Тридцать первая любовь Марины. Публикация

Борис Рубежов Четвёртая Страница: литературный дневник

ЭПИГРАФ автора дневника:


"Кино в руках советской власти представляет огромную,
неоценимую силу (И.Сталин)". Один из лозунгов на сцене
городского клуба. 1960-е.


==============


http://www.novayagazeta.ru/data/2010/106/00.html


Novoyagazeta.ru


Михалков записался на флеш-карту РФ


Никита Сергеевич претендует на $100 млн. Деньги будут
собирать за каждый проданный в стране носитель информации


Со следующего года все без исключения носители информации в нашей стране (CD, DVD, жесткие диски, флешки, аудио- и видеокассеты, грампластинки и проч.), а также аудио- и видеооборудование будут обложены специальным «налогом», который будут собирать при их продаже или ввозе в страну. Эта процедура прописана в Гражданском кодексе, а значит, неизбежна.


Ключевой вопрос: кто будет собирать и, главное, распределять эти $100 млн?


Основной претендент — недавно созданный Российский союз правообладателей (РСП), прочно ассоциируемый с Никитой Михалковым. Для правообладателей это плохая новость — Никита Сергеевич обещает отдавать им только 15 (пятнадцать) процентов от общей суммы.


Для начала нужно разобраться в том, откуда появился новый сбор. В 1993 году был принят Федеральный закон об авторском праве и смежных правах, предусматривающий вознаграждение за воспроизведение и копирование аудио- и аудиовизуальных произведений в личных целях. Механизмов реализации этого положения не существовало вплоть до конца 1998 года, когда вышел президентский указ, который гласил: заниматься сбором и распределением средств должна одна из организаций, специализирующихся на управлении имущественными правами авторов на коллективной основе, — по соглашению с другими подобными организациями.


В 2005 году между этими организациями был достигнут консенсус, закрепленный так называемым Генеральным соглашением, в соответствии с которым авторскими вознаграждениями должно было заниматься Российское общество по смежным правам (РОСП), которое было создано еще в 1995 году. По Генеральному соглашению Российское авторское общество, Российское общество по управлению правами исполнителей, Российское общество правообладателей в аудиовизуальной сфере делегировали РОСПу права на сбор вознаграждений авторам.


Министерство культуры кандидатуру одобрило. К 2007 году таможенные органы подтвердили право РОСП собирать вознаграждение и утвердили процентные ставки: 3% с оборудования и 5% — с чистых носителей.


Однако с вступлением в силу IV части Гражданского кодекса (в соответствии со статьей 1245-й) сбором и распределением авторского вознаграждения могла заниматься только организация, аккредитованная Росохранкультурой. В 2008—2009 году были определены «сборщики» для пяти из шести видов сборов, связанных с авторскими и смежными правами. До вознаграждения за личное копирование в личных целях дело дошло лишь в конце 2009 года.


РОСП боролась за практическую реализацию вознаграждения за личное копирование с 1995 года. В начале 2010 организация подала на Министерство культуры в суд (третьим лицом по иску выступает Федеральная таможенная служба), требуя наконец утвердить порядок сбора и распределения авторского вознаграждения. По логике развития событий именно РОСП и должно было стать той самой организацией.


Но полгода назад появился Российский союз правообладателей (РСП) — как утверждают эксперты, специально для участия в конкурсе на получение аккредитации. Помимо Михалкова, одного из наиболее последовательных противников законодательных инициатив, которые могли бы утвердить свободу распространения информации, РСП тесно связан с двумя организациями: ВОИС — Всероссийской организацией интеллектуальной собственности, «аккредитованной в сфере прав исполнителей и изготовителей фонограмм при их публичном исполнении или распространении», и РАО — Российским авторским обществом, «аккредитованным в сфере прав композиторов и авторов текстов к песням».


Несмотря на то что официальное решение Росохранкультуры до сих пор не озвучено, победа РСП, которая логически завершит процесс монополизации в области защиты авторских и смежных прав на аудио- и аудиовизуальную продукцию, у специалистов сомнений не вызывает — заявка РСП была неофициально поддержана первым вице-премьером Игорем Шуваловым.


Конкурс должен был состояться 20 сентября. Но Росохранкультура по неизвестным причинам пока не назвала победителя — оглашение результатов перенесено на неизвестный срок.


РСП вызывает недовольство у самих правообладателей. В начале сентября группа авторов и исполнителей обратилась с открытым письмом к Владимиру Путину, в котором просила защитить их от Михалкова: РСП, мол, планировал отдать авторам только 15% сборов, а остальные средства тратить по своему усмотрению: 25% сборов (это около $25 млн) пустить на содержание РСП, а оставшиеся 60% (то есть $60 млн) вкладывать в некий специально созданный при РСП фонд. «В фонд развития кино им. Михалкова», — говорят неназванные источники.


На потребителях же введение сбора почти не отразится ввиду незначительности процента, утверждают эксперты. РСП предлагает собирать 1% с импортеров оборудования и 3% — с импортеров носителей; по мнению правительства, ставки должны составить 0,5%.


Но если уж дополнительных трат, пусть и незначительных, не избежать, то важно понимать, на что пойдут собранные с нас деньги. Если на вознаграждение правообладателям, то это история приемлемая. А если на пополнение некоего фонда, из которого будут кормиться околомихалковские деятели, то такой налог нам не нужен.


Комментарии


Пресс-служба РСП:


— 25% на обеспечение работы организации указаны в Уставе Российского союза правообладателей как максимально допустимый объем расходов. Данный процент утвержден самими правообладателями, входящими в Совет РСП и представляющими все категории правообладателей. Фактический размер отчислений на нужды организации будет зависеть от того, каким именно образом будет организован сбор вознаграждения, от того, насколько широкая региональная сеть представителей потребуется. Что же касается целевого фонда, возможность его создания предусмотрена Уставом РСП, равно как и возможность отчислений до 60% собранных средств. Это тоже решение самих правообладателей. Однако данный фонд не создан и его создание на сегодняшний день не рассматривалось.


