Кто придумал ноты?

Анна Дудка: литературный дневник

Вопрос не такой простой и никак не меньше по значению вопроса: "Кто придумал буквы?"


Потому что, если буквы помогают коммутации людей внутри определённой языковой группы, то ноты в итоге одинаково читаются во всех уголках планеты, людьми всех национальностей, языков, религий и прочих глобальных отличительных черт.


Вообще-то во всех энциклопедиях пишут, что ноты придумал Гвидо Ареттинский из Тосканы - монах-бенедиктинец и теоретик музыки XI века (хотя для этой эпохи "теоретик музыки" звучит слишком громко). На самом деле это не совсем так.


Гвидо был руководителем певческой школы при монастыре. В то время для певчих рисовали на бумаге значки, которые назывались невмии. Эти галочки и закорючки просто напоминали певчим кто и в каком порядке вступал в хор и обозначали повышение или понижение звука относительно одной единственной линии, за которую принималась нота фа первой октавы (тогда и названий нот ещё не было) .


Так вот Гвидо д'Ареццо, поломав голову, придумал два правила, которые совершили революцию в нотации и в музыке в целом.


Во-первых, он вместо одной линейки стал рисовать четыре (потом их стало пять). Эти линейки обозначали ориентиры, разбиение звуков стало более конкретным, чем выше-ниже


Во-вторых, самое главное, для каждой линейки и промежутка между линейками он придумал название для того, чтобы певцы могли быстрее запоминать мелодию. Линеек было четыре, точек соответственно было семь (четыре на линии и три между линиями).


Гвидо взял за основу известную ему стихотворную молитву Иоанну Крестителю, молитва VIII века Ut queant laxis, латынь само собой. И написал мелодию, в которой каждая строчка исполнялась на тон выше предыдущей. А за название тонов взял первые слоги из каждой строчки


Вот сама молитва:


Ut queant laxis


Resonare fibris,


Mira gestorum


Famuli tuorum,


Solve polluti


Labii reatum



Строчек не хватило, поэтому в конце Гвидо просто добавил Sancte Ioannes - Святой Иоанн и получил аббревиатуру, ставшую нотой SI (СИ).


Это нововведение тут же подхватили по всем церквям и монастырям Европы и окрестностей - уж больно намучились люди с проблемой записи песнопений. Нот как таковых тогда ещё не писали и продолжали писать на линиях невмии, но они уже имели названия и выполняли функции будущих нот.


Первая нота, как видно, совсем не ДО, а некий UT (УТ). Произносить этот УТ было неудобно и со временем его заменили на ДО (DO) от слова DOMINUS - БОГ


Самое интересное, что произошло это гораздо позже. Потому что даже в титульном листе "Хорошо темперированного клавира" Иоганна Себастьяна Баха, изданного в 1722 году по прежнему употребляется нота UT.


А это, на минуточку, аж через 700 лет после жизни Гвидо из Ареццо - настолько простую и гениальную штуку он придумал, что она без потерь прожила не только до XVIII века, но и до наших дней и дальше в будущее.


А вот история развития нотного стана, в частности того, каким образом разделили на равные промежутки октаву, откуда взялись диезы и бемоли, 12 полутонов, откуда взялась нарезка на такты и ритмический рисунок - это уже к Иоганну нашему Себастьяну, этим он плотно и упорно занимался. Об этом обязательно будет в другой статье через пару дней. Баха нельзя пропустить, он папа классической музыки (мало того, что его чуть не потеряли и ноты издали только в 1801 году, мы-то теперь точно не потеряем)...



Другие статьи в литературном дневнике: