/15:51/ "Танк" мне надоел. Больше трогать его не буду (пока, во всяком случае), убираю его из черновиков и оставляю в "Документальных миниатюрах".
"Торжественную клятву" я нарушила, и, хотя и не "рисовала", но чем заняться в "Избе" - нашла. Но вылезла оттуда не к концу дня, так что начинаю обещанные "актуальные новости".
"Затравка", которую я нашла вчера, говорит о школе. Но сразу сообщаю, что речь здесь пойдёт вообще не о ней. Школа, какая бы то ни было, ЗДЕСЬ ни при чём, - просто в тексте, который я буду приводить, речь идёт об определённой психотехнологии, которая теперь применяется, как мне всё более видится, гораздо шире...
Когда Сергей Кара-Мурза в «Манипуляции сознанием» говорил о западной «школе двух коридоров», он почему-то не акцентировал самого главного. Не вызывающее сомнений существование «двух коридоров» в системе образования Запада (а ныне, похоже, и здесь, что он и пытался предотвратить), НЕ ДЕКЛАРИРОВАНО, и никто не считает, что он учится в школе «второго коридора», поскольку это сразу свело бы на нет планируемый эффект психологического воздействия…
Необходимо ещё сразу заметить, что прямо вот сейчас, после перекура, я ВПЕРВЫЕ нашла в интернете какие-либо данные о нём, увидела его фотографию. Почему-то раньше никакая информация о нём лично для меня не была доступна (правда, очень уж настойчиво я и не искала, но некоторые попытки заканчивались отсутствием результатов поиска). Я даже не знала (и не могла узнать), жив ли он поныне… Ну что ж, я рада, что хоть увидела его в лицо. Я-то хотела сказать, что представления не имею, насколько та книга («Манипуляция сознанием», например) отличается от того, что было у него в рукописях, и чем вызваны некоторые «нестыковки», которыми изобилует вообще вся доступная литература на тему информационно-психологической войны… Ладно, пока я это оставлю. Но я хотела сказать, что в тексте он хорошо доказывает существование «двух коридоров» западного образования, только не объясняет, ЗАЧЕМ это надо ДОКАЗЫВАТЬ, в то время, как немало прожив на Западе, я хорошо знаю, что вопрос человеку о том, «в школе какого коридора он учился», вызовет только недоумение. А тема — похоже, очень актуальная и касается отнюдь не только школы, но и всей повседневности, о чём я и собиралась говорить (и что непосредственно связано с состоянием моих собственных текущих дел)…
Ну да ладно. Буду приводить уже цитированные во «Вспышке» выдержки, а дальше всё станет на места, и вопросов, о чём я говорю, не возникнет.
Итак, «Вспышка», Часть 3. (Ранее: 2 - II), цитаты из «Манипуляции сознанием».
«««Задача школы, конечно, не в том, чтобы дать человеку навыки и информацию для решения частных практических задач, а в том, чтобы «наставить на путь», <научить думать>. Те ученые и философы, которые заботились о жизнеспособности Запада, не уставали об этом предупреждать.
В чем же <видели такие мыслители> роль классической школы? В том, что она передает отличительную особенность античной мысли — «способность обращать всякую проблему в принципиальную», то есть стремиться к упорядочению мозаики опыта. <...>
Нам много приходилось слышать попреков в адрес советской школы, которая была построена по типу гимназии — за то, что она дает «бесполезное в реальной жизни знание». Эти попреки — часть общеми¬ро¬вой кампании, направленной на сокращение числа детей, воспитываемых в лоне «универси¬тетской культуры». <...>
Новое, буpжуазное общество нуждалось в школе для «фабpикации субъектов», котоpые должны были заполнить, как обезличенная pабочая сила, фабpики и контоpы. <...>
Школа, «фабpикующая субъектов», не давала человеку целостной системы знания, котоpая учит человека свободно и независимо мыслить. Из школы должен был выйти «добpопоpядочный гpажданин, pаботник и потpебитель». Для выполнения этих функций и подбиpался запас знаний, котоpый заpанее pаскладывал людей «по полочкам». Таким обpазом, эта школа отоpвалась от унивеpситета, суть котоpого именно в целостности системы знания. Возникла «мозаичная культуpа» (в пpотивовес «унивеpситетской»). Возник и ее носитель — «человек массы», наполненный сведениями, нужны¬ми для выполнения контpолиpуемых опеpаций. Человек самодовольный, считающий себя обpазованным, но обpазованным именно чтобы быть винтиком.
Но было бы ошибкой считать, что все буржуазное общество формируется в мозаичной культуре. Господство через манипуляцию сознанием предполагает, что есть часть общества, не подверженная манипуляции или подверженная ей в малой степени. Поэтому буpжуазная школа — система сложная. Здесь для подготовки элиты, котоpая должна упpавлять массой pазделенных индивидов, была создана небольшая по масштабу школа, основанная на совеpшенно иных пpинципах. В ней давалось фундаментальное и целостное, «унивеpситетское» обpазование, воспитывались сильные, уважающие себя личности, спаянные коpпоpативным духом. Так возникла pаздвоенная, pазделенная социально школьная система, напpавляющая поток детей в два коpидоpа. <...>»»»
Вот, ОСОБЕННО ВАЖНО.
«««С точки зpения <капиталистической> методики пpеподавания, в школе <для толпы> господствует «педагогика лени и вседозволенности», а в школе для элиты — педагогика напpяженных умственных и духовных усилий. <...> Опpосы учителей и администpатоpов школьной системы показали, что, по их мнению, главная задача школы <для толпы> — «занять» подpостков наиболее экономным и «пpиятным для учеников» обpазом. Потому что «ОНИ НЕ ТАКИЕ, КАК ДPУГИЕ»(!!!) <...> Социологи даже делают вывод: используемый здесь «активный метод» обучения поощpяет беспоpядок, кpик, бесконтpольное выpажение учениками эмоций и «интеpеса» — пpививает подpосткам такой стеpеотип поведения, котоpый делает совеpшенно невозможной их адаптацию <...>»»».
Интересно и очень важно: не ученикам элитной школы («первого коридора») внушают, что они «не такие, как другие» и приучают их к большой степени «свободы» (действительно, они и так знают, что они — элита, этого не нужно подчёркивать, а для повышенной свободы они чувствуют элементарную нехватку времени, необходимого на другое), — это внушается именно будущей заведомой ТОЛПЕ, превращая её в толпу тем самым — совершенно необратимо… Это — не говоря уже о качестве знаний, которые им преподаются, но главным образом, здесь приходится говорить о КАЧЕСТВЕ МЫШЛЕНИЯ, которое прививается им навсегда.
Это — о подростках и о школе. Но очень похоже, что по подобной методике было «преобразовано» (изуродовано) и всё постсоветское общество, в котором теперь приходится находиться (не только «общество», говорить о котором теперь приходится лично мне, но и действительно ОБЩЕСТВО)… И отсюда — почти реальное ощущение «безвоздушного пространства» и реальная возможность заставить их действовать по внушённой схеме в отношении кого и чего угодно, не испытав и малейших сомнений по поводу собственной «избранности» и собственного «исчерпывающего ума» — по сравнению с любым, с кем укажут. Но и это — ещё не всё. (А я буду говорить не только общие вещи, но перейду и к конкретике, связанной, например, и с квартирой, и со «здоровьем».)
Мы используем файлы cookie для улучшения работы сайта. Оставаясь на сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cookies. Чтобы ознакомиться с Политикой обработки персональных данных и файлов cookie, нажмите здесь.