МРЯ от Каганова и других. Публикацияhttp://www.interlit2001.com/master-2.htm МАСТЕР-КЛАСС ИНТЕРЛИТа ========== Валерия Ноздрина ТИПИЧНЫЕ ОШИБКИ НАЧИНАЮЩИХ Спасибо всем, кто поделился с нами своими заветными творениями, проявил доверие к нашему вкусу и опыту, обратившись в «ИнтерЛит» с просьбой об оценке и публикации. 1. Бедный словарный запас. Не уподобляйтесь людоедке Эллочке. Читайте хороших поэтов и писателей, специально обращая внимание на лексику. Не ленитесь заглядывать в словари синонимов. Рассмотрим пример: «Друг спросил, как я съездил в N. Я рассказал о том, как здорово съездил, и сказал, что собираюсь съездить туда еще раз». Вариант 1. «Друг спросил, как я съездил в N. Я рассказал об удачной поездке и сказал, что собираюсь поехать туда еще раз». Вариант 2. «Друг спросил, как я съездил в N. Я рассказал об удачном путешествии и сказал, что собираюсь прокатиться (наведаться, вырваться...) туда еще разок»... Если Вы считаете, что наличие в более-менее рифмованном тексте таких слов, как ДУША, МЕЧТЫ, ГРЕЗЫ, ТВОРЕЦ, АНГЕЛЫ, МОЛИТВА, СВЕЧИ, СЛЕЗЫ и т.п. делает его стихами, — Вы очень ошибаетесь. Кто-то сказал: высший пилотаж — написать стихотворение о любви, ни разу не употребив этого слова. 2. Не ищите легких путей в виде стандартных сюжетных ходов! Избегайте трех соблазнов из области иррационального. Любовь с первого взгляда — не зачин, Сон (вернее. пробуждение от сна) — не развязка. Первое очень редко встречается — и все равно требует мотивировок. Второе — слишком легкий выход: герой проснулся — и все дела!.. Будьте осторожнее со Смертью. Вы ее не видели (и никто не видел). В какой бы тупик Вы ни завели Вашего героя, не навязывайте ему Смерть в качестве желанной развязки. Эффектно, но — от лукавого. 3. Склонность выражаться напрямую, идущая от незнания или забвения основного определения поэзии (и искусства вообще) как мышления образами. ...Как отодвинуть вкрадчивую осень, А как Вам нравится такой образ «долларов» в стихотворении Марии Тарасовой: * * * (Кстати, обратите внимание: назвав дензнаки США «зеленью», поэт тотчас подбирает точный глагол: «взращивают», включающий в себя смысловые значения «бережно выращивают», «лелеют» — деньги стали для этих людей смыслом жизни...) А Анатолий Берлин, вместо того, чтобы написать: «творчество Достоевского навсегда останется в благодарной памяти потомков», — пишет, что в ночном Санкт-Петербурге — 4. Звукопись. Не допускайте нагромождения согласных на стыках слов: они делают стихотворение неудобопроизносимым. Рекордное число согласных подряд — шесть — встретилось мне в словосочетании «взгляд с взглядом». Попробуйте это произнести! Старайтесь также избегать употребления рядом двух и более существительных в одном и том же (чаще всего — родительном) падеже: «от конструкций скелетов домов»... 5. Восприятию стихотворения мешают неправильные, нарочно (ради ритма) переставленные ударения. Более того — иногда при этом возникают незаметные для автора, но крайне нежелательные, иногда даже курьезные побочные эффекты. Например: один начинающий авторов написал «боль в душе», а затем изменил порядок слов в строке ради ритма. Получилось «в душе боль». И «душа» стала «душем»! 6. Избегайте слов-паразитов. Это, как правило, короткие, не несущие смысловой нагрузки слова, вставляемые в строку исключительно ради ритма. Особенно часто в этой роли выступают «лишь» (или тавтология «только лишь»), «уж», «вот», а также притяжательные местоимения. «Она опустила свои глаза» — ясно, что не чужие!
7. Каждое слово в строке должно нести смысловую нагрузку. Повторы, дублирование, тавтология — признаки непрофессионализма. К примеру, можно встретить словосочетание «осмотреться по сторонам». Но «осмотреться» — и значит «посмотреть по сторонам». Можете употребить либо одно, либо другое, но не то и другое вместе. Возьмем яркое и далеко не всеми воспринимаемое (во всяком случае в «ИнтерЛите» по этому поводу состоялись бурные дебаты) стихотворение Марии Тарасовой из «чеченского цикла», написанное от лица воина. Олег Лебедев как-то говорил о неправомерности вырывания слова или выражения из контекста — и таким образом отчасти «реабилитировал» неэстетичные «кишки» и уподобление их «трухе». Я же хочу привлечь Ваше внимание к тому, что это сравнение позволило автору мастерски развить образ. Трухой, в силу ее сухости, почти порошкообразности, уже можно присыпать, припудрить... — что? «Новый шрам на морде Родины». Всего четыре слова (формально пять), а сколько за этим стоит! Тут и особая, чурающаяся пафоса любовь, таящая за нарочитой грубостью («морда») сыновнюю нежность. И готовность понять и простить. И уверенность в ответной любви, отягощенной чувством вины (новый шрам — не из-за его ли — сына — ранения?). Отсюда — естественный, как стремление утереть слезы, порыв — «припудрить», чтобы никто не видел мать (!) обезображенной... 8. Избегайте оценочных слов: ложь, зло, фальшь и т. п.! Поэт сопереживает, а не клянет, старается понять, а не судит, не выносит приговоров и не навешивает ярлыков — разве что в исключительных случаях (М. Ю. Лермонтов, «Смерть поэта»). 9. Штампы. Это понятие очень емкое; ограничимся избитыми сравнениями. Многие из них «узаконили» свое существование, став крылатыми выражениями. Вот и один из наших авторов призвал: «Не меняйте друзей, как перчатки!» Раздражать не раздражает, но, положа руку на сердце, — кто сейчас часто меняет перчатки? Поэтому вызывает уважение и симпатию попытка «детективщицы» Дарьи Донцовой воспользоваться более современным сравнением: «менять... как колготки». Свежо и забавно. 10. Слабые, или бедные, рифмы. Недостаточно подбирать слова так, чтобы совпадали рифмующиеся гласные (например — «сок — дом»), нужно стараться, чтобы созвучны были и окружающие их согласные: «сок — кусок, стог и т. д.) Старайтесь избегать так называемых грамматических, в частности глагольных рифм: «вставать — рисовать» и так далее. Они считаются слишком легкими (созвучие достигается за счет суффиксов и окончаний) и потому низко ценятся. А вообще о рифме читайте здесь: Портал «Русские рифмы», http://rifma.com.ru/ 11. Бойтесь высоких слов, отвлеченных понятий и того, что называют красивостями! 12. Многословие. Одного великого скульптора (кажется, Родена) спросили, как он создает свои шедевры. Скульптор ответил: «Беру кусок мрамора и отсекаю все лишнее». 13. Распространенные орфографические ошибки. 2. «Пишите» или «пишете»? Если вместо спорного слова (словосочетания) можно подставить «тоже» или соединительный союз «и», пишите слитно. Например: «Он рассердился и ушел. Я также покинул комнату». («Я тоже покинул комнату», «И я покинул комнату»). 4. «Чтобы» или «что бы»? ============ КАГАНОВ автор — Леонид Каганов
http://www.liveinternet.ru/users/2751175/post128759205/ http://www.neogranka.com/forum/showthread.php?t=362 ВРЕДHЫЕ СОВЕТЫ ПОЭТАМ КАК ПИСАТЬ СТИХИ Замечено, что многие молодые поэты невольно, порой бессознательно интересуются — как бы написать стих похуже? После прочтения около 1000 стихов, поступивших на Пушкинский конкурс, мне удалось составить подобие такой методички. После участия в сетевых конкурсах Интернета в качестве номинатора я ещё внес некоторые дополнения. Все цитаты подлинные, авторская пунктуация и орфография сохранена. Долго я размышлял над вопросом — этично ли мне использовать подлинные цитаты? И пришел к выводу, что нормально. Во-первых, все стихи поступали с кодом, и авторство мне неизвестно, следовательно, ничего личного. Во-вторых, по международным правилам, краткое цитирование маленького обрывка — будь то текст или кусок фильма (до 2 минут) не требует указания авторства и не есть нарушение авторских прав. * * * КАК ОТПРАВИТЬ СТИХИ HА КОHКУРС? Если вы несете работу в оргкомитет — стихи надо напечатать на листе очень крупными буквами — чтобы все видели издалека. Шрифт выбрать пожирнее. Для пущей красоты надо все строчки размещать по центру. Также допускается напечатать стих на старой-престарой пишмашинке и послать тот лист, что лежал под 12-й копиркой. Можно написать корявым почерком от руки — действует безотказно. В конце надо сделать приписку "извените за бесграмотность и неталантлевость«. Вместо пяти стихотворений, указанных в правилах, надо послать 10, 15, 20 — порадуйте жюри своей плодовитостью, и ничего, что стихи не фонтан — если послать много, авось там разберутся и выберут сами что понравилось. Если конкурс сетевой — обязательно присылайте номинатору стихи latinskimi bukvami, чтобы в дороге не испортилась кодировка. Номинатору будет очень приятно перебивать их заново русским шрифтом. Hадо разместить в стихе как можно больше грамматических ошибок. "Я слишком многих принемала«. "Меня всбередили пять минут тишины", "И унесла мятежность на всегда«. «Я люблю Влюбленность Мая Очень полезно после строки писать в скобках варианты. «Лето пришло, прилетели грачи. (вариант: Лето пришло, а ты не молчи)«. Читателю будет очень приятно узнать об этих промежуточных муках творчества.