РСП не соответствует требованиям, предъявляемым к аккредитуемой организации? Подобные заявления являются не чем иным, как обвинениями в непрофессионализме сотрудников Росохранкультуры и аккредитационной комиссии, в частности, в которую вошли уважаемые люди и профессионалы, представители как правообладателей, так и различных государственных органов, которые допустили нашу заявку к конкурсу.


Анжелика Коротаева, исполнительный директор РОСП:


— РСП не соответствует положению об аккредитации, в котором прописаны требования к организации. Организация очень молода, ей всего полгода, нет опыта работы в данной сфере, но почему-то требует огромных сумм на покрытие фактических расходов. Мы, кстати, планировали оставлять на покрытие фактических расходов около 15% от суммы сборов и в дальнейшем уменьшать это число. Кроме того, около 50—60% сборов РСП, возглавляемое Никитой Михалковым, планировало отправлять в фонд поддержки кино. Хотелось бы задать вопрос: правообладатель готов расстаться со своими деньгами в помощь фонду Никиты Михалкова?


Готовы ли мы бороться до последнего? Готовы, но нужно смотреть правде в глаза. Все знают имя человека, который поддерживает РСП.


Зинаида Бурская


24.09.2010





Novoyagazeta.ru


Хорошенькое кино


А если я не копирую фильмы, а записываю на диск фотографии моей семьи? Почему я должен платить организации, с которой не имею ничего общего?


Действительность медленно, но ощутимо сдвигается в сторону безумия. Едва успели мы прийти в себя от инициативы военных, желающих забирать в армию мужчин в возрасте до 30 лет, едва успели остыть наши мозги от проекта Минрегиона, пожелавшего запретить гражданам строить дачи, едва перестала дрожать душа, пораженная административной фантазией неких лиц, требующих вдвое повысить транспортный налог — тут как тут на арене оказался режиссер Михалков со своим Российским Союзом правообладателей, желающий собирать налог на ввоз в страну компьютеров, цифровых камер, мобильных телефонов и компакт-дисков.


Американский философ Генри Торо вошел в историю тем, что отказался платить налоги, сочтя их несправедливыми. Российский режиссер Никита Михалков войдет в историю тем, что пожелал собирать налог со всех жителей России, желающих приобщиться к высоким технологиям.


Налог на ввоз в страну компьютеров, принтеров, цифровых камер, DVD-проигрывателей — это на самом деле налог на технический прогресс, о котором так много и так просветленно говорят в последнее время важные люди в больших залах. Но нельзя одной рукой толкать в спину отечественный хайтек: «Давайте вперед, давайте быстрее!» — а другой ловить на границе за шиворот бизнесменов, ввозящих в страну ноуты, жесткие диски и флешки: «А ну гоните в РСП три рубля с каждой единицы товара!» Нельзя в одном месте страны строить футуристический рай с молочными реками и кисельными берегами под названием Сколково и освобождать его жителей от налогов, а во всех других местах страны, которые не-Сколково, вводить налог на цифру и флешку.


Есть вещи, почему-то очевидные всем, кроме узкого круга лиц, принимающих решения. Очевидно, что любое введение новых налогов способствует повышению цен. Введение налога на компьютеры, принтеры, сканеры приведет к повышению цен на них. Еще очевидно, что при словах «повышение цен» у миллионов жителей страны возникают матерные слова на губах. Эти слова у каждого нормального, не бегающего вокруг престижной кормушки человека, возникают каждый раз, когда он идет в продуктовый магазин, каждый раз, когда он держит в руках счет за ЖКХ, каждый раз, когда он с недоумением смотрит на цифры своей замученной инфляцией зарплаты. Цены растут со страшной силой, и не только на гречку! Но это ничего не значит — и поэтому теперь, дорогой гражданин, ты должен заплатить еще и налог на копирование!


И не нужно говорить, что в других странах такой налог есть. В других странах много чего есть. В других странах другая оплата труда, и другой способ формирования власти, и по-другому устроены выборы, и иначе живут пенсионеры. Так почему же из всего многообразия мирового опыта надо ножом вырезать идею о новом налоге и воткнуть ее острием в Россию — вот вам, получайте как в Европе!?


Почему человек, покупающий подорожавший компакт-диск (а он после введения налога непременно подорожает), должен платить Михалкову в РСП — необъяснимо. За что такая немилость? А если я не копирую фильмы, а записываю на диск фотографии моей семьи? Если я — обладатель прав на мои собственные произведения — записываю мои тексты на диски (а я это и правда иногда делаю) и раздаю людям, то почему я должен платить организации, с которой не имею ничего общего? Если я покупаю нетбук, чтобы работать в дороге, почему я должен платить этому новоявленному мытарю земли русской, вставшему на защиту правообладателей так, что стыдно становится быть правообладателем?


Близкий к трону барин, облагающий Россию налогом на копирование — это феодальный бред, достойный нашего лучшего сатирика, которому сегодня не пришлось бы сильно затруднять себя поиском персонажей. Министр образования, лелеющий план сократить двести тысяч учителей, мэр с чистейшей женой, потрясающей публику талантами, знатный деятель искусства, собравший дань с населения и едущий на тройке с бубенцами в свое поместье, чтобы там изо всех сил гордиться Россией — персонажи так и бегут под быстрое, острое, бросающие чернильные пятна перо Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина.


Алексей Поликовский
обозреватель «Новой»


24.09.2010



Другие статьи в литературном дневнике: