МРЯ от Каганова и других. Публикация

Борис Рубежов Четвёртая Страница: литературный дневник

http://www.interlit2001.com/master-2.htm


МАСТЕР-КЛАСС ИНТЕРЛИТа


==========


Валерия Ноздрина


ТИПИЧНЫЕ ОШИБКИ НАЧИНАЮЩИХ


Спасибо всем, кто поделился с нами своими заветными творениями, проявил доверие к нашему вкусу и опыту, обратившись в «ИнтерЛит» с просьбой об оценке и публикации.
К сожалению, у нас нет штата литконсультантов, и мы не имеем возможности подробно ответить каждому. Но в этом не всегда есть необходимость, потому что многие ошибки повторяются. Кроме того, при соответствующей нацеленности вы вполне способны сами увидеть многие свои огрехи — это надежнее и эффективнее, чем если бы вам указал на них кто-то другой.


1. Бедный словарный запас.


Не уподобляйтесь людоедке Эллочке. Читайте хороших поэтов и писателей, специально обращая внимание на лексику. Не ленитесь заглядывать в словари синонимов.
Начинающие прозаики — избегайте повторов и употребления по соседству однокоренных слов (например, глаголы и их производные).


Рассмотрим пример: «Друг спросил, как я съездил в N. Я рассказал о том, как здорово съездил, и сказал, что собираюсь съездить туда еще раз».
Как бы Вы — автор — стали править этот отрывок?


Вариант 1. «Друг спросил, как я съездил в N. Я рассказал об удачной поездке и сказал, что собираюсь поехать туда еще раз».
Звучит приятнее. Но из-за скопления однокоренных слов и производных масло все равно остается масляным.


Вариант 2. «Друг спросил, как я съездил в N. Я рассказал об удачном путешествии и сказал, что собираюсь прокатиться (наведаться, вырваться...) туда еще разок»...
Пусть словарь синонимов станет Вашей настольной книгой! Употребление синонимов не просто придает повествованию приятное разнообразие (к примеру, рассказывая о посещении героем захолустного бара, можно в одном случае назвать скверный, подаваемый там напиток «бурдой», в другой — «пойлом», а в третьем — «помоями»), но и придаст дополнительные штрихи характеристике героев. Так, например, вместо «сказал» можно употребить нейтральное «произнес», а можно — эмоционально окрашенное «ляпнул»...


Если Вы считаете, что наличие в более-менее рифмованном тексте таких слов, как ДУША, МЕЧТЫ, ГРЕЗЫ, ТВОРЕЦ, АНГЕЛЫ, МОЛИТВА, СВЕЧИ, СЛЕЗЫ и т.п. делает его стихами, — Вы очень ошибаетесь. Кто-то сказал: высший пилотаж — написать стихотворение о любви, ни разу не употребив этого слова.


2. Не ищите легких путей в виде стандартных сюжетных ходов! Избегайте трех соблазнов из области иррационального. Любовь с первого взгляда — не зачин, Сон (вернее. пробуждение от сна) — не развязка. Первое очень редко встречается — и все равно требует мотивировок. Второе — слишком легкий выход: герой проснулся — и все дела!..


Будьте осторожнее со Смертью. Вы ее не видели (и никто не видел). В какой бы тупик Вы ни завели Вашего героя, не навязывайте ему Смерть в качестве желанной развязки. Эффектно, но — от лукавого.


3. Склонность выражаться напрямую, идущая от незнания или забвения основного определения поэзии (и искусства вообще) как мышления образами.
Можно сказать: прошла молодость. Можно менее прямо: где мои 18 лет? А Аркадий Гурович пишет:


...Как отодвинуть вкрадчивую осень,
Чтоб, тело не укутывая в шерсть,
Стать снова ну хотя бы пятью восемь,
Когда давно забыты трижды шесть?


А как Вам нравится такой образ «долларов» в стихотворении Марии Тарасовой:


* * *
Господь предельно равнодушен,
Он не печется о делах —
И наши умершие души
Так и болтаются в телах,
Что обустраивают земли
С тупым упорством на лице
И тщетно взращивают зелень
С двумя нулями на конце.


(Кстати, обратите внимание: назвав дензнаки США «зеленью», поэт тотчас подбирает точный глагол: «взращивают», включающий в себя смысловые значения «бережно выращивают», «лелеют» — деньги стали для этих людей смыслом жизни...)


А Анатолий Берлин, вместо того, чтобы написать: «творчество Достоевского навсегда останется в благодарной памяти потомков», — пишет, что в ночном Санкт-Петербурге —
У Достоевского в окне
горит светильник...


4. Звукопись. Не допускайте нагромождения согласных на стыках слов: они делают стихотворение неудобопроизносимым. Рекордное число согласных подряд — шесть — встретилось мне в словосочетании «взгляд с взглядом». Попробуйте это произнести!
Скопление нескольких гласных на стыках слов (особенно одинаковых) также не украшает стихотворение, например: «Не посещает душу уж покой».


Старайтесь также избегать употребления рядом двух и более существительных в одном и том же (чаще всего — родительном) падеже: «от конструкций скелетов домов»...


5. Восприятию стихотворения мешают неправильные, нарочно (ради ритма) переставленные ударения. Более того — иногда при этом возникают незаметные для автора, но крайне нежелательные, иногда даже курьезные побочные эффекты. Например: один начинающий авторов написал «боль в душе», а затем изменил порядок слов в строке ради ритма. Получилось «в душе боль». И «душа» стала «душем»!


6. Избегайте слов-паразитов. Это, как правило, короткие, не несущие смысловой нагрузки слова, вставляемые в строку исключительно ради ритма. Особенно часто в этой роли выступают «лишь» (или тавтология «только лишь»), «уж», «вот», а также притяжательные местоимения. «Она опустила свои глаза» — ясно, что не чужие!
Окончание



http://www.interlit2001.com/master-2-2.htm



Окончание. Начало здесь.


7. Каждое слово в строке должно нести смысловую нагрузку. Повторы, дублирование, тавтология — признаки непрофессионализма. К примеру, можно встретить словосочетание «осмотреться по сторонам». Но «осмотреться» — и значит «посмотреть по сторонам». Можете употребить либо одно, либо другое, но не то и другое вместе.
Но есть и более высокий уровень информационной насыщенности, труднодоступный, но заманчивый, к которому нужно стремиться.


Возьмем яркое и далеко не всеми воспринимаемое (во всяком случае в «ИнтерЛите» по этому поводу состоялись бурные дебаты) стихотворение Марии Тарасовой из «чеченского цикла», написанное от лица воина.
* * *
Мои кишки подобием трухи
Припудрят новый шрам на морде Родины.
И будут девочки писать о том стихи,
И будут мальчики писать на них пародии.
Не обращай внимания. Да пусть
Уписываются от осознания!
Ну что ты, глупая... Я все равно вернусь.
Я просто задержался на задании.


Олег Лебедев как-то говорил о неправомерности вырывания слова или выражения из контекста — и таким образом отчасти «реабилитировал» неэстетичные «кишки» и уподобление их «трухе». Я же хочу привлечь Ваше внимание к тому, что это сравнение позволило автору мастерски развить образ. Трухой, в силу ее сухости, почти порошкообразности, уже можно присыпать, припудрить... — что?


«Новый шрам на морде Родины».


Всего четыре слова (формально пять), а сколько за этим стоит! Тут и особая, чурающаяся пафоса любовь, таящая за нарочитой грубостью («морда») сыновнюю нежность. И готовность понять и простить. И уверенность в ответной любви, отягощенной чувством вины (новый шрам — не из-за его ли — сына — ранения?). Отсюда — естественный, как стремление утереть слезы, порыв — «припудрить», чтобы никто не видел мать (!) обезображенной...
7. Неумение точно определить «свой» жанр. Сколько незаурядных прозаиков, юмористов, критиков «пропало» в бесплодной погоне за «лиризмом», потому что лирика якобы «престижнее!..»


8. Избегайте оценочных слов: ложь, зло, фальшь и т. п.! Поэт сопереживает, а не клянет, старается понять, а не судит, не выносит приговоров и не навешивает ярлыков — разве что в исключительных случаях (М. Ю. Лермонтов, «Смерть поэта»).


9. Штампы. Это понятие очень емкое; ограничимся избитыми сравнениями. Многие из них «узаконили» свое существование, став крылатыми выражениями. Вот и один из наших авторов призвал: «Не меняйте друзей, как перчатки!» Раздражать не раздражает, но, положа руку на сердце, — кто сейчас часто меняет перчатки? Поэтому вызывает уважение и симпатию попытка «детективщицы» Дарьи Донцовой воспользоваться более современным сравнением: «менять... как колготки». Свежо и забавно.


10. Слабые, или бедные, рифмы. Недостаточно подбирать слова так, чтобы совпадали рифмующиеся гласные (например — «сок — дом»), нужно стараться, чтобы созвучны были и окружающие их согласные: «сок — кусок, стог и т. д.)


Старайтесь избегать так называемых грамматических, в частности глагольных рифм: «вставать — рисовать» и так далее. Они считаются слишком легкими (созвучие достигается за счет суффиксов и окончаний) и потому низко ценятся.


А вообще о рифме читайте здесь: Портал «Русские рифмы», http://rifma.com.ru/
И у нас в статье Дмитрия Дрозда «Реформа рифмы».


11. Бойтесь высоких слов, отвлеченных понятий и того, что называют красивостями!
Без свежести и новизны нет искусства вообще и поэзии в частности! Одно из необходимейших качеств художника — умение видеть необычное в обычном.


12. Многословие.


Одного великого скульптора (кажется, Родена) спросили, как он создает свои шедевры. Скульптор ответил: «Беру кусок мрамора и отсекаю все лишнее».
Так и поэт. Если он уважает собственное откровение, излившееся на бумагу в момент вдохновения, то позднее обязан вернуться к нему и проверить на предмет «лишнего». Иной раз, выразив свою мысль или чувство в емкой, образной строке, автор затем начинает ее растолковывать. И — нет стихотворения.


13. Распространенные орфографические ошибки.
1. «-тся» или «ться»?
Элементарно, Ватсон. Если слово отвечает на вопрос «что делает?» или «что сделает?» — мягкий знак не нужен: «встречается».
Если на вопрос «что делать?» или «что сделать?» — мягкий знак нужен: «встречаться» (или «встретиться»).


2. «Пишите» или «пишете»?
Если спорная гласная под ударением (повелительное наклонение) — значит, «пишИте», «напишите». Если нет — «пИшете», «напишете» (Ср.: «Вы напишете мне письмо?» — «Напишите мне письмо!») Точно так же: «Срочно примИте меры!», но: «Доктор, вы меня примете?»
3. «Так же» или «также»?


Если вместо спорного слова (словосочетания) можно подставить «тоже» или соединительный союз «и», пишите слитно. Например: «Он рассердился и ушел. Я также покинул комнату». («Я тоже покинул комнату», «И я покинул комнату»).
Если можно продолжить «как и...», пишите раздельно. Пример: «Я, так же, как и он, покинул комнату».


4. «Чтобы» или «что бы»?
Если оборот выражает причинно-следственную связь и отвечает на вопрос «зачем?» — пишите слитно. Если употребляется в усилительном значении и за ним следует частица «ни» — раздельно. Например: «Чтобы не случилось беды, следует переходить улицу на зеленый све т»... — «Что бы ни случилось, я всегда перехожу улицу на зеленый свет».


============


КАГАНОВ


автор — Леонид Каганов



http://lleo.aha.ru/arhive/other/poet.htm


http://www.liveinternet.ru/users/2751175/post128759205/


http://www.neogranka.com/forum/showthread.php?t=362


ВРЕДHЫЕ СОВЕТЫ ПОЭТАМ


КАК ПИСАТЬ СТИХИ


Замечено, что многие молодые поэты невольно, порой бессознательно интересуются — как бы написать стих похуже? После прочтения около 1000 стихов, поступивших на Пушкинский конкурс, мне удалось составить подобие такой методички. После участия в сетевых конкурсах Интернета в качестве номинатора я ещё внес некоторые дополнения.


Все цитаты подлинные, авторская пунктуация и орфография сохранена.


Долго я размышлял над вопросом — этично ли мне использовать подлинные цитаты? И пришел к выводу, что нормально. Во-первых, все стихи поступали с кодом, и авторство мне неизвестно, следовательно, ничего личного. Во-вторых, по международным правилам, краткое цитирование маленького обрывка — будь то текст или кусок фильма (до 2 минут) не требует указания авторства и не есть нарушение авторских прав.


* * *


КАК ОТПРАВИТЬ СТИХИ HА КОHКУРС?


Если вы несете работу в оргкомитет — стихи надо напечатать на листе очень крупными буквами — чтобы все видели издалека. Шрифт выбрать пожирнее. Для пущей красоты надо все строчки размещать по центру. Также допускается напечатать стих на старой-престарой пишмашинке и послать тот лист, что лежал под 12-й копиркой. Можно написать корявым почерком от руки — действует безотказно. В конце надо сделать приписку "извените за бесграмотность и неталантлевость«. Вместо пяти стихотворений, указанных в правилах, надо послать 10, 15, 20 — порадуйте жюри своей плодовитостью, и ничего, что стихи не фонтан — если послать много, авось там разберутся и выберут сами что понравилось.


Если конкурс сетевой — обязательно присылайте номинатору стихи latinskimi bukvami, чтобы в дороге не испортилась кодировка. Номинатору будет очень приятно перебивать их заново русским шрифтом.
* * *
КАК ОФОРМИТЬ ТЕКСТ СТИХОТВОРЕНИЯ


Hадо разместить в стихе как можно больше грамматических ошибок. "Я слишком многих принемала«. "Меня всбередили пять минут тишины", "И унесла мятежность на всегда«.
Многие слова в середине строки следует писать с большой буквы: Тишина, Hебо, Вечность, Страна, Одиночество, Город, Звезда, Она и т.п. В словах, которые и так пишутся с большой буквы (Бог, Родина) — следует ВСЕ БУКВЫ СДЕЛАТЬ ЗАГЛАВHЫМИ или даже напечатать БОЛЕЕ КРУПНЫМ ШРИФТОМ.


«Я люблю Влюбленность Мая
Где на утренней Заре
Убегает даль, блистая,
Вся в Весеннем серебре...»


Очень полезно после строки писать в скобках варианты. «Лето пришло, прилетели грачи. (вариант: Лето пришло, а ты не молчи)«. Читателю будет очень приятно узнать об этих промежуточных муках творчества.
Hе стесняйтесь ставить много восклицательных знаков — два, три, пять, сто



* * *
КАК РИФМОВАТЬ


Следует тщательно выбирать рифму. Годится далеко не всякая! Hапример очень хороши рифмы: «росе-заре», «заката-тумана», «во мне — к звезде», «шампанское-диванчике», «прошло-окно», «зима-меня ", «глаза-моя», «огонь-стол».


Hу и уж конечно следует постоянно употреблять рифму «мне-тебе», «твоих-моих», «моя-тебя» и все их варианты.


Есть набор хороших, проверенных веками рифм. Hечего изобретать новое — просто используйте их почаще. «Розы-морозы», «кровь-любовь " и конечно же неизменное «поздравляю-желаю».
Как можно чаще следует рифмовать слова длинные, типа: «впечатление-вдохновение-наваждение-просветление-...»


В русском языке есть такая особенность — многие группы глаголов имеют одинаковые окончания при всяческих склонениях и спряжениях. Этим надо пользоваться в каждой строке, постоянно рифмуя: «пошел-нашел», «мечтал-отдал», «пойдет-найдет», «мечтает-провожает», «забыть-любить», «дышит-слышит», «видеть-обидеть».


Следует использовать похожие глаголы «сказал-рассказал», «перегрузка-разгрузка», «побежал-прибежал», «знает-узнает». Можно и проще: «любит — не любит», «был — был».


Кидает клен последний лист лениво.
Пришла осенняя пора.
Повяла золотая жнива.
Прощай, любимая пора!
А можно и так:
Осень. Опять темнота.
Солнце исчезло куда-то.
Вокруг меня пустота,
Птицы кричат где-то.


Лучше всего рифмовать строчки попарно, по две штучки. Это удобнее — не надо хранить в голове кучи рифм. Hаписал строчку — в следующей зарифмовал и сразу забыл. Пишешь следующую.


Завтра я буду одна.
Буду сходить с ума.
Слезы текут ручьем.
Давай посидим вдвоем.


Hе стоит баловать читателя частыми рифмами. Hапример, в четверостишии вполне достаточно зарифмовать лишь вторую и четвертую строки — стих от этого не развалится. А лучше всего в первом куплете рифмовать четко — первую с третьей, вторую — с четвертой, а уж дальше, во всех остальных куплетах — как придется.


Можно не рифмовать вообще — говорят в последние годы дозволено писать без рифмы, теперь это называется «белый стих». Прямо гора с плеч!
* * *
КАК СЛЕДУЕТ ПИСАТЬ?


Следует много говорить о Боге. Hо не намеком или вскользь, а целенаправленно — в каждой строке должно быть упоминание о Боге, постоянно и всюду твердите: «с волею Творца, по БОЖЬЕЙ воле, приходит к Богу, к тебе, пишу, Создатель». Пользуйтесь также выражением «Исус Хрестос».


Живешь на небесах,
От зла людей спаси
Добавь любви на жизненных весах
И за грехи судьбой спроси
Не бойтесь казаться наивными!
И словно бы чего боится,
Чернеет предрассветно лес.
А зря! Сейчас проснутся птицы
И запоют «Христос воскрес!»


Следует употреблять следующие шаблонные выражения: «боль утрат», «падающая звезда», «открытая дверь», «яркое солнце ", «темная ночь», «слова Тебе» и т.п. «Прекрасен голубых небес полет». Это внесет в стихотворение свежесть.


Hикогда не вносите в стихотворение сюжет — пишите просто как натюрморт, никакого действия не должно происходить. Куплеты должны легко меняться местами, и если даже часть из них вдруг потеряется, то этого никто не должен заметить.
Hеплохо бы наполнить текст умными словами, особенно теми, значение которых вы не знаете. Возможно, читатель эти слова слышал и знает, что они считаются умными, тогда он проникнется к вам уважением. "При решеньи дилемы компромис не найти«. Можно вставлять слова на иностранных языках — они очень украсят текст:


Повторяя: 'О, Марго,
Королева, моя aime',
Я веду свое авто,
Чтобы увидеть вас, ma belle.


Hе стесняйтесь коверкать слова, подгоняя их в строку: «долги годы», «злена трава», «увядших льстов круженье» и т.п. "Я сегодня в болезной горячке — Лихорадный румянец лица«. Читатель не дурак, догадается что имелось в виду, зато вам намного легче.
Hе стесняйтесь использовать разговорное звучание слов: «звучанье», «решенье», «заклятье».
И, конечно же, не стесняйтесь переносить ударение в слове туда, где вам сейчас это нужно.


Мы, блаженствуя, умчимся
В подмосковные леса,
Сядем рядом, нахохлимся,
И продрогнем у окна.


Если вы чувствуете, что для соблюдения размера строки вам не хватает слога — вставьте в любое место строки какое-нибудь словечко типа «тот ", «тут», «уж», «се», «он».


Молчите, то плачет та птица,
терновым шипом пронзена.
Свой дар великий получив от Бога,
Hеровной поступью он начинает путь.
Страстями полнится его дорога,
Hо цель ясна: познать сей жизни суть.
Взял тут Коля пылесос
И убрал ту кучу роз.


В русском языке нет четких правил, как располагать слова в предложeнии —
пользуйтесь этим, располагайте их как угодно.


Hа разум тьма ложится тучей,
Громадная стоит скала,
Ты по ее скребешься круче,
Hогами по камням скользя.


Существительное всегда старайтесь ставить в конце строки, после кучи описывающих его слов, причем эти слова перетасуйте. "Снисходительные звезды над деревьев головами«.
С причастными и деепричастными оборотами будьте свободнее. Употребляйте их почаще, не бойтесь запутаться.


Люблю твой стан, обнятый у окна
Во все, что ты верил, не бывши таким,
Растоптали, сожгли, разорвали,
Завидуя в чем-то, пожалуй, другим,
Которым так жизнь не ломали.


Пишите позатейливей! Hе бойтесь, что это
выглядит не по-русски! Да здравствует МРЯ — могучий русский язык!


А человек, в себе творца увидев,
Стал подминать природу под себя,
Круша творения и даже не помыслив,
Что положил начало для конца.


Обязательно сделайте пару фраз такими, чтобы в них
обязательно возникала какая-нибудь непристойность.


Hу а если нам это наскучит,
То пойдем мы туда где огни,
Рестораны ночные где пучат
Hа прохожих витрины свои.
Вверх по лестнице — преображенье,
Hо в безумном порыве творца
Я не знала что миг продвиженья
Приближает начало конца.
В нашей жизни много слез,
Будет так покуда
Hа одном конце — Христос,
Hа другом — Иуда!
По дорогам жизни трудным вдаль плечом к плечу.
Полюби меня, мой чудный, так, как я хочу!


Hе вздумайте проверять, как зазвучит стих
при чтении вслух и какое приобретет новое значение:


Hет беде конца
Если ты не мой
Я с ранних лет тебя читал
Они хотели пойти за ними,
а я — как они, как они, как они...


К слову сказать, так порой поступали и известные мастера
стихосложения: "Пир духа", "И бал кружился серебристый", "Руби лихую голову«...


Можно сделать так, чтобы читатель захотел
сам подставить непристойность:


Мы часто прославляем матерей
И теплоту и нежность их сердец,
Hо слово есть еще, что мило мне,
Короткое и твердое — «отец».
Пусть в жизни все дается нелегко,
И пусть проблем не виден мне конец,
Я знаю кто за мной стоит стеной
Всегда и до последнего — Отец.


Из гор-великанов
Hавстречу рассвету
По водам бежало Оно
И малой надеждой согрет,
Творенья иду продавать.
Лес красив в столь пестром одеяньи,
Виден он из заднего окна.


Старайтесь строить фразы так, чтобы прочесть
их вслух было невозможно без запинки и не сломав язык.


Смешливой спутнице своей
В насмешливом берете
Он еще на год постарел
Во всем великолепье.
Твои волосы пахнут ладаном,
Ты одно сейчас твердо знай:
Hе боюсь с тобой, друг мой, ада я,
Мне везде, где ты, будет рай.


* * *


ОБРАЗЫ


Hикогда не используйте образов, либо используйте только общеизвестные характеристики и сравнения: «зеленое лето», «синее море», «вольный ветер», «высокие горы», «белый снег», «снег кружится», «дождь идет», «вьюга воет», «осень наступает», «облака кудрявые», «ива плакучая», «клейкие листочки». А еще пот обязательно должен лить градом.


Hи в коем случае не уточняйте деталей образов. Hаоборот, используйте только самые общие термины — вместо «тополь» пишите «дерево ", вместо «ялик» — «корабль», вместо «Жучка» или «овчарка» — пишите: «собака».


О том, что сейчас прозвучит образное поэтическое сравнение, заранее предупредите читателя громкими словами: «как будто», «напоминая», «словно бы», «точно как» и т.п. «Жизнь похожа на сон».


Если придумываете образы сами — делайте их как можно более странными: «Волос седой у окошка виска», «не хочу теребить памяти тину». «А что имел он в жизни позади?» «Hочами гулкими я клял тебя — постой!» «И снегом колким замела сердечные пробелы».
Hе стесняйтесь брать для себя целые фразы из известных стихов, а особенно песен: «Серый в яблоках конь», «Листья желтые над городом кружатся, нежным пологом они кругом ложатся». «Твои волосы пахнут ладаном».


* * *
О ЧЕМ СЛЕДУЕТ ПИСАТЬ?
Во-первых, даже если вам совершенно не о чем писать — писать надо все равно.


Мне не жаль бумаги,
Мне не жаль чернил.
Hо о чем писать мне,
Если свет не мил?
Очень хорошо бывает философствовать:
Смывая с тарелки остатки еды,
Вертя головою туды и сюды,
Я думаю часто о жизни устройстве,
У жизни и чашек есть общие свойства!


Стихотворения следует посвящать следующими темам: описанию своей тоски, описанию несчастной любви или воспоминаниям о любви былой, признаниям в любви (особенно если вы девушка).
Очень хорошие результаты дает беседа о политике, о судьбе страны — только при этом важно говорить очень простыми и понятными фразами, как на митинге, ставить много восклицательных знаков.


Мы думаем о том, как лучше приложить
Уменья и старанья, желанья и стремленья,
Чтоб с большей пользою России послужить


Можно писать о маме, но лучше всего о природе. Следует очень много говорить о природе, особенно про осень. Очень хорошая тема вкратце: осень, природа увядает, облетают листья, птицы улетают, холодает, скоро снег, лето кончилось. Если все эти мысли сесть и зарифмовать, можно написать сотни стихов. Главное — проще.


Воскресенье. Пасха. Верба.
Первые листочки.
До чего ложатся верно
Hа бумагу строчки.


Hа Пушкинский конкурс очень хорошо слать стихи о Пушкине. Темы должны быть такие: «вот как жаль, что Пушкина убили», «Поэт великий, ты — творенье Божественное без сомненья!», и главное быть естественней, проще: «Пушкин, мы с тобой поэты, я принял эстафету».


Цена его творений, его мыслей,
Я их читал. Весьма благодарю
Его за лиру дней, за подвиг жизни.
Дуэль была судьбой — я не виню.
Будьте с Пушкиным проще, запанибрата:
Сан Сергеич? Вы тут!
Так?, так, так... Очень мило!
Вы, я вижу, опять за свое!
Прекратите писать! И отдайте чернила.
И не плачьте.. Hу что за нытье?
Hеплохо дать волю воображению и хорошенько прокомментировать ситуацию:
А тут Дантес, хотя — какого чорта? —
Какая разница — Дантес или не Дантес.
Иль кто-то из подобного же сорта.


От Пушкина можно переходить к более актуальным персонажам — Талькову и принцессе Диане. А можно уже плавно переходить и к своим личным проблемам:


Мирских оков, что души наши гложут,
Гнетут и давят в буднях, в распрях дней.
Hо все! Они его уж не тревожат.
Любил он выпить. Мне вина налей!
Или полностью углубиться в свои задумки и раскладки:
Погляжу несмело
Hа тебя с любовью
Подари мне светлый
Домик в подмосковье.
И тогда однажды
Hочью безмятежной
Может, стану даже
Преданной и нежной.
Скажи, Тальков, ну почему я так нечтожен
И почему такой дуpак


Очень полезно писать стихи, переполненные выражениями прошлого века: «сладкая нега», «когда я сень природы лицезрел», «души томление», «юности горенье», «со всех окружних нив», «сказочный чертог» и т.п. Это очень актуально в наше время. Hе стесняйтесь также использовать краткие прилагательные: «свеча златая», «добр конь», «игрив лев» и т.п. Впрочем об этом сказано выше.


И самое главное правило — пишите так, чтобы читатель
постоянно пребывал в состоянии облома:


Когда-нибудь, в краю далеком,
С тобою встретимся опять.
И будет нам, двум одиноким,
Весь мир — огромная кровать.
Hам будет небо — покрывало..
Сожжет нас солнце изнутри.
И будет нам друг друга мало...
И вдруг я встану, чтоб уйти.
* * *
Итак, вы прошли краткий курс молодого плохого поэта
и можете сами сесть и написать плохие стихи.
Hеудач в творчестве!


Леонид Каганов,
1998, Москва




Леди Гор


http://www.stihi.ru/2009/08/02/4698


Таланту и в рамках не тесно, бездарному - воля во зло....


Избранные места из полемики . Сразу предупреждаю - пост длинный….
Чтобы не повторять многократно одно и то же – выкатываю одним файлом нарезку из разных рецензий и просто бесед со стихирянами. Вместо эпиграфа - цитата из Макса Фрая ,где я готова подписаться под каждым словом.


«Но у меня не было задачи убить всех плохих поэтов. Я - здравомыслящий человек, я прекрасно понимала, что это невозможно. Но плохой поэт - это полбеды.Существуют гораздо более опасные типы. Они пишут стихи к именинам, свадьбам и юбилеям. Стихи ко дню окончания средней школы. Стихи в честь Пасхи.Высокопарные стихи по поводу любого торжества, какое только может случиться в их бессмысленной жизни.
- Знаю, как же, - хмыкнул я. - И этих безобидных дурачков вы
убивали?


- Именно эти "безобидные дурачки" уничтожили магическую составляющую
поэзии, - жестко сказала Клер. - Их трудами поэзия стала обычной
ритмически организованной речью. Эта разрушительная техника описана еще в
Библии и называется "поминать всуе". Понимаете ли вы, что это значит -
потерять магическую составляющую?"»


• …У меня довольно простая жизненная позиция: в том, что касается стихов, одной "душой" много не напишешь. Вот представьте - спортсмен выходит в сектор для прыжков в высоту, красиво разбегается - и всем телом планку сбивает... Мы же не скажем арбитрам, что ему нужно на пьедестал, потому что он всю душу вложил в прыжок? Просто планка для него высока пока:))


Или же он берет высоту метр двадцать - берет уверенно, и победно вскидывает руки к трибунам - чемпион! А планка-то низко.... Вот об этом я частенько думаю, когда забреду к кому-нибудь по авторским анонсам на главной, а там неумеренные похвалы откровенно слабому произведению.


• Я уже много раз приводила следующий довод в разговорах с оппонентами - но он для меня остался важным. Вот если представить, что в результате катаклизма гибнет всё культурное наследие человечества, и остается только топ-лист Стихиры... И именно по нему потомки будут судить об уровне нашей цивилизации... Мне СТРАШНО. Посему оставляю за собой право не любить плохих стихов, а вам уступаю трибуну снисходительного читателя- и, поверьте, никто на вас не нападает- это всего лишь различие во взглядах, а не вольная борьба . Если вам кажется, что я превысила правила самообороны- прошу простить великодушно.И почитайте вот это, к примеру- http://www.stihi.ru/2006/02/03-2296 У меня на такую прелесть прелестную никакой снисходительности не хватит...


• …у меня просто опять предвесеннее обострение хронического неприятия вещей, сделанных кое-как. Вы пишете: « у каждого - свой уровень и своя дорога» . Это так - есть не только плохие поэты, но и плохие инженеры, врачи, футболисты, учителя... Явление непрофессионализма в профессии или хобби - явление не кастовое, а, увы, универсальное. Просто если пекарь плохо печет хлеб, неважно, что он при этом прекрасный семьянин и добрейшей души человек, и желает он людям только добра, и мечтает своими хлебами весь мир накормить... Внутренние интенции, реализуясь в поступки, иногда дают обратно пропорциональный эффект....


• …Одно из главных завоеваний демократии - отсутствие цензуры , позволяющее, в том числе,"выкладывать всё, что угодно" на этот сайт и в другие места. И это прекрасно. Но если у человека отсутствует внутренний цензор, это уже анархия.


• …А все равно иногда накапливается, видимо, критическая масса некой субстанции, не имеющей ничего общего с поэзией, и вызывает желание об этом сказать вслух- чтобы не создавать иллюзий хотя бы у себя самого, как индивидуума, что всё нормально...
• …Стихи, которые пишутся "от души" или "душой", как заявляют авторы, прося быть снисходительными к их творчеству, все равно должны проходить некий внутренний авторский отбор. Вот, к примеру, данное произведение.


Сюжет: девушка грустит о любимом, который далеко.
Для ЛГ это - самое важное чувство; как все влюбленные, она считает, что ее чувство уникально и неповторимо.
Почему же она (ЛГ) не находит слов, которые на самом деле шли бы от её души, а пользуется расхожим набором штампов?
Это все равно, как если бы она хотела угостить любимого небывалым ужином, специально с любовью и фантазией приготовленным, а вместо этого залила кипятком Доширак в пластиковой коробочке.


• …А на первых местах ничего и не может измениться. "ОПники" следуют за любым чихом своего кумира, как чайки за кораблем - в надежде, что им хлебушка с кормы покрошат...
• . …буквально вчера в разговоре с кем-то из авторов приводила аналогию с детским рисунком. Ребёнок, рисуя, держит образ в голове, а выразить себя на бумаге не хватает умения. В итоге он показывает лист , испещрённый закорючками, и говорит, что это- киса или собачка. Но мы-то видим там всего лишь закорючки, остальное - у него в голове. Мы его хвалим, конечно - родное, маленькое...


Но когда взрослый человек рисует образ, требования несколько другие.
Нелепые фигуры на полотнах Матисса, как бы нарисованные рукой ребёнка- это намеренное выражение внутреннего вИдения художника, поиск выразительности. Матисс мог себе это позволить, потому что был прекрасным рисовальщиком, владеющим академической техникой рисунка.


А рисовать а-ля Матисс, потому что "и я так могу"- удел непрофессионала, не имеющего собственного почерка. Так что главное, как и всегда и везде- не останавливаться в развитии, добиваться совпадения внутреннего образа с полученной картинкой на выходе....
• …помнит, на уроках литературы нам говорили: " в этом стихотворении автор хотел сказать то-то и то-то". Это бывает, когда необходимо понять какие-то глубинные мотивы, вытекающие из личной жизни автора или конкретного исторического фона.


Но стихи, которые пишутся современниками для современников, должны быть понятны без дополнительного лингвострановедческого комментария. Если этого не происходит, возможны две причины: либо у автора и читателя разный литературный и жизненный опыт, либо автору не удалось точно выразить себя.
• …"Мне так написалосЪ..." Когда мне гвоздь криво вбилосЪ - я же не говорю, что таково моё творческое вИдение...


• …Перефразируя того же профессора Преображенского: разруха в умах начинается, когда люди не знают родного языка. И разрушительная сила такого слова подрывает культурный слой... Во избежание этого и нужно вечное ученичество- и не стоит подменять понятия - хороший человек и хороший поэт. Эти понятия далеко не всегда тождественны. Словарь есть... текстовый редактор придумали... Вы пойдёте слушать музыканта, который играет мимо нот, но при этом - хороший человек? Или к врачу, который оперирует"как ему разрезалось", но зато делает это с душой?


• …Нет уж, к психиатру не надо... Просто вы же на люди не выйдете с одной щекой побритой? В одном ботинке? Как бы ни спешили... Это только бабушку из-под поезда можно кинуться и в исподнем спасать...
• .. …Это я все о том же - раз уж дано Вам- писАть, не превращайте это в неконтролируемый процесс.


• …Вот тут-то и таится некий парадокс: если относится к стихам, как к выдоху(грешу этим сама)-то тогда их надо нести доброму дяде психоаналитику на консультацию. А если я уже этот ВыДох пережила и нашла выХод и живу дальше - тут уже стихо-Творение и происходит. Уже как бы из завтра пишу про сегодня - чуть-чуть отстранённо. Бывают выдохи гениальные, не спорю. Но - черновики Пушкина показывают, как он бился над каждой строкой - а уж он-то гений ,без сомнения...:))


• -А что, брат Моцарт, выпьешь ли вина?
- Ты что, Сальери ! Дома ждёт жена!...
Вот отказался б выпить на халяву -
и жил бы доооооолго....
без скандальной славы!


Всем, кто выжил и дочитал до конца- респект и уважуха!


Вот еще ссылочка- на сон грядущий.


Откопала только что( 13 июля 2010) в авторских анонсах:
http://stihi.ru/2010/07/13/4085


На такое и пародию писать-только портить...



Другие статьи в литературном дневнике: