Начало песен вещих - Иаковлево предание

Евгений Евгеньевич Овчинников
Издательский проект:


Евгений Овчинников

Поэтическое наследие древней Руси
в памятниках
Древнерусского эпического стихосложения
    ____

ДОСТОЙНО СЛАВЫ
Свято-Отеческие предания (XI – XIII вв.)

Серия:
«Начало Пђсенъ Вђщихъ»
Выпуск 6

МОСКВА • 2021


                •  •  •


ПОВЕСТЬ «ПАМЯТЬ И ПОХВАЛА КНЯЗЮ РУССКОМУ
ВЛАДИМИРУ И КНЯГИНЕ ОЛЬГЕ» ИАКОВА МНИХА


ПАСПОРТ ОБЪЕКТА

Этнос: Русские    |    Язык: Древнерусский    |    Автор открытия: Овчинников Евгений Евгеньевич,
собиратель и исследователь поэтического наследия древней Руси по письменным памятникам.    |
Место фиксации: Россия    |    Место хранения: личный архив; e-mail: epicrus.heritage@yandex.ru    |
История выявления и фиксации: в рамках осуществления Авторского историко-культурного проекта
«Прославь Отечество!», инициатор проекта: Овчинников Е.Е. (восстановление эпических текстов
в изначально присущей им и неотъемлемой стихотворной форме и реконструкция памятников)    |
Правовой статус: Все авторские права на открытие и произведения защищены, принадлежат Автору
(Е.Е. Овчинников) и охраняются законом. Никакая часть книги Автора (в т.ч. электронных версий)
на основании норм Авторского права не может быть перепечатана или воспроизведена в какой бы
то ни было форме и какими бы то ни было средствами (включая – размещение в сети Интернет и в
корпоративных сетях) для частного и публичного использования без письменного на то разрешения
владельца авторских прав.    |
Резюме / Описание: «Ancient Russian epic versification» © Evgeny Ovchinnikov, – in original form:
«Древнерусское эпическое стихосложение» © Евгений Овчинников. Впервые представлены данные
из новой сферы научного знания – «древнерусского эпического стихосложения». Это авторская
концепция, которая возникла в процессе исследования проблемы культурного наследования и
преемственности в древней Руси. Данная авторская концепция представляет собой категориальное
обобщение имеющихся эмпирических и теоретических данных, которые позволяют по-новому
взглянуть на рассматриваемую проблему и «эпическое стихосложение» как – самостоятельное
направление в культурной традиции древней Руси. Также, большое внимание уделено раскрытию
значений основных терминов и понятий в тезаурусе языка эпоса. – Для студентов, преподавателей,
практических филологов, деятелей культуры.
Так, сверх известного о классическом эпосе как поэтическом искусстве и искусстве красноречия [1],
о «древнерусском эпическом стихосложении» как самобытном явлении стоит вкратце добавить
следующее. Главное, это неотъемлемость стихотворной формы, присущей ударным тоническим
безрифменным свободным стихам, и обеспечивающая смыслообразующие связи в них структура
композиционных форм (строф). Синтаксически особенность такой строфы состоит в ее схожести –
с античным «периодом», используемым как художественно-композиционный прием для усиления
выразительности языка, т.к. построенная в виде «периода» строфа характеризуется и законченностью
выражения мысли, и большей ритмической стройностью и разнообразием стихотворной интонации:
эмоционально – насыщенной и напряженной. Ритмичность, что является основным нормативным
требованием, достигается структурной «круглостью» строф. Возникающей, с акцентом на тактовых
ударениях, системой интонационно-логических пауз (тактовых, стихо- и строфоразделов) строфа
членится на соразмерные строки, вследствие чего эпическая речь приобретает – «волнообразное»,
согласованное с являющимся метрическим фактором дыхательным ритмом, «течение». Ритмичность
также обеспечивается соразмерностью самих строф в составе – более крупной композиционной
формы. Кроме того, перед строфой или вслед за ней могла быть использована по своему смыслу
примыкающая к ней ремарка в виде стихотворной строки или нескольких строк, самостоятельного
значения не имеющих. Тем самым, именно такая «паузная периодическая» строфа, в силу своих
характерных особенностей задавая ритмико-мелодические и стилистические свойства свободного
стиха, и придает  памятникам «древнерусского эпического стихосложения» качество высокой
поэзии с присущим классическому красноречию патетическим звучанием.
Наконец, необходимо сделать пару замечаний о специфических особенностях чтения эпического
текста: 1. В разных парных комбинациях – безразлично, через какую букву написано одно и то же
слово, так как читаются они одинаково. Например: может быть написано – через «ъ» вместо «о»,
через «ь» вместо «е», через «е» вместо «ђ». 2. Язык эпоса – древнерусский, поэтому значения слов
текста эпоса легко объясняются средствами современного русского языка и перевода не требуют,
в других случаях целесообразно ориентироваться на данные Словаря И.И. Срезневского [2].
                ________

Справочная литература:
1. «Поэтика» («Art of Poetry») и «Риторика» («Rhetorica») Аристотеля / По переводам: М.Л. Гаспарова,
В.Г. Аппельрота, Н.И. Новосадского, С.С. Аверинцева, Н.Н. Платоновой. – http://stihi.ru/2012/08/27/277
2. Сpезневскiй И. И. Матеpiалы для Словаpя дpевнеpyсскаго языка по письменнымъ памятникамъ. //
Изданiе отделђнiя русскаго языка и словесности Императорской Академiи Наукъ. – СПб., Т. I – 1893,
Т. II – 1902, Т. III – 1912.

Источниковая база:
Т.н. «Соловецкий список» по акад. изданию – «Память и похвала князю Владимиру и его
житие по списку 1494 г.» / Издал В. И. Срезневский. «Записки Академии наук», VIII серия,
по Историко-филологическому отделению, т. 1, № 6 (СПб., 1897), с раскрытием сокращений,
транслитерацией гражданским шрифтом (сохраняя i-десятиричное в двоегласных) и пунктуацией.

Объем восстановленного эпического текста: 314 стихотворных строк.

Условные обозначения: […] – ремарки (поздние правки – инверсии и вставки в стихотворный текст
книжного извода и привнесенный прозаический текст), {…} – конъектура, <…> – маркеры структуры
эпического текста с нумерацией фрагментов (1, … и т.д.), (…) – индексация композиционных форм
(авторских ремарок и строф), [М] – хронологические пометки на полях стихотворного текста.

Название по основному источнику:
«Память и похвала князю Рускому Володимиру».

Авторское название объекта:
Повесть «Память и похвала князю Русскому Владимиру и княгине Ольге» Иакова мниха.
(© Евгений Овчинников, Evgeny Ovchinnikov)


                •  •  •


        С О Д Е Р Ж А Н И Е:


        I. РЕЧЕВОЙ СОСТАВ И СТРУКТУРА ТЕКСТА ПАМЯТНИКА (© Е. Е. Овчинников)
        (критический аппарат и первичный древнерусский эпический текст в составе «списка 1494 г.»)

        II. АУТЕНТИЧНЫЙ ТЕКСТ: ПОВЕСТИ «ПАМЯТЬ И ПОХВАЛА» ИАКОВА МНИХА (© Е. Е. Овчинников)
        (реконструкция эпического текста и структуры исследуемого памятника; здесь – в объеме оглавления)


                •  •  •


        I. РЕЧЕВОЙ СОСТАВ И СТРУКТУРА ТЕКСТА ПАМЯТНИКА (© Е. Е. Овчинников)
        (критический аппарат и первичный древнерусский эпический текст в составе «списка 1494 г.»)


        Выявление «строки» с характерной стихотворной интонацией с разбивкой исходного текста на строфы
и ремарки, выявление искажений целостной структуры эпического текста (© Е. Е. Овчинников):



< ПОВЕСТЬ «ПАМЯТЬ И ПОХВАЛА КНЯЗЮ РУССКОМУ
   ВЛАДИМИРУ И КНЯГИНЕ ОЛЬГЕ» ИАКОВА МНИХА > (© Евгений Овчинников)



        Память и похвала князю Рускому Володимиру.

        Како крестися –

        Володимеръ, и дђти своя крести, и всю землю
        Рускую – от конца и до конца, и како крестися –
        баба Володимерова Олга преже Володимера, –
        списано Iаковомъ мнихомъ. Отче, благослови!


< ПРОЛОГ >

(01)  Паулъ – святыи апостолъ, церковныи учитель и свђтило всего
        мiра, посылая къ Тимофею писанiе, глаголаше {ему, яко}: «Чядо
        Тимофею, еже слыша от мене многыми послухы, тоже предаи
        вђрнымъ человђкомъ, иже доволнђи будуть и иныхъ научити!»

(02)  И блаженыи апостолъ Лука евангелистъ –

(03)  къ Феофилу писаше, глаголя: «Понеже мнози начаша повђсти
        дђяти о извђстныхъ вещехъ, бывшихъ въ насъ, изволися и мнђ,
        ходившю исперва, и по всђхъ писати тебђ, державныи Феофиле,
        да разумђеши: о нихъже – начатъ Исусъ творити же и учити!»

(04)  Къ тому Феофилу написа –

(05)  Дђанiя апостольская и Еуангелiе святыи апостолъ Лука, –
        потомъ многыхъ святыхъ писати начаша житiа и мученiя.


< ЧАСТЬ ПЕРВАЯ: «ДОСТОЙНО ПОХВАЛЫ» >

1.

(01)  Тако же и азъ,

(02)  худыи мнихъ Iаковъ, слышавъ от многыхъ о благовђрнемъ
        князи Володимери всея Рускiа земля, о сыну Святославлђ!

(03)  И мало събравъ от многыя,
        добродђтели его написахъ!

(04)  И о сыну его, реку же 1 славную мученика Бориса и Глђба,
        како просвђти благодать божiя сердце {Володимеру} князю
        Рускому, 2 сыну Святославлю, внуку Игореву, и {възлюби
        и} 3 человђколюбивыи богъ, хотяи спасти – всякого человђка
        и въ разумъ истинныи прити, – и вжада святого крещенiя!

Ремарки: 1 – [святою] 2 – [Володимеру] 3 – [възлюбивый]

(05)  Якоже жадаеть –

(06)  елень на источникы водныа, тако вжада благовђрныи князь
        Володимиръ святого крещенiя, и богъ сътвори хотђнiе его! –
        пишеть бо {ся}: «Волю боящихся его сътворить – и молитву
        ихъ услышить и спасеть я!» – и самъ рече Господь: «Просите
        и прiимите, ищете и обрящете, толчете и отверзется вамъ!

(07)  Всякъ просяи –

(08)  прiиметь, ищаи обрящеть, толкущему отверзается!» – и паки
        рече: «Иже вђру иметь, 1 и спасенъ будеть, а иже вђры не имать, 2
        осуженъ будеть!» – взиска спасенiа – и прiя о бабђ своеи Олзђ,
        како шедши къ Царюгороду, и прiяла бяше святое крещенiе,
        и пожи добрђ предъ богомъ, 3 добрыми дђлы украсившися!

Ремарки: 1 – [и крестится] 2 – [не крестится уже] 3 – [всими]

(09)  И почи –

(10)  с миромъ о Христђ Исусђ и въ блазђ вђрђ! – {и} то все слышавъ
        князь Володимеръ – о бабђ своеи Олзђ, нареченђи въ святомъ
        крещенiи Елена, тоя и жизни подража святыя царица Елены,
        блаженыа княгини Олги, то {все} слышавъ князь Володимеръ,
        разгарашется святымъ Духомъ сердце, 1 хотя святого крещенiа!

Ремарки: 1 – [его]

2.

(01)  Видя же богъ хотђнiе сердца его, провидя доброту его!

(02)  И призри съ небесђ милостью своею и щедротами, и –
        въ Троицы славимыи 1 Отецъ, и Сынъ, и Святыи Духъ,
        на князя Володимера, испытая сердца и утробы, богъ
        праведенъ, вся прежевђдыи, и просвђти сердце князю
        Рускыя земля Володимеру – прiати святое крещенiе!

Ремарки: 1 – [богъ]

(03)  Крести же ся самъ князь Володимеръ, и чада своя, и весь
        домъ свои святымъ крещенiемъ, просвђти и свободи всяку
        душю, мужескъ полъ и женескъ, святого ради крещенiя! –
        и възрадовася, и възвеселися о бозђ – Давидьскы князь же
        Володимиръ, и акы – святыи пророкъ дивныи Амбакумъ:

(04)  о Господђ – веселяся и радуася, о бозђ – Спасђ своемъ!
        о, блаженое время и дьнь добрыи! – исполненъ всего
        блага, в он же крестися Володимеръ князъ, и нареченъ
        бысть въ святомъ крещенiи – Василеи! – и даръ божiи –
        осђни его, благодать святого Духа – освђти сердце его!

3.

(01)  И навыче по заповђди божiи ходити и жити добрђ о бозђ, и вђру
        тверду удержа и неподвижиму, крести же и всю землю Рускую –
        от конца и до конца, и поганьскыя боги, паче же и бђсы, Перуна,
        и Хъроса, и ины многы попра, и с{ъ}круши идолы, и отверже всю
        безбожную лесть, – и церковь созда каменну во имя пресвятыа –
        Богородица, прибђжище и спасенiе душамъ вђрнымъ, и {вда еи}
        десятину, 1 тђмъ {бо} попы набдђти и сироты, и вдовича, и нищая!

Ремарки: 1 – [еи вда]

(02)  И потомъ 1 землю Рускую и грады 2 украси святыми церквами,
        и отвержеся 3 дiаволя льсти, и прiиде от тмы дiаволя на свђтъ
        съ чады своими, приде къ богу, крещенiе прiимъ, и всю землю
        Рускую исторже изъ устъ дiаволь и къ богу приведе, и къ свђту
        истинному! – рече бо Господь пророкомъ: «Изводяи от нечестiя
        нечестиваго, акы уста – моа еси!» – и бысть князь Володимиръ –
        акы уста божiа, и челођекы от лести дiаволя – къ богу приведе!

Ремарки: 1 – [всю] 2 – [вся] 3 – [всея]

(03)  О, колика радость –

(04)  и веселiе бысть на земли! – ангели възвеселишася, и архангели,
        и святыхъ дуси в{ъ}зыграшася, самъ {бо} рече Господь: «Колика
        радость бываеть на небесђхъ о единемъ грђшници кающимся!»

(05)  Толико бещисла душь по 1 земли Рускои приведены къ богу
        святымъ крещенiемъ, похвалы всякыя дђло 2 достоино створи
        и радости духовныя полно, о блаженыи и треблаженыи княже –
        Володимере! – благовђрне, и христолюбиве, и страннолюбче,
        мъзда твоа многа 3 предъ богомъ! – то же {и} блаженыи Давидъ
        глаголаше: «Блаженъ человђкъ, егоже ты накажеши, Господи,
        и от закона твоего научиши и, да укротиши и – от днiи лютъ!»

Ремарки: 1 – [всеи] 2 – [то] 3 – [зђло]

(06)  Блаженыи князь Володимеръ, уклонився от службы дiаволя,
        и приде къ Христу богу, владыцђ своему, и люди своя приведе,
        и научи я служити богу, самъ бо Господь рече: «Иже створить
        и научить, се великъ наречеться въ Царствiи небеснђмъ!» – а ты,
        о блаженыи княже Володимере, бысть апостолъ въ князђхъ, всю
        землю Рускую приведъ къ богу святымъ крещенiемъ, и научи 1
        кланятися богу, славити и пети Отца, и Сына, и святаго Духа!

Ремарки: 1 – [люди своя]

4.

(01)  И вси людiе Рускыя земля познаша бога тобою, божественыи
        княже Володимире, възрадоваша 1 ся – ангельстiи чини, агнецђ
        честнiи: нынђ {же} – радуются вђрнiи, и воспђша, и въсхвалиша,
        акы младенци Iевреистiи с вђтвьми устрђтоша {Исуса} Христа,
        вопiюще {Господу}: «Осана Христу богу, побђдителю смерти!»

Ремарки: 1 – [же]

(02)  Тако и новоизбраннiи людiе Рускiя земля въсхвалиша владыку
        Христа съ Отцемъ и святымъ Духомъ, и къ богу приближившеся, 1
        и дiавола отврьгшеся, и службы его поругашася, и поплеваша –
        бђсы, и познаша бога истиннаго, Творца и съдђтеля всеи твари,
        и поють по вся дни живота и на всякъ часъ пђснь чюдную, хвалу: 2

Ремарки: 1 – [святымъ крещенiемъ] 2 – [архангельскую]

(03)  «Слава в вышнихъ богу, и на земли –
        миръ, въ человђцђхъ благоволенiе!»
                ________

(04)  И ты, блаженыи княже Володимеру,
        подобно Костянтину 1 {дђло} сътвори!

Ремарки: 1 – [Великому]

(05)  Якоже онъ вђрою великою и любовью божiею – подвигся: утверди
        всю вселеную любовiю и вђрою, и святымъ крещенiемъ просвђти
        весь мiръ, и законъ божiи по всеи вселенђи заповђда, и раздруши
        храмы идольскiя, 1 и святыя же церкви по всеи вселенђи постави
        на хвалу богу в Троицы славимому Отцу, и Сыну, и святому Духу!

Ремарки: 1 – [съ лжеименьными богы]

(06)  И крестъ обрђте, всего мiра спасенiе!

(07)  С 1 богомудрою матерью своею святою Оленою, и съ чады многы
        приведе къ богу святымъ крещенiемъ – бещисленое множество, 2
        и храмы идольскыа раздруши, и церквами – украси всю вселеную,
        и грады, и заповђда въ церквахъ – памяти святыхъ творити пђнiи
        и молитвами, и празникы празновати – на славу и на хвалу богу!

Ремарки: 1 – [божественою и] 2 – [и требища бђсовсьская потреби]

(08)  Тако же –

(09)  и блаженыи князь Володимиръ
        с{ъ}твори съ бабои своеи Олгои!

5.

(01)  Похвала княгинђ Олги: како – крестися
        и добрђ поживе по заповђди Господни!

(02)  Та бо блаженая княгинђ Руская Олга, по смерти –

(03)  мужа своего Игоря, князя Рускаго, освђщена бывши божiею
        благодатiю и въ сердци прiимши божiю благодать! – о како
        похвалю блаженую княгиню Олгу, братiе? не видђ, тђломъ
        жена сущи, мужеску мудрость имђющи, просвђщена святымъ
        Духомъ, разумђвши бога истиннаго, Творца небу и земли!

(04)  Въставши, идо в землю Грђчьскую, въ Царьград, идеже цесари
        крестiанiи и крестьаньство утвердися, – и пришедши, проси
        крещенiя, и прiимши святое крещенiе, възвратися – в землю
        Рускую, в домъ свои и къ людемь своимъ съ радостiю великою,
        освђщена духомъ и тђломъ, несущи знаменiе честнаго креста!

(05)  И потомъ {Олга} требища бђсовьская съкруши и нача жити
        о Христе Исусе, възлюбивши бога всимъ сердцемъ и всею
        душею, и поиде въ слђдъ Господа бога, всими добрыми дђлы
        освђтившися и милостынею украшьшися: нагыя одђвающи,
        жадныя напаяющи, и странныа покоивающи, – и нищаа,

(06)  и вдовица, и сироть – вся милующи, и потребу дающи всяку
        с{ъ} тихостiю и любовью сердца, и молящи бога день и нощь
        о спасенiи своемъ! – и тако поживши и добрђ славящи бога
        въ Троици – Отца и Сына и святого Духа, почи въ блазiи вђрђ,
        сконча житiе свое с миромъ о Христе Исусе Господе нашемъ!

(07)  И богъ прослави тело своеа си Олены, еи же имя въ святомъ
        крещенiи наречено блаженыя княгини Олгы, и есть въ гробе
        тђло еа честное, и нераздрушимое пребываеть и до сихъ днiи!


< ЧАСТЬ ВТОРАЯ: «ЧУДО ДИВНОЕ» >

6.

(01)  Богъ бо своя рабы – славить!

(02)  Рече бо пророкомъ: «Славящаа мя прославлю и укаряаи
        бещести будеть!» – блаженая бо княгини Олга прослави –
        бога всими дђлы своими добрыми, и богъ – прослави ю!

(03)  И ино чюдо слышите о неи,
        {яко}: въ гробђ, идеже лежить –

(04)  блаженое и честное тђло блаженыа княгинђ Олгы, гробъ –
        каменъ малъ въ церкви святыя Богородица, – ту церковь
        създа блаженыи князь Володимеръ каменую въ честь святђи
        Богородици, и есть гробъ блаженыа Олгы и наверху гроба
        оконце сътворено, и туда – видђти тђло блаженыя Олгы,

(05)  лежаще цђло! да иже с вђрою придеть, отворится оконче
        и видђть честное тђло, лежаще, 1 и дивяся чюду таковому:
        толико лђтъ въ гробђ лежащю тђлу – не раздрушимуся! –
        и человђцђ же вђрнђи, видђвше чюдо толико, славять бога,
        дивящеся милости божiи, юже имать на святыхъ своихъ!

Ремарки: 1 – [цђло]

(06)  О – дивное и страшное чюдо,
        братiе, и преславно! Достоино –

(07)  и похвалы всякоя тђло то честное: въ гробђ цђло, акы спя –
        почиваеть! поистинђ дивенъ богъ въ святыхъ своихъ, богъ
        Израилевъ! то видя, вђрнђи человђцђ прославять бога,
        прославляющаго рабы своя! а другымъ, иже не с вђрою
        приходять, не отворится оконче гробное, и не видять тђла

(08)  того честнаго, но токмо гробъ! тако – 1 прослави рабу свою
        Олгу, Рускую княгиню, нареченую въ святомъ крещенiи
        Елена! по святомъ же крещеньи 2 блаженая княгини Олга
        живе лђт 15, и угодивъ богу добрыми дђлы своими, и успе, [М]
        душу свою честную предавши в руцђ владыцђ Христу богу!

Ремарки: 1 – [богъ] 2 – [си]
Пометки: [М: месяца июля въ 11 день въ лђто 6477-е]

7.

(01)  Послушаите, възлюбленiи!

(02)  Блаженыи же князь Володимиръ, внукъ Олжинъ, крестився самъ,
        и чада своя, и всю землю Рускую крести от конца и до конца, храмы
        идольскыя и требища всюду раскопа и посђче, и идолы съкруши,
        и всю землю Рускую и грады и честными церкви украси, и памяти
        святыхъ въ церквахъ творяще пђнiемъ и молитвами, и празноваше –

(03)  свђтло празникы Господьскыя!
                ________

(04)  {И} три –

(05)  трапезы поставляше: первую – митрополиту съ епископы,
        и съ черноризцђ, и с{ъ} попы, вторую – нищимъ и убогымъ,
        третьюю – собђ и бояромъ своимъ, и всимъ мужемъ своимъ!

(06)  Подобяся царемъ святымъ, блаженыи князь Володимиръ,
        пророку Давиду, царю Езекђю, и треблаженому Iосђю, –
        и 1 Костянтину, иже избраша и изволиша божiи законъ: 2
        и послужиша богу всимъ сердцемъ, и получиша милость, 3
        и наслђдиша раи, и прiяша – Царство небесное, и почиша
        съ всђми святыми, угожьшими богу! – тако же и блаженыи –

Ремарки: 1 – [великому] 2 – [боле всего] 3 – [божiю]

(07)  князь Володимиръ, послуживъ –
        богу всимъ сердцемъ и 1 душею!

Ремарки: 1 – [всею]

(08)  Не дивимся, възлюбленђи, аще чюдесъ не творить по смерти
        {Володимеръ}, мнозђ бо святiи праведнђи не створиша чюдесъ,
        но святи суть, рече бо нђгдђ о томъ святыи Iоаннъ Златоусты:
        «От чего познаемъ и разумђемъ свята человђка, от чюдесъ ли,
        или от дђлъ?» – и {паки} рече: «От дђлъ познати, а не от чюдесъ,
        много бо и влъсви чюдесъ створиша бђсовьскымъ мечтанiемъ!»

(09)  И бяху святђи апостоли, и бяху лжiи апостоли,
        {и} бђша святђи пророци, и бяху лжiи пророци! 1
        и самъ сотона преображается въ ангелъ свђтелъ!

Ремарки: 1 – [слугы дiаволя ино чюдо]

(10)  {Ино чюдо}, но от дђлъ разумђти святого, яко же апостолъ рече:
        «Плодъ духовныи есть – любы, {радость}, терпђнiе, благовђрiе,
        благость, кротость и въздержанiе. На таковыхъ нђсть закона!»

(11)  Блаженыи же князь Володимеръ
        всимъ сердцемъ и всею душею –

(12)  бога возлюби и заповђди его взыска и схрани, – и вся страны –
        боахуся его и дары приношаху, 1 и възвеселися, и възрадовася
        о бозђ и о святђмъ крещенiи! – и хваляше{ся}, и славяше бога –
        о всемъ томъ князь Володимеръ, и сице в радости смиренiемъ
        сердца глаголаше: «Господи владыко благыи, помянул мя еси,
        и привел мя еси – на свђтъ, и познахъ тя – всея твари Творца!

Ремарки: 1 – [ему]

(13)  Слава ти, боже всђхъ, Отче Господа бога нашего Исуса Христа!
        Слава ти съ Сыномъ и святымъ Духомъ, сице мя помиловавъ!
        во тмђ бяхъ, {служа} 1 бђсомъ, но ты мя 2 крещенiемъ просвђти!
        акы звђрь бяхъ, многа зла творях въ поганьствђ, и живяхъ, акы
        скотина, но ты мя – укроти и наказа своею благодатью! Слава
        ти, боже, в Троицы славимыи – Отче, и Сыне, и святыи Душе!

Ремарки: 1 – [дiаволу служа и] 2 – [святымъ]

(14)  Троице Святая, помилуи мя, настави мя на Путь твои –
        и научи мя творити волю твою, яко – ты еси богъ мои!»

8.

(01)  Князь же –

(02)  Володимиръ поревнова святыхъ мужь дђлу и житiю ихъ,
        и възлюби Аврамово житiе и подража страннолюбiе его,
        Iаковлю истину, Моисђову кротость, Давидово безлобiе,
        Костянтина, царя великаго, перваго царя крестiаньскаго!

(03)  Того подражая –

(04)  правовђрiе, боле же всего бяше – милостыню творя князь
        Володимеръ: иже немощнђи и старђи – не можаху доити
        княжа двора и потребу взяти, то въ дворъ имъ посылаше,
        немощнымъ и старымъ, – всяку потребу блаженыи князь –
        Володимиръ даяше, и не могу сказати многыя 1 милостыня!

Ремарки: 1 – [его]

(05)  Не токмо –

(06)  в{ъ} дому своемъ милостыню творяше, но и по всему граду,
        не {токмо} – въ Кiеви единомъ, но и – по всеи земли Рускои:
        и въ градђхъ, и в{ъ} селђхъ, вездђ милостыню творяше, нагыа
        одђвая, алчьныя кормя и жадныа напаяа, странныа покояа, 1
        и любя, и милуя, подавая {имъ} требованiе, нищая и сироты,

Ремарки: 1 – [милостью церковникы чтя]

(07)  и вдовица, и слђпыа, и хромыа, и трудоватыа – вся милуя,
        и одђваа, и накормя, и напаяа, – такоже пребывающу князю
        Володимеру въ добрыхъ дђлехъ, {и} благодать 1 просвђщаше
        сердце его и рука Господня помогаше ему: и побђжаше вся
        врагы своа, и боахутся его вси! – идђже идяше, одолђваше!

Ремарки: 1 – [божiа]

9.

(01)  Радимицђ побђди и дань на нихъ положи, Вятичи побђди
        и дань на нихъ положи, 1 и Ятвягы взя, и сребреныа Болгары
        побђди, и на Козары шедъ, побђдiа и дань на нихъ положи!

Ремарки: 1 – [на обоихъ]

(02)  Умысли же и на Грђческыи градъ Корсунь,
        и сице – моляшеся князь Володимиръ богу:

(03)  «Господи боже, владыко всђхъ, сего у тебе прошю: даси –
        ми градъ, да прiиму и да приведу люди крестiаны и попы
        на свою землю, и да научать люди закону крестiаньскому!»

(04)  И послуша богъ молитвы его, и прiя градъ Корсунь, и вся –
        съсуды церковныа, и иконы, и мощи –1 священномученика
        Климента и иныхъ святыхъ! – и въ ты дни бђаста царя два –

Ремарки: 1 – [святого]

(05)  въ Цариградђ, Костянтинъ и Василеи, и посла к{ъ} нимъ
        Володимиръ, прося у нихъ сестры оженитися, да ся бы –
        болма на крестiанькыи законъ направилъ! – и даста ему –

(06)  сестру свою!

(07)  И дары многы присласта к{ъ} нему, и мощи святыхъ даста, 1
        и тако – добрђ поживе благовђрныи князь Володимиръ,
        и сконча свое житiе въ правовђрнђи вђрђ о Христђ Исусђ –

Ремарки: 1 – [ему и положь]

(08)  Господомь нашимъ!

< Вставка:
И съ благовђрною Олгою: и та бо, шедши къ Царюграду,
прiала бяше святое крещенiе, и много с{ъ}творивъ добра
въ житiи семь предъ богомъ, и сконча житiе свое въ добрђи
вђрђ, и почи съ миромъ, в руцђ божiи душю предавши! >

(09)  И еще живу сущю Володимиру князю, {и сице} рать бяше
        от Печенђгъ, Володимеръ же бяше болестью одержимъ,
        в{ъ} тои же болђзни предасть душю свою въ руцђ Божiи!

10.

(01)  Молитва –

(02)  князя Володимера: Володимеръ князь, отходя
        свђта сего, сице моляшеся, глаголя: «Господи!

(03)  Боже мои, не позналъ тебе бяху, но помиловал{ъ} мя еси
        и святымъ крещенiемъ просвђтил{ъ} мя еси, и познахъ тя,
        боже, 1 святыи Творче всея твари, Отче Господа нашего
        Исуса Христа, Слава ти – съ Сыномъ и святымъ Духомъ!

Ремарки: 1 – [всђхъ]

(04)  Владыко боже, {моей} –

(05)  не помяни 1 злобы: не позналъ есмь тебе в{ъ} поганьствђ, –
        нынђ же тя знаю и видђ, Господи боже, 2 помилуи мя,
        аще {же} мя хочеши – казнити и мучити за грђхы моя,
        казни самъ мя, Господи, бђсомъ не предаи же мене!»

Ремарки: 1 – [моеи] 2 – [мои]

(06)  И сице глаголя и моляся Богу,

(07)  преда душю свою съ миромъ – ангеламъ Господнимъ,
        и успе! – «Праведныхъ бо души в{ъ} руку – божiю суть! –
        и мъзда имъ – от Господа, и строенiе имъ – от вышняго,
        того ради прiимуть вђнець красоты от руку Господню!»

< В извлечении: >

(08)  И съ благовђрною Олгою: и та бо, шедши къ Царюграду,
        прiала бяше святое крещенiе, и много с{ъ}творивъ добра
        въ житiи семь предъ богомъ, и сконча житiе 1 въ добрђи
        вђрђ, и почи съ миромъ, в руцђ божiи душю предавши!

Ремарки: 1 – [свое]


< ЭПИЛОГ. >

(01)  По святомъ 1 крещенiи поживе
        блаженыи князь Володимиръ –

Ремарки: 1 – [же]

(02)  28 лђтъ.
                ________

(03)  На другое лђто –

(04)  по крещенiи к{ъ} порогомъ ходи, на третьее Корсунь городъ взя,
        на четвертое лђто церковь камену святыа Богородица заложи,
        а на пятое лђто Переяславль заложи, в{ъ} девятое лђто десятину
        {от именiя своего} блаженыи христолюбивыи князь Володимиръ
        вда церкови святђи Богородицђ! – 1 о томъ бо – и самъ Господь
        рече: «Идђже есть с{ъ}кровище ваше, ту и сердце ваше будеть!»

Ремарки: 1 – [и от именiя своего]

(05)  Блаженыи {же} князь –

(06)  Володимиръ имяше с{ъ}кровище свое на небесђхъ,
        съкрывъ – милостынею и добрыми своими дђлы,
        тамо {же} – и сердце его бђ въ Царствiи небеснђмъ!

(07)  И Богъ поможе ему, и сђде –

(08)  в{ъ} Кiевђ на мђстђ отца своего Святослава и дђда своего Игоря, –
        а Святослава князя Печенђзи убиша, а Ярополкъ сђдяше въ Кiевђ
        на мђстђ отца своего Святослава, и Олегъ, идыи с{ъ} вои у Вруча,
        града мостъ – ся обломи, 1 и удавиша Олга въ гребли, а Ярополка
        убиша въ Кiевђ – мужи Володимеровђ, и сђде въ Кiевђ князь
        Володимеръ въ осмое лђто по смерти отца своего Святослава. [М]

Ремарки: 1 – [с вои]
Пометки: [М: мђсяца iюня в 11, въ лђто 6486.]

(09)  Крести{лъ} же ся князь Володимиръ – въ 10-е лђто по убьенiи
        брата 1 Ярополка, {и} каашется и плакашется блаженыи князь
        Володимиръ всего, 2 елико створи – въ поганьствђ, не зная бога, –
        познав{ъ} же – бога истиннаго, Творца небесђ и земли, покаявся – 3
        и отвръжеся дьавола и бђсовъ, и всея службы его, и послужи
        богу добрыми дђлы своими и милостынею, успе – съ миромъ! [М]

Ремарки: 1 – [своего] 2 – [того] 3 – [всего]
Пометки: [М: мђсяца iюля в 15 дьнь, въ лђто 6523 о Христђ Исусђ Господђ нашемъ.]


        < КОНЕЦ ТЕКСТА >


                •  •  •



        II. АУТЕНТИЧНЫЙ ТЕКСТ: ПОВЕСТИ «ПАМЯТЬ И ПОХВАЛА» ИАКОВА МНИХА (© Е. Е. Овчинников)
        (реконструкция эпического текста и структуры исследуемого памятника; здесь – в объеме оглавления)



        ПОВЕСТЬ «ПАМЯТЬ И ПОХВАЛА КНЯЗЮ РУССКОМУ
        ВЛАДИМИРУ И КНЯГИНЕ ОЛЬГЕ» ИАКОВА МНИХА



        О Г Л А В Л Е Н И Е :


«Како крестися – // Володимеръ, и дђти своя крести, и всю землю / Рускую…»


Пролог.
        «Паулъ – святыи апостолъ, церковныи учитель и свђтило всего / мiра…»


Часть первая: «ДОСТОЙНО ПОХВАЛЫ»

        1. «Тако же и азъ, // худыи мнихъ Iаковъ, слышавъ от многыхъ о благовђрнемъ…»
        2. «Видя же богъ хотђнiе сердца его, провидя доброту его! // И призри съ небесђ…»
        3. «И навыче по заповђди божiи ходити и жити добрђ о бозђ, и вђру / тверду…»
        4. «И вси людiе Рускыя земля познаша бога тобою, божественыи / княже…»
        5. «Похвала княгинђ Олги: како – крестися / и добрђ поживе по заповђди…»


Часть вторая: «ЧУДО ДИВНОЕ»

        6. «Богъ бо своя рабы – славить! // Рече бо пророкомъ: "Славящаа мя прославлю…»
        7. «Послушаите, възлюбленiи! // Блаженыи же князь Володимиръ, внукъ Олжинъ…»
        8. «Князь же – // Володимиръ поревнова святыхъ мужь дђлу и житiю ихъ…»
        9. «Радимицђ побђди и дань на нихъ положи, Вятичи побђди / и дань на нихъ…»
        10. «Молитва – // князя Володимера: Володимеръ князь, отходя / свђта сего, сице…»

Эпилог.
        «По святомъ крещенiи поживе / блаженыи князь Володимиръ – // 28 лђтъ…»



                •  •  •



< ОГЛАВЛЕНИЕ > ( http://stihi.ru/2022/01/31/5251 )


________

«Поэтическое наследие древней Руси
в памятниках древнерусского эпического стихосложения»

«ДОСТОЙНО СЛАВЫ.
Свято-Отеческие предания (XI – XIII вв.)»
© Евгений Евгеньевич Овчинников
© Evgeny Ovchinnikov


i.:

«Древнерусское эпическое стихосложение» © Е. Е. Овчинников
«Ancient Russian epic versification» © Evgeny Ovchinnikov (Russia)

    Правовой статус публикации: Все авторские права на открытие и произведения защищены,
принадлежат Автору и охраняются законом. Никакая часть книги Автора (в т.ч. ее электронных
версий) на основании норм Авторского права не может быть перепечатана или воспроизведена
в какой бы то ни было форме и какими бы то ни было средствами (включая размещение в сети
Интернет и в корпоративных сетях) для частного и публичного использования без письменного
на то разрешения владельца авторских прав.

    Главная цель Авторских проектов Евгения Евгеньевича Овчинникова (Россия, Москва) сотоит
в воссоздании, популяризации и, тем самым, возвращении составляющих «Поэтическое наследие
древней Руси» памятников «Древнерусского эпического стихосложения» в культурный оборот.

    «Ancient Russian epic versification» © Evgeny Ovchinnikov, – [in original form as: «Древнерусское
эпическое стихосложение»].  |  First presented data from new sphere of scientific knowledge – «ancient
Russian epic versification». It's the author's concept, which arose in the research process, issues of cultural
inheritance and continuity in ancient Rus. The author's concept presents an categorical generalization of
the existing empirical and theoretical data, which allows a new look at the problem and «epic versification»
as an – independent direction in cultural traditions of ancient Rus. Great attention is paid to the disclosure
of the values of the basic terms and concepts in the thesaurus epic language. – For students and lecturers,
practical linguists, cultural figures.

Официальный сайт Авторского проекта «Прославь Отечество!» –
Евгений Овчинников: «Древнерусское эпическое стихосложение»
http://box0312.narod.ru
mailto:epicrus.heritage@yandex.ru

Книги:
«ПАМЯТЬ». Стихи [«Академия поэзии», 2002],
«ГОЛГОФА». Стихи [«Академия поэзии», 2006],
«ЗОЛОТО РУСОВ. Поэтическое Наследие Предков - ВЛЕСКНИГА» [2010].

Серия: «Начало Песен Вещих» [Осн. в 2014] /
«Поэтическое наследие древней Руси
в памятниках Древнерусского эпического стихосложения»
Рунический эпос:
«ПУТНИК КНИГА» / «ПУТЬНИКЪ КЪНИГА» [Вып. 1],
«ЗОЛОТО РУСОВ. Поэтическое Наследие Предков –
ВЛЕСКНИГА» [Спец. вып.; в ред. 2 изд., испр. и дополн.];
Династический эпос:
«ЭПИЧЕСКИЙ КОРПУС в составе древнерусских летописей» [Вып. 2],
«СКАЗАНИЯ о князьях русских старобытных» [Вып. 3],
«ЗЛАТО В ГОРНИЛЕ. Эпопея (1115 – 1168)» [Вып. 4],
«РОМАНОВ НАСЛЕДОК. Владимирские писания (1201 – 1292)» [Вып. 5],
«ДОСТОЙНО СЛАВЫ. Свято-Отеческие предания (XI – XIII вв.)» [Вып. 6].