Два новых автора, у каждого своя глубина и хварна

Кшесинская Деметра: литературный дневник

У каждого — отличительный почерк и интересные работы.


Людмила Антипова.


Остановлюсь на работах, которые оставили след. К теме "посвящений" часто
отношусь с опаской из-за спекуляции на чужой боли. Есть такой разряд "плакальщиков", которые не одной смерти мимо не пропустят. Здесь это иначе. И хотя тема и событие пересекаются во времени, в посвящении нет того слезливо-сентиментального оттенка, который часто превращает панегирик в самолюбование.
Несколько портретов с темой ухода напрямую не связаны, это уже постфактумный отголосок впечатлений и размышлений.


Работа памяти Л.Гурченко. Восемь строк, динамика внутреннего погружения в синтез созданных образов и самой актрисы. Первая строфа — и сразу узнаешь самоироничные интонации героини "Актриса погорелого театра". Здесь вспоминаются и автобиографические книги, которые в контексте этой строки получают почти достоверное отражение сложного предначертания и нелегкого его исполнения. Ирония вместе с горечью продолжают тему огня, которая во второй строфе выходит уже не на индивидуальный, а на социальный уровень "На стылом пепелище ты одна"...Дальше разворачивается картина противоборства лирической героини и Времени, которое оканчивается болезненной победой последнего.


В восьми строках уместился портрет, образ эпохи, антагонизм времени и авторское отношение ко всему происходящему, рассыпанное в очень скупой экспрессии. Такая экономия эмоций создает впечатление, что концентрат чувства и переживания спрятан за шторами слов. То, что их немного очень позитивно и выгодно обозначает профессионализм автора и его способность работать с языковым материалом.
Стихотворение написано в виде обращения к объекту посвящения. Оно очень похоже на распространенный риторический вопрос, не требующий ответной реакции. Правда она все равно появляется, слишком харизматична героиня, и ее образ воссоздается у каждого прочитавшего. Всегда было интересно, меняются ли стихи в восприятии авторов после их прочтения читателями, ну вот если стих повисел несколько лет и его начитали...Что-то в его композиции, соотношении смыслов и значений изменилось или нет...


Тема посвящений продолжает галерею портретов, среди которых Ирина Печерникова и Александр Соловьев (стихотворение "Дом на холме"). Необычная композиция, в которой можно найти не только кинематографические детали творческого пути, но и личную дорогу и трагедию. Подача темы идет через альтернативные сквозные образы, наполненные аллегорическим содержанием. Принцип психологического параллелизма в изображении внутреннего конфликта делает его глубоким и очень экспрессивным, но с той художественной скупостью красок, позволяющей видеть самое знАчимое в его описании.


Сквозной образ дома на холме, как многоплановая ассоциация самой жизни, земли, судьбы, любви и дороги, по ходу сюжетного действия, которое в большей степени обращено не на наружные события, а на внутренние изменения, не статичен. Он подан с разных ракурсов, в освещении различных эмоций, и это придает ему многомерность и динамику, помогая осязать его как одухотворенный живой объект.


Тема дома и земного тепла делают историю двух людей в восприятии повествователя особенно пронзительной в сочетании с другим образом "тарантаса судьбы". Для автора значимыми являются маленькие инсайты озарения, которые помогают через небольшие детали создать резонирующие штрихи образа лирической героини. Это описание не внешних событий, как почти все у автора. Это образ внутренний, пропущенный через сознание и оценку повествователя.


В стихотворении сама жизнь и ее субстрат "жизни вещество" — поданы как конечная материя и расписаны ходы ее сгорания, место силы и слабости. Динамика стихотворения нарастает к финалу и кажется, что последние строчки звучат как очень сильное желание, которое осталось после выгоревшего чувства. Простое и понятное, задержаться здесь...


По стилистике есть несколько спорных мест, но не буду на этом останавливаться, автор при внимательном прочтении их найдет, потому что чувствуется умелое владение словом, сочетаниями. Автор хорошо и уместно подбирает оттенки значений для усиления выразительности тропов. Большинство прочитанных работ написаны в форме внутреннего монолога, что делает их очень резонирующими, вызывающими внутренний отклик при чтении.


Темы, которые волнуют автора, связаны с внутренними поисками и переживаниями, с оценкой известных поэтов ("Перечитывая Ахматову"), городской лирикой ("Воробьевы горы"), любовной лирикой ("Неспетый романс"), философскими размышлениями ("От звезды Рождественской в окне").


Подкупает в работах лаконизм, умение выделить главное и чистота авторской интонации, лишенная пафоса, неуместной риторики и пустых, ничего не значащих слов. В большинстве своем стихотворения не сюжетны, но внутренний конфликт, фабула которого напоминает глубинную человеческую историю, звучит оригинально и поэтично, помогая искать в созвучиях переживаний выход из мира слов в пространство поступков. После таких стихов всегда остается настроение или оттенок эмоции, задевшей за живое, может быть, уже давно уснувшей струны.



Светлана Колбасина


Очень глубокое проникновение автора в суть простых вещей, умение возвеличить без эмоциональных перекосов значение детали до уровня конфликта или внутреннего особого звучания превращает чтение в захватывающий двусторонний процесс. Так чувствуешь себя в старом музее, где время спит в каждом экспонате, и ты чувствуешь в его статике, как оно видит тебя.


"Дом проснулся, лифтом загудел,
Запахами ожил, всплеском света..."


Все, прочитанное у автора, имеет глубокий личный отпечаток. То о чем пишет поэт, видит ежедневно почти каждый, но "остановить это мгновение" — и значит, обладать особым взгляд на вещи. Так простые события и почти ничем не приметные образы вырастают до уровня новеллы. Почти каждое стихотворение это цельный законченный рассказ о событии, дне или настроении.


"Буднично сквозняк чуть тронул лист
Томика стихов. Наверно Блока"


Основные темы, которые раскрываются в стихотворениях, трудно разложить по рубрикатору. И почти нет таких работ, которые можно было бы однозначно отнести к гражданской или городской лирике. Эти мотивы пересекаются на том уровне подсознания, через который автор, как через личный фильтр, выпускает образы в слово. Есть отстраненная поэзия, которая делает читателя соучастником. А есть очень авторская, которая предлагает ему стать зрителем, здесь, скорее, второй вариант.


"Чая аромат, взлетев, завис
Обл(а)очком над чашкою широкой".


Воплощению зрительного ряда помогает особый способ создания художественных образов, в большей степени это очень кинематографичное подробное повествование через визуальный и кинестетический каналы. Приятно удивляет обилие авторских тропов, которые как те самые детали быта: у всех на виду, но никто не догадался их так неожиданно соединить.


"Город в узел вяжет сеть дорог"


"Сумерки как крылья серых птиц,
Тают превращаясь в светотени"


"Первый луч, как выстрел по мишени"


(Все примеры тропов из последнего стихотворения "Дом проснулся, лифтом загудел").



Тема одиночества не в личном, а социальном аспекте раскрывается в стихотворении "Вокруг меня чужие больше лица". Работа предваряется посвящением и эпиграфом из Николая Гумилева. Отстраненность существования при возникших беспрецедентных возможностях общения всех со всеми, тему одиночества выносит на какой-то неожиданный новый уровень. Мотив световой немоты, когда после прочтения стихов ощущаешь себя рыбой звучит горько. Порой, чтобы что-то прокомментировать и собрать слова в концентрат мысли, необходимо обладать магией факира, чтобы остановить свое внутреннее время, несущееся сознанием со скоростью ракеты.


В этом отношении стихотворения автора — обладают удивительным свойством торможения. Слова и образы подобраны так, что за ними ощущается не только тишина, как во время спектакля, но и глубина, позволяющая воспринимать эмоции, проявленные из самых отдаленных и потаенных уголков внутреннего пространства.
Так достают для гостей самое дорогое — искренность и дискретность описанного происходящему. Такие слова внимаешь как сказки в детстве , потому что на них остается особая отметка вневременности или вечности.


"Исхлестанная критикой цитата
О том, что мир спасет лишь Красота,
Заманчиво звучит, витиевато.
Сто лет цитате. Даже больше ста..."


Такие стихи хорошо читать, когда внутри щемит пустота, в поисках выхода наружу. Когда за окном холодно и сыро, и завтрашний день вряд ли что-то радикально изменит. И тогда ищешь спасение в простых вещах, старой книге, не исполненном обещании или уходе в чужой мир стихов.



Людмила Антипова и Светлана Колбасина пополнили мой список вневременных обращений к слову. Спасибо им за это.




Другие статьи в литературном дневнике: