Обзор летнего лонга от Татьяны Загидулиной

Литературный Фестиваль Рунета
01 Игорь Брен Жизнь имеет значения http://stihi.ru/2020/07/15/8506

яблоко с ветки — начало побоища,
боги найдут для вины виноватого,
смертью рождён раздор.

сладкие детки закончили колледжи
и расползались подсолнечной ватой, но
кровь не разлить водой.

мёртвые души из облака сделали
град, обречённый дробить обречённого.
хочешь дружить — дрожи.

можно и хуже, ведь "чёрным по белому" —
рядом с простроченным "беглым по чёрному".
ночью пружинит жизнь.

Совершенно очевидно, что стихотворение создано в рамках актуальной повестки, что не может не привлечь внимание читателя. Игра с идеологемой BLM кому-то может показаться кощунственной, кому-то популистской, но по сути это только игра с идеологемой. Игра присуща постмодернистской поэтике, как, впрочем, и ирония, однако стихотворение не иронично, а, как мне кажется, совершенно серьёзно. И здесь возникает чувство противоречия, которое испытываешь, читая этот текст.
Хотелось бы отметить достоинство формы, умело использованный анжамбеман, конструктивно интересные терцеты, сама архитектоника стихотворения вызывает желание его перечитывать.

02 Валус Калейс взгляд http://stihi.ru/2020/07/25/2820

Смотрюсь в тебя — подзорную трубу,
Сквозь стёклышки, сквозь бусинки туземца,
И сквозь Mein Kampf старательного немца,
Трубопровод из города Сургут.

Смотрюсь в тебя, сквозь обновлённый звон,
Сквозь мерзость запустения на троне,
Смотрюсь сквозь обязательное —  morning:
Язык мой —  враг мой мёртв и обречён.

Сквозь вечно зрелищ ищущий народ
В котором больше Дарвина, чем Бога.
Кто не прошёл проверку на дорогах,
Тот будет жить, как жил Искариот.

Пророк в своем отечестве
Здесь хотелось бы обратить особое внимание на образную систему, потому что экшна как такового в стихотворении не происходит – перед нами образец философской лирики. Вечные образы, которые набили оскомину – Искариот, Mein Kampf, зрелища, которых жаждет народ; игра с устойчивыми выражениями – «язык мой – враг мой». Создается ощущение мозаичности, что опять же характерно для постмодернистского текста, где интертекстуальность – фундамент, однако текст чрезвычайно серьезен. Смысл ускользает, не до конца ясен коммуникативный замысел автора. С другой стороны, возможно, это поток сознания, но эту версию опровергает наличие некоего стержня – процесса, обозначенного глаголом «смотрю». Но это не конкретное действие, взгляд здесь не столько напряжение глаза, сколько напряжение ума. Размышление не складывается в целостную картину, суть ускользает, остаются только слова.

03 Жиль Де Брюн Без топора http://stihi.ru/2020/04/06/10762

  Ты в кубок яду льешь, а справедливость
                подносит этот яд к твоим губам.
                Шекспир, Макбет


До тридцати ещё можно и порезвиться -
слегка познобит, перекашляю, не помру.
В имеющих право зараза не угнездится,
зато я пустой, не отыщут по топору.

Так думает Родион Романыч, температуря,
идёт через узкий и грязный питерский двор
занять своё место в элитной литературе,
где бледным убийцам сочувствуют до сих пор.

Заходит к микрофинансовой ведьме, грубый
(за каждый рублик четыре вернёшь назад).
Целует процентщицу в тонкие злые губы,
и контрольным влажно кашляет ей в глаза.

Преступил, доказал! Только песенка не допета,
проценты по вкладу здесь платят в самом конце:
в комнату входит нежданная Лизавета
с мстительными чумными пятнами на лице.

Не по-христиански
А вот это стихотворение мне понравилось не как филологу, но как читателю (уточняю, потому что это оценочные суждения). Новизны темы нет никакой, впрочем, еще В.Я. Пропп говорил о том, что претендовать на новизну в литературе сложно. Стихотворение является собой развернутую метафору сумасшествия, собственно, это то, о чем и говорил Ф.М. Достоевский, только без отсылок к христианству. Кашель, зараза, чумные пятная – слова этого ряда заставляют читателя буквально ощутить душевную болезнь. Болезнь любого рода, не только отсутствия веры, но и отсутствия вообще всякого нравственного ориентира. И болезнь принадлежит не только Раскольникову, она всеобщая. Если у автора «Преступления и наказания» был предусмотрен какой-то исход, то у автора данного текста – исхода нет.
Примечателен еще один элемент подтекста – насмешка над сочувствием, которое характерно для традиционных интерпретаций русской литературы. И здесь я с автором согласна – зачем сочувствовать Родиону Романычу? По-настоящему сочувствовать может только истинный христианин, а это сейчас не в тренде.

04 Берта До письма после большого дождя http://stihi.ru/2020/07/22/2214

ночевали на сеновале
(много приезжих в выходные всё занято)
спускались к хозяевам смотрели
пустой дом кимкидука
лошади во дворе как бы мурлыкали
довольные всем.. тепло и нежно ржали
чтоб в темноте не потерять друг друга
лето пейзанское насколько возможно
ни тормозов ни шлагбаумов ни таможни
парной туман над берегом
парное козье молоко (мм...не очень)
ни откровений поэткухни ни политшелухи
только лопухи и мошки... мошки и лопухи
облако озеро башня"
лошади башкирской породы
от близости тёплого фырканья и темноты
запах гражданской войны и овсяной каши
сено зажатое в кулаках
крестовик в углу чердака
– большой?
– большой, спи, не бойся

Импрессионизм среднерусской тоски
Среднерусская тоска сочетается с аллюзией на рассказ В. Набокова, приобретая черты уже не тоски, а страха, печали, отречения от условностей – политшелуха и поэткухня – это как раз то, что можно назвать условностями, ведь собственное ощущение и впечатление и в первом, и во втором значения не имеют. Лирический герой испытывает чувство усталости, хочет уснуть, а перед сном – рассказать урывками о том, что с ним происходит. Текст целостен, логичен.

05 Светлана Салахова Приезжай меня обнять http://stihi.ru/2020/07/14/7275

Под прицелом у весны приключаются назло мне
Сокрушительные сны в голове-каменоломне,
Гонят время неудач и сбываются по дури.
А с утра хоть вой, хоть плачь в голове-комендатуре.
 
Стонут полки от бумаг: майна – вира, майна – вира!
Одиночка для ума – затяжной коронавирус.
Льётся время неудач в карантинную прореху.
По дороге ходит грач, как средневековый лекарь.
 
Но вовсю цветёт герань в съёмной сталинке столичной!
И пока не стёрта грань между личным и безличным,
Приезжай меня обнять – плюнь на штрафы и преграды.
Я тебя, как букву ять, возвращаю безвозвратно...
 
Снова снится, что Земля словно в фильме о Илае –
Я впервые тополям пуха и пера желаю!
Пусть вне бед и неудач деловитым жизнелюбом
По дороге ходит грач, костяным качая клювом.

Майна-вира и коронавирус в одном тексте, если бы не необходимость написать обзор, заставили бы пролистнуть поскорее и забыть. Майна-вира очень любима современными авторами, поэтому появляется в каждом втором стихотворении. Сравнение грача со средневековым лекарем мне кажется удачным – образ получается ярким и органично вписывается в текст о (в том числе и) карантинной весне.

06 Светоносова Дед Пантелей http://stihi.ru/2020/07/05/1513

А утро пахнет вереском и мятой.
Вдоль тропки, на траве, слегка примятой,
горят на солнце бусинки росы.
Дед Пантелей, бруском косу подладив,
собрав обед из кваса и оладьев,
шагает, тихо крякая в усы,
полянкою ромашковоцветущей
за речку, где трава чуток погуще,
чтоб накосить для кроликов еды.
Они - не просто серые зверушки,
они для внучки - лучшие игрушки:
с игрушками в деревне нелады...
Сын со снохой (не вызрела б помеха)
пообещали к празднику приехать,
чтоб на недельку внучку привезти.
Шагает дед, от радости хмелея,
глядит как ивы клонятся к земле, и
вдали река на солнышке блестит...

Коси, коса!
Эх, не болели б ноги...
Коси обиды, хвори и тревоги.
Подумаешь, сын не был пару лет!
Всё пишет, что со временем - засада.
А деду Пантелею много ль надо?
Письмо пришло - и радуется дед.
Ему житьё давно уже не мило:
то кашель бьёт, то сердце защемило,
осьмой десяток всё-таки - не мёд.
Он о мечтах несбывшихся не плачет.
Приедет сын - и будет всё иначе.
Хоть на недельку счастья привезёт.

Это стихотворение «задевает тонкие струны души», то есть является образцом новой сентиментальности. Так могла бы написать Мальвина Матрасова. И это не оценочное суждение, а констатация факта. Текст действительно вызывает эмоции, это, как мне кажется, именно то, чего хочется ждать от текста. Несколько архаичный образ жизни, продемонстрированный в произведении, позволяет судить о том, что либо текст написан давно, либо имитирует примерно девяностые. Но это рационализация. В целом – отлично, целостно, логично.

07 Rewsky Способность понимать http://stihi.ru/2020/06/04/5904

Объясни мне меня, объясни -
через дождь, через день, через сны -
через все эти странные знаки, живущие рядом.
Чуть попристальней - это не так,
чтобы близко... Волшебный кристалл
подмигнёт, не внеся никакой долговечный порядок.
Ты шалунья, а я муравей.
Тот, кто справа - изрядно правей,
дай мне новый билетик на поезд до станции "Слева".
Но на кассе сидит стрекоза,
глубина в стрекозиных глазах,
и бикфордова лента заката почти догорела.
Мысли топчутся, ждут конуру.
Ко двору они, не ко двору -
я бегу и ору: разбегаются, но не боятся.
У Пьеро - ты же помнишь Пьеро?! -
сжат кулак, и луны серебро
скрыто в узкой ладони бредущего в полночь паяца.
Понимание - это пустяк.
Птичьи крестики в небе - простят,
что синице в руках ни твоих, ни моих - не согреться.
Ощути меня чувством шестым,
там, где пять - бесконечно пусты,
чтоб хотя бы глотком напоить пересохшее сердце.

Стихотворение, претендующее на изображение душевного порыва. Но образы очень хрестоматийны – Пьеро, бикфордов шнур. Конечно, оно все складывается – монолог, обращенный к возлюбленному (или возлюбленной), состоялся. Сама форма тривиальна, образы обычны. Техника вопросов не вызывает.

08 Владимир Цюпин  Орешник http://stihi.ru/2020/01/02/767 

Улочка с детства знакома,
в шаге от каменных плит,
близ довоенного дома,
старый орешник стоит. 

В кронах друзья-хулиганы,
луки надёжны, туги...   
Верно, надели мы рано
кирзовые сапоги, 

лихо носили пилотки,
трезвая память скупа,   
в лужах разбитые лодки -
тоненькая скорлупа. 

Слишком чисты, безрассудны
были мы, слышишь, орех... 
нет, не придут робин гуды,
я возвратился за всех.

Тема стихотворения традиционна, сюжет тоже. Понятно, о чем хотел сказать автор. Если это автобиографический текст, он ценен своим содержанием непосредственно для автора. И я лично очень уважаю те чувства, которые автор вложил в стихотворение. Если нет, то вполне проходной, не останавливающий на себе взгляд.

09 Марина Изергиль Шоссе через лес http://stihi.ru/2020/07/12/411

Я еду по неведомым краям,
Дорога вьётся лесом, по краям
Растут хвощи, эндемики и злаки,
Здесь всё вокруг рифмуется со всем,
И даже среди дятловых фонем
Маячат то ли рифмы, то ли знаки.

Они роятся, льются через край,
И влажный лес не выглядит как рай,
Плыву под ним и чувствую при этом,
Что этот лес давно уже не лес,
А зарифмован без остатка, весь
Каким-то обезумевшим поэтом.

Ох, этот хаотичный рифмоплёт,
Он жизнь мою без устали прядёт,
И кажется, что пряжа бесконечна,
И, словно в тяжком судорожном сне,
Течёт по лесу мокрое шоссе
Как чёрная извилистая речка.

Из вод её вот-вот прольётся ночь;
Стремясь меня в стремнину уволочь,
Нахлынут то ли звуки, то ли страхи,
И, нимбом облаков окружена,
Взойдёт над лесом полная луна
В замызганной палаческой рубахе.

И в горле у меня сгустится речь,
И, чтобы это марево рассечь,
Я наконец-то вылечу на встречку,
Рефреном лягут заросли окрест,
И всё сольётся в непрерывный текст,
И никого вокруг. Ни человечка.

Прекрасное воплощение темы дороги. При, казалось бы, обычности (а на самом деле вечности) проблематики автору удалось найти современные образы и рассказать о своих переживаниях современным языком, не забывая о традиции. Интересное воплощение тезиса о сумрачном лесе, который встречает земную жизнь прошедших до середины. Бонусом – мир как текст, цикличность, всевременность. Спасибо автору.

10 Галина Иззьер  Рыбий дом http://stihi.ru/2019/12/08/1126

Рыбкам к чему ласкаться, к чему им греться?
(Плавают данио в зарослях иглолистных).
Но до чего ж ласкают и глаз, и сердце!
Разно и радостно тихое их монисто
(Tетры Фон Рио - мечта аквариумиста).

Плавают по команде, не знают боли
(Склонны формозы к растительной нежной пище).
Самые лучшие рыбы - не для неволи.
Томные гиппацинтрусы липнут к днищу
(В меньший аквариум он помещает лишних).

Ах-хороши! Морские-то не чета им -
Трепетней акварели, цветней гуаши.
...Юный натуралист по утрам считает
Всех
             переживших ночь, темноту поправших
(Наш-то давным-давно позабыл о павших)...

Полон сачок телами былых гурами
(Наш-то покинул все, что казалось нами),
Радугой плавников и недвижных бошек.
Было вчера двенадцать, осталось восемь.
Плачет досужий бог золотых рыбешек,
Бог невезучий
                мусор во двор выносит
(Наш-то не плачет вовсе, не плачет вовсе...).

***

Наш-то, поди, сидит, Кэндикрэшем крашен,
Самой крупной рыбой собственного лайнапа.
Звуки Барухашемов и Отченашей
Не объясняют смыслы игры нелепой.
Мертвые плавники опадают на пол.

Нетривиальная образная система позволяет взглянуть на проблему жизни и смерти, предопределенности, творчества (даже творения). После прочтения хочется подумать о сущности божественного. Кто есть бог? Творец? Визионер? Игрок?

11 Лана Юрина  Дежавю http://stihi.ru/2020/06/27/5550

Уже не вспомнить – были, нет когда-то:
рассвет, как продолжение заката,
и шёпот – как приманка тишины.
Когда легко, без шороха и скрипа,
в окно вплывала солнечная рыба,
глотая неприкаянные сны.

Река ночная каждый час мелела
и сквозь неё рука светилась бело –
я рыбу провожала, мол, плыви,
рожай весну, прощайся с межсезоньем.
А ты, ещё взъерошенный спросонья,
настаивал на чае и любви.

Срывались после по делам-заботам,
ты целовал:
– Увидимся в субботу!
Я снова надевала два крыла,
пропахших за ночь дымом сигаретным.
Земная страсть для ангелов запретна –

прости, что я однажды не пришла.

Для каждого из нас свои законы:
теперь храню покой твой заоконный,
где столько лет – не я с тобой живу.
Ты счастлив.
Я привыкла.
Нам не больно.
А всё, что ты сейчас случайно вспомнил –
пустое, в общем…
Просто дежавю.

Если бы Ахматова писала сейчас, то она писала бы так. Стихотворение с вполне определенным сюжетом, вполне оформленной лирической героиней. Не поразило ни образной системой, ни наличием интересного приема, ни фабулой. В качестве плода авторского самоанализа – идеально.

12 Исхаков Алексей  Кино http://stihi.ru/2017/04/22/4333

Экран отображал  нечёткий фильм.
На звук и цвет - немой и чёрно-белый.
На берегу, где море обмелело,
она стояла, он её любил.

Скучали чайки, высились дотла.
Виляя тонкой монохромной кистью,
природа молча занималась жизнью.
Он перестал. Она ещё была.

Очень бедное как формально, так и содержательно стихотворение. Но может стать хитом, если сопрячь его с соответствующими музыкой и видеорядом.

13 Саша Неместный Ты о чём горишь, моя звезда? http://stihi.ru/2020/04/05/11311

В ожиданьи Cтрашного Cуда
потерялся смысл у глагола.
Ты о чём горишь, моя звезда,
в васильковой келье богомола?

Я — не я и вера не моя,
но глагол не ведает сомнений:
перепишем Книгу Бытия,
занесём поправки в Откровенье.

Божьи псы в служеньи, как в бою.
Сказочный дракон почти доволен:
вырубили смоквы на корню,
выдавили звук из колоколен.

Что ж так смрадно в этой чистоте?
Что ж так пусто? Мы же не хотели
обнулять висящих на кресте
и топить котят в Твоей купели.

В ожиданьи Cтрашного Cуда
потерялся смысл у глагола.

Актуальная повестка наложилась на традиционные образы. Сюжет прост и скучен.

14 Дмитрий Волчек На хрупкость плеч твоих http://stihi.ru/2020/06/24/5635

Я прикасаюсь лёгкими ветрами.
Несбывшимся ещё. Всем, что сбылось.
Руками, пахнущими сентябрями
и первым снегом, трону прядь волос.

Тебя касаюсь танцами Севильи
под кастаньеты дробные дождя –
и белой ослепительностью крыльев
на городских полдневных площадях.

