Жан Кокто. Орфей

Ирина Гончарова1: литературный дневник


ЭВРИДИКА. Орфей, поэт мой... С тех пор как появилась эта лошадь, ты
стал такой нервный. Раньше ты смеялся, ты меня целовал, ты меня укачивал и
баюкал как ребенка. Тебе везде сопутствовали слава и удача, у тебя было
блестящее положение. Вся Фракия знала наизусть твои стихи. Ты прославлял
солнце, ты был его жрецом. Но из-за лошади все кончилось. Мы поселились в
деревне, ты совсем ничего не пишешь, а только с утра до вечера возишься с
этой лошадью, спрашиваешь ее без конца, ждешь, что она тебе ответит. Все это
несерьезно.
ОРФЕЙ. Не серьезно? Моя жизнь дошла до точки, она стала загнивать и
вонять преуспеванием и смертью. Теперь я отбросил солнце и луну. Мне
осталась ночь. Ночь не какая-то вообще, а моя, моя ночь! Эта лошадь
погружается в мою ночь, подобно пловцу, и приносит мне фразы, худшие из
которых великолепнее всех поэм на свете! Все свои стихи я готов отдать за
одну из таких фраз; я слышу в них самого себя, как, прижав к уху раковину,
слышишь море. Ты говоришь, что это несерьезно? Так что тебе надо, моя
маленькая? Я открываю мир. Я меняю кожу. Я преследую неведомое.
ЭВРИДИКА. Сейчас ты, конечно, снова процитируешь свою знаменитую фразу.
ОРФЕЙ. (серьезно) Да.


Забирается на лошадь и декламирует:


МАДАМ ЭВРИДИКА ОТ ЧЕРТА ВЕРНЕТСЯ.

ЭВРИДИКА. В ней нет никакого смысла, в этой фразе.
ОРФЕЙ. В ней бездны смысла. Вслушайся в нее, вслушайся в ее тайну.
"Эвридика от черта..." - будет посредственно, - но "МАДАМ ЭВРИДИКА"! МАДАМ
ЭВРИДИКА ОТ ЧЕР-Р-РТА ВЕРНЕТСЯ! Это "вернется"! Это будущее время! Ты должна
быть довольна, что речь здесь идет о тебе.
ЭВРИДИКА. Но это не ты обо мне говоришь...


Садится на лошадь.


Это она.
ОРФЕЙ. Ни она, ни я, ни кто бы то ни было. Что мы знаем? Кто говорит?
Мы бьемся во мраке, мы сидим в сверхъестественном по самую шею. Мы играем с
богами в прятки. Мы ничего не знаем, ничего, ничего. "МАДАМ ЭВРИДИКА ОТ
ЧЕРТА ВЕРНЕТСЯ" - это не фраза, - это поэма, поэма грез, цветок из
смертельной бездны





Другие статьи в литературном дневнике: