНИНА, «Киммерия или моё самое родное»
http://stihi.ru/2010/03/15/9339 номинатор Галина Щекина

Не хочется углубляться в потаённые смыслы, искать подводные камни, выворачивать текст наизнанку, потому что ни потаённых смыслов, ни подводных камней, ни, так называемой, изнанки у стихотворения нет. Очень много «неухоженных» строчек: «в неба высоту», «сына ей отдать» (что за странная ЕЙ, которой Мария должна отдать сына?) и т.д. Но самое главное, я так и не понял, причём здесь Киммерия? Надеюсь, кто-нибудь ответит мне на этот маловажный вопрос.

ИЕРЕЙ ДМИТРИЙ ВАСИЛЬЕВ, «Я друга провожаю на войну»
http://stihi.ru/2010/03/18/6261 номинатор Галина Щекина

Совсем не приглянулся мне воинствующий дьячок из стихотворения Дмитрия Васильева. Какое-то неприкрытое богохульство сравнивать алтарь с лесом, куда без пулемётной ленты и бухгалтерских нарукавников не появиться. О технической стороне стихотворения говорить не приходится, поскольку она как таковая полностью отсутствует.

ЕЛЕНА КРЮКОВА, «Белые копья снегов...» *последнее стихотворение цикла
http://stihi.ru/2010/01/22/4391 номинатор Галина Щекина
 
С трудом, но одолел стихотворение Елены Крюковой. На мой вкус это совершенно непотребный текст с неимоверным количеством восклицательных знаков, пафосных слов и мертвенно бледных словосочетаний. Но надо отдать должное автору, всё-таки энергии у неё хоть отбавляй. В процессе чтения чувствовал, будто кто-то держит меня за шиворот и заставляет дочитать до конца всю эту неврастеническую галиматью, где снег летает навылет, зачем-то ставят свои наряды во рдяные морозы, а чей-то пьяный хозяин не выгоняет свору собак неизвестно откуда и куда.

ИГОРЬ ХАДЖИ, «Снова лето к тебе подойдет»
http://stihi.ru/2009/01/13/3509 отборочный тур БЛК

Первое восьмистишие трогательное. Осталось поменять неудобочитаемое «глаДь Да Тишь» на какой-нибудь «битый шиш» и можно в конкурсе «СТИХИ ПРО ЛЕТО» поучаствовать.
Официант с физиономией пса и верный кот меня нисколько не впечатлили.

ИНГА ПАВЛОВА, «Пистьмо другу децтва»
http://stihi.ru/2009/09/01/5132 отборочный тур БЛК

Если у вас появилось непреодолимое желание писать плохие стихи, то откупорьте шампанского бутылку или перечтите «Пистьмо другу децтва» Инги Павловой. Ядрёная смесь нелепых сентенций, отталкивающее женское остроумие, клиническое словоблудие, надеюсь, вас вовремя остановят.

КСЕНИЯ БАРДО, «нет ничего невозможного»
http://stihi.ru/2009/10/23/1183 отборочный тур БЛК (квота Светланы Езерской)

Попытаться найти свой стиль, свою тему, поиграть с текстом без подтекстов, добавить интонацию плакальщицы и ни в чём себе не отказывать. Неплохой тренинг, но не более того.

ЛЕВ ШТАЛЬМАН, «Становлюсь язвительным и дерзким»
http://stihi.ru/2009/03/05/3350 отборочный тур БЛК

 «В сетях» - русское словесное ударение на второй слог во всех значениях. Стихотворению Льва Штальмана «Становлюсь…» не хватает мыслительного процесса Александра Спарбера, именно поэтому, сдаётся мне, и вкралась в него такая досадная ошибка.
Про холостые выстрелы мне ещё дед рассказывал, а вот о том, что есть выстрелы сухие – никогда не слышал. Слово «решетя» тоже как-то с трудом вписывается в мой обеденный перерыв, не говоря уже об этом дурацком «истерзанном небе» с восклицательным знаком на конце.

МАРГАРИТА АЛЕКСЕНКО, «Так просто»
http://www.stihi.ru/2010/02/25/3516 отборочный тур БЛК

Нет, в целом женщины на БЛК очень даже нормальные. Но как ляпнут чего, так хоть взлетай, хоть падай. Одна Инга Павлова со своим бессмертным женским вопросом: «куда смотреть, когда всё на виду?» чего стоит! Маргарите Алексеенко можно простить «размерянную» ткань (женщина всё-таки), но вот как быть со сгустившейся  мимолётностью мандрагоры ума не приложу.