Пусть красота и неразлучна с грустью.
Но волшебством, неведомым уму,
я обниму тебя гречишной Русью
и небом с журавлями обниму.

Мы словно гости в этом бренном теле.
Придёт зима, звеня на все лады.
В тебя войдут прозрачные метели,
и станет север сердцем золотым.

Ты этот мир души своей сияньем
наполни, окрыли, очеловечь...
Жизнь ляжет, как рассвет над Фудзиямой,
на хрупкость плеч твоих. На хрупкость плеч.

После прочтения стихотворения создается четкое ощущение, что автор существует в рамках культурных кодов начала ХХ века, то есть столетней давности. И язык хорош, и образы, но для читателя, который лет 50 как почил. Впрочем, если это имитация романса 10-х-20-х годов прошлого века, то…

15 Александр Перевозкин качелька лампочка-Луна http://stihi.ru/2020/03/13/7999

Снялась сначала лампочкой Луна,
потом, синея, выпал лампный снег,
растерянные Оля и Олег
разглядывали лампочные льдины картины,
прибитой на распахнутый балкон –
ребёнок рисовал свинцовый Дон,
и досточку-качельку
от
юна
верёвочкою лампочка-Луна, 
где Оля повстречались и Олег,
подхватывала – улетали.

Это стихотворение позволяет глазу отдохнуть от откровенно избитых (многими поколениями авторов) образов и смыслов. Мультипликационность и фантасмогоричность образов (лампочка-Луна, свинцовый Дон) заставляет читателя просмотреть текст еще раз, нарисовать в голове эту картину, представить это электричество жизни. И даже немного подумать о Древней Руси.

16 Марианна Боровкова Те, кого любили http://stihi.ru/2020/06/26/8502

Долго вызревает звонкий звук,
Воздух  набирает вес и сладость,
В глубине медлительного  сада
Золотые иволги живут:

Он их прячет, а они поют,
Нежные вытягивая шеи.
Поднимает выше и левее
Крону  светоносную  свою.

Льёт и так, и сяк, и невпопад
Дождь, и ярче сливы лиловеют.
А сорвёшь – становится больнее,
Пусть уже до осени висят!

Как-нибудь дотерпим, домолчим,
Доберёмся до большого снега,
Словно затяжной прыжок с разбега
В сад, где виртуозы скрипачи

Заливаются на все лады,
Судорожно поводя плечами.
Пробуют  прямую речь печали
К сроку  подоспевшие   плоды.

Жизнь дана на миг, не навсегда:
Появились, вспыхнули, исчезли
Ягоды смородины чудесной,
Жимолости таусинный  дар,

Ты и я, и птичьи голоса -
Грубой  повседневности детали -
Те, кого любили, с кем мечтали,
Для кого возделывали сад.

Очень скучный текст. Зато по нему можно написать сочинение «Метафора и эпитет в творчестве N» (я выбрала для составления обзора анонимный лист).

17 Елька22 Карибская кризисная http://stihi.ru/2017/12/06/5697

Пока-пока! Отныне и бессменно
тебе торчать на этом берегу,
кто с головой – тем море по колено,
из блада получился славный брут.
Меняя герб на shit,  вино –  на воду,
недолго докатиться до тузов,
и, выпустив безумную свободу,
из дураков наделать мертвецов.

На абордаж! Полундра на пупыдре!
Горит душа. На рее – грязный стяг.
Кому молиться: Саваофу? Индре?
Танцует джигу череп на костях.

Кликуши уморили дело словом…
Линём отмерив годы за кормой,
не отмолить, не засмолить по новой,
соль истины окажется смешной:
глотая ром, фиксируя потери –
узнать себя в одной из мерзких рож…
Ты отучился доверять и верить,
меняя медный лоб на медный грош.

Прощай, мечта! Мыс тонущей надежды,
до греков не добравшийся варяг.
Невежды опустите веку вежды!
Не помогли ни парус, ни маяк.

Мелеет время, рифы ждут поживы,
по-крабьи солнце шпарит на закат;
кто не пропал, те понемногу живы,
с приклеенной улыбочкой «all right».
Адью. Аминь. Отныне серой пеной
пузыриться на этом берегу…

Я не люблю большие перемены,
в которых ни черта
не берегут.

18 Симон Слуцкин Друидское - http://stihi.ru/2017/03/12/9665

Деревья - огромные дети, восторгом полны до вершин.

Весёлой листве на рассвете не сгладить печальных морщин.
Уснувших волос на подушке не смыть золотистым дождём
и лисам закатным послушным наш быт не украсить.

                Мы ждём
cедьмую луну, что назначит огни на пути в небосвод,
и первый, кто выйдет - признает деревьев прямое родство,
и жрец, поднимаясь омелой на кельтские плечи детей,
оставит остывшее тело и будет над лесом лететь.

Кто ждёт? Зачем ждёт? Очень похоже на песни ролевиков. Или на Фета. Но голоса автора здесь не слышно, текст - имитация классической поэзии.

19 Алекс Амур Игла http://stihi.ru/2020/06/22/127

Когда ослеп, а не иначе,
Когда оглох, уж не страшны
Ни темноты глаза кошачьи,
Ни божий голос тишины.

Ни остриё какое точит,
Взаимно, доброе и злое,
Бывает страшно ставить точку
Воображаемой иглою.

Образы распадаются – игла, острие, глаза кошачьи, голос божий – нет целостности, нет коммуникативного замысла.

20 Крестьянка-Барышня В такие вот абсурдные секунды... http://stihi.ru/2020/06/20/3726

О стёкла бьётся солнце, не впустить ли?
Уходит рано "Ласточка" на Питер,
Туда, где ночь июня, как вода.
Балтийский воздух влажный и колючий – 
Наверное, мне здесь остаться лучше
И пропускать всё время поезда.
«Тыдым, тыдым, тыдым»,  –  несётся поезд,
Там дождь, как дым, дома в дыму по пояс
И каменные подступы к реке.
Чужой пейзаж лишь издали приметен,
Вблизи – он часть меня, хотя при этом
Не оставляет след на локотке.
А здесь, смотря на мир минималистки,
Ждать урожай от яблонь неказистых
Приятней, чем о чём-то сожалеть.
Ещё немного: яблоки нальются
И зазвенят от ложек чайных блюдца,
Наполненные яблочным желе.
Но есть необъяснимая минута:
Проснуться раньше "Ласточки" и утра
И по стеклу холодному водить.
В такие вот абсурдные секунды
Я не хочу довольствоваться скудным
Предчувствием рассвета впереди.

Стихотворение создано в импрессионистической манере, оно всё из впечателний, предположений, размышлений, но действия никакого нет – застывшая реальность. Да, автор смотрит на мир минималистски, потому что более или менее ярких и запоминающихся образов в стихотворении нет, зато есть холодное стекло, рассвет впереди, яблоки и поезда. Хотя яблоки, превращающиеся в желе – оригинально, звучало бы отлично, если бы не массив окружающего текста.

21 Юрий Бердан Какой был день! Безумно голубой... http://stihi.ru/2020/05/14/1022

Какой был день! Безумно голубой...
Скатерка на поляне. Май, суббота.
Вино, гитара, смех... И мы с тобой
На черно-белом чуть примятом  фото.

А я строитель ГЭСов и плотин,
А я рубаха-парень! Свойский в доску!
А я в китайском батнике “made in”
В оранжевую, кажется, полоску.

Под солнцем, среди шелеста осин,
Ни капельки себя не понимая,
Мы щуримся, друг друга обнимая,
Задолго до прихода наших зим,
В конце ошеломительного мая.

А ты смеешься, и над бровью прядь,
А я – небритый и слегка поддатый...
Еще не скоро мамам умирать,
Еще не притвориться не соврать
И нет на обороте слов и даты.

О чем кричу? Про что с собой молчу?
Зачем в себе – расстрельная работа! –
Ежеминутно зарываю что-то
И ставлю поминальную свечу…
На черно-белом чуть примятом  фото
Моя весна – лазурь и позолота –
Щекой прижалась к моему плечу…
И ничего другого не хочу.

Тот момент, когда простое по форме и содержанию сентиментальное стихотворение не вызывает насмешку, а призывает со-чувствовать. Испытывать то, что испытывал лирический герой. То есть мимезис удался, а за ним последовал катарсис. Чувствует кристальная честность лирического героя, не омраченная кокетством. Прекрасная светлая печаль, материализованная на экране. 

22 Александр Крупинин Пилигримы http://stihi.ru/2020/06/19/8568

Сжимая палку финской колбасы,
к своей мечте идём двенадцать лун мы.
На полпути к отрогам Джомолунгмы
жестоко обморожены носы,
объедена кора плакучих ив,
отловлены бобры и черепахи.
Андре Шенье закончил жизнь на плахе,
но мы, его судьбу не разделив,
бредём туда, где слышится ку-ку,
где бегают Пеле и Марадона,
где отовсюду лезет беспардонно
живая жизнь, подобно червяку.
Мы голодны, как нищие коты,
мы от цинги беззубы и плешивы,
но мы идём не ради бога Шивы,
а ради безупречной Красоты.
То за спиной свирепствует самум,
то впереди безумствует сирокко,
но Красота, в которой нет упрека,
влечёт за облака наш гордый ум.
Мы колбасу, как учит Моисей,
сожжем в костре на пике Эвереста.
Да будет так, ведь нет иного места,
достойного великой жертвы сей.
Вороны злые каркают в кустах,
стервятники ждут пышного обеда,
но еле слышный голос Кифареда
ведёт нас и развеивает страх.
Не думая о мрачном воронье,
мы движемся туда, где нет печали.
Там звезды аллилуйю прокричали.
Там встретит нас живой Андре Шенье.

Смешались к кучу кони, люди. Нет, конечно, этот микс соответствует заявленной проблематике цикличности бытия, но опять-опять-опять – ни одного сколько-нибудь свежего образа. И личные местоимения. Я ни в коем случае не претендую на славу гуру стихосложения, но личные местоимения (особенно во множественном числе) делают текст унылым. Если вы не Мандельштам. Хотя и известное стихотворение Мандельштама – не лирика, а политический памфлет.

23 Владимир Кузнецов 20 Мунк http://stihi.ru/2019/04/06/954

Глаза померкшие смотрят вниз,
Круги бегут по воде.
Усталый мир ненавидит жизнь,
Плывёт от беды к беде.

На пыльном кладбище тишина,
Никто никого не ждёт.
У Мунка выгнутая спина,
И криком разодран рот.

Бесплодный дух наполняет всех:
От проповедей устав,
Толпа, смеясь, поднимает вверх
Растерзанного Христа.

Пустые лица глядят в канал
Ни живы и ни мертвы.
Ладони сплющивают овал
Раздавленной головы.

Слепые люди бредут в ночи,
Засохшие краски мнут.
У Мунка вывернуты зрачки,
И оба глядят вовнутрь.

Мунк и Босх, а впереди растерзанный Христос. Автор хотел сделать страшно, это видно. И конструктивно исполнено искусно. Но этот конструкт больше конструкт, чем полноценный текст. Босх – страшно, Мунк – страшно, но причем здесь жертва? Нет, понятно, что убийство персонифицированной христианской идеи должно быть противопоставлено бессмысленности мира. Но получилось по-тинейджерски категорично.

24 Ольга Флярковская Марине Цветаевой http://stihi.ru/2019/11/21/3641

Тополь над знакомой мостовой,
В небе августейшие закаты...
Спят под обескровленной листвой
К делу пригвождённые цитаты.
Пленница и беженка Москвы –
Златовласка у Золотоглавой...
Не поглотит дымный шлейф молвы
Чистого огня посмертной славы.
Мясорубки адовой жерло
И семью, и жизнь твою втянуло...
Ты глядишь пронзительно светло
На Борисоглебский переулок:
Лебедь с лебедёнком, гулкий звон,
Окончанье праздничной обедни...
Долгих странствий тянется перрон,
И тревожит душу странный сон,
И крюки мерещатся в передней...

Но дана немыслимая власть –
Смерть попрать певучим русским словом
Той, что на земле – не удержать,
Той, что улететь всегда готова.
Той, что всем надгробьям вопреки,
По себе оставила – рябину,
Той, чьи непокорные стихи,
Как рябина поздняя, сладки
И неодолимы... как лавины.

Конечно, к реальной личности Марины Ивановны Цветаевой этот текст не имеет никакого отношения, конечно, автор размышляет над неземной сущностью её лирической героини. В стихотворении традиционно всё (и язык особенно, его нельзя назвать современным), отметить уникальность предложенного текста не представляется возможным.

25 Садовник Асечкин Сленговое слово http://stihi.ru/2016/04/18/9833

А может, ты ангелова полукровка?
Я рядом с тобою в маршрутке трясусь.
Чернеет на голени татуировка
твоей, серебрится колечко в носу.

Потом ты выходишь. Изрядно сверкая,
идёшь до работы ещё полверсты —
и музыка сфер различима такая,
что разом добреют бомжи и коты.

А после аллеи ты (у перекрёстка)
исчезнешь, сливаясь с лучами зари.
"Любовь" — это что-то из сленга подростков.
"Люблю" — это то, что нельзя говорить.

Очень лёгкое и ни к чему не обязывающее стихотворение, этим и привлекает. Нет тяжести языка, нет штампов, зато есть четко сформулированная и выполненная от и до творческая задача.

26 Алёнка Овсянникова Бог морей http://stihi.ru/2020/06/14/7366

Все однажды произойдёт без слов.
Загорелая кисть устанет сжимать весло,
Он ругнётся беззлобно, мол, чёрт, куда меня занесло,
И видавшая виды шлюпка уткнётся в берег.
На груди распахнётся рубаха... О, бог морей -
От льняных волос до татуированных якорей.
Ты затерянный остров, а он воплощённый Грэй,
Магеллан, Марко Поло, Колумб и Беринг.
Ты забудешь тут же, что ветер иссяк, что родник иссох,
Просто сделаешь шаг навстречу, когда он выпрыгнет на песок,
Подойдёт и посмотрит глазами, зелёными, как лесок
На краю лагуны...  И, опьянев от зова,
Ты не вспомнишь больше, кто он, кто ты,
Задыхаясь от восхитительной немоты
Покорённой земли, ни сапог не ведавшей, ни мотыг,
Где под небом бескрайним лагуна светится бирюзово.

Ещё одно радующее сердце и душу стихотворение, автор не пытает блеснуть эрудицией, ищет доступные средства выражения, образы, согласующиеся друг с другом, работающие на передачу замысла.

27 Игорь Гонохов  Сердечное http://stihi.ru/2020/06/08/7268

 Андрей Иванович подошел к столу и вылил из чашки почерневшую воду.
            И на душе у Андрея Ивановича стало светло.

                Даниил Хармс

Пятнадцатое марта. Тихо в парке.
Звонит мобильник это, верно, мать.
Снежинки, гололёд, нежарко.
Я многое могу вам рассказать,

но не успею. Что-то происходит:
снежинки замерли, мобильник замолчал.
Повисли птицы надо мной в полёте,
как те чаинки, только тут не чай.

Кристальный воздух стал ещё кристальней,
стеклянной глыбой всё кругом глуша.
Сквозь эту линзу хороши детали,
но невозможно сквозь неё дышать.

Остановилось время, сердце встало.
Я сам как будто на стекле стоял.
А подо мной, ни много и ни мало,
колодец в инее, серебряный провал.

Но слышу скрип (так открывают дверцу,
которую уже обвил паук).
Я сделал шаг, и застучало сердце,
вернулись воздух, птицы, взмахи, звук.

Алло, алло... Конечно слышу, мама.
Гуляю... Помню... В пятницу, в обед.
В порядке... Сбросил пару килограммов.
Да, да, здоров... Желаю и тебе...

А в это время птичьи эскадрильи
с ветвей сбивали синеватый лёд.
Такое чувство, словно мир промыли.
Колодца нет, А снег? А снег идёт, идёт...

Ещё один образец чистой и светлой искренности. Стихотворение из разряда «да, это про меня, да, это про каждого», стихотворение о любви в широком смысле. О любви к жизни, к красоте. Обрывки разговора позволяют составить целостную картину переживаний лирического героя, сильного уже тем, что может быть честным перед самим собой. И автора, которые пишет о том, о чем знает сам.

28 Эмиль Мамедов Твой голос http://stihi.ru/2020/05/17/4546

Остыла ночь и в окна бьётся тьма.
Там топит дождь останки снежных горок.
Не умолкай.  Твой голос сердцу дорог.
И в этот час я не сойду с ума.

Слепая ночь стучится в зеркала
весенних луж, раскрашенных в цвет неба.
Скажи, а есть ли мир, в котором мне бы
Ты так беспечно, мило не лгала?

Я знаю всё. Пройдёт и эта тьма
Как сто-пятьсот ночей и столько ж будней.
Твой голос растворится. Ты забудешь,
Как я остался и сошёл с ума.

Практически элегия. Грустно философское размышление о превратностях любви. Абсолютно ничего оригинального и нового. Только строчка «Как сто-пятьсот ночей и столько ж будней» приближает язык произведение к актуальной версии национального языка. В этой строке чувствуется эмоция, тогда как другие, написанные языком классиков, сухи и шаблонны.

29 Алана Эзер О зеркалах? http://stihi.ru/2020/06/11/463

Ну что, мой друг, поговорим о зеркалах?
О том, как амальгамою пропах
старик-зеркальщик, чудеса творящий.
Он созидает параллельные миры,
в которых мы, по правилам игры,
искать вольны, да только не обрящем.

Там воздух недвижим и невесом, 
в нём дымкой отражается твой сон,
в который, хоть умри, но не проснуться. 
И не вернуться. Ночи напролёт
стучи в проём распахнутых ворот —
не отворит творец с улыбкой Кунца.

Льют зеркала печальный зыбкий свет, 
и тени тех, кого давно здесь нет,
мелькают в череде воспоминаний
так близко — только руку протяни,
и до тебя дотронутся они...
Но нет, не ощутишь ты их касаний. 

***

Стекло. Такое хрупкое на вид: 
ударишь — разобьётся. Но хранит
тебя от перехода в зазеркалье,
где амальгамы серебристый свет
твердит о том, чего в помине нет,
и манит, и томит своей печалью

Сначала  я увидела слово «амальгама», мне стало грустно. Потому что каждый первый считает своим священным долгом к месту и не к месту его употребить. Каково же было мое удивление, когда я, прочитав текст полностью, поняла, что слово здесь абсолютно уместно, так как в стихотворении одним из ведущих образов является именно образ зеркала. Идея зеркальности-параллельности воплощена в текста, автор выполнил коммуникативную задачу, что делает честь ему и доставляет радость понимания читателю.
Единственное, что в этом стихотворении вызывает вопросы – язык. Абсолютно несовременный (даже архаичный) и неживой, хоть и понятный, именно поэтому текст становится похожим на имитацию.

30 Ольга Домрачева по воде бегущие круги http://stihi.ru/2019/10/26/2267

накануне ветер второпях
задувал берёзовые свечи.
лебеди на скошенных полях –
снегопада белые предтечи.

в небеса впадающей реки
глубоки напутственные речи.
по воде бегущие круги
в самом деле жизни человечьи.

лебеди распорют небосвод,
кровяным итожа время певчих.
как ноябрь на землю упадёт,
ты его вдохнёшь,  и станет легче.

Обычная пейзажная лирика с элементами философской. Создается ощущение, что текст составлен из строчек, принадлежащих Фету и Тютчеву.

31 Борис Голубчик Оригами http://stihi.ru/2020/06/03/4600

Сложи меня, как оригами. 
Журавликом. 
Курлы-курлы.
Шероховатыми краями
сойдутся острые углы.

Разбавь предчувствием полёта 
печаль исписанных страниц. 
Я спрячу в сумраке блокнота 
маршруты перелётных птиц. 

Сложи меня, как оригами, 
из старого черновика. 
Я буду задевать локтями 
бумажными 
за облака. 

Когда два человека любят друг друга, они готовы доверить друг другу свою жизнь. Любовь позволяет человеку чувствовать себя легким и свободным, как бумажный журавлик. При простоте формы, примитивных рифмах очень понятное стихотворение, которое не вызывает ни вопросов, ни желания критиковать. Чувствует авторский голос, что-то личное, творец способен создать свой художественный мир, ориентируясь на личные представления об эстетике, текст не вторичен.

32 Дари-Экс Куршская коса http://stihi.ru/2015/08/21/728

Словно пьяные - мечут, и рвут, и бушуют ветра,
А с утра - тишина на руинах ночного базара -
Легкой рябью винится залив, набузивший вчера,
Только ветки лежат на земле, не проросшие в завтра..

Деловитые ежики топают - посторонись,
Не мешай, неразумный двуногий мешок непокоя..
Самобранкой тропинка, а сверху - таращится высь,
Впереди - только море, и знаешь, ты знаешь, какое? -

Ледянющее.. смелости хватит - с разбегу влетай,
Смоет все, абсолютно, иголками вжарит подкожно -
И прогонит на солнце, и с треском в тебе пустота
Разлетится.. Болюче, но знаешь - и нужно, и можно

Птицам птичье оставить, а ты - человекам прости
Лебединую ругань в доселе неведомой гамме,
Ты услышь - как песчинки уходят теплом из горсти,
А усталые дюны поют под босыми ногами..

..И запомни, привычно втекая в свое колесо -
Тестом старой закваски, да малость иного замеса -
Как танцуя, Россия на Запад взмахнула косой -
Золотисто-песчаной, с зелеными лентами леса.

Россия и Запад – замечательная почвенническая тема. Совершенно непонятно, как она возникла в этом очевидно пейзажном стихотворении. Нет, конечно, пейзажная лирика практически всегда философская, но коса России (да, я в курсе, где она – эта коса) звучит несколько угрожающе. Наверное, автор хотел как-то точно обозначить географические координаты косы, а получилось почвенничество. В остальном – мило, экспрессивно, динамично, достаточно сложно для восприятия.

33 Раткевич Кристина На беду http://stihi.ru/2020/04/29/5900

На беду, дитя моё, на беду
Родила тебя в безоблачный день.
Высыхали мандрагоры в саду,
И ползли жуки и звери к воде,
Поседевший жрец твердил: "Пастушок!
Звуки арфы – слышишь? Шёпоты трав?"
Я закутала тебя в белый шёлк,
И молилась, как могла, до утра.
Не распахивай окно, не смотри!
Вдалеке звенит пастушья свирель...
Под какую дудку пляшут цари,
Предающие своих дочерей?!
Продающие – бескрайний базар
Жизнь людская! От темна до темна!
Как смотреть, скажи, придворным в глаза?
Слуги шепчут: "Пастухова жена!"
На беду, дитя! Весь мир, как он был,
Сжался, съёжился, свернулся в клубок.
Если б можно – просто взять и забыть...
 
Бог ему благоволит, дочка? Бог?

Очень напоминает перевод текста, созданного в эпоху романтизма. Авторского нет ничего, язык скуден.

34 Змей Горыныч 3 Ансельм http://stihi.ru/2020/06/03/5190

Бог не может не существовать… (Ансельм Кентерберийский).

Бабочки плещут, стайкой текут в глазах.
Камни теплеют, катятся под уклон.
Кажется, камни что-то хотят сказать…
Или под каской голову напекло?

Птицы в полете прямо в лицо кричат
Что-то о смерти и о большой любви.
Напоминают: просто зажми, качай…
Или неправда? Все же СО в крови?

Жук неподвижен. Панцирь его красив,
Словно бутылки винно-зеленый скол.
Отблеск сокровищ в белом дыму висит…
Может сочится на руки сульфанол?

Папорот выгнут листьями на испод,
Вот они споры бурые, посмотри.
«Пламя в уплату… В нем существует брод…» -
Пишет Ансельмо где-то в Кентербери.

Ранец пустеет. Тот, кто не быть не мог,
Вот бы нам ливень с ясных послал небес…
Ты уходила, спичку бросая в мох.
Ты понимала, что поджигаешь лес.

Редкий текст, в котором есть более одного слоя. Именно многослойность заставляет реконструировать событие, которое находится в центре внимания автора. Реализует невероятно актуальная идея всевременности – времени нет, все, что происходит – происходит одновременно. Ансельм, сульфанол, ранец, Средневековье, современность. Я бы однозначно включила этот текст в шорт-лист, потому что он современен формально, содержательно, идеологически, автор мастерски пользуется приемом, представляет себе, что такое современная литература и, скажу больше, действует в рамках современного литературного процесса.

35 Александра Герасимова и вот нас не бывало как легко  http://stihi.ru/2020/06/04/7312

и вот нас не бывало как легко
плывёт над этим знанием прелестным
створоженное солнцем молоко
и облаково мокро далеко
предобморочно плавать и тебе с ним

покуда ты не столько человек
насколько муравей и куропатка
пока ещё беззвёздно под лопаткой
и сухо между сдвинутых бровей
пока твой голос белый суховей
не поборовший хриплого припадка

и божьему закону всё к лицу
к обеду ложка к вечеру смеркалось
и ты не договаривал отцу
что было прежде я мешала суп
и так нас мало дома оставалось

но всюду стынь всё новое навзрыд
не озеро не печка не/отложка
рукалицо нонфикшен кружкаложка
и важных нас ещё совсем немножко
и всё что я хочу сказать то стыд

но я скажу в реке заподлицо
утоплены полночные рыдания
ты в первый раз придёшь без опоздания
и анна пална выплюнет задания
тебе на парту вот такое знание
такое несадовое кольцо

такая нефиговая замута
не нам с тобой полуденная нежить
но важно так и сложно почему-то
и в воздухе июнь и перламутр
и нежность боже
ну конечно
нежность

Отличный набор интересных слов. Видно, что автор хорошо поработал со словарем. Общий смысл примерно понятен. Типа)

36 Елена Элентух Рыбарь http://stihi.ru/2015/06/08/6002

Моли не моли,
потеряет беда ключи
от белых дверей с латунным тяжелым замком.
В замочную скважину глазом косят грачи,
уже прилетели, а им говорят - потом.
За дверью беснуется вербный душистый куст,
под дверь протолкнулся сиреневый пятицвет.
Дорога к тебе - по гравию серому хруст.
Пришла, помолчала, искала. Тебя здесь нет.
Он Пётр. Он знает места. Тут отличный клёв.
Три первых звезды, крючок, зацепились лучи.
Распахнут заката ангинный бугристый зёв
над морем спокойным.
Поймали, так не кричи.

Отличный образец использования библейских мотивов, однако сюжет, на фоне которого эти мотивы могли бы стать в полной мере значимыми, теряется. Библейские аллюзии не переплетены с фабулой стихотворения. Совершенно непонятно, к кому обращается лирический герой. То ли к рыбам, которых ловит Пётр, то ли к воображаемому собеседнику, которого хочет уверить, что беда потеряет ключи, то ли к звёздам, которые метафорически являются рыбами, которых ловит Пётр, то ли всем сразу. Логически потеря бедой ключей не согласуется с общим пессимистическим болезненным пафосом стихотворения - метафора «заката ангинный бугристый зёв» очевидно об этом свидетельствует. Конечно, примерно понятно, «что хотел сказать» автор, но только примерно – на уровне догадок. Текст не обладает целостностью.

37 Смагина Виктория Туман http://stihi.ru/2020/01/01/1028

Туман молочен, густ, пропах болотной тайной,
топорщит плавники древесных хищных рыб.
Они плывут на свет аквариумных зданий,
на блёсны терпких снов, на половичный скрип.

Заглядывают за кресты оконных рамок —
бельмастые глаза наследственно чутки, —
вот растворён в воде невызревший, но амок,
растут из жухлых слов зелёные стихи,

тревожность вяжет шарф из нежности и боли —
закутать потеплей двудышащих мальков,
и в воздухе царит привычность слёзной соли
из писем Роди Р.  Михалычу и ко.

Не хочешь – не вдыхай, плыви, приняв робусту,
хоть кролем, хоть собачьим стилем «детский пыл».
Авось, профессор-рыб зевнёт с зубастой грустью,
в лабораторный бланк черкнув «один уплыл».
Насыплет кормовой, но уценённой, манны,
расчертит график тьмы на сотню ближних лет…

Так много остальных, не выплывших в тумане
на диогенов крик и на фонарный свет*…



*Однажды великий философ Древней Греции Диоген Синопский
зажег днем фонарь и пошел с ним по городу.
На недоуменные вопросы горожан он отвечал кратко: «Ищу человека».

Диоген человека не нашел. Собственно, теме поиск посвящено стихотворение. Скроено и сшито оно ладно, есть даже индивидуальный авторский стиль.

38 Анна Арканина Время сирени http://stihi.ru/2020/05/08/5833

Все утро вглядываться в дали
пройдя по досточке ребристой,
свернуть из коридора в спальню,
где подоконник бел, как пристань.

Всем телом взять и  опереться
на воздух тоньше вздоха клена.
Проснуться, вдруг, и опериться,
а как ещё прожить влюблённым?

Стать долгим звуком колоколен,
в плаще расхаживая тенью,
и рухнуть, будто бы надломлен,
в долготерпение сирени.

Хорошее крепкое проходное стихотворение, ничего новаторского или хоть сколько-нибудь примечательного. Но и ничего вопиющего. Интересное сравнение в первом четверостишии, сразу – картина раннего безоблачного утра и такой же безоблачной чистой любви.

39 Елена Наильевна Шарфик http://stihi.ru/2019/12/19/8175

В конце концов всё сводится к тому,
что снег летит в расхристанную тьму,
и валенки пекутся в батарее,
нашла в углу лопатка свой ночлег,
и только тот нелепый человек
стоять остался с шарфиком на шее.

А почему нелепый?  Если мы,
спокойный час у вьюги взяв взаймы,
его лепили - значит, лепый, лепый!
Морковка-нос, ведро на голове,
и не забыли пуговицы две -
чтоб не смотрел в пургу ночную слепо.

И всё тянуло выглянуть в окно
(как будто ничего не решено)
и, может быть, окликнуть из подъезда:
"Эй, ты же не уходишь, так войди!"
Но только шаль сомкнула на груди
и в тапочки вельветовые влезла,
открыла земляничный конфитюр.
 
Снежинки в бальных платьях от кутюр
кружили над домами в темпе вальса,
а лепый человек - он был живым,
и ртом своим верёвочным, кривым
мне издали смущённо улыбался,
 
и дочкин шарф от ветра развевался...

Стихотворение вызывает улыбку. И хочется покритиковать, и не хочется. Дело в том, что здесь есть очень занятный прием олицетворения, который дает тексту цельность. А снеговик (в другом контексте слово «лепый» смутило бы) получается смешной и немного страшноватый. Эта сложность образа и позволяет тексту существовать во всей своей многогранной эмоциональной красоте.

40 Радио-Активен Синдром Голлума http://stihi.ru/2016/04/12/10296

Слова любви растратил на шалав,
В ломбард иллюзий заложил я душу.
В ночи по мне звонят колокола,
Я кожей чувствую дыханье зла -
То Око Саурона взглядом душит
И выжимает плач.

Слова обмана, гнева собирал,
За пазухой их прятал, словно камни;
И часто под пьянящее "Ура!",
Я выбивал, как зубы, ими страйк,
Но, глядя в отражение в стакане,
Я видел стыд и страх.

Слова прощения швырял на гриль
И отравился едким дымом боли.
Потом эльфийку встретил и внутри
Расцвёл, Кольцо Всевластья подарив...
Но, светлых слов любви не зная боле,
Подсел на озверин.

Я тратил зря и время, и слова;
Водился с орками, смакуя герыч.
История проста и не нова -
Я выбрал Мордор, дурья голова...
"Ну, здравствуй!" - молвил доктор Гэндальф Серый,
И Голлумом прозвал.

Здесь, разумеется, я отмечу образную систему. Именно систему, а не разрозненные образы, которые читатель должен сам совмещать в своей собственной голове, а читатель не всегда делает это успешно. Образная система опирается на всем известное произведение массовой культуры и адаптирует смыслы. Лирический герой – простой мужик, которому и разухабистость не чужда, и куртуазный маньеризм приятен. Поэтому воспринимается легко.

41 Наталья Матвеева 5  Лето на Свири http://stihi.ru/2019/11/03/8312

  А было это ночью белой,
                Когда земля не знает сна.
                В одном окне заря алела,
                В другом окне плыла луна. С.Маршак


Я прибыл с юга в непогожий день.
Застенчивое северное лето
со мной не пьёт, но наполняет всклень
обманчивую ночь молочным светом.
Трепещут островки березняка.
Луна понять не в силах, где ей место
в орбите суток - так моя строка
льнёт то к анАпесту, то к анапЕсту.
Тепло на Свири жалкое до слёз,
лишь тронь - оно тотчас пойдёт на убыль.
Черёмухи дурманящая гроздь
велит ослепнуть - только я не Врубель.
Качаются и тонут поплавки
у пристани, где тощие подростки
рыбачат, молча курят по-мужски
размятую в ладонях папироску -
одну на всех. Уходит теплоход -
плакун-трава следы его ласкает.
Зима в сторонке притаившись ждёт.
Галдящих крякв непуганая стая
потомство поднимает на крыло.
И ночь, как день,
и нет причин для грусти.
Как будто время истины пришло -
охотилось...
поймало...
не отпустит...

Ощущения, которые испытывает человек, прибывая в северное лето, переданы очень точно. Лирическая зарисовка этого автора отличается удачной формой – ни одной очевидно проходной рифмы, написано невероятно легко, соответственно, легко и читается.  А самое главное – синестизия, текст вызывает в мозгу звуки, запахи, цвета, хотя автор пользуется предельно простой общеупотребительной лексикой, не стремиться удивить читателя, а зовет его за собой – созерцать.

42 Михаил Белоногов Символ веры http://stihi.ru/2020/03/18/3299

Обрывки снов шестидесятых –
миг пробужденья после сна
на облаках стерильной ваты;
тоталитарная весна
стучит по льду хоккейной клюшкой...
не сдохнуть, выжить, чтобы жить –
пить молоко солдатской кружкой
и полной ложкой рыбий жир;
ждать папку вечером с работы -
хмельного, с запахом вина;
и помнить сладкий запах пота,
солярки, сена и зерна;
стихи как эхо и награды –
реликвии его войны;
все полусказки полуправды
кривого зеркала страны,
где чебурашка самый верный,
а добрый – Гена-крокодил
знать твёрдо, как и Символ Веры,
что ты сегодня затвердил.

Символ Веры возникает неожиданно и внезапно после ностальгических пассажей. Ностальгические пассажи здесь весьма общие. Примерно такие, о каких пишутся книги и комментарии в фэйсбуке. Советское детство – мотив, который будет актуальным еще долго (тем, кто родился в девяносто первом, нет еще и 30). Символ Веры здесь – претензия на многоуровневость текста. А может быть, советское детство и есть этот Символ Веры – странный и противоречивый, очень земной.

43 Маргарита Бахарева Курилы http://stihi.ru/2019/04/05/6137

Там где рифмуют синь и благодать
Со смыслом книг Харуки Мураками,
Раскуривает мхи япона мать,
Пуская облака над островами.

Там сложен быт, как древний иероглиф,
За душу ничего не продадут.
И солнце опускает свой половник,
Черпнуть себе креветок в мисо суп.

Когда я вижу в стихотворении «Харуки Мураками», а рядом «япону мать», я начинаю думать, что передо мной текст либо убежденного посмодерниста и, не побоюсь этого слова, концептуалиста, либо любителя простоты, которая не очень свята, а напротив, избита, стереотипна, шаблонная. Коммуникативный замысел туманен, но, возможно, так и задумано. Восток – дело тонкое (да, штамп, а что ему можно, а мне нет?)))

44 Дмитрий Близнюк самурай http://stihi.ru/2020/03/07/6446

эта женщина -
лакированная змея
в черном обтягивающем платье,
сбросила мускулистого офицера с края доски -
прямо на синтетический ковер.
впилась ногтями в грудь. черт, черт.
эта женщина, как лезвие без рукояти,
в своих обморочных платьях...
режет глаза и руки, как ни держи ее.
ты особая, райское яблоко, уже начавшее гнить,
темнеть. курага сосков,
аромат рыбок, стянула трусики,
а я точно кот возле аквариума.
и, спустя половину ночи,
голый, изможденный я
выхожу на зимний двор,
а она уже спит. на заднем плане картины,
пускает винные пузырьки в потолок,
роза накрытая марлей, рот - тлей,
и я смотрю
на флаг в соседнем дворе - в морозном ночном воздухе,
тяжело, плавно застыл, как холодец.
как медуза, выброшенная на черный берег,
раскрашенная пульверизаторами в желто-голубой.
но где моя родина?
она - это небо,
эта женщина в спальне.
и вспыхивает озарение, как молния, как зубная боль,
понимание всей жизни -
мгновенный  перевод смысла
из точки А в точку Б.
и я, показавшись зимней вселенной во всей красе
подтянутого сорокалетнего кентавра,
возвращаюсь к ней в постель -
холодный, дрожащий как насос
в трюме тонущего корабля.
таю. ледник. горячая кожа. бархатный жар.
списпи.
обнимаю лезвие...

Стихотворение прекрасно, я очень люблю верлибры, мне кажется, в них много жизни. И в этом стихотворении много жизни, слов не нарочиты, но каждое – на своем месте. Для изображения ускользающего и неуловимого ощущения любви – верлибр – лучшая форма.

45 Татьяна Шкодина 2  Пуговка http://stihi.ru/2020/03/04/7388

Он её до одури ненавидел!
Ни дышать, ни есть, ни уснуть никак…
Даже пуговку на потёртом твиде
Так хотел сорвать и зажать в кулак!

Десять круглых пуговок – алых бусин –
Словно капли крови легли на ткань.
…Попытался выстрелить, только струсил,
Вместо пули в спину – чумная брань.

Нелюбимый, жалкий… С душой пигмея,
Неотвязной тенью скользящий вслед…
От мечты несбыточной сатанея,
Под заветной дверью встречал рассвет.

Знал, что зверю нужно скорее выйти
Из подвалов тёмной больной души.
…Незаметный с виду, как мелкий винтик
В механизме, собранном за гроши.

Вожделел, выслеживал, караулил…
Чтоб схватить за горло и пальцы сжать,
Отмечая цепким зрачком горгульи:
Закатилась пуговка под кровать…

Стихотворение проработано до мелочей. Красная пуговка, красная точка – деталь, на которой выстроена конструкция текста. Красная пуговка – мощный символ бессильной любви человека с душой пигмея. Как гранатовый браслет (нет, я не считаю Желткова образцом). Только здесь автор развивает тему, влюбленный маленький человек хочет убить, потому что чувство в душе пигмея поместиться не может. Особое очарование стихотворению прибавляют последние строчки, позволяющие читателю стать соавтором.

46 Ольга Хворост История про непослушную леди http://stihi.ru/2020/04/27/6274

На стареньком велосипеде,
Созрев для крутых перемен,
В турне отправлялась почтенная леди
Из славного города N.
Манили далёкие  страны,
Где солнцем пропитаны дни,
Хотелось к павлинам, слонам, обезьянам...
А власти сказали  — ни-ни!
Но леди сложила в корзинку
Две банки желе из хурмы,
Перчатки, пальто, палантин и ботинки
На случай внезапной зимы,
Стране заплатила налоги,
Взяла водяной пистолет,
Из города N   ранним утром в дорогу
Направила велосипед.
— Куда вы?! — кричали соседи,
— Гуляйте, как все, во дворе!
К рулю прижимаясь,  почтенная леди
Неслась всё быстрей и быстрей!
Мелькали дома и отели,
Потом исчезали в дали,
И вирусов стаи за нею летели,
Но леди догнать не смогли.

Оптимистическое стихотворение о жизнелюбии. Сюжет в наличии, лирическая героиня в наличии (с ней даже хочется познакомиться поближе), в наличии и форма, ритм, соответствующий теме и настроению стихотворения. 

47 Алексей Ленивец Думаешь... http://stihi.ru/2020/06/11/6694

Думаешь, это гребни давних пожаров
и ничего не может быть однозначным,
но это просто осень давит на жалость,
чешется в гландах,
так вот - сидим и плачем;

вьёт паутины - в дни,
молчанье - в верёвки;
льёт золотую горечь в кокиль гранёный.
Будто от неизбежности - полукровки,
так вот - сидим и плачем,
о чём - не помним.

Спиленный сук под нами - лавкой уютной.
Это не край пока - лишь туман окольный.
Перед отлётом
шумно крякают утки -
вот и весь звук
с моей и твоей колоколен.

И за каким-то лешим
или за лесом
прячутся над репейником эвересты,
прячут от нас идиллию эдельвейсы.
Страх высоты - мешает
потом
воскреснуть.

Думаешь, так и надо,
ведь надо - малость:
с кем-то согреться,
кем-то себе хвалиться.
Так вот - сидим и плачем,
а ветер маслит
лбы поцелуями
нам
и
пехотинцам.

Типичная элегия. Ни убавить, ни прибавить, но и сказать после – нечего.

48 Айна Кэм Бусинка http://stihi.ru/2020/06/03/5712

Ни моргнуть, ни выдохнуть, ни пропеть петухом,
Только мимо недели летят газелями.
А легко ж быть потерянной бусинкой подо мхом,
Легко и зелено.

Только птицы порой кричат, и растёт самшит.
У больших насекомых трясутся усики.
И никто вину ненужную не внушит
Потерянной бусинке.

Вдалеке громыхает музыка, пьют вино.
Насекомые никому ничего не скажут.
А смуглый чужой ребёнок давным-давно
Оплакал пропажу.

Этот текст мог бы стать достойным продолжением предыдущего.  Та же мелодичность, то же сомнамбулическое и созерцательное настроение. Но здесь есть деталь – бусинка, которую потерял ребенок. Эта бусинка воплощает в себе одиночество и покой, бессмысленность всего, что происходит вокруг и собственного существования. Такая вот философская лирика.

49 Ас Пупкин От заката до рассвета http://stihi.ru/2020/06/12/8691

В море лостно и тихо,
от натуги устав,
ни бореи, ни вихри
не разверзли уста.
Сходит в воду светило,
остужая живот.
Луноликая дива
смотрит в зеркало вод.
Благонравен и ладен,
плавунец-удалец
в отражение глядя,
с ним пойти под венец
предлагает красотке,
а она до зари
улыбается кротко,
мол, смотри, не соври.



За околицей неба,
где хлыщи-облака
из небесного крепа
наедают бока,
горделивая пава,
и светла, и мила,
в день плывёт величаво,
поглядеть в зеркала
голубых водоёмов,
но супруг-тихоход,
взгорячён неуёмно,
на востоке встаёт.
И кокетка, робея,
выключает ночник,
а земля-скарабея
катит в тень лунный лик.

Стихотворение описательно, какой-то глубины или многослойности я не увидела. Текст целен, но после прочтения совсем не остается вопросов, нет повода для размышлений – скучно. Автор пытался сделать красиво, но в погоне за красотой слова утратил смысл слова. Используется абсолютно, на мой взгляд, не вписывающаяся сюда лексика – красотка, кокетка.

50 Галия Гали что-то в тебе... http://stihi.ru/2019/12/10/6576

что-то в тебе говорит – то ли тьма, то ли свет.
что-то болит так, что хочется вынуть занозу.
кто-то в тебе вопрошает да ищет ответ,
но не найдя, затихает, пускается в слёзы:
что там внутри, посмотри  – то ли снег, то ли дым,
что-то губительней зла и страшней катастрофы?
нет же, – тюльпаны, фонтаны, арыки, сады,
ветер стихает, и строки слагаются  в строфы.
это деревья до неба растут сквозь тебя,
знаю, что больно... и жалобой счастья – из веток
ивы-крушины, тревожа, садня и свербя,
трель соловьиная прямо сквозь сердце продета.

Дуализм восприятия адреса лирического героя осмысляется автором классически – он выстраивает оппозиции, использует антитезы. А может быть, адресат – сам лирический герой, осмысляющий своё место в мире? Язык стихотворения, конечно, литературный, но не очень актуальный, автор ориентируется не на жизнь, а на старших товарищей по перу, голос самого автора спрятан за строками, его не слышно, поэтому стихотворение напоминает хорошо выполненное упражнение в стихосложении.

51 Ольга Вирязова трава щекочет... http://stihi.ru/2019/06/13/3211

Трава щекочет
облака как лёд
им коготком по донышку скребёт
очередная башня немосквы
и немоты
о мы
о ты

Вайфай одновременно всё же сеть
хоть и летать а всё равно висеть
над водорослями не зная дна
над проволоками не зная зла
им несть числа
им несть
их месть
их неть

всем осязанием над холодком
молчанием над языком

о как ветвятся в небе голоса
сквозь чувства разнесённые как сад
просачиваясь в нашу духоту
на бытиё травинок и жучков

сейчас посилен мир почти знаком
велик пока мы тут

и что ему он сам себе гора
с тугими проводами из нутра
которая сама себя несёт
сама себе и кровля и живот

миры травинок норок и жучков
гудят пощёлкивают языком
поскрипывают крыльями из под

кто не звонит не пишет
тот сам летит плывёт
сам кругооборот

А в этом стихотворении язык играет огромную роль, автор активно пользуется языковой игрой, но не только для того чтобы привлечь читателя и продемонстрировать владение этим инструментом, но и для передачи смысла – идеи игрового характера бытия вообще. И таким образом он идеально сопрягает форму с содержанием.

ШОРТ-ЛИСТ

03 Жиль Де Брюн Без топора http://stihi.ru/2020/04/06/10762
15 Александр Перевозкин качелька лампочка-Луна http://stihi.ru/2020/03/13/7999
21 Юрий Бердан Какой был день! Безумно голубой... http://stihi.ru/2020/05/14/1022
27 Игорь Гонохов  Сердечное http://stihi.ru/2020/06/08/7268
34 Змей Горыныч 3 Ансельм http://stihi.ru/2020/06/03/5190
44 Дмитрий Близнюк самурай http://stihi.ru/2020/03/07/6446
45 Татьяна Шкодина 2  Пуговка http://stihi.ru/2020/03/04/7388
46 Ольга Хворост История про непослушную леди http://stihi.ru/2020/04/27/6274
35 Александра Герасимова и вот нас не бывало как легко  http://stihi.ru/2020/06/04/7312

Об эксперте:

ТАТЬЯНА ЗАГИДУЛИНА
Загидулина Татьяна, родилась в 1991 году в городе Енисейске.
Бакалавр филологии, магистр филологии, русская литература (диплом с отличием), преподаватель-исследователь.
Кандидат филологических наук, русская литература, защита в 2019 году (УрФУ).
Старший преподаватель кафедры русского языка и методики его преподавания КГПУ им. В.П. Астафьева.
Автор монографий и статей:
Ни ввысь, ни свыше: авиационный дискурс в русской литературе 20-30-х годов ХХ века, 2019, КГПУ им. В.П. Астафьева, Ассоциация преподавателей русского языка и литературы высшей школы, 208 с.
ПОЛЕ ВИДЕНИЯ И НАПРАВЛЕННОСТЬ ВЗГЛЯДА В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ПРОЗЕ М.А. БУЛГАКОВА Сибирский филологический форум. 2019. № 2 (6). С. 22-32.
ТРАНСФОРМАЦИЯ АВИАЦИОННОГО ДИСКУРСА В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ 20-30-Х ГГ. XX ВЕКА
Диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук / Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева. Красноярск, 2018 0
МОТИВ ПОЛЕТА В РОМАНЕ Е. ЗАМЯТИНА "МЫ". Сургутская Ю.В., Загидулина Т.А. В сборнике: Актуальные проблемы лингвистики и литературоведения Сборник материалов V (XIX) Международной конференции молодых ученых. Под редакцией Е.О. Третьякова. 2018. С. 280-281.
NOVEL "MOSKVA-KVA-KVA" BY V. AKSYONOV IN THE PARADIGM OF RUSSIAN RELIGIOUS PHILOSOPHY Zagidulina T.A. Журнал Сибирского федерального университета. Серия: Гуманитарные науки. 2018. Т. 11. № 3. С. 499-510.
ОБРАЗ ЛЕТЧИКА В ОРТОДОКСАЛЬНОЙ СОВЕТСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ 30-Х ГОДОВ Вестник Омского государственного педагогического университета. Гуманитарные исследования. 2018. № 1 (18). С. 89-92.
ГНОСТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ДЕКОНСТРУКЦИИ СОЦРЕАЛИСТИЧЕСКИХ АРХЕТИПОВ В РОМАНЕ В. АКСЕНОВА "МОСКВА-КВА-КВА" Сибирский филологический форум. 2018. № 1 (1). С. 11-24.
ОБРАЗ ЛЕТЧИКА В САТИРИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ 30-Х ГОДОВ (НА МАТЕРИАЛЕ РОМАНА И. ИЛЬФА И Е. ПЕТРОВА "ЗОЛОТОЙ ТЕЛЕНОК") Сибирский филологический форум. 2018. № 2 (2). С. 49-56.
РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ УТОПИЧЕСКОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ В ПОВЕСТИ Л. УЛИЦКОЙ "СОНЕЧКА" Сибирский филологический форум. 2018. № 3 (3). С. 64-72.
ТЕЛЕСНЫЕ ВЗАИМОСВЯЗИ АВИАТОРА И МАШИНЫ В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ 10-20-Х ГОДОВ ХХ ВЕКА В сборнике: XVII Красноярские краевые Рождественские образовательные чтения "1917-2017: уроки столетия" 2017. С. 388-396.
ОБРАЗ ЛЕТЧИКА И ЕГО ФУНКЦИИ В ДЕТСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ 1920-Х ГОДОВ (НА МАТЕРИАЛЕ ПОВЕСТИ К. МИНАЕВА "ЛЕТУНЫ") Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: История, филология. 2017. Т. 16. № 9. С. 185-192.

АНАЛИЗ ТРАНСФОРМАЦИИ МОДЕЛЕЙ РЕПРЕЗЕНТАЦИИ ПОГРАНИЧНОГО СОСТОЯНИЯ ПОЛЕТА В СВЕТЕ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОГО ПОДХОДА Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева. 2017. № 1 (39). С. 189-193.
СУБЪЕКТ-ОБЪЕКТНЫЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА И МАШИНЫ В ТЕКСТАХ АВИАЦИОННОЙ ТЕМАТИКИ (10-30-Е ГГ. ХХ ВЕКА) В сборнике: Материалы 54-й Международной научной студенческой конференции МНСК-2016: Литературоведение 2016. С. 51-52.
TRANSFORMATION OF CORPORAL COMMUNICATION BETWEEN PILOT AND MACHINE IN RUSSIAN LITERATURE OF THE EARLY 20TH CENTURY Zagidulina T.A. Журнал Сибирского федерального университета. Серия: Гуманитарные науки. 2016. Т. 9. № 5. С. 1081-1088.
"СТАЛИНСКИЕ СОКОЛЫ" - ОРНИТОЛОГИЧЕСКАЯ МЕТАФОРА В АВИАЦИОННОМ ДИСКУРСЕ КАК ИНСТРУМЕНТ КОНСТРУИРОВАНИЯ ПОЛИТИЧЕСКОГО МИФА Политическая лингвистика. 2016. № 4 (58). С. 176-180.
СЕМАНТИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ЗООМОРФНЫХ И АНТРОПОМОРФНЫХ МЕТАФОР В ЛИТЕРАТУРЕ НАЧАЛА ХХ ВЕКА: ДВА МИФА В сборнике: ЯЗЫК И КУЛЬТУРА ЭТНОСА Материалы Международной научно-практической конференции. Ответственный редактор: Васильев А.Д.; Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева. 2015. С. 46-53.
ТРАНСФОРМАЦИЯ ПУТЕВЫХ ЖАНРОВ В РОССИИ. ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА, ЛИТЕРАТУРА НОВОГО ВРЕМЕНИ (ПРАКТИКА ПУТЕШЕСТВИЙ В КУЛЬТУРНОМ И ИСТОРИЧЕСКОМ КОНТЕКСТЕ) Труды Русской антропологической школы. 2013. № 13. С. 124-131.
АВТОРСКАЯ ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ПОНЯТИЙ ЦВЕТА, СВЕТА И ТЬМЫ В РАННЕМ ТВОРЧЕСТВЕ М. А. БУЛГАКОВА (НА ПРИМЕРЕ РАССКАЗОВ ИЗ ЦИКЛА "ЗАПИСКИ ЮНОГО ВРАЧА" - "МОРФИЙ" И "ТЬМА ЕГИПЕТСКАЯ") Загидулина Т.А., Сперанская А.Н. Язык и социальная динамика. 2010. № 10-2. С. 21-24
В 2018 и 2019 годах при поддержке Союза писателей России издано две художественные книги - сборник эссе "Большая русская тоска" (под псевдонимом Софа Эйбельман) и роман "Остальное белым. Гипотеза» (в соавторстве с П. Кузьминых).