Один и Другой - интуиции М. Бахтина - письмо перво
Преамбула.
Статья Бахтина М. "Автор и герой в эстетической деятельности. Проблема отношения автора к герою" была написана в 1924 году.
Поразила она меня не только совершенной литературной интонацией, но интуицей, которая прозревала жизненность.
Читая статью, я чувствовала, что в этом тексте содержится нечто большее, чем культурное ведение. И это нечто имеет прямое отношение к жизни.
М.М. Бахтин сказал бы, что я ставлю задачу некорректно, что я…смешиваю пространства. Жизнь - не эстетическая деятельность. И любой исследователь знает, что этого делать нельзя. И я знаю, но, когда проявились Один и Другой (а это персонажи статьи и участники моих сочинений), то случилось странное - они встретились.
"Поговорим о странностях любви...".
Для удобства путешествия по тексту - пусть это будут письма.
Итак! Мы начинаем :)
Всё, что в кавычках - цитаты М.Бахтина.
Насколько жизнь может соответствовать художественному произведению?
Как мы с тобой знаем, она не может соответствовать ничему, а есть как есть в качестве силы и потока. Мы даже её оценить не можем. Для этого требуется Другой.
Каждый момент жизни даётся нам в нашем отражении. Оно обнимает предмет или вещь или ситуацию – да что угодно, и сотворяет нашу реакцию, то есть ответ.
Так, Один обнимая Другого, приобретает свою собственную «ответность» (реакцию) и получает реакцию Другого. Его ответ.
Что происходит?
Один начинает интонировать каждую подробность Другого, «каждую черту его, каждое событие его жизни, каждый его поступок, его мысли, чувства». Но не повторять.
Интонирование – тонкая вещь, требующая умения и вдохновения.
Интонационная игра уводит от разрозненности и приближает к цельности и ценности.
Она – драгоценная связь.
Когда мы касаемся «эмпирически обобщённого, практического» человеческого, «нас в жизни интересует не целое человека, а лишь отдельные поступки его с которыми нам приходится иметь дело в жизни, в которых мы так или иначе заинтересованы».
Ответность Одного включает в себя Другого-как-целое, а отдельные его проявления – просто характеристика моментов.
Бахтин говорит, что в этой целостности приятия есть и смысл и образ.
Ответность Одного на Другого имеет «принципиальный и продуктивный, созидающий характер. Вообще всякое принципиальное отношение носит творческий, продуктивный характер. То, что мы в жизни, в познании и в поступке называем определенным предметом, обретает свою определенность, свой лик лишь в нашем отношении к нему…»
Безответность Одного на Другого строит случайное отношение, капризное, тогда Другой противостоит нам независимо и чуждо, а Один попадает под господство случайного и «теряет себя, теряет устойчивую определённость мира».
Пространство художественного произведения и пространство жизненной реальности не сопоставимы.
Наша жизнь – не художественное произведение, более того, она – быт по преимуществу. Она не «быть» с мягким знаком, а быт с жёстким и глухим «т». И у каждого, конечно, своя жизненная задача. И, думаю, что почти никто не думает о жизни как бытии или житии. Да тут хоть думай, хоть не думай, а до страды – не переться надо, препираясь, а пребывая в Оre et Labore. А ещё, брат, в любви пребывая. За что спасибо Богу.
Итак, каждый жизненную задачку сам решает. В одиночку.
Но смотри, как преображается всё, когда в твоё пространство попадает Другой. И вы меняетесь местами, кружитесь в танце. То Другой – твоё произведение, то ты – его. И ведёте друг друга к завершённости, к искомой фокусировке, когда в ТЕБЕ собираются солнечные лучи, ТЫ обретаешь прозрачность линзы и пропускаешь через себя усиленный стократно творческий луч. А тот, который рядом, говорит: это по правде так. Это - ТЫ.
Обрати внимание, в художественном произведении Автор (один) и Герой (другой) не могут меняться местами. Бахтин это не позволяет.
Но я полагаю, что в жизни такое возможно.
Поэтому и я могу называться Другим. И быть творческим завершением Одного.
И они по сути образуют энтелехийный цикл с вечным приветом от Аристотеля
Продолжение следует.
Другие статьи в литературном дневнике: