Достойно Славы - Оглавление

Авторский проект-издание:

Поэтическое наследие древней Руси в памятниках
Древнерусского эпического стихосложения

Серия: «Начало Пђсенъ Вђщихъ»


                •  •  •


        Слово к Читателю: «ПАМЯТЬ ЗЕМЛИ»

        Как это следует из названия, в рамках  Издания «Поэтическое наследие древней Руси в памятниках Древнерусского эпического стихосложения» предусмотрена серия – приоритетных книжных публикаций (первых изданий) уникальных в своем роде реконструкций литературных памятников, выявленных, восстановленных Автором – и возвращаемых в культурный оборот в их неотъемлемой стихотворной форме.
        Представляемые памятники «Древнерусского эпического стихосложения» позволяют по-новому взглянуть на проблему культурного наследования и на «эпическую поэзию» как – особый язык культурной традиции древней Руси. По своей же изначальной сути, это были – поэтические книги для полноценного объективно-образовательного чтения, которые, наряду с панорамным изображением непреходящих явлений и ценностей «национального бытия», отличало – и оригинальное разрешение вопросов стиля и композиции, и поэтическое построение речи, и богатейший  тематический репертуар.
        Рамки,  принятые для отбора «эпических форм», – охватывают период полноценного бытования «эпической традиции» в культурном пространстве древней Руси, на всем многовековом протяжении которого все аутентичные особенности «Древнерусского эпического стихосложения» еще продолжали ярко проявляться.
        «Поэтическое наследие древней Руси» – творческий вклад русского народа в коллективную память всех народов Земли, представляющий собой часть общечеловеческого духовного достояния. С его помощью и на его примере можно проследить эволюцию мысли и достижений древнерусского общества. Иными словами, публикация памятников «Древнерусского эпического стихосложения» – и в силу их историко-культурной значимости в качестве средства сплочения и утверждения своей культурной самобытности в древней Руси, а также – в духе провозглашенных ЮНЕСКО стремлений к сохранению культурного разнообразия, может представлять интерес для всего мирового культурного сообщества.
        Главное, цель Издания продиктована пониманием важности «Поэтического наследия древней Руси» для утверждения на основе взаимного уважения – чувства преемственности и благополучия от принадлежности к национальной культуре. Состоит она – в  формировании интереса к «Поэтическому наследию древней Руси» как совокупному результату усилий многих поколений русских людей, и в его возвращении в культурный оборот – с должным признанием и уважением культурной традиции древней Руси и ее особенностей. Достижение цели Издания призвано, наконец, способствовать повышению престижа – всей многовековой русской культуры.


                •  •  •


        В ы п у с к    6:


        ДОСТОЙНО СЛАВЫ
        Свято-Отеческие предания (XI – XIII вв.)



        О Г Л А В Л Е Н И Е:


       
        ПОВЕСТЬ «О ЗАКОНЕ И О БЛАГОДАТИ И ИСТИНЕ»
        И «ТРОННАЯ РЕЧЬ» ЛАРИОНА >>> http://stihi.ru/2021/11/27/8723


        I. ПОВЕСТЬ «О ЗАКОНЕ И О БЛАГОДАТИ И ИСТИНЕ» ЛАРИОНА

        «О законђ, Моисђомъ данђђмъ, –
        и о благодђти и истинђ, Исусомъ Христомъ…»


Пролог: «Благословленъ Господь богъ христiанескъ»
        «Благословленъ – // Господь богъ христiанескъ, яко посђти и сътвори / избавленiе…»


Часть первая: «ХВАЛИТЕ ГОСПОДА!»

Чтение первое: «О законђ и о благодђти и истинђ»
        1. «Прђжде – // законъ, ти по томь благодђть, прђжде – стђнь, ти потомь истина…»
        2. «По сихъ же, уже стару сущу – // Аврааму и Саррђ, явися богъ Аврааму…»
        3. «По {въ}знесенiи же Господа – // Исуса, ученикомъ же и инђмь вђровавшiимъ уже…»

Чтение второе: «Отiиде законъ, благодђти явльшися»
        4. «Събысться благословенiе Манасiино – // на Iюдеихъ, Ефремово же – на христьяныих…»
        5. «По всеи земли уже славится – Троица, / и покланянiе прiемлеть от всеа твари…»
        6. «Яко человђкъ – // млђко прiатъ, и яко богъ пристави аггелы / съ пастухы пђти…»
        7. «Си же, сътворьшеи ему, – // прђтъкнушася о нь, акы о камень, и съкрушишася…»

Чтение третье: «Вђра прострђся и до нашего языка рускааго доиде»
        8. «Пришедъше бо римляне, плђниша Iерусалимъ – и разбиша / до основанiа его…»
        9. «И уже не идолослужителе зовемся, нъ христiанiи, не еще / безнадежници, нъ…»
        10. «И тако странни суще, людiе божiи нарекохомся, и врази бывше, / сынове его…»


Часть вторая: «ПОХВАЛИМ ЖЕ И МЫ!»

Чтение четвертое: «Похвала кагану Влодимеру»
        11. «Страны уповають! Хвалить же похвалныими гласы – / Римьскаа страна…»
        12. «Сему же бывьшу, // не доселђ стави благовђрiа подвига, ни о том токмо яви…»
        13. «Тебе же – // како похвалимъ, о честныи и славныи въ земленыих владыках…»
        14. «Къ сему же – // кто исповђсть многыа твоа нощныа милостыня / и дневныа…»
        15. «Не токмо исповђдавъ, яко "Сынъ божiи есть Христос", / нъ и вђру его уставль…»
        16. «Въстани, о честнаа главо, от гроба твоего! въстани! оттряси – / сонъ, нђси бо…»

Чтение пятое: «Молитва къ богу от всея земля нашеа»
        17. «Симь же убо, о владыко, царю и боже нашь, высокъ и славне, / человђколюбче…»
        18. «Богатыи милостiю и благыи щедротами! // Обђтщався – // прiимати кающася…»
        19. «Спаси – // ущедри, призри, посђти, умилосердися, помилуи, / твои бо есмь…»
        20. «Нъ видимыихъ сихъ прилежащемь, тђмже боимся, егда – // сътвориши на насъ…»


Эпилог: «Вђрую въ единого Бога Отца вседръжителя»
        «Вђрую – // въ единого бога Отца вседръжителя, творца – / небу и земли …»

                ________


        II. «ТРОННАЯ РЕЧЬ» ЛАРИОНА

        1. «Вђрую въ единого бога, славимаго въ Троици: Отца – / нерождена, безначала…»
        2. «Того единого бога вђдђ и тому вђрую, въ негоже имя / и крестихъся: въ имя…»
        3. «Чаю же – // его пакы придуща съ небесе, нъ не отаи, яко же прђжде, нъ – / въ славђ…»
        P.S. «Азъ, милостiю человђколюбивааго бога мнихъ и прозвитеръ, / изволенiемь его…»



                •  •  •



        ПОВЕСТЬ «ПАМЯТЬ И ПОХВАЛА КНЯЗЮ РУССКОМУ
        ВЛАДИМИРУ И КНЯГИНЕ ОЛЬГЕ» ИАКОВА МНИХА >>> http://stihi.ru/2021/12/03/5212

        «Како крестися –
        Володимеръ, и дђти своя крести, и всю землю Рускую…»


Пролог.
        «Паулъ – святыи апостолъ, церковныи учитель и свђтило всего / мiра…»


Часть первая: «ДОСТОЙНО ПОХВАЛЫ»
        1. «Тако же и азъ, // худыи мнихъ Iаковъ, слышавъ от многыхъ о благовђрнемъ…»
        2. «Видя же богъ хотђнiе сердца его, провидя доброту его! // И призри съ небесђ…»
        3. «И навыче по заповђди божiи ходити и жити добрђ о бозђ, и вђру / тверду…»
        4. «И вси людiе Рускыя земля познаша бога тобою, божественыи / княже…»
        5. «Похвала княгинђ Олги: како – крестися / и добрђ поживе по заповђди…»

Часть вторая: «ЧУДО ДИВНОЕ»
        6. «Богъ бо своя рабы – славить! // Рече бо пророкомъ: "Славящаа мя прославлю…»
        7. «Послушаите, възлюбленiи! // Блаженыи же князь Володимиръ, внукъ Олжинъ…»
        8. «Князь же – // Володимиръ поревнова святыхъ мужь дђлу и житiю ихъ…»
        9. «Радимицђ побђди и дань на нихъ положи, Вятичи побђди / и дань на нихъ…»
        10. «Молитва – // князя Володимера: Володимеръ князь, отходя / свђта сего, сице…»


Эпилог.
        «По святомъ крещенiи поживе / блаженыи князь Володимиръ – // 28 лђтъ…»



                •  •  •



        НЕСТЕРОВЫ ПОВЕСТЬ «О БОРИСЕ И ГЛЕБЕ»
        И СПОВЕДАНИЕ «О ЖИТИИ ФЕОДОСИЯ» >>> http://stihi.ru/2021/12/31/4927


        I. НЕСТЕРОВА ПОВЕСТЬ «О БОРИСЕ И ГЛЕБЕ»

        «Чтенiе о житiи и о погубленiи и о чюдесђхъ
        святою и блаженную страстотерпца Бориса и Глђба»


Пролог: «БРАТИЕ, НЕ ЗАЗРИТЕ!»
        1. «Владыко! // Господи вседержителю, створивыи – небо, / и землю, и вься, яже…»
        2. «Искони же – ненавидяи добра дьяволъ, иже бђ реклъ: / да створю престолъ…»
        3. «Господу же нашему Исусу, // яко же преже ркохомъ, рожешуся – отъ святыя…»


Часть первая: «О ЖИТИИ И ПОГУБЛЕНИИ»
        1. «Апостоли же, шедше, проповђдаху – // еуангелiе по всеи землђ, яко же заповђда…»
        2. «Подобно есть Царьствiе божiе человђку, иже изиде – // наять дђлателя въ виноградъ…»
        3. «Бђ бо – Плакида, мужь праведенъ и милостивъ, елинъ же вђрою, / яко же в житiи…»
        4. «Таче {же} быша сынове мнози / у {князя} Владимера, в них же – // бђста святая сiя…»
        5. «Бяше же блаженому Борису – // створено имя в крыщеньи Романъ, яко же…»
        6. «Благовђрныи же князь, // видя {сына}, блаженаго Бориса, преспђвша верстою…»
        7. «Тако же и сде събысться: не токмо же – // на блаженаго Бориса гнђвашеся {оканьныи}…»
        8. «Блаженыи же Борисъ, // яко же ркохъ, отшолъ бђ с вои на ратьныя и не вђдяше…»
        9. «О оканьнiи, си ли – // слышалъ, что рече богъ Каину о убiиствђ брата своего? и како…»
        10. «{Святополкъ} же, емъ отрока, // удержа и, бђ бо немилосердъи тъ послалъ…»
        11. «Тако же по кончаньи цђлова вся, // възлеже на одрђ своемь и отверзъ уста своя…»
        12. «О немилосердiе оканьнаго! како не доволђ ему о погубленьи / и единого брата…»
        13. «И се нечестивiи приближишася, и имше корабль, ключи – / и привлекоша к себе…»
        14. «Оканьнiи же ти изнесоше – // тђло святого, повергоша в пустыни подъ кладою…»

Часть вторая: «О ЧУДЕСАХ УГОДНИКОВ РАДИ»
        1. «Благословенъ Господь богъ, Отець Господа нашего Исуса Христа, / иже не дасть…»
        2. «Да не тако забыто, подъ землею скровено будеть тђло святое, / нъ на явленђ…»
        3. «Потомъ же – старђишина, иже бђ властелинъ / граду тому, шедъ къ христолюбцю…»
        4. «Старђишина бо града того – // имђ отрокъ хромъ, бяше бо нога его – скорчена…»
        5. «Мужь бо нђкто моляшеся, пришедъ, припадая у ракы святою, / прозрђнiя очима…»
        6. «Христолюбивыи же князь {Ярославъ} украси церковь 5 верхъ, / и всякыми…»
        7. «Многа же чюдеса – // показа богъ на мђстђ томъ святыма своима страстотерьпцема…»
        8. «Христолюбивыи же Ярославъ – // княжив та лђта многа въ правовђрьи, и растроивъ…»
        9. «И въ другыи же день събра митрополитъ / епископы и церьковьникы, идеже бђста…»
        10. «Что бо сего – // чюдесђ дивнђе, еже нынђ есть исповђмъ? – человђкъ нђкто, / нђмъ…»
        11. «Въ единъ отъ дьнiи, ишедъшю ми нђкоего ради – / орудiя въ градъ, и сђдъшю ми…»
        a. (12.) «Бывшю убо, рече {жена}, дьни – / праздничному святаго Николђ, / всђмъ…»
        b. (13.) «Слышавши же – // чюдеса, бываемая отъ святую страстотерпцю Бориса и Глђба…»
        c. (14.) «И се: внезапу – испадоста еи златiи / колци, иже ношаше въ ушiю своею…»


Эпилог: «ВЕНЦАМИ ВЕНЧАЯ ПОБЕДНЫМИ»
        1. «Видите ли, братiе, коль высоко покоренiе, / еже стяжаста святая къ старђишу брату…»
        2. «И блаженъ поистинђ и преблаженъ градъ – // тъ, в немъ же есть гробъ святою…»
        3. «Се же – се азъ, Нестеръ грђшныи, // о житiи и о погубленiи и о чюдесђхъ святою…»

                ________


        II. НЕСТЕРОВО СПОВЕДАНИЕ «О ЖИТИИ ФЕОДОСИЯ»

        «Житiе преподобнааго отьца нашего
        Феодосiя, игумена Печерьскаго»


Пролог: «ПОСЛУШАЙТЕ, БРАТИЕ!»
        1. «Господи, благослови, отьче! / Благодарю тя, владыко мои, // Господи Исусе…»
        2. «Се же, // якоже, о братiе, въспоминающю ми житiе преподобнааго, / не сущю…»
        3. «Сего же – // Христось въ послђдьнiимь родђ семь такого / себе съдђльника…»
        4. «Си – на успђхъ и на устроенiе бесђдующимъ съписати / хощю, и о сихъ бога…»


Часть первая: «ОБРАЗ ЧЕРНЕЧЕСКИЙ»


Сказание первое.

Пролог.
        «Градъ есть, отстоя – отъ Кыева, града стольнааго, 50 попьрищь, / въ томь бђста…»
 
Часть первая: «БОГОМ ОТ ЮНОСТИ ПОЗВАН»
        1. «Бысть же родителема блаженаго преселитися – // въ инъ градъ, Курьскъ…»
        2. «Растыи убо тђлъмь и душею, влекомъ на любъвь – / божiю, и хожаше по вся…»
        3. «И тако многашьды молящюся ему, и се – / прiидоша страньници въ градъ тъ…»
        4. «И по сихъ же въведъши и въ храмъ, и ту / привяза и, и затворьши, и тако…»
        5. «Ненавидя же испрьва добра золодђи врагъ, видя себе / побђжаема…»
        6. «Си – // слышавъши мати, и чюдивъшися о премудрости отрока, / и отътолђ…»
        7. «{Таче}, якоже и вл{а}стелинъ града того / видђвъ отрока – въ такомь съмеренiи…»

Часть вторая: «ДЫШАНИЕ БОЖИЕ»
        8. «Таче – // по времени пакы нђкоторђмь слыша въ святђмь еуангелiи / Господа…»
        9. «Сице же – // богу изволивъшю тако: да – на мђсто, идеже бђ / бъгъмь от уности…»
        10. «Тъгда – // глагола блаженыи Антонiи: "Благословенъ богъ, чадо, / укрђпивыи…»
        11. «Мати же – // его много искавъши въ градђ своемь, и въ окрьстьнихъ / градђхъ…»
        12. «И се начатъ старьца льстiю вызывати, глаголющи, яко – / да речете {ему}, да…»
        13. «То же слышавъши, она отъиде, чающи – // въ прiидущiи дьнь видђти и…»
        14. «Сицђми же и инђми многыими – // наказани пребывааше по вся дьни…»

Эпилог.
        «Се же – // житiе блаженааго отьца нашего Феодосiя отъ уны вьрсты до сде…»


Сказание второе.

Часть первая: «ВОИН ХРИСТОВ»
        1. «Въ то же время, // иже бђ прьвыи у князя {Изяслава} въ болярђхъ / имьньмь…»
        2. «И въ другыи же дьнь – // одђвъся въ одежю свђтьлу и славьну, и тако, въсђдъ…»
        3. «Тогда же – // приде каженикъ нђкто от княжа дому, иже бђ любим князем…»
        4. «Князь же {Изяславъ} рече то: // "Или увђщавь их в дом свои поити, или…»
        5. «Тоже – // повелђ отьць его съ гнђвъмь съвязати ему / руцђ и одђти и…»
        6. «Преподобьныи же Антонiи – // и съ сущiими съ нимь и съ блаженыимь…»
        7. «Бы же тъгда – // вещь пречюдьна и плачь великъ, яко и по мрьтвђмь: / рабы…»

Часть вторая: «О ВЗГРАЖДЕНИИ МОНАСТЫРЯ»
        8. «Тъгда же великiи Никонъ и другыи чьрньць, святаго Мины / манастыря…»
        9. «Тъгда же – // блаженыи отьць нашь Феодосiи поставленъ бысть / презвутеръмь…»
        10. «А еже испьрва житiе въ пещерђ, / и елико скърби и печали {братiя} – // прiяша…»
        11. «Таче по сихъ Варлаамъ, игуменъ сы / братiи въ пещерђ, изведенъ бысть…»
        12. «Преподобьныи же отьць нашь, // иже поистинђ земльныи ангелъ и небесныи…»
        13. «По сихъ же посла единого отъ братiя въ Костянтинь градъ / къ Ефрему…»
        14. «Вьсякому же – // хотящю быти чьрноризьну и приходящему къ нему…»


Сказание третье.

Часть первая: «СИХ ВОЗГНУШАЕМСЯ!»
        1. «По вься же дьни мясопущь отьць нашь Феодосiи отхожаше / въ свою пещеру…»
        2. «По вечерьнiимь убо пђнiи сђдъшю ему и хотящю опочинути, / не бо николиже…»
        3. «Сице же – // по многы дьни и нощи творяхуть ему зълiи дуси, яко не дати…»
        4. «Имђяше же обычаи сиць великыи – // отьць нашь Феодосiи, якоже по вся нощи…»
        5. «И бђ видђти на земли человђкы, житiемь акы ангелъмь / тъчьны, и манастырь…»
        6. «Отьць же нашь Феодосiи бђаше сице запретилъ вратарю: // да по отъђденiи…»
        7. «Видђтъ, и познавъ – князя его суща, / и въ страсђ бывъ: не отъврьзе вратъ…»

Часть вторая: «СМИРЕН СЕРДЦЕМ»
        8. «Божествьныи же Варламiи, сын Iоана болярина, // игуменъ же манастыря святаго…»
        9. «Тъгда же – // князь от манастыря великааго отьца нашего Феодосiя избьравъ…»
        10. «Се же и о сихъ съповђдахъ, таче на послђдъцђ – // о единомь блаженђмь отьци…»
        11. «Въ единъ же от дьнiи хотящемъ имъ праздьникъ творити / святыя Богородица…»
        12. «Сице бо ти – // бђ тъщанiе къ богу блаженааго и духовьнааго отьца нашего…»
        13. «И се въ единъ дьнь шедъшю – // великууму отьцю нашему Феодосiю нђкоторааго…»
        14. «Нъ сице бђ убо: // по вся дьни о сихъ уча братiю – не възноситися ни о чемь же…»


Часть вторая: «ПОИСТИНЕ МИЛОСТИВЫЙ»


Сказание четвёртое.

Часть первая: «ВЗЫДЕ НА ВОЗДУСЕ»
        1. «Глаголааше же – и се къ нимъ, яко тако и мнђ бђ испьрва: / "Единои бо нощи…»
        2. «То же блаженыи – // моляшети и, глаголя: "Ни, брате, не отходи отъ мђста того…»
        3. «Тъгда же блаженыи, // призвавъ иконома, подасть ему гривьну злата, глаголя…»
        4. «И бђ въ манастыри его – единъ нђкто чьрноризьць, санъмь / прозвутеръ, имьньмь…»
        5. «По сихъ же – // множащися братiи, и нужа бысть славьному отьцю нашему…»

Часть вторая: «МУЖЕСКАЯ ДУША»
        6. «Сицево же чюдо о цьркви тои: и инъгда пакы видђ / единъ от боляръ христолюбьця…»
        7. «Мъногашьды же – // и христолюбьцю Изяславу и таковыихъ брашьнъ въкушающю…»
        8. «И сице же – // глаголаше имъ: "Нђсть лђпо – намъ, братiе, мьнихомъ сущемъ…»
        9. «Бђ же ту – // единъ братъ слабъ сы, иже и часто / отбђгаше от блаженаго манастыря…»
        10. «Нъ се пакы на прокое отселђ съповђданiе / отьца нашего Феодосiя поидемъ…»


Сказание пятое.

Часть первая: «БОЖЬЕ БЛАГОСЛОВЕНИЕ»
        1. «Къ блаженому {Феодосiю же} нђколи – / приведоша разбоиникы съвязаны…»
        2. «Въ единъ от дьнiи приде къ преподобьнуму Феодосiю / прозвутеръ от града…»
        3. «Бывъшю же нђколи – // дьни святаго и великаго Димитрiя, въ нь же Христа ради…»
        4. «Се, якоже по съмьрьти блаженаго отьца нашего Феодосiя, / сицева нђкака…»
        5. «Таже, по дъвою – // дьнью: повелђвъшю келарю, да по обычаю хлђбы братiи…»
        6. «Обаче же – // уже на пьрьвое съповђданiе възвратимъся, / яже о блаженђмь…»
        7. «Боголюбивыи же кънязь Изяславъ, иже поистинђ бђ / теплъ на вђру, яже…»

Часть вторая: «ПОСТОМ И МОЛИТВОЙ»
        8. «Въ единъ же пакы от дьнiи от единоя вьси приде мьнихъ / манастырьскыи…»
        9. «Пакы же нђколи къ сему, // блаженому и преподобьному отьцу нашему Феодосiю…»
        10. «Тако ти тъщанiе бђ къ богу надежа преподобьнаго / отьца нашего Феодосiа…»
        11. «Тђмьже о семь, якоже и человђку нђкоему / христолюбиву и боящюся бога…»
        12. «И се пакы подобьно есть рещи, еже яко пишеться таково / о святђмь и велицђмь…»
        13. «Тђмьже – // тако того молитвами благыи богъ ино пакы чюдо показа / о святђм …»
        14. «Нъ се пакы лђпо есть намъ, сiя съповђдавъше, {убо} / на прокое похваленiе…»


Сказание шестое.

Часть первая: «О СМУТНОМ ВРЕМЕНИ»
        1. «Се бо нђколи – // ятомъ бывъшемъ мужемъ, разбои творящемъ, от нђкыихъ…»
        2. «Бысть въ то врђмя съмятенiе нђкако от вьселукавааго врага / въ 3 кънязьхъ, братiи…»
        3. «Тъгда же, // отьць нашь Феодосiи, напълнивъся / святаго Духа, начатъ того…»
        4. «Тоже такоже и от боляръ мънози приходяще повђдахуть ему / гнђвъ княжь…»
        5. «То же сiи {Святославъ}, // съ радостiю въставъ, приде съ боляры въ манастырь его…»
        6. «Многашьды же великыи Феодосiи къ тому хожаше и тако / въспоминаше тому…»
        7. «Отьць же нашь Феодосiи бђ по вься дьни и нощи моля бога / о христолюбьци…»

Часть вторая: «О ПРЕСТАВЛЕНИИ ФЕОДОСИЯ»
        8. «Се же житiе – // преподобьнааго и блаженааго отьца нашего Феодосiя, / еже…»
        9. «Тако же – // сiи блаженыи отьць нашь Феодосiи многыимъ {бысть} / заступьникъ…»
        10. «Самъ же, вълђзъ въ келiю, начатъ плакатися, бiя / въ пьрьси своя, припадая…»
        11. «Таче – // по трьхъ дьньхъ въставъ, и братiи же вьсеи събьравъшися, / глагола…»
        12. «И якоже пришьдъши суботђ и дьни освитающу, посълавъ, / блаженыи призъва…»
        13. «И се блаженыи, въставъ, // и ниць легъ на колђну, моляше милостивааго бога…»
        14. «Тъгда же братiя – // сътвориша надъ нимь плачь великъ и тако, възьмъше того…»


Эпилог: «СОЛНЦУ ВСИЯВШУ»

        1. «Умрђтъ же – // отьць нашь Феодосiи въ лђто 6 и 582, мђсяца маiя въ 3…»
        2. «Си же, яко по умьрьтвiи блаженаго отьца нашего Феодосiя, / Стефанъ…»



                •  •  •



        ПОВЕСТИ КИРИЛЛА ТУРОВСКОГО >>> http://stihi.ru/2022/01/16/6627



ВМЕСТО ПРЕДИСЛОВИЯ (В ИЗВЛЕЧЕНИИ):
«КИРИЛЛА, ГРЕШНОГО МОНАХА, СЛОВО»

        1. «Яко же, историци и вђтiя рекше, // лђтописьци и пђснотворци – прикланяють…»
        2. «Аврам пять – // цесарев с силами их погуби, и Лота, сыновьца своего, / възврати…»
        3 (7). «Им же сам – // Господь съвђдитель и мьздовъздатель, мы же, груби суще…»

                ________


1. ПОВЕСТЬ «СЛОВО О РАССЛАБЛЕННОМ»


Пролог.
        «Неизмђрьна – // небесная высота, ни испытана преисподняя глубина, / ниже свђдомо…»

Беседа.
        1. «Ныня же о раслабленђмь побесђдуим, егоже – // днесь сам бог въспомянул {бо}…»
        2. «Рьцђм же о Господни благодати, // како приде к Овчи купђли, и видђ – человђка…»
        3. «Егда же останъци трапез богобоиных людiи {мнђ} / принесени будуть, скоро притекуть…»
        4. «И сiя вся от уст раслабленаго слышав, // благыи нашь врачь – Господь, Исус Христос…»
        5. «И скоро – // въскочи раслабленыи с одра, съдрав всђми уды телесе / и силою мощьн…»
        6. «И рече – // им ицђлђвыи от недуга: "Что се – глаголете, / о фарисђи, мудри суще…»
        7. «Нъ да не мним, яко тому – // единому се глагола Христос, нъ – всђм нам, прiемъшим…»

Эпилог.
        «Да и – // мы, братiе, Исуса Христа, бога нашего, прославим, ицђливъшаго / нас от недуг…»

                ________


2. ПОВЕСТЬ «В ЦВЕТНУЮ НЕДЕЛЮ»

        1. «Велика и ветха скровища: // дивно и радостьно откровенiе, добра и силна богатьства…»
        2. «Радость же нам, братье, // днесь и веселье всему мiру – пришедшаго ради праздника…»
        3. «Днесь апостоли – на жребя своя ризы / възложиша, и Христос верху их сђдя…»
        4. «Вси же "осана" възываху, рекуще: // "Ты еси – Сын божiи, въплотивыися на земли…»
        5. «Днесь – // Аньна и Каiяфа негодуеть: всђм – радость и вселье, сима же – / скорбь…»
        6. «Тђмьже, братье, подобаеть нам яжо / божiим сущим людем, прославити…»
        7. «Уготоваем, яко и горъницю, смђренiем душа: да причастiем / внидеть в ны Сын божiи…»

                ________


3. ПОВЕСТЬ «СЛОВО О СЛЕПЦЕ»

        1. «{Ныня} милость божiю и человђколюбiе Господа нашего / Исуса Христа, благодать же…»
        2. «Оле мудрость – // божiя, и неиздреченьное человђколюбiе! / кая душа – не веселиться…»
        3. «Нъ изгнавъше от сбора прозрђвъшаго, к собђ сами прю / сътавльше, глаголаху…»
        4. «Друзiи же – // глаголаху: "Ни, братiе, – не хулим, ни творим сурово / съвђта: аще…»
        5. «И пакы възвавъше человђка, / бывъшаго слђпа, глаголаша: // "Дажь Славу богу…»
        6. «Отвђщаша жьрци с фарисђи: "В грђсђх / родилъся еси весь, и ты ли – ны учиши…»
        7. «Нъ мы – // ныня, оставльше iюдђиское злобђсованiе, / похвалим помилованаго богомь…»

                ________


4. ПОВЕСТЬ «ПОХВАЛЕНИЕ ВОСКРЕСЕНИЯ»

        1. «Велика учителя и мудра сказателя – // требуеть церкви на украшенiе праздника…»
        2. «Похвалим – // красно новую сiю недђлю, в ню же / поновленiе воскресенiя празднуем…»
        3. «Нынђ – // солнце, красуяся, к высотђ въсходить / и, радуяся, землю огрђваеть: взиде бо…»
        4. «Ныня древа лђторасли испущають, / и цвђты благоуханiя процвитають! // И се уже…»
        5. «Взидем нынђ и мы, // братье, мыслено в Сiоньскую горницю, яко тамо апостоли…»
        6. «Тђмь и Господь, не понося ему, // сице глаголаше: "Принеси руку твою и вижь…»
        7. «Отвђща – // Фома, глаголя: «Вђрую, Господи, яко ты еси сам Христос, / бог мои…»

                ________


5. ПОВЕСТЬ «СЛОВО НА ВОЗНЕСЕНИЕ ГОСПОДНЕ»

        1. «Приди ныня духомь, священыи пророче – // Захарiе, начаток Слову дая нам от своих…»
        2. «От самаго Адама и до Христа: низъвед, в прђисподьних / ада посади, окованы…»
        3. «Си же от ангел к апостолом на {горе} Елеоньстђи речена / быша: "Мужи бо – рђша…»
        4. «На ту бо гору – // сам Христос днесь пришел есть, и всђх святых чинове / тамо…»
        5. «Патрiарси – // начинають пђснь: "Се бог нашь възноситься, смирив обоя / въ едино…»
        6. «Прђди же течаху ангельскыя – // силы, {съ} страхомь и радостiю – отвђрсти хотяще…»
        7. «Днесь – // бо своя Христос всђм раздаваеть дары: / даеть Отцю принесеную имь…»

                ________


6. ПОВЕСТЬ «О МОНАШЕСТВЕ»

Часть первая.
        1. «В нђкоем – // градђ бђаше царь, зђло кроток, благ и милостив, добрђ / смотряше…»
        2. «Град убо – // есть, братье, съставленiе человђчьскаго, / телесе, емуже творець…»
        3. «Свђтници же – // суть, и друзи {же}, житiискiа мысли, / не дадущены о смерти…»
        4. «Никоторая же – // бо хитрость премђнити възможет божiя попущенiа, / точiю…»
        5. «Гора же – есть монастырь, – // в немже – духовнаа оружiа на противнаго дьявола…»
        6. «Пещера же глубокаа – // церкы есть монастырска, пророкы дозрима, / апостолы…»
        7. «А послђдняя – // нищеты житье, – сирђчь: от бђлоризець – осуженье, / досады…»

Часть вторая.
        8. «Питаяи же – // и черпляи вино: всђм вђрным подаваяи честное свое тђло…»
        9. «Се же вся соглядав, // царь призва своя другы, – съгляданье помышленiе есть благо…»
        10. «Того ради глаголет – // апостол: "Оженивыися печется женою, како угодити…»
        11. «Да речем уже оного царя вход, – / бо свою единородную дщерь – // {поем}, внутр…»
        12. «Вижь поряднiих словес слугу – // и не мните мене, кромђ Святых Книг сих…»
        13. «Подобает же – // и в нынђшних апостолђх Iюдђ быти, но кождо вас: {да}…»
        14. «Си же глаголя, не величаюся, но себе тђша, {глаголю} / от неразумiа, человђк бо…»

                ________


7. ПОВЕСТЬ «О СХИМЕ»

        1. «Поклонянiе – // отъ моего недостоиньства къ твоему преподобьству, / милыи мои…»
        2. «Но и паче того провозвеличил тя есть Христос, / яко угоднаго своего раба и своеа…»
        3. «Но оно святое {створити} – // хощеши ли: обитђль святђи Троици?! – мыслиши…»
        4. «По правилу – // твоего обђта: не яко Лотъ пiаньством печали повосхощи / уставити…»
        5. «Тебђ же хотящу здати духовную храмину, на вђрђ оснуи / и зежди надежю, любовь…»
        6. «Богъ же, господинђ, // утвердит твою душю не соступити обђта: "Обещаите бо, рече…»
        7. «Аз же, // аще грђшенъ есмь, молю Господеви: здраву ти быти, / долгоденьствующу…»



                •  •  •



        «ОТПОВЕДЬ ФОМЕ» МИТРОПОЛИТА КЛИМА >>> http://stihi.ru/2022/01/30/7145

        «Посланiе, написано –
        Климентом, митрополитом Рускым…»


Часть первая:
        1. «Почет писанiе твоея "любве", // {брате Фомо}, яже, аще и медмено бысть…»
        2. «Отселђ, // "любимиче", отвђта – да не сотворяю ти, / но – на въпрос твое…»
        3. «И вижь, како ти – силу племене, // от неяже родися истинныи Христос…»
        4. «Пакы, иже – по лђтђхь и по родђ мнозђ възниче Моисiи, / иже и боговидђнiа…»
        5. «Что же ли мнђ, // "брате", Iаковъ и двђ женђ его Лiя и Рахаль, / иже – тако…»
        6. «О Озарђ и Фаресђ {сказа}, ибо / о семъ божественое Писанiе – // въ первых…»
        7. «Разумђв же Аунанъ, яко не себђ ему племя, // и бысть: егда влђзе къ женђ…»

Часть вторая:
        8. «Того ради Фамара – // оправдася, – и тако заченши, роди плод: / образ…»
        9. «Коли того увидђти хощеши: почто {груди} взимают попове…»
        10. «Того ради и ужем – // притчю Соломон сотвори, – но о писанiи / моем…»
        11. «Что "философiю" писах, не свђмь! // Христос – // реклъ учеником…»
        12. «Поминаю же пакы реченаго тобою учителя / Григорiа, егоже и "свята" …»
        13. «Ибо {богъ}, // время алкiонитскаго ражданiа и возраста потворая…»
        14. «Да аще мы, убо тварь суще божiа, от него – // сотвореною тварiю дђиствуемъ…»

Истолкования:
        1. «Подобаеть же ны и се вђдђти, яко бяше закон: мужу умершу, сего брату…»
        2. «Алкiонъ есть морскаа птица, гнђздо же си творить на морьстђмь брезђ…»
        3. «Саламандръ есть звђрекь, живет же в нутренiи Индiи. Внутреняя же…»



                •  •  •



        «СКРЕПЫ УМА И РАЗУМА»
        (ГРУППА ПАМЯТНИКОВ XII – XIII вв.) >>> http://stihi.ru/2022/01/24/6674


1. «РУССКИЙ ВРЕМЕННИК»

        1. «ВРЕМЕННИКЪ, еже есть / нарицается «лђтописанiе», – // князеи земля Рускiя…»
        2. «Васъ молю, стадо христово, с любовiю: // приклоните уши ваши разумно, како…»
        3. «Да отселђ, братiя моя – // возлюбленая: останемся от несытьства своего, нь доволни…»

                ________


2. НЕСТЕРОВО «СЛОВО ПОХВАЛЬНОЕ» (XII в.)

        1. «Слышасте, братiе, что глаголетъ – // Господь въ божественемъ еуангелiи: "Мнозiи…»
        2. «Слышите, // князи, противящеися братiи старђише, и рать воздвижуще, и поганыя…»
        3. «Тои убо Давыдъ – // ни с кђм не имђяше вражды, – аще кто хотяше – на него рать…»
        4. «Постыдитеся, враждующеи – // на братiю и на единовђрныа своя: вострепещите…»

                ________


3. МОИСЕЕВЫ ПОУЧЕНИЯ (XII в.)


1. «О ВРЕМЕНИ И МЕРЕ»
        «Богъ вложилъ есть всякое похотђнiе человђку духовнымь / и телеснымь {же} дђломь…»

2. «О КЛЯТВАХ»
        «Пророкъ глаголеть: «Того ради завяза небо, не пустить дъждя / на землю, зане человђци…»

                ________


4. ГРИГОРЬЕВО ПОУЧЕНИЕ «О ПЬЯНСТВЕ» (XII в.)

        1. «Придете, // вси мужи, вкупђ и жены, попови и людье, и мниси, / и бђлци, богати…»
        2. «Тако бо родомъ – // хмель, съгрђвая и распаляя вьнутрьняя, то бо есть убо душа…»
        3. «А и плясавица есть сатанина / невђста, супружница дiавола! // Всђмъ мужемъ, тђмъ…»

                ________


5. ЯКОВЛЕВО ПОКАЯНИЕ КНЯЗЮ ДМИТРИЮ (XIII в.)

Часть первая:
        1. «Добро бо – от бога къ божiю слузђ начати! // Великому князю – // Дмитрею…»
        2. «Соломонъ бо се – // искусомъ прiимъ, всђмъ заповђда и, глаголя: "Не внимаи…»
        3. «И Господь, провђдыи душетлђнныи вредъ, рече: "Возрђвыи / на жену къ похоти…»
        4. «Яко молишися – // богу: остави ми? якоже: оставихъ?! – благорасуденъ буди…»

Часть вторая.
        5. «Мука есть в мысли – // таина, симь {же} и безъ желђза можемъ быти мученици…»
        6. «Аще – // и чюдесы подражати апостолы хощеши, и се ти мощно: / они хромым…»
        7. «И се – // ти буди указъ: Ефъфая, князя единородная дщи, / и убогiя вдовы двђ…»
        8. «Власть {бо} далъ есть человђку нераскаяненъ даръ его: / {не} терпить…»

                ________


6. ГЕОРГИЕВО ПОУЧЕНИЕ К ДУХОВНОМУ ЧАДУ (XIII в.)

        1. «Се пишю к тебе, чадо мое узлюбленое о Господи, // елма же усхотђлъ еси душю…»
        2. «Ты же, чадо мое сладъкое, аще точiю спасенiя ищеши, / а нђ иного никоегоже…»
        3. «Смђха бђгаи! // Лихаго скомороха и слаточьхара гудця и свирця / нђ уведи у домъ…»

                ________


7. СИМЕОНОВО НАСТАВЛЕНИЕ КНЯЗЮ КОНСТАНТИНУ (XIII в.)

        «Князь Костянтинъ – // {Полотски въспросиша} влдки Семеона Тверьскаго: гдђ быти…»



                •  •  •



________

«Поэтическое наследие древней Руси
в памятниках древнерусского эпического стихосложения»

«ДОСТОЙНО СЛАВЫ.
Свято-Отеческие предания (XI – XIII вв.)»
© Евгений Евгеньевич Овчинников
© Evgeny Ovchinnikov


i.:

«Древнерусское эпическое стихосложение» © Е. Е. Овчинников
«Ancient Russian epic versification» © Evgeny Ovchinnikov (Russia)

    Правовой статус публикации: Все авторские права на открытие и произведения защищены,
принадлежат Автору и охраняются законом. Никакая часть книги Автора (в т.ч. ее электронных
версий) на основании норм Авторского права не может быть перепечатана или воспроизведена
в какой бы то ни было форме и какими бы то ни было средствами (включая размещение в сети
Интернет и в корпоративных сетях) для частного и публичного использования без письменного
на то разрешения владельца авторских прав.

    Главная цель Авторских проектов Евгения Евгеньевича Овчинникова (Россия, Москва) сотоит
в воссоздании, популяризации и, тем самым, возвращении составляющих «Поэтическое наследие
древней Руси» памятников «Древнерусского эпического стихосложения» в культурный оборот.

    «Ancient Russian epic versification» © Evgeny Ovchinnikov, – [in original form as: «Древнерусское
эпическое стихосложение»].  |  First presented data from new sphere of scientific knowledge – «ancient
Russian epic versification». It's the author's concept, which arose in the research process, issues of cultural
inheritance and continuity in ancient Rus. The author's concept presents an categorical generalization of
the existing empirical and theoretical data, which allows a new look at the problem and «epic versification»
as an – independent direction in cultural traditions of ancient Rus. Great attention is paid to the disclosure
of the values of the basic terms and concepts in the thesaurus epic language. – For students and lecturers,
practical linguists, cultural figures.

Официальный сайт Авторского проекта «Прославь Отечество!» –
Евгений Овчинников: «Древнерусское эпическое стихосложение»
http://box0312.narod.ru
mailto:epicrus.heritage@yandex.ru

Книги:
«ПАМЯТЬ». Стихи [«Академия поэзии», 2002],
«ГОЛГОФА». Стихи [«Академия поэзии», 2006],
«ЗОЛОТО РУСОВ. Поэтическое Наследие Предков - ВЛЕСКНИГА» [2010].

Серия: «Начало Песен Вещих» [Осн. в 2014] /
«Поэтическое наследие древней Руси
в памятниках Древнерусского эпического стихосложения»
Рунический эпос:
«ПУТНИК КНИГА» / «ПУТЬНИКЪ КЪНИГА» [Вып. 1],
«ЗОЛОТО РУСОВ. Поэтическое Наследие Предков –
ВЛЕСКНИГА» [Спец. вып.; в ред. 2 изд., испр. и дополн.];
Династический эпос:
«ЭПИЧЕСКИЙ КОРПУС в составе древнерусских летописей» [Вып. 2],
«СКАЗАНИЯ о князьях русских старобытных» [Вып. 3],
«ЗЛАТО В ГОРНИЛЕ. Эпопея (1115 – 1168)» [Вып. 4],
«РОМАНОВ НАСЛЕДОК. Владимирские писания (1201 – 1292)» [Вып. 5],
«ДОСТОЙНО СЛАВЫ. Свято-Отеческие предания (XI – XIII вв.)» [Вып. 6].


Рецензии