Обзор по зимнему туру 2012-13 от Светы Чернышовой

Литературный Фестиваль Рунета
Здравствуйте и спасибо. Спасибо организаторам проекта – мир  держится на людях неравнодушных, готовых что-то создать, воплотить в жизнь для других. Таких людей немного, но они есть. Спасибо  всем без исключения авторам – было интересно читать, размышлять, выбирать. 
Было трудно «говорить» вещи неприятные, особенно тем авторам, чья поэтика мне близка и они мне близки – как персоналии.  Но сказать нужно было – так будет правильно.
О критериях. Моё неоспоримое (на данный момент) и прекрасное  заблуждение – общие=универсальные  критерии выбора поэтического произведения, то есть такие… шаблонные для  каждого поэтического текста критерии – утопия.  Что одному стиху  панацея, другому – яд. Есть два, по сути,  критерия: «моё» и «не моё». Всё остальное –высокоинтеллектуальный,  изощрённый софизм, технично подводящий к пресловутым и вечным: «моё»,  «не моё».  Вот этим софизмом (не особо интеллектуальным и изощрённым) я и занималась.
Не замороченная филфаковским и лингвистическим образованием, не обремененная регалиями, наградами и званиями, я смело могу выбирать, не боясь быть смешной и непрофессиональной. Спрос с рядового читателя необременителен для рядового читателя, а выбор по гамбургскому счету – удел маститых литераторов, профессиональных критиков, высокоинтеллектуальных дотошных читателей (бедные они, бедные…)
Скажу о каждом стихе. Это не аттракцион щедрости широкой души, не  желание всем понравиться (или не понравиться), а из  чувства здорового эгоизма – в процессе автокомментариев еще  раз поговорю и поспорю с собой, поубеждаю себя, или наоборот,  так как второе моё неоспоримое и прекрасное заблуждение – только в споре с собой рождается поэтическая истина.  Она ведь у каждого своя. Не так ли?

Ольга Хворост "Воспоминаний хрупкое стекло..." http://www.stihi.ru/2012/03/18/2755
В  стихотворении много штампов: воспоминаний стекло,  мимолётный нежный взгляд, упрямую морщинку меж бровями, брошенное слово невпопад,  уключин ржавых скрежет. Парад штампов-образов. Для меня в этом стихе очень мало авторских находок и поэтической индивидуальности.

Игорь Журба "Ретро" http://www.stihi.ru/2010/07/01/3544
Интересный стих, от начала до конца держит в тонусе. Автора в стихе вижу. Но у меня есть к нему бестолковая претензия, хотя пунктуация  и мое слабое звено тоже)). Невероятно мешают как попало расставленные запятые и точки. Видимо, я очень старательный школяр-читатель, который доверяет пунктуации и притормаживает на точках, делает паузу на запятых и т.д., а они в тексте не там, где надо бы, и получается, что  притормаживаю, а то и конкретно торможу совсем не там, и разгоняюсь совсем не здесь. Может, от этого еще и впечатление некой сумбурности, невнятности отдельных моментов в стихе.

Настя Каменская "Не спеши" http://www.stihi.ru/2012/11/16/97
Гармоничный и интересный прием – повествование в жанре любовной лирики с совершенно неожиданным финалом. Благодаря развернутой метафоре дождя, происходит естественное, очень лиричное и мелодичное соприкосновение, слияние образа лит.героини и дождя – их эмоциональное единение – красота и печаль чего-то ускользающего и неповторимого… А так ли  прочла стих, как его задумал автор? Не знаю, да и неважно это. Спасибо за волшебство.

Яков Шульц "Голод к людям" http://www.stihi.ru/2012/10/29/3744
Казалось бы, ну,  что ещё можно сказать нового о людях,  окружающих нас, как можно ещё обозначить своё отношение к социуму и приятие либо нет этого  самого социума… а стих меня удивил. Неожиданный финал, редкое  (сейчас) приятие  Божественной искорки в любом человеке вне его жизненного контекста и социальных ярлыков. Это ли не показатель  личностной и творческой зрелости? Спасибо автору, выбираю стих за присутствие в нем автора и его социальную позицию.   

Александр Петрушкин Кыштым "Летящий пёс" http://www.stihi.ru/2012/07/19/4114
Мне трудно говорить о стихах  автора. Сказать, что понимаю  их даже не на 100, а где-то процентов на 50 – значит, солгать. Не понимаю. Но автор щедр (так может быть щедр только состоявшийся поэт ) – он позволяет любому читателю взять из своей  бездонной метафорики, семантики и «пифагорейской олбани»  ровно столько, сколько сможешь осилить, понять, чтобы произошло проживание стиха. Оно произошло.
До этого стихотворения  читала  у Кальпиди «стихи на 17-тилетие дочери», но если в  стихе Кальпиди мое изумление и приятие произведения взращено на изощренном  образном ряде – не тривиальном, сумасшедшем, алогичном (но, все же,  больше  синтетическом), то приятие стиха Александра у меня идёт по несколько иному пути – через одушевлённость образов,  и душа  помещена в настоящее тело – из крови и плоти.

Людмила Поклонная "я тебе расскажу" http://www.stihi.ru/2012/10/26/8567
Автору удалось на одном временнОм срезе поместить и персонажа культового когда-то в СССР индийского фильма,  и  реальных людей, наших соотечественников –  как если бы они шли рядом по запыленной деревенской дороге и думали бы, и пели бы об одном и том же.  Сама  застала время, когда во дворах стояли  железные экраны (с небольшой дощатой сценкой) и летом по субботам крутили кино.  Помню ощущения  сопереживания и сопричастности к происходящему на экране, поэтому могу оценить, насколько автор точно передал проживание фильма, судьбы персонажей, даже после финальных титров. Но фраза «я тебе расскажу» вызывает у меня  читательское сопротивление из-за своей вторичности:       
« Я тебе расскажу, как стонала пурга Воркутинской тоской без предела»
Или
«Я тебе расскажу про студеную горную речку, Что искристою лентою вьется среди валунов»
И т.д.
Даже интонации похожи… мешало…

Александр Кожейкин "Мать, ночь, душная пустота..." http://www.stihi.ru/2012/11/19/2487
Страшный,  практически, документальный стих. Но мне не хватило в нем одного шага  –  шага от трагического реализма к метареализму… или одного поэтического образа, который  любой (трагический ли, обыденный) документальный сюжет превращают, собственно, в стих. 
Помните, как у Пригова? Ели двое мужчин рыбный салат – обыденно, документально ели себе и ели. А потом  сели,  «как две мужские кошки, смотреть, как жизнь внизу текла».)

Елена Наильевна "Рыбы, которых нет" http://www.stihi.ru/2012/04/05/6104
Хороший стих, и он нашел своего читателя. Но для меня в нем тесновато, маловато  метафизического пространства – после прочтения «бегущей с волками» великолепной Клариссы Эстес, глубинными женскими архетипами меня трудно удивить. Даже поэтизированными. Ну и еще помешал брюнет, взявшийся ниоткуда, как кролик из шляпы фокусника,  и исчезнувший так же быстро в никуда.

Александр Попрухин (сКанди) "неворобей" http://www.stihi.ru/2009/05/20/4455
…и сколько их, стихов о поэтах и стихах...  а ведь этот стих задел по-настоящему, потому что написан (здОрово чувствуется)  по большой потребности  написать, сказать о наболевшем – без кокетства, жеманных рефлексий, деланного трагифарса … поэтому и веришь. Если не ошибаюсь,  Толстой сказал: «Можешь не писать – не пиши». Думаю,  как раз тот случай, когда стих НЕ мог НЕ написаться.  Спасибо. 

Елена Бланкет "И что-то зрело изнутри" http://www.stihi.ru/2012/11/15/8026
Есть замечательные образы (не знаю вот можно ли крошить порох – мне кажется, неточный глагол подобран), настроение лит.героини чувствуется, живёшь в стихе ожиданием совершенно неожиданного финала, каким-то апогеем чувства тревоги по нарастающей – до ужаса… а финал ушел  «в песок», сдулся. Возможно, так и было задумано автором, но напрасное ожидание взрывной разрядки меня и разочаровало. 

Егор Мирный "обозрение" http://stihi.ru/2011/11/13/4393
Мне интересно стихотворчество втора,  читаю все его стихи,  поэтому могу сказать с личной (а потом, вероятно, ошибочной) убежденностью – автор вырос из этого текста. Почерк, безусловно, узнаваем,  но мне не хватает в заявленном произведении нынешней метафизической глубины,  3-D объема и тонко отрежиссированного  конфликта лит.героя с феноменами  «жизнь» и «смерть».  Одним словом, в тексте мне не хватает всего того, что сейчас вижу в стихах Егора.

Тали-1 "Белошвейка-2" http://www.stihi.ru/2012/11/05/2275
Хорошее стихотворение. Автор мастерски выстраивает сюжет – на строке с крюком и веревкой испытываешь ужас – Господи, да неужели сейчас это произойдет… и – совершенно неожиданный финал, взлетающий вверх, жизнеутверждающий финал… спасибо автору. 

Ольга Домрачева "О нас и о том, кто..." http://www.stihi.ru/2012/10/11/5362
Интересное стихотворение, насыщенное  образами, цветом, запахом – осязаемое то есть. Что очень важно. Но мне помешало в нем  угловатое выпячивание наших и народных «готовь сани летом…», «цыплят по осени…», «свет клином…» Нет, понимаю,   осознанный прием  автора – но мешало, для меня они слишком навязчивы в стихе. Финал – великолепен.

Не Все Ли Равно "холмы" http://www.stihi.ru/2012/05/30/5437
Люблю верлибры – они не стеснены рифмой, что позволяет автору некоторые вольности без ущерба ритму и размеру строки. Но верлибр требует особой тщательности в выборе словес для «поджарости, мускулистости» текста.
В стихе мне мешает обилие назывных прилагательных на квадратный сантиметр стиха. Слишком в лоб и легко сразу охарактеризованы объекты: свет – густой, косой, предвечерний; возвышенности – желтоватые, волнистые, печаль – тонкая; усмешка – тихая; дорога – узкая; машины – черные и серые. Мне хочется больше своих неожиданных открытий в не своем стихе.

Семён Кац "Из старого. За рябиной" http://www.stihi.ru/2009/08/12/914
Теплая,  атмосферная картина нарисована автором. Да. Обыденно, да негромко … но не каждый стих должен удивить так, чтобы дыхание перехватило – у автора этого произведения была другая задача – он с ней справился. Но все-таки не хватило мне одного-двух ярких=авторских мазков в картине, люблю, пусть немножко,  но удивиться, совсем чуть-чуть… 

Иван Грозный "Время весеннее" http://www.stihi.ru/2009/04/13/5388
Хороший стих. Если придираться – несколько сумбурно, со сбивками дыхания, с некоторой алогичностью и (местами) отсутствием внутреннего смыслового перехода между строками… но придираться не хочется. Задорное оно, искристое и оставляет приятное «послевкусие» Спасибо.

Тапир Внедорожник "Осенняя философия" http://www.stihi.ru/2012/12/05/9338
Казалось бы – что еще надо. Богатая образность, интересные сравнения. Красочно написано, светло. Но мне мешает в стихе  «перебор» с аллюзиями, кучность эпитетов, образов, сравнений. Было такое ощущение (на протяжении всего стиха), что стою с лукошком где-нибудь  в Эрмитаже или в Лувре. То ли я – не там, то ли лукошко – лишнее. Не хватило  вещности, натуральности и где-то даже некрасивости – одного, двух штрихов, которые позволили бы мне ощутить свет, цвет и запах описываемого леса.   

Галина Самойлова Новая Страница "небо" http://www.stihi.ru/2011/05/27/9052
Давно знаю и люблю  стих.  В небольшом по объему произведении – полная визуализация картины – просто, прозрачно, глубоко… спасибо

Александр Спарбер "Пьяное" http://www.stihi.ru/2012/02/10/10754
На сегодняшний день  в моей читательской заветной шкатулке есть два стихотворения, которые  не могу перечитывать без… нет,  не слёз,  но  полного проживания  истории, трагедии, своего почти физического присутствия в ней. И каждый раз проживается заново – больно, страшно,  по-настоящему.  Но сила этого проживания  – не разрушительная, а созидательная. Пока мы помним, мы живы и жизнь наша –  память,  любовь – смерти вопреки.

«черными янтарями в чугунных дольках какое слово еще ты вменишь мне в вину
я похоронил уже стольких что хватило б на маленькую войну»

Дом Астрели "Потрошеная рыба" http://www.stihi.ru/2012/09/29/3380
Интересный, да. Странное ощущение по прочтении – местами немного напоминает  Бродского, местами раннего Заболоцкого, местами Песнь Песней – «рваная рана
недра души её».

Воистину Соломон!
И еще амбивалентность чувств у  меня по прочтении – от брезгливой жалости до недоуменной улыбки… и еще подумала – бедные… бедные мы  рыбочеловеки... вот,  пожалуй, из-за амбивалентности чувств и не беру.

Раткевич Кристина "Запрягай!" http://www.stihi.ru/2012/12/07/4188
Задорно, да, с огоньком. Но местами  сумбурно, невнятно и банально. Еще лубочно до неестественности,  и чтобы окончательно меня (как читателя) добить - лубок перемежается русскими народными и подростковым новоязом. Но! Есть достоинство у стиха – форма соответствует содержанию – стих такой  же суетливый, как и жизнь, которую он описывает. Не бывает худа без добра.))

Гольгертс "Светила луна - холодная и ветреная" http://stihi.ru/2012/04/03/7005
Ну а что… вполне. Спокойно отношусь к  центонной поэзии, все мы (кто открыто, кто скрыто) цитируем классиков.))  Мне очень понравились две первые строфы. Третья – меньше, из-за внезапно выпрыгнувшего В. Маяковского, а финал не впечатлил – ну это вкусовое. Финал, идентичный началу, мне напоминает сказку про белого бычка.

Борис Поляков 2 "Снег в октябре" http://stihi.ru/2010/05/19/4346
Уже говорила выше об этом и повторюсь – Есенин, Рубцов – лобовые ассоциации у меня, ничего не могу поделать, потому что очень похоже. А похоже, потому что не слышу  авторского слова, не вижу авторских образов, автора не вижу в стихе. Простите. 

Ива Че "Геда" http://www.stihi.ru/2012/08/28/9580
Стих понравился,  понравился  попыткой  создать свою историю, свой, брендовый  сюжет – дорогого стоит. Еще мне было интересно рассматривать  произведение (вернее, его образы) как некие символы – «искусственность чувств» – «плацебо»;  «живые чувства» – «лиловый цветок репея», «живой голос» – «живой мох». Но произведение технически шероховато – много инверсий, они мешают. И вот с этим:

Это было сильнее, чем ждут обеда
те, которым не повезло
получить по таблетке ни до, ни после.
Это было, как будто бы мозг из кости
весом где-то на полкило

– для её лопоухой собачки Килли.

Нужно что-то делать… для внятности повествования.

Симон Слуцкин "Осенняя молитва" http://www.stihi.ru/2007/02/25-1449
Нужно обладать особым поэтическим чутьем,  ваяя свою поэтическую историю, чтобы читатель почувствовал себя этим самым багряным невесомым листком,  звездой  в ночи или речным туманом  – перед Творцом… спасибо за проживание и перевоплощение.

Илья Бестужев "Бумажные звёздочки" http://stihi.ru/2012/09/03/2412
Стих хороший – написано с огоньком, бодро,  весело, незатертая образность очень импонирует. Но в шорт не беру – слишком (для меня) оно игровое… даже не игровое, а  игривое –  где-то на капустнике или на лит.вечеринке послушала бы его с удовольствием и долго бы аплодировала))

Колян Коляныч "Антибри" http://stihi.ru/2011/03/02/8472
Произведение не лишено своего такого… настроенческого обаяния и  задоринки, но головокружительные перемещения от одной мысли к другой без  маломальских логических переходов,  сделали для меня произведение местами невнятным и сумбурным. Есть отдельные строчки, которые удивительно хороши, но в целое не сложилось, простите.

Игорь Брен "на дне и наедине" http://www.stihi.ru/2012/10/25/2401
Не знаю, что сказать об этом произведении… начало стиха где-то и остроумное даже, а дальше – измученный нарзаном Бродский. Простите…

Елена Столь "Пива. Курить. net" http://stihi.ru/2012/07/02/4784
Интересное авторское решение бородатого анекдота «так бы и написали, что пива нет.. а то написали…»))  а если серьезно – есть интересные фрагменты в стихе, но слишком,  по мне,  лобовое решение метафорической задачи: «площадь лжи»,  «тупик позитива», «кошка-жизнь», « солнце – хрустящим чипсом». Вот если бы так же, но без называния, а чтобы сама догадалась…

Роберта Ро "Идеально..." http://www.stihi.ru/2011/02/27/6605
Мне нравится читать этого автора по причине абсолютно наплевательского отношения самого автора к проблеме банальности и вторичности. Роберта Ро пишет каждый стих самозабвенно, пылко,  одухотворенно, как будто за ней не стояла рать всех  самых талантливых и бесталанных поэтесс любовного жанра. Такая смелость и преданность одной теме очень  импонирует. Но этот стих не выбираю. Из-за рук лит.героя, которые (все)  в волосах лит.героини. Наверное, виновата во всем моя слишком прямая  ассоциативная нить к любимому креслу, кое утомилась чистить каждые два дня от шикарных волос своей четвероногой любимицы))

Чен Ким "Стишок про рабочий район" http://stihi.ru/2012/02/22/5094
Я не могу обойтись без этого стихотворения в шорте, как в принципе, не могу долго обходиться без стихов автора – читаю, перечитываю…
Лаконичность, простота, щемящая ностальгия и прямо в яблочко (или в сердце, как хотите) финал. Спасибо

Татьяна Шкодина 2 "А если знать..." http://www.stihi.ru/2011/09/22/2733
Хороший стих,  и обязательно включила бы его в свой шорт, если бы не читала до него вот этот:
http://www.stihi.ru/2010/01/08/6381

Не потому что темы схожи,  но в приведенном стихе к финалу я, действительно, съеживаюсь до точки от вполне реального ужаса, явственного, как будто то, что описывает автор,  уже случилось, и меня нет -  «вибрация бессмыслицы в эфире».  Всё дело  в точности подобранных слов, филигранной работе с образами.  Стих «А если знать» приведенному стиху в этом проигрывает…

Кира Леонидова "Дождь" http://www.stihi.ru/2012/10/30/5845
Сколько поэты елозили уже по теме дождя – казалось, что еще нового-то написать можно?? А можно, оказывается.  Замечательный стих. Абсолютно свой, уникальный взгляд  на обыденное явление:  запахи, звуки, настроение – все ощутимо и хочется этим жить, вдохнув и  потрогав рукой. Спасибо 

Юнона-М "Баллада о волчице" http://stihi.ru/2009/04/10/1602
Проникнуться трагедией волчьей семьи и посопереживать им не удалось из-за есенинского  «покатились глаза собачьи…». У него, правда, без мадонн,  пелерин, узоров – всё  грубо,  почти документально. Неправдоподобность описания (сразу в первой строфе), убила   для меня почти мгновенно стих. Волчицы (абы как в кустах) не рожают, к таинству материнства готовятся заблаговременно и ответственно, происходит сие чаще в логовах-норах, расселинах гор, т.е.  всегда  в укромных местах. Бог, с ним не добежала (шучу)… но даже самые молодые и легкомысленные волчицы всегда (подчеркиваю – всегда) рожают своих маленьких весной – март-май. Об этом позаботилась мудрая мать-природа, чтобы волчатки окрепли и выросли за лето. У автора даже на фотографии подсказка – молоденькая травка, ярко-зеленая на влажной, жирной земле. Где-то сердцевинка апреля.)

Светлана Маринская (Артемона Иллахо) "Мертвый дом" http://www.stihi.ru/2009/08/31/885
Интересный стих. У автора все стихи интересные, многие знаю и люблю. Почему не беру в шорт… возможно, ошибаюсь, но  отдельные фрагменты стихотворения «решены» слишком в лоб и просто – ну вроде, детских страшилок, в нём нет того недосказанного, завуалированного мистического ужаса, сложного метафорического решения простых эмоций и чувств, а ведь автор – мастер таких вещей… проще говоря, не беру, потому что стих «слишком мал» для автора.

Башмаков "Старуха в астрале" http://www.stihi.ru/2012/10/13/37
Предчувствую, как обрушится  гнев автора на мою голову, но раз назвалась груздёй – иди сюда.) Стих не поняла. Почти полностью. «Почти»,  наверное, обманываю. Три дня к нему возвращалась, пытаясь продраться сквозь дебри метафорики и образный частокол. Не получилось. Взяла стих и пошла к людям, кои поэтически изощренней и умнее меня. Чуть успокоилась, послушав мнения. Но сейчас о своём мнении – если рассматривать каждый образ по отдельности – шедеврально. Серьёзно. Что они делают вместе в одном тексте и как их  бок о бок в одном стихе  принимать и осмысливать – нет, не понимаю. Простите.    

Екатерина Веретенникова (Хейти) "Её свобода" http://stihi.ru/2012/03/26/11665
Интересное стихотворение, мне всегда любопытен  взгляд автора-современника  на «дела давно минувших дней». Получилось рассказать, но слово «стразы» у меня сразу ассоциируется с кливляющимся Зверевым... ну не отсюда оно (имхо) стилистически совсем… и еще финал…

Всегда. Надолго. Почти навечно.

Такое ощущение (ошибочное скорей всего) – автор сам сомневался и предоставил мне выбор нужного слова.

Николай Бицюк "Сибирь" http://www.stihi.ru/2012/11/01/9575
Не знаю точно, что мне мешает полюбить стих – то ли явно звучащие для меня  интонации Бродского, то ли где-то немного лубочно нарисованная картина – слезинки, снежинки, гудки, нестиранная роба,  солдафон-конвоир, пот, моча… чем больше рисуется автором  картина, тем меньше верю – парадокс, но тем не менее...
Отдаю должное – есть  изумительные вещи, завидую белой завистью (магистраль с поездами на закорках;  шагающие вышки Тюмени – вот они останутся со мной надолго).

Олег Нигилист "все будет" http://www.stihi.ru/2012/12/18/6062
Угу. Есть интересные образы, мысль мне (вроде бы?)  понятна, но как-то слишком расплывчато нарисовано для ассоциаций с Дали и слишком вяло написано для ассоциаций  с Нострадамусом, вплоть до почившего летаргическим сном финала… 

Валерий Таланин "Эмаль" http://www.stihi.ru/2011/02/13/664
Убейте – внятно не объясню, за что мне давно полюбился этот стих. Картинка, нарисованная автором, если вдумываться, довольно комичная. И, вообще, когда читала стих, ловила себя на мысли, что улыбаюсь. Автор, так было задумано?)  Эмалевые глаза – ужас… особенно, когда они остановились. Суетящийся ЛГ, который пытается окна закрыть, под гром и молнии эмалевых глаз…и местами обрывчато, невнятно – особенно предпоследняя строфа,  но  выбираю в шорт, безусловно. Спасибо автору за чудо, внезапно открывшееся мне, вынырнувшее из хаоса, как злато-рыба – я её поймала и ощущаю такое… живое трепыхание поэзии…удивительное чувство.   Ну,  и отдельное  спасибо за тончайшие отголоски Брюсова и Северянина в стихе.))

Игорь Мальцев "Снежное утро" http://stihi.ru/2012/12/05/4869
А мне глянулось стихотворение. Оно, конечно, беспретенциозное, с довольно банальными рифмами и ясной, как божий день, кодой. Но здОрово  передано минутное настроение счастья и удовольствия в задорной перекличке с Пушкиным. В шорт вряд ли возьму, но автора еще с удовольствием почитаю. Спасибо.

Ангелина Добровольская "Снегурочка" http://stihi.ru/2012/12/26/5295
Ну… и что? Аналогий несчастливо влюбленной ЛГ со  Снегурочкой – пруд пруди в  стихах. Поэтому, когда читала стих, было ощущение, что читала его много-много раз – в различных вариациях, у разных авторов, но очень похожих стихов, как две капли капели и две песни свирели. И вообще, стилизация – штука коварная… мало их читала самобытных, авторских, не везёт, наверное…   то попадается лубок расписной, такой,  что скулы сводит, то… лубок расписной. Простите. 

Дмитрий Дёмкин *** http://www.stihi.ru/2012/11/04/4459

Послышался Мандельштам, сразу из двух стихов:

На страшной высоте блуждающий огонь!
Но разве так звезда мерцает?
Прозрачная звезда, блуждающий огонь, –
Твой брат, Петрополь, умирает!

и
нет, не соломинка в торжественном атласе
в огромной комнате, над темною невой
двенадцать месяцев поют о смертном часе
струится в воздухе лед бледно-голубой

Вот, пожалуй, и всё, что послышалось… и,  не боясь быть смешной,  признаюсь – стих не поняла. Весь – от начала и до конца. Не буду пускать пыль в глаза, мол,   «завораживающая ритмика», «люблю медь и серебро» ну и т.д. Стих не поняла – кодировка автора сильнее моих умственных способностей. Простите.

Александр Ра 2 "ветер, дождь и так далее" http://www.stihi.ru/2010/08/07/6063
Стих понравился, но странное послевкусие осталось после прочтения… как будто что-то не досказано, очень важное для меня.   

«волны и чайки и скоро вставать и так далее»

Вот с этим ходила несколько дней, крутилась в голове строка… нет, в стихотворении что-то важно не сказано для меня….
 И еще – для меня в нем слишком мало читательского эмоционального проживания и слишком много от литературы. Это скорее хорошо, чем плохо,  хороший стих от литературы – для хорошего литературного журнала… но для себя – пока не выбираю.

Rewsky "Ночь-лиса" http://stihi.ru/2012/12/14/5170
Интересный стих. По прочтении грузится совершенно мистическая картина  с широким спектром чувств – от умиротворения до тревоги, переходящей  в страх…  гармоничны цветаевские нотки «Мы живём, не спросясь, в царстве веса и мер».
Но, на какой-то момент (скорее всего, первая, вторая строфа) мне показалось, что автор слишком увлекся звукозаписью  произведения, в ущерб смысловой составляющей текста… возможно, мне показалось…

Любовь Левитина "И попытаемся спасти..." http://www.stihi.ru/2012/12/13/3498
Много… очень много поэты замыкают кругов в стихотворениях, а потому замкнутый любовный круг это уже  такой же поэтический моветон, как розы-слезы;  идти по лезвию ножа,  красивые замки из песка; сквозь наваждения и сны; истина в горсти. Понимаете, такие клишированные фразы вышвыривают автора из текста вместе с вещами, ничего от автора не остается… простите.

Никита Брагин "Вакханалия" http://www.stihi.ru/2013/01/07/8824
…всё моя географическая отдаленность – не будоражат (большей частью) стихи о Москве. Но для того, чтобы так написать – нужно любить свой город, срастись с ним, стать его неотъемлемой  частью, кою не оторвать без боли и крови… И  тогда мне, как читателю, уже  неважно, о каком городе вот так напишет автор – Риме, Париже, Ижевске… еще – удивительно точно, семантически выверенная, везде к месту подобранная такая…современная архаика (простите за оксюморон). Выбираю полюбившийся стих, спасибо.

Геннадий Руднев "Поместье" http://stihi.ru/2009/10/17/7230
Стих люблю давно и мои чувства к нему не изменились. Да, вижу в стихе хитро улыбающегося Бродского,  что не мешает автору (все же своим голосом)  едко, иронично, сочно, искренне визуализировать феерическую, местами абсурдную картину нищеты и богатства… а одного ли поместья и поместья ли? Давайте  окинем взглядом мир вокруг нас – наш современный мир. Никого не узнаете в контексте произведения?) Спасибо.

Наташа Самотой "Бумажный волчок" http://www.stihi.ru/2013/01/16/4757
Не знаю, что мне мешает больше –  выбранный формат (для А-4 стихотворение  ритмические «неровное», формат А-4 это подчеркивает, обнажает, как никакой другой); или  ассоциативный накат образов, мало связанных друг с другом, а  то и не связанных вовсе; или неудачна  пунктуация – монотонное перечисление через запятую… скорее всего, всё вместе. Разбей его на строки, вывери интонационную пунктуацию – совершенно по-другому  стих заиграет смыслово,  образно… скромное частное мнение, разумеется.

Алена Рычкова "Предзимье" http://www.stihi.ru/2013/01/01/3954
Царапнуло  повторяющееся плаксивое  «ою» в строке:

Мамкою, самкою – серою мышью, прятать мышат

Мне кажется, от них можно безболезненно избавиться, ритмика текста позволяет.
А стихотворение замечательное – нежное, светлое,  с нетривиальными образами, чудесно переданной атмосферой. Не перевелась еще  любовная лирика на земле поэтической) Спасибо.

Миронова Елена *** ("Ничего не заканчивается. Даже тогда...") http://www.stihi.ru/2012/12/08/5045

Страшное… и страх мой был не бутафорский, а настоящий. Еще – автор уверенно держится на грани, за которой – трагифас, эпатаж, спекуляция на теме, пляска на костях. Держится  и не переступает  грань.
И одна просьба к автору – не отдавай хохлому – уместный образ, очень точный. Спасибо.

Валерий Исаянц "Попутный перевод" http://www.stihi.ru/2008/12/25/2616

Нет, стихотворение хорошее – сытное такое, масса аллюзий, смыслокудесничество богатое, умелое жонглирование словами… но его не выбираю из-за (ну на мой скромный вкус) этой самой перенасыщенности  образами, аллюзиями и смыслом. Многовато мне было всего и, особенно, литературы в нём…

Галинас "стекло" http://www.stihi.ru/2010/12/28/3644
Авторское стихотворение – изящное, атмосферное и объемное (в смысле не плоское) с  легким дуновением обэриу, а  поющая патефонной иглой женщина – вот это со мной теперь надолго!)

Попридираться? Можно

В доме пахнет молью, мандаринами,
нафталином вязаных вещей,
чем-то летним – голубыми глинами,
зверобоем розовых полей.

Мне  строфа показалось… ну, интонационно однообразной, что ли…. рифмы мандаринами-глинами и вещей-полей сами по себе грамматические,  их «спасла» бы разная интонация. Но и она одинаковая. Потому звучит уныло.

Мелочи, естественно, стих-то хороший. Спасибо.

Лена Рышкова "поэт" http://www.stihi.ru/2012/11/09/672
Знаю автора по другим стихам – многие читала, многие запомнились.  Но заявленное в лонге не выбираю. Мне кажется, оно – слишком простое и «не брендовое» что ли…  именно для этого автора.

Алина Кодали "непроизнесённое" http://www.stihi.ru/2012/12/06/1870
Такое… болевое стихотворение. Но уж слишком  технически шероховатое – много необязательных слов в тексте, слов-заполнителей; да и банальные рифмы, банальный сюжет, банальные образы еще и с дидактикой в финале… простите.

Наталья Малинина "Покров колокольный. Ярославль" http://stihi.ru/2009/05/04/3878
Еще один стих для хорошего литературного журнала – написано литературно, умело, чисто; и звон колоколов слышен. Но мое проживание стиха – минимально… почему, не знаю… возможно, мне нужно хоть раз самой увидеть и услышать эту красоту.

Сергей Богомолов "В небе идёт молебен" http://stihi.ru/2009/03/01/5696
Хороший стих – настроенческий такой…  короткая строка выбрана удачно – очень выигрывает с ней текст. Но, все же,  такое впечатление, что фрагментарно строки не «сцеплены» по смыслу. Нет, интуитивно связывается, но не вполне  убедительно.

Стран-Ник, "На смерть городского сумасшедшего" http://www.stihi.ru/2010/06/30/7557
Вроде и хорошо… но много в стихе уже подержанных образов: усталый седой господь, вечность, бездна, подлунный мир, обрывки сна, вечный бродяга,  эфир… действительно удачные образы, авторские,  вязнут в затасканных, тонут,  а мне за них очень  обидно… простите.

Аюна Аюна "странствующим и путешествующим" http://www.stihi.ru/2010/12/28/543
Автор может сказать в 2-3 строках то, на что мне понадобился бы, как минимум, лист А-4) вот за это люблю стихи Аюны. Лаконичность и глубина одновременно.

Сколько долин тишины –
В строке слово «тишины» мне показалось лишним, т.к.  в последней строке есть уточнение – между ударами сердца. Понятно ведь, что между ними тишина… мне кажется, можно было усилить  строку, убрав «тишины», и как-то охарактеризовав долины в первой строке. Но это совсем личное ощущение, оно, скорее всего, ошибочно.
А вообще вдумайтесь в стих-метафору, в тишину между ударами сердца –  умиротворенную или волнующую, иногда тревожную, иногда затянувшуюся, зловещую… Спасибо.

Частный Случай "В городе мёртвых – осень" http://www.stihi.ru/2012/09/27/4127
И это интересное… но в нем со мной такой парадокс приключился – чем больше автор сгущал краски, вырисовывая поэтичные ужасы, чем больше пугал, тем меньше  дрожала, а потом и вовсе бояться перестала.  Стих для меня избыточен на образный ряд и слова, но отдаю должное – некоторые образы – великолепны.)

Людмила Парщикова "По облаку..." http://stihi.ru/2012/04/14/8735
Просто, глубоко, больно, сплошная, захлебывающаяся интонация – полное проживание стиха у меня. И, если бы еще не вечность… но, может, без неё никак именно в этом стихе… спасибо.

Регина Мариц "Кишинёв" http://www.stihi.ru/2013/02/11/1000
Прочитала и ахнула. Точный стих, ничего лишнего в нём,  и целый мир открылся для меня – новый, интересный. Спасибо.

Иван Андрощук "Полыхают на небе костры созвездий..." http://www.stihi.ru/2011/11/07/2597
Неплохой стих, отдельные строки так чудо хороши. Но столько уже читала подобной рефлексии, где изможденность, опустошенность, одиночество на грани и за… что сливаются у меня подобные стихи в один большой-большой стих, простите.

Александра Герасимова "за край ещё непрожитого дня" http://stihi.ru/2012/12/24/2126
Постоянно читаю автора, многие её стихи  люблю… изюминка стихов Саши – такая… музыкальная рефренистость, мелодика текста, его звукозапись... поэтому этот стих  не выбираю.

они ли тонут тонут ли в них мхи

Саша, это в помощь логопеду строка… 

в моём ли суть лесу

до неприличия звучит…

Любить стихи автора не перестану, но этот не выбираю…

Инга Сташевска "поутру..." http://www.stihi.ru/2012/12/06/5627
Любопытное стихотворение, образы сочные, но моему восприятию поэтического текста мешали  громоздкие сложные бессоюзные, сложносочиненные и сложноподчиненные предложения, в  которых  плутала, бесконечно связывая их для логики и смысла…

поутру, выбирая обувь – цвет и каблук,
Коломбина (помнишь?) браслет, коленки, строки Сафо
негритянский блюз или соул – на каждом углу,
саксофон под окном, конечно же, саксофон.

подбирай на завтрак ложки, прибор, сок и стакан,
Коломбина любит (пардон, любила) дешевый сыр,
и с ногами в кресле, ладони прижав к вискам..

Амирам Григоров "Неспешный свет" http://www.stihi.ru/2010/05/24/3364
Тревожно-щемящее, лексически и семантически плотное, образность – исключительная, авторская… спасибо.

Алекс Шубин "Ночное озеро" http://www.stihi.ru/2012/11/11/471
Дохнуло, пахнуло серебряным веком или не серебряным… а вот, позвольте:

«над озером скрипят уключины
и раздается женский визг,
а в небе, ко всему приученный,
бессмысленно кривится диск»

и еще:

«И сердце смутное и чуткое к обманам
Во сне становится прозрачным и простым, -
Но для нее одной! - и стелется, как дым,
Прохлада слез ее над тягостным дурманом.

Темноволоса ли, светла она? Бог весть.
Не помню имени - но отзвуки в нем есть
Оплаканных имен на памятных могилах,

И взглядом статуи глядят ее глаза,
А в тихом голосе, в его оттенках милых,
Грустят умолкшие родные голоса.»

Эдакая чарующая смесь в стихе Тютчева, Анненского, Блока и немножко Верлена – на третьей ноте.)
Но нравится, нравится стих,  несмотря ни на что, и хоть убейте меня… спасибо.

Аглая Паюшина "Счастье снимается через голову..." http://www.stihi.ru/2012/03/24/8826
С интересом читаю автора, вижу динамику стихотворчества, которая мне, как читателю импонирует. В  стихе образ – да, замечательный, стих плотный, лишнего нет, но нет и прорыва на какие-то другие смыслы, зато есть  монотонность действия (надеваю-снимаю; снимаю-надеваю), и мне не совсем понятен финал. Но спасибо.

Алексей Ефипов "Техас" http://www.stihi.ru/2012/11/25/10147
Честно заявленный игровой стих. А почему нет? Да вполне. Торчат уши Маяковского. Но если автор скажет: «так и было задумано», поверю безоговорочно.  Но в шорт не выбираю – просто не моё…

Юлия Елина "Проросла в саду его..." http://stihi.ru/2012/08/04/4276
Хороший стих. Но слишком явственно (для меня) звучит в нем Песнь Песней, и она фрагментарно перебивает сильный авторский голос. А он сильный, я-то читала другие стихи автора, мне есть с чем сравнить…

Ярополк "коробок" http://www.stihi.ru/2012/08/17/8329
Когда его читала,  разреветься  хотелось… такое оно… по-детски беззащитное, трогательное, щемящее. Спасибо.

Павел Хоренко "Летел самолёт над городом" http://stihi.ru/2013/02/27/8735
Оказалось,  автор юн, но скромное мое мнение – талантлив. Некоторые слова еще не на своём месте (например, «жертвенность улицы»,  и «вечность в слова облекать»),  оттого звучат неуверенно или вычурно,  но дело сие поправимое и проходящее. А вообще – респект,  удивили, автор.

Подружка Сенбернара "абырвалговое" http://www.stihi.ru/2013/01/05/249
Понравился стих… вот, вроде, и строка длинная (не люблю такие), но не напрягает она, потому что есть ощущение легкости владения словом. Как будто слова сами услужливо подбегают, чтобы быть вставленными в текст. И затертая тема поэзии и поэтов  не напрягает, потому что фантазия автора – выше всяких похвал. Спасибо.

Маша Не "записки сумасшедшей" http://www.stihi.ru/2013/03/02/4880
Очень удачно выбран формат, редко у нас используют поэты А-4 по назначению; мастерское жонглирование словами,  созвучиями, смысловыми конструктами… но для меня это не главное в стихе. Выбираю стих за его  отчаяние и надежду «Не разучилось сердце. Я заболела Вами. Будет весна. Я знаю»
Спасибо.

Елена Слободская "послелетнее" http://stihi.ru/2012/09/07/9519
Понравилось стихотворение. Очень оно эмоционально «выверено» и заполнено атмосферой уходящего лета – запахами, звуками,  сочные (простите!) зримые образы – долгая гранитная Нева – потрясающе. Но  в стихе есть  моменты, которые меня смутили:    
сеять – надой – все таки образы разнородные, не складываются они у меня в целостный;  щепоть – это совсем мало – упрятывается в  закрома – что-то большое; рядом с «долгой гранитной Невой» – «Унесет печаль неотвратимо»  смотрится уж совсем бледно и вторично.  Но мимо этого произведения пройти нельзя… спасибо.

Отцы проекта щедро добавили посадочные места в шорт, но он по-прежнему не резиновый,  выбираю:

Шорт:

1. Настя Каменская "Не спеши" http://www.stihi.ru/2012/11/16/97
2. Александр Петрушкин Кыштым "Летящий пёс" http://www.stihi.ru/2012/07/19/4114
3. Александр Попрухин (сКанди) "неворобей" http://www.stihi.ru/2009/05/20/4455
4. Тали-1 "Белошвейка-2" http://www.stihi.ru/2012/11/05/2275
5. Яков Шульц "Голод к людям" http://www.stihi.ru/2012/10/29/3744
6. Галина Самойлова Новая Страница "небо" http://www.stihi.ru/2011/05/27/9052
7. Александр Спарбер "Пьяное" http://www.stihi.ru/2012/02/10/10754
8. Чен Ким "Стишок про рабочий район" http://stihi.ru/2012/02/22/5094
9. Симон Слуцкин "Осенняя молитва" http://www.stihi.ru/2007/02/25-1449
11. Кира Леонидова "Дождь" http://www.stihi.ru/2012/10/30/5845
12. Валерий Таланин "Эмаль" http://www.stihi.ru/2011/02/13/664
13. Никита Брагин "Вакханалия" http://www.stihi.ru/2013/01/07/8824
14. Геннадий Руднев "Поместье" http://stihi.ru/2009/10/17/7230
15. Алена Рычкова "Предзимье" http://www.stihi.ru/2013/01/01/3954
16. Миронова Елена *** ("Ничего не заканчивается. Даже тогда...") http://www.stihi.ru/2012/12/08/5045
17. Регина Мариц "Кишинёв" http://www.stihi.ru/2013/02/11/1000
18. Амирам Григоров "Неспешный свет" http://www.stihi.ru/2010/05/24/3364 (номинация Катерины Канаки)
19. Подружка Сенбернара "абырвалговое" http://www.stihi.ru/2013/01/05/249
20. Ярополк "коробок" http://www.stihi.ru/2012/08/17/8329
21. Людмила Парщикова "По облаку..." http://stihi.ru/2012/04/14/8735
22. Галинас "стекло" http://www.stihi.ru/2010/12/28/3644
23. Аюна Аюна "странствующим и путешествующим" http://www.stihi.ru/2010/12/28/543
24. Алекс Шубин "Ночное озеро" http://www.stihi.ru/2012/11/11/471
25. Маша Не "записки сумасшедшей" http://www.stihi.ru/2013/03/02/4880

Еще раз всех благодарю. Было интересно попробовать себя ещё и в роли  критикующего читателя. Не скажу, что это моё, вернее, совсем не моё.)  А тем, кого невзначай обидела,  хочу подарить слова Пьера Буаста:

«Пусть враждебное дыхание критики будет для вас не более как бурным порывом ветра для орла – противною силою, которая поднимает его еще выше».

Удачи и вдохновения.

(с) Света Чернышова