МИХАИЛ АНТОНОВ, «Утром»
http://www.stihi.ru/2007/08/27-1274 отборочный тур БЛК

Я ЯК-истребитель, мотор мой гудит, небо – моя обитель, а тот, который во мне сидит, считает, что он в лифте.

НАДЕЖДА ДАЛЕЦКАЯ, «Свой хомут»
http://stihi.ru/2010/01/30/2280 отборочный тур БЛК

Скучный пересказ басни про журавля и цаплю. Надежда Далецкая постоянно забывает вовремя ввернуть нужный глагол, в результате чего возникает путаница. Допустим:
 
«Крышу на хуторе кроют дядья.
Их молодухи житейскую лямку
весело тянут: свой груз, свой хомут»

Воспринимается, что дядья кроют крышу, а их женщины кроют (по матушке, видимо) житейскую лямку. И только опоздавший глагол «тянут» расставляет всё на свои места.
Вот здесь ещё одна глагольная проблема:
«Стоит ли ждать долговязый закат
или мудрее туман спозаранку?»
Понятно, что закат ждать не стоит, а вот, что делать или чего не стоит делать с туманом спозаранку для меня непонятно.

САФРОНОВ АНДРЕЙ, «Контра»
http://www.stihi.ru/2010/02/02/91 отборочный тур БЛК

Стихотворение «контра» Андрея Сафронова на первый взгляд может показаться вдумчивым и глубоким. И только на втором и третьем прочтении понимаешь, что оно глубокое только потому, что дна в нём изначально не предполагалось. Эдакий обруч. Дырка от бублика с аллюзиями на пару десятков достойных классиков. Неплохая тема для разговора: отсутствие основы, ярко выраженной мысли является достоинством или недостатком этого стихотворения?

СОСНОВСКИЙ ВИКТОР БИКТОР, «В безмолвии великом...»
http://stihi.ru/2009/01/17/2583 отборочный тур БЛК
 
Какая-то величественная и в то же время простая интонация у стихотворения Виктора Сосновского «В безмолвии великом…». И вроде нет ничего особенного. Спал. Проснулся от звона капель. Потом вдруг стало тихо. Увидел снег. Подумал. Стало странным, что дождь превратился в снег. Очень хорошее начало и, кстати, финал от него не отстаёт.

«...заснуть уже не мог я, п о е л и к у
всё падал снег - в безмолвии великом.
Всё падал снег.»

Смущает середина стихотворения. Автор иногда забывает о том, что его окружает тишина и вставляет звонкие метафоры вроде таких: «сквозь смех и слёзы», «в сиянии стуж», которые в свою очередь разрушают стихотворение. И, конечно, губительная фраза «шёл дождь сквозь снег». Голова раскалывается на две части. Теперь уже совсем не понимаешь, что там идёт у автора. Дождь или всё-таки снег?

ВЛАД АЛЕКСАНДРОВИЧ КЛЁН, «словари»
http://www.stihi.ru/2009/02/01/3485  номинатор Андрей Моисеев

Случай достаточно распространённый. Одни призывают замочить в сортире, другие норовят снести в сушилку всё, что только можно. Дело дошло до словарей. Видимо, стихотворение Влада Александровича имеет небольшой шанс найти своих читателей, но я не думаю, что вам удастся разглядеть среди них меня, поскольку с самого раннего детства стараюсь обходить стороной странных людей, которые не могут спокойно пройти мимо орфографического словаря, чтобы не прибулавить к нему чьи-нибудь очаровательные глазки. Хотя, может быть, речь идёт о словаре медицинских терминов. Тогда всё встаёт на свои места.

МАРК ШЕХТМАН, «Земляк Армагеддона»
http://www.stihi.ru/2010/03/11/5546  номинатор Андрей Моисеев

Опасная вещь писать стихи на тему Армагеддона. Но не из суеверных соображений, мол, слова материализуются. Просто есть вещи, которые лучше не затрагивать до тех пор пока не почувствуешь силу своего гения равного их силе. Помимо проблем с содержанием (явно картинка содрана из фильма «Властелин колец»), в стихотворении Марка Шехтмана существуют ещё и технические проблемы. Об одной из них можно высказаться:
Марк Шехтман был так озабочен поиском рифмы к слову «Мегидо», что не нашёл ничего лучше как вставить в стихотворение про Армаггедон упоминание испанского национального массового зрелища. Ну не растут арбузы на одной грядке с картошкой! Не растут.

СТРАН-НИК, «рыбацкое метафизическое»
http://www.stihi.ru/2010/03/09/3159 отборочный тур БЛК

Совсем мутное стихотворение, но вполне себе такое метафизическое. Пошли туда – известно куда и не поймали то – неизвестно что.

СЕВЕРИНКА, «Душа чужого города – потёмки...»
http://stihi.ru/2007/01/21-233 отборочный тур БЛК

Стихотворение достаточно милое. Если бы не последние две строчки и «Воздвиженка», которая во всех стихах о Москве только и делает, что воздвигает (будто ей делать больше нечего), я бы растаял перед Северинкой и вставил бы это стихотворение в свою десятку.

МИХАИЛ ЛЕВИН, «Речное»
http://www.stihi.ru/2008/10/07/1240 номинатор Андрей Моисеев

Понравилось. «Речное» – хорошее, прозрачное стихотворение написанное Михаилом Левиным ко дню своего рождения. Всё на месте. Ничего лишнего. Все положенные атрибуты «датского» текста присутствуют. Есть печали на причале, речной транспорт, бутылка (скорее всего) водки, женщины и даже г-н Харон имеется. Но возникает стойкое ощущение вторичности. Уже читал я неоднократно и про эти долбанные печали на причале, и про этот говёный речной транспорт, про водку и женщин. Даже бедолага Харон кажется затёртым до неузнаваемости. Живём в двадцать первом веке. Нас уже летающие тарелки на тот берег переправлять должны, а мы всё ещё пользуемся услугами древнегреческих мифов и умираем с монеткой во рту.

НИКОЛА, «В поле»
http://www.stihi.ru/2008/04/17/2241 номнатор Ноев Ковчег

Слабенький текст. Даже одного прочтения не выдерживает. Совершенно непонятно: «одиноко сплестись» или «одиноко обещать»? Так или иначе, обе конструкции сомнительны. Подобных недочётов много. Образный ряд практически нулевой. Ни одного точного попадания. Циклопы какие-то, Ярило, жито, алтари… Чёрт ногу сломит. Словом, не аналоя это всё, а гумно.

МАРИНА В. ПОЛЯКОВА, «Рефрен»
http://stihi.ru/2006/12/01-2370 номинатор Алекс Павлов

Что-то я совсем запутался в бесконечных метафорах стихотворения «Рефрен» Марины В. Поляковой. Кто там и кого, а главное чего лишает? Сразу представился огромный живот, лежащий во густом бору, а по нему бегают эдакие кудрявые насекомые. И уже не знаешь, как от них избавиться. Живот забрить или дихлофосом каким побрызгать.

СВЕТЛАНА МАРКОВСКАЯ, «дробушки. русская плясовая»
http://stihi.ru/2009/04/01/7240 номинатор Алекс Павлов

И неизвестно какая по счёту русская плясовая, и непонятно почему записанная в строчку.

ТАТЬЯНА КУЦУБОВА, «Дымом, дымом...»
http://www.stihi.ru/2009/12/28/6738 номинатор Павел Самсонов

Видимо, ещё одна русская плясовая. Правильное употребление диалектизмов оставим на совести автора. Я в этом не очень хорошо разбираюсь, поэтому особо сказать нечего.

МИХАИЛ ЗАМЯТИН (MS, МИХАИЛ ЩЕРБ), «С тех пор, как ты уехала из Д...»
http://stihi.ru/2009/03/18/4829 номинатор Павел Самсонов

Михаил Замятин достаточно известный автор, как в сети, так и за её пределами. Пишет очень много, но не очень хорошо. Пользуется авторитетом. Характер устойчивый. Стихотворение «С тех пор, как ты уехала из Д...» мне понравилось. Слова красивые. Особенно впечатлила женщина-Зевс, которая уезжала из Д., вонзая шпаги молний в пузо моря.
А если серьёзно, то мне действительно понравилось. Единственное, я бы предложил поменять местами третью и четвёртую строчки, дабы избежать неуместного двучтения.

АЛЕНА ЛАЗАРЕВА, «Леска»
http://www.stihi.ru/2009/10/17/5588 номинатор Павел Самсонов

По-настоящему женское (в хорошем смысле этого слова) стихотворение Алёны Лазаревой «Леска». Я как-то заметил, что живописуя Бога, каждая нация придаёт ему (Богу) присущие только ей (этой нации) черты лица, свойства характера, привычки. Впрочем, ничего особенного в этом нет. Дело даже не в национальных признаках. В представлении повара, Бог обязательно будет  носить чистый фартук и печь пирожки из облаков. Немного утрированно, но надеюсь, вы скоро поймёте к чему я веду. Так вот, очень любопытная вещь: в стихотворении Алёны Лазоревой Бог приобретает черты присущие всем женщинам. Он начинает воспринимать чувства через орган слуха. Интересная трансформация двух поговорок «женщина любит ушами», «твои слова да Богу в уши» - «эти чувства да Богу в уши».
Это мне понравилось. Остальное, конечно, какое-то бабское нытьё и там где следует написать твёрдое «ой», имеется в виду: пеннОЙ, шапкОй, с тобОЙ, она обязательно подвывает «ою».

АЛЁША СМИРНОВ, «Полковнику пишут все»
http://www.stihi.ru/2007/06/07-2471  номинатор Игорь Михайлов

Стихотворение Алёши Смирнова «Полковнику пишут все», наверное, смешное. А может быть, грустное. Не знаю.  Для меня это несколько «топорная работа», похожая на изделия «Москвошвея». Рукава (рифма) есть, пуговицы (размер) иногда попадаются, значит, это пиджак (стихотворение).

ВЛАДИМИР ЗАХАРОВ, «Колы ги бельная»
http://www.stihi.ru/2009/12/16/56  номинатор Игорь Михайлов

Возник вопрос с названием и поскольку я человек категорически бессовестный, то не преминул задать его самому автору. Автор ответил: «колыбельная-нуар». Для плохопонимающих по-французски, перевожу: нуар – это чёрная. Чёрная колыбельная. Хотя, надо заметить, я ничего такого чёрного и «ги бельного» в стихотворении не увидел.
Приглянулся зачин. Добротная первая строфа. Автор взял хорошую ноту, но так и не смог её удержать. Последние строфы поплыли по монитору. Очень жаль.

ЧЕЛОВЕК КОТОРЫЙ, «Рассказывай»
http://www.stihi.ru/2010/03/02/1184  номинатор Игорь Михайлов

Бессюжетный слегка зарифмованный рассказ в стиле фильмов про Бони-енд-Клайд. Кое-где попадаются интересные обороты: «рассматривают попытки поймать попутку», «непонятные мыслям слова». Вкусные словообразования: шантажник, зарубежник, незамужник. Думаю, что если слегка поработать над текстом, то можно будет подать на какой-нибудь самодеятельный конкурс коротких рассказов ни о чём.

IRBIS, «девочка на шаре»
http://www.stihi.ru/2009/12/16/4186  номинатор Выход из-под Контроля

Текст «девочка на шаре» IRBIS больше похож на стихотворный, чем предыдущий. Есть внятный образ, мысль (написал слово «мысль» и задумался), есть автор и авторская позиция (опять задумался). У подобных текстов с налётом лёгкой инфантильности и детского кокетства есть своя аудитория. Это в основном романтичные мальчики и девочки в период полового созревания и скучные мужчины, страдающие от кризиса среднего возраста (достаточно распространенный тип: гумберт гумберт). К счастью, я не отношусь ни к первой, ни ко второй категории людей, поэтому стихотворение «девочка на шаре» оставило меня равнодушным. Но, надо заметить, ничего против подобных текстов я не имею.

ЛЯО ЗОЛОТАЯ, «Ezra (рождение света)»
http://www.stihi.ru/2009/05/28/732 номинатор Выход из-под Контроля

 Подкупает приятная, почти осязаемая, если можно так выразиться, мелодия стихотворения Ляо Золотой «Ezra (рождение света)». К сожалению, остаётся ощущение, что стихотворение не самодостаточно и без авторских примечаний*, которые до смешного длиннее самого стихотворения, совершенно не работает.

*Речь идет о поэте Ezra Pound. "Еще поют петухи в Мединасели" - надпись на могильном камне Эзры в Мединасели. Он умер в 72. Нас связывает год земного сосуществования. В Мединасели ежегодно устраивают праздник. На рассвете на главную площадь выпускают быка с пылающими рогами. Так славят солнце. Быка убивают и съедают всем миром. Ла Мартинелли -- художница и писательница, которая посещала Паунда во время его заключения. Желание и лепесток - сквозные образы поэзии Паунда. Золотые пуанты - аллюзия на стих Паунда Чердак. Безумец - Паунд провел долгие годы в сумашедшем доме. Не потому, что был безумен, а так друзья пытались спасти его от казни по обвинению в фашизме и измене родине. Паунд увлекался восточной поэзией и теорией анаграмм. АЙ - попытка поиграть с этим. Иероглиф АЙ - любовь, встреча. АЙ - крик боли. АЙ - я англ.

ТОВАРИЩ МЯУЗЕР, «пустяки и вечность»
http://stihi.ru/2009/06/21/211 номинатор Выход из-под Контроля

Милый сердцу Товарищ Мяузер далёк от совершенства. Про котёнка, которого катают по блюдцу (точно устрицу) и скользкое нечто, занимающееся  поиском своих штиблет в кювете, писать ничего не буду. Вы и без моих комментариев получите массу удовольствия при чтении этих «пустяков». Для начала порекомендую автору поработать над пунктуацией, а потом уже можно будет и о серьёзных вещах с ним поговорить.
 
АФО, «Снежки»
http://stihi.ru/2007/12/14/1681 номинатор Талестра

Сюжет стихотворения Афо «Снежки» незатейлив:
Идёт дождь. Нет, не так… На улице сильный ливень. К лирическому герою (или героини, это уж как вам будет угодно) приходит печальная дама. Скорее всего, под личиной печальной дамы скрывается местный участковый врач. Так вот, печальная дама щупает лоб лирического героя в надежде обнаружить там пропавшую температуру. Температура не обнаруживается и тогда печальная дама принимает решение вывести симулянта (лирического героя) на улицу и заставить играть в снежки. Для меня, конечно, осталось загадкой, где они в такой ливень снежки найдут, но это не так важно. Больше всего раздражают печальные дамы с потасканными незнакомками. Можно подумать у Александра Блока своровать больше нечего.

ФИМА ЖИГАНЕЦ, «Золинген»
http://stihi.ru/2009/12/06/150 номинатор Талестра

«Золинген» – знакомая до боли в яйцах мужская истерия в исполнении Фимы Жиганца. Слов очень много. Слова агрессивные. Развязные. Упомянуты все. И Карамзин, и Есенин, и Кутузов, и Будда, и Малларме… Даже несчастные собаки с детской площадки не забыты. Венеция, Россия, Франция, Германия… Голова кругом. Настоящая куча мала. А всё почему? Потому что желания старухи из сказки Братьев Гримм «Рыбак и его жена» не совпадают с желаниями старика из той же сказки. Так и хочется сказать: Есенин, конечно же, очень красивый человек, но зачем же стулья ломать?

НАДЕЖДА БЕСФАМИЛЬНАЯ, «Зонтики Монмартра»
http://stihi.ru/2010/02/10/127  номинатор Анна Бессмертная

Достойная версификация. Открытка. Надпись под репродукцией с картины П.-О. Ренуара «Зонтики». Версификатор – на сегодняшний день одна из самых распространённых окололитературных профессий. Версификатор (будешь кушать целый день нашу толстую пельмень) и поэт-песенник (банька моя, я твой тазик).

ОЛЕГ КАЛИНЕНКОВ, "Помоги нам, ближним, бес..."
http://www.stihi.ru/2010/02/09/1908 номинатор Натан Хлебник

Не поможет, Олег. Бес тебе не поможет. Здесь даже Дмитрий Артис бессилен.
Прошу прощения, Натан, но это клинический случай. Ситуация осложняется тем, что и ты, и автор, скорее всего, думаете иначе.

НИХТ ФЕРШТЕЙН, «Уходящее»
http://stihi.ru/2008/11/04/4095  номинатор Анна Бессмертная

Здесь ещё одна грань мужской истерии, о которой я упоминал, когда описывал стихотворение Фимы Жиганца «Золинген». Когда Жиганец хватается за нож, Нихт Ферштейн поднимает транспарант с надписью «Я ухожу!!!» (с тремя восклицательными знаками) и не уходит.
Меня всегда пугали стихи, состоящие из лозунгов и речовок. Эдакая агитка, преследующая непонятно чьи политические цели и спекулирующая на безустанном употреблении «громких» фраз про Бога и всех остальных. И вроде в стихотворении «Уходящее» Нихт Ферштейн говорит всё правильно, и вроде бы сам думаешь так же, но не доверяешь автору. Уж больно громко и протяжно кричит он: «Во-о-о-ры, во-о-о-ры!», будто сам когда-то проворовался. Надо бы как-то потише, без восклицательных знаков и без этого бесконечного тире.

ЛЕРА ЛАСТОЧКА, «Рябиновые бусы»
http://stihi.ru/2009/11/17/7261  номинатор Светлана Марфина

Заметил, что в мартовском лонге второй раз попадается приём трёх эпитетов. Сначала было у Влада Южакова: «усталый, помятый, нервный», а теперь вот у Леры Ласточкиной в стихотворении «Рябиновые бусы»:  «голодный, хищный, усталый». И главное, эпитеты похожие. Видимо, в общественном сознании твёрдо укрепилось, что только такие мужчины (усталые, помятые, голодные, нервные, хищные) достойны поэтических произведений. Ну, разве может вдохновить хотя бы на пару страдательных четверостиший какой-нибудь психически здоровый, сытый, спокойный мужик в новом, хорошо выглаженном костюме?

АЛИНА МАРК, «Дурочка»
http://stihi.ru/2008/06/05/517 номинатор Евгений Петропавловский

Алина Марк рассказала нам поучительную историю о глупой девочке, которая неожиданно для самой себя стала мамой. Дочитав до конца и смахнув с небритой щеки скупую мужскую слезу, подумал, что всё-таки героиня «Дурочки» гораздо умнее тех барышень, которые делают себе аборты и заваливают поэтические порталы рифмованными испражнениями по случаю убийства своего ребёнка. Кстати говоря, по молодости лет я не одну девочку развёл похожим образом. Так что, может быть это стихотворение и про меня тоже.
Чрезмерные, аляповатые красивости: «мерцая, струился ажур стали», «сыпала в темень зала игривый смех», «впитывал выжатой губкой мои фразы» портят впечатление от стихотворения.

ИГОРЬ МАРИЧЕВ, «сказка»
http://stihi.ru/2010/02/06/1399 номинатор Смарагда

Вообще не понял, что это такое и что это такое здесь делает?

ВАЛЕРИЙ СИМАНОВИЧ, «Шарик»
http://stihi.ru/2005/04/10-1392 номинатор Евгений Петропавловский

Приём смешивания желаний собаки и желаний человека демонстрирует в стихотворении «Шарик» Валерий Симанович. Периодически возникает ощущение недоумения, когда представляешь себе бегающую по прилавку магазина с чинариком в зубах пожилую собаку. Шутливый тон стихотворения многое оправдывает, но не спасает.

ВИГОВСКИЙ ОЛЕГ, «Пикник в раю»
http://stihi.ru/2010/03/02/560 номинатор Евгений Петропавловский

 «Уесть обед» - это сильно. Выше всяческих похвал. По-моему, более придурковатой фразы во всём мартовском лонг-листе даже с лупой г-на В. Топорова не найдёшь. Неопрятное, слабое, глупое (ещё какое?) стихотворение Олега Виговского «Пикник в раю» представил нам номинатор Евгений Петропавловский. Теперь даже не знаю, кого бить. Первого или второго?  Обидно, что подобные тексты пишет член двух союзов писателей и выпускник моего родного ВУЗа.

СКАНДИ, «пулевое»
http://stihi.ru/2006/09/12-1888 номинатор Алексей Григорьев

К диптиху «Охота на волков» Владимира Высоцкого Сканди добавил третий, надо отметить, неплохой текст (достойный первоисточника) с названием «пулевое». Если кто-то знаком с творчеством Александра (сканди), то его не удивит тема, которую автор выбрал для своего стихотворения. И вечный бой, и бойцовская атрибутика, и жёсткость (пограничная с жестокостью) метафор – это всё мир молодого sKandiнавского воина. Смущает ворованная у Владимира Семёновича интонация. Автор так и не смог избавиться от неё, в результате чего текст стихотворения воспринимается читателями (мной в частности) исключительно через призму первоисточника.

ШЕВЯКОВ ЛЕВ, «Письмо брату»
http://stihi.ru/2010/02/26/1551 номинатор Алексей Григорьев

Если стихотворение Александра Сканди было продолжением «Охоты на волков» Высоцкого, то «Письмо брату» Льва Шевякова можно считать ответом на поэму Сергея Есенина «Чёрный человек». А можно и не считать. (Улыбающийся смайлик). В отличие от «пулевого» автору «брата» удалось избежать подражания и сохранить верность своей собственной интонации. Жаль только, что интонация эта не совсем внятная. (Ещё один улыбающийся смайлик.)
Много ошибок в управлении. Одна из них: «Не списывай своё недовольство как на причину травиться». Косноязычие: «найди работу себе из не самых пыльных». Речевые ошибки: «есть постоянство, которое есть». Неудобочитаемые инверсии: «овладевшим тобой бесам злобы не потакая»… и т.д.

И.МАКАРОВА, «чайки и стрижи»
http://stihi.ru/2009/02/13/5934 номинатор Смарагда

Стихотворение И.Макаровой «чайки и стрижи» напомнило мне кроссворды из дамского журнала «Крестьянка». Там были такие вопросы, на которые мог дать ответ только изощрённый женский ум. Отсутствие знаков препинания усугубляет и без того мутное повествование. Попробуйте понять, что имеет в виду женщина, когда говорит: «Ну, чего ты ходишь то к чёрту, то снова ко мне?» Это намёк на способности превращаться в чертовку или что-то другое? Словом, и здесь я бессилен.

АЛЕКС-АЛЕКС, "Нет никаких перьми, сверловска..."
http://www.stihi.ru/2008/03/28/1640 номинатор Натан Хлебник

Обеденный перерыв вошёл в завершающую стадию, и мой славный мозг перестал воспринимать не только женские тексты, но и общечеловеческие вообще. Где-то на третьем четверостишие стихотворения Алекс-Алекс «Нет никаких…» я сломался окончательно и потерял нить повествования. Виноват в этом классический русский борщ, окончательно заполонивший мои внутренности или автор, написавший сие произведение, не знаю. И знать не хочу. Но, тем не менее, нить потеряна.


За сим откланиваюсь,
Всегда Ваш,
Дмитрий Артис.

ПОСТСКРИПТУМ

 Осталось восемь не прочитанных стихотворений. Восемь авторов. Поскольку, во-первых, передо мной всё ещё стоит задача кого-нибудь и что-нибудь из представленного мартовского лонг-листа выбрать и, во-вторых, обеденный перерыв закончился, то махнём, как говорится, не глядя, и во всеуслышание объявим оставшиеся тексты лучшими на мой скромный вкус. Вот они:

МИХАИЛ СВИЩЁВ, "Нам не хватит бензина на горний полёт..."
http://www.stihi.ru/2009/10/27/3728 номинатор Натан Хлебник

РАКЕЛЬ НАПРОЧЬ, «Функция обмена короткими сообщениями»
http://stihi.ru/2008/10/15/3459 номинатор Алексей Григорьев

АНТОН ПРОЗОРОВ, «вещи»
http://stihi.ru/2008/10/08/490 отборочный тур БЛК
Хорошее стихотворение.

АНДРЕЙ ХОТЯН, "сонм сомнений"
http://www.stihi.ru/2009/12/30/1080 номинатор Ноев Ковчег

МАРИЯ МАРКОВА, «ветка негибкая»
http://www.stihi.ru/2010/02/20/3574 номинатор Ноев Ковчег

SERGIO CHE, «лес одного дерева»
http://stihi.ru/2010/03/11/9184 номинатор Алекс Павлов

КЛЕР, «про желания»
http://stihi.ru/2004/03/23-10  номинатор Светлана Марфина

ТЕРЕХ, «про белого бычка»
http://www.stihi.ru/2009/07/21/3996  номинатор Светлана Марфина