Начало песен вещих - Скрепы ума и разума

Евгений Евгеньевич Овчинников
Издательский проект:


Евгений Овчинников

Поэтическое наследие древней Руси
в памятниках
Древнерусского эпического стихосложения
    ____

ДОСТОЙНО СЛАВЫ
Свято-Отеческие предания (XI – XIII вв.)

Серия:
«Начало Пђсенъ Вђщихъ»
Выпуск 6

МОСКВА • 2021


                •  •  •



        «СКРЕПЫ УМА И РАЗУМА»
        (ГРУППА ПАМЯТНИКОВ XII – XIII вв.)


ПАСПОРТ ОБЪЕКТА

Этнос: Русские    |    Язык: Древнерусский    |    Автор открытия: Овчинников Евгений Евгеньевич,
собиратель и исследователь поэтического наследия древней Руси по письменным памятникам.    |
Место фиксации: Россия    |    Место хранения: личный архив; e-mail: epicrus.heritage@yandex.ru    |
История выявления и фиксации: в рамках осуществления Авторского историко-культурного проекта
«Прославь Отечество!», инициатор проекта: Овчинников Е.Е. (восстановление эпических текстов
в изначально присущей им и неотъемлемой стихотворной форме и реконструкция памятников)    |
Правовой статус: Все авторские права на открытие и произведения защищены, принадлежат Автору
(Е.Е. Овчинников) и охраняются законом. Никакая часть книги Автора (в т.ч. электронных версий)
на основании норм Авторского права не может быть перепечатана или воспроизведена в какой бы
то ни было форме и какими бы то ни было средствами (включая – размещение в сети Интернет и в
корпоративных сетях) для частного и публичного использования без письменного на то разрешения
владельца авторских прав.    |
Резюме / Описание: «Ancient Russian epic versification» © Evgeny Ovchinnikov, – in original form:
«Древнерусское эпическое стихосложение» © Евгений Овчинников. Впервые представлены данные
из новой сферы научного знания – «древнерусского эпического стихосложения». Это авторская
концепция, которая возникла в процессе исследования проблемы культурного наследования и
преемственности в древней Руси. Данная авторская концепция представляет собой категориальное
обобщение имеющихся эмпирических и теоретических данных, которые позволяют по-новому
взглянуть на рассматриваемую проблему и «эпическое стихосложение» как – самостоятельное
направление в культурной традиции древней Руси. Также, большое внимание уделено раскрытию
значений основных терминов и понятий в тезаурусе языка эпоса. – Для студентов, преподавателей,
практических филологов, деятелей культуры.
Так, сверх известного о классическом эпосе как поэтическом искусстве и искусстве красноречия [1],
о «древнерусском эпическом стихосложении» как самобытном явлении стоит вкратце добавить
следующее. Главное, это неотъемлемость стихотворной формы, присущей ударным тоническим
безрифменным свободным стихам, и обеспечивающая смыслообразующие связи в них структура
композиционных форм (строф). Синтаксически особенность такой строфы состоит в ее схожести –
с античным «периодом», используемым как художественно-композиционный прием для усиления
выразительности языка, т.к. построенная в виде «периода» строфа характеризуется и законченностью
выражения мысли, и большей ритмической стройностью и разнообразием стихотворной интонации:
эмоционально – насыщенной и напряженной. Ритмичность, что является основным нормативным
требованием, достигается структурной «круглостью» строф. Возникающей, с акцентом на тактовых
ударениях, системой интонационно-логических пауз (тактовых, стихо- и строфоразделов) строфа
членится на соразмерные строки, вследствие чего эпическая речь приобретает – «волнообразное»,
согласованное с являющимся метрическим фактором дыхательным ритмом, «течение». Ритмичность
также обеспечивается соразмерностью самих строф в составе – более крупной композиционной
формы. Кроме того, перед строфой или вслед за ней могла быть использована по своему смыслу
примыкающая к ней ремарка в виде стихотворной строки или нескольких строк, самостоятельного
значения не имеющих. Тем самым, именно такая «паузная периодическая» строфа, в силу своих
характерных особенностей задавая ритмико-мелодические и стилистические свойства свободного
стиха, и придает  памятникам «древнерусского эпического стихосложения» качество высокой
поэзии с присущим классическому красноречию патетическим звучанием.
Наконец, необходимо сделать пару замечаний о специфических особенностях чтения эпического
текста: 1. В разных парных комбинациях – безразлично, через какую букву написано одно и то же
слово, так как читаются они одинаково. Например: может быть написано – через «ъ» вместо «о»,
через «ь» вместо «е», через «е» вместо «ђ». 2. Язык эпоса – древнерусский, поэтому значения слов
текста эпоса легко объясняются средствами современного русского языка и перевода не требуют,
в других случаях целесообразно ориентироваться на данные Словаря И.И. Срезневского [2].
                ________

Справочная литература:
1. «Поэтика» («Art of Poetry») и «Риторика» («Rhetorica») Аристотеля / По переводам: М.Л. Гаспарова,
В.Г. Аппельрота, Н.И. Новосадского, С.С. Аверинцева, Н.Н. Платоновой. – http://stihi.ru/2012/08/27/277
2. Сpезневскiй И. И. Матеpiалы для Словаpя дpевнеpyсскаго языка по письменнымъ памятникамъ. //
Изданiе отделђнiя русскаго языка и словесности Императорской Академiи Наукъ. – СПб., Т. I – 1893,
Т. II – 1902, Т. III – 1912.

Источниковая база:
Основные источники –
1. Текст памятника «Временникъ, еже есть нарицается лђтописанiе, – князеи земля Рускiя…» по Комиссионному, Академическому, Толстовскому спискам «Новгор. 1-й лет. млад. извода»  (начало: по Толстовскому списку) [Новгородская первая летопись старшего и младшего изводов. Под ред. и с предисл. А.Н. Насонова. М.; Л., Изд-во Акад. Наук СССР, 1950. 642 с.; 5 л. илл., с. 103-104.].
2. Текст памятника «Слово похвалное на пренесенiе святых страстотерпецъ Бориса и Глђба, да и прочiи не враждуют на братiю свою» по списку в сборнике Императорского Общества Любителей Древней Письменности № F. CLXXXIX, полууставом XVII века, в лист, на 507 листах [по изданию: «Слово похвальное на пренесение мощей святых Бориса и Глеба». Неизданный памятник литературы XII века. Сообщение X. Лопарева. – Памятники древней письменности, т. ХСVIII, 1894, с. 15–18.], с привлечением данных по рукописи XV в. «Неделя 18 по всђхъ святыхъ. Слово о князьяхъ», РНБ, собр. Погодина, № 1024, полууставом, в лист, на 409 лл., в два столбца.
3. Тексты памятников «Поученiе Моисђя о безъвременьнђмь пiяньствђ» и «Слово отца Моисђя о ротахъ и клятвахъ» по сборнику XIV в. – ГИМ, Хлудовское собрание, 30-д [Соболевский А. И. Материалы и заметки по древнерусской литературе. – Известия ОРЯС, т. XVII, кн. 3, СПб., 1912, с. 77–80.].
4. Текст памятника «Поученiе философа, епископа Бђлгородьскаго» (Григория) по изданию: Соболевский А. И. Два русских поучения с именем Григория. – Известия ОРЯС, т. XII, кн. 1, СПб., 1907, с. 254–258.
5. Текст памятника «Посланье Іакова, черноризьца, ко князю Димитрею Борисовичю» по рукописи конца XV в. [РНБ, Q.I. №1130, лл. 347–352.], с учётом данных вариантов по изданию: Смирнов С. И. Материалы для истории древнерусской покаянной дисциплины. М., 1912, с. 189–194.
6. Текст «Отъ грђшного Георгiя, черноризця Зарубьскыя пещеры, повчђнье къ духовному чаду» по списку – ГПБ, собр. Погодина, 71а, лл. 293 об. – 295, с учётом данных по спискам: 1) ГПБ, Q. I. №1440; 2) [ЦНБ АН УССР:] собр. Мелецкого монастыря, II 111; собр. Мелецкого монастыря, II 110. [по изданию: Понырко Н.В. Эпистолярное наследие Древней Руси. ХI-ХIII Исследования, тексты, переводы. СПб., 1992, с. 152 – 153.].
7. Текст памятника «Семена, епископа Тфђрьскаго, наказанiе» по списку кон. XV – нач. XVI вв. из Государственного архива Костромской области [ф. 558, оп. 2, №225. (Составной сборник статей разнообразного содержания, л. 689 об. – 690.)], с исправлениями с учётом данных списков: [ГБЛ, ф. 304, №769 (Сборник, л. 131 – 131 об. 1513 – 1540 гг.)] и [ГПБ, Погод., №1577 (Сборник статей разнообразного содержания, л. 15 – 15 об. 1564 – 1581 гг.) [по изданию: В. А. Кучкин. Особая редакция «Наказания» Симеона Тверского // Изучение рус. яз. и источниковедение. М., 1969. С. 243-251.].

Объем восстановленного эпического текста: порядка 600 стихотворных строк (всего).

Условные обозначения: […] – ремарки (поздние правки – инверсии и вставки в стихотворный текст
книжного извода и привнесенный прозаический текст), {…} – конъектура, <…> – маркеры структуры
эпического текста с нумерацией фрагментов (1, … и т.д.), (…) – индексация композиционных форм
(авторских ремарок и строф).

Полные названия по основным источникам (в порядке следования):
- «Временникъ, еже есть нарицается лђтописанiе, – князеи земля Рускiя…»
- «Слово похвалное на пренесенiе святых страстотерпецъ Бориса и Глђба, да и прочiи не враждуют на братiю свою».
- «Поученiе Моисђя о безъвременьнђмь пiяньствђ» и «Слово отца Моисђя о ротахъ и клятвахъ».
- «Поученiе философа, епископа Бђлгородьскаго» (Григория).
- «Посланье Іакова, черноризьца, ко князю Димитрею Борисовичю».
- «Отъ грђшного Георгiя, черноризця Зарубьскыя пещеры, повчђнье къ духовному чаду».
- «Семена, епископа Тфђрьскаго, наказанiе».

Авторские названия объектов (соответственно):
«СКРЕПЫ УМА И РАЗУМА» (ГРУППА ПАМЯТНИКОВ XII – XIII вв.)
1. «РУССКИЙ ВРЕМЕННИК»
2. НЕСТЕРОВО «СЛОВО ПОХВАЛЬНОЕ» (XII в.)
3. МОИСЕЕВЫ ПОУЧЕНИЯ (XII в.)
4. ГРИГОРЬЕВО ПОУЧЕНИЕ «О ПЬЯНСТВЕ» (XII в.)
5. ЯКОВЛЕВО ПОКАЯНИЕ КНЯЗЮ ДМИТРИЮ (XIII в.)
6. ГЕОРГИЕВО ПОУЧЕНИЕ К ДУХОВНОМУ ЧАДУ (XIII в.)
7. СИМЕОНОВО НАСТАВЛЕНИЕ КНЯЗЮ КОНСТАНТИНУ (XIII в.)
(© Евгений Овчинников, Evgeny Ovchinnikov)


                •  •  •



        С О Д Е Р Ж А Н И Е:


        I. РЕЧЕВОЙ СОСТАВ И СТРУКТУРА ТЕКСТА ПАМЯТНИКОВ (© Е. Е. Овчинников)
        (критический аппарат и первичный древнерусский эпический текст по основыным источникам)

        II. АУТЕНТИЧНЫЙ ТЕКСТ: ГРУППЫ ПАМЯТНИКОВ «СКРЕПЫ УМА…» (© Е. Е. Овчинников)
        (реконструкция эпического текста и структуры исследуемых памятников; здесь – в объеме оглавления)


                •  •  •


        I. РЕЧЕВОЙ СОСТАВ И СТРУКТУРА ТЕКСТА ПАМЯТНИКОВ (© Е. Е. Овчинников)
        (критический аппарат и первичный древнерусский эпический текст по основыным источникам)


        Выявление «строки» с характерной стихотворной интонацией с разбивкой исходного текста на строфы
и ремарки, выявление искажений целостной структуры эпического текста (© Е. Е. Овчинников):



< «СКРЕПЫ УМА И РАЗУМА» (ГРУППА ПАМЯТНИКОВ XII – XIII вв.) > (© Евгений Овчинников)



< 1. «РУССКИЙ ВРЕМЕННИК» >

Источник: Комиссионный, Академический, Толстовский списки «Новгор. 1-й летописи младшего извода»  (начало – по Толстовскому списку) [Новгородская первая летопись старшего и младшего изводов. Под ред. и с предисл. А.Н. Насонова. М.; Л., Изд-во Акад. Наук СССР, 1950. 642 с.; 5 л. илл., с. 103-104.].


1.

(01)  ВРЕМЕННИКЪ, еже есть
        нарицается «лђтописанiе», –

(02)  князеи 1 земля Рускiя, и како избра богъ страну нашу
        на послђднђе время, и {како} – грады почаша бывати
        по мђстом, преже – Новгородчкая волость, и потом –
        Кыевская, и о поставленiи {града} Кiева, како во имя –
        назвася Кыевъ, – якоже древле царь Римъ, {и} назвася – 2

Ремарки: 1 – [и] 2 – [и]

(03)  во имя его город Римъ, и паки {царь} Антiохъ, и бысть
        Антiохiа великаа, и паки Селевки, и бысть – Селевкiа,
        и паки Александри, и бысть въ имя его – Александрiа,
        прозвани быша грады в имена – царев тђхъ и князеи
        тђхъ, – тако жъ и в нашеи странђ званъ бысть градъ –

(04)  великимъ княземъ
        во имя Кiя, – егоже –

(05)  нарицаютъ тако перевозника бывша, инђи же ловы
        дђяше около города, и тако бо есть промыслъ божiи,
        еже явђ в послђдня: куда же древле поганiи жряху –
        бђсомъ на горах, нынђ же паки туды святыя церкви
        златъверхiя каменозданныя стоят, и монастыреве –

(06)  велицы поставлени быша, и черноризец 1 исполнено
        {в нихъ} бысть, безпрестани славяще бога в молитвахъ,
        въ бдђнiи, в постђ и в слезахъ, – ихъ же ради молитвъ
        мiръ стоитъ, аще бо {кто} къ святымъ сыи прибђгнеть
        церквамъ, тђм – велику ползу прiиметъ души и тђлу!

Ремарки: 1 – [в нихъ]

(07)  Мы же –

(08)  паки на послђдованiе возвратимъся, глаголюще сице:
        о началђ Русьскiя земля и о князђхъ, како откуду быша.

2.

(01)  Васъ молю, стадо христово, с любовiю:

(02)  приклоните уши ваши разумно, како быша древнiи князи
        и мужiе ихъ, и како отбараху Рускiя землђ, и ины страны
        придаху под ся, – тђи бо князи – не збираху многа имђнiя,
        ни творимыхъ виръ, ни продаж въскладаху люди, – но оже
        будяше правая вира, а ту возмя, дааше дружинђ на оружье!

(03)  А дружина его кормяхуся, воююще ины страны, и бьющеся
        и ркуще: «Братiе, потягнемъ – по своемъ князђ и по Рускои
        землђ! – глаголюще: Мало есть намъ, княже, двусотъ гривенъ! –
        они бо не складаху на своя жены златыхъ обручеи, но хожаху
        жены ихъ в сребряныхъ: и росплодили были землю Руськую!

(04)  За наше несытоство – навелъ богь на ны поганыя, а и скоты 1
        и села наша и имђнiя – за тђми суть, а мы – своих злыхъ дђлъ
        не останемъ! пишетъ бо ся: «Богатество неправдою сбираемо
        извђется!» – и паки: «Сбираетъ, и не вђсть, кому сбираетъ я!» –
        и паки: «Луче малое праведнику, паче богатьства грђшныхъ!» 2

Ремарки: 1 – [наши] 2 – [многа]

3.

(01)  Да отселђ, братiя моя –

(02)  возлюбленая: останемся от несытьства своего, нь доволни
        будете урокы вашими, яко и Павелъ пишеть: емуже дань,
        то дань, емуже урокъ, то урокъ, никому 1 насилья творяще,
        милостинею оцвђтуще, страннолюбiемъ въ страсђ божiи
        и правовђрiи свое спасенiе сдђвающи! – да бы и здђ добрђ,
        и тамо вђчнђи жизни причастьници будемъ, си 2 таковая!

Ремарки: 1 – [же] 2 – [же]

(03)  Мы же –

(04)  от начала Рускы земля до сего лђта и все по ряду извђстьно
        да скажемъ: от Михаила цесаря – до Александра и Исакья.



                •  •  •


< 2. НЕСТЕРОВО «СЛОВО ПОХВАЛЬНОЕ» (XII в.) >

Источник: список в сборнике Императорского Общества Любителей Древней Письменности № F. CLXXXIX, полууставом XVII века, в лист, на 507 листах [по изданию: «Слово похвальное на пренесение мощей святых Бориса и Глеба». Неизданный памятник литературы XII века. Сообщение X. Лопарева. – Памятники древней письменности, т. ХСVIII, 1894.], с привлечением данных по рукописи XV в. «Неделя 18 по всђхъ святыхъ. Слово о князьяхъ», РНБ, собр. Погодина, № 1024, полууставом, в лист, на 409 лл., в два столбца.


        Слово похвалное на пренесенiе святых страстотерпецъ
        Бориса и Глђба, да и прочiи не враждуют на братiю свою.
                ________

        {Господи}, благослови, Отче!


1.

(01)  Слышасте, братiе, что глаголетъ –

(02)  Господь въ божественемъ еуангелiи: «Мнозiи прiидутъ –
        от восток, 1 западъ, 2 сђвера и моря, и възлягутъ в царствiи
        со Авраамом, и Исааком, и Iяковомъ в Славђ Отца ихъ!»

Ремарки: 1 – [и] 2 – [и]

(03)  И паки, рече {Господь}, мнозiи будутъ послђднiи первiи,
        и первiи послђднiи, аще быша мнозiи в первомъ законђ,
        угодиша богу, но не сицђ прославлени быша Господемъ,
        мнози, иже быша, и в новђм законђ мученицы явишася,
        и чюдеса сотвориша и силы великiя по смерти показаша!

(04)  Но сiя великая {и} храбрая
        Христова, Борисъ и Глђбъ –

(05)  в послђднiи род обрђтошася, мнозiи {страсти} страдалцы
        преминуша, и многи чюдеса ими – богъ показа в земли
        Рустеи, и донынђ цђлбы недужнымъ подаютъ, – о сих бо
        исполнися Слово, Господемъ реченное: «Вђруяи в мя,
        силы велики сотворит и чюдеса болша покажетъ, яже –

(06)  Азъ творю!»

(07)  Разумђите, братiе, что, рече Господь, болша мене чюдеса
        сотворитъ! каку славу подаваетъ рабомъ своимъ на земли,
        и какову честь даруетъ на небеси – пред аггелы божiими!
        аще бо сiи сына бђста 1 любима отцу своему, великому
        самодержцу земля Рускiя, святому и равно апостолом –

Ремарки: 1 – [вђста]

(08)  {князю} 1 Владимиру!

Ремарки: 1 – [царю]

(09)  Но не восхотђста –

(10)  власти мимотекущiя, ни подяти руки на брата своего
        по заповђди, восхотђвшу же брату живото ею отяти!

(11)  И того –

(12)  не отрекостася, овъ копiемъ прободен бысть, сеи же ножем
        закланъ бысть, не токмо житiемъ непорочнымъ {и} правдою, 1
        чистотою, любовiю и кротосьтiю, терпђнiемъ и смиренiемъ
        послђдоваста господеви съвоему, но смертiю чаши Господня
        не оттрекостася! тђмъ и богъ – превознесе я, и дарова имя –

Ремарки: 1 – [и]

(13)  выше именъ по всеи поднебесне!

2.

(01)  Слышите,

(02)  князи, противящеися братiи старђише, и рать воздвижуще,
        и поганыя на свою братiю возводяще, не обличитъ ли насъ –
        богъ на Страшнђм Судђ сима святыма: како претерпђста –
        брату своему не токмо отятiе власти, но – и живота отятiе?!

(03)  Вы же и до слова брату –

(04)  не можете стерпђти, и за малую обиду вражду смертную
        воздвижете, и помощь прiемлете – от поганых на братiю! 1

Ремарки: 1 – [свою от злыхъ человђкъ на свою братiю]

(05)  Якоже иногда: нђколи,

(06)  чающим Iизраильтяномъ – рати халдђискiя на Iеросалим,
        послаша к фараону во Египет, помощи просяще: да быша
        халдђи не пленили Iеросалима! – богъ {же} посла пророка
        ко Iизраильтяном, глаголя: «Понеже – не уповасте на бога,
        создавшаго вы, но надежду свою возложисте – на египтяны,
        халдђя {же} от васъ отвожу, {но} от египтян плђнени будете,
        на нихже уповасте, от тђхъ погибнути вы велю!» – яко же –

(07)  и бысть!

(08)  Апостолу же Павлу глаголющу,

(09)  {яко}: «Тако ли не имате вђрна межи собою, могуща
        вы разсудити, яко – пред невђрныя грядете на суд!» –
        еуангелисту глаголющу Iоанну: «Аще кто глаголетъ,
        яко: бога люблю, а брата своего ненавижу, лжа есть!»

(10)  Самъ же рече Господь: «О семъ – познаютъ вси, яко: мои
        есте учицы, аще любовь имате межи собою!» – познаите,
        князи, свое величиство, и свою честь: какого дђда имате
        святаго Владимира, приведша к богу тысуща тысущами
        и тмы тмами душъ праведныхъ! како 1 братiю имате сiя
        великая чюдотворца Бориса и Глђба! – сима поревнуите:

Ремарки: 1 – [ли]

(11)  {«Сею образ имђите, сима накажетеся»}!

(12)  Аще ли –

(13)  сотона ввержетъ вражду межи братiею, да помяните сiю
        святую, яко смерть возлюбиста, нежели вражду держати,
        и когда кто стерпитъ и миръ преже начнетъ, то и – с сима
        мученикома равну мзду от бога прiиметъ: они кровь свою
        пролiяста, сеи, 1 себе премогъ, равно от Господа вђнчается! –
        скажу же вы – причтю о сем, – не в чюжеи странђ бывшу –

Ремарки: 1 – [же]

(14)  Давыдъ Святославичь, а Святославъ Ярославичь {отьць его,
        а Ярославъ Володимеровичь} святыхъ Бориса и Глђба брата.

3.

(01)  Тои убо Давыдъ –

(02)  ни с кђм не имђяше вражды, – аще кто хотяше – на него рать
        воздвигнути, онже покоренiемъ и смиренiем рать уставляше, –
        княжаше же – в Черниговђ в болшем княженiи, живъ лђт 90,
        а княженiя его 73 лђта, тои бђ княз старђiишiи в братiи своеи,
        аще кто к нему правду творяше, онъ же все на себе полагаше.

(03)  И кому 1 крестъ цђловаше, во весь животъ свои не преступаше,
        {аще кто къ нему – не исправляше цђлованiа, он же – единако
        исправляше}, никого 2 преобидђ, ни зла сотвори, братiя же его,
        видяше такова суща, вси слушаху {его},  аки отца, {и покоряются
        ему, яко господину}, и в велицђи тишинђ бысть княженiе его.

Ремарки: 1 – [ли] 2 – [же не]

(04)  Егда же {богъ} –

(05)  изволи 1 пояти душу его от тђла, болђвшу ему не много время,
        позна епископъ Феоктистъ, яко уже князь преставитися хощет,
        повелђ пђти кононъ кресту, 2 единою 3 разсђдеся верхъ теремцу,
        и вси ужасошася, и влетђ голубъ бђлъ, и сђде на грудех князю,
        и сякну носом – во уста его, и в томъ часђ князь душу испусти!

Ремарки: 1 – [богъ] 2 – [и се] 3 – [внезапу]

(06)  Голубь же невидимъ бысть!

(07)  И наполнися храмина –

(08)  благоуханiя, и несоша князя въ церковь святаго Спаса, и тогда,
        по вечерни пришедши, звђзда ста над церковiю, и оттолђ {его}
        несоша 1 въ церковь святыхъ 2 Бориса и Глђба, созданную от него,
        звђзда же – преступи от Спаса, и ста {над мученикомъ} 3 церковь! –
        пђвшу же епископу над княземъ, а гробъ не докончанъ бысть.

Ремарки: 1 – [его] 2 – [мученикъ] 3 – [на мученику]

(09)  Епископу же рекшу:

(10)  «Се – уже солнце заходитъ, заутра погребемъ его!» – и всђм
        сђдящим – над князем, вшедшiи же въ церковь – повђдаста
        епископу: «Солнце не заидетъ, но во едином мђсте стоитъ!» –
        епископъ же – удивися, и похвали бога! – дондеже камень –
        сравняша и князя вложиша во гробъ, тогда и солнце заиде!

(11)  Разумђите убо, чада, како богъ прославляетъ своя угодники,
        ходящая в заповедехъ {божiихъ}, 1 здђ такими чюдесы удиви:
        аггел явися – в голубинђ образђ, и благоуханiе от тђла явися,
        {явися – звђзда, с небеси пришедши, над тђломъ ста, солнце
        заити не смђаше, дондеже – въ гробъ тђло вложено бысть!}

Ремарки: 1 – [его]
                ________

(12)  Каку ли – Славу прiиметъ на небеси?

(13)  Речет ли кто,

(14)  яко: жены не имђя, но и дђти имђяше, ибо преподобныи Никола
        Святоша сынъ его бђ и ина два сына бђ Изяславъ и Владимиръ! –
        или речетъ кто, яко: дому не имђ, того ради заповђдь Господню
        исправити возможе?! – {многажды бо слышахъ нђкыя невђгласы,
        глаголюща: «Съ женою и съ чяды своими – не можем спастися!»}

Ремарки: 1 – [не]

(15)  {Се бо князь} –

(16)  {не единъ домъ имђаше, но многи, князь всеи земли Черниговьскои
        заповђдь владычню – исправи!}, но понеже во всемъ животђ своемъ –

(17)  ни с кђмъ вражды имђя!

4.

(01)  Постыдитеся, враждующеи –

(02)  на братiю 1 и на единовђрныа своя: вострепещите и восплачитеся
        пред Господемъ, каковы Славы {отпадаете} за едино злопомнђнiе!

Ремарки: 1 – [свою] 2 – [лишитися хощете]

(03)  Но не даждь вым Господь, се слышащим,

(04)  лишитися Славы Господня 1 съ сими страстотерпьцома, еюже днесь
        убiенiе празднуем, {еюже чюдеса предъ очима вашима предлежитъ}!

Ремарки: 1 – [но]

(05)  Сподобитися: сiю прославім {и сiю възвеличимъ}!

(06)  Сима пђснь воспоимъ:

(07)  «Прiиди, Давиде, и рцы: радуитеся, праведнiи о Господђ! воспои
        Соломонђ: праведницы – во вђки живут, и от Господа мзда имъ!»

(08)  Се бо самъ {богъ} –

(09)  прославляетъ сiю святую, глаголя: «Праведницы просвђтятся, яко
        солнце, в Славђ Отца ихъ: идђже буду Аз, и тiи – будутъ со мною!»

(10)  Идђже Христосъ –

(11)  со Отцемъ на престоле, и сiи святiи Борисъ и Глђбъ, со архаггелы 1
        беспрестани поютъ – пђснь аггескую: «Святъ Отецъ, святъ Сынъ,
        святъ пресвяты Духъ во единомъ божествђ – в бесконечныя вђки!»

Ремарки: 1 – [и серафимы со апостолы и мученики,
и святители, наслажающеся свђта божественаго]

(12)  Амин.



                •  •  •


< 3. МОИСЕЕВЫ ПОУЧЕНИЯ (XII в.) >

Источник: «Поученiе Моисђя о безъвременьнђмь пiяньствђ» и «Слово отца Моисђя о ротахъ и клятвахъ» в «пергаменном» сборнике XIV в. – ГИМ, Хлудовское собрание, 30-д [по изданию: Соболевский А. И. Материалы и заметки по древнерусской литературе. – Известия ОРЯС, т. XVII, кн. 3, СПб., 1912, с. 77–80.].


< 1. «О ВРЕМЕНИ И МЕРЕ» >


        Поученiе Моисђя о безъвременьнђмь пiяньствђ.
                ________


(01)  Богъ вложилъ есть всякое похотђнiе человђку духовнымь
        и телеснымь {же} дђломь: спанiю время и мђра, похотђнiю
        ђденiю время и мђра, питiю врђмя и мђра, женоложью
        похотђнiю врђмя и мђра, – что ли боле въ имена писати?!
        всему есть похотђнiю – время и мђра уречено, живущему –

(02)  въ вђрђ честьнђи, въ крестьяньствђ!

(03)  Да аще –

(04)  вся та похотђнiя дђяти будеть безъ времене и без мђры,
        то грђхъ будеть въ души, а недугъ в телеси, – недугъ всь
        ражаеться въ телеси человђчи, въ кручинђ, кручина же
        съсядеться {душю} от излишнаго питiя и ђденiя, и спанiя,
        и женоложья, иже без времене и без мђры, кручины же –

(05)  три въ человђцђ: желта, зелена, черна!

(06)  Да –

(07)  от желтое огньная болђзнь, а от зеленое зимная болђзнь, 1
        от черное смерть, рекши, души исходъ, дьяволъ же тогда
        радуеться о погыбели человђчи, – того же недуга {не} богъ 2
        створи, нъ – самъ в себе стваряеть недугъ безвременьнымь
        дђянiемь и безмђрьннымь, и – самъ ся осужаеть на муку,

Ремарки: 1 – [а] 2 – [не]

(08)  аще ся не покаеть, ни въстягнеться от того! и творилъ бы –
        в подобно время и въ мђру, и спасенъ бъ былъ, да всякому
        вђрному человђку держати тои норовы: похотђнiю время,
        а на излишное похотђнiе мђру налагати узду въздержанiя,
        аще будеть похотђнiе будеть, то твори, его же хощеши, нъ –

(09)  въ мђру, а не без мђры!
                ________

(10)  Колико –

(11)  больше суть кони, колико ны вышiи есть песъ, и коеждо
        бо от тђхъ животныхъ видимъ, ђдъша или пивша: чересъ
        сыть не брегуть, аще и тмами нудящеи будуть, не хощеть
        излише мђры прiяти, не убо ли сихъ и конь хужьши мы?!

(12)  Аще видимъ и скота грязяща, тъ – не презримъ, егда ли
        видимъ друга, всегда погружаема, то посмђемъся, нъ мы,
        братье, не створимъ тако, да не будемъ – осужени в муку:
        вђкъ бо сiи коротокъ, а мука долга и бес конца грђшьному!


< 2. «О КЛЯТВАХ» >

        Слово отца Моисђя о ротахъ и клятвахъ.
                ________


(01)  Пророкъ глаголеть: «Того ради завяза небо, не пустить дъждя
        на землю, зане человђци – кленуться богомъ и его святыми!» –
        и другъ друга догонять до клятвы, и Церковь, святую невђсту
        Христову, ротою скверняще: приводяще {бо}, закалають Сына –
        предъ Матерью слугы же тоя Матере, 1 {и} рожьшагося по Духу
        святымь крещенiемь, пiють кровь заколенаго сына Матери тоя.

Ремарки: 1 – [своего брата]

(02)  И того ради –

(03)  вся силы небесныя трепещють страхомь, занеже Господь богъ
        не велить догонити человђка до клятвы и до роты, – тому же –
        подобна и другая: 1 приносят бђсомъ, и недугы лђчать чарами
        и наузы немощнаго, 2 глаголемаго Трясцю, прогонять нђкыми
        писмены лживыми, проклятыхъ бђсовъ елиньскыхъ пишюще
        на яблоцђхъ, и покладають на 3 трапезђ в годъ святыя литургiя.

Ремарки: 1 – [вина жертву] 2 – [бђса] 3 – [святђи]

(04)  И тогда –

(05)  ужаснуться страхомъ ангельская воиньства, и того ради богъ,
        гнђваяся, не пущаеть дъждя на землю, занеже не велить богъ
        недугъ лђчить чарами и наузы, ни бђсъ искати или на ловы
        идуще, или куплю дђюще, или милости от царя хотяще, горе
        крестьяномъ – тако дђющи, и мука горши поганыхъ, аще ся
        не остануть того и придуть на покаянiе, то вђкъ сь коротокъ,

(06)  а мука – долга и бес конца!



                •  •  •


< 4. ГРИГОРЬЕВО ПОУЧЕНИЕ «О ПЬЯНСТВЕ» (XII в.) >

Источник: «Поученiе философа, епископа Бђлгородьскаго» [по изданию: Соболевский А. И. Два русских поучения с именем Григория. – Известия ОРЯС, т. XII, кн. 1, СПб., 1907, с. 254–258.].


        Поученiе {Григорiя}, философа,
        епископа Бђлгородьскаго.
                ________


1.

(01)  Придете,

(02)  вси мужи, вкупђ и жены, попови и людье, и мниси,
        и бђлци, богати и убозни, домашнiи и пришельци!

(03)  Сберитеся –

(04)  и послушаите мене, аще бо нђсмь пастырь вашь, но
        не вђдь откуду рещи, пастыри бо утроби прилежю!

(05)  В пастыря бо мђсто –

(06)  оставленъ есмь вамъ, да ничтоже чюжего творю, аще
        вся вижю – закалаема и на земли оканьни падающа!

(07)  И теку –

(08)  на помощь: да бы когда варило милосердiе божiе –
        и мертви въскреснутъ, и богъ въ тђхъ прославится!

(09)  Но которыи рабъ –

(10)  в истину любить 1 господинъ, видя и беществуема,
        ни во что же мђнима, не болђзнуеть ли сердцемъ?!

Ремарки: 1 – [свои]

(11)  И аще иного ничтоже не можеть творити,

(12)  но обаче покажеть 1 успђхъ, яко не терпђть зрђти
        толька прiобидђнiя и беславья своего господина!

Ремарки: 1 – [свои]
                ________

(13)  И вы же вси, елико васъ –

(14)  душю имуть челвђчьскую, и 1 отинудь звђрообразни,
        егда видить коего домъ от пожара оступаемъ, ти, яко
        хотящю 2 уже погибнути, не успђшно ли обђма рукама
        востанеть и течеть, тщашеся угасити огня и пламяни?!

Ремарки: 1 – [нђсть] 2 – [ему]

(15)  Како убо видя азъ:

(16)  ни едины храмины, но всь градъ, не точью градъ, но и –
        кромђ града, погарающа, вся ижьжена, не яко же огня
        древо, но от пламяни изгыбающе, 1 не болю ли душею,
        елико ми сила есть – потьщатися: {да} угасити пламень?!

Ремарки: 1 – [то]

(17)  Кыи ли то есть пламянь? – вы –

(18)  рцђте ми: не то ли, егда – пiете вино и медъ или иное
        питiе чрез сытость? – и наполняетеся, и то, како мните
        внутрь себе имђти, не яко от огня нђкоего изгараеть?!

2.

(01)  Тако бо родомъ –

(02)  хмель, съгрђвая и распаляя вьнутрьняя, то бо есть убо душа,
        погубьляяи пламяни: пьяницђ 1 царьствiя божiя не прiемлють,
        то не тако ли явђ есть, яко всякъ пьяница погыбаеть, и от бога
        отлучаются, и в негасимыи вђчныи огнь посылаеми бывають?!

Ремарки: 1 – [бо]

(03)  Азъ же, убо –

(04)  вђру имете ми, ужасаюся, помышляя, како васъ бђси ликують
        и сотона во васъ играеть и красуеться пьяньству, во васъ чтему,
        яко {же} нђкоторого бога, всимъ имущимъ его, яко и дђти ваша
        нудити покланятися пьяньству, и то мните праздникъ великъ!

(05)  Егда вси лежать –

(06)  яко мертви от пьяньства, яко идоли уста имуше и не ходяще,
        кто 1 васъ оплачеть, тако умильно от пьяньства гыбьнущимъ?!
        нђсть человђка оканьнее: 2 пьяница живота своего лишаеться,
        и тамъ сущаго здђ живота, паче умерлъ есть, и тамо живота –

Ремарки: 1 – [достоино] 2 – [пьяницђ]

(07)  не сподобится!

(08)  А васъ мню услышати Господу глаголющю, яко: «Не пребудить
        Духъ мои въ человђцђхъ сихъ!» – зане плоть суть, гдђ бо суть духъ
        во пьяницахъ? дымъ прогонитъ пчелы, а пьяньство Святаго Духа
        прогонить, пьяница – всь плоть есть и всь страстехъ исполненъ!

(09)  Пьяница ничто же блага не помышляеть!

(10)  Устрашаюся, вђру имђти ми, како святое крещенiе стужаетъ
        си пiяньствомъ вашимъ, крещенiе бо – на святыни почиваеть,
        а во пьяницђ святыни отинудь нђсть! – стужаю си, како паче
        Христа изволисте дьявола, празники бо его творите дьяволя!

(11)  Егда бо упивается, тогда блудите и играете: плищете, поете,
        пляшете, в сопђли сопете, 1 пьете, обьђдаетеся, упиваетеся,
        блюете, льстите, злопоминаете, гнђваетеся, лаетеся, хулите,
        осержаетеся, 2 кощуняете, срамословите, кличете, сваритеся!

Ремарки: 1 – [завидите, рано] 2 – [лжете, горьдите]

(12)  «Море вамъ до колђна!» – смђетеся?!

(13)  Крадете, бьетеся-деретеся, празднословите, смерти
        не поминаете, {пакы} спите много, осужаете, вадите,
        божитеся, укаряете, клеплете! – {а} не по истиннђ ли
        святое крещенiе стужитъ си – пьяньством вашимъ?!

3.

(01)  А и плясавица есть сатанина
        невђста, супружница дiавола!

(02)  Всђмъ мужемъ, тђмъ зрящимъ ее,

(03)  жена скверно же и скаредно и своему мужу, образъ божiи нося,
        съ женою своею совокупитися во плясанiи, – аще и въ церковь
        въходите, повђдите ми, како убо вы бога прославите? повђдите
        ми, яко: пьяного смрадомъ отрыгающа, богь толма ненавидить,
        яко же мы пса мертва смердяща гнушаемся! увы мнђ! увы мнђ!

(04)  Како сотвори Господь богъ, тако –

(05)  до дни, в няже не чаяхъ, яко вижу человђки, чтуща дђла сатанина
        и не стыдящася о томъ, но и паче хвалящеся! – останите, братiе,
        окаяннаго пьяньства, яко на веселiе намъ богъ питiе далъ есть,
        и тожде в подобно время, а не пьяньство! увы мнђ! увы мнђ! яко
        оставляете бога, сотворившаго васъ, и прилђпяетеся пiяньству –

(06)  горше идолъ! – рцете ми, чимъ –

(07)  есте отложени от невђрныхъ, аще до пьяньства упиваетеся? они убо
        служать – зданiю, а медъ – что есть, не зданiе ли божiе? и глаголете,
        яко: тогда имамъ праздникъ честенъ, егда по многи дни упиваемся! –
        разумђите сами, что глаголите, яко: оставльше праздникъ, а дiаволу
        угождаете! окамени бо душу вашу сатана, иже – что много глаголю?

(08)  Покаитеся, и лишитеся
        таковаго празднованiя:

(09)  еже упиватися по праздникомъ, и плачитеся, кающеся о пьяньствђ! – 1
        яко бо – затворяетеся от небеснаго царьства пьяньства ради, аще же
        не покаетеся, ни останетеся таковаго творенiя, то – мучими будете в
        бесконечныя вђки в негасимомъ огни! – богу нашем Слава и держава
        со Отцемъ и {со} Святымъ Духомъ нынђ и присно и во вђки вђкомъ!

Ремарки: 1 – [вашемъ]

(10)  Аминь.



                •  •  •


< 5. ЯКОВЛЕВО ПОКАЯНИЕ КНЯЗЮ ДМИТРИЮ (XIII в.) >

Источник: «Посланье Іакова, черноризьца, ко князю Димитрею Борисовичю» по рукописи конца XV в. [РНБ, Q.I. №1130, лл. 347–352.], с учётом данных по изданию: Смирнов С. И. Материалы для истории древнерусской покаянной дисциплины. М., 1912, с. 189–194.


        Посланье Іакова, черноризьца,
        ко князю Димитрею Борисовичю
                ________


< ЧАСТЬ ПЕРВАЯ: >

1.

(01)  Добро бо – от бога къ божiю слузђ начати!

(02)  Великому князю –

(03)  Дмитрею {Борисовичю}, отъ многогрђшнаго черноризьца Якова, –
        написалъ еси покаянье свое велми смирено и жалостно * слышати,
        понеже много с подъпаденьемъ, да вђсть умъ, 1 иже тя разумомъ
        кормить, рече Господь: о покаяньи единого человђка вси ангели – *
        радуются * на небесехъ! – и самъ хощеть обращенья, а не смерти.

Ремарки: * (здесь и далее) – [и] 1 – [твои]

(04)  И на землю сниде не праведныхъ дђля, но грђшныхъ, жертва бо
        богу – духъ скрушенъ, сердца * смирена * николи же не уничижить,
        жертва бо его подъ языкомъ ти, и законъ его посредђ чрђва ти,
        и что ся съдђяло про мене, того всего простить тя Господь Исусъ, *
        всего мiра * грђхи вземъ, отъ таиныхъ твоих, {княже}, очистить тя. *

(05)  Молюся –

(06)  ему отъ сердца: что ли же уже минуло, то * мы слабђише будемъ,
        но буди * всегда бъдръ и стражь тђлу своему, блюдися запоиства,
        того 1 Духъ святыи бђгаеть, и гордости, сему Господь противится,
        и безаконьнаго смђса, всякъ бо грђхъ кромђ * насъ есть, а блудяи,
        свое тђло оскверняеть, ни 2 честенъ не внидеть в калню * храмину, –

Ремарки: 1 – [бо] 2 – [мужь]

(07)  а ли богъ!?

2.

(01)  Соломонъ бо се – *

(02)  искусомъ прiимъ, всђмъ заповђда и, глаголя: * «Не внимаи
        любодђици: медъ бо каплеть отъ устъ ея, а послђже горчая
        золчи и чемери! – не стрђтаи жены сничавы, и отврати очи
        от жены красны!» – любодђянья бо жены – во высотђ очью.

(03)  Да не удолђеть –

(04)  ти похоть чюжея доброты, и во слђдъ ока не идеть сердце,
        ти видъ бо любодђици стрђла есть чемерита: уязви лицемъ
        и ядъ въ сердце вложи, и мысли аки мухи вязнуть в поставъ, 1
        и аки искра медливши в половахъ, пламеньмъ воспалится! *

Ремарки: 1 – [паучiи]

(05)  Неводъ бо –

(06)  сердце ея, и сђти уды 1 и узы в руку ея, и ловленiе бесђды ея,
        осилы устенъными заведеть во блудъ, – акы волъ поверъстъ
        послђдуеть еи на заколенье, аки песъ жажелемъ, а не вђсть,
        яко о души {речеть}: 2 в добротђ 3 женьстђ мнози заблудишася!

Ремарки: 1 – [ея] 2 – [течеть] 3 – [бо]

                ________

(07)  И пополъзнушася в пагубу, * смертiю въ адъ,
        жены бо – честныхъ мужь душа уловляють!

(08)  Егуптянини – *

(09)  не взору ли Iосифову восхотђ, * скорбь и до смерти въведе,
        и про сестру его Дину – сикимляне погибоша и Самсонъ,
        с нимже Духъ Господень хожаше, и Давидъ, егоже богъ
        обрђте по сердцу си, и бысть – рабъ очному взору и двое
        зло створи, и Амонъ сестры ради Фамары злђ убьенъ.

(10)  И Соломонъ,

(11)  паче всђхъ человђкъ имђя премудрость, женами погибе,
        и старци 1 Вавилону, похотђста Сусанђ, побьена от людеи.

Ремарки: 1 – [судьи]

3.

(01)  И Господь, провђдыи душетлђнныи вредъ, * рече: 1 «Возрђвыи
        на жену къ похоти ея, уже прелюбодђвьствовавъ во сердци!»

Ремарки: 1 – [весь]

(02)  Гнушаеть бо ся –

(03)  Господь * нечестивыхъ мысли, паче же раждающаго я сердца *
        мудрующаго со сластохотђньемъ, акы Евга съ бесловесным
        гадом бесђдуя, съ змiемъ, поползни бо суть – змiевы мысли, *
        въ дрязгахъ темных {почивая}, 1 гнђздятся, и свђта – * не любять,
        но, акы нетопыреве, во тму пруть: во тмђ бо есть учитель их.

Ремарки: 1 – [вредъ почиваеть]

(04)  Мужества бо не дошедше и ни разума * еще
        имђя что соблазнихомся, абы не попустилъ.

(05)  И нынђ уности –

(06)  играти собою, а варуися чресъестественыхъ, сверепа бо есть
        похоть, акы дикая быль о себђ возникъши на недђланђ нивђ, –
        имаши {же} силу и удолђти еи страхом божiимъ, аки тяжаръ
        оттребляти 1 желђзомъ чюжа прилогы, акы кормьчiи волны *
        минуя, * направляемъ благодатью, * не съступи праваго пути!

Ремарки: 1 – [садъ]

(07)  Имаши жену! 1

Ремарки: 1 – [матерь похотемъ]

(08)  Еяже ради остави отца и матерь, – и по апостолу: не токмо
        не скверно ложе, ино – честно! – * не сравнаеть бо ся смрадъ
        с вонею, ни 1 воня со {зла} смрадом, ни безаконiе со закономъ!
        живи въ чистотђ, акы 2 святђи потыкаемъ свђстью в горнiи
        Ерусалимъ, и тамо в первђньцђхъ же вписанъ имаши быти!

Ремарки: 1 – [зла] 2 – [въ церкви]

(09)  Помня – оного, иже: по возлежанiи чертожнђмь изгонима!
        гнђвъ и ярость на согрђшившая удержи и умалиши грђхы!

4.

(01)  Яко молишися –

(02)  богу: остави ми? якоже: оставихъ?! – благорасуденъ буди,
        да ни единого вреда на многiђ възидеть, ни мьщаи врагу,
        пожди * Господа, да ти поможеть, терпђнье бо не на лици
        обрђтаеться, но въ сердци, не рђчью издаеться, но дђлом!

(03)  И бысть неприпорно ти –
        слышати чюдно указанье:

(04)  ђздяи на хђрувимђхъ, вседержьць воины водимъ связанъ,
        сђдяи одесную Отца, на судђ – архiерђю и Пилату стоить,
        воспросим, и, слышавъ отъ него истину, гнђваются, лице
        просвђтивше си паче солнца, безаконьникы – ударяемъ!

(05)  Плеваху, храчюще на лице его! –

(06)  плюновеньемъ отъ рода слђпаго исцђливъ, а 1 вђдома ти
        {прочая}: аще бо божiи Сынъ и мышца Господня се подъятъ
        от человђкъ, без грђха сы, 2 да {бы} мы, человђци, * от человђкъ
        тоже стража, не благодать воздаемъ, но искупаемся долгу?!

Ремарки: 1 – [прочая] 2 – [за насъ]

(07)  Да не в годы мирныя Исусу –

(08)  другъ буди, а в годъ ратенъ врагь! – малъ квасъ око смутить,
        мало слово ярость родить и малыми болђзньми большихъ
        изъбыти, мужь 1 терпђливъ по терпђнью знается, Соломонъ
        рече: «Терпђливыи лучши крђпкаго обладыи душею своею!»

Ремарки: 1 – [бо]


< ЧАСТЬ ВТОРАЯ: >

5.

(01)  Мука есть в мысли –

(02)  таина, симь {же} и безъ желђза можемъ быти мученици! –
        аще бо бы молился за пакостьникы, того и бђси боятся!

(03)  Полюби Христа, послушаи глаголюща –

(04)  {Исуса} ко апостоломъ: «Отъ сего вы разумђють вси, яко мои
        ученици есте, аще любите друг друга, а не аще чюдеса творите!» –
        и Павелъ рече: «И аще имђю вђру, яко и горы преставляти,
        и раздаю все имђнье, любьве же не имђю, ничтоже успђю!»

(05)  Богословець рече: «Любяи Господа преже и братью возлюби!» –
        указъ бо первому {есть} второе, любы и богъ есть сынотворенье
        человђкомъ досяжено, море смиренью, бездна долготерпђнiю,
        источникъ * огньнъ: елико въскипить, толико жажущего душю –

(06)  запалить!

6.

(01)  Аще –

(02)  и чюдесы подражати апостолы хощеши, и се ти мощно:
        они хромым ходити створиша и рукы сухымъ исцђлиша!

(03)  А ты храмлющая – о вђрђ * научи, и нози текущихъ на игры
        къ церкви обрати, и руцђ исъсохши от скупости к нищимъ
        на поданiе простерти створи, и страстьмъ ихъ подражатель
        хотя быти, * аще боренiя таковаго нђсть, но вђнцемъ такимъ
        не отступило время, * не отстала бо рать дьяволя: не гонять бо
        человђци, но бђси, не мучитель, но дьяволъ! – они терпђша –

(04)  огнь, звђри и мечи остры!

(05)  А ты похоть възгарающюся и мысли звђрины изутрь востающа
        и языкы злыхъ человђкъ, по реченому, обостриша – яко копья
        языки своя, сего ради Павелъ велить присно вооруженым быти:
        «Милостивiи помиловани будуть, милость бо на судђ при всђмь
        лишше хвалима есть и смерти избавляеть! – сђяи щадя, * щадя –
        и пожнеть! – рече Паулъ: Все вашею любовью – да бываеть!»

7.

(06)  И се –

(07)  ти буди указъ: Ефъфая, князя единородная дщи,
        и убогiя вдовы двђ мђдницђ, не вђдђ, сровналъ ли
        будеть, кому то принесени быша? правила своего
        не остави противу силђ? – се же бы добро в таинђ:
        дђвица бо хранима и любима внђшными, аще ли
        исходить, то всђмъ годђ есть, от инђхъ прокудима.

(08)  Буди, аки пчела,

(09)  извону нося цвђты, а внутрь соты дђлая, да не дымъ
        въ солнца мђсто примеши! и не рцы, что зло творя:
        «Аще бы – се не годно богу, не попустилъ бы самъ!»

8.

(01)  Власть {бо} далъ есть человђку нераскаяненъ даръ его:
        {не} 1 терпить идолослужащимъ и отмђтающимся его,
        и еретиком, и дьяволу! или готову 2 цђлбу покаяньи
        {имђя}, и будеши часто огражаяся, еже не любо богу?!

Ремарки: 1 – [но] 2 – [имђя]

(02)  А без вђсти и утренiи –

(03)  день, а рку и – днешнiи, и нђсмђ тому властели и никтоже
        вђсть от себђ – в таиных божiихъ судђхъ, да вси трепещемъ
        о своемъ дђлђ, позорище бо есмы ангеломъ и человђкомъ,
        и ангелы – знаменаются на всяк день: кто что предложить?

(04)  И ты вникъ –

(05)  во сердци си: и мыслью проиди 1 тварь и расмотри и торгъ
        житья человђча как ся расходить, по писаному? все стђня
        и немощнђе! и зри Господа с небесъ уже грядуща на судъ
        человђческымъ таинамъ – и всђмъ воздати по дђломъ его!

Ремарки: 1 – [всю]

(06)  Вђдомо ти буди:

(07)  огнь нас ждеть и огньмъ питану * быти, и огньмь открывается
        житье же человђчђ, и огньмъ искушена будуть – дђла наша! –
        буди, акы в геонђ уже врящи! се жестоко глаголю, да жестока
        не искусишь, и преже времене сготовимъ ищемаго въ время!

(08)  По пяти дђвиць –

(09)  мудрыхъ, се есть цђла ума дђло и свершеныхъ свершеное
        свђршеньство! – аще знаема ти будуть – божiя, то во свђте
        еси божiи * свђтъ мiрови, и възлюбить – доброту сердца ти,
        и благословить мощь твою, и дђла руку твоею прiиметь!

(10)  Се не ласкаяся тебђ –

(11)  или явити хотя, что вђдая, или самъ что добро творя: сердо
        видець есть богъ, но от любви и от печали и о души твоеи,
        абы ты успђлъ на добрая! – * моего ума, и самъ вђси, разумъ
        несвершенъ и всякого * невидђнья исполнь, крыти * немощно.

(12)  Паулъ кореньфђемь * рече:

(13)  «Аще изумђхомъся – то богови, аще умудрихомся – то вамъ!» –
        не уничижаю силы божья всемощныя, ни отмещю дара, туне
        данаго ми от скверна тђла и от скаредна * сердца, * от нечистыи
        души и груба ума и нестроины мысли, от безърасудна языка!

(14)  И отъ нищю устну –

(15)  Слово богато силою и разумомъ Святыя Троица
        умножено, ни на небеси горђ, ни на земли долђ!

(16)  И ничтоже боле –

(17)  сего, еже: знати Господа – и повиноватися десници его,
        и шюици его, и творити волю 1 и блюсти заповђди его,
        имя 2 велико * не введеть во царство небесное, ни слово
        бездђлно пользуеть слышащимъ, Cлово бо, дђлы утворено,
        вђры достоино ся творить, емуже – Слава в вђкы вђком!

Ремарки: 1 – [его] 2 – [бо]

(18)  Аминь.



                •  •  •


< 6. ГЕОРГИЕВО ПОУЧЕНИЕ К ДУХОВНОМУ ЧАДУ (XIII в.) >

Источник: «пергаменный» список – ГПБ, собр. Погодина, 71а, лл. 293 об. – 295 (рук., созданная при Владимиро-Волынском князе Владимире Васильковиче для его Тиуна Петра, 1280 г.), с учётом данных по спискам: 1) ГПБ, Q. I. №1440; 2) [ЦНБ АН УССР:] собр. Мелецкого монастыря, II 111; собр. Мелецкого монастыря, II 110 [по изданию: Понырко Н.В. Эпистолярное наследие Древней Руси. ХI-ХIII Исследования, тексты, переводы. СПб., 1992, с. 152 – 153.].


        Отъ грђшного Георгiя, черноризця Зарубьскыя пещеры,
        повчђнье къ духовному чаду, {Господи, благослови, Отче}!
                ________


1.

(01)  Се пишю к тебе, чадо мое узлюбленое о Господи,

(02)  елма же усхотђлъ еси душю свою спати, створилъ мя еси,
        убогаго старця, вожа уности твоея, 1 помяни, како владыко,
        творець небу и земли, 2 образъ собою всђмъ дая, пришедъ
        от толикы власти до нижныхъ насъ, нђ усхотђ поклонитися
        цесарю, сам сыи цесарь цесаромъ, ни иному властелину,

Ремарки: 1 – [то] 2 – [творець]

(03)  владыка сыи владыкамъ, ни философомъ, ни красными
        лици, ни любъмымъ си! – но, слъшавъ о старци единомь,
        страньнђ, убозђ и алчемь заморьшися, назђ, портъ носяща 1
        до колђну и всяческы уморьшася, самовольствомь к тому
        пришедъ, поклони пречистую главу свою глава си всђхъ,

Ремарки: 1 – [ризныи]

(04)  образъ вамъ –

(05)  дая: да не и мы – прђзрђвъше нищелюбивыя мужа,
        обнищавша Христа ради, пути правящая Христовы
        узыщђмъ, благъ и чистыи учитђль, погодивъ намъ!

2.

(01)  Ты же, чадо мое сладъкое, аще точiю спасенiя ищеши,
        а нђ иного никоегоже славохотiя, то ими 1 мою грубость,
        нђ ищи учитьля иного си, моя бо ти грубость доволна
        есть сказати, имже спасешися, аще схраниши, елико же
        ти реку, аще, от бђсъ вышивъся и прђзря мя, начнеши –

Ремарки: 1 – [мо]

(02)  искати ино любьзна ти лицемь учителя, то аще иного
        грђха нђ створиши, то и то ти прђзорьству гонити {ти}
        начнеть на погибђль, –1 нъ си храни, чадо мое сладкое:
        поминаи 2 смерть лютую, напрасньство ея, како многы 3
        въсхыщаеть, не дадущи ни 4 единого словесе издрещи!

Ремарки: 1 – [душу] 2 – [присно] 3 – [въскорђ] 4 – [понђ]

(03)  Потом же токмо: 1 не страшное ли то судище и мукы
        различьныя – люты, бескончныя, уготованыи дiаволу
        и творящимъ волю его, и еже поношђнiе грђшникомъ
        и похулђнiе прђдъ ангелы и человекы, – и уготованыя:
        благостыня и прђстолђ Славђ и вђньци на небесђхъ –

Ремарки: 1 – [что]

(04)  праведникомъ!

(05)  Но присно имђи –

(06)  си на умђ, сими присно поучаюся: въсели страхъ –
        божiи въ сердци си и любъвь великую, яже к нему,
        украшаяся паче злата и срђбра и камене драгаго –

(07)  смђрђнiемь добрымь своимь!

(08)  Паче и паче, {чадо мое сладкое}, милостыня помагаи
        нищимъ, заступникъ буди сиротамъ и въдовицамъ,
        любъвь имђи ко всђмъ равну, дружня таины храни,
        клеветанья 1 убђгаи, клятвы хранися, зависти не имђя,
        чюжихъ добротъ нђ съглядаи, да нђ усхощеши имъ!

Ремарки: 1 – [же зђло]

3.

(01)  Смђха бђгаи!

(02)  Лихаго скомороха и слаточьхара 1 гудця и свирця
        нђ уведи у домъ свои глума ради, поганьско бо то –
        есть {все}, а не крестьяньско, да любяи та глумлђнья,
        поганъ есть, и съ крестъяны причастья – нђ имать!

Ремарки: 1 – [и]

(03)  Дьяволи бо то суть –

(04)  всегда сiи {вси гласи и} съмысци, и созванья и весђлья
        блудьская бо 1 есть краса и радость бђсящихся отрокъ,
        а крестьяньскы суть гусли: прђкрасная доброгласная
        псалтыря, еюже присно должьни есмы – веселитися
        къ пречистому владыцђ милостивому, Христу богу: 2

Ремарки: 1 – [то] 2 – [нашему]

(05)  Святъ, святъ, святъ еси, боже {нашь}, исплнивыи небо
        и землю Славы твоея! – то ти драго есть весђлье, то ти
        прђславная есть пђснь, со аньелы ны – совкупляющи,
        и ту честь подая намъ, грђшникомъ, то ти прђдивны
        суть гусли, всякои души животъ подающи и весђлье!

(06)  Аще 1 глума ищеши и весђлья и всякоя втђхы, то прiемъ
        животворныя кънигы – и почти святыхъ мужь повђсти,
        и учђнья, и дђла, и страсть, яже прiяша за Христа бога,
        пострадавша насъ ради грђшныхъ, и обрящеши в нихъ
        сладоточны утђхы, от святаго Духа устроены, яко же бо –

Ремарки: 1 – [ли]

(07)  бчелы от различенъ цвђтець несуща 1 неразумьно слово,
        у тремове стваряюща сты, дива достоины множьствомъ
        клђтокъ красныхъ, и от росы небесныя напоеныя сласти
        и прђкрасныя цвђтця исморъцяюща, на жалђхъ носяща,
        наполняюща сласти своея, тому слава {подобаеть} у вђкы!

Ремарки: 1 – [у тремно]

(08)  Аминь.



                •  •  •


< 7. СИМЕОНОВО НАСТАВЛЕНИЕ КНЯЗЮ КОНСТАНТИНУ (XIII в.) >

Источник: список кон. XV – нач. XVI вв. из Государственного архива Костромской области [ф. 558, оп. 2, №225. (Составной сборник статей разнообразного содержания, л. 689 об. – 690.)], с исправлениями с учётом данных списков: [ГБЛ, ф. 304, №769 (Сборник, л. 131 – 131 об. 1513 – 1540 гг.)] и [ГПБ, Погод., №1577 (Сборник статей разнообразного содержания, л. 15 – 15 об. 1564 – 1581 гг.) [по изданию: В. А. Кучкин. Особая редакция «Наказания» Симеона Тверского // Изучение рус. яз. и источниковедение. М., 1969. С. 243-251.].


        Семена,
        епископа Тфђрьскаго, наказанiе
        {князю Полоцкому Константину}.
                ________


(01)  Князь Костянтинъ –

(02)  {Полотски въспросиша} 1 влдки Семеона Тверьскаго: гдђ быти
        тiуну – на оном свђтђ? – и рече влдка: гдђ и князь! – князь же
        о томъ – не полюби на влдку, глаголя: «Тiунъ неправо судит,
        мзду емлет, продает, мучит и все злое дђет, – а яз что дђю?!»

Ремарки: 1 – [воспроси]

(03)  И рече ему влдка:

(04)  «Аще будет князь добръ и богобоязнив, и онъ жалует людiи,
        того ради избирает властелина – мужа добра, богобоязнива,
        страха божiя исполнена, разумна и правдна, по закону божiю
        все творяще и суд вђдущь: князь будет в раю и тiунъ 1 с нимъ!

Ремарки: 1 – [его]

(05)  Аще ли будет князь без божiа страха:

(06)  хрстiанъ и сирот и вдовиць не имет жаловати, и онъ поставляет
        властелина зла, бога не боящеся, закона божiа не вђдуще и суда
        не разумђюще, толко бы 1 кунъ добывалъ, напустилъ, 2 аки гладна
        пса на стерво, люди губити: князь будет во адђ и тiунъ с ним!

Ремарки: 1 – [ему] 2 – [его]

(07)  Но глаголю вам – царемъ и князем и намђстником: утђшаите
        скорбящих, избавите убогых от рукы силных, си бо от богатых
        обидими суть и притђкают к вам, яко затишником благым, но
        вы, цари и князи и намђстници, подобни есте тучи дождевнђи!

(08)  Иже истечет на море во время ведра, а не над землею жажущею! –1
        тако и вы, цари и князи, 2 тђмъ болђ даете и помогаете, у них же
        много злата и сребра, а не сђмъ, иже не имут у себе ни пђнязя,
        но у них же отнимают, а иных – порабощают, а богатым дают!»

Ремарки: 1 – [воды] 2 – [и намђстници]

(09)  Аминь.



                •  •  •





        < КОНЕЦ ТЕКСТА >


                •  •  •



        II. АУТЕНТИЧНЫЙ ТЕКСТ: ГРУППЫ ПАМЯТНИКОВ «СКРЕПЫ УМА…» (© Е. Е. Овчинников)
        (реконструкция эпического текста и структуры исследуемых памятников; здесь – в объеме оглавления)



        «СКРЕПЫ УМА И РАЗУМА»



        О Г Л А В Л Е Н И Е :


1. «РУССКИЙ ВРЕМЕННИК»

        1. «ВРЕМЕННИКЪ, еже есть / нарицается «лђтописанiе», – // князеи земля Рускiя…»
        2. «Васъ молю, стадо христово, с любовiю: // приклоните уши ваши разумно, како…»
        3. «Да отселђ, братiя моя – // возлюбленая: останемся от несытьства своего, нь доволни…»


                •  •  •


2. НЕСТЕРОВО «СЛОВО ПОХВАЛЬНОЕ» (XII в.)


        1. «Слышасте, братiе, что глаголетъ – // Господь въ божественемъ еуангелiи: "Мнозiи…»
        2. «Слышите, // князи, противящеися братiи старђише, и рать воздвижуще, и поганыя…»
        3. «Тои убо Давыдъ – // ни с кђм не имђяше вражды, – аще кто хотяше – на него рать…»
        4. «Постыдитеся, враждующеи – // на братiю и на единовђрныа своя: вострепещите…»


                •  •  •


3. МОИСЕЕВЫ ПОУЧЕНИЯ (XII в.)

1. «О ВРЕМЕНИ И МЕРЕ»

        «Богъ вложилъ есть всякое похотђнiе человђку духовнымь / и телеснымь {же} дђломь…»

2. «О КЛЯТВАХ»

        «Пророкъ глаголеть: «Того ради завяза небо, не пустить дъждя / на землю, зане человђци…»


                •  •  •


4. ГРИГОРЬЕВО ПОУЧЕНИЕ «О ПЬЯНСТВЕ» (XII в.)


        1. «Придете, // вси мужи, вкупђ и жены, попови и людье, и мниси, / и бђлци, богати…»
        2. «Тако бо родомъ – // хмель, съгрђвая и распаляя вьнутрьняя, то бо есть убо душа…»
        3. «А и плясавица есть сатанина / невђста, супружница дiавола! // Всђмъ мужемъ, тђмъ…»


                •  •  •


5. ЯКОВЛЕВО ПОКАЯНИЕ КНЯЗЮ ДМИТРИЮ (XIII в.)


Часть первая:

        1. «Добро бо – от бога къ божiю слузђ начати! // Великому князю – // Дмитрею…»
        2. «Соломонъ бо се – // искусомъ прiимъ, всђмъ заповђда и, глаголя: "Не внимаи…»
        3. «И Господь, провђдыи душетлђнныи вредъ, рече: "Возрђвыи / на жену къ похоти…»
        4. «Яко молишися – // богу: остави ми? якоже: оставихъ?! – благорасуденъ буди…»

Часть вторая.

        5. «Мука есть в мысли – // таина, симь {же} и безъ желђза можемъ быти мученици…»
        6. «Аще – // и чюдесы подражати апостолы хощеши, и се ти мощно: / они хромым…»
        7. «И се – // ти буди указъ: Ефъфая, князя единородная дщи, / и убогiя вдовы двђ…»
        8. «Власть {бо} далъ есть человђку нераскаяненъ даръ его: / {не} терпить…»


                •  •  •


6. ГЕОРГИЕВО ПОУЧЕНИЕ К ДУХОВНОМУ ЧАДУ (XIII в.)


        1. «Се пишю к тебе, чадо мое узлюбленое о Господи, // елма же усхотђлъ еси душю…»
        2. «Ты же, чадо мое сладъкое, аще точiю спасенiя ищеши, / а нђ иного никоегоже…»
        3. «Смђха бђгаи! // Лихаго скомороха и слаточьхара гудця и свирця / нђ уведи у домъ…»


                •  •  •


7. СИМЕОНОВО НАСТАВЛЕНИЕ КНЯЗЮ КОНСТАНТИНУ (XIII в.)


        «Князь Костянтинъ – // {Полотски въспросиша} 1 влдки Семеона Тверьскаго: гдђ быти…»


                •  •  •



< ОГЛАВЛЕНИЕ > ( http://stihi.ru/2022/01/31/5251 )


________

«Поэтическое наследие древней Руси
в памятниках древнерусского эпического стихосложения»

«ДОСТОЙНО СЛАВЫ.
Свято-Отеческие предания (XI – XIII вв.)»
© Евгений Евгеньевич Овчинников
© Evgeny Ovchinnikov


i.:

«Древнерусское эпическое стихосложение» © Е. Е. Овчинников
«Ancient Russian epic versification» © Evgeny Ovchinnikov (Russia)

    Правовой статус публикации: Все авторские права на открытие и произведения защищены,
принадлежат Автору и охраняются законом. Никакая часть книги Автора (в т.ч. ее электронных
версий) на основании норм Авторского права не может быть перепечатана или воспроизведена
в какой бы то ни было форме и какими бы то ни было средствами (включая размещение в сети
Интернет и в корпоративных сетях) для частного и публичного использования без письменного
на то разрешения владельца авторских прав.

    Главная цель Авторских проектов Евгения Евгеньевича Овчинникова (Россия, Москва) сотоит
в воссоздании, популяризации и, тем самым, возвращении составляющих «Поэтическое наследие
древней Руси» памятников «Древнерусского эпического стихосложения» в культурный оборот.

    «Ancient Russian epic versification» © Evgeny Ovchinnikov, – [in original form as: «Древнерусское
эпическое стихосложение»].  |  First presented data from new sphere of scientific knowledge – «ancient
Russian epic versification». It's the author's concept, which arose in the research process, issues of cultural
inheritance and continuity in ancient Rus. The author's concept presents an categorical generalization of
the existing empirical and theoretical data, which allows a new look at the problem and «epic versification»
as an – independent direction in cultural traditions of ancient Rus. Great attention is paid to the disclosure
of the values of the basic terms and concepts in the thesaurus epic language. – For students and lecturers,
practical linguists, cultural figures.

Официальный сайт Авторского проекта «Прославь Отечество!» –
Евгений Овчинников: «Древнерусское эпическое стихосложение»
http://box0312.narod.ru
mailto:epicrus.heritage@yandex.ru

Книги:
«ПАМЯТЬ». Стихи [«Академия поэзии», 2002],
«ГОЛГОФА». Стихи [«Академия поэзии», 2006],
«ЗОЛОТО РУСОВ. Поэтическое Наследие Предков - ВЛЕСКНИГА» [2010].

Серия: «Начало Песен Вещих» [Осн. в 2014] /
«Поэтическое наследие древней Руси
в памятниках Древнерусского эпического стихосложения»
Рунический эпос:
«ПУТНИК КНИГА» / «ПУТЬНИКЪ КЪНИГА» [Вып. 1],
«ЗОЛОТО РУСОВ. Поэтическое Наследие Предков –
ВЛЕСКНИГА» [Спец. вып.; в ред. 2 изд., испр. и дополн.];
Династический эпос:
«ЭПИЧЕСКИЙ КОРПУС в составе древнерусских летописей» [Вып. 2],
«СКАЗАНИЯ о князьях русских старобытных» [Вып. 3],
«ЗЛАТО В ГОРНИЛЕ. Эпопея (1115 – 1168)» [Вып. 4],
«РОМАНОВ НАСЛЕДОК. Владимирские писания (1201 – 1292)» [Вып. 5],
«ДОСТОЙНО СЛАВЫ. Свято-Отеческие предания (XI – XIII вв.)» [Вып. 6].