Итоги. Александр Петрушкин

Большой Литературный Конкурс
Продолжается отборочный тур ИЮЛЬСКОГО цикла Большого Литературного Уонкурса

http://www.stihi.ru/2009/06/30/5237





ЧАСТНОЕ МНЕНИЕ ЧАСТНОГО ЧЕЛОВЕКА
___________________ ___________________
 

ЧАСТЬ 1. ПРЕДУВЕДОМЛЕНИЕ И ПРЕДЛОЖЕНИЕ

Прежде, чем обозначить и объяснить оценки тех или иных лонг-листёров БЛК – хотел бы сказать, что чтение доставило мне определенное удовольствие и вполне размяло «мыслительные мышцы – ведь согласитесь, что гораздо легче сказать – вот это я люблю/не люблю, чем объяснить – почему люблю/не люблю. Вторая причина, по которой я говорю о полученном удовольствии – это то, что оказалось, что СТИХИРА (первый сайт на котором я когда-то публиковался) оказалась вполне жива и выдает порою вполне добротную литературу. Это замечательно.

Есть еще одна одна причина – по которой я был особо пристрастен при отсмотре номинантов: Поскольку я являюсь главным редакторов электронного журнала «НОВАЯ РЕАЛЬНОСТЬ» (http://neoreal.nm.ru/) мне интересны новые авторы. Могу сказать что авторам, получившим от меня 50 баллов и более (+ДЕМИУРГ), предлагаю присылать мне подборки на электронный адрес wronkain@mail.ru с темой «МАТЕРИАЛЫ В НОВУЮ РЕАЛЬНОСТЬ» (состав подборки – 15-20 стихотворений (150-200 поэтических строк). Это официальное предложение.

Авторам же, вошедшим в 3-й и 4-й список, хочу сказать, чтобы они не обижались на мою (иногда резкую) оценку – помните, что это только частное мнение частного человека – и вполне возможно, что я где-то ошибаюсь.

С уважением ко всем участникам и организаторам конкурса,
Александр Петрушкин
1 июля 2009 года, г. Кыштым, Челябинская область


ЧАСТЬ 2. СТАТИСТИКА

I. ШОРТ-ЛИСТ

1. ДМИТРИЙ МАШАРЫГИН ОЗЕРСКИЙ, "в потерянном доме мы вместо кого" 96 баллов
2. АЛЕКСАНДР ИЛАЙША, "Ыцясем" 93 балла
3. СКАНДИ, "неворобей" 89 баллов
4. СЕРГЕЙ ПАГЫН, "Вот жук толкает свой навозный шар" 85 баллов
5. ПАВЕЛ ГУЛЕВАТЫЙ, "Жизнь длинная" 85 баллов
6. CВЕТЛАНА ШИРАНКОВА, "Баллада о проходящих мимо" 83 балла
7. ДМИТРИЙ АРТИС, "Открыта дверь..." 80 баллов
8. ЛЕШЕК, "бродильное" 80 баллов
9. АНУКА, "городской взгляд на корову" 78 баллов
10. ПОЛЯКОВА МАРИНА, ""Урок" 77 баллов

II. ДОБРОТНЫЕ СТИХИ (Скорее плюс, чем минус)

11. АНДРЕЙ ШИРОГЛАЗОВ, "Рабсак под иерусалимом" 75 баллов
12. ЧЁРНАЯ ЛИСА, "Полеты во сне и наяву" 71 балл
13. АЛЕКСАНДР СПАРБЕР, "Зеркало" 68 баллов
14. ВАЛТОРНА, "О Время..." 68 баллов
15. ЛЕНКА ВОРОБЕЙ, "безымянной звезде" 67 баллов
16. ТАЛЕСТРА, "Сочельник" 65 баллов
17. МИХАИЛ АЛЕКСАНДР, "Монолог мыши" 63 балла
18. НАТАЛЬЯ ШЕШУКОВА, "Возможность счастья" 60 баллов
19. ДОКТОР ГУМИС, "Теория исчезающих богов" 60 баллов
20. ЁЖ ЛИРУ, "взгляд из песочницы" 62 балла
21. ТОВАРИЩ МЯУЗЕР, "Авитаминозный зомби. Карикатурный автопортрет" 61 балл
22. НАТАЛЬЯ ВОРОНЦОВА-ЮРЬЕВА, "Частный случай в Ташкенте" 60 баллов
23. ГУРОВ, "О здравствуй моя Елена" 60 баллов
24. ВЛАД ЮЖАКОВ, "Введение в Ленинград" 60 баллов
25. Ю.ЦЫГАНКОВ, "Это, как дверь открыть..." 58 баллов
26. МАКАРКА (СЕРГЕЙ МАКАРОВ), "питерское" 50 баллов
27. АНЯ.РУ (АННА РУБАНОВА), "привет, я в кокаиновом апреле" 50 баллов
28. РЕЙВЕН, "вода" 50 баллов
29. BARRY VERSHOV, "Танец с дочерью" 50 баллов

III. СТИХИ С НЕКОТОРЫМИ НЕДОСТАТКАМИ на мой субъективный взгляд
(Скорее минус, чем плюс)

30. КЕЛЬМАНДО, "Демиург" контроля 45 баллов
31. АЛЕКС НЕЖЕБУД, "Заклятие жарой" 45 баллов
32. АПОФИС, "Однокрылые ангелы" 40 баллов
33. ТАТЬЯНА ЧЕБРОВА, "Брат сад" 40 баллов
34. БЕЛЬСКИЙ БОРИС, "Седьмое заклинание ветра" 35 баллов
35. ЮЛИЯ ЛИСТВИЦКАЯ, "Остров" 32 балла
36. ДАША ДОСС, "А я топилась вчера в колодце..." 30 баллов
37. ВЛАДИМИР БЕЗЛАДНОВ, "Калигула" 30 баллов
38. ЛИЗА ГАЛУЗИНА, "имя тебе" 30 баллов
39. ПАСТУХ ЛА, "Рохл-Лейка" 27 баллов
40. МАКС ЗИМОВ, "Даллас" 25 баллов
41. НАТАЛЬЯ МАЛИНИНА, "Финифть" 25 баллов
42. ВИТАЛИЙ ФЁДОРОВ, "Первое воспоминание" 15 баллов
43. СЕЧЕР, "Молитва" 15 баллов
44. КРЕСТЬЯНКА-БАРЫШНЯ, "Задористое" 12 баллов
45. КИРА ГРОЗНАЯ, "Посмертный монолог" 10 баллов
46. ЕЛЕНА НЕКРАСОВА, "Однажды в детстве" 10 баллов
47. ЕВГЕНИЙ СТАРОВЕРОВ, "Отцу" 10 баллов
48. GRAFOMANKA, "Нету-2 Реминисценции вне темы" 5 баллов
49. ВАЛЕРИЙ БЕРСЕНЕВ, "Кандык" 5 баллов

IV. СТИХИ, КОТОРЫЕ НЕ НУЖДАЮТСЯ В ОЦЕНКЕ
(За гранью добра и зла)

50. ЧЕН КИМ, "Круговорот" (вне конкурса)
51. ЮРИЙ ХАЛИМОВСКИЙ, "Другу" – (минус 10 баллов)


Часть 3. Замечания на полях стихотворений

ДМИТРИЙ МАШАРЫГИН ОЗЕРСКИЙ, "в потерянном доме мы вместо кого" 96 баллов
http://stihi.ru/2009/05/05/40 номинатор Мелькор

я даже не помню что их хоронил
я с нашим ребёнком во сне говорил
и ты обнимала меня а потом
поставила крест где лежал я вверх ртом…

Для меня стихи в которых автор делает из читателя – не слушателя, а участника – наиболее интересны. По нескольким причинам:

1. Стереорежим прочтения – возможность прочитать стихотворение в 2, 3 вариантах (не меньше). Прежде всего, такой режим возникает в результате – стирания знаков препинания. Если стирание знаков – продуманный прием, то имеется результат; если же это всего-навсего следование моде или элементарная неграмотность – то мы наблюдаем нечто похожее на бред сумасшедшего. Но следует учитывать, что подобные стихи – подразумевающие соавтора/читателя – предполагают собеседника из соответствующей первому автору культурной, социальной, интеллектуальной и мифологической среды и не принадлежат общемировой литературе до тех пор, как автор сам не станет мифом (читай частью этой литературы) – или не станет.

2. В подобных стихах – собеседник не может быть обманут звуком – фальшивое звучание или сбой (если таковые в наличии) – особо выпячивают сами себя и от них нельзя укрыться одеждами из точек и запятых. Стих стоит голым передо всем миром.

3. Я полагаю, что стих должен исходить из степени человеческого [авторского] стыда. Стыда за написанный стих, за прожитый день, за то, что ты взял на себя ответственность говорить с Богом за весь мир и приносить в своих косноязычных муках покаяние за своих близких и свой дом. Данный текст – для меня однозначно относится к таким стихам.
Сделанный, как клип, из кадров разных времен и пейзажей реальных и инфернальных – он рассказывает путь взросления человека от матери (потерянный дом…) до необходимости пройти весь путь – ответить за себя и других (качались качели и кто-нибудь в них/качались за ними качались за них…), за свое рождение (в разбитом окошке разбитом потом/разбитом с тобою разбитом с тобой…). Ответить перед Своей Жизнью и Своей Смертью (две женщины знали что я не приду…).
С этих трех обозначенных точек оценки – этот стих однозначно принадлежит области высокого искусства.

АЛЕКСАНДР ИЛАЙША, "Ыцясем" 93 балла
http://www.stihi.ru/2009/05/10/3398 номинатор Виталий Литвин

Март. Раннее-раннее утро.
Рождение новой смерти
в синей купели мира.
И удивлённая жизнь…

Очень сложное стихотворение (чем и интересно) – ребус, с которым можно просидеть не один день) – разгадывая, разглядывая, разглаживая, вымеряя, осознавая необходимость именно такой постановки слова. Мне – ДА.

СКАНДИ, "неворобей" 89 баллов
http://stihi.ru/2009/05/20/4455 номинатор Выход из-под контроля

…истово буквам не верь не исповедь
я здесь не храм городил а изгородь
если и вспыхнет где истина искрами
так всё одно повытопчут.

Стих сильный, стыдящийся, сомневающийся, что делает честь автору. Прямолинейный – единый, не дающий свободы читателю – как говорил один мой друг: «Смотри, сука, смотри в глаза Богу своему и себе…»

СЕРГЕЙ ПАГЫН, "Вот жук толкает свой навозный шар" 85 баллов
http://stihi.ru/2008/06/23/1000 номинатор Gavs

Вот жук толкает свой навозный шар
в скупую лунку от росы упавшей.
Вот бабочка, что крохотный пожар,
уже пылает над разбитой чашей…

Вот это стихотворение для меня расположено в комнатах Блейка. Редко, кому удается показать метафизическую сущность миропорядка через максимально простое сочетание максимально простых предметов, что мало у кого получается и среди профессиональных литераторов, чрезмерно увлекающихся максимально сложными словесными конструкциями для описания максимально простых вещей. Я надеюсь, что вы поняли, что я сказал.

ПАВЕЛ ГУЛЕВАТЫЙ, "Жизнь длинная" 85 баллов
http://www.stihi.ru/2007/10/15/353 номинатор Оскар Боэций

Если в ковали подамся добра наживать -
будет над чем подумать,
чем синице пособить…

Очень необычный стих для стихиры – хотя бы тем, что совмещает в себе русские (славянские наговоры) и западный верлибр. В итоге мы получили к прочтению славянский верлибр – это для меня особо представляет интерес, поскольку раскол между пишущими регулярные и нерегулярные стихи в современной российской поэзии на лицо. Здесь же мы имеем дело с вполне возможным компромиссом.

CВЕТЛАНА ШИРАНКОВА, "Баллада о проходящих мимо" 83 балла
http://www.stihi.ru/2008/08/01/1257 номинатор Ноев Ковчег

Но часть тебя останется во мгле,
дрожа от жути, холода и смрада,
на небывалой выжженной земле
среди таких же проходивших рядом.

Стих примечателен тем, что не только исходит основания школы Бродского (такое как вы заметите из обзора – в данном Лонге встречается неоднократно), но и проходит мимо – насквозь – развивает то, что было размечено как схема в нескольких ранних стихах И.Б.
За что автору спасибо. Хотя это – не баллада. Структура другая.

ДМИТРИЙ АРТИС, "Открыта дверь..." 80 баллов
http://stihi.ru/2008/05/11/3967 номинатор отборочный тур БЛК

…Прикроем дверь,
оставим без присмотра
обитель нерушимого комфорта,
где я сижу, и лампочка не меркнет,
и хорошо революционерке.

Один из немногочисленных состоявших стихов в представленном мне Лонг-листе конкурса, потому что показывает мир через призму авторского взгляда, потому что автору нет необходимости раъяснять правильность постановки слов в единственно верном порядке. Маленькое замечание, так и не смог представить себе [Открыта] дверь
[на лестничную клетку] похожую на скомканную кепку… что в начале притормозило мое вхождение в текст

ЛЕШЕК, "бродильное" 80 баллов
http://www.stihi.ru/2009/04/10/7191 номинатор Владислав Сергеев

...Ну, что, отбой...хорош ****ь мозги, пытаясь капли выжать из мезги вчерашних снов, заброженных за сутки....Ты где, разведка? По госпиталям?...привет мon аnge, салям тебе, салям!,... zur Gesundheit!...текут мои минутки....посвистывает чайник на плите...как ты писал?... Тонула в темноте? - «Москва тонула в темноте и рвоте!» ....(Учитывая качество  бухла – ничто не изменилось...бла-бла-бла!...не злись, прошу, я  так увяз в работе)…

Вот до этого момента был очень приличный стих (а дальше Ост… то есть Лешека понесло. Если бы он завершался на этом моменте – то стих не потерял бы при моей оценке 15-20 баллов. А так оценка снижена за нечуткость к хронотопу текста, за неумение (или нежелание) быть кратким.

АНУКА, "городской взгляд на корову" 78 баллов
http://www.stihi.ru/2008/05/03/3567 номинатор отборочный тур БЛК

…корова - как душа
деревни -
под опустевший колокольчик

Стих любопытный, несколько нарочитый. Что называется – придуманный. Особенно в самом начале: «…это каравелла/и королева у ромашек,/фигурка пестрая из гжели/со взглядом обнаженной Махи.» В дальнейшем у автора получается перебороть придуманность стихотворения, выйти к собственно мифологизированному тексту, населить его новыми сущностями: «…и рядом с ней все топмодели/всего лишь плечики/для платья./и муууууу - такое человечье./она сказать хотела -/мама!
то есть все вещи мира занимают правильно расположение с его содержании.

ПОЛЯКОВА МАРИНА, ""Урок" 77 баллов
http://www.stihi.ru/2006/03/12-2461 номинатор Владислав Сергеев

На пепелище мы сиротствуем отныне,
Нагаек щедрый дар – рубцы – горят огнем,
Как были мы смешны в своей слепой гордыне,
Какой нам дан урок! Как мы нуждались в нем!..

Очень гладко скроенный, традиционный, выполненный в классической традиции стих. Сказать нечто большее о стихотворении не могу. Пусть скажет сама оценка текста.

АНДРЕЙ ШИРОГЛАЗОВ, "Рабсак под иерусалимом" 75 баллов
http://stihi.ru/2005/03/16-487 номинатор Фима Жиганец

Наверно, выдохнул в сердцах: «Какой поганый городишко!
Ни баб, ни денег, ни воды… А чем-то нравится богам…».

Вот каждое стихотворение, из представленных в Лонге, содержит оценку в самом себе: и это стихо не исключение – перечисление сослагательных наклонений, завершаемое бытовизмом, оживляющим весь текст – как будто автор дал волшебную призму читателю в последний момент.

ЧЁРНАЯ ЛИСА, "Полеты во сне и наяву" 71 балл
http://stihi.ru/2009/05/12/698 номинатор Гоша Спектор

Распрямив за крылом крыло —
птицей, бабочкой
или молью —
рвёшься в небо, и на стекло
натыкаясь,
кричишь от боли…

Процитированный эндшпиль стиха просто замечательный. Вот если бы все стихотворений было бы выдержано на таком уровне, то могло бы претендовать на более высокое место в моем личном хит-параде, но моменты «назойливый шум дождя/потихонечку отмираешь,/
снов аккорды перебираешь…» и еще несколько подобных ставят для меня под сомнение весь текст и – жаль.

АЛЕКСАНДР СПАРБЕР, "Зеркало" 68 баллов
http://www.stihi.ru/2008/09/26/4124 номинатор Мелькор

… …и рассеянно смотрит откуда-то из
неземного сегодня – и видит внезапно
всю свою драгоценную страшную жизнь…

Очень аккуратный стих, без особых открытий – но они и не предполагались автором. Под настроение – а лучше всего под гитару – в своем ностальгирующем кругу. Из недостатков:
Пробелы звукописи вот в этих строчках (пробелы выделены – попробуйте их произнести вслух):

….Начинается доЖДЬНе стреножены кони –
…и дрожит сквозь ладоНЬ Нетерпенье огня
…НаклоняяСЬ,ПРекрасная юная мама
…ЗдеСЬ СЛепая эпоха вспотевшей рубахой
…Влажный след – от стакана – стремительно тает…

ВАЛТОРНА, "О Время..." 68 баллов
http://www.stihi.ru/2008/11/04/3510 номинатор Андрей Моисеев

Но дай передохнуть, безжалостное Время:
Ещё не до конца мной выполнен урок.
Стихами прорасти не успевает семя,
В моей душе тобой посеянное впрок.

Несмотря на некоторое позерство. Стих оставляет ощущение стиха (может быть и не совсем такого, какие мне любопытны, но искренние и слегка исполненные рещетовской светло-осенней интонации. Любопытно.

ЛЕНКА ВОРОБЕЙ, "безымянной звезде" 67 баллов
http://stihi.ru/2007/05/26-428 номинатор Фима Жиганец

И почему же мне вдруг виновато
Так мыслить, хоть и всё равно любя -
Что если он там и ходил куда-то,
То только лишь во сне и под себя…
Поешь и спи.
Приду еще…
к обеду…
Бутылка водки. Всё как ты хотел.
Давай дедуля ёб№ем за победу,
Которую ты в тюрьмах просидел…

Вполне добротное советско-антисоветское стихотворение. Не скажу, что в нем много открытий, но я такие люблю – скорее, по старой памяти, чем от любви к искусству. Приятно все же вспомнить всеобщее кухонное диссидентство, но и кухни нынче не те, и водка не та. А вот в молодости бывало…

ТАЛЕСТРА, "Сочельник" 65 баллов
http://www.stihi.ru/2009/05/28/3666 номинатор Гоша Спектор

И сонно, а может быть, немо...
От райской привядшей травы,
Хрустя подмороженным небом,
Идут к Вифлеему волхвы.

Стихотворение наполнено действительно волшебными (причем ненавязчиво) метафорами – одна из которых приведена выше. Очень любопытный текст, не смотря на воду, которая то и дело вторгается в текст. Ну и вообще надо заметить, что чтобы написать что-то связанное с религией – надо обладать большой смелостью. Религиозная поэзия – всегда была зоной повышенного риска. Сказать нетривиально о прочно утвердившемся культурном коде.

МИХАИЛ АЛЕКСАНДР, "Монолог мыши" 63 балла
http://www.stihi.ru/2006/05/14-244 номинатор Юрий Чигринов

Впрочем, едва ли открытие! В прошлом минуты
были такие, что даже слепцу очевидно:
этот тоннель бесконечен, надежды на выход
нет, если только найдется случайная шахта…

Очень бро(Д)ское стихотворение, и если бы не было Иосифа Александровича – оно заслужило бы у меня оценку много выше – дабы избежать обвинений в голословности, замечу, что я говорю прежде всего о интонационных и ритмических основаниях этого текста.

НАТАЛЬЯ ШЕШУКОВА, "Возможность счастья" 60 баллов
http://www.stihi.ru/2009/05/06/5215 номинатор Владислав Сергеев

На пороге гибели хочется помедлить.
Электричка катится, и закат на спинках
деревянных лавок, мы – в пустом вагоне…

Стих больше, чем нам представлен – автор немного побаивается того пейзажа, который хочет войти в кадр и не пускает этот пейзаж в вагон. А жаль – какой мог бы быть стих! Какое было бы счастье всем нам!

ДОКТОР ГУМИС, "Теория исчезающих богов" 60 баллов
http://www.stihi.ru/2008/01/18/1048 номинатор Ян Бруштейн

…Так взрослей, сирота. Нет ни ада, ни рая,
 И развенчаны Песах и Яблочный Спас,
И никто не обнимет тебя у края,
И никто конфету тебе не даст.

Несколько затянутый по хронотопу текст. Необязательная дидактичность – впрочем, если отрезать у текста этот самый дидактизм (попытки научАть и вкладЫвать «разложенную на составные» мысль в читателя), то может получиться вполне приличный стих. Например вот такой:

Зевс, Афродита. Удобный мир.
Голы, крылаты и козлоноги.
Любят есть фрукты и козий сыр
Декоративные эти боги.
Яхве, Аллах, Иисус Христос...
Бог твой придумывает псевдонимы.
Бог даст ответ на любой вопрос,
Боже твой - правый, единый, любимый.
Ты же - без папы. Без карты. Без сна
Следуй – наощупь - своей дорогой,
И повторяй на ветру одна:
"Нет тебе бога. Нет тебе бога."
Нет твоей боли, и с тенью – свет
Борется здесь – а не там. Колени
Не преклонить, не склонить главы.
Так – одиноки, жестоковыйны
Следуем – воины и муравы
Синей не мнем во степи ковыльной.

…Так взрослей, сирота. Нет ни ада, ни рая,
 И развенчаны Песах и Яблочный Спас,
И никто не обнимет тебя у края,
И никто конфету тебе не даст.

ЁЖ ЛИРУ, "взгляд из песочницы" 62 балла
http://stihi.ru/2008/06/18/714 номинатор Новый Конкурс

…отцветают поля одуванчиковые
середина июня - лето
где-то девочка ищет мальчика
где-то…

Опять же стих напоминает в самом начале хорошо заученную комнату Бродского – правда в финале – стих уходит в другую сторону и это само по себе хороший ход. Вообще стих оставляет ощущение, что автор вполне умел – и у него есть более удачные и самостоятельные стихи, которые имеют точку опоры внутри автора, но не внутри состоявшейся литературы.

ТОВАРИЩ МЯУЗЕР, "Авитаминозный зомби. Карикатурный автопортрет" 61 балл
http://www.stihi.ru/2007/03/28-1433 номинатор "Выход из-под контроля"

- Да что Вы? Опомнитесь, дорогой...
С "Богом" поосторожнее!
Leave your illusion,
а с ней свои нежные речи!..

Стих искусственный – такие сейчас пишут многие, кто желает понравиться литературной группе «Вавилон»и лично Мите Кузьмину, но – писать искусственные стихи тоже искусство (простите мою тавтологию) и следует быть максимально аккуратными при выборе эпитетов (что в данном тексте не всегда соблюдено).

НАТАЛЬЯ ВОРОНЦОВА-ЮРЬЕВА, "Частный случай в Ташкенте" 60 баллов
http://stihi.ru/2003/03/08-755  номинатор Gavs

… Сходить в отдел за папиным пайком.
В издательство отправить телеграмму
и подготовить рукопись в печать.
Да, и сказать, чтоб все-таки зашила
дыру в халате. Нет – так взять самой.
Ну где же это видано, чтоб гений
ходил с такой дырищей во весь бок!..

Очень гладкий пересказ-переложение прозы на ритм стиха, все правила приличия (т/о есть поэтической правильной речи соблюдены), но все-таки поэзия и проза – разные жанры искусства. У Натальи же есть именно стихи, тем более странен для меня выбор номинатора – моего доброго знакомого.

ГУРОВ, "О здравствуй моя Елена" 60 баллов
http://www.stihi.ru/2006/10/23-66 номинатор Ноев Ковчег

О здравствуй моя Елена
Ты слышала новость дня
Троянцы на побережье
Нашли себе чуда коня…

Иногда становится интересно – что же должно случится далее, куда выведет автор, но повороты и выход оказываются ожидаемыми. Такой вот троянский конь и шах.

ВЛАД ЮЖАКОВ, "Введение в Ленинград" 60 баллов
http://www.stihi.ru/2004/11/12-551 номинатор Борис Панкин

Санкт-Петербург, исчадие культуры!
Сквозь лабиринт твоей архитектуры
Бегут, крича предсмертное «ура»,
Рифмованного слова юнкера…

Очень много культуры и мало поэзии. В остальном – сказанное о предоставленном стихотворении Натальи Воронцовой с полным правом относится и к данному тексту. От того, количество баллов – одинаково. Те же самые достоинства и те же самые недостатки…

Ю.ЦЫГАНКОВ, "Это, как дверь открыть..." 58 баллов
http://stihi.ru/2009/02/12/3304 номинатор отборочный тур БЛК

Это, как... в детстве... дверь открыть, а за ней
счастье смешное и потому - любимое.
Гуси-лебеди чьи-то... Ох, не дразни гусей!
Мало тебе, казак?! - Не ворчи, ты. Мимо я...

К сожалению стихотворение, которое могло бы быть, а могло бы и не быть. Построенное из расхожих фраз (и их переделок), из культурных кодов (заведомо направленных на подсознание читателей) оно вполне работает на читателя неискушенного и привыкшего быть ведомым (зомбированным, шаманизированным),

«Это, как... сплошь и рядом... дверь открыть, а за ней
Гойя - "Капричос" во всей их красе и гнуси.
Распад - родовая болезнь голубых кровей.
Быдло молчит, тянет лямку, плодится, трусит.»
«Это, как... на свиданье... дверь открыть, а за ней
холод, и ночь, и снег по грудь непролазный.
Мордой об стол - не любит! - Стакан налей,
выдерни, как кинжал... и не сдохни сразу.»

но если читатель отключает искусственное – не текстуальное накручивание самого себя – то видит декорации и реквизит, но не автора. Кстати, вот это самое невосприятие уже является личностным моментом – и тут автор для меня стоит в одном ряду с Башлачевым, Высоцким, Летовым.

МАКАРКА (СЕРГЕЙ МАКАРОВ), "питерское" 50 баллов
http://stihi.ru/2003/09/12-838 номинатор Коля Сулима

Дым, голоса - как быстро все уходят
За водосток, в прищуренную мглу
Где скрип песка и ледяная оттепель
Спокойная как будто я умру
Не сделав и шажка тебе навстречу -
Мне трудно объяснить, я даже не знаком
И заходя в прекрасное по плечи
Черемуху ломаю за ларьком.

Это такой симбиоз-коктейль из Мандельштама, Ходасевича и Борис Рыжего (в последней строке). Не люблю этой слегка приблатненной позы, которой и оправдывается в последней строке этого стиха, автор, стыдящийся своей сентиментальности. Просто – не люблю. Человек не должен стесняться своих слез. А фраза – мужчина не плачет и так далее была придумана слабаками. Заплакать – это большое искусство и большая сила.

АНЯ.РУ (АННА РУБАНОВА), "привет, я в кокаиновом апреле" 50 баллов
http://stihi.ru/2005/04/08-1290 номинатор Коля Сулима

Привет! я в кокаиновом апреле.
проследую вдоль Пушкина сейчас.
ты знаешь, мои акции сгорели,
и мой бумажник смыло в унитаз.
да-да. и ни копейки не осталось.
и стерлись ссылки, и украли честь.
я пробовала там давить на жалость,
но мне не предложили даже сесть.
а в горле ты, невыносимо остро,
но жадно, жарко, жаль произнести.
и вскрыть себя, как вену, так же просто,
как сердце на веревочке вести.

Цитирую в полном объеме. Как человек испорченный знанием того, что было написано, исполнено, нарисовано до меня – я ищу всегда аналогии с известным. Вот это стихотворение – сродни песням и эстетике Вертинского, отсюда следуют и иные параметры оценки (неравные исходные параметры в сравнении с другими номинантами).
Очень нравится финальная строчка (хотя и понимаешь ее случайность), но бОльшего в этой ситуации и не требуется.

РЕЙВЕН, "вода" 50 баллов
http://www.stihi.ru/2009/04/03/6059 номинатор Сергей Беленко

А мимо – берег. Птичий, одинокий,
с разбегом пыли, с тёмною ольхой...
И смотрит кто-то-умерший, далёкий –
и долго машет призрачной рукой…

Описательное стихотворение о Стиксе. Местами интересно, но выигрышность задумки текста все же не до конца оправдана его материей – можно глубже, выше, объемней. Господа, просьба – не забывайте, что вы соревнуетесь со всей мировой литературой даже если пишете не обрывках газеты, старайтесь соответствовать.

BARRY VERSHOV, "Танец с дочерью" 50 баллов
http://www.stihi.ru/2003/05/19-1178 номинатор Гоша Спектор

и за все уплочено
камнем в небеса
я танцую
с дочерью
мокрые глаза…

Очень милое, домашнее дневниковое стихотворение, очень личное и очень важное для автора.

КЕЛЬМАНДО, "Демиург" контроля 45 баллов
http://stihi.ru/2008/11/12/3139 номинатор Выход из-под контроля

надоело отстреливать эту шваль,
говоря откровенно, их даже жаль…
и шарманка гнусавит: – Трансвааль, Трансвааль…
и патроны уже на исходе…

Откровенно ритмически напоминает «Письмо генералу Z», что несмотря на высокую техничность исполнения сбивает оценку стиха вполовину (считайте сами).

АЛЕКС НЕЖЕБУД, "Заклятие жарой" 45 баллов
http://stihi.ru/2008/01/15/695 номинатор Коля Сулима

На улицах зной без поблажек,
И толпы от пота мокры,
И тучному городу тяжек
Оранжевый жернов жары…

Стиль городской восторженной поэзии. Вдох и выдох вполне угадываются. Есть смысловые пробросы разговорной речи (необязательность играет подчас нехорошую шутку – не дисциплинирует автора, а расхолаживает: как «зной БЕЗ ПОБЛАЖЕК» (а бывает зной с поблажками?)

АПОФИС, "Однокрылые ангелы" 40 баллов
http://www.stihi.ru/2008/10/19/1284 номинатор отборочный тур БЛК

На антресоли в её  квартире пылится ангелово крыло... Она не знает, зачем ей послан непарный ангельский атрибут, и что тогда бормотал апостол, нарушив тихий её уют…

Очень любопытная заготовка для стихотворения (завязка сюжета), но (к сожалению развития стих так и не получает – отчего остается натюрмортом, наброском… оставляя сумеречное ощущение вдоха без выдоха 

ТАТЬЯНА ЧЕБРОВА, "Брат сад" 40 баллов
http://www.stihi.ru/2008/08/04/65 номинатор Сергей Беленко

Велик, но тесен темный ров,
куда впадает косогор,
и гол простор…

Пока читал первые 4 строки – хотелось сказать УХ-ТЫ! Прежде всего из-за выбранной ритмической структуры для начала. Но по всей видимости у автора не хватило внутренней дисциплины для исполнения всего текста в едином контенте – и начиная со строк:

летающие деревья, птицы с корнями,
дети сияющей тьмы.
Я больше не умею ждать –
созрел зеленый твой ренет,
Жизнь – слово "нет" и слово "да",
но больше нет
словес, телес, тенет, услад,
брат сад.

Стих начал угасать и рваться на малые части. Музыки не получилось.

БЕЛЬСКИЙ БОРИС, "Седьмое заклинание ветра" 35 баллов
http://stihi.ru/2000/11/24-158 номинатор Оскар Боэций

С головой укрывшись дети спят в кроватях. И о спящих
ночь не вымолвит ни слова. Промолчит остывший ветер.
Ветром вечер в ночь уносит.
Ветер свищет потихоньку. Завывает ночь протяжно.
Остановится.
Постой же!
Сон не подотчетен спящим.
Ветер, ветер, ветер, ветер.

Стих забавен прежде всего тем, что совмещает в себе интонации и Хлебникова и Блока, но очень длинен (при этом до «Двенадцать» не дотягивает) – от того и устаешь довольно таки быстро или это стих устает сам. И уходит, и не улавливается…

ЮЛИЯ ЛИСТВИЦКАЯ, "Остров" 32 балла
http://stihi.ru/2004/02/13-1435 номинатор Сергей Беленко

Ласточке пленной родствен,
Бабочке полыньи
Горький великий остров,
Острый комок земли.
Остров —  острее лезвий
Луны уст на устах —
Живораспятый Лесбос
На золотых крестах.
Остров —  молитва ивы…

Продолжение балладно-песенной традиции на стихире. Есть очень любопытные строки (на которых и можно было бы завершить стих), но русская традиция :)) ПЕСНЯ НИКОГДА НЕ ДОЛЖНА ЗАКАНЧИВАТЬСЯ – не позволяет автору завершить стихотворение вовремя. Например вот здесь:
Остров, где плакать страшно, —
Слишком слеза крупна…

ДАША ДОСС, "А я топилась вчера в колодце..." 30 баллов
http://www.stihi.ru/2006/02/21-2044 номинатор Ноев Ковчег

И - по тропинке, росой облитой,
в тумане, в сердце растаявшем…
От сруба чёрного – до калитки…
…Куда мне в небо? Мала ещё…

Манерное стихотворение. Концовка славная – и верно (думаю бессознательно) сделана разбивка на две части. При этом малая часть «…Куда мне в небо? Мала ещё…» перевешивает всё предисловие (необходимость которого – для меня лично сомнительна).

ВЛАДИМИР БЕЗЛАДНОВ, "Калигула" 30 баллов
http://www.stihi.ru/2008/08/01/1943 номинатор Борис Панкин

Я сегодня тоскую по тем «временам несвободы»,
Когда «Творчество» было синонимом слова «Борьба»…

Для меня не имеющего общих воспоминаний с автором – текст опять же прозаичен и сильно привязан ко времени жизни автора – а значит ограничен той географией и тем сообществом из которого исходит. В общем зарифмованные мемуары. Мне – холодно и это правильно. Субъективная ценность стиха бесспорна, объективная – принадлежит процессам архивации истории.

ЛИЗА ГАЛУЗИНА, "имя тебе" 30 баллов
http://www.stihi.ru/2008/02/10/677 номинатор Оскар Боэций

имя тебе – тьма, имя тебе – страх, имя тебе – грех,
именем тем сечь, именем тем жечь, именем тем – пли!
еретиков–ведьм, тайных врагов-гнид, клятых иуд – всех.
слово не то – крыт, профиль не тот – бит, мысли не те – влип…

Читая подобные стихи вспоминаешь свою радость от первой встречи со стихами поздней Цветаевой – ритмические игры, насыщающие паузы (читай: тире) особым смыслом. Но основным достоинством подобных текстов является последующее желание обратиться к первоисточнику.

ПАСТУХ ЛА, "Рохл-Лейка" 27 баллов
http://www.stihi.ru/2008/07/09/640 номинатор Ян Бруштейн

В наше тихое местечко
Не свернет узкоколейка,
И из всех чудес на свете
Есть у нас лишь Рохл-Лейка…

Очень длинная адаптировано еврейская баллада. Отсюда ее продолжительность становится вполне себе занудной и … к завершению (нет, даже к середине стиха – ты уже настолько вымотан, что перестаешь понимать что происходит и откуда появилось – такая нормальная советская свадьба второго дня :) и описание холокоста – почти выстреливает мимо – а это неверно, должно попасть в читателя, а попадает в воду…

МАКС ЗИМОВ, "Даллас" 25 баллов
http://www.stihi.ru/2009/04/29/4233 номинатор отборочный тур БЛК

Куда ни кинь,
в Далласе
всюду клин:
Несанкционированный хлопок

Вот этот текст, для меня, запоздал лет этак на сорок – абсолютно растущий из Евтушенко и Вознесенского, что не было бы большой проблемой, если бы он все таки перерастал бы названных поэтов, выходил бы за пределы их комнаты, а так… полное ощущение погружения в 60-е и хорошо выученного школьником-ботаником урока. Но «ботаников» я не люблю еще со школы. Повторяю не ассоциируйте себя со своими текстами.

НАТАЛЬЯ МАЛИНИНА, "Финифть" 25 баллов
http://www.stihi.ru/2006/12/25-1450 номинатор Новый Конкурс

Я видела Ваш мир насторожённый
За створками татарских длинных глаз,
Где прятался застенчивый моллюск
Под глянцевым покровом перламутра...

Стих для личного дневника и одного собеседника – для того, которому сравнение «ДЛИННЫХ ГЛАЗ»  с моллюском (или устрицей) покажется вполне аппетитным.

ВИТАЛИЙ ФЁДОРОВ, "Первое воспоминание" 15 баллов
http://www.stihi.ru/2008/10/14/980 номинатор Андрей Моисеев

Такой же полдень во дворе
Шумел, и тюль качало ветром...
А я, как будто в пузыре
Полупрозрачном и бесцветном…

Стихотворение у которого есть начало – но автор его не продолжил, не развил, не довел, до логического продолжения, а вместо этого ушел в графаманистические дебри:

Не ведая что значит - жить,
Не зная ни тоски, ни скуки,
Я не пытался мир делить
На запахи, цвета и звуки.
И неделимый мир мерцал
Под сонный говор голубиный,
И выплывал овал лица
Из мглы... И в сонные глубины…

СЕЧЕР, "Молитва" 15 баллов
http://stihi.ru/2007/09/24/1778 номинатор отборочный тур БЛК

Во вселенной сплошное томление,
дух комочков её свеж и тих :
"Боже, дай им ярлык на свечение,
а себе - на присутствие в них".

Для меня, чтобы написать стихотворение на духовную тему, надо иметь на это право. Отчего-то очень многие полагают, что имеют право говорить в стихотворении о Боге. Чаще всего их Бог – слишком чахл и нежизнеспособен (короче по образу и подобию «молящегося»). В этом стихотворении я вижу те же самые проблемы.
Набор необязательного:

«Молодым небесам согреться/этим светом невиданным хочется», «Разлетятся детства зарницы/по просёлкам и магистралям»;

И набор несуразностей: «ярлык на детство,/а себе - на его песочницы»,
«ярлык на Царствие,/где не будут нужны ярлыки.»

Всегда с осторожностью говорю о вере, но ярлык – это «печать зверя», стало быть «молитва» говорит лично мне о незнании говорящим предмета своего разговора, его поверхностности в предмете говорения.

КРЕСТЬЯНКА-БАРЫШНЯ, "Задористое" 12 баллов
http://www.stihi.ru/2007/11/01/940 номинатор Новый Конкурс

Поля не паханы.
Рассветы брызгами.
Я с первой птахою
Шагну за изгородь…

Псевдонародная поэзия как-бы Некрасов, но лучше народа автора у народной поэзии не бывает.

КИРА ГРОЗНАЯ, "Посмертный монолог" 10 баллов
http://stihi.ru/2008/12/28/4711 номинатор Павел Калинин

Умерла. Но я ли это, я ли?
Чьё надгробье держит мой портрет?
Белый снег на сером одеяле
Мрамора. Скажи мне, не вчера ли
Ты мне говорил, что смерти нет?...

Очень «надсоновское» стихотворение, очень декадентское, - расположено и написано где-то в 1919 году юной Ириной Одоевцевой в замерзшем Петрограде (это я не про авторство, а об интонациях и возможном времени написания)

ЕЛЕНА НЕКРАСОВА, "Однажды в детстве" 10 баллов
http://www.stihi.ru/2009/04/17/3626 номинатор Андрей Моисеев

Мне повезло - однажды я видела коней
Они купали морды в ромашковом лугу
Над Синею рекою сгибался дождь в дугу
И радугой цветною весь день висел над ней

Автор хотел что-то сказать, не сказал. А жаль – какая фактура: ромашковый луг, кони, дождь в дугу.

ЕВГЕНИЙ СТАРОВЕРОВ, "Отцу" 10 баллов
http://stihi.ru/2009/06/02/1078 номинатор Ян Бруштейн

Я не рыдал так, верно, никогда,
Не проклинал так «плотникова сына».
Разбил икону, пьяный как скотина...
О срыве том жалею иногда.

С этим стихотворением у меня конфликт скорее на уровне восприятия – поскольку в нем для меня явно заметны следы иудейского «богоборчества», постольку я, как «тупоправославный», не могу его принять, тем более учитывая пастернаковские подставы-прохлесты:

«Всю жизнь корпел, как вол, под сенью флага…»
[что-что он делал? В тенечке под флагом – корпел – вытворял – перерабатывал = парадигму продолжите сами – надеюсь, что автор на меня не обидится]

«И ночь-полночь срывался под набат.»
[куда-куда срывался? Под набат? И всю ночь стоял под этим самым набатом? И корпел, корпел, корпел]

GRAFOMANKA, "Нету-2 Реминисценции вне темы" 5 баллов
http://www.stihi.ru/2005/11/15-335 номинатор Павел Калинин

Пора устать искать резон.
Ах, мальчик мой, любовь – серсо,
кидай фортуны колесо,
процесс заманчив.
Но, черт возьми, мне тридцать лет,
а Бога нет. И Фрейда нет.
А где мой черный пистолет?
А был ли мальчик?..

Опять же декорации и реквизит, случайный порядок чисел… точнее слова могли бы быть другими и расположенными в другом порядке, это именно лотерея, случайно вытянутые фокусником из шапки случайные вещи: трактор, кирпич, червячок, корова и т.д. Стихотворение могло бы быть, а могло бы и не быть. И если для автора и его номинатора – стихотворение есть, то для меня нет.

ВАЛЕРИЙ БЕРСЕНЕВ, "Кандык" 5 баллов
http://www.stihi.ru/2009/05/14/3429 номинатор Борис Панкин

...Неслись недели. Не до драк.
Работал, позабытый всеми
И, снова сжатая в кулак,
Рука -
Уже хранила семя.

Непонятен принцип номинирования данного стиха. В начале – фильм ужасов «Живые мертвецы», а в финале вы уж извините – процессы Онана (причем подозреваю, что автор желая высказаться красиво – не понял, как подставляется).

ЧЕН КИМ, "Круговорот" (вне конкурса)
http://stihi.ru/2007/08/20-1066 номинатор Gavs

Када уж через край
как ****ет... И старенький сарай,
штакетник ветхий, грядки с огурцами
смывает полностью, практически с концами...

Текст любопытен, НО ПРЕЖДЕ ВСЕГО СВОЕЙ обсценной лексикой, которая работает как пряность в каком-то примитивном блюде. То есть если бы не было вот этого самого неопределенного артикля русского языка – стиха бы не было, а так вот стих есть, но оценку я не выставляю вообще (отмечая для себя) из-за применения запрещеного приема.

ЮРИЙ ХАЛИМОВСКИЙ, "Другу" – (минус 10 баллов)
http://www.stihi.ru/2008/08/12/1164 номинатор Павел Калинин

Набор неологизмов (которые либо не неологизмы, либо вообще взяты из головы) и построение текста иногда доходящее до смешного или вернее черного юмора – попытайтесь увидеть вот такую картинку:

Вылечи, меня, грешного,
помести во всемирный ротор!
Боже (воспринимается как междометие в контексте данного стихотворения, поэтому вполне логично следующее продолжение):

………………………..мой крайний друг!
Дай мне руку, мне не хватает локтя,
мне плеча не хватает живого

{и друг – тот, который крайний, естественно помогает автору «съеденному до ногтя»}
Отрывает от себя последовательно руку, локтевой сустав и плечо. Ой, я лучше помолчу.