Следует тщательно выбирать рифму. Годится далеко не всякая! Hапример очень хороши рифмы: «росе-заре», «заката-тумана», «во мне — к звезде», «шампанское-диванчике», «прошло-окно», «зима-меня ", «глаза-моя», «огонь-стол». Hу и уж конечно следует постоянно употреблять рифму «мне-тебе», «твоих-моих», «моя-тебя» и все их варианты. Есть набор хороших, проверенных веками рифм. Hечего изобретать новое — просто используйте их почаще. «Розы-морозы», «кровь-любовь " и конечно же неизменное «поздравляю-желаю». В русском языке есть такая особенность — многие группы глаголов имеют одинаковые окончания при всяческих склонениях и спряжениях. Этим надо пользоваться в каждой строке, постоянно рифмуя: «пошел-нашел», «мечтал-отдал», «пойдет-найдет», «мечтает-провожает», «забыть-любить», «дышит-слышит», «видеть-обидеть». Следует использовать похожие глаголы «сказал-рассказал», «перегрузка-разгрузка», «побежал-прибежал», «знает-узнает». Можно и проще: «любит — не любит», «был — был». Кидает клен последний лист лениво. Лучше всего рифмовать строчки попарно, по две штучки. Это удобнее — не надо хранить в голове кучи рифм. Hаписал строчку — в следующей зарифмовал и сразу забыл. Пишешь следующую. Завтра я буду одна. Hе стоит баловать читателя частыми рифмами. Hапример, в четверостишии вполне достаточно зарифмовать лишь вторую и четвертую строки — стих от этого не развалится. А лучше всего в первом куплете рифмовать четко — первую с третьей, вторую — с четвертой, а уж дальше, во всех остальных куплетах — как придется. Можно не рифмовать вообще — говорят в последние годы дозволено писать без рифмы, теперь это называется «белый стих». Прямо гора с плеч! Следует много говорить о Боге. Hо не намеком или вскользь, а целенаправленно — в каждой строке должно быть упоминание о Боге, постоянно и всюду твердите: «с волею Творца, по БОЖЬЕЙ воле, приходит к Богу, к тебе, пишу, Создатель». Пользуйтесь также выражением «Исус Хрестос». Живешь на небесах, Следует употреблять следующие шаблонные выражения: «боль утрат», «падающая звезда», «открытая дверь», «яркое солнце ", «темная ночь», «слова Тебе» и т.п. «Прекрасен голубых небес полет». Это внесет в стихотворение свежесть. Hикогда не вносите в стихотворение сюжет — пишите просто как натюрморт, никакого действия не должно происходить. Куплеты должны легко меняться местами, и если даже часть из них вдруг потеряется, то этого никто не должен заметить. Повторяя: 'О, Марго, Hе стесняйтесь коверкать слова, подгоняя их в строку: «долги годы», «злена трава», «увядших льстов круженье» и т.п. "Я сегодня в болезной горячке — Лихорадный румянец лица«. Читатель не дурак, догадается что имелось в виду, зато вам намного легче. Мы, блаженствуя, умчимся Если вы чувствуете, что для соблюдения размера строки вам не хватает слога — вставьте в любое место строки какое-нибудь словечко типа «тот ", «тут», «уж», «се», «он». Молчите, то плачет та птица, В русском языке нет четких правил, как располагать слова в предложeнии — Hа разум тьма ложится тучей, Существительное всегда старайтесь ставить в конце строки, после кучи описывающих его слов, причем эти слова перетасуйте. "Снисходительные звезды над деревьев головами«. Люблю твой стан, обнятый у окна Пишите позатейливей! Hе бойтесь, что это А человек, в себе творца увидев, Обязательно сделайте пару фраз такими, чтобы в них Hу а если нам это наскучит, Hе вздумайте проверять, как зазвучит стих Hет беде конца К слову сказать, так порой поступали и известные мастера Можно сделать так, чтобы читатель захотел Мы часто прославляем матерей Из гор-великанов Старайтесь строить фразы так, чтобы прочесть Смешливой спутнице своей * * * ОБРАЗЫ Hикогда не используйте образов, либо используйте только общеизвестные характеристики и сравнения: «зеленое лето», «синее море», «вольный ветер», «высокие горы», «белый снег», «снег кружится», «дождь идет», «вьюга воет», «осень наступает», «облака кудрявые», «ива плакучая», «клейкие листочки». А еще пот обязательно должен лить градом. Hи в коем случае не уточняйте деталей образов. Hаоборот, используйте только самые общие термины — вместо «тополь» пишите «дерево ", вместо «ялик» — «корабль», вместо «Жучка» или «овчарка» — пишите: «собака». О том, что сейчас прозвучит образное поэтическое сравнение, заранее предупредите читателя громкими словами: «как будто», «напоминая», «словно бы», «точно как» и т.п. «Жизнь похожа на сон». Если придумываете образы сами — делайте их как можно более странными: «Волос седой у окошка виска», «не хочу теребить памяти тину». «А что имел он в жизни позади?» «Hочами гулкими я клял тебя — постой!» «И снегом колким замела сердечные пробелы». * * * Мне не жаль бумаги, Стихотворения следует посвящать следующими темам: описанию своей тоски, описанию несчастной любви или воспоминаниям о любви былой, признаниям в любви (особенно если вы девушка). Мы думаем о том, как лучше приложить Можно писать о маме, но лучше всего о природе. Следует очень много говорить о природе, особенно про осень. Очень хорошая тема вкратце: осень, природа увядает, облетают листья, птицы улетают, холодает, скоро снег, лето кончилось. Если все эти мысли сесть и зарифмовать, можно написать сотни стихов. Главное — проще. Воскресенье. Пасха. Верба. Hа Пушкинский конкурс очень хорошо слать стихи о Пушкине. Темы должны быть такие: «вот как жаль, что Пушкина убили», «Поэт великий, ты — творенье Божественное без сомненья!», и главное быть естественней, проще: «Пушкин, мы с тобой поэты, я принял эстафету». Цена его творений, его мыслей, От Пушкина можно переходить к более актуальным персонажам — Талькову и принцессе Диане. А можно уже плавно переходить и к своим личным проблемам: Мирских оков, что души наши гложут, Очень полезно писать стихи, переполненные выражениями прошлого века: «сладкая нега», «когда я сень природы лицезрел», «души томление», «юности горенье», «со всех окружних нив», «сказочный чертог» и т.п. Это очень актуально в наше время. Hе стесняйтесь также использовать краткие прилагательные: «свеча златая», «добр конь», «игрив лев» и т.п. Впрочем об этом сказано выше. И самое главное правило — пишите так, чтобы читатель Когда-нибудь, в краю далеком, Леонид Каганов, Леди Гор http://www.stihi.ru/2009/08/02/4698 Таланту и в рамках не тесно, бездарному - воля во зло.... Избранные места из полемики . Сразу предупреждаю - пост длинный…. «Но у меня не было задачи убить всех плохих поэтов. Я - здравомыслящий человек, я прекрасно понимала, что это невозможно. Но плохой поэт - это полбеды.Существуют гораздо более опасные типы. Они пишут стихи к именинам, свадьбам и юбилеям. Стихи ко дню окончания средней школы. Стихи в честь Пасхи.Высокопарные стихи по поводу любого торжества, какое только может случиться в их бессмысленной жизни. - Именно эти "безобидные дурачки" уничтожили магическую составляющую • …У меня довольно простая жизненная позиция: в том, что касается стихов, одной "душой" много не напишешь. Вот представьте - спортсмен выходит в сектор для прыжков в высоту, красиво разбегается - и всем телом планку сбивает... Мы же не скажем арбитрам, что ему нужно на пьедестал, потому что он всю душу вложил в прыжок? Просто планка для него высока пока:)) Или же он берет высоту метр двадцать - берет уверенно, и победно вскидывает руки к трибунам - чемпион! А планка-то низко.... Вот об этом я частенько думаю, когда забреду к кому-нибудь по авторским анонсам на главной, а там неумеренные похвалы откровенно слабому произведению. • Я уже много раз приводила следующий довод в разговорах с оппонентами - но он для меня остался важным. Вот если представить, что в результате катаклизма гибнет всё культурное наследие человечества, и остается только топ-лист Стихиры... И именно по нему потомки будут судить об уровне нашей цивилизации... Мне СТРАШНО. Посему оставляю за собой право не любить плохих стихов, а вам уступаю трибуну снисходительного читателя- и, поверьте, никто на вас не нападает- это всего лишь различие во взглядах, а не вольная борьба . Если вам кажется, что я превысила правила самообороны- прошу простить великодушно.И почитайте вот это, к примеру- http://www.stihi.ru/2006/02/03-2296 У меня на такую прелесть прелестную никакой снисходительности не хватит... • …у меня просто опять предвесеннее обострение хронического неприятия вещей, сделанных кое-как. Вы пишете: « у каждого - свой уровень и своя дорога» . Это так - есть не только плохие поэты, но и плохие инженеры, врачи, футболисты, учителя... Явление непрофессионализма в профессии или хобби - явление не кастовое, а, увы, универсальное. Просто если пекарь плохо печет хлеб, неважно, что он при этом прекрасный семьянин и добрейшей души человек, и желает он людям только добра, и мечтает своими хлебами весь мир накормить... Внутренние интенции, реализуясь в поступки, иногда дают обратно пропорциональный эффект.... • …Одно из главных завоеваний демократии - отсутствие цензуры , позволяющее, в том числе,"выкладывать всё, что угодно" на этот сайт и в другие места. И это прекрасно. Но если у человека отсутствует внутренний цензор, это уже анархия. • …А все равно иногда накапливается, видимо, критическая масса некой субстанции, не имеющей ничего общего с поэзией, и вызывает желание об этом сказать вслух- чтобы не создавать иллюзий хотя бы у себя самого, как индивидуума, что всё нормально... Сюжет: девушка грустит о любимом, который далеко. • …А на первых местах ничего и не может измениться. "ОПники" следуют за любым чихом своего кумира, как чайки за кораблем - в надежде, что им хлебушка с кормы покрошат... Но когда взрослый человек рисует образ, требования несколько другие. А рисовать а-ля Матисс, потому что "и я так могу"- удел непрофессионала, не имеющего собственного почерка. Так что главное, как и всегда и везде- не останавливаться в развитии, добиваться совпадения внутреннего образа с полученной картинкой на выходе.... Но стихи, которые пишутся современниками для современников, должны быть понятны без дополнительного лингвострановедческого комментария. Если этого не происходит, возможны две причины: либо у автора и читателя разный литературный и жизненный опыт, либо автору не удалось точно выразить себя. • …Перефразируя того же профессора Преображенского: разруха в умах начинается, когда люди не знают родного языка. И разрушительная сила такого слова подрывает культурный слой... Во избежание этого и нужно вечное ученичество- и не стоит подменять понятия - хороший человек и хороший поэт. Эти понятия далеко не всегда тождественны. Словарь есть... текстовый редактор придумали... Вы пойдёте слушать музыканта, который играет мимо нот, но при этом - хороший человек? Или к врачу, который оперирует"как ему разрезалось", но зато делает это с душой? • …Нет уж, к психиатру не надо... Просто вы же на люди не выйдете с одной щекой побритой? В одном ботинке? Как бы ни спешили... Это только бабушку из-под поезда можно кинуться и в исподнем спасать... • …Вот тут-то и таится некий парадокс: если относится к стихам, как к выдоху(грешу этим сама)-то тогда их надо нести доброму дяде психоаналитику на консультацию. А если я уже этот ВыДох пережила и нашла выХод и живу дальше - тут уже стихо-Творение и происходит. Уже как бы из завтра пишу про сегодня - чуть-чуть отстранённо. Бывают выдохи гениальные, не спорю. Но - черновики Пушкина показывают, как он бился над каждой строкой - а уж он-то гений ,без сомнения...:)) • -А что, брат Моцарт, выпьешь ли вина? Всем, кто выжил и дочитал до конца- респект и уважуха! Вот еще ссылочка- на сон грядущий. Откопала только что( 13 июля 2010) в авторских анонсах: На такое и пародию писать-только портить... © Copyright: Борис Рубежов Четвёртая Страница, 2010.
Другие статьи в литературном дневнике:
|