Мать Тереза

Уменяимянету Этоправопоэта: литературный дневник

Вопрос, заданный в книге «Экономический образ мышления» Пол Хейне, М., «Новости», 91, тираж 50000 побудил продолжить разговор об этике в экономических отношениях.


«Когда Мать Тереза, получив в октябре 1979 г. Нобелевскую премию мира, решила на 190000 долл. своей награды построить лепрозорий, действовала ли она в своих собственных интересах? Можно ли назвать её поведение эгоистичным?»


Пол Хейне не отвечает на вопросы, вынесенные в конец каждой главы.
Порассуждаем.


С точки зрения экономики поведение Матери Терезы, безусловно, является эгоизмом.
В экономике и общечеловеческой этике эгоизм выглядят по разному.
В экономике любое поведение является эгоистичным. Речь может идти только о сравнении степени эгоизма двух разных поступков или моделей поведения.
В основе любой науки должна лежать математическая модель и принцип фальсификации. С математикой ясно, а фальсификация это следующее. Наука обязана указать способ опровержения своих выводов. Если такой способ не указан, наука превращается либо в отрасль знаний, либо в псевдонауку то есть в фальсификацию. Принцип фальсификации ввел в науковедение Карл Поппер в 50-х годах и на сегодня с ним согласно большинство.
С точки зрения математической модели деление какой-либо величины поровну, то есть в соотношении 1:1 и деление той же величины в соотношении 1:2 являются этически абсолютно равнозначными. Математика вообще не занимается этикой.
Экономика рассматривает этику исключительно с точки зрения экономической результативности. Если достигается совокупный положительный результат, поведение считается этичным. Оценить результат, особенно в долгосрочной перспективе, бывает крайне сложно, но экономика пытается это сделать.
Эгоизм в экономике не носит негативной окраски.
Экономика призывает нас всех быть эгоистами. Преследовать исключительно свою выгоду, как мы - каждый из нас, её понимает.
С такими индивидуумами экономике легко справляться математическими методами.
Абсолютно прогнозируемое поведение.
Мы с вами и так знали, куда Мать Тереза направит Нобелевскую премию. Примерно, но знали.


С точки зрения общечеловеческой этики, поведение Матери Терезы – чистый альтруизм.


И здесь мы подошли к границе любой науки и системы знаний о мире.
Любая система понятий ограничена. И не занимается вопросами добра и зла.
На сегодняшний день эти проблемы удел исключительно искусства.
Исключение составляют философия и психология, но они не содержат математического аппарата и не выдвигают принципа фальсификации, поэтому являются не более, чем набором сведений, иногда полезных, чаще – не очень (для меня).
Кроме того, понятия добра и зла не являются главными для этих дисциплин.
Добро и зло, прекрасное и ужасное – этические и эстетические категории в самых различных своих проявлениях и степени, являются предметом описания и осмысления исключительно искусства вообще и поэзии в частности.
Повторю то, что писал во вчерашнем дневнике.
Человечеству предстоит выработать систему этических норм в рамках всех отраслей знаний, включая и математику – царицу наук.
Как это будет выглядеть, например в математике?
Не думаю, что многие поймут следующую фразу, но выскажу её.
Здесь ведь даже нецензурные выражения встречаются на сайте и ничего – никто не пострадал, даже отзывы пишут восторженные. Я бы все жё воздержался. Так вот.


В процессе преподавания и изучения математики человечество вынуждено будет формулировать, например, такого рода постулаты.


«Исследование данного процесса дискретными методами менее этично, чем дифференциальный анализ, не говоря уж о вероятностных асимптотах, которые вообще опасны для судьбы объектов находящихся в окрестностях точек перегиба функциональных кривых»


Спасибо.




Другие статьи в литературном дневнике: